Реакция крестьян на отмену крепостного права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реформой 1861 года остались не удовлетворены как помещики, так и крестьяне. По всей стране вспыхнули бунты, на подавление которых ушло много сил и времени.

Указ об отмене крепостничества хотели издать и Александр I, и Николай I. Но под влиянием приближённых людей и политической ситуации они отказались от этой затеи.

Фактрум рассказывает, по каким причинам бывшие крепостные, ставшие свободными, вовсе не хотели этой свободой пользоваться.

Разработка Секретного комитета

Его участники разработали Манифест и Положение об освобождении крестьян, бывших крепостными. Указ об освобождении в своих владениях зачитывали сами помещики. Так крестьяне узнали, что вместе со свободой они должны были получить от своего помещика и надел земли. За пользование ей свободные крестьяне обязаны были или платить оброк, или работать на помещика, то есть отбывать барщину. Такие крестьяне именовались временнообязанными.

Главы сельских общин могли заключить с барином договор, где указывались размеры предоставляемых наделов в постоянное пользование и размер обязательных повинностей. А с 1883 года временнообязанные крестьяне, чтобы получить землю в своё единоличное пользование, обязаны был выкупить её у помещика. Для этого выкупному крестьянину нужно было сразу заплатить 20% от цены на землю, а оставшиеся 80% барину платило государство. Эти 80% крестьяне должны были вернуть государству, погашая свой долг определёнными суммами на протяжении 49 лет.

Улучшение крестьянского быта? Как бы не так!

Сразу после того, как в народе узнали об освобождении крепостных крестьян, среди них поползли слухи, что зачитанный помещиками указ — ненастоящий. Настоящий же якобы от крестьян утаили. Такие слухи появились на почве того, что фактически крестьяне стали свободными, но не собственниками земли, на которой они работали и жили. Сразу после оглашения Манифеста в стране случилось несколько крупных крестьянских восстаний.

Не все крестьяне были неграмотными и не умели считать. Самые умные быстро вычислили, что землю помещики им продают по цене в несколько раз выше рыночной. Таким образом за 49 лет выплат государству они переплачивали почти 200%! А если крестьянин не мог совершить выкупной платёж в указанный срок, то его подвергали телесным наказаниям. Но не только ненормальные условия платежей и наказаний за просрочку стали причиной недовольства крестьянства.

Не нравились им и наделы земли, выделенные помещиком, и не зря. Право раздавать землю было закреплено за её владельцем, поэтому помещики оставляли себе лучшие земли, отдавая крестьянам что похуже. А тем приходилось трудиться на износ, чтобы платить оброк. Кроме того, ушлые помещики своими личными наделами земли отрезали крестьян от пастбищ, лесов и рек. Крестьянам приходилось арендовать и помещичью землю, отрабатывая на ней барщину. Условия новой барщины отличались от прошлой, срок работы на помещика был сокращён. Мужчина должен был отработать 40 дней, а женщина — 30.

Незавидной была участь и дворовых людей — помещичьих слуг, они-то земли не имели и, следовательно, оставались без средств к существованию. Многие из них уходили на заработки в город, но, не найдя работы, были вынуждены жить на улице и просить милостыню.

Одной из положительных сторон отмены крепостного права можно назвать то, что помещики лишились права продавать и покупать крестьян как вещи. Но, тем не менее, вмешиваться в жизнь своих подчинённых помещик мог на уровне разрешения денежных или личных споров. Также свободные крестьяне, не имеющие земли, шли устраиваться на фабрики и заводы, что поспособствовало индустриализации России.

Если вам понравился этот материал, пожалуйста, поделитесь им с друзьями! Будем рады, если вы подпишитесь на наш канал . Спасибо :-)

Главархив рассказал, как горожане и селяне реагировали на отмену крепостного права

3 марта (по старому стилю 19 февраля) 1861 года Император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, и жизнь в России в этот день кардинально изменилась. В Главархиве Москвы хранится один из экземпляров этого Манифеста, а также документы, освещающие реакцию москвичей на оглашенное решение.








После оглашения Манифеста правительство озаботилось принятием мер для соблюдения спокойствия в сельских местностях. Согласно сохранившемуся секретному предписанию московского губернатора, необходимо было быстро и одновременно огласить Манифест во всех населенных пунктах Московской губернии. Только так можно было предотвратить ложные слухи и возможные волнения, вызванные ошеломляющей новостью. Специально для этой цели напечатали огромное количество экземпляров манифеста. Так, только лишь для Московской губернии изготовили 4 250 печатных копий для извещения помещиков и крепостных крестьян и еще 3 000 экземпляров для чтения в церквях. Подобным путем надеялись сохранить тишину и спокойствие как в сельских местностях, так и в городах.

Реакция у различных представителей населения отличалась. Многие крестьяне плакали при оглашении вести в церквях, а вот городские жители вели себя иным образом.





Отмену крепостного права в деревне встретили без особой радости, а кое-где мужики даже взялись за вилы – думали, помещики их обманывают.

В сумерках по Гороховой, Большой Морской и другим улицам тянутся к тринадцати съезжим дворам возы с розгами, а за ними чеканят шаг солдатские роты. Полиция принимает их в подчинение и готовится к волнениям после прочтения царского манифеста.

И вот настало утро 17 марта, и манифест об освобождении крестьян зачитан, однако в Петербурге и Москве спокойно. Крестьян в это время в городах мало, уже разъехались с сезонной работы по деревням. Священники и чиновники читают народу документ Александра II там, на земле:

Император следует своему обещанию:

То, чего думающие русские люди жаждали целое столетие, сделано! Александр Иванович Герцен пишет из-за границы о царе:


Не зря Герцен радуется. Русский крестьянин наконец-то получил волю. Хотя… не совсем. Иначе зачем готовить розги и вводить в столицу войска?

Землю крестьянам?

Вся проблема в том, что крестьян освободили без земли. Потому правительство и боялось волнений. Во-первых, дать волю всем и сразу оказалось невозможно хотя бы потому, что на проведение реформы требовалось два года. Пока в каждую деревню огромной России доедет грамотный человек и составит уставные грамоты и всех рассудит… А в это время всё будет по-прежнему: с оброком, барщиной и прочими повинностями.

Только после этого крестьянин получал и личную свободу, и гражданские права, то есть выходил из практически рабского состояния. Во-вторых, даже это не означало конец переходного периода. Земля оставалась в собственности помещиков, а значит, земледельцу придётся ещё долго зависеть от собственника — пока не выкупит у него свой надел. Так как всё это обмануло надежды крестьян, они стали роптать: как это — свобода и без земли, без домов и угодий, да ещё годами платить барину?


Село Бездна и бездна проблем

В 42 губерниях империи дошло до волнений — большей частью мирных, но всё же тревожных. За 1861−1863 гг. произошло более 1100 крестьянских выступлений, вдвое больше, чем за предшествующие пять лет. Протестовали, конечно, не против отмены крепостничества, а против такой отмены. Крестьяне думали, что обманывают их помещики — подкупили священников и дурят, а настоящую царскую волю и манифест скрывают. Ну, или корысти ради трактуют его по-своему. Мол, не мог царь русский такое придумать!

Народ сбегался к грамотным людям и просил их истолковать манифест правильно — в крестьянских интересах. Затем они отказывались отрабатывать барщину и платить оброк, не дожидаясь никакого двухгодичного срока. Увещевать их было сложно. В Гродненской губернии около 10 тыс. крестьян отказались нести барщину, в Тамбовской — около 8 тыс. Выступления продолжались два года, но пик их пришёлся на первые несколько месяцев.

В марте крестьянские волнения усмиряли в 7 губерниях — Волынской, Черниговской, Могилёвской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской. В апреле — уже в 28, в мае — в 32 губерниях. Где не получалось успокоить людей уговорами, где били священников и громили волостные конторы, приходилось действовать силой оружия. В подавлении выступлений участвовало 64 пехотных и 16 кавалерийских полка.


Не обошлось без человеческих жертв. Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии. Мужики сбежались к наиболее грамотному из них — Антону Петрову, и он подтвердил: царь дарует волю немедленно, и ничего они помещикам больше не должны, а земля отныне — крестьянская.

Так как он говорил то, что все желали услышать, молва о Петрове быстро дошла до окрестных селений, гнев народа и отказ от барщины стали массовыми, а в Бездне собрались 4 тысячи крестьян. Генерал-майор граф Апраксин подавлял бунт с 2 ротами пехоты. Так как бунтовщики отказались выдать Петрова, граф приказал стрелять по ним (к слову, совершенно безоружным). Через несколько залпов Петров сам вышел к генералу из окружённой народом избы, но солдаты уже успели убить 55 крестьян (по другим данным, 61), ещё 41 человек скончался позже от ран.

Секли непокорных и в других сёлах — по 10, 50, 100 ударов… Где-то, наоборот, крестьяне погнали карателей. В Пензенской губернии в селе Черногай мужики с вилами и кольями заставили отступить пехотную роту и взяли в плен солдата и унтер-офицера. Затем в соседней Кандиевке собрались 10 тысяч недовольных помещиками. 18 апреля генерал-майор Дренякин пытался уговорить их прекратить бунт — не помогло; затем он угрожал им — без толку.

Стрелять тоже оказалось бесполезно. Пришлось солдатам арестовать 410 человек, только тогда остальные разбежались. Усмирение Кандиевки стоило жизней 8 крестьян. Ещё 114 человек поплатились за неповиновение. Шпицрутены, розги, ссылки на каторгу, тюрьма.


Антон Петров выходит к войскам, держа над головой положение о крестьянах

Количество случаев, в которых пришлось подавлять волнения войсками, никто не считал, но речь идёт о нескольких сотнях. Иногда появления пехотной роты и разъяснений офицеров хватало, чтобы крестьяне поверили в подлинность Манифеста и успокоились. За всё время не погибло ни одного военного — лишнее подтверждение тому, что гневался народ не на государя и не на государевых людей в мундирах.

К счастью, история Бездны и Кандиевки — исключения. В большинстве случаев удавалось усмирить народ уговорами, угрозами или небольшими наказаниями. К середине 1860-х годов волнения сошли на нет. Крестьяне смирились со своей горькой участью.

Трагедия отмены крепостного права заключается в том, что эта реформа — без сомнения, самая сложная в жизни великого Александра II — не могла быть быстрой и безболезненной. Слишком глубоко крепостничество пустило свои корни в жизнь народа, слишком сильно определяло все отношения в обществе. Государство опиралось на людей, значительную часть которых кормила крепостническая система, и не могло отнять у них всё, но в то же время не могло выкупить у них землю целиком.

Источники

Материалы по теме

Во всякой эпохе есть свои положительные и отрицательные черты. Поэтому вырывать отдельные эпизоды извращений и судить по ним обо всей эпохе представляется не вполне объективным. Хотя число нелицеприятных фактов само по себе может дать приближённую оценку о нравах того или иного исторического периода. Но, повторим, именно приближённую, а не точную.

Досуг советский в 1920-е годы подражал царскому времени, разве что публика городских заведений несколько сменилась. А так – всё те же театры, кабаки и танцы.

А вот ещё:

Исаак Ньютон: английский масон и мистик


Исаак Ньютон, 1689 г. Готфрид Кнеллер. Источник: Кембриджский университет

В широких кругах слава Ньютона как богослова была очень велика, а кажущееся нам сегодня странным сочетание учёного-математика и теолога было нормой для научной иерархии 17-го века, особенно в Англии, где широкие знания в естественных и богословских науках могли стать хорошим подспорьем в политической карьере. Протестантизм и арианство Ньютона были одной из форм борьбы с католическими Стюартами, с партией тори. Такие же политические корни можно проследить почти во всех историко-богословских работах Ньютона.

Постепенно весть о разностороннем английском гении разнеслась по всей Европе. В 1698 году русский царь Пётр I, прибыв в Лондон в рамках своего Великого Посольства, больше всего стремился встретиться с Исааком Ньютоном. Учёный почтительно согласился на такое свидание и даже счёл изобретательного и практичного русского царя куда более сведущим в науках собеседником, чем монарха его собственной страны.

В этом же году Ньютон получил должность управляющего Монетным двором — на этом посту он оставался до самой смерти. Контроль над государственными финансами, несомненно, был делом прибыльным, а потому Ньютон стал весьма обеспеченным человеком, что позволило ему полностью сосредоточиться на научных изысканиях, даже в ущерб академической университетской карьере. А вот стезя руководителя исследователю была отнюдь не чужда: в 1703 году его избрали президентом Королевского научного общества, которое тогда находилось не в лучшем положении, пребывая на грани банкротства.

До Ньютона этот пост традиционно занимали аристократы, которые воспринимали свою должность скорее как синекуру, а потому их мало заботила судьба предприятия. Ньютон решил полностью изменить подобное отношение: за многие годы руководства Обществом он посетил практически все его собрания и даже председательствовал на них, подводя итог дискуссиям с особого председательского кресла, установленного во главе стола. Лишь после того, как он, высказав свои веские доводы, усаживался обратно, лакей, прислуживавший на заседаниях, помещал на стол официальный жезл Общества. Так соблюдался особый ритуал, который, по сути, отождествлялся с королевским двором с просвещённым монархом.

Один из последних портретов Ньютона, 1712 г. Джеймс Торнхилл. Источник: Поместье Вулсторп, Великобритания

Американский историк науки Ч. Уэбстер отмечает, что наличие в библиотеке Ньютона книг знаменитого алхимика Парацельса и его учеников свидетельствует, что Ньютон был знаком с краеугольными положениями традиционных оккультных наук. По оценкам учёных, объём алхимических трудов, прошедших через руки Ньютона, превышал 5 тыс. страниц. Кроме того, Ньютон поддерживал контакты с алхимиками и магами того времени и даже был членом тайного алхимического общества, где был известен под псевдонимом Iegova Sanctus (Единый Святой Иегова) — анаграмма своего собственного латинского имени Isaacus Neutonus.

При этом сферой основных научных интересов Ньютона-алхимика были поиски предполагаемого универсального растворителя — менструума, изучив природу которого Ньютон надеялся постичь тайну трансмутаций элементов и проникнуть во внутренние сокровенные структуры материи. Стоит отметить, что будучи человеком переломной эпохи, когда средневековое геоцентрическое мировоззрение сменялось научным мышлением и сознанием Нового времени, Ньютон поэтому одной стороной своей деятельности был обращён в прошлое — на проблемы богословия, магии и традиционной науки, а другой — в будущее, порвавшее с схоластической традицией средневековых научных школ.

Ньютоновский закон всемирного тяготения стал действительно универсальным правилом, применимым к различным предметам изучения, будь то движения планет и их спутников, орбиты комет или закономерности приливов. Торжество ньютоновского гения было столь полным, что учёному грозила опасность стать вторым Аристотелем и оказаться непреодолимым барьером на пути научного прогресса — картезианское сомнение теряло смысл в гармоничной вселенной, функционирующей по законам Ньютона. В Англии лишь спустя столетие после его смерти учёные смогли в достаточной мере освободиться от его авторитета, чтобы создать действительно оригинальные работы по физике и математике.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Монета к 150-летию отмены крепостного права

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права.

Скажем кратко о сути крестьянской реформы Александра II.

Крестьяне получили личную свободу и право распоряжения своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на свои земли, но были обязаны предоставить крестьянам в постоянное пользование усадьбу с приусадебным участком, а также полевой надел. За это пользование крестьяне обязаны были отбывать барщину или платить оброк. По закону они не могли отказаться от полевого надела хотя бы в первые девять лет (а в последующий период отказ от земли ограничивался рядом условий, затруднявших реализацию этого права).

Было ли в России рабство?

Довольно своеобразно решался вопрос о размерах полевого надела. Повинности и размеры наделов должны были быть зафиксированы в уставных грамотах, которые составлялись в течение 2 лет. Но эти грамоты составляли сами помещики, а проверяли мировые посредники из числа помещиков. Получалось, что между крестьянами и помещиками посредниками были опять-таки помещики.

Условия реформы полностью отвечали интересам помещиков. Крестьяне становились временнообязанными на неопределенный срок. В сущности, феодальная система эксплуатации крестьян была налицо.


Отмена крепостного права. Чтение Манифеста в деревне

Крестьяне продолжали нести повинности за пользование землей. Повинности подразделялись на денежные (оброк) и издольщину (барщину). Основной формой повинностей был денежный оброк, размер его примерно соответствовал дореформенному. Это ясно показывало, что оброк устанавливался не по результату стоимости земли, а доходами, получаемыми помещиком от личности крепостного.

Барщина. Работы на земле помещика подразделялись на конные и пешие дни. Соотношение конных и пеших дней определялось помещиком.

Выкуп полевого надела зависел исключительно от помещика. Далеко не все крестьяне могли внести сразу всю сумму для выкупа, в чем были заинтересованы помещики. Крестьяне получали от правительства выкупную сумму, но погашать ее они должны были в течение 49 лет ежегодно по 6%. Поэтому крестьяне часто были вынуждены отказываться от той земли, которую они по условиям реформы имели право получить.

В результате крестьяне оставались в определенной зависимости от местного дворянства и временно обязанные от своих прежних владельцев.

Последствия крестьянской реформы


"Манифест" об отмене крепостного права


Особенный размах крестьянское протестное движение приняло в черноземных губерниях, Поволжье и на Украине, где крестьяне в основном находились на барщине. Весной и летом 1861 г. отмечался пик крестьянских волнений, а осенью 1861 г. борьба приобретает иные формы: массовые порубки крестьянами помещичьего леса, отказы от уплаты оброка, но особенно крестьянский саботаж барщинных работ: в ряде губерний даже до половины помещичьей земли осталось в тот год необработанной.

Продолжавшиеся крестьянские бунты подавлялись правительством. Но жизнь продолжалась, и крестьяне каждого имения объединялись в сельские общества. Общие хозяйственные вопросы обсуждались и решались на сельских сходах. Исполнять решения сходов обязан был сельский староста, который избирался на 3 года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной староста. В его ведении были полицейские и административные обязанности.

Однако крестьянская реформа все-таки была прогрессивным событием в истории Российской империи. Страна получила возможность модернизации: переходу от аграрного к индустриальному обществу. Свободу получили более 20 миллионов человек, причем мирным путем, тогда как в США, например, рабство было ликвидировано в результате Гражданской войны. Отмена крепостного права имела также большое нравственное значение и повлияло на развитие культуры, хотя интересы помещиков в ней учитывались больше, чем крестьян, и пережитки крепостного строя еще долгое время сохранялись в сознании людей. Проведенная крестьянская реформа еще больше укрепила самодержавие, но рано или поздно она все равно должна была произойти – этого требовало время.

К барину за помощью

Читайте также: