Развивающиеся страны азии и африки кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Азии: Пакистан, Индия, Бангладеш, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Малайзия, Камбоджа, Мьянма.
В Африке: Марокко, Алжир, Тунис, Египет, Западная Сахара, Синегал, Мавритаия, Гамбия, Гвинея-Биасу, Сьерра-Лионе, Буркина-Фасо, Нигерия, Нигер, Камерун, Конго, Судан, Чад, Мали, Эритрея, Эфиопия, Сомали, Уганда, Тонго, Бенин, Габон, Экваториальная Гвинея, Центрально-Африканская Республика, Уганда, Кения, Танзания, Демократическая Республика Конго, Ангола, Замбия, Руанда, Бурунди, Танзания, Замбия, Мозамбик, Зимбабве, Ботсвана, Малави, Свазиленд, Намибия, Комори, Лесото.

все страны делятся на развитые и развивающиеся!

К числу развитых стран можно отнести:
Андорра
Австралия
Австрия
Бельгия
Ватикан
Великобритания
Германия
Греция
Дания
Исландия
Ирландия
Израиль
Испания
Италия
Канада
Лихтенштейн
Люксембург
Монако
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Португалия
Сан-Марино
Сингапур
США
Тайвань
Финляндия
Франция
Швеция
Швейцария
Южная Корея
Япония

Также к числу развитых стран относятся следующие территории:

Бермуды — ( Великобритания)
Гонконг — ( Китай)
Макао — ( Китай)
Фарерские острова — ( Дания)


на рисунке синим цветом отмечеы территории, причисляющиеся к развитым странам. Все остальные принято считать развивающимися. !

Соответственно: к развивающимся странам относится вся Африка и большая часть Азии за исключением некоторых частей Китая и всей Японии

-Большинство стран Азии и Африки в начале 20 века продолжали существовать в статусе колоний индустриальных государств. Метрополии, невзирая на капиталистическую эпоху, продолжали эксплуатировать колониальные земли классическими феодальными методами: 1.насильственный вывоз драгоценных металлов 2.создание системы работорговли 3.высокое натуральное и денежной налогообложение.

Антиколониальные движения После завершения Второй мировой войны государства Азии и Африки вступили в период значительного экономического и культурного подъема. Значительно модернизировалась промышленность, открывались начальные учебные заведения, благодаря которым ликвидировалась безграмотность населения. Однако поддержать европейский путь развития эти государства до конца не смогли. .

По уровню социально-экономического развития среди развивающихся стран можно выделить 4 основные группы: 1-я — наиболее отсталые страны тропической Африки, для которых характерны преимущественно традиционная структура экономики, строящейся в основном на докапиталистических производственных отношениях, крайне низкий уровень среднедушевого дохода ;

2-я — более развитые страны тропической Африки и ряд стран Юго-Восточной Азии, отличительной чертой которых является уже начавшийся процесс трансформации традиционных методов хозяйствования и постепенное размывание отсталых социальных структур;

3-я — ряд стран Ближнего Востока и Северной Африки, а также Малайзия и Шри-Ланка, в которых сохраняется специализация народного хозяйства на производстве сырья на экспорт при отчётливо прослеживающейся тенденции к созданию обрабатывающей промышленности.

4-я — страны Латинской Америки и Филиппины, представляющие собой наиболее развитый тип экономики; некоторые из стран этой группы (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Венесуэла) могут быть названы странами среднеразвитого капитализма. Особняком стоит Индия, обладающая рядом черт 2-й, 3-й и 4-й групп.

В таком многоуровневом высокоподвижном мире выдвигающиеся на первый план глобальные проблемы требуют новых многосторонних подходов — со стороны развитых и развивающихся государств, международных институтов. Потому-то наряду с традиционными участниками — государствами и межгосударственными структурами — в международные отношения все чаще вступают новые игроки:бизнес-корпорации , гражданское общество, различные неправительственные и надгосударственные объединения, сетевые структуры. Они в условиях глобализации все активнее формируют новые транснациональные уровни и формы международного взаимодействия и мировую политику.

По мере того как в Азии и Африке все более скептически воспринимают глобализацию, которая ведет местные общества, по мнению многих, к утрате социокультурной идентичности, возрастает роль регионального фактора. Современный регионализм, направляющий усилия на увеличение безопасности, стабильности и устойчивости, становится сферой взаимодействия между государствами и негосударственными субъектами.

Показатели того, что регионализация получает мощные импульсы, заметны и многообразны.

Развива́ющиеся стра́ны (developing countries, developing economies) — обозначение группы независимых, в том числе бывших колониальных и полуколониальных (освободившихся), стран со слаборазвитой экономикой, невысоким уровнем социально-экономического потенциала вследствие некоторых особенностей их исторического пути, сохранения докапиталистических отношений, пытающиеся преодолеть барьер отсталости и выйти на уровень развитых стран.

Развивающиеся страны составляют около 4/5 всех стран мира, в них находится более 77 % жителей планеты.

Развивающиеся страны: список ООН

Комитет ООН по политике в области развития подразделяет все страны мира на три группы: развитые страны (developed economies), страны с переходной экономикой (economies in transition) и развивающиеся страны (developing countries), в зависимости от базовых экономических показателей страны.

Развивающиеся страны: список Международного валютного фонда

Международный валютный фонд использует следующую классификацию: передовые страны (advanced economies) и развивающиеся страны (emerging market and developing economies). Критерии — уровень дохода на душу населения, диверсификация экспорта (то есть его разнообразие), степень интеграции в мировую финансовую систему.

СНГАрмения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан
АзияБангладеш, Бутан, Бруней, Камбоджа, Китай, Фиджи, Индия, Индонезия, Кирибати, Лаос, Малайзия, Мальдивы, Маршалловы острова, Микронезия, Монголия, Мьянма, Непал, Палау, Папуа-новая Гвинея, Филиппины, Самоа, Соломоновы острова, Шри-Ланка, Таиланд, Восточный Тимор, Тонга, Тувалу, Вануату, Вьетнам
ЕвропаАлбания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Венгрия, Косово, Литва, Македония, Черногория, Польша, Румыния, Сербия, Турция
Латинская Америка и страны Карибского бассейнаАнтигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Доминика, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Гренада, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Венесуэла
Средний Восток, Северная АфрикаАфганистан, Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иран, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Судан, Сирия, Тунис, ОАЭ, Йемен
Тропическая АфрикаАнгола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Кабо-Верде, Центральноафриканская республика, Чад, Коморские острова, Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Кот-д'Ивуар, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кения, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, ЮАР, Южный Судан, Свазиленд, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве

Развивающиеся страны: список Всемирного банка

Всемирный банк к развивающимся (developing) относит страны с низким и средним уровнем дохода (low and middle income). Доход определяется валовым национальным доходом (GNI) на душу населения в долларах США. Низкий доход составляет 1, 045 или менее долларов США, средний — от 1, 045 до 12, 746 долларов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Систематизировать и углубить знаний об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны.

Развивающие:

развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события;

аргументировано доказывать свою точку зрения;

развивать умения: систематизировать исторический материал (схема, таблица); устанавливать причинно-следственные связи;

отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;

формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).

Воспитывающая:

подвести школьников к осознанию необходимости овладевать умениями поведения и общения на принципах уважения культур, толерантности и диалога.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование урока:

политическая карта мира;

дидактический материал на партах);

Организация начала урока.

Проверка выполнения домашнего задания.

Актуализация знаний на основе опережающего задания.

Изучение нового материала.

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании.

План работы:

1. Общая характеристика стран Азии, Африки.

2. Особенности развития.

3. Проблемы стран Азии, Африки и пути их

КОЛОНИАЛИЗМ, политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило менее развитых в социально-экономическом отношении, метрополиями. Колониализм прошел ряд стадий: от ранней (с 15 в.), осуществлявшейся преимущественно в насильственных формах (военные захваты и т. п.), до новой, продолжавшейся до нач. 20 в., когда страны почти всей Африки, большей части Азии и Латинской Америки были превращены в колонии и полуколонии. После 2-й мировой войны, с усилением национально-освободительной борьбы, начался распад колониальной системы, в основном завершившийся в 1960-70-х гг.

ПРИЧИНЫ РАСПАДА КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Используя материалы учебника (Алексашкина Л. Н. Новейшая история. ХХ век – начало ХХI века.) определите какие проблемы в молодых суверенных странах вышли на первый план.

ПРОЦЕСС ДЕКОЛОНИЗАЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Деятель национально-освободительного движения

Вторая половина 40-х – нач. 50-х гг.

Дальний Восток, Юго-Восточная и Южная Азия

Вьетнам, Индонезия, Корея (1945), Филиппины (1946), Индия (1947), Бирма, Цейлон (1948)

М. Ганди (1869-1948)

Хо Ши Мин (1890-1969)

Ближний Восток, Северная Африка

Ливия (1951), Египет (1952), Тунис, Марокко, Судан (1956)

К. Нкрума (1909-1972)

Тропическая и Западная Африка

Год Африки – 17 государств (1960), освобождение португальских колоний – Гвинея-Бисау (1973), Мозамбик, Ангола (1975)

П. Лумумба (1925-1961)

Зимбабве (1980), Намибия (1990)

Н. Мандела (род. в 1918)

Проблемы молодых государств

Выбор путей развития (варианты выбора):

- модернизация или традиционное общество;

- эволюция (например, Индия) или скачок («новые индустриальные

Проблемы внутреннего развития

Отсталость, политический сепаратизм, социальные проблемы: бедность значительной части населения, голод, болезни, проблемы беженцев в районах межгосударственных и этнонациональных конфликтов.

Проблемы отношений с ведущими индустриальными странами:

ТНК и экономическая зависимость, внешний долг, проблемы военно-политического влияния ведущих держав.

hello_html_m417b9ed.jpg

Активная борьба за независимость остро поставила проблему выбора модели развития. Результат: раскол (Вьетнам, Корея), нарушение территориальной целостности (Китай, Тайвань), устойчивая ориентация на капиталистический (Индия, Пакистан) или социалистический вариант развития (КНР, ДРВ, КНДР)

Большая группа освободившихся стран, особенно с развитым индустриальным укладом, сохраняет связи с капиталистическим миром. Около 30 государств выбирают некапиталистическую ориентацию, как правило, это менее развитые страны, стремящиеся разрешить общественные проблемы, минуя этап капиталистического развития. Для этих государств характерны преобразования общедемократического плана. Высокий уровень косвенной зависимости развивающихся стран. Создается Движение неприсоединения — тенденция к росту политической независимости и международной активности государств

Углубляется дифференциация, ярко выражено стремление добиться экономической самостоятельности (деятельность ОПЕК; развитие машиностроения, импортозамещающих отраслей), на равных участвовать в международном разделении труда. Обостряется проблема внешней задолженности, особенно в Латинской Америке. Возрастает роль Движения неприсоединения. Страны, избравшие социалистическую ориентацию (Ангола, Афганистан, Эфиопия, Мозамбик, Танзания; к концу 80-х гг. — около 10), ставят более радикальные задачи, чем их предшественники

Пути преодоления отсталости:

Ø Всемерное развитие экспортных возможностей вместо импортнозамещающей индустриализации;

Ø Поощрение ввоза иностранного капитала;

Ø Рыночные реформы (стабилизация денежного обращения, приватизация государственного сектора, введение свободных цен).

Попытка интегрирования в мировую экономику,

стать органической частью мирового сообщества

попытка внедрения европейской цивилизации

Соотнесите понятие и его определение:

Определение

Сохранение экономической зависимости государства, несмотря на провозглашение его суверенитета

термин, которым обозначались все государства, кроме социалистических и развитых капиталистических государств, после второй мировой войны

Некапиталистический путь развития

Организация стран-экспортеров нефти. Создана в 1960 г. с целью координации цен и объемов экспорта нефти на мировом рынке

Страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная суверенитета

объединение стран, провозгласивших основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках. К 1985 г. в движение входило 101 государство.

Ориентация независимого государства на построение социализма и использование помощи со стороны социалистического лагеря

Государство, владеющее колонией

Год освобождения от колониального гнета 17 государств, 1960

Освобождение от колониального гнета

Расовая сегрегация, политика, направленная на разделение народов по расовому признаку

Синквейн - стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

Вторая строчка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными);

Третья строчка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;

Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

Последняя строка - слово, которое повторяет суть темы.

Схематично синквейн можно отразить так:

Первая строка. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Вторая строка. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Третья строка. ГЛАГОЛ - ГЛАГОЛ - ГЛАГОЛ

Четвертая строка. ФРАЗА

Пятая строка. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Пример: Проблема…
Интересная, трудная.
Организует, мобилизует, реализует.
Век живи, век учись.
Творчество.

Составьте синквейн: Азия, Африка, Япония

Домашнее задание:

На основании материала учебника на отдельном листе выписать проблемы стран по регионам. Подсказка:

Читайте также: