Речь хлестакова в комедии ревизор кратко

Обновлено: 30.06.2024

Перед нами предстает молодой человек, окутавший себя в ложь, как в кокон. Он весь ею пронизан с ног до головы. Речь и поступки Хлестакова говорят о его легкомысленности и отсутствии каких-либо моральных принципов.

Речь Хлестакова напрямую связана с его поступками и окружающих его героев. Привыкнув, как хамелеон, подстраиваться к жизненным обстоятельствам, таким же образом меняется и его речь. С Осипом, слугой своим, говорит просто, здесь не надо притворства. Перед чиновниками городка использует несколько фраз на французском, сам не понимая толком их значения. Словарный запас не отличается богатством и оригинальностью, он не умеет грамотно оформлять свои мысли, получается непоследовательная, где-то совсем бессмысленная речь. Его круг общения ограничен, это сказывается на его манере разговаривать. Даже с женщинами его речь – это заученные фразы, скопированные из петербургского светского общества.

Образ Хлестакова бессмертен. Это пустоголовый, лживый молодой человек, который через вранье легкомысленно пытается возвыситься.

Вариант 2

Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии, направляющийся из Петербурга в родовое имение, но застрявший в уездном городке. Всему виной его пристрастие к карточным играм, в которых он проиграл все деньги. Со своим слугой Остапом они вынуждены проживать в городском трактире, ожидая помощи от родителей Ивана Александровича. Барин и его прислужник голодают, но в долг им уже не дают. Это происходит до тех пор, пока в трактир не является городничий.

В этом маленьком городке уже давно ожидают приезда ревизора. Из-за своего поведения и презентабельного вида Хлестакова приняли за этого чиновника, приехавшего с проверкой. Дальнейшее его поведение раскрывает обычную жизнь людей, служивших на благо государства в те времена.

Дальнейшее общение с представителями городской знати меняет поведение Хлестакова за считанные часы. Из испуганного и скромного юноши он превращается во властного ревизора, знакомого со многими известностями Петербурга. Пообщаться и ним стремятся все графы и князья города, чтобы заслужить его одобрения. Первая взятка поначалу была для Хлестакова прошением в долг. А дальше он уже начал вымогать деньги, бездушно используя людей, ожидавших от него помощи. Он понимал, что его приняли за другого, но не торопился признаться, продолжая пользоваться своим высоким положением.

Но манера говорить подводит Хлестакова. Он произносит слова не подумав, говорит бесконтрольно, цитаты понятны только ему самому. Лишь хорошая одежда и способность держать себя в высшем обществе играют ему на пользу.

Для каждого персонажа комедии Хлестаков использует разные слова. Общаясь со слугой, ему не нужно претворяться и он использует простые разговорные выражения. В важными людьми города его речь меняется. Она становится более отрывистой и вежливой, добавляется много вводных слов. При общении Хлестаков старается подчеркнуть свою образованность, вставляя в разговор цитаты на французском языке, а также поэтические выражения известных писателей. Его общение с женщинами отличается галантностью. В разговорах с ними он употребляет известные, приятные выражения, которые так нравятся противоположному полу.

Сочинение 3

Иван Хлестаков представлен автором острее, чем другие персонажи. И не мудрено, ведь это особый персонаж. Гоголь выделил неказистую легкость в физическом облике Ивана Хлестакова. Он описал его тоненьким и худеньким, в противоположность солидности и серьезности городничего и чиновников. Он представил его глуповатым, пустым и без соображения, то есть без всякой интеллектуальной состоятельности.

На самом деле Хлестаков – молодой человек, с пустой речью. Гоголь обрисовывает своего героя пустым, считая его неожиданным сюрпризом.

Хлестаков – мечтательный человек, наделенный обманчивым обаянием. Он, несомненно, одарен талантом играть важную роль. Помимо этого, фамилия Хлестакова придумана не нарочно, давая ощущение бездумности и болтовни главного героя. У Хлестакова было низкое социальное положение. Окружающие его не уважали, в грош не ставил даже собственный слуга. Он постоянно находился в плачевном состоянии: проигрывал деньги в карточные игры. Его поступки говорят сами за себя, что Хлестаков безмерно растрачивает свою жизнь, только на удовольствия и азартные игры. Он не прочь поволочиться за состоятельной взрослой дамой, лишь бы были деньги.

Гоголь показал читателям, что Хлестаков обладает внутренней пустотой в душе. У него нет индивидуально – личностного характера. Его речи и движения быстры, а в сердце и в голове – пусто. Хлестаков малосодержательный в душе, но, чтобы изображать лицедейство, одевать маску, лицо отнюдь здесь не нужно. Поведение Хлестакова выражается в его поступках: он то нагл, то жалок. И это подтверждает, что он в начале пьесы до сих пор не знает своей актерской роли. Как только он понимает, что делать, Хлестаков начинает быть убедительным и свободным человеком. Боязнь, которую он в начале представления, забывает. Он вдохновенно врет и постоянно фантазирует.

В окончании пьесы автор делает акцент на продажной и обманчивой совести Хлестакова. Он выделил в нем способность примерить маску другого лица, желающего выглядеть в этой маске органично. В заключении речь идет о поведении Хлестакова, как вдохновенной и творческой чужой роли. Он успешно сыграл роль проверяющего ревизора.

Речь и поступки Хлестакова

Несколько интересных сочинений

Несмотря на то, что наша планета необъятна, человек на протяжении своей жизни деятельности встречает такое количество представителей из мира животных, что в душе остается желание узнать, скольких из них мы не знаем.

Основными персонажами произведения являются поручик Пирогов и молодой художник Пискарев.

Каждый человек наделен способностью восхищаться природой. Пожалуй, мало найдется вещей в нашей обыденной жизни, которые могли бы мгновенно преобразить наш образ мыслей или текущее настроение.

Слово о полку Игореве - памятник древнерусской литературы, написанный предположительно во второй половине 12 века монахом. В основе сюжета произведения лежит неудачный поход князя Игоря Святославовича против половцев.

Рассказ излагается от первого лига, несчастный мужчина приезжает в Москву и селится в захудалом номере возле Арбата.

Образ Хлестакова в “Ревизоре” – это живой и яркий образ легкомысленного лгуна, лентяя и глупца. Герой многогранен в своих пороках: пустота, никчёмность, трусливость, наглость, безответственность. Много внимания автор уделяет внешним характеристикам героя, ведь духовно Хлестаков пуст. Его внутренний мир не просто беден, он нищ и убог. Манеры Хлестакова – это тема, заслуживающая отдельного внимания, благодаря авторскому мастерству и умению создать “словесную картину”.

Внешность Ивана Александровича

Герой не отличается красотой, его внешность обыкновенна: невысок, худощав, непримечателен. Среди жителей уездного городка он выделяется своим модным нарядом и манерами. Автор заостряет внимание на описании взгляда персонажа: его глаза подобны двум бегающим зверькам. Такая характеристика говорит о трусливости, привычке подстраиваться под обстоятельства, неискренности. Герой привык к позёрству, к напыщенным фразам, к копированию поведения тех, кто живёт в светском обществе Петербурга с рождения. Он перенимает французские фразы, использует их в речи, не понимая значения слов. Герой проявляет нечто вроде галантности по отношению к дамам провинциального городка: он знает, что такое этикет лишь отчасти.

Как меняется поведение Хлестакова в роли “ревизора”

Понимая, что ему благоволит судьба и ситуация, наш герой простодушно и отчаянно принимает предложенную ему игру. Иван Александрович не привык анализировать события, философствовать и просто думать. Он живёт в моменте: слова, произнесённые героем не содержат умысла и глубокой смысловой нагрузки, действия спонтанны, непоследовательны. Это настораживает и без того напуганных трусливых чиновников города. Хлестаков заметно меняется, понимая, что окружающие его люди принимают за кого-то важного: он смелеет, начинает вживаться в роль (стучит кулаком, использует повелительный тон). Когда собеседник робеет, Хлестаков “оперяется”, ведёт себя напыщенно, его смелость граничит с наглостью. Манеры Хлестакова в отношениях с женским полом скопированы у петербуржских аристократов, но они неискренни, наиграны и смешны.

Манера речи героя

Ещё в начале произведения автор подчёркивает, что образ Хлестакова отличается хаотичностью мыслей. Каждое сказанное слово – сюрприз не только для собеседника, но и для самого Хлестакова: он не способен вести грамотную последовательную беседу. Речь – отражение внутреннего мира героя: суматошная, бессмысленная, непоследовательная. Хлестаков искренне пытается лгать красиво и изящно, но небогатый словарный запас, а также бедный круг общения (картёжники и слуга) приводят к тому, что воображение рисует примитивные картины. Хлестаков не в состоянии придумать что-нибудь оригинальное, у него “рождается” обыкновенное “второсортное” враньё. Лишь в общении с женщинами, пытаясь им понравиться, герой становится немного “поэтичнее”, в его речи появляются заученные фразы, штампы, слова, вырванные из французских романов.

Характеристика героя Хлестакова из произведения Николая Васильевича Гоголя демонстрирует обществу лживость, глупость, невежество, высокомерие, жадность, легкомыслие.

Общая характеристика Хлестакова

Имя притворяющегося ревизором персонажа пьесы - Хлестаков Иван Александрович.

Хлестаков Иван

К героям произведения Хлестаков прибывает из Петербурга, однако сам родом не оттуда. Родился и вырос в саратовской губернии, где на момент повествования проживают его родители.

Внешность, манера поведения

Портрет Хлестакова, представленный в произведении, достаточно часто встречается среди представителей той эпохи. Описание внешности героя типично для молодого столичного чиновника тех лет.

Внешность Хлестакова

Соврать в глаза ему не стоит особого труда, обожает фантазировать. Хлестаков заврался до такой степени, что, пожалуй, сам верит в правдивость своих фантазий - то он писатель, то генерал.

Герой очень легкомысленный и абсолютно пустой внутри.

Особенности костюма Хлестакова

Так как юноша не может похвастаться физическими данными, следит за своей внешностью скрупулезно.

Одежда Хлестакова

Образование

Не говорится практически ничего об образовании Хлестакова. Возможно намеренно Гоголь хотел сделать акцент на том, что этот красующийся перед всеми юноша вовсе не образован.

Возможно, получил среднее по тем временам образование, требуемое для работы на занимаемой им должности. Вероятно, родители не смогли дать сыну хорошее образование из-за стесненного материального состояния.

Происхождение и род деятельности

Хлестаков родом из Саратовской губернии и, судя по отсутствию хорошего образования, скорее всего у родителей не было возможности дать сыну профессию. Отсюда можно сделать предположение, что происхождение Ивана не аристократическое.

Жизнь Хлестакова

Место жительства

Живет небогато, так как известно, что этажи на самом вверху в ту эпоху заселяли стесненные в средствах жители.

Характер, качества, речь Хлестакова

Иван Александрович любит красивую жизнь и любыми способами добивается этого, даже если поступки его некрасивы. Не любит работать, однако завидует богатым чиновникам и хочет жить как они, на широкую ногу.

Поведение Хлестакова

Настоящий врун. Заврался до такой степени, что даже когда говорит правду, окружающие не верят ему. Иван врет так смело и умело, приукрашивая факты, что вранье окружающими наоборот принимается за правду.

Наглый и мелкий человек, без принципов и угрызений совести. Притворившись ревизором, смог обмануть всех чиновников городишка. Ни у кого даже подозрений не возникло, откуда так быстро юноше удалось подняться по карьерной лестнице в его молодые годы.

Самовлюбленный и эгоистичный. Считает себя лучше, умнее и выше остальных. Окружающие для него глупцы, которыми легко можно манипулировать.

426

Особое внимание уделяет речевым оборотам, манере произносить речь. Говорит вежливо и умными словами, знает французский язык, как все аристократы того времени. Особенно подкупает такая манера речи женщин, во время разговора с которыми юноша разбрасывается комплиментами и жеманничает.

Отношение к деньгам

khlestakov

К тому же, Хлестаков – игрок, и часто проигрывает все деньги, а потом сидит абсолютно без копейки и ждет денег от родителей.

Отношение к Петербургу

Иван очень любит Петербург. Здесь много различных развлечений и магазинов, никогда не бывает скучно. Все улочки и улицы стали для него родными.

А постоянная активная светская жизнь приносит только радости и удовольствия ветреному герою. Всегда можно найти игроков в карты, вот только научиться бы ему самому выигрывать. Постоянно после игр в картишки остается ни с чем.

74123

Отношение к женщинам

Хлестакову не стоит особых усилий произвести хорошее впечатление на женщин и заинтересовать их. Ему нравится внимание женщин и сам процесс их обольщения.

DV

Однако завоевание женской симпатии не является целью найти возлюбленную или жену. Таким образом, герой лишь манипулирует людьми. Это всего лишь еще один грязный способ добиться желаемого.

Хлестаков любит красивую и богатую жизнь. Обожает посещать светские мероприятия, ходить каждый день в театры, одеваться в модные костюмы.

Интересы Хлестакова

Возможно, юноша переехал в Петербург именно из-за того, что всегда мечтал о такой праздной жизни. Самому ему не обеспечить такую жизнь, работать юноша не любит. Вместо работы ходит кутить. А деньги на развлечения тратит те, которые присылают ему родители.

Актуальность образа Хлестакова

1943

Прошло практически два столетия, но образ поверхностного, рисующегося, жадного и лживого чиновника современные люди способны наблюдать до сих пор.

Кроме чиновников, в пьесе затрагивается тема поклонения человеку с высокой должностью, что тоже актуально. Хлестаков был моложе многих героев произведения, но его мнимый чин заставлял уважать и лебезить ему взрослых солидных людей.

По темам данного произведения часто дают школьникам написать сочинения. Так же они могут встретиться на экзамене ОГЭ / ЕГЭ по русскому языку и литературе. План изложения материала и выражения собственного мнения нужно составить заранее, краткое содержание, цитаты и анализ, представленные в данной статье, в этом помогут.

Описание героя

Общая характеристика персонажа


Иллюстрация П. Боклевского

Ивану Хлестакову приблизительно 22-23 года. Герой имеет дворянское происхождение, его отец – не очень состоятельный помещик, владелец небольшой деревни в Саратовской губернии. Сам Хлестаков живет в Петербурге и занимает маленькую чиновничью должность в канцелярии. Выше коллежского регистратора подняться по карьере он не способен, так как очень ленив и безответственен: может не пойти на службу ради прогулки по бульвару или игры в карты.

Внешность, поведение, речь героя

Образ жизни, интересы и характер героя

В комедии нет упоминания о том, насколько образован главный герой. Вероятно, автор намеренно опускает этот момент, чтобы читатель сам сделал вывод, что у Хлестакова нет высшего по тем меркам образования. Того образования, которое ему смогли дать родители, было достаточно лишь для маленькой должности, которую он занимал в канцелярии.

Красивая жизнь, прогулки по проспекту, посещение театров и светских мероприятий – это то, без чего Хлестаков не представляет своей жизни. Еще он очень любит вкусно поесть и сыграть партию-другую в карты, хотя почти никогда не выигрывает. Все эти возможности предоставляет ему Петербург, куда герой перебрался ради праздной жизни. Хлестаков обожает столицу, она дает ему все, о чем он мечтает. Здесь всегда есть чем заняться, легко найти любое развлечение или просто посетить роскошные магазины. Но большой город предполагает большие денежные траты, а так как работать герой не любит, он прожигает те деньги, которые ему присылают родители.


Иллюстрация А. Константиновского

Родители Хлестакова живут в Саратовской губернии, в своей деревне Подкатиловке. Туда и направляется герой, но волею случая оказывается в городе N. Несмотря на все минусы своего характера, Хлестаков не планирует нарочно изображать из себя важное государственное лицо. Перепуганные чиновники уездного города уверены, что к ним приехал ревизор. Никого из них не смущает его возраст, никто из них не задается простым вопросом: как молодому человеку удалось так быстро дослужиться до высокой должности? Таким образом, Хлестакову ничего не остается, как подыграть глупым чинушам. При этом он не сразу догадывается, что его воспринимают, как ревизора. Он думает, что руководство города настолько гостеприимно, что готово оказывать почести любому заезжему гостю.


Иллюстрация Д. Кардовского

Несмотря на важные манеры и внешнюю самоуверенность, в душе герой оказывается трусоватым. При малейшей угрозе разоблачения Хлестаков предпочитает не ввязываться в конфликт и часто спасается бегством. Его трусость ярко проявляется в эпизоде с городничим. Хлестаков боится, что градоначальник упечет его в тюрьму за неоплаченные обеды, и буквально вжимается в стену, когда тот заходит в комнату. Искреннюю заботу городничего он принимает за скрытую угрозу, а предложение сменить квартиру – за намек на тюрьму. Хлестаков, почти в истерике, начинает козырять своей службой в Петербурге и угрожать городничему.

Отношение персонажей комедии к Хлестакову

Роль героя в произведении

Развитие героя по мере сюжета

По мере развития сюжета образ Хлестакова претерпевает некоторые изменения. Лучше всего это видно, когда автор помещает своего героя в различные ситуации с участием разных действующих лиц. В начале комедии Хлестаков представлен типично отрицательным персонажем. Но к середине повествования герой проявляет некоторую сообразительность и пользуется сложившейся ситуацией, манипулируя чиновниками в свою пользу. Не будучи изначально мошенником, Хлестаков становится им, и в этом превращении главную роль играют все те же чиновники, наделившие его статусом значительного лица. Именно в городе N случается то, что всегда было мечтой Хлестакова – ощущение собственной значимости. Власти уездного города, погрязшие в коррупции, становятся той самой почвой, на которой пышно расцветают таланты Хлестакова.

Отношение автора к герою

Исследователи творчества Н.В. Гоголя затруднялись в определении образа Хлестакова, сомневались, к какому типу героя (положительному или отрицательному) причислять данного персонажа. Сам же Гоголь не ставил перед собой задачу представить героя законченным аферистом или злодеем-интриганом. Напротив, Хлестаков – это довольно симпатичный, обходительный и благовоспитанный молодой человек. Так сложилось, что принадлежность к дворянскому роду не приносит ему тех доходов, которые необходимы ему для полноценной жизни в столице. Этот персонаж скорее можно рассматривать, как жертву внешних обстоятельств.

Автор нейтрально относится к созданному им образу. Но в своей пьесе он утверждает, что Хлестаков никого не собирался обманывать. Он лишь удачно воспользовался ситуацией, которая ему представилась. Несмотря на то, что образ Хлестакова принято считать олицетворением лживости и пустоты, именно этот герой помогает обнажить все изъяны российского общества того времени.

Прототипы

Ситуация, больше похожая на анекдот, была известна не только в России, но и в Европе. Однажды Пушкин, собиравший материал для написания повести о пугачевском восстании, оказался в Нижегородской губернии. Там то и приняли местные власти великого поэта за ревизора, приехавшего с проверкой. Также имеет право на жизнь версия, что сюжет комедии был взят Гоголем из заметок литератора Павла Свиньина о его путешествии в Бессарабию.

И, все же, реальным прототипом Хлестакова признан подпоручик Платон Волков. В один прекрасный день городничий Макшеев сделал донесение начальству, что в город прибыл господин в карете, на платье которого он заметил мальтийский крест. Волков надолго задержался в городе, выдавая себя за чиновника императорской канцелярии. Постепенно аппетиты его росли. Так, он вытребовал себе квартиру, экипаж и продовольствие за счет городского бюджета. В свою очередь, обещал местным чиновникам свою протекцию в получении доходных мест в Петербурге.

Экранизации героя

Читайте также: