Стили и виды общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

В большинстве литературных источников по общению авторы различают три стиля общения: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль общения — это навязывание мнения сверху, то есть навязывание своей точки зрения, своего мировоззрения ученику. Собеседник считает, что только он знает, как поступать правильно, и категорически пресекает любое, индивидуальное развитие личности. Порядок, достигнутый с помощью приказов и кнута, не может способствовать многостороннему развитию личности, ее творческой индивидуальности.

Либеральный стиль, на первый взгляд, может показаться самым уместным в любой ситуации. Но здесь в системе отношений собеседников всегда присутствует некоторое заискивание, то есть кто-то идет на поводу у другого, что свойственно слабохарактерным и некомпетентным людям.

Демократический стиль общения позволяет обоим участникам общения (или коллективу, группе) чувствовать себя личностью.

Наряду с перечисленными, каждый руководитель должен иметь собственный стиль общения, учитывающий его индивидуальность.

Уровни

Общение может происходить на различных уровнях:

  1. Манипулятивный уровень заключается в том, что один из собеседни-ков через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
  2. Примитивный уровень — когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
  3. Высший уровень — это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Стратегии общения

Существуют следующие стратегии общения:

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В общении выделяют также следующие позиции:

Средства общения

В качестве средств общения выступают два вида коммуникации: вербальная (речевая) и невербальная (неречевая).

Разговор

Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:

С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).

Средства общения

Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.

1. Вербальные средства общения

В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).

Примеры вербальной передачи информации:

Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.

2. Невербальные средства общения

К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.

Примеры невербальной передачи информации:

  • особенности почерка, выделение слов;
  • мимика, жесты, поза (кинестетические средства);
  • приближение или отдаление;
  • интонация и скорость речи, особенности голоса, паузы;
  • символы, знаки и пиктограммы.

Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.

Цели общения

Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).

Основные функциональные цели общения:

  • обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;
  • получение помощи;
  • оказание помощи другому человеку;
  • получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);
  • координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);
  • приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;
  • влияние на взгляды и поведение собеседника;
  • самовыражение, проявление своих умений и способностей;
  • получение удовольствия от самого процесса общения.

Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.

Этапы общения

Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:

Функции общения

Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:

  • Коммуникативная. Взаимодействие между людьми на разных уровнях (межличностное, групповое, общественное).
  • Когнитивная. Общение является основным источником познания, получения опыта, развития когнитивных способностей.
  • Информативная. Данная функция состоит в передаче информации разной степени важности.
  • Креативная. В процессе общения формируются, меняются и развиваются социальные связи между людьми.
  • Конативная. У людей есть социальные роли, которые как-то соотносятся между собой (например, начальник и подчинённый). Конативная функция состоит во взаимодействии этих ролей.
  • Эмотивная. Данная функция обеспечивает обмен эмоциями.

Виды общения

В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:

Стороны общения

Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):

  • Коммуникативная сторона общения. Данная подсистема объединяет процессы, направленные на обмен знаниями, мнениями и идеями с использованием как вербальных, так и невербальных средств.
  • Перцептивная стороны общения. Это восприятие людьми друг друга, формирование мнения о личности в процессе взаимодействия и общения.
  • Интерактивная сторона общения. Это всевозможные виды взаимодействия, возникающие при совместной деятельности людей (действия, выполняемые вместе, либо действия одного человека, влияющие на другого).

Роль общения в человеческой жизни

Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.

Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.

Давайте разберемся, что такое стиль общения, и какую роль он играет при контакте между людьми.

Данные знания достаточно важны. Ведь, наряду с манерой общения, стиль характеризует каждого человека, а также позволят выявить его личностные особенности.

Стили общения фото

Стиль общения: что это такое

Общение состоит из трех компонентов:

Вежливое общение

Постоянно вежливое общение с другими людьми – достаточно редкая черта. Ведь ежедневно мы отстаиваем свое мнение, делимся впечатлениями не только в домашнем кругу, но и с коллегами, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Именно конкретная обстановка определяет выбор поведения.

Современная классификация стилей общения в психологии представлена широким спектром работ ученых: Курта Левина, Сергея Братченко, Ларисы Петровской, Сергея Шеина и других.

Каждый человек отличается индивидуальным, характерным только для него стилем общения, который меняется и трансформируется на протяжении жизни. Он не считается врожденным качеством, поэтому можно говорить о его корректировке и развитии.

Также, стиль может изменяться в зависимости от собеседника и обстоятельств, но с сохранением сущностных черт, неповторимости и уникальности индивидуума.

Стилям общения присущи:

  • объективная сторона – моральные нормы, социально-культурные, социально-экономические и политические факторы, влияющие на поведение человека;
  • субъективная – личностные особенности индивидуума.

Некоторые стили могут показывать достаточную эффективность или не срабатывать при налаживании контактов в определенных ситуациях, особенно в деловом мире.

3 категории

Стили общения подразделяются на три категории, в зависимости от условий нахождения человека в определенном сообществе:

  1. Гибкий. Человек отлично ориентируется в обществе, адекватно оценивает собеседников, понимает тему разговора.
  2. Регидный. Человек не в состоянии проанализировать ситуацию и быстро выбрать тактику своего поведения.
  3. Переходной. Содержит признаки двух вышеперечисленных категорий.

6 основных стилей общения

Некоторые из стилей считаются основными и встречаются наиболее часто.

Авторитарный

Авторитарному (директивному, властному) стилю общения характерно единоличное принятие решений, отдача приказаний. Их обсуждение находится под строжайшим запретом, при этом каждое предписание подлежит беспрекословному выполнению.

Начальники с таким стилем держат под контролем и оценивают каждого работника. Как правило, чиновники отличаются завышенной самооценкой, самоуверенностью, агрессивностью. Обычно, они имеют догматическое мышление, считают правильным исключительно свое мнение, а остальные даже не принимают во внимание.

Никакие дискуссии, диспуты, обсуждения не приносят положительного результата или вовсе пресекаются. Также подавляется проявление инициативы, самостоятельность, соперники дискредитируются.

Реализация авторитарного стиля основывается преимущественно на диктате и гиперопеке.

Если другая сторона начинает противодействие такому отношению, возможны затяжные конфликтные ситуации, которые негативно отражаются на социально-психологическом климате коллектива.

Манипулятивный

Манипулятивный стиль практически идентичен авторитарному. Однако, если императивное общение не завуалировано, манипулятивное — подразумевает скрытое воздействие на поведение и мысли человека.

Существуют многочисленные приемы манипуляций, которые часто применяются продавцами, официантами, таксистами и людьми других профессий, а также в семейных отношениях.

Демократический

При демократическом общении любая проблема обсуждается совместно. Каждому активному участнику со своими ценностями и интересами предоставляется право проявления инициативы, анализа ситуации, принятия решений.

Демократический стиль способствует:

  • правильной мотивации;
  • поддержанию нормального психологического климата в коллективе;
  • открытому высказыванию своего мнения.

В результате такого взаимодействия возникают многочисленные творческие и нестандартные решения. Психологический дискомфорт, как правило, отсутствует.

Либеральный

При либеральном стиле общения выраженный лидер отсутствует или ему отводится незначительная роль.

Совместная деятельность предусматривает минимальное и формальное взаимодействие между людьми, концентрации на процессе общения практически нет. Каждый участник, при всей доброжелательности, не вмешивается ни в какие проблемы и равнодушен к ним.

В трудовых коллективах либеральный начальник не портит отношения с подчиненными, предоставляет им свободу принятия собственных решений. При этом он отличается безынициативностью, пассивностью, незаинтересованностью и неспособностью решения проблем.

Деловой

Возможно исключительно деловое общение, которое не выходит за рамки профессионального диалога. Его участники (партнеры, руководители, подчиненные и т.д.) обмениваются информацией, касающейся сугубо деловой сферы.

Каждый диалог имеет свою стилевую окраску, которая приводит к достижению намеченной цели и позволяет показать руководящие качества начальника или профессионализм подчиненного.

Межличностное общение

Для неформальных отношений в быту, с членами семьи, друзьями, некоторыми коллегами применяется разговорно-бытовой стиль. Как правило, это устные спонтанные диалоги, не предполагающие предварительное обдумывание сказанных слов и часто сопровождающиеся эмоциональной окраской.

При неформальном разговоре часто прибегают к:

  • просторечию;
  • субъективной оценке сказанного;
  • экспрессивно-эмоциональным высказываниям;
  • сокращениям;
  • разговорно-бытовым фразеологическим оборотам.

Часто используется восклицательные и побудительные предложения.

Заключение

Проанализируйте свой стиль общения, не исключается, что его необходимо изменить. Это значительно повысит вашу коммуникабельность.

Также изучите стиль общения своих собеседников. Таким образом можно определить их черты характера и индивидуальные особенности.

5 стилей общения: определите какой ваш

Какой выбрать стиль общения в разговоре, чтобы донести свои мысли до собеседника и высказать свое мнение.

Всегда правильно и вежливо общаться с людьми очень сложно. Каждый день нам приходится выражать свою точку зрения или делиться впечатлениями при разных обстоятельствах: дома, в кругу друзей и знакомых, на работе, в транспорте, на улице и др.

От конкретной обстановки зависит то, какой именно стиль общения мы выберем.

Стили общения - какие бывают?


В процессе коммуникации важно не только высказать свое мнение, но и суметь донести свои мысли до собеседника (собеседников), поэтому очень важно выбрать эффективную манеру подачи информации.

1. Стиль делового общения

Исследователи уже давно изучили и выделили стили делового общения, которыми люди чаще всего пользуются для обмена информацией в различных профессиональных сферах.

2. Авторитарный стиль общения

Авторитетом давит.

Предполагает наличие жёстких рычагов управления, которые находятся в руках одного человека.

В таких случаях, все решения принимаются единолично и обсуждению не подлежат. Человек, выбирающий для себя такой стиль общения, как правило, использует различные способы подавления окружающих.

Авторитарный лидер всегда боится своего свержения, поэтому он постарается всеми возможными способами дискредитировать своих вероятных соперников.

  • Все поручения отдаются в приказном тоне.
  • Отсутствие дискуссий, диспутов, обсуждений.
  • Подавление любой инициативы.

3. Демократический стиль общения

В основе демократического стиля общения лежит совместное обсуждение любой проблемы.

В данном случае люди становятся активными участниками процесса общения. Люди получают возможность проявлять инициативу, анализировать ситуацию, принимать решения. Такая благоприятная атмосфера способствует возникновению творческих и нестандартных решений.

  • Правильная мотивация.
  • Поддержание благоприятной психологической обстановки.
  • Предоставление возможности открыто высказывать свое мнение.

4. Либеральный стиль общения

Предполагает незначительную роль руководителя или полное отсутствие ярко выраженного лидера.

В данном случае все члены группы находятся в равных условиях. С одной стороны, это хорошо, поскольку не поступает никаких команд сверху о том, как и что нужно делать, но с другой стороны, в такой обстановке очень сложно самоорганизоваться и заняться совместной деятельностью.

Человек, придерживающийся либерального стиля общения, не способен отстаивать свою точку зрения, он, скорее всего, будет прислушиваться к мнению большинства.

Найдите время для любви, найдите время для общения и найдите время для возможности поделиться всем, что имеете сказать.
Боб Мурхед

5. Межличностное общение

В сфере межличностных контактов мы используем свой собственный, индивидуальный стиль общения, который отражает наши личные качества и психологические особенности. Именно по этой причине в жизни, как и в профессиональной среде, очень редко используется какой-либо стиль общения в чистом виде.

Индивидуальная манера выражения своих мыслей и чувств с помощью вербальных средств присуща каждому человеку. Наш индивидуальный стиль общения формируется в течение всей жизни, меняясь, трансформируясь, пополняясь новыми методами и приемами коммуникации.

Обновлена: 01.04.2020, 23:00 Количество слов: 555 Время на чтение: 3 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 85 406 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 6 комментариев и уже оценили статью 29 раз!

Читайте также: