Разрушение иерусалима в 70 году н э история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Март — сентябрь 70 (Иосиф Флавий)
14 апреля - 8 сентября 70 г. н.э.

60 000 — 1 100 000 (с жителями)

Осада Иерусалима — осада римскими войсками Иерусалима, стало одним из важнейших и решающим событием первой Иудейской войны. Римская армия, возглавляемая будущим императором Титом, с Тиберием Юлием Александром (в качестве его заместителя), осадила и завоевала город Иерусалим, который контролировался иудейскими повстанческими группировками после Иерусалимских беспорядков 66 года, в ходе которых было сформировано Иудейское Временное Правительство.

Осада города началась 11 апреля 70 года н. э. (14 нисана 3830 года по еврейскому летоисчислению) в первый день Пасхи. [1] Осада продолжалась более четырёх месяцев, а битва за город продолжалась ещё около недели после этого. Римляне ворвались в Иерусалим лишь 30 августа 70 года н. э. [2] После захвата города был разграблен и сожжён Иерусалимский храм, главная святыня иудаизма. Почти весь Иерусалим был разрушен до основания, уцелели лишь несколько построек, среди них Западная Стена иерусалимского Храма. Разрушение Первого и Второго храмов до сих пор ежегодно оплакивается во время еврейского поста на Девятое ава. Арка Тита, прославляющая римское разграбление Иерусалима и храма, все ещё стоит в Риме. Завоевание города было завершено 8 сентября 70 года н. э. Жители города были убиты, а выжившие проданы в рабство.

Он горел в течение 10 дней, а к сентябрю вся столица Израиля превратилась в руины. Храмовую Гору римляне сравняли с землей. По свидетельству Иосифа Флавия 100 000 жителей города попали в плен и были проданы в рабство.

Всего же погибших от меча, голода и плененных за время войны насчитывалось около 1 миллиона 100 тысяч. Менора и алтарь из разрушенного Храма по приказу Тита были отправлены в Рим. Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.

Начало антиримского восстания 66-73 гг. (Иудейская война I) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма. В 70 году Иоханан Гисхальский укрепился в Храме и в ходе сопернической борьбы с Симоном (Шимоном) Бар-Гиорой соорудил на углах храмового здания башни.

Осада и бои за город длились пять месяцев. Согласно описанию событий у Иосифа Флавия, первым шагом римлян к захвату Храмовой горы было разрушение части стены крепости Антония, расположенной напротив Храма (в третий день месяца таммуз). На развалинах крепости римляне построили насыпь, которая достигала стены храмового двора. 17 таммуза прекратилось принесение жертвы тамид, — возможно, потому, что не было священников для проведения ритуала. Между 22 и 28 таммуза сгорели храмовые колоннады. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока 9-го Ава (9 августа) Тит не приказал поджечь храмовые ворота. На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно свидетельству Флавия, Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты. В то же время, другой источник сообщает, что Тит требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал. Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца, и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 000 жителей. Общее же количество погибших от меча, голода и пленённых за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч.

Таким образом, спустя всего 6 лет после окончания строительства нового, роскошного Иерусалимского храма, в 70 году н. э. он был разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона.

Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.

К аждый год, 9 ава евреи постятся в память о трагических событиях Великого восстания, в ходе которого римляне в 70 году разрушили Иерусалим и сожгли Храм, служивший национальным, религиозным и духовным центром еврейского мира. Многие еврейские группы эпохи 2 Храма (например, саддукеи и ессеи) в результате прекратили свое существование. Тем, кто пережил катастрофу, пришлось изобретать для себя иудаизм без Храма.

Хотя в еврейском сознании, естественно, сохранилась, прежде всего, национальная трагедия, нельзя забывать, что события 70 года стали следствием гораздо более масштабных изменений, происходивших в Римской империи. Судьбу Иерусалима предопределили исторические события, происходившие не в Иудее, но в Риме, в короткий промежуток времени между июнем 68 и декабрем 69 года. По большей части эти события не имели отношения к евреям. Тем не менее, события этого года имели для них катастрофические последствия.

Ситуация накануне восстания

В I веке н.э. Иудея была малозначительной римской провинцией. Никому в Риме не приходило в голову, что она способна бросить серьезный вызов империи. Управление Иудеей было поручено чиновникам низкого ранга, не имевшим права командовать легионами – наглядное свидетельство маловажности этой провинции в глазах Рима.

Описывая историю Иудеи под властью Рима, Флавий стремился показать, как ситуация в стране постепенно ухудшалась, пока не вспыхнула война. Тем не менее, современные исследователи практически не находят подтверждений масштабного противостояния до восстания. Тот факт, что власти позволяли множеству народа стекаться в Иерусалим на праздники паломничества (Песах, Шавуот и Суккот) свидетельствует, что они не опасались бунта. Кроме того, в Риме не возражали, чтобы еврейская диаспора ежегодно посылала в Иерусалимский Храм по полшекеля с мужской души, что позволяло храмовому руководству накопить значительные богатства. Словом, Иудея считалась небольшой далекой провинцией, мало заботившей императоров.

От полицейской операции к полномасштабной кампании

Начавшееся в 66 году восстание император Нерон воспринял как местные беспорядке, не представляющие серьезной угрозы империи. Поэтому он просто велел правителю Сирии Гаю Цестию Галлу, вышестоящему начальнику прокураторов Иудеи, восстановить порядок. Однако кампания Галла оказалась крайне неудачной. Потребовались более серьезные меры. Однако дополнительные военные мероприятия Нерона никак не свидетельствовали, что он считал восстание серьезной угрозой. Хотя его подавление требовало значительных сил – в конечном итоге Рим послал в Иудею четыре легиона – происходящее воспринималось как полицейская операция, необходимая для восстановления порядка в одной из провинций.

Тем не менее, в конце кампании война в Иудее воспринималась как столкновение с могучим врагом, бросившим вызов Риму и едва ли не поставившим под угрозу существование империи. Что же произошло?

Нерон, Веспасиан и римская политика

Император Нерон – одна из самых спорных фигур еврейской истории. Как утверждал Светоний, в 64 году он поджег Рим, чтобы расчистить место для нового города, который он хотел воздвигнуть по всем правилам искусства. Амбициозные проекты по реконструкции Рима требовали значительных средств. Нерон добывал деньги, конфискуя имущество знати. В результате император нажил множество врагов. Начались репрессии.


Карл фон Пилоти, Нерон смотрит на горящий Рим

К началу беспорядков в Иудее Нерон уже страдал острой (хотя, впрочем, частично оправданной) паранойей. Он не доверял своим полководцам, подозревал сенаторов, и опасался, что станет жертвой заговора и лишится престола и жизни.

Именно в этом контексте Нерон назначил Веспасиана командующим римскими легионами в Иудее. Выбор Нерона был связан с тем, что полководец был достаточно незначительным человеком в римской общественной жизни и фамилии.

Семья Веспасиана не принадлежала к римской элите. Хотя в 53 году он проявил себя прекрасным военачальником в Британии, а позже был проконсулом в римской провинции Африка, Веспасиан не пользовался влиянием среди римской аристократии. Выйдя в отставку, Веспасиан удалился в свое поместье, будучи изгнанным из общественной жизни, поскольку он регулярно засыпал на представлениях с участием Нерона. Словом, Веспасиану было поручено командовать армией в Иудее, поскольку Нерон не опасался, что он злоупотребит своим положением и бросит ему вызов в борьбе за трон.

Однако Нерон явно недооценил Веспасиана, чьи действия показали, что он мечтает о чем-то большем, чем победоносное завершение иудейской кампании. Зимой 67-68 года Иерусалим был охвачен гражданской войной. Это было лучшее время для атаки, однако Веспасиан медлил, поскольку с окончанием кампании он сразу же перестал бы быть командующим римской армией на востоке. Поэтому вместо решительного удара Веспасиан использовал ситуацию для восстановления своей политической репутации и влияния, а так же сбора средств для последующих военно-политических шагов, которые он собирался предпринять в Риме. Полководец тянул время и ждал подходящего момента.

Год четырех императоров

Отбыв в Рим, Веспасиан не побоялся поручить командование своему неопытному сыну Титу – поскольку Иудея не представляла серьезной угрозы, а восстание казалось незначительным инцидентом на фоне политических событий в Риме.

Восстание обретает новый смысл

Это объясняет, почему Тит осадил Иерусалим, решительно штурмовал и разрушал городские укрепления, разорил город и так жестоко, решительно и быстро подавил восстание в еврейской столице. Стабилизация власти его отца в Риме во многом зависела от общественной легитимации семьи Флавиев. Сокрушительная победа над врагом и его унижение, падение Иерусалима, захват храмовых сокровищ, множество дешевых рабов – все это должно было упрочить позиции Веспасиана как императора, а Тита – как будущего императора Рима. Поэтому Веспасиан и Тит не стали ждать, пока мятежники сдадутся, измученные голодом, свирепствовавшем в осажденном Иерусалиме – хотя в этом случае победа, несомненна, досталась бы римлянам гораздо меньшей кровью.


Дэвид Робертс, Осада Иерусалима римлянами

Кроме того, новая имперская пропаганда приложила огромные усилия, чтобы сделать победу в Иудее максимально видимой и наглядной, чтобы у римской общественности не осталось ни малейших сомнений, что победители, Веспасиан и его сын Тит достойны высшей власти в империи.

Новый публичный образ Веспасиана решено было строить на основе его иудейской кампании. Она должна была заставить забыть как скромное происхождение императора, так и его достаточно скромные прежние достижения. Для этого Флавиям было нужно максимально раздуть могущество мятежных иудеев и опасность, которую они представляли. Кроме того, разрушение Храма ретроактивно увеличивало религиозную легитимность новой династии – римский бог Юпитер как бы победил Бога Израиля руками семейства Флавиев.

Пропаганда Флавиев и Иерусалим

Сценой для своего политического театра Флавии избрали город Рим. Возвращение Тита в 71 году после разрушения Храма было отпраздновано с грандиозным масштабом. Возможно, это был единственный в римской истории документированный триумф в честь замирения одной из римских провинций, а не победы над внешним врагом.

Флавий, возможно, ставший очевидцем триумфального шествия, писал:

Множество отдельных изображений чрезвычайно живо воспроизводило войну в главных ее моментах. Здесь изображалось, как опустошается счастливейшая страна, как истребляются целые толпы неприятельские, как одни из них бегут, а другие попадают в плен; как падают исполинские стены под ударами машин; как покоряются сильные крепости, или как взбираются на самый верх укреплений многолюднейших городов, как войско проникает через стены и наполняет все кровью; умоляющие жесты безоружных, пылающие головни, швыряемые в храм, дома, обваливающиеся над головами своих обитателей, наконец, после многих печальных сцен разрушения, водяные потоки, — не те, которые орошают поля на пользу людям или животным, а потоки, разливающиеся по охваченной повсюду пожаром местности. Так изображены были все бедствия, которая война навлекла на иудеев. Художественное исполнение и величие этих изображений представляли события как бы воочию и для тех, которые не были очевидцами их. На каждом из этих сооружений был представлен и начальник завоеванного города в тот момент, когда он был взят в плен. Затем следовали также многие корабли.

Иудейская война, 7:5:5

Кроме того, на протяжение двадцати лет после разрушения Иерусалима победа в иудейской кампании становится одной из важнейших тем государственного общественного строительства:

Храм Мира. Рядом со знаменитым форумом был воздвигнут новый комплекс – т.н. Храм мира (Templum Pacis). Призванный увековечить восстановление мира, достигнутое благодаря победе над иудеями, это был не столько храм в обычном смысле этого слова, сколько аналог современного выставочного зала. Согласно Флавию (Иудейская война, 7:5:7), среди прочего, здесь хранились священные сосуды, захваченные в Храме.

Колизей. Неподалеку Флавии воздвигли величайший римский амфитеатр. Современным исследователям удалось найти следы древней настенной надписи, согласно которой Колизей бы воздвигнут на средства, добытые Титом для Рима – скорее всего, в ходе замирения Иудеи.

Таким образом, монументальная архитектура Флавием изображала евреев Иудеи врагами империи, и помещала их разрушенную древнюю столицу в фокус общественного внимания Рима.

Памятные монеты и еврейский налог


Кроме того, после разрушения Храма Флавии обложили всех евреев империи специальным налогом. Этот налог, получивший название Fiscus Iudaicus («еврейский налог), должен был заменить пожертвование в полшекеля, которое каждый еврей ежегодно посылал в Иерусалимский Храм.

Вводя этот налог, Флавии хотели объявить городу и миру, что навсегда покончили с храмовым культом, основой еврейского сопротивления Риму. Дабы лишний раз унизить евреев, сохранивших верность религии предков (и, следовательно, остававшихся потенциальными врагами империи) эти деньги шли в храм Юпитера, стоявший в Риме на Капитолийском холме.

Заключение

Великое восстание и разрушение Храма стали ключевыми событиями, предопределившие римско-еврейские отношения на несколько веков. Представив местное восстание в качестве колоссальной угрозы империи, Веспасиан сумел представить себя и своего сына Тита в качестве военных героев-спасителей Рима.

Осада Иерусалима — осада римскими войсками Иерусалима, одно из важнейших событий первой Иудейской войны. Римляне взяли город, спустя почти пять месяцев осады.

После захвата города, был разграблен и сожжен Иерусалимский храм, главная святыня иудаизма. Почти весь город был разрушен до основания, уцелели лишь несколько построек среди них Западная Стена иерусалимского Храма. Жители города были убиты, а выжившие проданы в рабство.

Содержание

Исторический фон

После смерти Ирода Великого в 4 году до н. э. его сыновья отправились в Рим, чтобы римский император Октавиан Август подтвердил завещание их отца, в котором Ирод делил между сыновьями своё царство на три части. Области Идумея, Иудея и Самария достались Ироду Архелаю, Галилею и Перею получил Ирод Антипа, а Итурею и Трахонитиду получил Ирод Филипп II. В 6 году император Октавиан объединил владения Ирода Архелая в единую провинцию, которая получила название Иудея. В период с 6 года н.э по 66 год в Иудее не случалось крупных восстаний, хотя провинция и была довольно непокорна, это выразилось в первых столкновениях между евреями и римскими властями в период с 25 год по 36 год. В эти годы усилилось недовольство римским правлением, возникли разнообразные мессианские движения и учащаются беспорядки. [1]

В 66 году н. э. прокуратор Иудеи Гессий Флор потребовал от Иерусалимского Храма заплатить в казну 17 талантов, однако в этом ему было отказано. Тогда Флор лично пришел в Иерусалим и ему снова отказали в уплате налога. После этого Гессий Флор приказал войскам напасть на евреев, было убито более 3600 человек, был разграблен Храм. [2] После этого началось восстание, которое вскоре распространилось по всей Иудее. Для подавления восстания, римский наместник Гай Цестий Галл Сирии послал отряд воинов, который был разбит еврейскими повстанцами.

Узнав о поражении войск, римский император Нерон послал одного из лучших военачальников империи Веспасиана во главе с 60 тысячами воинов подавить восстание, в 67 году римские войска вторглись в Галилею.

Иерусалим

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Командующие

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Силы римлян

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Силы еврейских повстанцев

Точное число жителей Иерусалима и солдат находящихся в городе, трудно оценить. Иосиф Флавий сообщает о миллионе жителей, а древнеримский историк Тацит сообщает о 600 000 человек. На самом деле эти оценки сильно преувеличены, людей в городе было гораздо меньше.

Осада

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Примечания

  1. Период римско-византийского владычества (70–638). От разрушения Второго храма до восстания Бар-Кохбы[1] // Электронная Еврейская Энциклопедия.
  2. ↑FLORUS, GESSIUS. Проверено 21 апреля 2011.
  • Сражения по алфавиту
  • Осады
  • Сражения Римской империи
  • Сражения в Израиле
  • История Иерусалима
  • Иудейские войны
  • Сражения I века
  • События 70 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Осада Иерусалима (70)" в других словарях:

Осада Иерусалима — Осада Иерусалима: Осада Иерусалима (70) разрушение города римлянами в период Иудейских войн Осада Иерусалима (637) осада Халифатом Осада Иерусалима (1099) осада крестоносцами Осада Иерусалима (1187) осада Саладином Осада… … Википедия

Осада Иерусалима (1099) — Осада Иерусалима происходила с 7 июня по 15 июля 1099 года во время 1 го крестового похода. Предшествующие события Крестоносцы продолжили поход к Иерусалиму лишь спустя полгода после окончательного падения Антиохии 28 июня 1098 года. За эти… … Католическая энциклопедия

Осада Иерусалима (1099) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Иерусалима. Осада Иерусалима (1099) В рамках 1 го крестового похода … Википедия

Осада Иерусалима (637) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Иерусалима. Осада Иерусалима Дата февраль(?) 637 Место Иерусалим, Палестина … Википедия

Осада Иерусалима (1187) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Иерусалима. Осада Иерусалима (1187) Войны Айюбидов против крестоносцев Дата 20 сентября 2 … Википедия

Осада Никеи (1097) — Осада Никеи происходила с 14 мая по 19 июня 1097 года во время 1 го крестового похода. Никея Никея, современный город Изник на северо западе Турции, занимала выгодное географическое положение. Город стоял на восточном берегу Асканского озера, что … Католическая энциклопедия

Осада Магдебурга (1631) — Осада Магдебурга Тридцатилетняя война … Википедия

Осада Акры (1189–1191) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Акры (значения). Осада Акры (1189 1191) Третий крестовый поход … Википедия

Осада Никеи (1097) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Никеи. Осада Никеи (1097) В рамках 1 го крестового похода … Википедия

Читайте также: