Речевые нарушения при детской шизофрении кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ученые определили, что ранее начало шизофрении всегда влечет за собой разрушительную симптоматику, которая прогрессирует гораздо быстрее, чем взрослая шизофрения. У детей возникает апатия, фантазии, неряшливость, безынициативность и отсутствие воли, они не проявляют никаких желаний. Совсем маленькие дети не идут на зрительный контакт, у них отмечается отставание в развитии моторики. При возникновении подозрительных симптомов следует немедленно обратиться к специалистам – ранняя диагностика позволит эффективнее справляться с заболеванием.

Шизофрения у детей — это болезнь, вызываемая нарушением восприятия окружающего мира, действительности, самого себя и нарушениями поведения, мышления, эмоциональных и двигательных реакций. Шизофрения у детей развивается крайне редко, но она является более тяжелой формой заболевания, чем возникающая в позднем возрасте. Это вызвано тем, что психика ребенка необратимо поражается во время ее формирования. Шизофрения у детей до 12 лет встречается в 100 раз реже, чем у взрослых, у мальчиков в два раза чаще, чем у девочек.

Шизофрения у детей, причины

  • предрасположенность (генетическая расположенность, патологии семейных отношений, нарушение работы центральной нервной системы, не созданные условия для развития и обучение ребенка;
  • стрессовые факторы: психологические травмы (смерть близкого, насилие, грубое обращение в семье с ребенком)- обстоятельства, которые влияют на всю дальнейшую жизнь ребенка;
  • защитные факторы - обстоятельства, способные уменьшить вероятность развития шизофренических эпизодов у детей (здоровая обстановка в семье, развитые социальные и интеллектуальные навыки).
  • Генетическая предрасположенность. Количество заболеваний детей, среди родственников которых есть шизофреники, в два раза превышает количество случаев заболеваний среди взрослых.
  • Дисфункция центральной нервной системы, расстройство функционирования мозга, причем нарушения ЦНС у детей наступают ранее, чем психотические симптомы.
  • Нарушения внутриутробного развития ребенка под воздействием инфекций.

Симптомы шизофрении у детей в раннем возрасте

  1. Для детей дошкольного возраста, характерно патологическое фантазирование. Вначале это просто проявление детских фантазий, но с развитием заболевания фантазии становятся все более и более оторванными от реальности, занимают все больше места в жизни ребенка, и со временем он полностью погружается в мир фантазий и огораживается от реальности.
  2. Дети школьного возраста при шизофрении, как правило, страдают абулией (патологическим отсутствием воли, при котором ребенок неспособен совершать действия или принимать решения, при этом сознавая их необходимость). С развитием заболевание, ребенок утрачивает свои интересы, перестает общаться с друзьями-сверстниками, отказывается посещать школу, все больше времени проводит в постели. С прогрессированием болезни к абулии присоединяются галлюцинации и бред, о которых ребенок молчит. Часто родители воспринимают такое поведение как обычную лень, не придавая шизофреническому процессу должного значения. Со временем эмоции ребенка уплощаются, сглаживаются, в результате чего он становится равнодушным. Мышление становится разорванным, появляется склонность к философствованию при полном отрыве от реальности.
  3. Подростковая или гебефреническая шизофрения, характеризируется чрезмерной двигательной активностью, кривлянием, гримасничеством и беспричинным весельем.

Формы шизофрении у детей

Шизофрения у детей, диагностика и лечение

Шизофрения у детей – это психическое расстройство с психотической симптоматикой и хроническим течением. Проявляется искажением восприятия, нарушением ассоциативных процессов, уплощением аффекта, эмоциональной холодностью, аутизмом, амбивалентностью побуждений, поступков. Основными методами диагностики являются клинический, клинико-биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты группы нейролептиков. Проводится индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, направленная на коррекцию когнитивного дефицита, восстановление навыков социального взаимодействия.

МКБ-10

Шизофрения у детей

Общие сведения

Шизофрения у детей

Причины

Причины заболевания до конца не выяснены. Выделены патогенные факторы, сочетание которых ассоциируется с повышенным риском шизофрении. Распространение получила идея о биологической предрасположенности и зависимости дебюта от воздействий окружающей среды. Комплексное действие биологических, психологических и социальных причин воплощено в биопсихосоциальной модели развития шизофрении. Включены следующие компоненты:

Патогенез

Патогенетические механизмы шизофрении продолжают исследоваться. Наиболее доказанным является предположение о локальной гипоксии мозга в периоды интенсивного созревания и миграции нейронов. Исследования головного мозга выявляют расширение третьего и боковых желудочков, атрофию коры, расширение борозд, уменьшение объемов гиппокампа, таламуса, миндалевидного тела, префронтальной области (правое полушарие), нарушение симметрии извилин височных областей.

Определяется изменение метаболизма, размера, ориентации и плотности клеток гиппокампа, префронтальных зон. Предположительно патогенетической основой шизофрении является поражение кортикостриатоталамических контуров, приводящее к нарушению селективности восприятия, снижению концентрации внимания. Клинически данные изменения проявляются легкой отвлекаемостью, удлинением времени реакции на сенсорные стимулы, затруднениями переключения внимания, недостаточным подавлением слабых (вторичных) раздражителей.

Классификация

Шизофрения у детей классифицируется по характеру течения, скорости нарастания негативной и продуктивной симптоматики. Выделяют три формы заболевания:

  1. Непрерывно-прогредиентная. Злокачественная форма шизофрении, характеризующаяся быстрым интеллектуальным снижением, регрессом эмоционально-волевых функций, наличием кататонического, кататоно-гебефренического синдромов. За 2-4 года формируется олигофреноподобный дефект, психический диссоциативный дизонтогенез.
  2. Непрерывная вялотекущая. Заболевание развивается медленно. На протяжении нескольких лет формируются неврозоподобные, психопатоподобные, аффективные расстройства. Интеллектуальный дефект, изменения мыслительных процессов возникают поздно.
  3. Приступообразная малопрогредиентная. Шизофрения проявляется волнообразно: периоды приступов характеризуются деперсонализацией, сенестопатиями, навязчивостями, маниакально-депрессивными синдромами. Между приступами выявляется неврозоподобная симптоматика. Течение относительно благоприятное с ремиссиями после одиночного приступа (25%), с малой прогредиентностью (50%).

Симптомы шизофрении у детей

Клиническая картина шизофрении у детей представлена симптомами регресса, диссоциативного дизонтогенеза, асинхронным развитием психических функций, кататоническими расстройствами. Бред проявляется рудиментарно – страхами, навязчивостями.

Шизофрения у детей раннего и младшего возраста сопровождается снижением активности, нарастанием апатии, равнодушия к играм, любимым занятиям. Возникает стремление оградиться от окружающих. Ребенок становится замкнутым, предпочитает находиться в одиночестве, отказывается от коллективного времяпрепровождения. Характерно повторение однообразных действий: хождение по периметру комнаты, перекладывание игрушек, выполнение штриховки карандашом. Поведение импульсивное, эмоциональная неустойчивость проявляется беспричинным плачем, смехом. Частые перепады настроения не зависят от внешней ситуации.

У дошкольников, школьников определяются искажения восприятия, качественные нарушения мышления. Бредовые идеи высказываются детьми самостоятельно, определяются через неадекватность поведения. Патологические концепции рудиментарны либо имеют сложную систему патологических причинно-следственных связей. Преобладает бред отношения, преследования, подмены родителей. Чем старше ребенок, тем более выражена бессвязность процесса мышления, соскальзывание на вторичные признаки предметов и событий, обрывочность мыслей.

Осложнения

При отсутствии терапевтической, реабилитационной помощи шизофрения у детей осложняется социальной дезадаптацией. По мере взросления повышается риск алкоголизма, наркомании. Эмоционально-волевые нарушения и нарастающий когнитивный дефект приводят к прогулам школьных занятий. Стремление к одиночеству, бредовые концепции, галлюцинации могут стать причиной уходов из дома, бродяжничества, совершения асоциальных действий, суицидальных поступков. Неблагоприятное течение шизофрении способно привести к тяжелой инвалидности.

Диагностика

Для диагностики шизофрении у детей используются клинические и психологические методы. Решение о постановке диагноза принимается врачом-психиатром на основании данных комплексного обследования, которое включает:

  • Беседу. Психиатр выслушивает жалобы родителя, расспрашивает о продолжительности, выраженности симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную отягощенность. В беседе с ребенком (подростком) обсуждает его увлечения, хобби, отношение к учебе, сверстникам, родителям.
  • Наблюдение. В ходе консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций, поведения, речи ребенка. По структуре и характеру высказываний выявляет искажения мыслительного процесса, предполагает наличие бреда, галлюцинаций (если они отрицаются пациентом и родителем).
  • Психодиагностику.Психолог использует методики, позволяющие определить интеллектуальное снижение, неустойчивость внимания, качественные изменения мышления (соскальзывания, разноплановость, актуализацию латентных признаков). Используются таблицы Шульте, корректурная проба, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативная проба, тест Равена.

Дифференциальная диагностика

Задача дифференциальной диагностики – различение детской шизофрении с ранним детским ранним детским аутизмом,, шизотипическим расстройством личности. Основные отличия РДА – отсутствие бредовых проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка социальных отношений, а не уход от них. Проблема различения с шизотипическим личностным расстройством возникает при непрерывной вялотекущей форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие/отсутствие галлюцинаций, бреда, грубых патологий мышления.

Лечение шизофрении у детей

Терапия шизофрении проводится полипрофессиональной бригадой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта, социального работника. Комплексный подход позволяет купировать продуктивную симптоматику, скорректировать когнитивный дефицит, эмоциональные и поведенческие отклонения, восстановить навыки межличностного взаимодействия. В состав лечения входит:

  • Фармакотерапия. Основные препараты для лечения шизофрении у детей – нейролептики. Подбор лекарственного средства, определение дозировки, схемы приема определяется индивидуально. Дополнительно назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, антиконвульсанты.
  • Психокоррекция.Занятия с психологом направлены на устранение когнитивного дефицита. Выполняются упражнения на развитие активного внимания, целенаправленного восприятия, мыслительных процессов.
  • Психотерапия. Индивидуальные сеансы проводятся с целью восстановления эмоционально-волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, ориентированные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивного эмоционального реагирования. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию, восстановить межличностное взаимодействие.

Реабилитация детей с шизофренией направлена на предупреждение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие студии, образовательные учреждения либо возвращаются в привычное социальное окружение – школу, секцию – при участии куратора (социального педагога, школьного психолога).

Прогноз и профилактика

Благоприятный прогноз шизофрении у детей коррелирует с острым дебютом, старшим возрастом при первом эпизоде, преобладанием позитивных симптомов, расстройств настроения, школьными успехами до болезни, хорошим социальным положением семьи, выполнением врачебных предписаний. На исход болезни положительно влияют сильные стороны характера подростка, принятие и поддержка родственников, друзей. Профилактика шизофрении основана на создании благополучной семейной обстановки, продуктивном стиле воспитания, доверительных отношениях. Детям групп высокого риска рекомендуется периодический контроль психиатра, посещение психотерапевтических сеансов.

Шизофрения (далее - Ш) – хроническое психическое расстройство, встречающиеся во взрослом и в детском возрасте. Для него характерны различные клинические проявления, поэтому отдельные формы шизофрении в совокупности с разными типами ее течения создают причудливый континуум индивидуальных клинических случаев.

Шизофренические расстройства обычно характеризуются существенными и характерными искажениями мышления и восприятия, а также неадекватными аффектами.
Ясное сознание и интеллектуальные способности обычно сохраняются, хотя с течением времени может иметь место определенное снижение познавательных способностей.

Важнейшая психопатологическая симптоматика включает ощущение отражения мыслей (эхо мыслей), вкладывание чужой или похищение собственной мысли, передачу мысли на расстояние; бредовое восприятие и бред контроля извне; инертность; слуховые галлюцинации, комментирующие или обсуждающие больного в третьем лице; беспорядочность мысли и симптомы негативизма. Течение шизофренических расстройств может быть продолжительным или эпизодическим с прогрессированием или стабильностью нарушений; это может быть один или несколько эпизодов болезни с полной или неполной ремиссией [1].

Особенности кодирования заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний) по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем

В МКБ-10 и в DSM-V нет специальной рубрики для обозначения шизофрении, развившейся у детей или подростков. Высказывается мнение, что, поскольку клиническая картина шизофрении взрослых и детской шизофрении одинакова, детская шизофрения не должна быть отдельным расстройством [ 19 ]. В адаптированной для использования в Российской Федерации версии МКБ-10 детский тип шизофрении включается в раздел F20.8 (другой тип шизофрении), её код — F20.8xx3. В данную подрубрику включаются случаи шизофрении, которые начинаются в детском возрасте и характеризуются своеобразием и полиморфизмом клинической картины. Включаются также возникающие в раннем детстве случаи шизофрении с выраженным олигофреноподобным дефектом (в силу схожей с олигофренией выраженной задержки психического развития) [ 20 ].

Таким образом, Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации, включает рубрики:

Классификация

Для классификации и диагностики шизофрении, как у взрослых, так и у детей, в настоящее время во всем мире используются две основные классификации, имеющие статус международных: МКБ-10, выпущенная под руководством ВОЗ, и Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM-V (англ. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition), разработанное Американской психиатрической ассоциацией. В России используется Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации [ 21 ]. Диагностические и классификационные рубрики, используемые в МКБ-10, приведены в разделе 1.4. настоящих клинических рекомендаций.

Этиология и патогенез

Шизофрения – предположительно полиэтиологическое заболевание, этиология и патогенез которого до настоящего времени остаются неизвестными. Существует большое количество теорий и гипотез ее происхождения, в той или иной мере выделяющих различные факторы наследственности и воздействия окружающей среды.

Многочисленные исследования постулируют высокую роль наследственной патологии в происхождении шизофрении [ 2 ]. Наследование носит сложный, полигенный характер и, вероятно, реализация заболевания зависит от накопления патологических факторов в ряду поколений, в определенный момент достигающих в совокупности некой критической величины. Убедительные доказательства роли наследственности в происхождении шизофрении предоставляют генеалогические и близнецовые (сибсовые) исследования [ 3 ][ 4 ]. В то же время принято считать, что в половине случаев шизофрении ведущую роль играют случайные мутации, которые отсутствуют в геноме родителей больного.

Современными методами нейровизуализации, прежде всего – ПЭТ-КТ и фМРТ выявлены многочисленные изменения в структуре и в функциональных особенностях мозга больных шизофренией. Выявлены деградация серого вещества, увеличение желудочков мозга, изменение функциональной активности лобных и височных долей, гиппокампа [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]. Однако не было доказано, что указанные изменения не связаны, например, с приемом психофармакологических препаратов, алкоголя или с последствиями малоподвижного и когнитивно-обедненного образа жизни.

Многочисленные социальные факторы, такие как бедность, миграция, урбанизация, перенесенное в детстве физическое (включая сексуальное) и эмоциональное насилие, недостаточная эмоциональная поддержка со стороны родителей, одиночество, а также социально обусловленные, например, алкоголизм и употребление марихуаны, были исследованы в последние полвека, однако ни один из них не показал убедительной причинно-следственной связи с возникновением шизофрении [ 9 ].


Актуальной теорией происхождения шизофрении стала в последние годы аутоиммунная теория, сочетающая гипотезы селективного воспалительного процесса, как причины повреждения ряда клеток мозга (или, в более широком контексте, структур) и нейродизонтогенеза [ 10 ].

Большинство исследователей связывают неудачи в поиске причин и патогенетических механизмов шизофрении с известной размытостью границ континуума расстройств шизофренического спектра и неспецифичностью большинства фиксируемых симптомов и синдромов. В частности, в клинике детской шизофрении и шизоаффективного расстройства диагностические расхождения при первом и втором осмотрах могли составлять до 50% случаев [ 11 ], что исключает единообразие, столь необходимое в исследованиях.

Эпидемиология

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), шизофренией болеют 0,3% - 0,7% людей во всем мире. В то же время имеются данные, что показатели болезненности могут существенным образом различаться в зависимости от методов, используемых при расчетах. Распространенность и заболеваемость может существенным образом колебаться в зависимости от возраста, пола, национальной принадлежности, места жительства [ 12 ]. Известно, что мужчины болеют в среднем в 1,4 раза чаще женщин, причем эта разница формируется в основном за счет возрастной группы до 30 лет [ 13 ]. В детском возрасте шизофрения встречается редко [ 14 ], доля людей, заболевших шизофренией в детском возрасте составляет менее 1% [ 15 ] (по данным других авторов – до 4%) [ 16 ]. Среди детей, признанных инвалидами вследствие психического расстройства в России, дети, больные шизофренией, составляют 4,4% [ 17 ].

По последним эпидемиологическим данным в России показатели общей заболеваемости детей шизофренией увеличились на 6,5% с 13,53 : 100 тыс. населения в 2000 г. до 14,41: 100 тыс. населения в 2018 г., а в группе подростков показатель заболеваемости шизофренией возрос на 44,7% с 54,61 : 100 тыс. населения в 2000 г. до 79,03:100 тыс. населения в 2018 г. [ 18 ], однако причины столь значительного роста статистических показателей могут быть не связаны непосредственно с ростом числа заболевших.

Клиническая картина

Cимптомы, течение

Клиническая картина шизофрении является крайне полиморфной и может включать в свой состав различные симптомы и синдромы, отличающиеся большей или меньшей специфичностью. Абсолютно патогномоничных симптомов, позволяющих с уверенностью диагностировать шизофрению, нет. В любом случае симптомы и синдромы оцениваются в совокупности. В МКБ-10 для диагностики шизофрении используются следующие общие критерии [ 24 ]:

2. Бред воздействия, влияния или овладения, относящийся к движениям тела или конечностей или к мыслям, действиям или ощущениям; бредовое восприятие;

3. Галлюцинаторные голоса, комментирующие поведение больного или обсуждающие его между собой; другие типы галлюцинаторных голосов, исходящих из какой-либо части тела;

4. Стойкие бредовые идеи другого рода, которые не адекватны для данной социальной культуры и не имеют рационального объяснения по своему содержанию;

5. Постоянные галлюцинации любой сферы, которые сопровождаются нестойкими или не полностью сформированными бредовыми идеями без четкого эмоционального содержания, или постоянные сверхценные идеи, которые могут появляться ежедневно в течение нескольких недель;

7. Кататонические расстройства, такие как недифференцированное, иногда стереотипное возбуждение, импульсивные действия, застывания или восковая гибкость, негативизм, мутизм и ступор; возможны утрированная манерность, гримасничанье;

9. Значительное последовательное качественное изменение поведения, что проявляется утратой интересов, нецеленаправленностью, бездеятельностью, самопоглощенностью и социальной аутизацией.


Для диагностики шизофрении необходимо наличие, как минимум, одного четкого симптома (или 2-х менее отчетливых симптомов), принадлежащего к перечисленным выше признакам 1-4, или 2 симптомов, относящихся к признакам 5-9, которые должны отмечаться на протяжении не менее одного месяца.

МКБ-10 предлагает как общие диагностические критерии (см. выше), так и частные критерии, необходимые для диагностики отдельных форм шизофрении (см. разделы 1.4 и 1.5 настоящих клинических рекомендаций).

Диагноз параноидной шизофрении (F20.0) ставится при преобладании в клинической картине бреда (преследования, отношения, значения, ревности, особого предназначения и др.) и обманов восприятия, как правило – слуховых истинных и псевдогаллюцинаций (угрожающие, комментирующие, бранящие пациента галлюцинаторные голоса или невербализованные звуки, такие как шум, свист, стук; реже встречаются зрительные, вкусовые и тактильные галлюцинации; возможны сенестопатии). При параноидной шизофрении возможны, но не занимают, как правило, доминирующего положения в клинической картине, расстройства речи, эмоциональной сферы, кататония.

Диагноз гебефренической (гебефренной) шизофрении (F20.1) ставится при преобладании в клинической картине грубых аффективных нарушений (неадекватных, нелепых, манерных реакций), разорванности мышления и речи, волевых нарушений, проявляющихся в вычурном, бесцельном, бессмысленном поведении. Галлюцинации и бред не доминируют в клинической картине, они фрагментарны и рудиментарны. Гебефреническая шизофрения характерна для юношеского возраста.

Комментарий: при гебефренической форме с ранним началом заболевания в первую очередь проявляются дурашливость с гримасничанием, нелепыми действиями, повышенная готовность к общению на фоне мутизма, выраженная обнаженность влечений, импульсивные разрушительные действия, гипоманиакальные состояния с явлениями гиперметаморфоза внимания.

При кататонической шизофрении (F20.2) доминирующими проявлениями в клинической картине являются кататонические психомоторные расстройства, проявляющиеся в крайних своих формах ступором или раптусом, негативизмом или автоматическим подчинением. Для диагноза наряду с общими критериями шизофрении необходимы (1) ступор или мутизм, (2) моторное возбуждение не контролируемое пациентом и неподвластное внешним стимулам, (3) застывания в неадекватных, вычурных позах, (4) негативизм или ригидность, (5) восковая гибкость или другие симптомы. Следует отметить, что сами по себе кататонические проявления не являются специфическими для шизофрении, и без иных критериев шизофрении диагноз кататонической формы не ставится.


Комментарий: кататоническая форма шизофрении часто встречается в дошкольном возрасте. Для детей характерны особые симптомы кататонии, такие как вокализмы (выкрики), стереотипные движения, хождение на цыпочках, бег по кругу, вращение на одном месте. Кататоническая шизофрения у детей сопровождается резкими нарушениями поведения (нарушения питания, цикла сон-бодрствование) и регрессом высших психических функций, утратой приобретенных знаний и навыков.

Диагностика

Диагностика заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний), медицинские показания и противопоказания к применению методов диагностики

Несмотря на длительную историю изучения шизофрении, до настоящего времени существуют лишь гипотезы о причинах её возникновения. Описанная Э. Крепелиным в конце XIX века под названием "раннее слабоумие" (dementia praecox), шизофрения всегда была одной из центральных проблем психиатрической науки. Стараниями учёных всего мира накопился огромный массив данных о её вариациях, найдены эффективные способы лечения многих форм.

В данной статье будут рассмотрены признаки и потенциальные предвестники подострых вариантов шизофрении у детей и подростков, выявление которых требует внимательного отношения со стороны родителей.


Шизофрения: мифы и реальность

Для начала "разрушим" некоторые устоявшиеся мифы, прочно сформировавшиеся в общественном сознании:

№1. Диагноз шизофрения ставит крест на будущем.

№2. Наличие шизофрении означает обязательную инвалидизацию и лишение дееспособности.

№3. При шизофрении человек пожизненно получает лекарства.

№4. Лекарства от шизофрении не лечат, а лишь затормаживают психику.

№5. Человек с шизофренией социально-опасен и его следует изолировать.

Все это далеко не так! Подобное бывает далеко не в каждом случае!

Как правило, мифы касаются наиболее тяжёлых вариантов течения болезни. Стоит отметить, что иные варианты шизофрении у детей (подострые, медленно прогрессирующие) составляют не менее половины от всех случаев. Правильный лечебно-реабилитационный подход в таких случаях позволяет сохранить на достаточном уровне качество жизни.

Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики

Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.

Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.

Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет "по-взрослому" диагноз будет более очевиден.

Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если "необычность" поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.

Шизофрения у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, "бедность" эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.

Следует также обращать внимание на резкие "откаты в развитии", утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).

В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.

Следует внимательно относиться к любому чрезмерному "перекосу" фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.

Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему "с ними скучно". Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.

Подростки

В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.

Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.

Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.

Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 летначало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала "питаться правильно", избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоциональностала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.

В беседе с врачом жаловалась на "плохие мыслизачем я живу, вдруг у меня ничего не получится", "как будто все знания стерли из головы". Противоречиво относилась к состояниюговорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.

По наблюдению через 5 летуспешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.

Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.

Шизофрения и страхи

Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.

Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их "грязными", говорит, что их грязь может "прилипнуть к нему". Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе "грязные" дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что "грязь"это "не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно". Старался не думать о "плохих вещах", создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.

Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.

Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбенеобходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.

В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!

Читайте также: