Речевой этикет юриста кратко

Обновлено: 05.07.2024

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, в которых люди выполняют одинаковые функции, вырабатывают специальные традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей профессиональной группы.

Этика врача – делать всё ради здоровья больного, сохранять врачебную тайну.

Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

Этика учёного – требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим мнениям.

Этика военного обязывает беззаветно служить Родине, заботиться о подчинённых, беречь офицерскую честь.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Такой является профессия юриста.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессии юриста, особенностями его нравственного и социального положения.

Основу профессиональной этики юристов составляют принципы уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Деятельность судьи, прокурора, следователя носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия, а их действия и решения затрагивают права и интересы граждан. Итак, юристы должны обладать повышенным чувством долга, ответственности за свои поступки, действия и решения. Они должны соблюдать закон и сами быть образцом законности. Особенностью деятельности юриста является гласность её осуществления и результатов. Даже следователь, хотя и ведёт расследование в условиях неразглашения данных следствия, но всё, что собрано им по уголовному делу становится достоянием гласного суда.

Все требования морали распространяются на поведение юриста в сфере служебной, так и в повседневной внеслужебной деятельности.

Например, судья не вправе ни в какой форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого.

Юридическую этику можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей: судьи, прокуроры, адвокаты, следователи, юрисконсульты, нотариусы, сотрудники МВД, судебные приставы, научные работники – правоведы. В тоже время вполне правомерно можно говорить об разновилностях юридической этики: этике судьи, прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката, юрисконсульта, нотариуса.

К общепризнанным нормам и правилам поведения юриста относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и правдивость, открытость и прямолинейность, щедрость и великодушие, чуткость и отзывчивость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаимоуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

О моральном облике человека судят не только по его внешнему виду и манере поведения, но и по умению грамотно говорить, выражать свои мысли. Культура речи – составная часть юридической этики и общей культуры юриста, которая предполагает умение точно, выразительно передавать свои мысли, знания норм языка, его выразительных возможностей.

Культура речи – это, в конце концов, культура мысли. Чтобы хорошо писать и говорить, надо прежде всего правильно думать.

Юристу следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим столом, общение с подчинёнными или коллегами в непринуждённой беседе, в общественном месте, целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние.

Речь юриста должна отвечать следующим требованиям:

• быть содержательной, свидетельствовать о глубоком знании того, о чём идет речь;

• быть грамматически и литературно грамотной;

• быть точной, чёткой, краткой и понятной;

• быть выразительной, эмоциональной, образной;

• в разговоре юрист должен тщательно подбирать слова, учитывать их психологическое воздействие. Лучше употреблять те слова, значение которых понятно;

• мимика и жесты должны быть сдержанными, чёткими, скупыми, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи.

Наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью, ненапряжённостью и, конечно же, отсутствием крика. Когда человек легко сбивается на крик – это верный признак того, что он не умеет владеть собой.

Таким образом, речь юриста, являясь важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем образования, культуры, нравственности и интеллигентности человека.

Культура речи и профессиональная этика юриста предполагают знание и обязательное использование норм речевого этикета.

Этикет (от французского étiquette — этикетка, надпиcь) — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.

Под речевым этикетом понимают микросистему национально-специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в определённой тональности. Такие устойчивые формулы общения, или стереотипы, общения являются типичными, повторяющимися конструкциями, употребляемые в высокочастотных бытовых ситуациях. То есть, набор типизированных частотных ситуаций приводит к появлению набора речевых средств, обслуживающих такие ситуации. Степень стандартизации единицы находится в прямой зависимости от частотности ее употребления.

Юрист должен осблюдать определённый языковой и речевой этикет, нормы культуры публичной речи, этики и культуры письма. Понятно, что этого он сможет достичь, если будет обладать должным культурным уровнем.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, в которых люди выполняют одинаковые функции, вырабатывают специальные традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей профессиональной группы.

Этика врача – делать всё ради здоровья больного, сохранять врачебную тайну.

Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

Этика учёного – требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим мнениям.

Этика военного обязывает беззаветно служить Родине, заботиться о подчинённых, беречь офицерскую честь.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Такой является профессия юриста.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессии юриста, особенностями его нравственного и социального положения.

Основу профессиональной этики юристов составляют принципы уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Деятельность судьи, прокурора, следователя носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия, а их действия и решения затрагивают права и интересы граждан. Итак, юристы должны обладать повышенным чувством долга, ответственности за свои поступки, действия и решения. Они должны соблюдать закон и сами быть образцом законности. Особенностью деятельности юриста является гласность её осуществления и результатов. Даже следователь, хотя и ведёт расследование в условиях неразглашения данных следствия, но всё, что собрано им по уголовному делу становится достоянием гласного суда.

Все требования морали распространяются на поведение юриста в сфере служебной, так и в повседневной внеслужебной деятельности.

Например, судья не вправе ни в какой форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого.

Юридическую этику можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей: судьи, прокуроры, адвокаты, следователи, юрисконсульты, нотариусы, сотрудники МВД, судебные приставы, научные работники – правоведы. В тоже время вполне правомерно можно говорить об разновилностях юридической этики: этике судьи, прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката, юрисконсульта, нотариуса.

К общепризнанным нормам и правилам поведения юриста относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и правдивость, открытость и прямолинейность, щедрость и великодушие, чуткость и отзывчивость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаимоуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

О моральном облике человека судят не только по его внешнему виду и манере поведения, но и по умению грамотно говорить, выражать свои мысли. Культура речи – составная часть юридической этики и общей культуры юриста, которая предполагает умение точно, выразительно передавать свои мысли, знания норм языка, его выразительных возможностей.

Культура речи – это, в конце концов, культура мысли. Чтобы хорошо писать и говорить, надо прежде всего правильно думать.

Юристу следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим столом, общение с подчинёнными или коллегами в непринуждённой беседе, в общественном месте, целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние.

Речь юриста должна отвечать следующим требованиям:

• быть содержательной, свидетельствовать о глубоком знании того, о чём идет речь;

• быть грамматически и литературно грамотной;

• быть точной, чёткой, краткой и понятной;

• быть выразительной, эмоциональной, образной;

• в разговоре юрист должен тщательно подбирать слова, учитывать их психологическое воздействие. Лучше употреблять те слова, значение которых понятно;

• мимика и жесты должны быть сдержанными, чёткими, скупыми, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи.

Наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью, ненапряжённостью и, конечно же, отсутствием крика. Когда человек легко сбивается на крик – это верный признак того, что он не умеет владеть собой.

Таким образом, речь юриста, являясь важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем образования, культуры, нравственности и интеллигентности человека.

Культура речи и профессиональная этика юриста предполагают знание и обязательное использование норм речевого этикета.

Этикет (от французского étiquette — этикетка, надпиcь) — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.

Под речевым этикетом понимают микросистему национально-специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в определённой тональности. Такие устойчивые формулы общения, или стереотипы, общения являются типичными, повторяющимися конструкциями, употребляемые в высокочастотных бытовых ситуациях. То есть, набор типизированных частотных ситуаций приводит к появлению набора речевых средств, обслуживающих такие ситуации. Степень стандартизации единицы находится в прямой зависимости от частотности ее употребления.

Юрист должен осблюдать определённый языковой и речевой этикет, нормы культуры публичной речи, этики и культуры письма. Понятно, что этого он сможет достичь, если будет обладать должным культурным уровнем.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Основными функциями языка и речи являются:

– мыслеобразующая функция, связывающая слово, предложение с образами сознания, с мышлением, в силу чего с помощью языка и речи формируется и выражается мысль; именно поэтому речь является орудием мышления;

– коммуникативная функция, определяющая передачу знаний, мыслей, чувств в процессе общения людей, в ходе установления между ними контактов;

– прагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога друг на друга, которая проявляется в том, что речь очень часто бывает направлена на программирование тех или иных действий собеседника;

– регулятивная функция, организующая собственные процессы, эмоциональные состояния, действия человека, т. е. речь служит средством регуляции (организации) собственных психических процессов человеком.

Самой простой формой устной речи является аффективная речь, состоящая из отдельных восклицаний, привычных речевых штампов. Побудительным моментом такой речи является аффективное напряжение говорящего. В ней зачастую отсутствуют четкий замысел, осознанный мотив. Поэтому, анализируя подобные аффективно окрашенные высказывания, можно в какой-то мере судить о психическом состоянии лица. В отдельных случаях подобные фразы могут иметь и симулятивный характер, когда свидетель, например, пытается ввести следствие, суд в заблуждение относительно своего истинного эмоционального состояния, действительного отношения к происходящему.

Наиболее распространена устная диалогическая речь – основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками уголовного и гражданского процессов, различными должностными, иными лицами.

Особым видом устной речи является монологическая речь, представляющая собой развернутое изложение системы взглядов, мыслей, знаний человека. Монологическая речь, как правило, имеет четкий замысел. Обычно она готовится заранее.

Еще одной разновидностью внешней речи является письменная речь – наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.

В уголовном, гражданском процессе письменная монологическая речь используется при составлении процессуальных документов, в которых выражается позиция их составителя, анализируются доказательства, излагается мотивировка принятых решений.

Существенное влияние на качество, полноту речи оказывает состояние эмоциональной напряженности, в котором пребывает человек, вызванный в правоохранительные органы, находящийся в зале судебного заседания.

Искажающее воздействие на речь допрашиваемого оказывает его неосознаваемое стремление мыслить так же, как думает и рассуждает вслух следователь, – явление, получившее название вербальной ригидности. Поэтому следователю необходимо ставить уточняющие вопросы, прибегая к передаче смысла сказанного с использованием других речевых оборотов, слов в виде так называемых перифраз.

По манере речевого поведения можно судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его воспитании, развитии, особенностях мышления, психическом состоянии, характере, психических отклонениях или расстройствах психики.

Свои особенности имеет речевое поведение в криминальной среде, в которой распространен уголовный жаргон. По уголовному жаргону можно изучать как психологию личности отдельного преступника, его принадлежность к определенному преступному сообществу, так и психологию конкретных криминальных групп.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:

• грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;

• последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

• соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

• экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия: от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;

• вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Особо важную роль правила речевого этикета играют на начальном этапе общения независимо от того, в какой ситуации оно разворачивается (при непосредственном или опосредованном общении партнеров, например по телефону). В подобных случаях широко используются так называемые тематические группы речевого этикета, нацеленные на создание положительного психологического микроклимата, поддержание взаимной направленности общающихся сторон. Эти этикетные речевые группы, включенные в семантическую (смысловую) структуру диалога, выполняют функцию признания ролевой, статусной принадлежности партнера по общению, выражения своей расположенности к нему, своеобразного комплимента.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:

грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;

последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия — от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;

вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения. В процессе общения важно уметь не только говорить, но и как бы со стороны слушать себя, оценивая убедительность, понятность, доходчивость собственных высказываний, уместность употребления различных речевых и неречевых форм коммуникации, степень эмоциональной окраски речи, выразительность своего речевого поведения. Правильно оценить эти качества помогает наблюдение за реакцией аудитории, собеседника в процессе общения с ними.

Культура речи юриста – это важнейшая составная часть юридической риторики. Правила культуры речи юриста соответствуют общим риторическим нормам и правилам, но имеют определенные особенности, связанные со спецификой профессиональной деятельности юриста

Юристы постоянно находятся в общении с людьми, вступая с ними в правоотношения. Их коммуникативная деятельность характеризуется как познавательными, так организаторскими, воспитательными и иными аспектами. Она требует от юристов высокой общей культуры, качественного образования, нравственных интеллектуальных качеств, а также хорошей коммуникабельности. На одном из первых мест находятся требования к высокой культуре речи.

Юридическая речь отличается особой спецификой. Это связано с тем, что общение осуществляется в рамках определенного правового поля, которое определено нормами права, служебными полномочиями и задачами юриста, выступающими в качестве должностного лица. Речь юриста характеризуется наличием большого количества диалогов, почти всегда она персонифицирована и обращена к конкретной личности, а также имеет четкую правовую цель. Нередко в таком общении участвуют прокурор, следователь, адвокат, судья, которые являются юристами, а также субъекты правоотношений, например, подозреваемый в совершении преступления, правонарушитель, потерпевший, свидетель и т.д.

Задача юриста – решение разнообразных коммуникативных задач в различных речевых формах. Юрист должен уметь аргументировать свои мысли, грамотно излагать их, причем как в устной, так и в письменной форме. Кроме того, задачей юриста являются убедительные выступления в судебном заседании. Если юрист работает адвокатом, следовательно, он также должен уметь ввести допрос, воспитательные или задушевные беседы, уметь беседовать предметно, ставить конкретные вопросы, анализировать ответы и т.д. С перечисленными факторами связана особая сложность юридической речи.

Готовые работы на аналогичную тему

В юридической речи представлены все виды речи и все жанры:

  • Юридическая документация.
  • Монолог, например, судебная речь, лекция, доклад, инструктаж и т.д.
  • Диалог, например, допрос, очная ставка, беседа, полемика, переговоры и т.д.
  • Убеждающая речь.
  • Побуждающая к действию речь.
  • Информационная или агитационная речь и т.д.

Рисунок 1. Качества культуры речи юриста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Характеристика речи юриста

Особенность речи юриста заключается в насыщенности профессиональной терминологии. Нередко это затрудняет контакт с собеседником из непрофессиональной среды, что требует уметь разъяснять юридические понятия и термины, определения, применяя различные приемы и пояснения и разъяснения.

Для устной речи юристов характерно разнообразие стилей. Например, при обсуждении проблем законотворчества, юридической экспертизы законопроектов может применяться научный стиль речи. При выступлении обвинителя в суде применяется официально деловой стиль речи. Речь адвоката носит защитительный характер и может произноситься в официально деловом, публицистическом стиле либо их сочетании.

Важная особенность юридической речи заключается в высокой ответственности автора речи за свои слова. Так, юридические ошибки, не объективные оценки способны повлиять не только на человеческую судьбу, но и на судебное решение, иной процессуальное решение. Фундаментом юридической речи выступает глубокое изучение обстоятельств дела, их безукоризненная правовая оценка. Хорошо говорить в суде означает тщательно анализировать материалы дела, опираться на нормы права, говорить объективно, доходчиво, убедительно, логично, основываясь на нормы литературного языка.

Особенности судебной риторики

Особенностью судебной риторики также является ее строго определенная цель – выяснение истины. Основная задача юриста – установление фактов, объективные исследования, безупречная логика рассуждений. Судебная речь оратора во многом характеризует его умение выполнять три взаимосвязанных функций – доказывать, выяснять и убеждать, который в итоге определяет внутреннее содержание судебного красноречия. Судебный оратор доказывает правильность своей позиции, анализирует свои аргументы и аргументы оппонента, раскрывая их состоятельность либо несостоятельность, а также объясняя суду, почему он должен принять во внимание одни факты и отвергнуть другие.

Судебная речь также характеризуется особым объемом и тематикой, которые строго ограничены рамками материалов конкретного рассматриваемого дела. Стороны обвинения и защиты интерпретируют одну и ту же информацию в своих целях. Подобная тактика требует от юриста особой гибкости и остроты мышления, применения специальных средств выразительности речи. Поэтому юридический язык является одним из самых сложных и в то же время одним из самых интересных профессиональных языков.

Стоит заметить, что культура речи юриста тесно связана с соблюдением норм этики общения. Ни в одной другой сфере они не переплетаются так тесно, как в юридической практике. Так, работники правоохранительных органов представляют собой закон и власть, они должны быть корректными в общении с людьми. Уголовно-процессуальное законодательство также устанавливает допустимые приделы психологического воздействия должностных лиц на участников правоотношений.

Юридическая речь также не совместима с использованием слов из преступного жаргона, который в последнее время, к сожалению, широко распространился за пределы сферы своего изначального применения. Жаргон характеризуется не только внешней стороной выражения, но и внутренней, которая несет негативный отпечаток психологии и мировоззрения уголовного мира. Использование жаргона юристом является признаком профессиональной деградации. Кроме того, к юристам предъявляются повышенные требования с точки зрения грамотности, логичности, уместности, содержательности, этики высказывания.

Читайте также: