Реформа мвд 2011 года в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Проблемы полиции попытались решить вливанием денег и увеличением зарплат. Опираясь на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Высшей школы экономики, мы рассчитали, что до реформы (в 2011 г.) средний заработок полицейского не отличался от заработков не полицейских в стране (28 500 руб. в рублях 2017 года против 26 800 руб., но эта разница статистически незначима). Непосредственно после реформы последовало двукратное повышение окладов, и полицейские стали зарабатывать значительно больше. В 2012 г. их средние доходы стали на 60% превышать средние доходы по стране (46 600 руб. по сравнению с 29 200 руб. у не полицейских).

С 1 марта 2011 года милиция в России полностью прекратила свое существование. Соответствующий указ был подписан президентом Дмитрием Медведевым. Зачем же нужна была масштабная реформа МВД, и что поменялось в российских органах внутренних дел, кроме названия? Давайте разберемся.

С чего все началось

Что изменилось после реформы

С чего все началось

В декабре 2009 года, после того, как череда громких преступлений, совершенных сотрудниками милиции, произвела широкий общественный резонанс, Медведев (уже президент России) подписал указ о мерах по совершенствованию работы органов внутренних дел. Что это означало? Во-первых, численность МВД к 2012 году должна была сократиться на 20%. Во-вторых, всем оставшимся в органах сотрудникам должны были повысить зарплату. В-третьих, прием на работу в МВД должен был осуществляться с учетом морально-этических качеств кандидатов.

Первые полицейские, точнее, полицмейстеры, появились в Российской Империи, при Петре I — Главная полиция была учреждена в 1715 году в Санкт-Петербурге. Штат ведомства состоял всего из 41 сотрудника — заместителя генерал-полицмейстера, четырех офицеров и 36 рядовых. Сам генерал-полицмейстер был назначен лишь спустя три года — им стал генерал-адъютант Девиер. Ну, а в российских городах полиция появилась в 1733 году при Анне Иоанновне.

В милицию полиция была переименована лишь в 1917 году, после февральской революции.

Итак, в августе 2010-го законопроект о переименовании милиции в полицию был представлен на обсуждение общественности. Однако, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, 63% россиян на тот момент были уверены, что смена названия ничего не изменит. Кроме того, документ активно критиковали представители оппозиции. Тем не менее, в январе 2011 года закон о полиции был принят Госдумой, и с 1 марта милиция была официально упразднена, а с января 2012-го вся ее символика стала недействительной.

Что изменилось после реформы

Во-первых, органы внутренних дел перестали подчиняться региональным властям. Во-вторых, все сотрудники новой структуры должны были пройти переаттестацию, а те, кто не смогли или не захотели этого делать, были уволены. В-третьих, численность сотрудников МВД сократилась на 22%, а зарплаты полицейских выросли.

На страже порядка: где получить профессию полицейского? - Вузы Нижнего Новгорода

Однако осенью 2012 года глава МВД России Владимир Колокольцев объявил, что проведенная реформа не оправдала ожиданий граждан, и множество проблем в органах внутренних дел все еще не решены.

А в 2013-ом МВД назвала минусы реформы: сокращение числа сотрудников полиции, закрытие десятков специализированных учебных заведений и, как следствие, снижение уровня подготовки стражей порядка.

Переименование милиции в полицию в России произошло в период правления Дмитрия Медведева. Официальным обоснованием для внедрения данной реформы являлось стремление президента полностью перестроить систему правопорядка в стране. Но каковы же скрытые причины переименования?

Разрушение негативного образа правоохранительных органов

К 2011 году службы правоохранительных органов зарекомендовали себя не с лучшей стороны. Коррупционные скандалы, служебные преступления и многочисленные факты превышения должностных полномочий создавали крайне скептическое отношение населения к действующей системе. Нужны были изменения.

История системы правопорядка в России

Реформа при Медведеве была далеко не первой за всю историю российского государства. Аналог милиции появился еще во время правления Петра Первого. На тот момент это была общегородская служба Санкт-Петербурга, состоящая из нескольких десятков полицейских служащих.

Уже гораздо позже, при императрице Анне Иоановне, полицейская служба стала достоянием всего государства. В таком виде полиция просуществовала вплоть до 1917 года, когда пришедшие к власти большевики разрешили имеющийся строй. Так появилась милицейская служба, просуществовавшая под таким именем почти столетие.

Результаты реформы

Согласно социальным опросам тех годов, большая часть населения (примерно 60%) не верили, что реформа МВД приведет к каким-то значимым положительным изменениям. Что же получилось в итоге?

Штат сотрудников в рядах правоохранительных органов уменьшился на 20%, что свидетельствовало о формально более жестком отборе служащих. Это, в свою очередь, повысило средний уровень заработной платы полицейского почти на четверть.

Также все сотрудники по стране были подвергнуты аттестации, которая включала в себя как проверку физической подготовки, так и знание теоретической базы. Тот факт, что почти одна четвертая часть бывших милиционеров не прошли аттестацию, выступал дополнительным доказательством необходимости реформы.

Но, к сожалению, в перспективе положение дел оказалось не столь радужным. Проблемы, имевшие место в службе милиции, плавно перекочевали и в полицию. Превышение должностных полномочий и коррупция никуда не ушли. Название системы изменилось, но негласные порядки и устои остались прежними. Так почему же так?

Всё дело в ментальности. Получая ощущение власти, среднестатистический человек невольно задумывается о возможности воспользоваться своим положением. И осуществит ли он задуманное, зависит исключительно от личностных качеств человека. Другими словами, надо менять не только систему, но и людей. Проведение более глубокого и основательного психологического отбора кандидатов наверняка бы исправило ситуацию. Но на данный момент ситуация с этим такая, какая есть.

В 2011-2012 году, после печально известного Евсюкова, который стрелял в магазине из табельного, был взят курс на реформу министерства внутренних дел.

24 декабря 2009 года Президентом был подписан указ о мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел.

Данный указ предусматривал: сокращение штата МВД на 20%; увеличение зарплаты; оптимизация профильных ВУЗов; исключение дублирования функций в МВД; пересмотр порядка отбора кандидатов на службу; соблюдение социальных гарантий сотрудников, в частности, заявлялось, что благодаря реформе каждый сотрудник сможет получить жилье (при этом все остальные льготы упразднить).

Все задумывалось как создание министерства профессионалов, сотрудники которого за хорошие деньги будут хорошо выполнять свою работу.

Согласитесь и задумка и сами шаги реализации идеи были очень грамотными. Штат раздут - сократить бы его, но не сильно, всего лишь 20%. Увеличение зарплаты - чудесно. Исключить службы, которые выполняют одни и те же функции - очень правильно.

Естественно граждане взбунтовались, мол зачем столько прав то сотрудникам давать? И были правы. Сколько дурачин работает, которые и так превышают полномочия (я именно о дурачках, которые насмотревшись фильмов идут работать на землю и думают, что реальная жизнь - это тоже кино), а тут ещё на законодательном уровне хотят такое принять. Благо от этих статей отказались.

В итоге законопроект пересмотрели и приняли в том виде, который есть сейчас (с изменениями, естественно, которые вносятся и по сей день, непонятно зачем).

ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧИЛОСЬ.

Сократили штат (теперь уже полиции) на 22%. Говорили, что сокращали в основном аппарат управления, но насколько мне известно - просто сократили должности, на которых никто не работал. Зачастую - это должности на земле, например по штату положено 5 следаков, в отделе работает 4. Одну должность убираем, по штату теперь положено 4 следака - вот и все сокращение))))

После данных изменений провели опрос. Согласно ему повысилось доверие граждан к полиции. Однако, у меня ничего не спрашивали, может быть у Вас спрашивали?

Потом подняли зарплату в 2 раза. И в 2012 году это было реально круто. Люди были готовы работать день и ночь, ведь зарплата составляла 1500-2000 долларов. Вполне прилично! (Это Москва, другие регионы не знаю и не пишу о них).

Пожалуй, на этом все изменения закончились.

В результате сейчас мы имеем:

  • штат все также раздут, причём в службах, которые непосредственно борются с преступностью - кадров не хватает, а в службах, которые сидят в кабинетах - все вакансии заняты;
  • профильные ВУЗы сначала позакрывали, теперь опять открывают;

кстати, когда заканчивала универ в 2017 году, готовили к открытию ранее закрытый филиал нашего университета в Твери. Чтобы укомплектовать штат сотрудников Универа - вакансии предлагали нам, выпускникам. От каждого выпускного курса нужно было по 5 девочек и 5 мальчиков (Палочная система - приветик). К моей подружке, которая как раз таки из Твери подошёл нач курса и говорит: Маша, или работай в универ, будешь составлять расписание. Маша естественно отказалась, говорит: я следователем хочу быть, что я зря 5 лет на следственном училась? А нач курса ей в ответ: ДА ТЫ ЗНАЕШЬ ВООБЩЕ ЧТО ТАКОЕ РАБОТАТЬ СЛЕДОВАТЕЛЕМ. И Маша такая: я то знаю, я хоть на практике была (к слову у нас практика на 3 курсе 1 месяц и на 5 курсе полгода), а вот Вы Иннокентий Иваныч ничего не знаете. Иннокентий Иванович сразу же заткнулся, естественно (потому что сам на земле ни дня не отработал, окончил универ - и там же остался работать), и больше с глупыми вопросами к Маше не приставал. Вот любят же у нас в системе люди, которые ничегошеньки не знают учить уму-разуму знающих)))

  • социальных гарантий нет никаких, они не соблюдаются. Квартиру на моей памяти получил только генерал из моего Университета, когда я училась, а других льгот, как таковых, нет;
  • палочная система стала ещё жёстче;
  • подняли зарплату (опять же, это в далеком 2012 году, когда доллар стоил 30-35 рублей эта зарплата была просто шикарна. Правда, сотрудники нарадоваться не могли. Да что там говорить, я на 1 курсе получала стипендию 12000 и чувствовала себя нереальной богачкой. Но потом все изменилось. В октябре 2014 года доллар стал стоить 60 рублей, а что с ним происходит сейчас - сами прекрасно видите. Инфляция, все дорожает, а зарплата у сотрудников не меняется. Ее блин даже не индексировали, только недавно вспомнили об индексации).

Еще один немаловажный итог реформы ждёт Вас в комментариях! А я, как обычно, жду Ваши мнения! Всех обнимаю❤️

Зачем понадобилось переименование милиции в полицию?

В 2009 и 2010 годах президент издал указы, по которым должно было провестись уменьшение количества служащих в милиции, повышение их заработной платы, исключение некоторых повторяющихся и лишних задач, переработка критериев принятия на работу в органы внутренних дел. Тогда же Медведев поручил юристам разработать и представить меры по улучшению работы правоохранительных органов. В 2010 году эти предложения были выдвинуты.

По поручению президента правительство приступило к разработке обновленного закона, регулирующего порядок работы правоохранителей. Медведев выдвинул инициативу вернуть милиции дореволюционное название полиция.

Все разработанные меры, предложения обсуждались на специальном сайте. В конце января и в начале февраля закон был принят обеими палатами Федерального Собрания, потом подписан президентом и с начала марта начал юридически действовать.

Закон “О полиции”

Переименование милиции в полицию

По новому закону произошло переименование милиции: правоохранительные органы получили вместо названия милиция название полиция, численность их сотрудников должна была сократиться на 22% до 1 106 472 двух человек. Они все должны были пройти переаттестацию до определенного времени: сначала до 1 июня, потом время было продлено до 1 августа 2011 года. Переаттестация была успешно пройдена более чем 80 000 работников органов внутренних дел.

По новому закону полиция прекращала заниматься некоторыми вопросами, например, работой с мигрантами-нелегалами, участием в организации системы вытрезвителей, поиском должников.

При обращении к гражданам сотрудники полиции должны по новому закону сообщать сведения о себе (фамилия, должность, звание), показывать служебные документы по запросу граждан, объяснять цель и причину своего обращения. Впоследствии оказалось, что соблюдать все эти требования в определенных случаях достаточно трудно.

Дальнейшие изменения законодательной базы

Впоследствии были приняты другие законодательные акты, относящиеся к деятельности правоохранительных органов. 23 мая 2011 года был утвержден президентом указ об учреждении специальных общественных советов при министерстве внутренних дел и его ведомствах в регионах.

Реформа полиции Дмитрия Медведева

Формирование этих советов должно было завершиться к сентябрю 2011 года при участии полномочных представителей президента в федеральных округах и руководителей субъектов федерации. Советы получали совещательные функции, вносимые ими предложения имели характер рекомендации, они знакомились со сведениями о работе полиции, предлагали свои решения, участвовали в деятельности органов по аттестации.

В июле и ноябре 2011 года были приняты федеральные законы, которые в целом более подробно прорабатывали вопросы, связанные с соцобеспечением полицейских (например, размеры заплаты, пенсий, предоставление жилья).

Критика реформы

Предполагалось, что принимаемые меры должны повысить качество работы правоохранительных органов. Эксперты следили за ходом и результатами введения разработанных мероприятий. Через несколько месяцев проведения реформы милиции в 2012 году ее стали критиковать в некоторых отношениях. Например, указывалось, что при сокращении численности сотрудников органов внутренних дел многие из уволенных были рядовыми работниками различных ведомств, тогда как, по замечаниям критиков, предполагалось уменьшить число лишних руководящих должностей.

Заместитель руководителя комитета Государственной Думы по безопасности и борьбе с коррупцией Александр Евсеевич Хинштейн привел данные, по которым количество работников по делам несовершеннолетних было уменьшено на 28,9%, количество рядовых сотрудников патрульных и постовых служб - на 24,6%, количество работников вневедомственной охраны - на 22,3%, количество сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения - на 20,7%.

При увольнении работников правоохранительных органов их кадровое количество было уменьшено более чем на 17%, количество сотрудников правовых ведомств было уменьшено почти на 10%, количество штабных работников было уменьшено на более чем 21%. В то же время были оставлены в прежнем количественном составе оркестровые коллективы, студийные, танцевальные ансамбли.

Также критики обратили внимание на закрытие 6 из 23 ВУЗов МВД и многих СУЗов. В октябре 2013 года министр внутренних дел Колокольцев в выступлении в Совфеде сказал, что не все запланированные результаты достигнуты.

Например, он указал на нехватку работников в некоторых ведомствах (участковых, постовых). При этом он отметил положительный результат в достижении превышения количества принятых сотрудников над количеством уволенных. В ряде отношений началось переосмысление принятых мер, например, опять вернули работников по организации вытрезвления.

Дальнейшие преобразования Путина

В мае 2014 года президент России Владимир Владимирович Путин несколько повысил численность работников правоохранительных органов примерно до 1 113 000 человек.

В июле 2015 года вышел новый указ президента о уменьшении количества сотрудников органов внутренних дел на 10% до 1 003 172 человек.

Конкретный план был разработан министром внутренних дел Колокольцевым. Он сообщил, что при разработке он учитывал накопившийся опыт прежней реформы МВД при президенте Медведеве и теперь не увольнялись работники ряда определенных профессий, например, оперативные уполномоченные, участковые, сотрудники дорожно-патрульной службы и другие.

Читайте также: