Референдум это кратко история

Обновлено: 05.07.2024

Референдум – это процесс прямого волеизъявления народа, который осуществляется непосредственно путем личного голосования, а не через избранного представителя.

Зачем нужны референдумы и кто их инициирует.

Референдумы в разных формах являются распространенной процедурой для решения местных, региональных или национальных вопросов. Как правило, к данной мере волеизъявления прибегают в тех случаях, когда возникает важный и острый вопрос, требующий непосредственной оценки от населения.

Обычно референдумы организовываются по инициативе правительства, но иногда они могут проводиться по запросу граждан. Это значит, что гражданин или группа граждан имеет право подать петицию с требованием о проведение референдума по поводу того или другого вопроса. Следует отметить, что как проведение самого референдума, так и его порядок, регламентируется законодательством конкретной страны. Существуют страны, в которых вообще отсутствует законодательная возможность проведения любых референдумов. Как правило, возможность проведения референдума свидетельствует о демократичной направленности правительства страны.

Требования к референдуму или как он проходит.

  • Важным фактором является подход и законные рамки в отношении инициации и проведению референдума.
  • Как правило, подобные способы волеизъявления имеют очень длинный период подготовки (обычно на подготовку и реализацию волеизъявления уходит от полугода до двух лет — все зависит от важности вопроса). Это сделано специально для того, чтобы все граждане смогли ознакомиться, с агитацией и аргументацией сторонников и противников определенного решения.
  • При этом правительство не вмешивается и не ограничивает свободы одной или другой стороны.
  • Категорически не допускается вмешательство других стран, которое может повлиять на результат голосования.

Сторонники референдумов утверждают, что сама возможность прямого волеизъявления народа, гарантирует возможность влияния на процессы в государстве. Критики, обычно апеллируют к таким понятиям как компетентность граждан и возможность манипуляций социальными настроениями. Исходя из вышесказанного, можно понять, что референдумы, это полезный инструмент в формировании демократического общества. Но и подводных камней в нем хватает.

Рефере́ндум (лат. referendum — то, что должно быть сообщено [1] ) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран [a] .

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдум — один из элементов так называемой Германии референдумы законодательно запрещены после Второй мировой войны — это связано с тем, что гитлеровский режим был утверждён посредством плебисцитов.

Референдум - это один из способов

Содержание

Древний Рим

В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).

Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.

Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация ( 449 год до н. э. ), с законом Публия ( 339 год до н. э. ) или с законом Гортензия ( 287 год до н. э. ).

Российские референдумы

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Конституция Российской Федерации

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

Закон о референдуме

Практика проведения референдумов в современной России

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы - коммунисты, правые, экологи - выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

Вместе с тем, после принятия Конституции Российской Федерации референдумы регионального и местного уровня проведены во многих субъектах Российской Федерации. Так, в 2003 - 2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов .

Президент России Владимир Путин во время оглашения послания Федеральному собранию предложил внести несколько важных поправок в Конституцию РФ, а также провести по ним всенародное голосование. О чем раньше власти спрашивали граждан на референдумах — в материале “Ъ”.

17 марта 1991 года прошел всероссийский референдум о введении поста президента РФ . В нем приняло участие 75,09% россиян, из них 69,85% поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РФ был избран Борис Ельцин.

Больше федеральных референдумов в России не было. На региональном уровне проходили голосования о переносе столицы (в Республике Коми), о местном времени (в Волгоградской области), о поправках в региональную конституцию (в Чечне и Туве), об объединении регионов (в Красноярском крае, Пермской области, Забайкальском крае и других субъектах).

В 2018 году сразу несколько инициативных групп, включая КПРФ, пытались инициировать всероссийский референдум о повышении пенсионного возраста . Но Центризбирком отказал им из-за нарушений с документами.

Референдум как форма выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально важных нормативно-правовых и политических решений, несомненно, является достоянием не одной нации или народа, а всего прогрессивного человечества.

Развитие института референдума в зарубежных странах.

Экскурс в историю института референдума, на наш взгляд, необходимо начать с анализа зарубежного опыта, поскольку институт референдума и, в частности, практика его проведения в России имеет относительно короткую историю развития и применения. В то время как в некоторых других странах мира, этот политический опыт измеряется столетиями.

На наш взгляд представляется интересной периодизация, представленная Г.В. Синцовым:

I-период (середина XV - середина XIX в.) - появление и становление института референдума в зарубежных странах;

II-период (конец XIX - начало XX в.) - закрепление и широкое распространение института референдума в зарубежных странах;

III-период (середина XX в. - настоящее время) - утверждение референдума как формы народовластия.

Главным образом, мирские сходы существовали в двух формах: очередные и чрезвычайные. Обычно люди собирались на площади под открытым небом. Проекты законов предлагались как кантональным советом, так и просто определенным числом граждан.

Референдум как форма непосредственного участия населения в решении важнейших вопросов социально-экономической, политической жизни общества, а также в разрешении территориальных и международных споров - явление далеко не новое. В специальной юридической литературе датой проведения первого в истории человечества референдума принято считать 1439 год (кантон Берн, Швейцария).

После завоевания Францией Швейцарии в 1798 году, была принята новая Швейцарская конституция. Данная конституция ограничивала некоторые права и свободы, в числе которых было право граждан на народное законодательство.

Конституция Швейцарии 1848 года послужила новым толчком к распространению народного законодательства в форме референдума и народной инициативы. Референдум проводится на трех уровнях: федеральном, кантональном и коммунальном уровне. При этом особое внимание стоит уделить тому, что инициатива его проведения практически всегда исходит от избирателей. С 12 сентября 1848 года по 6 июня 1971 года только на федеральном уровне и лишь по конституционным вопросам избиратели участвовали в 157 голосованиях. Общее соотношение одобренных предложений таково: 63% их исходило от парламента и 13% - от избирателей.

Известный русский ученый П.И. Новгородцев, анализируя результаты швейцарских референдумов, отмечает факт, бросающийся в глаза при изучении данных о результатах целого ряда народных голосований, в виде какой-то нерешительности голосований, проявляющихся в ряде случаев: большинство едва превышает меньшинство. Таков, например, референдум 20 февраля 1898 года, когда швейцарский народ высказался за выкуп железных дорог большинством 386.634 голосов против 182.718.

На наш взгляд причинами этой нерешительности могут быть недостаточная подготовка населения, а также проведение голосования без предварительного совместного обсуждения, которое составляет непосредственную сущность референдума.

В конце XIX - начале XX вв. конституциями некоторых западных государств закрепляются положения, предусматривающие возможность обращения к референдуму при решении не только внутренних, но и внешнеполитических вопросов. Примером тому служит п. 3 ст. 89 Конституции Швейцарии, в котором в 1912 году было зафиксировано положение о проведении общенационального референдума для утверждения международных договоров на неопределенный срок или на срок свыше 15 лет.

Референдумы неоднократно проводились в таких государствах мира, как Норвегия, США, Франция, Дания, Италия, Ирландия, Бразилия и других странах.

По мнению М.Н. Марченко, время законодательного закрепления и использования референдума в политической и правотворческой практике США иногда оспаривается самими же американскими социологами и юристами. Считается, например, по словам Л. Липситса, что референдум в стране восходит к американской революции, когда несколько штатов предоставили своим гражданам проекты конституций на рассмотрение и утверждение.

Таким образом, к началу XX века референдум наиболее активно практиковался на всех уровнях лишь в Швейцарии.

После первой мировой войны, вместе с демократизацией избирательного права значительно распространились все формы непосредственной демократии: референдум, народная инициатива, отзыв главы государства и др. Институт референдума нашел свое отражение в большинстве конституций стран Центральной Европы и прибалтийских государств, образовавшихся после войны. Например, в Конституции Австрии (ст. 41, 43, 60), Вольного города Данцига 1922 года (ст. 43, 47-49), Чехословакии 1920 года (ст. 46), Греции 1927 года (ст. 125), Латвии 1922 года (ст. 48, 50, 65, 72-80), Литвы 1928 года (ст. 103-104). При этом помимо своего традиционного назначения, заключающегося в утверждении или отклонении предложенных актов, появляется новая тенденция в использовании референдума. В некоторых государствах правящие круги рассматривали референдум как способ привлечения избирателей к разрешению конфликтов между различными органами государства.

Референдум также трижды проводился в фашистской Германии. На всенародные голосования выносились следующие вопросы: о выходе Германии из Лиги Наций в 1933 году; о соединении поста Президента с постом фюрера и рейхсканцлера в 1934 году; о присоединении Австрии к Германии в 1938 году.

После второй мировой войны, практика использования института референдума в политической жизни и правотворческой деятельности западных стран получила новый толчок.

Например, в Швейцарии по подсчетам швейцарских государствоведов и правоведов, насчитывается, начиная с 1843 года более 240.

Референдум лидирует среди других институтов непосредственной демократии и находит свое закрепление в Основных законах Франции, Италии, Японии, большинства конституций земель ФРГ.

Особенно возросла интенсивность использования данного института, особенно в 60-80-е гг. XX века. Примером тому служат референдумы в США, где с 1945 по 1968 г. на уровне штатов было проведено 497 референдумов (59 петиционных, 18 законодательных, обязательных: 336 по конституционным и 84 -по другим законам).

Вот лишь примеры некоторых референдумов второй половины XX века, вызвавших интерес и приковавших к себе внимание всего мира:

- референдум о вступлении и пребывании Англии в Европейском экономическом сообществе в 1975 году;

- референдум о расширении местной автономии в Шотландии и Уэльсе в 1979 году;

- референдум о правовом статусе провинции Квебек в Канаде в 1979 году;

- референдум по вопросу о вступлении Швейцарии в ООН в 1985 году;

-. общенациональный референдум по вопросу об участии Испании в НАТО в 1986 году и т.д.

В XXI веке референдум также широко используется в зарубежных странах.

Всего в голосовании участвовали 548 233 человека, или 53,4% от общего числа граждан Эстонии. Согласно конституции право на участие в подобного рода референдумах имеют исключительно граждане республики. А это, конечно же, эстонцы и не эстонцы. Кстати, русскоговорящих граждан в Эстонии уже более 120 тысяч человек. Однако большая часть этого населения -а это более 20% всех жителей страны - оказалась лишенной права участвовать в определении ее судьбы.

В 2005 году в США (штат Калифорния) прошел референдум, который привлек внимание многих американцев, и, по мнению специалистов, должен наглядно продемонстрировать расстановку политических сил в стране.

Жители штата отвечали на вопрос, поддерживают ли они реформы, которые собирается проводить губернатор-республиканец Арнольд Шварценеггер. Тот активно выступал за вынесенные на голосование поправки. Тем самым глава штата Калифорния стремился обойти политически враждебных к нему законодателей и для воплощения своей экономической программы обратиться напрямую к народу.

От исхода референдума фактически зависело политическое будущее бывшего актера. Тем более в последнее время Шварценеггер, некогда имевший безоговорочную поддержку со стороны жителей Калифорнии, стал терять популярность. Его рейтинги падают не менее стремительно, чем рейтинги президента Джорджа Буша. Ранее Шварценеггер неоднократно заявлял о желании переизбираться в 2006 году на второй срок. Однако согласно официальным итогам референдума в Калифорнии инициативы, предложенные губернатором, отвергли 90 процентов избирателей.

По мнению автора, развивая институт референдума в современной России, представляется не только возможным, но и жизненно необходимым широкое использование зарубежного позитивного опыта, специального законодательного закрепления и проведения референдумов в Российской Федерации в их различных вариантах и разновидностях как в сфере политики, экономики, межнациональных связей и отношений, так и в других сферах общества.

Развитие института референдума в России.

Референдум относится к институтам государственного права, относительно слабо представленным в отечественной правовой науке. Во многом это объясняется политикой, проводимой нашим государством в своем недалеком прошлом, под влиянием которой находились теоретические разработки данного института.

По мнению В.В. Комаровой, эволюцию института референдума в России можно разделить на следующие этапы:

Первый - дореволюционный период: вечевые голосования и некоторые теоретические разработки российских ученых о народных голосованиях;

Второй - советский период: условно может быть разделен с 1917 по 1936 гг., с 1936 по 1990 гг.;

Третий период - постсоветский, с 1990 по декабрь 1993 гг.;

Четвертый - современный период: с декабря 1993 г. по настоящее время.

На наш взгляд данное деление на периоды является вполне допустимым, поскольку оно отражает все существующие этапы развития института референдума в нашей стране.

В России вопрос о референдуме впервые возник на рубеже XIX - XX веков, причем первоначально институт референдума рассматривался лишь в теории.

В годы, предшествующие революционным событиям 1905 года, русская общественная и юридическая мысль искала пути и способы реформирования политической системы с целью сделать ее более современной и эффективной. Именно тогда на повестку дня встали вопросы демократии, правового государства, всеобщих равных и прямых выборов, федерализма. Тогда в России впервые заговорили об институтах парламента и президента, о многих других идеях, которые в то время были новыми и для Запада. Тем не менее, русские ученые-юристы на достаточно высоком научном уровне обсуждали проблемы сущности референдума и возможности его введения в России.

Эти вопросы нашли свое отражение в трудах либеральных теоретиков права - М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева, С.А. Котляревского, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, Б.Н. Чичерина, К.М. Тахтарева. Их научные позиции различны.

Следует отметить, что до февраля 1917 года, в условиях монархии в России, референдумы на практике не осуществлялись, а теоретическая сторона участия народных масс, в процессе правотворчества была почти не разработана. Тем не менее, некоторые современные исследователи института референдума, такие, например, как В.В. Комарова, указывают на тот факт, что роль референдумов в дореволюционный период выполняли вечевые голосования.

Смена режима в России после октябрьского переворота в 1917 году послужила толчком для развития института референдума лишь в сфере международных вопросов, и никак не отразилась на ситуации внутри государства.

Тем не менее, проект Конституции СССР 1936 года был вынесен на всенародное обсуждение, а не голосование. Данный факт свидетельствовал явно не в пользу референдума, и наглядно демонстрировал отношение власти большевиков по отношению к нему. Следовательно, всенародное голосование (референдум), получившее достаточное отражение в творчестве видных ученых-правоведов начала века, было снова проигнорировано советскими политическими деятелями. Очевидно, что в процессе подготовки проекта Конституции в широком общественном мнении не нуждались, тем более, если это мнение принадлежало ученым-либералам, чьи политические взгляды были чужды молодому советскому государству, да и расхождения с официальной позицией тогда были невозможны.

Ст. 5 Конституции СССР 1977 года юридически закрепила существование референдума, и предусматривала две формы непосредственного народовластия: всенародное обсуждение и всенародное голосование (референдум). Аналогичное положение содержалось и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 года. Таким образом, наиболее важные вопросы государственной жизни могли ставиться на всенародное голосование (референдум), законы могли быть вынесены на референдум решением Верховного Совета СССР.

Проект Конституции СССР 1977 года повторил судьбу проекта Конституции СССР 1936 года, став предметом всего лишь всенародного обсуждения в течение 4 месяцев, а не предметом всенародного голосования. Из двух форм непосредственного народовластия, юридически закрепленных Конституцией СССР, на практике предпочтение снова отдавалось только всенародным обсуждениям.

17 марта 1991 года состоялся первый и последний референдум на территории СССР, основной задачей которого было выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны СССР как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента РСФСР.

Как показали результаты голосования, граждане СССР высказались за сохранение его территориального единства. При этом следует отметить, что органы государственной власти Коми АССР и Северо-Осетинской АССР, а также Смоленский областной Совет народных депутатов приняли решение о неучастии данных регионов в голосовании. Но все же подавляющее большинство граждан СССР высказались за сохранение единого федеративного государства.

Что касается референдума по вопросу о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием -69,85 % высказались утвердительно. Неучастие в голосовании таких регионов, как Северо-Осетинский, Татарский, Чечено-Ингушский, Тувинский и Коми АССР не повлияло на исход голосования по этому вопросу. Итогом проведенного референдума стало введение поста Президента Российской Федерации.

Вслед за всероссийским голосованием референдумы начинают проводиться и в регионах. Например, в республиках Башкортостан и Татарстан решением референдума были утверждены декларации о суверенитете, в республиках Марий Эл и Дагестан проводились референдумы по земле и т.д.

В последнее время законодательство о референдуме значительно обновилось не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации.

Читайте также: