Типология культуры в социологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

В рамках социологии культуры исследователями принято рассматривать наличие сложных образований, которые структурируются согласно характеристикам и разнообразным культурным основаниям.

Существенной считается классификация культуры по следующим признакам: генезис (то есть, здесь речь идет о происхождении культуры), характер и уровень развития культуры.

Отсюда исследователи пришли к выводу о том, что сегодня можно выделить три формы культуры, которые рассматриваются в рамках социологии культуры:

  1. Элитарная культура;
  2. Народная культура;
  3. Массовая культура.

Элитарная (иными словами высокая) культура – достаточно обширная область, которая включает в себя множество объектов: классическая музыка, высокохудожественная классическая литература, поэзия, предметы изящного искусства. Создаются объекты элитарной культуры талантливыми художниками и писателями, поэтами и композиторами, которые обладают особыми навыками, а про некоторых говорят, что их способности дарованы им природой или свыше. Предметы высокой культуры ориентированы на людей, которые не просто созерцают, но еще и понимают заложенный в нее глубокий смысл. Это ценители и знатоки искусства. В этот круг также входят и профессионалы: искусствоведы, литераторы, критики, которые могут высказывать собственное мнение, обосновывать его и приводить аргументы за или против того или иного произведения.

По мере того, как повышается уровень образования людей, расширяется и круг потребителей такой элитарной культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Разновидности культуры в социологии

Помимо охарактеризованных нами форм культуры существуют также еще и несколько ее разновидностей. Социологи выделяют их в разные социальные группы, которые обладают особыми чертами. Отсюда и использование таких понятий, как:

  • Доминирующая культура;
  • Субкультура;
  • Контркультура.

Доминирующая культура представляет из себя совокупность ценностей и норм, убеждений, особых правил поведения. Они принимаются большей частью общества и разделяются с остальными участниками. В этом понятии нашли свое отражение система жизненно важных ценностей и норм, которые и образуют ту самую необходимую культурную основу, на которой выстраиваются все взаимодействия. Без такой общепринятой системы культурных ценностей и норм ни одно общество не могут функционировать как полноценная социокультурная система.

Субкультура – это особый комплекс культурных норм и ценностей, которые присущи отдельным социальным группам. Они отличаются в большей или меньшей степени от доминирующей культуры по ряду признаков: например, атрибутика, манера поведения, манера общения, стиль одежды. Субкультура – это малый культурный мир, в котором отражаются особенности образа жизни самых разных сообществ людей, которые объединены идеей, желаниями, целью, потребностями или просто идеологией быть отличными от всех остальных.

Народная культура – собирательное понятие, включающее обыденные представления, народные традиции, произведения народного творчества (мифы, былины, сказки, частушки, песни, танцы, художественные промыслы и т.п.). Носит неспециализированный характер. Но ее непрофессиональный статус не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания.

Культуру различают по масштабу влияния, по степени охвата социальной жизни. С этой точки зрения выделяется доминирующая культура, которая является в данном обществе господствующей, содержащей культурные универсалии этого социума, ценности и нормы большинства людей. Доминирующая культура проявляет, себя и в обыденной культуре, используемой в повседневной жизни. Это наиболее массовая и постоянная сфера ее применения. Ведущую роль в повседневной обыденной культуре играют обычаи, традиции, стереотипы, нравы и другие элементы, находящие свое проявление в обычных поступках людей.

Характеристика разновидностей культуры будет неполной, если не упомянуть о специализированных культурах. Они содержат проявление культуры в исторически появившихся сферах разделения труда, выражают реальное состояние культуры, обеспечивают реализацию потенции человека, его взаимодействие с культурой своего общества. Конкретными формами такого рода культуры являются философская, политическая, правовая, религиозная, физическая, художественная, экологическая, экономическая и другие виды.

В последнее время актуализируется экологическая культура, представляющая собой систему ценностных ориентаций, требующих сохранения экосистем, отношения к Земле как уникальной экосистеме, бережного, трепетного отношения к биосфере, жизни, человеку. Все больше возвышаются авторитет правовой культуры, содержанием которой является защита естественных прав человека, обеспечение функционирования производства и всей общественной и личной жизни путем поддержания порядка, соблюдения норм поведения и деятельности на основе законов, права. В условиях рыночных отношений возрастает значимость хозяйственной, деловой, профессиональной культуры. Во многом они связаны с культурой организации и ведения дела, с профессионализмом, навыками делового общения. Содержанием и целью здесь выступает реализация потенций человека как субъекта хозяйствования. Профессиональный труд для подлинно делового человека – это не столько способ зарабатывания денег, сколько форма самовыражения, демонстрации организаторского таланта, привлекательных деловых и человеческих качеств.

18. Функции культуры.

Роль культуры в жизни общества состоит прежде всего в том, что она выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Более конкретно эта роль проявляется через выполняемые ею функции.

Прежде всего культура выполняет в обществе регулятивную функцию.Разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, называются ценностной ориентацией. Возьмем, к примеру, человека, для которого свобода является важнейшей ценностью. Можно предположить, что он: а) будет искать условия, в которых она ему будет предоставлена; 6) будет испытывать неудовлетворенность, дискомфорт там, где его свобода будет ограничена; в) будет стремиться к установлению прочных связей с тем, кто разделяет его приверженность к свободе, чтобы отстаивать свои ценности в возможном конфликте с теми, кто пренебрегает этими ценностями.

Теперь возьмем человека, для которого важнейшей ценностью является, например, здоровье (или семья, или патриотизм, или что-то другое). Становится вполне очевидным, что его поведение будет существенным образом отличаться от поведения индивиде, для которого важнейшей ценностью является свобода. Ценности, таким образом, задают направление, определяют стратегию поведения индивида в социальном взаимодействии.

Однако ценности не единственный регулятор человеческого поведения. Социальные нормы, в отличие от ценностей, достаточно конкретно предписывают, какие поступки, какие действия должны совершать люди в тех или иных социальных ситуациях, как и что они должны делать (или не делать) в своих социальных связях и отношениях с другими людьми. Присущие социальной норме эталонный характер, схематизм и типичность поведения имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть в знакомой ситуации действия других людей.

Таким образом, ценностно-нормативное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.

В рамках той или иной культуры ценности представляют не произвольную комбинацию, а целостную, иерархически построенную систему, признаваемую большинством общества и реализуемую в его жизнедеятельности. Индивид усваивает выработанные в обществе (общности) ценности и нормы в процессе, называемом социализацией (о чем речь будет идти ниже). Тем самым культура формирует личность, выполняя образовательную и воспитательную функции. Общее представление о том, в каком направлении двигаться, к каким ориентирам (ценностям) стремиться, как действовать правильно, а как - неправильно, имеет определяющее значение для реализации совместной и целенаправленной деятельности. В этом случае система социальных ценностей и норм, а шире говоря, культуры, выполняет интегративную функцию,обеспечивая целостность сообщества.

И наконец, поскольку в культуре аккумулируется исторический опыт общности, группы, общества, то она воплощает также функцию ретранслятора, передающего этот опыт последующим поколениям

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы − элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

С появлением средств массовой информации появилась массовая культура. Феномены массовой культуры могут нести положительный и отрицательный духовные заряды.

Массовая культура. Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления − середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк − примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Таким образом, культура общества непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории и результатах практической деятельности людей и их групп. Она играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку, как уже отмечалось, основу культуры составляет система социальных ценностей и норм. Культура, таким образом, организует общественную жизнь.

Субкультура − совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп − национальных, демографических, социальных, профессиональных, − постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура − часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура. Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

В изучении сложных, многоплановых объектов, явлений или процессов используется метод научного познания, заключающийся в подразделении их на типы на основе общих специфических свойств. Он помогает разобраться, рационально осмыслить изучаемый материал, составить целостное представление о нем. Культура – это феномен, характеризующийся бесконечным многообразием проявлений. Единственно возможная методология ее познания – выделение в типологии субфеноменов, их изучение как частных проявлений глобального целого.


Критерии типологизации культур

Типология (от греч. tipos – форма, образец и logos – учение) – метод познания, направленный на сравнительное изучение признаков, связей, функций, отношений, уровней системной организации объекта. Типология культуры – выделение отдельных типов культур на основе характерных, типичных черт и определение их места в культурно-историческом процессе. Тип культуры – значительное, самодостаточное культурное явление, не являющееся частью целого. Типологизация – способ выявления сходства и различия объектов, поиск критериев их классификации. Критерии построения типологии культур:

  • лингвистический – группировка по форме родственных языков: индоевропейская, семито-хамитская, урало-алтайская культуры;
  • исторический– первобытная, античная, средневековая;
  • пространственно-региональный – европейская, азиатская, восточная, латиноамериканская;
  • религиозный– христианская, мусульманская, буддийская культуры;
  • гендерный – патриархальная, матриархальная;
  • социологический – выделение субкультур по принципу социальной специфики ее носителей (сельская, городская, профессиональная, молодежная);
  • национальный – русская, японская, американская, французская;
  • сфера общества или вид деятельности – производственная, экономическая, педагогическая, художественная;
  • тип социального развития – традиционная, инновационная;
  • хозяйственный уклад – культура охотников и собирателей, огородников, землевладельцев, скотоводов;
  • уровень развития материального производства – доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • специфика социальной солидарности – этническая, национальная, конфессиональная;
  • идеологические и политические признаки – культура класса, социалистическая культура;
  • место и роль религии – религиозная, светская культура;
  • культурная форма – элитарная, массовая, народная.

Типологизация культур сопряжена с трудностями, определяемыми:

  • размытостью культурных характеристик;
  • постоянным изменением свойств и признаков культуры;
  • сближением и смешением культур, стиранием существующих между ними различий.

Основу типологии составляет совокупность отличительных признаков. Каждый исследователь выделяет значимые для его концепции характеристики. На выбор оснований для типологии влияют:

  • запросы общества в получении достоверной информации;
  • направление, в рамках которого исследуется культура;
  • принадлежность исследователя к определенной школе и ее традиции;
  • задачи, которые ставит перед собой исследователь.

Типологизация культур – это создание идеальных, абстрактных моделей, которые в обобщенном, схематизированном виде отражают наиболее существенные признаки той или иной культуры, отличающие ее от других и проявляющиеся в самых различных сферах общественной жизни.

Основные типологии культур

Существует множество подходов, концепций исследования культуры, а также научных школ и направлений культурологии.

Историко-этнографическая типология

Это одна из первых типологий, базирующаяся на выделении общих для той или иной группы культур особенностей образа жизни, проявляющихся у разных народов и этносов. Она включает в себя 4 разновидности типологических построений:

  1. Антропологическая типология – ее главными критериями являются принадлежность людей к разным антропологическим типам (расам) и территориальная общность.
  2. Хозяйственно-бытовая типология – объединяющими признаками выступают тип хозяйства и формы организации хозяйственной деятельности, определяемые уровнем социально-производственного развития.
  3. Этнолингвистическая типология – группирует культуры на основе генетического родства языков, их структурного сходства и функционального подобия.
  4. Географическая типология – рассматривает фактор географического соседства народов в пределах какой-либо обширной территории как определяющий общность черт материальной и духовной культуры.

Историко-этнографический подход направлен на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Исследователи – антропологи и этнографы одними из первых установили связь между потребностями человека и средствами их удовлетворения, вырабатываемыми и предоставляемыми культурой. Приверженцы данного подхода называют культурой все, что отличает жизнь человеческого общества от природы, все стороны человеческого бытия. Они рассматривают культуру как уникальную закрытую систему, а все культуры как сравнимые между собой. Представители культурной антропологии – К. Леви-Стросс, А. Кребер, Б. К. Малиновский.


Эволюционная типология

Сторонники эволюционного подхода рассматривали культуру как комплекс, включающий в себя знания, верования, искусство, мораль, обычаи, законы и иные способности и навыки, унаследованные членами данного сообщества и проявляющиеся на поведенческом уровне. Они исходили из идеи единства человечества, единообразия и прямой однолинейности развития культур от простого к сложному.

Основоположники эволюционного подхода Э. Тэйлор и Л. Морган считали, что все народы и культуры проходят в своем развитии одни и те же стадии – дикость, варварство и цивилизация. Дж. Фрезер выделял другие стадии – магия, религия, наука. К. Ясперс считал, что в истории культуры определяющее значение имеют не экономические факторы, а духовные. Он выделял 4 периода:

Во второй половине XIX века эволюционная концепция была популяризирована Ф. Энгельсом и развита в формационном учении К. Маркса. Последний выделяет 5 общественно-экономических формаций, различающихся по характеру существующих в обществе производительных сил и производственных отношений:

  1. Первобытнообщинная– самая ранняя форма организации общественной жизни, характеризующаяся коллективизмом в производстве и распределении, низким уровнем развития производительных сил, отсутствием социального расслоения.
  2. Рабовладельческая– первая форма классового общества, основанная на праве собственности на человека, его угнетении и эксплуатации.
  3. Феодальная – формация, основу которой составляет частная собственность феодала на землю и неполная собственность на работника – крестьянина.
  4. Капиталистическая – базируется на капиталистической частной собственности на средства производства и использовании наемного труда рабочих.
  5. Коммунистическая– идеальное общество будущего, в котором будут упразднены частная собственность и классовое неравенство.

В XX веке западными философами, политологами и социологами Р. Ароном, Д. Беллом, О. Тоффлером, А. Туреном и другими была предложена типология, в которой общества разделены по достигнутому ими уровню развития науки, техники и производства. В концепции выделено 3 стадии индустриализации:

  1. Доиндустриальное общество – включает в себя первобытнообщинное, рабовладельческое и феодальное общество.
  2. Индустриальное общество – основано на развитии крупного промышленного производства, формирует соответствующие модели рынка, потребления, социальной организации, науки и культуры.
  3. Постиндустриальное общество – характеризуется широким использованием высоких технологий в производстве, расширением сферы услуг, повышением значения информации, научного знания, образования.


Цивилизационная типология

Эволюционному подходу противостоит цивилизационный, основанный на идее одновременного сосуществования в истории замкнутых, самостоятельных культур. Основоположник типологии – русский культуролог Н. Я. Данилевский. Исследователь разработал концепцию локальных цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии зарождения, расцвета, упадка и гибели. Автор выделяет 10 культурно-исторических типов, частично или целиком исчерпавших возможности своего развития:

  1. Египетская
  2. Китайская
  3. Ассирийско-вавилоно-финикийская или халдейская (древнесемитская)
  4. Индийская
  5. Иранская
  6. Еврейская
  7. Греческая
  8. Римская
  9. Аравийская (новосемитская)
  10. Германо-романская (европейская)

Немецкий историк культуры О. Шпенглер рассматривает культуру как единый организм, развивающийся в пределах биологического цикла: рождение – расцвет – смерть. Концепция О. Шпенглера базируется на идее изолированности всех культур и единстве логики их развития. Исследователь выделяет 8 типов культур:

  1. Китайская
  2. Вавилонская
  3. Египетская
  4. Индийская
  5. Античная (греко-римская)
  6. Арабская
  7. Западноевропейская
  8. Майя

Британский историк и социолог А. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, каждая из которых проходит в своем развитии стадии зарождения, роста, надлома и разложения. Исследователь характеризует их при помощи 2 критериев:

  • религия и форма ее организации;
  • территориальный признак.

У Данилевского критерием типологизации выступает творческая деятельность человека, у О. Шпенглера – мироощущение коллективной души народа у Ф. Тойнби – устойчивость во времени и пространстве в ситуациях вызова и взаимодействия с другими народами.

Социодинамическая модель Питирима Сорокина

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин предложил теорию волнообразной социокультурной динамики. Исследователь рассматривает историю человечества как последовательную смену социокультурных сверхсистем, которые делит на 3 типа:

  • Идеациональный – в его основе лежит убеждение в доминировании сверхчувственной реальности: земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, единство с Богом является единственной и высшей целью. К этому типу относится культура средневековой Европы, Греции VIII-VI вв. до н.э. брахманской Индии, Буддийская и Лаосистская культуры.
  • Чувственный– современный тип культуры. Земное бытие обладает ценностью само по себе: только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем – реально и имеет смысл.
  • Идеалистический – базируется на признании сверхчувственного и чувственного аспектов реальности. К такому типу относятся европейские культуры эпохи позднего Средневековья и Возрождения.

Концепция П. Сорокина рассматривает культуру как единство, составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну главную ценность. Именно эта доминирующая ценность служит основой и фундаментом культуры.

Коммуникационная типология Г. Маклюэна

Канадский социолог и культуролог Г. Маклюэн предложил типологию, главным критерием которой становятся средства общения, формирующие сознание людей и стиль жизни. На этом основании исследователь выделяет 3 типа культур:

Г. Маклюэн рассматривает культуру как систему коммуникаций, оставив в стороне ее интеллектуальное и моральное содержание.


Типология социокодов М. Петрова

Советский историк и культуролог М. Петров рассматривал культуру как форму социальной наследственности. Критерием типологии М. Петрова служит способ передачи знаний от поколения к поколению. Совокупность знаний и способов их передачи, связанные с ними общественные институты и механизмы исследователь называет социокодом. Исследователь выявил существование 3 основных структурных ключей социального кодирования и соответствующих им типов культур:

Заключение

1. Для чего нужна типология культуры?

2. Понятие типологии, типологизации и типа культуры. Критерии типологизации культур:

  • лингвистический;
  • исторический;
  • пространственно-региональный;
  • религиозный;
  • социологический;
  • гендерный;
  • национальный;
  • сфера общества или вид деятельности;
  • тип социального развития;
  • хозяйственный уклад;
  • уровень развития материального производства;
  • специфика социальной солидарности;
  • идеологические и политические признаки;
  • место и роль религии;
  • культурная форма.

3. Сложности типологизации. Факторы выбора оснований для типологии.

4. Историко-этнографческая типология. Виды:

  • антропологическая;
  • хозяйственно-бытовая;
  • этнолингвистическая;
  • географическая.

5. Эволюционная типология. Типологии Э. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фрезера.

6. Четыре исторических периода в типологии К. Ясперса:

  1. прометеевская эпоха;
  2. великие исторические культуры древности;
  3. осевое время;
  4. технический век.

7. Пять общественно-экономических формаций К. Маркса:

  1. первобытнообщинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая.

8. Типология по уровню развития науки, техники и материального производства (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен). Стадии индустриализации:

  1. доиндустриальное общество;
  2. индустриальное общество;
  3. постиндустриальное общество.

9. Цивилизационная типология. Концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

Типология представляет собой особый способ научного познания, основу которого составляют два процесса:

  • расчленение системы объектов;
  • их группировка на основании обобщающей модели.

Для исследования культуры типология предполагает системную характеристику и толкование разных культурных комплексов, а также определение тенденций их развития.

Типология культуры – это знание, описание, понимание, классификация различных проявлений культуры на основании какого-либо признака

Существует множество критериев типологии культур, в частности:

  • территориальная принадлежность культуры;
  • регионально-этническая особенность;
  • исторический тип общества;
  • отношение к религии;
  • вид деятельности;
  • специализация
  • и т.п.

Основные понятия процесса типологизации культур

В культурологии и в других смежных науках нет единого мнения о сущности таких понятий, как тип, отрасль, вид и форма культуры.

Сферами или разновидностями культуры общества исследователи часто называют политическую, экономическую и художественную культуры.

Как правило, под отраслью культуры понимается совокупность правил, моделей и норм поведения людей, составляющую достаточно замкнутую область внутри целого.

Типы культуры, в свою очередь, по мнению большинства исследователей, - это совокупности норм, правил, моделей поведения людей, которые, формируя относительно замкнутые области, не являются частями одного целого.

Следовательно, любую национальную культуру следует относить к культурным типам. Хозяйственные и регионально-этнические исторические образования также считаются типами культуры.

Под формой культуры понимается такая совокупность норм, правил и моделей поведения людей, которая не может считаться полноценным автономным образованием, но ее также нельзя рассматривать как составную часть какого-либо целого. Формами культуры можно назвать народную, массовую и элитарную культуры, которые являются особым, специфическим способом проявления художественного содержания.

Виды культуры представляют собой совокупности норм, правил и моделей поведения, являющиеся разновидностями более общей культуры. Основные виды культуры:

  • общенациональная,
  • доминирующая,
  • субкультура и контркультура;
  • сельская,
  • городская,
  • специализированная,
  • обыденная.

Духовную и материальную культуру не получается включить в представленную концептуальную схему, т.е. отнести к отрасли, типу или форме культуры, поскольку они являются комбинированными образованиями и в разной степени включают все классификационные признаки

Среди разновидностей духовной культуры можно выделить художественную культуру, в то время как физическая культура выступает разновидностью материальной

Рассмотренная типология культур не является единственно верной, она весьма приблизительна, но ее преимущество в отсутствии противоречивости и наличии логической обоснованности.

Значение типологии культур

Культура современного общества – это крайне неоднородное явление. Типология культур необходима для наиболее полноценного исследования культуры как таковой. Также она дает возможность объяснить и охарактеризовать крайне разнородный материал – многочисленные культурные объекты.

Таким образом, типология культуры – это метод научного познания, который дает возможность расчленить, отделить друг от друга социокультурные объекты и системы, сгруппировать их посредством модели обобщенного идеализированного типа и представить результат подобного типологического описания и сопоставления.

Основания типологии культур

В культурологии для типологии культур имеются различные, но приблизительно равноправные основания. К ним относятся различные совокупности показателей, включающие в себя в соответствии с поставленными задачами определенные значимые признаки исследуемых культур.

Таким образом, в современном научном сообществе нет единого подхода к типологии культур. Наоборот существует их разнообразие и множество классификаций, однако нельзя говорить о правильности одних или ложности других.

Читайте также: