Реформа сената при александре 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основные причины и предпосылки преобразования Сената в начале XIX века. Деятельность Комиссии по составлению законов. Обсуждения доклада П.В. Завадовского. Попытки навести порядок в законотворческой деятельности. Личные контакты императора с министрами.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.07.2016
Размер файла 35,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

Реформа Сената 1801-1805гг.: эпоха правления Александра I

Рассуждая о причинах и предпосылках преобразования Сената в начале XIX века, историки выделяют несколько главных факторов. Во-первых, важным является институциональное значение реформы. В главном "хранилище законов" российского государства было необходимо навести порядок, унифицировать процедурные (процессуальные) процессы, порядки принятия и обсуждения отдельных законов, разрешения спорных дел. Указом от 1763 года ПСЗ-1.Т.16. №11989. 15 декабря 1763 г. внутренняя структура Сената была разделена на шесть профильных департаментов, после чего вплоть до конца XVIII столетия не было осуществлено значительных преобразований с целью упорядочить и скоординировать деятельность Сената. Многократные попытки и законодательные инициативы Екатерины II в 1775, 1788 и 1795 годах не поменяли существенного положения дел внутри органа, однако практическое применение идеям императрицы всё же нашлось спустя почти два десятилетия, в частности, в проекте министра юстиции кн. П.В.Лопухина во время реформы Сената в январе 1805 года Иконников В. Сенат в царствование Екатерины Второй. 1888. №1. С.20-39. .

В течение правительства сразу нескольких российских самодержцев роль Сената оставалось второстепенной в структуре государственных органов и учреждений. Временные органы и государственные институты наряду с расплодившимся фаворитизмом оставались главными политическими механизмами и правительственными структурами российской власти к концу XVIII века.

Деятельность Комиссии составления законов и первые инициативы сенатской реформы

Первые проекты реформы принадлежали перу чиновников из консервативного крыла, а также участникам последнего в Российской истории дворцового переворота 11-12 марта 1801 года См.: Материалы, относящиеся до издания указа 8 сентября 1802г. о существе должности, правах и обязанности Сената // Сборник Археологического института. Кн.1. СПб., 1878. . Процесс реформирования Сената затянулся на последующие пять лет. Вопреки принятой традиции в историографии говорить о реформировании Александром I Сената в хронологических рамках 1801-1802 годов, начиная, как правило, с указов 5 июня 1801 года и заканчивая манифестом 8 сентября 1802 года ПСЗ-1.Т.26.№19908. 5июня 1801г.; ПСЗ-1. Т.27. №20406. 8 сентября 1802г. , предлагается рассмотреть процесс обсуждения реформы в период с 1801 по 1805 год. Главный критерий предлагаемого временного отрезка - наличие действительных результатов и признаков совершенствования деятельности Сената после его внутренних преобразований в 1805 году. В этой связи, в рамках исследования реформы нами будут рассмотрены как проекты, предложенные до указа 8 сентября 1802, так и законодательные инициативы, предпринятые уже после этого события вплоть до лета 1805 года. Проекты обеих групп оказали свое влияние на судьбу Сената, на политику самодержца и на политические карьеры отдельно взятых чиновников и министров.

Анализ процесса преобразования Сената - его места в правительственной политике монарха Александра I необходимо начать с деятельности Комиссии по составлению законов в 1801-1802 годах. Именно этот орган молодой император использовал в качестве инструмента для наведения порядка в российском законодательстве и в ответственном за это правительственном органе - Сенате. Комиссия по составлению законов появилась и была создана еще во время царствования Павла I. Тогда орган назывался иначе - Комиссия для сочинения нового проекта Уложения законов, и был подчинен генерал-прокурору Сената. На этой должности в последнее десятилетие XVIII века оказалось сразу несколько опытных чиновников, руководство каждого из которых не дало должного результата от деятельности Комиссии Комиссии составления законов при императорах Павле 1 и Александре 1. П.Майков. С.256-292. Журнал министерства юстиции. №7. 1905. .

Последствия сенатского указа 8 сентября 1802 года

сенат закон император министр

Новый этап обсуждения реформы Сената

Приглашение Г.А.Розенкампфа и привлечение его для составления нового проекта преобразования Сената красноречиво говорят об отношении Александра к прошедшей осенью 1802 года реформе главного правительственного органа Розенкампф Г.А. Указ. соч. С.147. . Необходимость составления нового проекта вызвана, с одной стороны, его недоработкой после обсуждения в Негласном комитете, с другой стороны, привлечение Г.А.Розенкампфа- знак того, что император готов к продолжению преобразования Сената с помощью сил и идей определенных личностей. Дальнейшее реформирование когда-то главного правительственного органа было необходимо государю, в первую очередь, для восстановления 9-й статьи сентябрьского закона 1802 года ПСЗ-1. Т.27. №20406. 8 сентября 1802 г. и получения возможности личных встреч с сенаторами.

В своих автобиографических записках Г.А.Розенкампф описывает обстоятельства его встречи с Александром по поводу нового проекта реформы Сената. Проект уже был дополнен поправками и замечаниями членов Негласного комитета. Более всего недовольства проявил В.П.Кочубей, настаивавший в первую очередь на полном реформировании министерств , а потом уже предлагавший обращаться к преобразованию Сенату. За счёт своего влияния и тесных связей с самодержцем министр внутренних дел первым представляет проект о министерствах, после чего уже Александр назначает встречу с Г.А.Розенкампфом , на которой он хотел уже обсудить Сенат Писарькова Л.Ф. Указ. соч. С.116. . Но Александр явно был неудовлетворен проделанной работой чиновника по какой-то иной причине. Так, например, отсутствие в тексте проекта каких-либо значительных изменений по сравнению с текстом указа осени 1802 года и приверженность Г.А.Розенкампфом уже установленным полномочиям государственных учреждений могло вызвать соответствующую реакцию Александра. Проект Г.А.Розенкампфа действительно не предоставлял новых полномочий Сенату и не удовлетворил государя См.: Розенкампф Г.А. Указ. соч. С.170-182. .

Г.А.Розенкампф, по его собственному утверждению, был необходим Александру для осуществления его главной цели - создания Свода законодательства (конституции). Поспешность и страсть к созданию конституции ярко описан в его записках. Прежде чем создать свод, необходимо было навести порядок в существующих законах, чем позднее и занялся Г.А.Розенкампф, и чем был позднее так доволен Александр Там же. С.374. .

Так или иначе, сам факт обращения к Г.А.Розенкампфу приобрел важное значение для замыслов императора. На данном этапе Александр уже сделал всевозможные уступки В.П.Кочубею и другим членам Негласного комитета в пользу министерств и французских идеях администрации. Обстоятельство приглашения Г.А.Розенкампфа говорило об определенных замыслах императора уже в отношении Сената, которые мог осуществить для него этот дворянин из остзейских земель. Если в случае с Г.Р.Державиным в силу определенных обстоятельств, монарху не удалось задействовать нужного чиновника для работы с законами, то позднее Г.А.Розенкампф и П.В.Лопухин оказались именно теми людьми, которых Александр был рад видеть в Комиссии составления законов и на посту генерал-прокурора Сената соответственно.

Это обстоятельство вновь заставило обратиться к проводимой Александром I политике в отношении Сената и его членов. Князь П.В.Лопухин, как и Г.А.Розенкампф, был назначен на пост министра юстиции и генерал-прокурора Сената личным решением императора неслучайно. Помимо привлечения к работе в Комиссию составления законов князь стал инициатором восстановления сенатских привилегий в 1805 году. Доклад П.В.Лопухина был удовлетворен императором, что придало определенную завершенность преобразованиям Сената в начале XIX века.

1. Андреева Т.В. Тайные общества в России в первой трети XIX в.: правительственная политика и общественное мнение. СПб., 2009.

3. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Тайные советники империи. Российские прокуроры. XIX век. - М.: Российская Политическая Энциклопедия (РОССПЭН), 1995. - 382с.

4. Иконников В. Сенат в царствование Екатерины Второй. 1888. №1. С.20-39.

5. История Правительствующего Сената за 200 лет. 1711-1911.Т.3. СПб., 1911.

6. Коркунов Н.М. Проект устройства Сената Г.Р.Державина // Журнал Министерства юстиции. 1896. №10.

7. Корф М.А. Жизнь графа Сперанского.Т.1-2. СПб., 1861.

8. Корф М.А. Александр I и его приближенные до эпохи Сперанского // Русская Старина. 1903. №2.

9. Майков П. Комиссии составления законов при императорах Павле 1 и Александре 1. с.256-292. Журнал министерства юстиции. №7. 1905.

11. Минаева Н.В. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX века. Саратов, 1982. С.41-49.

12. Министерство юстиции за сто лет. 1802-1902. Исторический очерк. М., 2002.

13. Министерство юстиции России за 200 лет(1802-2002). Историко-правовой очерк. М.,2002.

14. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. М.,1989.

15. М.М. Сперанский и его государственная деятельность с общим очерком истории внутреннего управления в 18 веке. // Русский архив, 1868, №10. Ст. 1585, 1586.

16. Ореус И.И. Д.П.Трощинский. Биографический очерк // Русская старина. 1882. №6.

17. Писарькова Л.Ф. Государственное управление России в первой четверти XIX в.: замыслы, проекты, воплощение. М., 2014.

19. Сафонов М.М.Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988.;

20. Он же. Указ о правах Сената 5 июня 1801 года. С.179-201. ВИДы. Л., 1985.

21. Сборник Археологического института. Кн.1. СПб., 1878.

22. Середонин С.М. Исторический обзор деятельности Комитета министров. Т.1. СПб.,1902.

23. Сухомлинов М.И. Фридрих-Цезарь Лагарп, воспитатель императора Александра I // Сухомлинов М.И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. Т.2. СПб., 1889.

24. Тельберг Г. Правительствующий Сенат и самодержавная власть в начале XIX века. М.,1914.

25. Шильдер Н.К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. Т.2. СПб., 1904-1905.

26. Эйдельман Н.Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVIII-- начало XIX столетия. М.: Мысль, 1982.

Подобные документы

Основные предпосылки и причины создания Сената в России в XVIII века, этапы его учреждения и состав, функции и сфера деятельности. Характер структурных изменений и полномочий Сената, различия указа 1722 г. и указа 1726 г. Сенат при Елизавете и Екатерине.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 24.04.2010

Обстоятельства назначения Г.Р. Державина на высшие правительственные посты. Отмена сенатского "права представления". Д.П. Трощинский и реформа Сената 1801–1805 гг. Отношения сенатора с Александром, утрата политической значимости Государственного Совета.

реферат [35,8 K], добавлен 16.07.2016

Детство, образование и воспитание, восшествие Александра на престол. Внутренняя политика императора, реформа высших органов управления, попытки решения крестьянского вопроса, финансовая реформа. Внешняя политика, войны против Наполеоновской империи.

реферат [48,0 K], добавлен 11.11.2010

презентация [1,2 M], добавлен 16.01.2015

Основные тенденции социально-экономического развития страны. Внутриполитическая деятельность Александра I (1801-1825) и ее противоречивость. "План государственного преобразования" М.М. Сперанского. Внутренняя политика и основы правления Николая I.

контрольная работа [17,0 K], добавлен 06.12.2011

Личность императора Александра I. Восшествие на престол, внутренняя политика. Программа преобразований М. Сперанского и её судьба. Попытки решения крестьянского вопроса, военные поселения. Особенности судебного Сената. Министерская и финансовая реформы.

курсовая работа [66,9 K], добавлен 21.04.2015

Противоречия в социальном, экономическом и политическом развитии России в начале XIX в. История государства с первых лет царствования Александра I - внука Екатерины II и сына Павла I. Внутренние реформы и внешнеполитический курс императора в 1801-1812 гг.

Учреждение министерств было, собственно говоря, единственной вполне самостоятельной и доведенной до конца работой негласного комитета. Тогда же рассмотрено было и затем опубликовано и новое учреждение Сената.

При этом члены комитета отвергли идею преобразования Сената в законодательное учреждение, высказанную отдельными сенаторами, и согласно с основной мыслью Чарторыйского и с запиской самого Сената о своих правах решили, что Сенат должен быть главным образом органом государственного надзора над администрацией и вместе с тем высшей судебной инстанцией.. В основу работ по этому вопросу был положен доклад самого Сената о его правах.

Были приняты следующие основные пункты учреждения Сената: 1) Сенат есть верховное административное и судебное место в империи; 2) власть сената ограничивается единой властью императора; 3) председательствует в Сенате государь; 4) указы Сената исполняются всеми, как собственные указы государя, который один может остановить их исполнение; 5) дозволяется Сенату представлять государю о таких высочайших указах, которые сопряжены с большими неудобствами при исполнении, либо несогласны с другими законами, или не ясны; но когда по представлению Сената не будет сделано изменения в указе, то опротестованный указ остается в своей силе; 6) министры должны представлять Сенату свои годовые отчеты на рассмотрение; Сенат может требовать от них всяких сведений и разъяснений и об усмотренных неправильностях и злоупотреблениях должен представлять государю; 7) при несогласии каких-либо решений общего собрания Сената с мнением генерал-прокурора или обер- прокурора дело докладывается государю; 8) по уголовным делам, в которых дело идет о лишении кого-либо дворянства и чинов, все такие случаи должны представляться на конфирмацию государя; 9) за несправедливые жалобы на Сенат государю виновные подвергаются суду; 10) сенатор, обличенный в преступлении, подвергается суду общего собрания Сената.

В общем эти основные пункты сенатской компетенции не противоречили основным положениям петровского регламента.

При обсуждении в негласном комитете вопроса о реформе Сената и именно при определении компетенции Сената возник, между прочим, в связи с образованием министерств вопрос об отношении Сената к министрам, так как в число статей, определяющих компетенцию Сената, решено было включить, между прочим, и статью о порядке надзора Сената «а министерствами, в силу которой, как только что сказано, министры должны были представлять в Сенат свои годовые отчеты, причем, если выяснялась неправильность действий какого-либо министерства, Сенату предоставлялось право входить к императору с представлением о привлечении соответствующего министра к ответственности.

Еще ярче выразился поверхностный характер тогдашних его политических взглядов в происшествии, вскоре после того случившемся благодаря той статье регламента Сената, которою Сенату предоставлялось право высказывать свои возражения против новых указов, если они не соответствуют законам, неясны по своему смыслу или неудобны по тем или иным соображениям. Это право соответствовало привилегии старых французских парламентов, носившей название droit de remontrance.

Вскоре после опубликования нового регламента Сената как раз встретился повод применить это право. По докладу военного министра император определил, что все дворяне унтер-офицерского звания обязаны служить в военной службе 12 лет. Один из сенаторов, граф Северин Потоцкий, не без основания усмотрел в этом нарушение жалованной грамоты дворянству и предложил Сенату протестовать против такого высочайшего повеления, пользуясь предоставленным ему правом.

Трудно понять, каким образом в уме Александра совмещалась идея необходимости ограничения самодержавной власти с такого рода противоречиями этой идее на практике. Поведение Александра в данном случае тем более было странно, что изложенное право Сената даже не ограничивало, в сущности, его самодержавной власти, так как в случае если бы государь в ответ на протест Сената просто повторил свою волю об исполнении изданного им указа, то Сенат обязывался по регламенту немедленно принять его к исполнению.

В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе.

Шарль де Голль

Негласный комитет

негласный комитет при александре 1

Вступив на престол, Александр 1 искал соратников, на которых можно было бы положиться при руководстве страной. В результате был создал Негласный комитет, в который вошли доверенные императору людям: Строганов, Чарторыйский, Кочубей, Новосильцев. Это были ближайшие соратники императора, которые стояли во главе всех реформ, которые начали проводиться в Российской Империи. Всего Негласный комитет состоял из 12 человек. Официальная работа его началась в июне 1801 года и продолжалось до мая 1802 года. По начальному замыслу основное направление деятельности Комитета заключалась в ограничения самодержавия, но решено было начать с местных, менее масштабных реформ.

Реформы 1801 года

Первые шаги либеральных реформ императора Александра 1 начались с амнистии всех, кто пострадал при Павле 1. В результате амнистии подверглось 12 тысяч человек. Это был вполне осознанное шаг, который наглядно демонстрировала, что Александр не разделяет взглядов своего отца, и что люди, которые представляют угрозу для Павла, являются друзьями для Александра. Это было кардинальное изменение курса внутренней политики страны. Кроме того в 1801 году либеральные реформы включали в себя следующие направления:

  • Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
  • Разрешение свободного выезда за границу.
  • Разрешение свободного ввоза из заграницы любой литературы.
  • Ликвидация Тайной экспедиции. Тайная экспедиция это специальный надзорный орган, который занимался политическим и гражданским сыском. Его место фактического занял теперь Сенат.

Эти реформы были проведены 2 апреля 1801 года. Они не носили кардинальных перемен для страны, но лишний раз подчеркивает курс Александра 1, который стремился изменить все, что делал его отец. Кроме того в этом году была проведена еще 1 реформа, согласно которой разрешалось мещанам и крестьянам покупать землю (указ от 12 декабря 1801). Кроме того, дворянам запрещалось подавать объявления в газету о продаже своих крепостных.

объявление о продаже крепостного

Реформа 1802 года

1802 год ознаменовался реформированием органов местной и государственной власти. В частности, Сенат получил особые полномочия, стал высшим судебным органом в стране. Кроме того, Сенат занимался еще и тем, кто контролировал деятельность всех органов местной государственной власти. Одновременно с этими реформами, Александр 1 изменил коллеги, поставив на их место министерства (указ от 8 сентября). Реформы в России 1802 года породили следующие министерства (всего их было создано 8): военное, юстиции, морское, внутренних дел, иностранных дел, народного просвещения, финансов и коммерции. Для координации деятельности министерства был создан Комитет министров, который фактически занимался вопросами управления внутри страны. Все члены Негласного комитета вошли в новое правительство (надобность в Негласном комитете ропала):

  • Кочубей занял пост министра внутренних дел.
  • Строганов стал заместителем министра внутренних дел.
  • Новосильцев получил должность министра юстиции России.
  • Чарторыйский официально числился заместителем министра иностранных дел, хотя на практике был не заместителем, а полноценным руководителем данного министерства.

Реформы 1803 года

Одними из самых значимых являются либеральные реформы Александра 1 в 1803 году. В начале этого года произошло реформирование системы народного просвещения. Молодой император настаивал на том, чтобы образование и науки были доступны для всех слоев населения, включая крестьян и бедноту. Также было увеличено количество университетов, которые дополнительно получили больше независимости.

Однако самое важное событие этого года, а также одна из важнейших реформ царствования Александра 1, произошла 20 февраля 1803 года. В этот день был издан указ о Вольных хлебопашцах. Согласно этому указу крестьяне могли по согласованию с помещиком выкупить свою свободу. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом указе, поскольку он уже подробно описан на нашем сайте, и вы можете найти этот материал.

крепостные крестьяе и реформы

Все либеральные реформы с 1801 по 1804 года

Выше мы рассмотрели только основные либеральные реформы, которые проводились в России на начальном этапе правления Александра 1. Этих реформ было гораздо больше, и они оказывали воздействие на все сферы жизнедеятельности государства. В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:

  • Образование. Александр заявил о бесплатном начальном образовании для всех. Что касается самих учебных заведений, то они были разделены на четыре основные категории: церковные школы, уездные школы, гимназии и университеты.
  • Нормы поведения и жизни. Был утвержден первый либеральный цензурный устав.
  • Открытие новых университетов. Были открыты крупные университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Работа университетов контролировалась вновь созданным министерством народного просвещения.
  • Шаги к освобождению крестьян. Впервые были озвученны и четко определены крестьянские повинности, а также возможности для выкупа своей свободы крестьянам у помещиков.

таблица либеральных реформа Александра 1

Именно такими были либеральные реформы Александра 1 на начальном этапе его правления. Молодой император с одной стороны пытался показать, что он не разделяет взглядов своего отца но, с другой стороны пытался создать условия для лучшей жизни внутри страны. Можно сколько угодно говорить о причастности Александр к смерти Павла 1, его любви или не любви к России, но его реформаторская деятельность на начальном этапе носила исключительный характер, который был направлен на попытки улучшения жизни в стране.

Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.) представляется достаточно любопытной. В начале своего царствования император рассчитывает провести либеральные реформы и даже даровать России Конституцию, отойдя от основ самодержавия. Однако в конце своего правления царь, столкнувшись с жёстким противодействием его замыслов, отказывается от своих ранних идей. С этого времени во внутренней политике можно наблюдать поворот к реакции.


Личность Александра I

Александр Павлович рос в в обществе сосуществования двух дворов: его бабушки Екатерины II в Санкт-Петербурге и его отца Павла I в Гатчине. Как известно, между матерью и сыном существовала острая неприязнь. Это отразилось на личности ещё совсем молодого Саши, который, по словам В.О. Ключевского, “должен был жить на два ума, держать две парадные физиономии”. Такие отношения сформировали в нём такие качества, как скрытность, лицемерие, склонность к лести и недоверие. Его воспитателем стал швейцарец Ф.С. Лагарп, который приучил юного наследника к либеральным идеям эпохи Просвещения о всеобщем равенстве. Вступая на престол, Александр I мечтал реализовать то, чему его научил Лагарп.

Дней Александровых прекрасное начало


В первые годы правления вокруг императора сложился неофициальный кружок молодых людей, помогавший Александру I – Негласный комитет .

Негласный комитет — неофициальный совещательный орган при Александре I в начале его правления. В него входили ближайшие друзья царя, знакомые ему с детства: граф П. А. Строганов, князь В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев.

Негласный комитет заседал “негласно” и сосуществовал с официальным законосовещательным органом – Непременным советом, куда входили екатерининские вельможи.

В первые годы своего вступления на престол император сделал себя славу тем, что отменил деспотические указы Павла I. Так, в 1801 г. произошло восстановление Жалованных грамот дворянству и городам, был принят указ об упразднении Тайной экспедиции — органа политического сыска. Также Александр повелел возвратить репрессированных при его отце. Кроме того, последовали послабления в ношении одежды, было разрешено вновь ввозить книги из-за границы.

Всё это было благодушно встречено обществом, благодаря чему этот отрезок его правления А.С. Пушкин метко назвал “дней Александровых прекрасное начало”. Под этой фразой он наверняка также имел ввиду ряд послаблений в печати. Так, в 1804 г. был издан либеральный по своему характеру цензурный устав.

Реформы в области образования

  1. В 1803 г. была проведена реформа просвещения, по которой в России впервые вводилась единая система учебных заведений. В ней было 4 ступени: церковно-приходские школы— 1 год, уездные училища— 2 года, губернские гимназии — 4 года и университеты. Реформа была построена по принципам бессословности и преемственности. То есть доступ к образованию был открыт для всех сословий. К тому же, учащийся мог при желании пройти все ступени обучения: от церковно-приходского школы до университета.
  2. В 1804 г. был принят либеральныйуниверситетский устав. Он провозглашал самоуправление университетов : самостоятельный выбор ректора, профессоров, учебной программы и т.д. Также произошло открытие новых университетов: 1802 г. — в Дерпте ; 1803 г. — в Вильно , в 1804 г. — в Харькове и Казани . В 1819 г. Петербургский институт был преобразован в университет.
  3. Открывались также привилегированные лицеи: Демидовский в Ярославле (1805) и Царскосельский (1811), где учился А.С. Пушкин.

Реформы в области государственного управления

  1. Важнейшим преобразованием Александра I стало создание в 1802 г. министерстввместо коллегий. В 1811 г. М.М. Сперанским было подготовлено “Общее учреждение министерств”, по которому определялись устройство и порядок работы органов центральной власти. Министр единолично принимал решения в своей сфере и нёс персональную ответственность перед императором. В том же 1802 г. создавался Комитет министров – орган, координирующий действия всех министров.
  2. В 1802 г. Александр I провёл реформу Сената. Он стал высшим судебным, административным и контролирующим органом. В его обязанности входило делать императору “представления” по поводу устаревших законов и принимать участие в обсуждении новых.

Деятельность М.М. Сперанского

Сын бедного священника, М.М. Сперанский, благодаря своей работоспособности и таланту смог из подняться по карьерной лестнице и стать вторым человеком в государстве после самого императора. Как-то раз в 1806 г., замещая заболевшего министра внутренних дел В.П. Кочубея, М.М. Сперанский своим докладом произвёл благоприятнейшее впечатление на Александра I. С этого времени он стал играть ведущую роль во всех гражданских реформах.


Крестьянский вопрос

Александр I был сторонником отмены крепостного права, но так и не решился пойти на его упразднение. Тем не менее он издал ряд указов, которые должны были немного облегчить положение крепостных. Важным было то, что император отказался добровольно раздавать государственных крестьян в частные руки.

  1. В 1801 г. вышел указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянами. Дворянство лишилось своей монополии на землю.
  2. Также в 1801 г. было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных. Дворяне вместо писали о том, что крестьянин сдаётся в аренду. Поэтому на практике указ не имел никакого значения.
  3. В 1803 г. был принят указ о вольных хлебопашцах. По нему землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп. Однако опять же на практике за первую половину XIX в. на волю было отпущено около 0,5% частновладельческих крестьян.
  4. В 1809 г. вышел указ о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

Несмотря на ряд предпринятых мер, в реальности положение крепостных не улучшилось.

Отдельно стоит сказать о решении крестьянского вопроса в Прибалтике . В этом регионе в Лифляндской и Эстляндской губерниях в 1804-1805 гг. были изданы указы о точной фиксации повинностей крестьян в пользу помещиков. Впоследствии вышли указы об освобождении крестьян Эстляндской (1816 г.), Курляндской (1817 г.), Лифляндской (1819 г.) губерний от крепостного права. Крепостные освобождались, но без земли. Последний фактор имел ключевое значение. Не имея в собственности земли, крестьяне попали в ещё большую зависимость от помещиков, нежели ранее. Отмена крепостного права в Прибалтике впоследствии показала опасность освобождения крестьян без земли.

Проекты по отмене крепостного права в России


После Отечественной войны 1812 г. Александр I не оставил своих либеральных замыслов. Это проявилось, в том числе, и в отношении крепостных крестьян. Так, император приказал ряду чиновников разработать проекты по отмене крепостного права с тем условием, что это не вызывало бы сильного противодействия дворян. Среди всех программ выделяются проекты А.А. Аракчеева и Д.А. Гурьева.

  1. По мысли графа А.А. Аракчеева государство должно было каждый год выделять деньги на покупку земель, заложенных самими дворянами. Это бы не привело к росту их недовольства, потому что они сами заложили их государству из-за недостатка в средствах. Аракчеев предусматривал наделение крестьян землёй по 2 десятины на душу. Стоит сказать, что этот размер земли был необычайно мал, что вынудило бы крестьян арендовать поля у помещиков. Но самым любопытным моментом было то, что на реализацию проекта Аракчеева потребовалось бы около 200 лет.
  2. Проект министра финансов Д.А. Гурьева во многом основывался на записках правоведа М.Д. Балугьянского. Последний считал, что в России необходимо установить различные формы собственности, как в западных странах. Тогда крестьяне получат свободу без всякого специального указа. Стоит сказать об утопичности идеи искусственно насадить в России незнакомые ей формы собственности.

Александр I одобрил оба проекта, но как и во всех случаях ни один из них не был реализован.

Военные поселения

Перед непосредственным описанием такого феномена как военные поселения необходимо сказать пару слов о личности А.А. Аракчеева. Это был необычайно исполнительный государственный и военный чиновник. Именно он провёл успешную реформу артиллерии перед Отечественной войной 1812 г. Однако в традиционной историографии он остался как человек, давший название такому негативному явлению как аракчеевщина.

Разумеется, нельзя всё, что написано в данном определении приписывать А.А. Аракчееву. Известно, что первоначально сам Аракчеев был против военных поселений. Однако когда Александр I заявил, что они будут “во что бы то ни стало”, то он принялся за дело со всеми упорством и преданностью. С другой стороны, это не оправдывает введение им жёсткой дисциплины и суровых наказаний за нарушение порядка.

Итак, вернёмся к истории военных поселений. Идея состояла в том, чтобы поставить армию на самообеспечение , сократив тем самым государственные расходы. Особенно остро эта проблема встала сразу после Отечественной войны, когда экономика и финансы страны находились в критическом состоянии. Поэтому было решено подселить военных в деревню к государственным крестьянам. Чуть позднее было принято решение о превращении самих крестьян в военных поселенцев. В их задачи входило нести военную службу, проводить военные учения и в то же время обеспечивать себя, выращивая продукты.


Военные поселения – особая форма организации войск в России в 1810—1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием сельским хозяйством. Военные поселения создавались в Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерниях.

Была введена жёсткая регламентация дня . За любое нарушение следовало телесное наказание. Такой порядок дел приходился в тягость поселенцам, в результате чего нередко происходили бунты. Самыми крупными стали восстания в Чугуеве в 1819 г. и в Новгороде в 1831 г. Все они были жестоко подавлены.

По началу государству удалось сэкономить определённую часть денег. Однако впоследствии поселения были упразднены из-за их неэффективности.

Конституционные идеи Александра I

  1. По результатам Венского конгресса, на котором обсуждались итоги победы над Наполеоном, Россию получала большую часть Польши. Эта территория вошла в состав империи под названием “Царства Польского”. Александр I решил реализовать свои либеральные замыслы в Польше, и в 1815 г. была принята Конституция Царства Польского. В Польше учреждался выборный двухпалатный парламент – сейм. В своей речи перед поляками император сказал, что желает даровать Конституцию и России.
  2. Вскоре Александр I секретно поручил Н.Н. Новосильцеву подготовить проект российской конституции. В 1821 г. Н.Н. Новосильцев представил царю “Государственную уставную грамоту Российской империи”. Проект выдвигал разделение ветвей власти, введение представительных органов и федеративный принцип. Должен был появиться законосовещательный парламент и из двух палат: Сената и Посольской палаты. Однако всё это осталось на бумаге. Вскоре Александр I полностью отказался от идей введения в России конституции. По мнению историка С.В. Мироненко это связано прежде всего с твёрдой позицией консервативной части дворянства оставить всё, как есть.

Поворот к реакции

Примерно в последние пять лет своего правления Александр I отказался от реформ и перешёл к реакционной политике.

  1. В 1822 г. было восстановлено право помещиков отправлять крепостных крестьян в Сибирь за плохие проступки.
  2. Император увлёкся мистицизмом и религией . В результате в области просвещения усилилось влияние церкви. Так, в 1817 г. — произошло преобразование Министерства просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Синода А.Н. Голицыным.
  3. Начались “чистки” в университетах. М.Л. Магницким был “разгромлен” Казанский университет. В 1819 г. 11 профессоров уволили за вольнодумство. Также произошло ужесточение цензуры.
  4. В 1822 г. Александр I издал рескрипт о запрете всех тайных обществ, в том числе масонских лож.

Подводя итог внутренней политике Александра I, стоит сказать, что император так и не смог достичь поставленной цели – даровать России конституцию. Сохранялась незыблемость самодержавия. Крепостное право так же не было отменено. Тем не менее было именно при Александре I решению крестьянского вопроса уделили особое внимание. Кроме того, в этот период была создана единая система образования, открыты новые университеты. Также в государственном управлении были проведены своевременные реформы.


Всю жизнь Петр I провел в постоянном движении – он буквально не мог усидеть на месте и, в отличие от своих монарших предшественников, обязанностью восседать на троне очень тяготился. Его тянуло то в Голландию – перенимать научные и инженерные наработки, то в Воронеж – строить флот, то к Азову или под Нарву – командовать войсками и участвовать в боях.

Однако дел в Москве было невпроворот, и возникла необходимость создать отдельный орган, который бы ведал царскими делами в отсутствие Петра, а с мелкими государственными хлопотами и вовсе справлялся без него. Так появилась идея создать Сенат.

Девять друзей Петра

Арка, соединяющая Сенат и Синод.

Указ об учреждении Правительствующего Сената был подписан 5 марта (по старому стилю – 22 февраля) 1711 года, когда уже вовсю строился Петербург и были одержаны главные военные победы.

В состав Сената вошли проверенные люди, коих набралось всего девять: граф Иван Мусин-Пушкин, боярин Тихон Стрешнев, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгорукий, князь Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Апухтин и Назарий Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин.

Должности сенаторов в то время были в правительствах Дании, Швеции и других европейских государств, но русский Сенат своим устройством разительно отличался, поскольку должен был отвечать особым потребностям российского государственного устройства. Фактически он обладал всеми царскими полномочиями и подчинялся только императору – можно лишь представить себе, какая власть оказалась в руках этих девяти человек!


Сенату также поручено было заведовать назначением на все военные и гражданские должности, проводить смотры и наблюдать за неукрывательством от службы. С учреждением коллегий и прекращением частых отлучек Петра первоначальную свою функцию Сенат утратил, однако упразднять его все же не стали – за несколько лет он успел превратиться в важный управленческий элемент, ведающий судебными и законодательными процедурами.

Переменная структура


В 1722 году надзором за работой Сената занялась прокуратура, которую возглавлял генерал-прокурор. Сенаторов выбирал лично император из гражданских и военных чинов. Все, кроме сенаторов кассационных департаментов, могли параллельно занимать иные должности. Высшие сановники, члены государственного совета, министры были избавлены от занятий в Сенате, даже если состояли в нем. Остальные обязаны были присутствовать на общих собраниях или регулярно бывать в департаментах.


Число департаментов доходило (по Своду Законов издания 1857 года) до 12: департаменты I распорядительный; II, III, IV - по гражданским делам; V - по уголовным делам; межевой (с 1765 по 1794 год — межевая экспедиция) и герольдии (департамент с 1848 года) находились в Санкт-Петербурге, VI—VIII в Москве, IX и Х в Варшаве. В 1871 и 1876 годах московские и варшавские департаменты Сената были упразднены.

С распространением действия судебной реформы императора Александра II судебные департаменты старого устройства (II-V и межевой) постепенно сокращались и были слиты в один.

Взлеты и падения

Александр Керенский в своём кабинете в Зимнем дворце. Фото 1917 года.

После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 года) в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман, и внимание кабинета к Сенату повысилось, а в 1741 году указом Елизаветы был упразднен кабинет и возвращено былое величие Сенату. Его власть поколебалась в 1760-х годах при Петре III, лишившем Сенат части функций.

При Екатерине Сенат был разделен на шесть департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве. Влиятельность Сената повысилась, но сосредоточилась в руках 3-4 его руководителей, главным образом – генерал-прокурора. В законодательном творчестве этот орган почти прекратил участвовать, постепенно для разных функций появлялись новые ведомства, которые действовали в обход Сената. Вскоре основной его функцией осталась судебная.

Реформа Сената началась при Александре I, когда учреждение пребывало почти в полном забвении. Исследовав состояние Сената в 1801 году, на следующий год император указом восстановил забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената. Сенату было дозволено, если он усмотрит важные неудобства в существующих законах, сообщать о том государю. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи, и прежнего влияния он так и не обрел.

Читайте также: