Аудит операций по расчетным счетам кратко

Обновлено: 02.07.2024

Целью аудита банковских операций является выражение мнения независимого оценщика, отраженного в аудиторском заключении, составленному по результатам всестороннего анализа финансовой отчетности кредитного учреждения.

При осуществлении контроля операций на расчетных счетах кредитных учреждений, аудитор руководствуется положениями:

Аудитор производит арифметическую сверку данных каждого счета банка с информацией в первичных документах. Далее независимый оценщик приступает к исследованию вопроса о наличии юридических уставных документов на организации, заключившие договор банковского обслуживания.

• Правильности отражения операций на расчетных счетах, в том числе валютных и корреспондентских, в выписках;

Важное значение при проведении аудита расчетных счетов банка уделяются фактам безакцептного списания денежных средств. Проверяется наличие основания для подобных операций, которым может являться решение суда, соответствующего договора между контрагентами, в силу закона.

Приказ Министерства Финансов РФ от 27 ноября 2006 года № 154н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” содержит рекомендации по установлению курсов купли - продажи валюты. Проверке аудитором подлежит документация по оформлению валютных расчетных счетов банков на предмет соответствия требованиям законодательства и отраслевым стандартам Банка России.

Нарушения, выявленные в отношении операций по банковским счетам, фиксируются в рабочем отчете аудитора, а затем - в аудиторском заключении.

Проводя проверку операций на счетах в банке аудитор собирает доказательства исходя из следующих предпосылок:

существования– все денежные средства на счетах в банке реально существуют на дату составления бухгалтерской отчетности; остатки денежных средств подтверждены результатами сверки с банками;

прав и обязанностей – организация обладает правами на данные средства и несет ответственность за риски, связанные с данными правами: денежные средства на счетах в банке принадлежат организации на законных основаниях, операции на счетах в банке выполняются в установленном порядке и санкционированы уполномоченными лицами;

полноты – счета организации, открытые в банках, и денежные средства, хранимые на счетах, являются объектами учета и отражены в бухгалтерском учете и отчетности; не существует неучтенных объектов и неучтенных денежных средств на счетах;

оценки – наличные денежные средства представлены в бухгалтерской отчетности в правильной оценке: денежные средства на счетах в банке отражены в бухгалтерской отчетности в валюте РФ;

точности– операции с денежными средствами на счетах в банке зафиксированы в первичных документах и точно перенесены в регистры синтетического учета и бухгалтерскую отчетность;

представления и раскрытия – операции с денежными средствами правильно классифицированы в бухгалтерской отчетности и их движение правильно раскрыто в отчетности.

Источники информации:

По приказу об учетной политике аудитор знакомится:

- с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;

- применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке;

- документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;

- перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

Методические приемы:

· проверка арифметических расчетов;

· наблюдение за выполнением бухгалтерских и хозяйственных операций;

· получение письменного подтверждения от третьих лиц (встречная проверка) и от работников самого предприятия;

· проверка документов, полученных от третьих лиц, либо с формальной точки зрения - формальная проверка;

Аудит операций по расчетному счету

На ознакомительном этапе изучаются открытые организацией расчетные и специальные счета.

С этой целью аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому открытому счету.




Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации. К таким документам относятся:

- выписки банка с приложенными утвержденными банком формами расчетно-платежных документов: платежное поручение, платежное требование, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета,

- первичные документы, прилагаемые к расчетным банковским документам и обосновывающие правомерность совершаемых операций.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета.

Далее необходимо проверить правильность корреспонденции счетов. С этой целью изучается корреспонденция счетов, указанная в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.

Если по договору банковского счета предусмотрена выплата банком процентов за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

- порядок ведения учетных регистров;

- ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;

- своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;

- производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

- тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

Аудит операций по расчетному счету и прочим счетам в банке

Цели и задачи аудита. Источники информации и методические приемы, используемые при проверке

Аудит операций по расчетному счету

Проверка полноты и правильности синтетического учета денежных средств на прочих счетах в банке

Типичные ошибки

Цели и задачи аудита. Источники информации и методические приемы, используемые при проверке

Проводя проверку операций на счетах в банке аудитор собирает доказательства исходя из следующих предпосылок:

существования– все денежные средства на счетах в банке реально существуют на дату составления бухгалтерской отчетности; остатки денежных средств подтверждены результатами сверки с банками;

прав и обязанностей – организация обладает правами на данные средства и несет ответственность за риски, связанные с данными правами: денежные средства на счетах в банке принадлежат организации на законных основаниях, операции на счетах в банке выполняются в установленном порядке и санкционированы уполномоченными лицами;

полноты – счета организации, открытые в банках, и денежные средства, хранимые на счетах, являются объектами учета и отражены в бухгалтерском учете и отчетности; не существует неучтенных объектов и неучтенных денежных средств на счетах;

оценки – наличные денежные средства представлены в бухгалтерской отчетности в правильной оценке: денежные средства на счетах в банке отражены в бухгалтерской отчетности в валюте РФ;

точности– операции с денежными средствами на счетах в банке зафиксированы в первичных документах и точно перенесены в регистры синтетического учета и бухгалтерскую отчетность;

представления и раскрытия – операции с денежными средствами правильно классифицированы в бухгалтерской отчетности и их движение правильно раскрыто в отчетности.

Источники информации:

По приказу об учетной политике аудитор знакомится:

- с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;

- применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке;

- документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;

- перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

Методические приемы:

· проверка арифметических расчетов;

· наблюдение за выполнением бухгалтерских и хозяйственных операций;

· получение письменного подтверждения от третьих лиц (встречная проверка) и от работников самого предприятия;

· проверка документов, полученных от третьих лиц, либо с формальной точки зрения - формальная проверка;

Аудит операций по расчетному счету

На ознакомительном этапе изучаются открытые организацией расчетные и специальные счета.

С этой целью аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому открытому счету.

Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации. К таким документам относятся:

- выписки банка с приложенными утвержденными банком формами расчетно-платежных документов: платежное поручение, платежное требование, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета,

- первичные документы, прилагаемые к расчетным банковским документам и обосновывающие правомерность совершаемых операций.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета.

Далее необходимо проверить правильность корреспонденции счетов. С этой целью изучается корреспонденция счетов, указанная в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.

Если по договору банковского счета предусмотрена выплата банком процентов за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

- порядок ведения учетных регистров;

- ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;

- своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;

Проводя аудит расчетного счета, аудитор должен руководствоваться некоторыми базовыми правовыми документами, а именно:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности".
  • Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
  • Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
  • Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".
  • Положение Банка России от 29 июня 2012 г. № 384-П "О платежной системе Банка России".

Аудиторские процедуры по расчетным счетам

Любое действующее предприятие может инициировать открытие расчетного счета в банках разных наименований и в любом количестве. Счета служат местом хранения свободного капитала компании и инструментом осуществления всевозможных финансовых операций. В свете этого факта проверка должна осуществляться по каждому из счетов. Первоначально аудитор обязан выяснить количество расчетных счетов предприятия, а после проверить каждый по следующему алгоритму:

  • Соответствие сумм в выписках банка, с указанными в первичной документации.
  • Наличие штампа банковской организации на прилагаемых к выписке из этой организации первичных документах. При обнаружении отсутствия штампа следует требовать от банка подтверждение о корректности выполненной операции.
  • Доскональность зачисления, сданных в банковскую организацию наличных.
  • Завершенность и истинность банковских выписок. Данный пункт можно проверить по переносу остатка средств на счете и их постраничной нумерации. Сальдо на конец отчетного срока по предыдущей выписке должен быть равен сальдо на начало отчетного срока следующей выписки.
  • Насколько корректно бухгалтерский финансовый учет отражает операции по расчетному счету. Особо пристальное внимание следует уделить операциям, списание средств по которым происходит сразу, не затрагивая счета расчетов на производственные затраты или расходы на продажу.
  • Согласованность записей в банковских выписках журнала-ордера №2, ведомости № 2 по счету 51 "Расчетные счета" и Главной книге.

Получать аудиторские доказательства инспектирующее лицо может из внутренних и внешних источников. При острой необходимости допускается отправка запроса лицам, которые имеют право подписи банковских документов, для получения необходимых разъяснений по спорным вопросам. Если организация использует систему "Клиент-банк" аудитор обязан получить к ней доступ и удостоверится в корректности проведения электронных финансовых операций. Также аудитору доступен и метод наблюдения, для определения уровня профессионализма работников при выполнении электронных финансовых операций.

Аудит операций по валютным счетам

Проверять операции по расчетным счетам валютного направления аудитор начинает с установления факта законности открытия данных счетов. Банковские организации, в которых инициировано открытие счетов клиента, должны иметь соответствующую лицензию.

В базовый перечень нормативных документов, которыми руководствуется инспектор в процессе проведения проверки, являются:

Как дополнение к основной работе, которую совершает проверяющее лицо, следует обратить выборочное внимание на наличие международного контракта, паспорта сделок, инвойсов и прочих документов, являющихся сопровождающими во внешнеэкономических сделках. При возникновении острой необходимости в обязанности аудитора входит сотрудничество с юридической службой предприятия, для более качественного оказания услуг. Аудитор должен заострить внимание на корректности и актуальности пересчета иностранной валюты в рубли с учетом курсовой разницы, образующейся по валютным операциям.

Действия при аудите валютных счетов

Последующими действиями аудитора является анализ операций с наличной валютой, поскольку, согласно законодательству РФ, расчеты наличной иностранной валютой на территории государства запрещены. Однако командировочные случаи за пределы государства предусматривают подобные операции.

Согласно п. 5, 6 ПБУ 3/2006, отметки в бухучете по операциям в иностранной валюте выполняются в государственной валюте РФ. Они указываются в суммах, выявленных посредством пересчета иностранной валюты в государственную, по действующему курсу Банка России на момент совершения операций.

Исходя из этого, аудит операций по валютным счетам также требует проверки:

  • Полноты и актуальности оприходования средств в иностранной валюте.
  • Правильность оформления кассовых ордеров на поступление и выдачу валюты. Требуется указание стандартных кассовых ордеров с указанием суммы в валюте платежа и в рублях. В кассовой книге операции должны быть отражены в обоих эквивалентах, т.е. в валюте платежа и в сумме пересчета по курсу на момент выполнения операции.
  • Корректность бухучета курсовых разниц.

В случае выявления нарушений, связанных с операциями по валютным счетам, ответственность устанавливается согласно ст. 15.25 КоАП РФ.







Mozilla/5.0 (X11; Linux x86_64) AppleWebKit/535.21 (KHTML, like Gecko) Chrome/19.0.1042.0 Safari/535.21

Этапы аудиторской проверки расчетного счета

Как проводится аудит счета

Законодательством предусмотрен определенный порядок проверки счета. Он состоит из нескольких этапов:

  • Аудитор устанавливает кредитно-финансовую организацию, в которой открыт счет объекта проверки.
  • Приступая к проверке счета, устанавливают соответствие указанных сумм остатков реальным данным на момент проверки. С этой целью производят сверку сальдо в банковских выписках с данными Главной книги и регистров учета. Выписки из финансового учреждения также проверяют на достоверность и сохранность, детально изучая последовательность записей в них.

Если аудит расчетного счета выяснил, что исходящее сальдо на конец дня не соответствует входящему начала следующего, проводят расследование причин этого расхождения.

  • На основе банковских выписок устанавливают степень целесообразности, а также законность операций по счету. Вся первичная документация должна быть оформлена правильно, без ошибочно проставленных данных, грубых исправлений.

Платежные требования, мемориальные ордера, платежные поручения, другие подобные документы предполагают обязательное наличие:

  • штампа банка,
  • даты проведения операции,
  • подписи операциониста.

Если в документах есть подчистки или исправления, вызывающие у аудитора сомнения в достоверности записей, то проводят сверку с экземплярами, которые находятся в финансовом учреждении. При отсутствии банковских выписок или замены их копиями, в банке запрашивают дубликаты отсутствующих документов, затем проводят сличение последних с записями в регистрах учета.

На что нужно обратить внимание

Особое внимание следует обратить на затратные статьи списания денежных средств с расчетного счета, а именно на производство ремонтных работ, транспортные услуги, корпоративные расходы (оплата мобильной связи, бассейна для сотрудников и т. д.). Особенно нужно отметить, если эти затраты отнесены на расходы будущих периодов или резервные.

Читайте также: