Рецензия на фильм розыгрыш 1976 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Картина, вышедшая в свет в 1976 году, стала полноценной классикой. Это первая режиссёрская работа Меньшова, снятая в формате полнометражного кино. Школьная мелодрама полюбилась советским зрителям, получила несколько премий и наград в разные времена. Прекрасный актёрский состав, сюжет, музыкальное сопровождение сделали картину настоящим блокбастером. В 2008 году вышел ремейк ленты, где отца О. Комаровского сыграл Дмитрий Харатьян (исполнитель главной детской роли оригинальной версии). Евгения Ханаева, Олег Табаков, Зиновий Гердт, Н. Вавилова, Гарри Бардин — это лишь выборочный перечень звёзд, которые были задействованы в картине. Сам Владимир Меньшов сыграл учителя физкультуры.

Поводом к проявлению грубой силы стала шутка-розыгрыш Олега Комаровского. Парень отличался авторитетом, он подговорил класс перенести контрольную. Было решено обмануть Марию Васильевну, она якобы не предупредила детей о предстоящей работе. Но любой обман имеет свойство раскрываться. Зрелая дама уже было поверила старшеклассникам, но скромная и застенчивая Тая Петрова не смогла скрыть лжи. Патологическая честность и добродушие не позволили обмануть взрослую женщину.

Игорь Грушко — новый ученик класса, переехавший из Новосибирска. У парня проблемы с семьёй: его мама умерла. А общение с отцом он отвергает — у того другая жена. А живёт юноша с тёткой, но не хочет от неё зависеть. Зато у него есть талант — он играет на гитаре, сочиняет, стремится сколотить настоящий ВИА. Препятствий у Игоря масса — финансовые затруднения, непонимание взрослых, трудности с местом репетиций. Его мечта — зарабатывать на выступлениях, купить фирменные инструменты и аппаратуру. А когда придёт час славы — всю прибыль можно отдавать министерству здравоохранения для лечения тяжелобольных. Именно нехватка финансирования медицины унесла жизнь его матери.

И коллектив уже иногда выступает, его приглашают петь и играть на свадьбах, праздниках. Но такую возможность отвергают педагоги и завуч. Не должен старшеклассник музицировать за деньги! Сама идеология того времени отрицала предпринимательство и инициативу. А игра в ресторанах может привести к пьянству и праздному образу жизни. Игорь с друзьями репетируют то дома, то в школьной фотолаборатории. Всё своё свободное время парни посвящают музыке и творчеству.

Розыгрыш кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

отзывы

Да и вообще. Почему мы решили, что Комаровский — человек целеустремлённый?
Грушко, к примеру, в свои 16 лет создал работающий шоу-проект, хотя бы и по-советски. Да и покровителей нашел. Вот это я называю целеустремлённостью. Где она у морального симулянта и показушника Комаровского?
По-моему, "слишком часто разговоры // Принять мы рады за дела"(с). Образ Комаровского в этом плане кого-то крепко обманул. Да ещё на десятки лет.

№4126 Савонарол
.
Как вы умудряетесь правильные посылы переработать в такое. Комаровский хочет быть созидателем, а Глушко клоуном.
.
Вот из-за таких Девятовых Комароские и уехали и обогащают теперь свою новую родину. А мы остались с клоунами, которые нас веселят, пугают и учат уму-разуму.
. Петрова хоть и дура, но понимает, что вернее и надежней Комаровский.

А разве Комаровский способен на созидание? Трус, испугавшийся пустяковой контрольной? И готовый променять систематическую работу на тусовку. Я уж молчу о том, что он своими руками похоронил своё будущее, портя отношения с Девятовой.
Она плохая? Но она влиятельнее, чем он. Да и обыграет проще простого. Или, может быть, настоящая фамилия Комаровского — Макиавелли? А если он способен уехать. Он что, центр мироздания? Россия в смуты и не только такой балласт теряла. Но если было что ценное — всё равно поднимала потом и востребовала.
Грушко? Он не клоун. Он — директор цирка. Сфера деятельности, конечно, не очень.
Но если класс превращает контрольную в цирк. Может быть, им всем как раз и место в этом культурном учреждении? Правда, там как раз придется работать будь здоров. И кости себе ломать, и грохаться из-под купола, и звери потерзают. И всё прочее. Ну, так ведь сами напросились!
Грушко же просто попал не в ту эпоху. Раньше из него бы вышел неплохой комсорг на стройках первых пятилеток. Позже. Да хоть бы и шоу-менеджер. Много ли постсоветскому обществу надо?

В известном смысле Комаровский и Грушко могут показаться одинаковыми волчатами. К тому же, в общем, одинокими. Но потом разница обозначается. Из Комаровского растет волк — правда, более чем позорный. А из Грушко —да, согласен, что и волкодав. И сильный.
Хороший поводок, длинный и прочный, Девятова для него сумела подобрать. А дальше, что называется, по жизни. Петрова будет умной, так примет этот поводок. С волкодавом.

№4122 Дом восходящей луны
. Не лишайте пассажира ''Красной стрелы'' этого кайфа - быть вечной Айогой из сказки Дм.Нагишкина . '' - Ах , хороша я , хорошА-А ! . '' :-)

Да и это неважно. Лишь бы не быть учителем из одной сатирической повести, который объяснил 17-летним недоумкам, что они невинные дети.
А сказать, какой персонаж 1970-х годов наиболее уродлив?
Не только партийный хам с сытой физиономией.
Не только ворующая по-крупному торговая дама в бриллиантах.
Не только уголовник, идущий от воровства к бандитизму.
Не только алконавт, готовый избить первого встречного.
Но и стопудовый инфантил призывного возраста, дурашливо вопящий: "Дяденька милиционер, а я ещё маленький!"
В фильме "Розыгрыш" выведена целая банда вот таких инфантилов, разве что годами помоложе.
Как молоды мы были, как искренно любили.

А это неважно. Красивое дело и красивым словом не испортить. Вот если некрасиво поступать, так это гораздо хуже.

№4120 perfect sense
А ведь мало кто думал, что двум богам служить нельзя.
Невозможно жить в советском обществе с его культом социальной дисциплины и гнать инфантильные праздники непослушания. По существу, этот конфликт в фильме и решается.
Я говорю не о классе в целом. У этих акселератов разного пола — коллективный мозг трехлетнего ребенка. Плохо видно, что они изменились в целом. А вот отдельные лица.
Девятова. Санкции санкциями, но ведь она старается нормально беседовать с людьми. Если видит, что те не намерены до седых волос тусоваться в детском саду.
Грушко. Он ведь уже с самого начала был взрослее остальных. Значит, надо взрослеть .

А ведь мало кто думал, что двум богам служить нельзя.
Невозможно жить в советском обществе с его культом социальной дисциплины и гнать инфантильные праздники непослушания. По существу, этот конфликт в фильме и решается.
Я говорю не о классе в целом. У этих акселератов разного пола — коллективный мозг трехлетнего ребенка. Плохо видно, что они изменились в целом. А вот отдельные лица.
Девятова. Санкции санкциями, но ведь она старается нормально беседовать с людьми. Если видит, что те не намерены до седых волос тусоваться в детском саду.
Грушко. Он ведь уже с самого начала был взрослее остальных. Значит, надо взрослеть и дальше. Мыслить социальными категориями, отвечать за свои нервы и всё такое. А творчество — ничего ему не сделается, если мастер в реальном ответе за себя.
Петрова. Между прочим, истинная женщина. Только в образе больного полуребёнка. Из сего последнего ей надо вырываться.
Комаровский. Он играл во взрослого. Причём на карьеру. Но по ходу фильма шаг за шагом докатывался до инфантильности, хамства и истерик. И это — его истинное лицо.

№4118 Фря
. Про "пятёрку" пацан перед спектаклем сказал. Он вообще всем своим знакомым смс-ки рассылал, что в культурном заведении находится. Ему по-приколу было.
И весь спектакль отсидел.

Ну что же, серьёзный творческий интерес как раз часто и формируется за счёт таких выходок. Но это — лишь первая ступень. А что может быть дальше.

№4117 perfect sense
. А если бы театр был не самодеятельным, а профессиональным? Да ещё с яркими артистами? Тут ведь неизвестно, как бы ребята отнеслись к спектаклю. ..

Про "пятёрку" пацан перед спектаклем сказал. Он вообще всем своим знакомым смс-ки рассылал, что в культурном заведении находится. Ему по-приколу было.
И весь спектакль отсидел.

№4116 Фря
Вчера ходила в ДК на спектакль самодеятельного театра "Ломоносов". В зале было много школьников. Услышала от рядом сидящего пацана следующее: "Если бы не обещанная "пятёрка" по химии, то меня бы здесь не было". Внутренне посмеялась.
Я это к тому, что оценки в школах использовались, используются и будут использоваться не только за знания, но и в как поощрения/наказания. Других-то эффективных средств нет!

А если бы театр был не самодеятельным, а профессиональным? Да ещё с яркими артистами? Тут ведь неизвестно, как бы ребята отнеслись к спектаклю.
Кроме того, сорвав контрольную, герои "Розыгрыша" показали, что они не хотят овладевать знаниями (хотя в школу ходят с этой целью). Такой вот социальный жест с последующей "ответкой" не по-детски.
Не хотите взрослеть? Девятова и поможет, и заставит. Только лучше не доводить вообще-то.

Вчера ходила в ДК на спектакль самодеятельного театра "Ломоносов". В зале было много школьников. Услышала от рядом сидящего пацана следующее: "Если бы не обещанная "пятёрка" по химии, то меня бы здесь не было". Внутренне посмеялась.
Я это к тому, что оценки в школах использовались, используются и будут использоваться не только за знания, но и в как поощрения/наказания. Других-то эффективных средств нет!

По поводу № 4114.
Думаю, Грушко эту самую Дашку с удовольствием треснул бы гитарой. "По юной бестолковке"(с). Если бы не риск: 1) сломать инструмент; 2) улететь в колонию.

Для Комаровского эти контрольные - так. смехота одна. Он повёлся на уговоры Дашки. Мне непонятно, почему он не мог решить контрольную за Дашу, но тогда бы и фильма не было. Но, допустим, Девятова столь чётко за всеми секла, что помочь соседке по парте не представлялось возможным.

Кстати, в 1970-е годы пресловутое "бренчание на гитаре" становилось каторжным творческим трудом. Это когда надо было подготовить и провести концерт так, чтобы публика ничем не закидала, а отреагировала наоборот.
Будь дело иначе, мне было бы стыдно перед памятью. хотя бы Высоцкого.

Конечно, Грушко и Комаровский — одинаково амбициозные ребята, развитые выше среднего уровня. Но на этом сходство кончается.
Комаровский ведь только ИГРАЕТ в целеустремлённость. Иначе бы он понимал, что "крах начинается не с миллиона, а с цента"(с). Отлынивая от контрольной, сам не заметишь, как впадешь в лень. И, следовательно, отучишься работать с более крупными целями. А какие могут быть сабантуи, когда уже сейчас надо лезть в абитуриенты?!
Кроме того, у Комаровского есть такой тыл, как семья.
У Грушко же за спиной — ничего, кроме творческих интересов. Жизнь оставила этого подростка наедине с его собственным фанатизмом и продюсерской (шире — менеджерской) хваткой. В 1970-е годы он действительно свалился как бы из недалекого будущего, когда жизнь будет реально сгонять людей "с плюшевого дивана"(с). При этом Грушко достаточно тонок, чтобы исполнять песни на отличные стихи.
Кто из этих двоих — человек вправду целеустремлённый, а кто — просто симулянт?


Когда уйдём со школьного двора. Кинодрама Владимира Меньшова о школе, о наставниках и выпускниках

Обычный и даже заезженный штамп "школьные годы чудесные" далеко не всегда поддержат все выпускники. Для одних эти годы будут уроками жизни и приобретения практичных навыков, для других станут, к сожалению, даже горьким разочарованием, для третьих станут нейтральным временем, связанным с необходимостью.

Мне, если честно, очень повезло. Учителя большей частью встретились из тех, для кого профессия стала образом жизни со смыслом и призванием. Удивляюсь до сей поры, что если покопаться в своей памяти, то и отдельные уроки вспомню без особого труда и с огромной благодарностью.

Киноработы режиссёра Владимира Меньшова априори особенные. Они всегда отличаются искренностью, умелой трансляцией добра и юмора, показом сильных поступков. И актёров Владимир Валентинович подбирает с особой тщательностью, они попадают в образ эффектно и правдиво.

Его давняя работа аж 1976 года посвящена выпускникам средней школы. Тем, кому уже завтра вступать во взрослую жизнь и тем, кто провожает их на пороге школы. А первый багаж знаний, как ни спорь, мы приобретаем в школьных стенах, за партой и у доски.

Сюжет

Обычная школьная жизнь, в которой нашлось место драке между учениками 9-го класса. Неофициальный лидер класса Олег Комаровский (Андрей Гусев) считает безобидным розыгрыш над уважаемой учительницей математики Марией Васильевной (Евгения Ханаева). При этом в сговор вступает внушительная половина класса.

Новичком класса стал Игорь Грушко (Дмитрий Харатьян). Оба одноклассника разные по характеру и по уже приобретенным ценностям жизни. Их вынужденное единоборство, а также типичные школьные эпизоды станут основой фильма.

Чем закончилась обычная школьная история, какие уроки извлекли герои из создаваемых ими же взаимоотношений, мы узнаем только после просмотра.

Актрисы, чьи образы прекрасны всегда

"Математичка" в исполнении чудесной Евгении Ханаевой получилась на славу. Если честно, мне актриса сразу вспоминается совсем по другой работе Меньшова "Москва слезам не верит". И всё же здесь её главная роль раскрыта удивительным образом, ярко и красиво.



Такое вживление в роль школьного педагога Евгении Ханаевой поразительно глубоко, и отличить её от учителей того времени и времени настоящего просто невозможно. Её героиня строгая, сильная, трогательная, с высоким чувством великодушности. А речь?! Каждое слово на вес золота!



Юную Таю Петрову сыграла красавица Наталья Вавилова. Она очень застенчива и обладает великой редкостью. Имя этой редкости совесть. Согласитесь, кто-то из нас и знать не знает, что это.

А в Тае совесть есть, как есть и уважение к тем, кто волшебным образом носит звание подлинного Учителя и Педагога.



Конечно, отмечу прелестную Наталью Фатееву в роли завуча школы и истинную королеву эпизодов Ирину Мурзаеву. Их лица узнаются в мгновение ока и у нас есть отличная возможность увидеть их на экране отличного фильма.

Мария Виноградова, чья героиня школьная уборщица Анна Ефремовна, обладает необыкновенной житейской мудростью. Как хочется верить, что людей такой подкованности среди нас много.


И молодые Евдокия Германова, Нина Савищева, Ирина Кораблева в школьной форме одноклассниц обратили на себя внимание своей игрой, они "живые" и ничуть не выбиваются из своих ролей.

Актёры, любимые нами до сих пор

Новичка класса сыграл Дмитрий Харатьян. Его герою несколько непросто влиться в школьный коллектив, волей судьбы он живёт у родной тётки. Без родителей.

Но его музыкальные способности не спрятать, гитара его друг. А созданный школьный оркестр, точнее, ансамбль, совсем неплох. Да и личные качества героя высоки, к таким обычно тянутся.





Приятно встретить в киноленте талантливого Алексея Гусева. Его образ легко запоминается по старым фильмам 70-х и 80-х, и роли его имеют куда больше оттенков, чем радуга. Самобытность актёра проявлена в роли одноклассника главного героя Комаровского. Пусть и отрицательного, циничного и откровенно наглого персонажа.

Очевидно, если у него всё же случилась переоценка ценностей, парнем он мог стать хорошим и добрым, шансы на это были. Во всяком случае, при просмотре фильма хочется на это надеяться.




С мастерами театральной сцены и большого экрана прошлых лет Олегом Табаковым, Зиновием Гердтом, Павлом Винником встреча сродни реальному общению. Заметьте, такие мэтры ни на секунду не оставили своих героев на "самотёк".

Целостность их ролей, пусть и далеко не главных, вызывает уважение своим профессионализмом. Короткие, но полные драмы и юмора диалоги мастеров превосходны. Как бывало не раз, сам режиссёр тоже отметился актёрской игрой, здесь, конечно, в роли учителя.





Наши мальчишки, сыгранные молодыми Николаем Константиновым, Арсеном Михайловым, Дмитрием Николаевым и Александром Жильцовым, не выпали из сюжета киноленты. Благодаря им, фильм явно получил реалистичность школьных отношений. И переигранности не произошло, взрослые одноклассники воспринимаются вполне настоящими.

Кто-то, очевидно, вспомнит знаменитые "лохматые" причёски на голове из 1970-х, кстати, незаметно поощряемых в то время на телевидении. Ведь среди музыкантов популярных групп (ВИА), коротко стриженых и тем более, лысых, не было тогда совсем.

Итоги

Выпускники школы, наверное, особая категория молодёжи. Они уже тонко чувствуют фальшь и обман взрослых, почти ценят помощь и полны океана розовых надежд. Конечно, впереди ошибки. Конечно, впереди разочарования. Но и победы тоже впереди, я в этом уверен.

Режиссёр Владимир Меньшов самым удачным образом передал школьную действительность, пусть даже с небольшими элементами приукрашивания. Фильм для души, хорошего настроения, генерации воспоминаний, сентиментальности и чуточки ностальгии. Ну а музыка уж точно может понравиться, ведь это композитор Александр Флярковский, чьё творчество одарило нас популярными произведениями.

Всего полтора часа фильма, а событий ровно столько, чтобы с головой окунуться в школьные годы. Чтобы вспомнить добрым словом настоящих учителей и настоящих наставников, бескорыстных и любимых. Ведь благодаря им мы приобрели многие хорошие человеческие качества и даже избавились от плохих.


Хороший педагогический фильм, к тому же такой очень, пацанский. Ребята из выпускного 9-го класса вместо того, чтобы пилить, как сейчас сказали бы, ЕГЭ, занимаются в свободное от уроков время игрой на гитарах, начинают зарабатывать первые деньги. Им всё по кайфу. Но в классе есть ещё один неформальный лидер, который грезит институтом и готов пойти на подлость ради своих честолюбивых планов. Чудесна сцена с Табаковым — диалог отца и сына. Много сентиментальных моментов, прорывных для своего времени режиссёрских находок (чудесные и бодрые смены плана!), ну и прекрасная музыка в стиле 70-ых.

10 Отличный выбор для любителей фильмов на школьную тематику

На протяжении всего фильма школьники пытаются ответить на разные нравственные вопросы: можно ли поступиться принципами ради общего блага? каким нужно быть, чтобы добиться выдающихся успехов? справедливо ли получать прибыль не за "серьёзный" труд, а за игру на гитаре? События разворачиваются на фоне инцидента с контрольной работой, которая стала для ребят проверкой на честность. Удачно показаны разные характеры школьников, их отношения друг к другу и к строгой учительнице. Очень органично в фильме смотрятся молодые Харатьян и Вавилова. И песня в фильме замечательная - "Когда уйдем со школьного двора".

Читайте также: