Разум и мышление кратко

Обновлено: 04.07.2024

Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.

Что такое ум?

Функция

Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.

Что такое разум?

Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.

Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.

Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.

Функция

Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.

Чем отличаются?

В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.

Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.

Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:

    Вы знаете, что человек обманывает вас, прямо сейчас он лжет, глядя вам в глаза. А еще он предал вас, но думает, что вы об этом не знаете. Ваш опыт и знания, связываясь с чувствами, подсказывают, что прямо сейчас нужно все высказать негодяю, накричать на него, ударить или организовать вкусную и сладкую месть.

К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).

Каково же главное отличие ума от разума? Первый принимает информацию, второй рассуждает на эту тему. Ум и разум – это разные вещи.

Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?

Декарт считает, что именно благодаря способности размышлять человечество обретает истинные знания и уверенность в науке. Его убеждение, что способность к размышлениям – природный талант, дарованный всем, привело к тому, что он рассуждал об очень сложных философских вопросах так, чтобы это было понятно всем. Иногда Декарт даже писал на французском вместо латыни (языка, который традиционно использовался в академической среде), чтобы его работы могла читать широкая публика.

Декарт представлял свои доказательства в виде логических цепочек, проследить развитие которых мог каждый. Он считал, что любая проблема разложима на простейшие части и все проблемы можно рассматривать как абстрактные уравнения. Благодаря этому суть проблемы можно освободить от чувственного восприятия (которое, по мнению Декарта, ненадежно) и решить проблему в рамках объективных размышлений.

Поскольку чувственное восприятие ненадежно, Декарт был уверен только в том, что люди думают. Основой всех людей он называл разум и мышление. Есть разница между чистым разумом и чувственным восприятием; Декарт считал ее доказательством существования души.

Мыслящее сознание личности можно разделить на два вида относительно способа умственной деятельности: рассудок и разум. Открывателем в этой области стал Гераклит, он первым пришёл к выводу, что существует некая разнотипность характера мышления. Более того, он продемонстрировал, что мыслив одним способом, невозможно возвысится до всеобщего, это ограничивает рассудок. Тем временем разум даёт возможность воспринимать природу как единое целое в её движениях и взаимосвязях.

За исключением нескольких последних лет, в философской и психологической литературе термины "разум" и "рассудок" никак не анализировались, более того, их употребление ограничивалось тождественно мышлению или интеллекту. И только в последнее время "рассудок" и "разум" стали активно изучаться. Появляются работы, посвящённые этой теме, в основе которых лежит утверждение, что рассудок – это низшая ступень логического понимания. Мыслители говорят о том, что это житейское, расчётливое мышление, отличительной чертой которого является конкретика и практическая польза. Большая часть повседневных понятий и представлений как раз-таки и называется рассудком, иными словами здравым смыслом.

Разум – это высшая ступень логического понимания, абстрактное, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, которое оперирует широкими обобщениями и ориентируется на более глубокое понимание истины.

По мнению Е. Никитина, мышление избавляется от зависимости рассудочных форм и приобретает свободу.

Субъективное и объективное становятся практически едиными в смысле полноты и всестороннего понимания на уровне разума, а также в понимании единства мышления в практическом и теоретическом смыслах. Знания на этом уровне имеют наиболее глубинный и обобщённый характер. В этом отношении под разумным сознанием подразумевается глубокий диалектический процесс.

Эффективность мышления напрямую зависит от предыдущего опыта, реалистичности оценки и умственных способностей человека, что влечёт за собой способность оптимальной организации мышления, чувств и поведения. Здесь всё находится в прямой зависимости и чем более совершенный вид имеет такая организация, тем и более совершенный ум.

Сознание, язык, общение

По своей сути язык такой же древних как и сознание. Только люди наделены речью и это поистине чудо. Никто из других живых существ не может выражать свои эмоции и чувства, мысли и состояния посредством языковой функции. Животные также не имеют сознания, если мы придаём этому понятию сугубо человеческое понимание. Животные не имеют речевой функции, а то немногое, что они сообщают друг другу посредством определённых звуков, не требует речи.

Сущность языка заключается в его двуединой функции. Первая служит для общения, а вторая для мышления.

Речь - это деятельный процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т.п., осуществляющийся посредством языка, иными словами конкретной системой средств общения.

Язык – это система содержательных, значимых форм.

Язык помогает перевести мысли и эмоции каждого человека в достояние общественности, в духовное богатство всего мира и общества, а не только отдельных людей. Язык также помогает человеку воспринимать мир и окружающую действительность не только с помощью своих чувств и мозга, но и посредством мозга и чувств других людей, которые он смог усвоить при помощи языка. Важная роль языка в том, что он становится механизмом социальной наследственности, тем самым хранит в себе духовные ценности общества, являясь при этом материальной формой собирания и хранения ключевых элементов человеческого сознания.

Обмен мыслями происходит при помощи языка. Существуют всего два способа подобного обмена:

Стоит понимать, что понимание существуют некоторые особенности восприятия. То, что написано, может быть по-разному прочитано и понято.

Человеку свойственно выражение своих мыслей посредством различных средств.

Музыканты выражают свои мысли и чувства посредством музыки, художник на холсте, скульптор – в форме, математик творит с помощью формул.

Тесная связь мышления и языка, их близость ведёт к тому, что своё наиболее понятное выражение мысль получает как раз-таки в языке. Речь помогает приобрести мыслям ясное содержание и стройную форму.

Народная мудрость гласит: "Кто ясно думает, тот ясно и говорит".

Вольтер утверждал, что прекрасная мысль теряет свою ценность, если она дурно выражена, а ели повторяется, то наводит скуку. Именно язык помогает передавать по всему миру мысли людей. И благодаря языку и письму мысли могут наследоваться другими поколениям.

Восприятие и понимание

Мысли сами по себе нематериальны. Их никак нельзя прочувствовать органами чувств, их нельзя рассмотреть, нельзя попробовать на вкус, пощупать или услышать. Выражение "люди обмениваются мыслями посредством речи" невозможно воспринимать в буквальном смысле. Слушающий воспринимает связь слов и осознаёт их смысл, то, что хочет выразить говорящий – мысли. Это осознание напрямую зависит от того, насколько высок уровень слушающего или читающего.

". Одно и то же нравоучительное изречение в устах юноши, понимающего его совершенно правильно, не имеет [для него] той значимости и широты, которые оно имеет для духа умудренного житейским опытом зрелого мужа; для последнего этот опыт раскрывает всю силу заключенного в таком изречении содержания" – говорил Г. Гегель.

Взаимное понимание возникает только в той ситуации, если мозг слушающего человека в силу каких-то причин имеет одно и то же представление в отношении конкретных слов, такое часто бывает при переводе с одного языка на другой. В иных случаях представления и мысли, которые высказывает говорящий лишь образами формируются в голове слушающего. Такой способ общения в науке называется намеканием, согласно этому принципу мысль не передаётся в речи, а индуцируется в сознании слушателя. Результатом общения по такому принципу является неполное воспроизведение.

Сознание и язык сплетаются в единое целое. В своём содержании они определяют друг друга по тому же принципу, что и идеальное содержание определяет материальную форму. Язык – это работа мысли и сознания на непосредственном уровне. В мыслительном процессе язык играет роль орудия процесса общения. Мысли формируются согласно нашему языку и полностью ему соответствуют.

Однако стоит заметить, что обратное утверждение тоже верно, ведь человек организует свою мысль в соответствии с логическим ходом мысли.

Б. Пастернак ярко объясняет смысл единства мысли и слова в выражении: "Образ мира в слове явленный".

А Вольтер утверждает, что когда мы прониклись идеей, когда ум овладел мыслью, она выходит из головы вполне вооружённой подходящими выражениями, облачёнными в подходящие слова, как Минерва, вышедшая из головы Юпитера в доспехах.

Сознание и язык скреплены органической связью, их невозможно оторвать друг от друга и оставив обоих в целости и сохранности.

Язык и общение

Язык помогает осуществить переход от восприятий и представлений к понятиям. Этот процесс сопровождается оперированием понятиями. Речевую функцию человек использует для фиксирования своих мыслей и чувств, благодаря этому он может подвергать их анализу и передавать их другим людям. Выражая свои мысли, человек сам более глубоко их понимает, это происходит потому, что он испытывает понятность своих слов на других. Язык и сознание едины. Это единство определено сознанием, мышлением, поскольку именно оно является отражением действительности, оно создаёт формы и устанавливает законы своего языкового бытия. Посредством сознания и практики отражается структура языка или в более обновлённом виде структура бытия. Однако единство, вовсе не означает тождественность. Сознание отображает реальность, а язык выступает в роли обозначения её и выражает в мысль. Речь не является мышлением.

По словам Л. Фейербаха, если бы речь отождествлялась с мышлением, все великие болтуны стали бы величайшими мыслителями.

Язык и сознание выступают в одной связи противоречивым единством. Язык оказывает влияние на сознание, его исторически сложившиеся нормы, которые присущи разным народам, надают одним и тем же предметам разные оттенки.

Стиль немецкой философской культуры значительно отличается от философской системы Франции, стоит заметить, что данные отличия являются следствием специфических особенностей языков этих народов.

Немаловажно понимать, что зависимость языка и мышления не абсолютна. Хотя некоторые учёные-лингвисты полагают именно так. Мышление детерминируется главным образом своими связями с реальностью, а язык, в свою очередь, частично преобразовывает форму и стиль мышления.

Язык оказывает влияние на мышление, сознание и в том случает, когда он принуждает мысль к чему-либо, указывает направление движения по языковым каналам, тем самым определяя для них общие границы, претерпевающие постоянные изменения, имеющие конкретную эмоциональную окраску. Именно это общее, что возможно передать другим.

Не всё можно выразить при помощи языка. Тайны человеческой души скрывают множество чувств и эмоций, и здесь на помощь приходят поэзия, музыка, архитектура и другие виды искусства.

Процесс получения информации человеком происходит не только посредством языка. Существует множество знаков и символов.

Дым сигнализирует о том, что где-то что-то воспламенилось. Тем не менее, это не единственное обозначение. Дым может быть условным обозначением, если люди заранее это оговорили.

Знак – это предмет, процесс, действие, которые в общении выполняют роль представителя чего-то другого и используются в качестве предмета для приобретения, хранения, преобразования или передачи информации.

Сформировались подобные знаковые системы и развиваются как материальные формы, посредством которых осуществляется сознание, мышление, а также реализуются информационные процессы в обществе или в современной технике. Знаки обозначают ту информацию, которая передаётся при их помощи. Значение получает выражение в материальной форме знака отражения реальности. Он состоит из эмоциональных и чувственных элементов, волевых побуждений, просьб иначе говоря, из сферы психики и сознания.

Самая простая форма знаковой системы – естественный язык. Неязыковые копии также являются знаковыми системами. Здесь фотоснимки, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных или растений, знаки-признаки (повышенная температура тела – симптом болезни, пасмурное небо – приближение дождя), знаки-сигналы (звонок телефона, звук клаксона, аплодисменты), знаки-символы (двуглавый орёл – это символ российского государства), знаки общения – все элементы естественных и искусственных языков. Искусственные системы представлены, например, азбукой Морзе или кодами, которые используются в программировании. Сюда относятся знаки формул, схемы, системы сигнализации уличного движения и т.д. Любой знак характерен только своей системе.

Наука, которая занимается строением и функционированием знаковых систем называется семиотика.

Потребность в развитии знаковых систем продиктовано развитием науки и техники, искусства и общественной практики. Использование символических систем значительно упрощает научные исследования. Учёные получают возможность фиксировать множество данных посредством кратких формул, не использую стандартный язык для этого. Кроме того, это происходит на международном уровне, что не позволяет сделать с помощью обычного языка. Однако стоит отметить, что искусственные языковые системы существуют как дополнение к естественным и базируются на их основе.

Язык вместе со всей его знаково-символической системой не имеет самодовлеющего смысла. Все душевные силы и безграничные возможности человеческого общения направлены на общение с миром и теми, кто может понять мысли и язык. Это делается возможным только при условии адекватного постижения сущего.

Выше изложена проблема сознания в её разных ипостасях. В силу чего, логично будет указать, что слово "сознание" содержит в себе корень "зн" слов зн-ать, зн-а-ние. Из этого можно сделать вывод, что "знание" и "сознание" близкие слова-понятия. Поэтому в данном контексте со всевозможными вариациями требует перехода к исследованию теории познания, которая продолжает и углубляется в понимание смысла сознания на качественно другом уровне, которое проявляется в познавательной, действенно-творческой сути.

РАЗУМА ОРУДИЯ – к орудиям Разума относятся: Рассудок, Память, Воображение, Смысл, Понимание.

РАЗУМА СТРУИ - их всего пять. Хозяин, Творец, Воин, Купец и Плут. Исходно Разуму достаточно быть Хозяином и Творцом. Но если появляются помехи, он тут же создает струи Воина, Купца и Плута. Но после снова возвращается к Хозяину и Творцу. В итоге лествица оказывается как бы закольцована.

РАССУДОК – орудие Разума, которое приводит к решению о достижении надобности. Итогом рассуждения является оценка доступности, воспринимаемая нами в виде чувства, чаще всего: нравится - не нравится, хорошо – плохо. Чувство приводит к Решению в собственном смысле, которое реализуется в образе действия.

Читайте также: