Рецензия на фильм иван васильевич меняет профессию кратко

Обновлено: 08.07.2024

Итак, случилось еще одно несчастье. Еще одно литературное произведение известного писателя подверглось киноэкранизации.

Поэтому начнем с самого главного — с правомерности гайдаевского прочтения пьесы, с совпадения (или несовпадения) стилистики, комедийности и самого духа обоих произведений. Попробуем разобраться в том, потеряла или не потеряла на экране булгаковская пьеса? Надо ли нам плакать или — вместе со зрителем — смеяться?

Что же ближе прозе Ильфа и Петрова — сатирическая повествовательность или сатирическая гротескность, ирония или юмор, фантазия или изящный расчет? Все ближе. И на десяток точных прикосновений режиссера Швейцера к экранизируемой прозе приходится десяток точных прикосновений режиссера Гайдая (впрочем, у обоих были прикосновения и неточные, нечуткие).

И они разные — эти прикосновения! Их разнит индивидуальность художника, который становится новым, кинематографическим соавтором произведения. Естественно, что от каждой экранизации мы ожидаем точности, а скорее верности прочтения литературного оригинала. Но не следует забывать и о том, что прочтение — это тоже творчество, несущее в себе приметы и черты режиссерской индивидуальности.

Конечно, вроде бы жалко терять благодатную для кинематографа фактуру, некогда облюбованную и Булгаковым, и Зощенко, и Ильфом вместе с Петровым. Однако очень важно помнить о том, что Булгаков отправлял на рандеву с опричниками в кошмарное историческое прошлое своих современников. В этом и заключалась острота и комедийная соль его произведения. Сегодня же самый мир булгаковских героев стал для нас достаточно отдаленным прошлым. Машине времени, стартуя в царство Грозного, пришлось бы совершить еще один сложный вираж, преодолеть еще один барьер минувшего. Прозрачно ясный булгаковский сюжет усложнился бы, зритель основательно бы запутался в том, кто и куда летит и, не дай бог, посчитал бы, что он имеет дело с историей, вовсе к нему непричастной.

Поставив столь неожиданный, броский, эксцентрический автограф на старой театральной рукописи, кинорежиссер Гайдай тем самым как бы заявляет свое право по-своему читать и интерпретировать текст, по-своему смеяться, перенося его на экран.

Азбука гайдаевского киноязыка — эксцентрический трюк, каламбур, мгновенный аттракцион, фокус — стремительный, броский, парадоксальный.

Вот дантист Шпак склонился над пациентом. Мгновение — и словно отбойный молоток заработал во рту у бедняги. Ходят ходуном волосатые руки эскулапа, ходит ходуном зубоврачебное кресло — вибрация преувеличена в тысячу раз, извлечена наружу — в зрительный зал комедии.

Вот резкий и энергичный монтажный стык: с черно-белых кадров, с лежащего на полу после взрыва контуженного Шурика — на яркий цвет, на синее Черное море, на белоснежные корабли, на длинноногую Зиночку, поющую об ослепительной любви землян XX века, на вдохновенно созидающего свой очередной шедевр кинорежиссера Якина.

В одном из романов Чапека существовал герой, пальцы которого физически ощущали энергию, скрывающуюся в статике окружающих предметов. Кажется, тем же даром (только в комедийном плане) наделен Гайдай. Он взрывает статику с энтузиазмом и непреклонностью Шпака, поминутно включающего свою бормашину. Пластику обыденных бытовых движений режиссер энергично переводит в пластику эксцентриады.

Вот Жорж Милославский безуспешно пытается вскрыть сейф в квартире дантиста Шпака. Эта вполне бытовая процедура становится цирковым аттракционом: мелькают отмычки, руки, театральная физиономия жулика; каскадная музыка словно хохочет над неудачником, камера бойко осматривает интерьер, походя сравнивая прелестные формы античных мадонн и современных манекенщиц. Чисто гайдаевская киносценка.

Смешные, увлекательные кадры связаны, как всегда, с погоней. Неожиданно беглецы и опричники оказались рядышком, бок о бок на какой-то высоченной арке; раз! — Бунша и Милославский, перекрестясь, приготовились к отчаянному прыжку; два! — опричники, как горох, посыпались вниз; три! — Бунша и Милославский остались преспокойненько стоять на арке. И снова понеслись в карьер!

Подобные эксцентрические аттракционы разматываются по всему полю картины. Они слагают самое сильное, самое смешное в гайдаевских лентах — их комедийную динамику, ритм. Здесь подлинная стихия гайдаевской комедийности.

Выше говорилось о том, что решение авторов перенести исходное действие кинокомедии в сегодняшний день разумно и оправдано. Однако в этой переброске по-настоящему повезло лишь двум персонажам: Шурику и Ивану Васильевичу.

Шурик, став действующим лицом кинокомедии, пережил, пожалуй, самые удивительные приключения в своей жизни. Иван Васильевич встретился с бытовой техникой наших дней, и она предоставила ему много поводов для комедийно отыгрываемого изумления. Лифт и телевизор, магнитофон (включаемый, помните, несколько неожиданным образом) с песенкой Высоцкого, репинская репродукция и современный спортивный костюм — все это дало материал для новых остроумных блесток, украсивших киноповествование.

К счастью, эпизоды эти в кинокомедии носят экспозиционный характер. К счастью, очень скоро на современном горизонте появляется Иван Васильевич, и тотчас парадоксальность ситуаций начинает высекать живые, искры из персонажей. К счастью, Шурик без проволочек отправляет комедийных героев в прошлое, а там. там поправка на 30 лет, право же, не столь существенна.

Жорж Милославский (Леонид Куравлев), наоборот, против пьесы оказывается более принципиальным политиком, чем Бунша-Грозный, и ни в какую не хочет уступать шведам Кемь. Это новая и довольно изящно отредактированная черточка! Однако тонко и дальновидно направляя деятельность царя-Бунши, общего выражения их двойного портрета она не изменяет: Жорж Милославский в царских покоях ворует еще энергичнее и несравненно удачливее, чем в квартире дантиста Шпака.

Короткое путешествие авторов кинокомедии по стогнам современности не обошлось без ощутимых потерь. Зато переброска с современного плацдарма в XVI век оказалась весьма остроумной и плодотворной.

Так потеряла или не потеряла пьеса в экранизации? Поставив этот вопрос, я не стремлюсь к однозначному ответу на него. Просто я хотел напомнить и развить элементарную (как мне кажется) мысль: в искусстве экранизации (и, быть может, в особенности экранизации комедийной) художник всегда отражается в другом художнике, произведение отражается в другом произведении.


Величайший фантастический фильм про Ивана Грозного Вряд ли найдется человек в нашей стране, который не видел этот фильм. Наверное, это только маленькие дети, и то они, наверное, вместе с родителями каждый новый год включают телевизор и пересматривают этот фильм, зная каждую фразу, каждый диалог. Не это ли дает фильму статус культового? Наверное, да. Главное достоинство этого фильма — грандиозный легкий юмор, который отлично передается через игру актеров. Практически каждая фраза приобрела культовый статус, эти высказывания ушли в народ. И спустя десятилетия люди продолжат их использовать. Тот юмор не имеет ничего общего с нынешним, который нам преподносят последние годы с экранов. Здесь нет пошлости, шуток ниже пояса, какой-то злобы. В этом фильме юмор гениален и уместен. Фильм прекрасен тем, что над ним работали профессионалы комедийного жанра. Режиссер Гайдай известен многими своими фильмами, он имеет свою манеру, его фильмы угадываются. Он создал прекрасную атмосферу в этом фильме, зарядил его своей энергетикой. Актеры просто шикарны. Каждый. Вплоть до тех, кто играл стрельцов и корчил различные гримасы. Но самый колоритный, конечно же, великолепный Юрий Яковлев. Ему довелось сыграл две роли: Ивана Васильевича, обычного гражданина Советского Союза, и Иоанна IV, царя, властного и матерого мужчину в годах. Эти образы удались Яковлеву великолепно. Почему? Для меня ответ простой. Когда я видел этот фильм в детстве, то был уверен, что двух этих персонажей играют разные актеры. Чем не доказательство гениальной игры? Демьяненко, как всегда, хорош. Его герой старается помочь, входит в ситуацию, действует решительно. Прекрасна и Селезнева. Ей достался образ женщины-изменницы, которая мечется и не может сделать выбор. Куравлев же олицетворяет преступность. Вот он, вор и мошенник, кто наживается на кражах. Интересно наблюдать, как он выходит из смертельных ситуаций вместе с Иваном Васильевичем из настоящего. Весь этот актерский состав создает удивительным тандем, на который приятно смотреть. Годы идут, много снимают фильмов, много комедий, но эта фантастика остается непревзойденной. Время, наверное, было другое. Говорю об этом с грустью, потому что подобные шедевры не повторить. Может быть и не нужно. Ведь для нас существуют единственные Иваны Васильевичи, Шурик, Жорж Милославский и другие герои грандиозного фильма. 10 из 10

Величайший фантастический фильм про Ивана Грозного Вряд ли найдется человек в нашей стране, который не видел этот фильм. Наверное, это только маленькие дети, и то они, наверное, вместе с родителями каждый новый год включают телевизор и пересматривают этот фильм, зная каждую фразу, каждый диалог. Не это ли дает фильму статус культового? Наверное, да. Главное достоинство этого фильма — грандиозный легкий юмор, который отлично передается через игру актеров. Практически каждая фраза приобрела культовый статус, эти высказывания ушли в народ. И спустя десятилетия люди продолжат их использовать. Тот юмор не имеет ничего общего с нынешним, который нам преподносят последние годы с экранов. Здесь нет пошлости, шуток ниже пояса, какой-то злобы. В этом фильме юмор гениален и уместен. Фильм прекрасен тем, что над ним работали профессионалы комедийного жанра. Режиссер Гайдай известен многими своими фильмами, он имеет свою манеру, его фильмы угадываются. Он создал прекрасную атмосферу в этом фильме, зарядил его своей энергетикой. Актеры просто шикарны. Каждый. Вплоть до тех, кто играл стрельцов и корчил различные гримасы. Но самый колоритный, конечно же, великолепный Юрий Яковлев. Ему довелось сыграл две роли: Ивана Васильевича, обычного гражданина Советского Союза, и Иоанна IV, царя, властного и матерого мужчину в годах. Эти образы удались Яковлеву великолепно. Почему? Для меня ответ простой. Когда я видел этот фильм в детстве, то был уверен, что двух этих персонажей играют разные актеры. Чем не доказательство гениальной игры? Демьяненко, как всегда, хорош. Его герой старается помочь, входит в ситуацию, действует решительно. Прекрасна и Селезнева. Ей достался образ женщины-изменницы, которая мечется и не может сделать выбор. Куравлев же олицетворяет преступность. Вот он, вор и мошенник, кто наживается на кражах. Интересно наблюдать, как он выходит из смертельных ситуаций вместе с Иваном Васильевичем из настоящего. Весь этот актерский состав создает удивительным тандем, на который приятно смотреть. Годы идут, много снимают фильмов, много комедий, но эта фантастика остается непревзойденной. Время, наверное, было другое. Говорю об этом с грустью, потому что подобные шедевры не повторить. Может быть и не нужно. Ведь для нас существуют единственные Иваны Васильевичи, Шурик, Жорж Милославский и другие герои грандиозного фильма. 10 из 10

Иван Васильевич меняет профессию


Shishkodryomov
20 января 2019 г., 02:20

Моя апокрифичная кошка, ежеминутно и ежесекундно поднимающая все новые и новые вопросы этого бытия, тоже на днях пыталась изобрести свою машину времени. Залезла в свой домик, перевернула там все вверх дном, перекрыв тем самым себе выход. Не помог ей ни крест животворящий, ни сетования соседского Шпака, ни стук в дверь Крачковской. Долго бушевало в глубинах своего цветастого дома мое животное и, наконец, заверещало на своем кошачьем: "Замуровали, демоны!" Благо, лифтер был тут как тут.

Что можно нового сказать об этом фильме? Он органически въелся в поры нашей кожи, мы все любим его, как любимую тележку - и надоела вроде, и все равно от нее никуда не денешься. Нужно сказать, что к актерам, которые играют в этом фильме, я отношусь совершенно равнодушно, то есть, конечно, всегда смотрел и Куравлева, и Юрия Яковлева, но без особенного фанатизма. Из моих любимых актеров здесь только Крамаров. Демьяненко же меня вообще скорее раздражает. Но обо всем об этом не помнишь, ибо и игра великолепная, и о фильме сказать"прекрасно" было бы недостаточным.

Фильм я впервые посмотрел в 12-летнем возрасте, в 1987 году и это был экстаз. Путешествие в сказку. Сбылись все мечты мальчишки. С трудом припоминаю что-то подобное в те годы, смелые перестроечные фильмы еще не подоспели, да в них ничего сказочного уже не было. Может чешская сериальная сказка "Арабела" или "Приключения в каникулы", но это совсем уж в ребяческом возрасте.

"Иван Васильевич меняет профессию" узнается по каждому звуку, по каждой короткой и незначительной фразе. Оу, про Пуговкина и Этуша забыл. "Паки-паки". "Три магнитофона, три портсигара". И жаль, что Филиппову такая маленькая роль досталась. Думаете нам, царям, легко? Человек! Почки царице. У женщин вопрос почек всегда открыт.

А еще гайдаевский фильм теперь сам по себе стал машиной времени. Путешествием в Москву начала 70-х, когда даже меня еще в проектах не было. Выходишь на балкончик, смотришь на Новый Арбат, уже отремонтированный, эхх, лепота. Как сказал один поэт, "лучший вид на этот город — если сесть в бомбардировщик". Еще раз пересмотреть, что ли? Да сколько ж можно уже!


tulupoff
23 апреля 2016 г., 17:58


alekspredator
27 июня 2019 г., 18:39

Величайший фантастический фильм про Ивана Грозного

Вряд ли найдется человек в нашей стране, который не видел этот фильм. Наверное, это только маленькие дети, и то они, наверное, вместе с родителями каждый новый год включают телевизор и пересматривают этот фильм, зная каждую фразу, каждый диалог. Не это ли дает фильму статус культового? Наверное, да.

Главное достоинство этого фильма — грандиозный легкий юмор, который отлично передается через игру актеров. Практически каждая фраза приобрела культовый статус, эти высказывания ушли в народ. И спустя десятилетия люди продолжат их использовать. Тот юмор не имеет ничего общего с нынешним, который нам преподносят последние годы с экранов. Здесь нет пошлости, шуток ниже пояса, какой-то злобы. В этом фильме юмор гениален и уместен.

Фильм прекрасен тем, что над ним работали профессионалы комедийного жанра. Режиссер Гайдай известен многими своими фильмами, он имеет свою манеру, его фильмы угадываются. Он создал прекрасную атмосферу в этом фильме, зарядил его своей энергетикой.

Актеры просто шикарны. Каждый. Вплоть до тех, кто играл стрельцов и корчил различные гримасы. Но самый колоритный, конечно же, великолепный Юрий Яковлев. Ему довелось сыграл две роли: Ивана Васильевича, обычного гражданина Советского Союза, и Иоанна IV, царя, властного и матерого мужчину в годах. Эти образы удались Яковлеву великолепно. Почему? Для меня ответ простой. Когда я видел этот фильм в детстве, то был уверен, что двух этих персонажей играют разные актеры. Чем не доказательство гениальной игры?

Демьяненко, как всегда, хорош. Его герой старается помочь, входит в ситуацию, действует решительно.

Прекрасна и Селезнева. Ей достался образ женщины-изменницы, которая мечется и не может сделать выбор.

Куравлев же олицетворяет преступность. Вот он, вор и мошенник, кто наживается на кражах. Интересно наблюдать, как он выходит из смертельных ситуаций вместе с Иваном Васильевичем из настоящего.

Весь этот актерский состав создает удивительным тандем, на который приятно смотреть.

Годы идут, много снимают фильмов, много комедий, но эта фантастика остается непревзойденной. Время, наверное, было другое. Говорю об этом с грустью, потому что подобные шедевры не повторить. Может быть и не нужно. Ведь для нас существуют единственные Иваны Васильевичи, Шурик, Жорж Милославский и другие герои грандиозного фильма.


Lyubochka
25 апреля 2018 г., 14:36

Ну это одна из любимейших советских комедий. Сколько раз ее смотрела. Еще столько же посмотрю. И всегда будет интересно и всегда буду смеяться.Игра актеров на высоте. А песни.
С любoвью встретиться
Прoблема трудная.

Маруся мoлчит и слезы льет,
От грусти бoлит душа ее.

картинка Lyubochka

Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь,
Все мне яснo сталo теперь.


AngelinaZaharchenko
20 апреля 2020 г., 12:56

Любимый советский фильм. Прошлое, много забавных моментов и отличного настроения.

Достоинства: Игра актеров всех. Сценарий очень оригинален.

Недостатки: Не хватает Никулина.

Отзыв: Гайдай. Мне взегда приятно писать отзывы на его фильмы. Бесспорно он лучший комедийный постановщик нашего времени. И это свежий воздух в эпоху застоя (все-таки Брежнев его любил и почти все позволял). Гайдаю удалось по такому случаю поставить известные шедевры. "Операция-Ы", "Бриллиантовая рука" "Кавказская пленница". " Иван Васильевич меняет профессию" - не исключение. Опять созвездие звезд: Куравлев, Яковлев, Демьяненко. Опять все смешно и не обычно. Фантастика. Мы вместе с героями переносимся … Читать далее

Читайте также: