Испано мавританские арабские сады кратко

Обновлено: 02.07.2024

Важную роль в развитии мирового ландшафт­ного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Па­лестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании.

Мусульманское искусство Востока отличает­ся величественной монументальностью, схема­тизмом и абстрактностью. На основе культурных достижений прошлых эпох арабы создали свою неповторимую культуру. О большой любви арабов к садовому искусству свидетельствуют сады и дворцы Каира, Самары, сады Багдада (Аль-Мамуна, IX в.) и других городов.

В ранний период развития исламского зодче­ства помещения мечетей, духовных учебных за­ведений – медресе и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими до наших дней, являются сады в Испании.

Арабы применили опыт Египта и Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую сис­тему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Ис­панию в цветущий край. Самые известные произведения садового искусства находились в Кордове, Толедо, Севилье и Гранаде.

Сады были небольших размеров и замкнуты. Большие сады разбивали на отдельные участки. Сформировался тип озелененного дворика - патио. Патио напоминает сад средневекового монастыря и атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Па­тио был небольших размеров – от 200 до 1200 м 2 , окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение поме­щений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративны­ми элементами являлись бассейны, каналы, ми­ниатюрные фонтанчики. Уделялось большое вни­мание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организо­вано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зе­леный, желтый, как бы смягчающие зной.

Дворики соединялись небольшими калитками, расположенными так, чтобы композиция соседнего сада воспринималась внезапно. Деревья были преимущественно одной породы. Почти все помещения группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями.

Зарождение мавританского искусства относится к эпохе расцвета Кордовского халифата — обширного, мощного и процветающего государства, независимость которого была в 929 году провозглашена перед лицом остального мусульманского мира. Вскоре арабская Испания превратилась в самую населенную, богатую и благоустроенную страну Европы.

Основание Альгамбры, как новой правительственной резиденции мавританской династии Насридов, принадлежит ее первому эмиру Аль-Ахмару. На самом высоком Красном холме Гранады, где еще с IX века существовала древняя римская крепость, он начал в 1239 году возводить новый замок, дошедшие до нашего времени дворцовые и административные здания Альгамбры относятся к XIV веку.

Эмир Мухаммед I, один из последующих строителей Альгамбры, общался с архитекторами, художниками и рабочими; он много времени проводил в садах, где сам сажал деревья, редкие растения, прекрасные кусты и самые красивые цветы.

В средневековых арабских трактатах красота связывалась с безупречной изысканностью формы, с трепетом ярких красок и света. Отсюда и проистекает тяга мусульманских архитекторов к предметам сверкающим, прозрачным, блестящим, переливающимся и отражающим свет. Потому в Альгамбре мраморные колонны сияют, как жемчужины; ее дворы и светлые проемы окон, залитые солнцем и одновременно затемненные галереями, излучают чарующее волшебство. Бесконечно повторяя совершенно простые элементы, мавританские мастера тем самым создали самые сложные формы.

Сейчас на территории Альгамбры находится королевский дворец, который был возведен одним из следующих испанских королей. Архитектор Педро Мачука занимался тогда реставрацией Альгамбры и следил за ее садами. Но он был еще и учеником великого Микеланджело и потому, выполняя повеление короля, замыслил построить величественное здание в стиле Ренессанса.

В 1536 году Карл V- император Священной Римской империи — перенес свою резиденцию в Гранаду и с большим трудом согласился не перестраивать Альгамбру. Правда, он хотел пристроить к ней ротонду, но она так и не была закончена.

Главный дворец эмиров Гранады – Альгамбру (Красный дом) начали строить в 1252 г. Строительство продолжалось 100 лет. В это же время рядом на возвышении был сооружен парк Генералифе. Альгамбра представляет собой огромный ансамбль из укреплений, дворцов и парков, занимающий холм Ла-Сабиха в юго-восточной части современной Гранады. Сейчас это край города, а раньше это был город — в кольце крепостных стен были дворцы, мечети, мастерские, жилые дома, бани, сады, кладбище. Главная часть Альгамбры — дворец Насридов. Он состоит из трех частей: Мешуара — здания для аудиенций, приема послов и судов, дворца Комарес – официальной резиденции эмира, и Дворца Львов – частных апартаментов эмира.

Парадной резиденцией в Альгамбре был дворец Комарес, а композиционным центром его служил знаменитый Миртовый дворик.

За порталом находился главный двор ансамбля (47 X ЗЗ м) - Двор мирт - с огромным прямоугольным бассейном (45 X 7 м), окруженным густыми шпалерами мирт. Название (миртовый дворик) было принято только в XVII веке, и произошло от прямоугольного водоема, который занимает большую часть двора и обсажен по своим длинным сторонам подстриженными миртовыми деревьями. Зеркальной, поднятой почти до уровня мраморного пола поверхности водоема принадлежит огромная роль в этом дворике. По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с алебастровыми колоннами, которые отражаются в спокойных подах бассейна. С Юга двор замыкает дворец Карла Пятого. Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes) – центр дворца Насридов.

И Альгамбра, и сады Генералифе не знают недостатка и воде, поступающей с гор Сьёрра-Невады. Чем жарче день, тем больше там воды, так как снег на вершинах гор тает интенсивнее.

За Двором мирт следует Двор львов, устланный каменными плитами. Этот двор был украшен узким каналом и фонтаном на центральной оси. Окружали двор легкие аркады на колоннах. В саду росли шесть апельсиновых деревьев. У подножия фонтана, состоящего из чаши, которую окружали 12 мраморных львов, собиралась вода со всех многочисленных фонтанов Альгамбры. Отсюда она уходила в подземный канал и ниже орошала долину между Альгамброй и Генералифом, сплошь покрытую роскошной растительностью. Вокруг Львиного дворика находится Дворец Львов – частные покои эмира.

Сад третьего двора – Даракса, или Двора решетки украшают четыре кипариса и установленный в центре чашевидный тонкоструйный фонтан, очень изящной работы. Дворик выложен узорным рисунком. В саду растут розы, жасмин, олеандры и апельсиновые деревья. Из сада к возвышенности с летним дворцом Генералиф ведет длинная аллея с двойными рядами кипарисов.

Зал Бифориев назван так из-за окон-бифориев (с двумя проемами, разделенными колонной) выходит во дворик Линдараха. При эмирах тут находился гарем, и одалиски взирал из окна на долину.

Во дворе ручья - Патио-де-ла-Асекиа с каждой стороны канала поднимаются ввысь тонкие струи воды, которые скрещиваются над ним и образуют водяной свод. По краям дворика растут апельсины и кипарисы. Перспектива сада заканчивалась беломраморным портиком. Разнообразная растительность и водные устройства были главными элементами закрытых садов Генералифа, разбитых на террасах. Вьющиеся розы, глицинии, плющ покрывали каменные ограды; магнолии, олеандры, кипарисы, пальмы, столетники, жасмин, мимоза, ирисы, нарциссы, мальвы образовывали неповторимые сочетания. С террас Генералифа открывался красивый вид на Альгамбру и город.

Генералифе является наиболее хорошо сохранившимся садом средневековой мусульманской Испании. Кроме того, сад Генералифе — самый старый из сохранившихся мавританских садов.

После изгнания арабов с Пиренейского полуострова традиции арабской архитектуры не умирают. Они образуют стиль, известный под названием мудехарского (мудехары - мусульмане, оставшиеся на освобожденной территории Испании). К памятникам мудехарского зодчества относится замок Алькасар в Севилье (XIV-XV), построенный по образцу Альгамбры. Он состоит из ряда двориков, из которых наиболее известен двор Марии Падиллы.

Заключение. Максимально простое оформление арабских садовых участков роднит их с лучшими образцами античного садово-паркового искусства и свидетельствует о тонком художественном вкусе восточных мастеров, умевших минимальными средствами создать максимальный эффект. Из характерных особенностей арабского садово-паркового искусства необходимо выделить следующие: геометрическая планировка на замкнутом пространстве с активным включением различных видов оград в общую композицию; ассимиляция культуры садово-паркового строительства народов завоеванных территорий; ограниченное применение декоративных устройств (скульптуры, балюстрад); использование в качестве основных элементов ансамбля рельефа (террасы), растительности (стрижка) и воды (фонтаны и каскады); учет индивидуальных свойств растений. Идея мусульманского рая, отождествляется с идеальным садом и изо­билием в нем воды. Она обычно достигала кром­ки водоема и даже переливалась через нее. Пра­вильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала ста­бильность. Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды.

Водные устройства испано-мавританских садов делятся на типы:

- узкие потоки-полосы,

Специфические черты садов этого времени заключаются:

- в композиционной взаимосвязи архитекту­ры здания и садов;

- в отсутствии общего осевого построе­ния.

Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внут­ри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали оди­наковыми растениями.

В мавританских садах с изысканной архитектурой полностью воплотилось древнее представление об Эдеме, восточном рае.


В VIII в. арабы (мавры) обосновались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром образования, а Кордова - самым цивилизованным городом Европы. Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м кв.) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом. Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650Х200 м) и Генералифе (площадь 80Х100 м).

Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли. Растительность используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко. Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением. В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета - голубой, желтый, зеленый.

Таким образом сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих приемов, соответствующих требованиям времени, природы, национальным традициям. До наших дней принято использовать термин - Мавританский газон, смесь диких полевых и луговых цветов, и травы газонного типа, для воссоздание дикого луга.

В облике садов ислама, в их масштабах существует значительное разнообразие. Знаменитые сады Альгамбры, построенные между 1350 и 1500 гг., были очень небольшими по размеру. Сады, окружающие дворец, представляют собой регулярные композиции. Подобно другим средневековым садам Европы, они находились во внутренних дворах замка. Их отличает арабская структура орнамента, характерная мусульманская система водных элементов, особенно в так называемом Львином дворе, получившем свое название от фонтана с фигурами львов и Миртовый двор, получившем свое название от преобладающих стриженных миртовых деревьев в саду.


Во дворце можно выделить три части, соединенные друг с другом проходами. Каждая из частей имеет дворик (патио) с садом и фонтанами.


Золотые залы, богато орнаментированные и предназначенные для судебной администрации и приема публики.


Вторая часть дворца — группа Посольских залов — лежит на оси Миртового двора, обрамлен камнем и подстриженной зеленью кустарников, в его торцах расположены два фонтана. Небольшую часть, площади сада, занимает водоем. Особенность этого двора и других дворов Альгамбры в строго геометрическом рисунке плана, в широком применении декоративных водоемов и фонтанов, а также в использовании горшечных культур в растительном убранстве.

Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли. Растительность используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуальные достоинства каждого экземпляра.

Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко. Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением. В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета - голубой, желтый, зеленый.

Таким образом, сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих приемов, соответствующих требованиям времени, природы, национальным традициям.

Характерные черты арабского садово-паркового искусства: 1. Геометрическая планировка на замкнутом пространстве с активными включениями различных видов оград в общую композицию. 2. Патио как новый тип сада. 3. Ассимиляция культуры паркостроения завоеванных народов. 4. Ограниченное применение декоративных устройств. 5. Использование рельефа (террасы) в качестве основных элементов ландшафта. 6. Применение воды в виде фонтанов и каскадов. 7. Учет индивидуальных свойств растений.


В XVIII и XIX веках Альгамбра пришла в упадок. В ее зданиях были размещены дешевые кабаки, там находили себе приют воры и нищие. С 1808 по 1812 год в Альгамбре квартировали солдаты Наполеона, превратившие дворец в конюшни и казармы. Уходя, они взорвали часть башен. Когда Альгамбра получила статус национального памятника, началось ее возрождение.


Сады Гранады описал итальянский путешественник Андреа Наваджеро. Он восхищался дворами, фонтанами, миртами, апельсиновыми деревьями. И здесь, действительно, есть чему удивляться. Так, например, вода в садах появляется часто неожиданно, благодаря совершенной системе водоснабжения. В садах Хенералифе великолепно сочетаются геометрические формы подстриженных деревьев и кустов, зеркальная поверхность узких каналов и яркие, причудливые по форме цветы.

Под влиянием архитектуры Альгамбры был решен позднее (в XIV в. второй знаменитый ансамбль Испании — Альказар в Севилье.

По-иному выглядят сады Средней Азии, знакомые по множеству блестящих миниатюр и по существующим садам, неуклонно сохраняющим традиционный облик.

Особой формой открытых пространств мусульманского Востока были дворы мечетей, достигавшие значительных размеров. Дворы мостили каменными плитами, в центре дворов находились павильоны, бассейны для омовения или даже гигантский каменный пюпитр для Корана (в Самарканде).

Монастырские парадизы. Средневековье вошло в историю как период строительства монастырей, замков, крепостей с неизменными высокими башнями, рвами, заполненными водой. При монастырях вошло в правило устраивать свои сады-парадизы.

сад в испании

Арабские средневековые сады в Испании

В VIII в. Испания была завоевана маврами, как тогда называли арабов. Господство мавров на Пиренейском полуострове продолжалось на протяжении восьми веков. Это было очередное завоевание могущественного арабского халифата, образованного в VII в. на землях Аравии, Ирана, Ирака, Сирии, Палестины, Северной Африки включая Египет. На основе культурных достижений прошлых эпох арабы создали свою оригинальную культуру.

ботанические сады испании

Основной религией арабского халифата был ислам. Эта новая религия, основателем которой был Мухаммед (570-632), была по тому времени революционным вероучением. Ислам проповедовал братство: мусульманин мусульманину брат; а также равенство: хозяин и слуга должны есть одинаковую пищу. Принцип равенства, который утверждался исламом, был очень популярен среди угнетенных кастовых сословий. Дух благородства и братства, простота учения о едином боге производили огромное впечатление на людей. Проводя кампанию против идолопоклонничества, Мухаммед столкнулся с сильной оппозицией в Мекке, и в 622 г, бежал в Медину. Но в 629 г. Мухаммед вновь завоевал Мекку. А к концу своей жизни он владел уже всей Аравией. В 632 г. преемником Мухаммеда стал Абу-Бакр. После него халифом был Омар (634-644). В течение 25 лет арабской армией были завоеваны Сирия, Персия и Египет. Позднее, во времена Валида I, были завоеваны Северная Африка и Испания. Таким образом, арабы контролировали все торговые пути из Китая, Индии и Африки.

В 749 г. Абдас Аббас стал первым халифом аббасидов, столицей которых был Багдад. Аббасиды – шииты, последователи пророка Али, придерживались более либеральных взглядов, чем их предшественники – сунниты.

ночи в садах испании

При Гарун-аль-Рашиде (786-809) Багдад стал крупным торговым и культурным центром. Сюда съезжались арабские, греческие, еврейские ученые. Халиф посылал их в разные концы Восточной Римской империи для поисков и приобретения всех имеющихся там работ греческих философов. Таким образом, арабы получили труды Аристотеля, Платона, Гиппократа, Галена. Эвклида, Птолемея, которые были переведены на арабский язык и снабжены квалифицированными комментариями. Так зарождалась богатейшая арабская культура, впитавшая в себя лучшие элементы персидской и египетской культур, науки греков и индусов.

сады и дворцы альгамбра

Арабская культура оказали большое влияние на жизнь народов Испании. Толедо стал крупным центром образования, а Кордоба – самым цивилизованным городом в Европе: в X в. здесь было 70 библиотек и 900 общественных бань. Мавры познакомили испанцев с новыми музыкальными инструментами, в том числе гитарой. Шахматы, заимствованные персами у индусов, были позже привезены мусульманами в Испанию, а затем распространились по всей Европе. Арабы ввезли новые сельскохозяйственные и садовые культуры (кунжут, рис, лимон, дыню, абрикос, лук-шалот и др.).

Арабские средневековые сады ландшафтного дизайна, обычно замкнутые и окруженные со всех сторон стенами, отличались изысканностью. Геометричность их композиционного построения подчеркивалась сетью узких каналов, разделявших территорию на участки, в оформлении которых значительное место отводилось прямоугольным и квадратным газонам и гармоничным цветовым сочетаниям растений. В небольших двориках главными декоративными ландшафтными элементами были небольшие бассейны, выложенные цветными изразцами, стриженые вечнозеленые кустарники.

сад альгамбра

Самыми известными произведениями садово-паркового ландшафтного искусства Испании до настоящего времени являются сады, созданные арабами в XIII-XIV вв. – ландшафтные сады дворцов Альгамбра и Генералиф в Гренаде. Главный дворец-крепость Гренады – Альгамбра (Красный дом) – начали строить в 1238 г. и строили 120 лет.

Сады Альгамбры имеют характерную для интимных арабских садов планировку и композицию ландшафтного дизайна. Это дворы небольших размеров (100-150 м 2 ) с водными устройствами и густыми посадками деревьев и кустарников. Много цветов. Отдельные участки расположены на разных уровнях и изолированы друг от друга. В каждый дворик – патио попадаешь через проем в стене. Вода является главным украшением ландшафтных садов: перетекает из одного бассейна в другой по маленьким открытым каналам, струится каскадами, поднимается струями фонтанов.

двор львов

Главный двор ансамбля – Двор миртов, включает большой прямоугольный бассейн, окруженный живой изгородью из миртов, над которыми возвышаются кроны платанов. Рядом с Двором миртов расположен Двор львов. В центре двора фонтан в виде большой чаши, которую поддерживают 12 львов, из пастей которых тонкими струями течет вода.

Сады Генералифа, летней резиденции эмиров Гренады, подобно ландшафтным садам Альгамбры, решены в виде изолированных участков, расположенных на 8 террасах. Их отличает обилие водных устройств. Вытекающая из скалы вода на самом высоком участке собирается в водоем и распределяется по саду. Центральное место в ансамбле занимает Двор канала длиной 40 м с беломраморным узким каналом, с обеих сторон которого бьют наклонные струи фонтанов. С террас Генералифа открывается красивый вид на Альгамбру, расположенную на 150 м ниже, и город.

сады генералифа

Генералиф и Альгамбра не имеют недостатка в воде, поступающей с гор Сьерра-Невады. Чем жарче день, тем больше воды поступает от тающих снегов на вершине гор.

Арабы сыграли огромную роль и в развитии европейской науки. Из Испании и Сицилии арабская цивилизация стала проникать по Францию и Италию. Самым большим ее даром Европе была бумага, которую арабы научились производить у китайцев и построили в XII в. первые фабрики по производству бумаги в Испании и Сицилии. Одним из крупнейших вкладов арабов в мировую науку было заимствованное у индусов и введение нуля в арифметику. До этого в Европе пользовались римскими цифрами, предел которых весьма ограничен. Алгебра, созданная Диофантом из Александрии, не была предметом широкого изучения до века арабского просвещения. Больших успехов добились арабы в медицине.

детский ландшафтный парк

Арабы были не только носителями науки, но и ее создателями. С помощью новых приборов арабские ученые получили точные знания о форме Земли, о положении и числе планет. Астрономия выросла из своей первоначальной астрологической формы и стала точной наукой. Ботаника и химия как самостоятельные науки так же обязаны своим появлением и развитием арабам. Ими открыты углекислый калий, нитрат серебра, азотная и серная кислоты.

После изгнания арабов с Пиренейского полуострова традиции арабского садово-паркового ландшафтного искусства не умерли. Сохранился мудехарский стиль (мудехары – мусульмане, оставшиеся жить на территории Испании). К памятникам мудехарского стиля относятся ландшафтные сады замка Алькасар в Севилье (XIV – XV вв.), построенные по образцу Альгамбры и включающие ряд двориков, из которых наиболее известен двор Марии Падиллы.

Читайте также: