Разноцветье куполов храма василия блаженного описание кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вы используете неподдерживаемую версию Internet Explorer. В целях безопасности мы рекомендуем обновить браузер. Перейдите в раздел "Обновление Windows" и установите последнюю версию или смените браузер.

Календарь Молитвослов Библия

  • 26.03.2015
  • 0 комментариев
  • Правжизнь Администратор
  • Рубрика: Искусство

Секреты куполов собора Василия Блаженного

А знаете ли Вы, из чего сделаны разноцветные главы храма Василия Блаженного?

Привычный для нас образ Покровского собора неразрывно связан с его разноцветными фигурными главами. Но они не всегда выглядели именно так.

Купола с крестами венчают восемь церквей, расположенных вокруг центральной шатровой церкви с маленькой главкой. Еще одна фигурная глава украшает пристроенную позднее к собору церковь Василия Блаженного.

Луковичные купола отличаются друг от друга размером, декором и цветом. Первоначальная их форма нам неизвестна, так как самые ранние изображения Покровского собора на миниатюрах Лицевого летописного свода (1560-е гг.) достаточно условны.

Собор неоднократно страдал во время пожаров, и последующие ремонты вносили изменения в его внешний облик. Временами купола становились однотонными: зелеными, покрытыми ярью-медянкой, или белыми, лужеными. Окончательно их сделали полихромными только во время ремонта 1780-х гг.


В 1967-1969 гг. состоялась капитальная реставрация глав собора: вместо железа металлические каркасы покрыли более долговечным и устойчивым к воздействию непогоды материалом — медью. Если железные купола требовали ремонта каждые 10-20 лет, то новые покрытия сохраняются до сих пор.

Мастера израсходовали на купола около 32 т медного листа толщиной 1мм. Они вручную придавали листу необходимую форму, в точности повторяя предыдущую. Это была поистине ювелирная работа. Общая площадь листов, не считая маленькой главки центральной церкви, составляет около 1900 квадратных метров.

Пышное разноцветие причудливых глав делает Покровский собор неповторимым и узнаваемым во всем мире.



[ Читать дальше ]
02

Изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятую — самую высокую, — увенчанную шатром. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери — именно в этот день Казань была взята приступом.


03

У дизайна сооружения нет аналогов в российской архитектуре, и ничего подобного не может быть найдено в истории византийских традиций строительства соборов. Храм Василия Блаженного содержит 9 лукообразных куполов. Этот тип вскоре стал преобладающим для церковных куполов в России.
Только в XVII в. все купола были украшены керамическими изразцами. В это же время к храму были пристроены асимметричные постройки. Затем появились шатры над крылечками и затейливая роспись стен и потолка. В тот же период на стенах и потолке появилась изящная роспись. В 1931 г. перед храмом был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому.


04



06


07

Миниатюры куполов храма
01 Колокольня 02 Центральна церковь Покрова Богородицы 03 Церковь Святой Троицы. 04 Церковь Трех Патриархов (Иоанна Милостивого) 05 Церковь Василия Блаженного

Луковицевидные купола ростово-суздальского (русского) типа. Уже с середины купола его верхушка оттянута, поверхность куполов неровная: ребристая или ячеистая


09

План церквей собора


10


11

Пропорции храма Василия Блаженного

Пропорции храма Василия Блаженного в Москве определяются восемью членами ряда золотого сечения :1, ф, ф2 ,ф3 ,ф4 ,ф5 ,ф6 ,ф7. Многие из членов ряда неоднократно повторяются в пропорциях храма, но всегда благодаря свойству золотого сечения, части сойдутся в целое, т.е. ф +ф2=1,ф2+ф3=ф и т.д.


12

Храм глазами художника Аристарха Лентулова.
Художник помогает увидеть Храм сразу со всех сторон. Напоминает калейдоскоп, остановившийся на мгновение


14 Собор Василия Блаженного. 1961-1962 г.


15 Покровский собор, 1895 г.


16 Покровский собор, 1870 г.

Завершения церквей, которые называем куполом, на самом деле именуется главой. Купол – это перекрытие церкви. Его видно изнутри храма. Над купольным сводом есть обрешётка, на которой закреплена металлическая обшивка.

Главы были покрыты железом, покрашенным в синий или зелёный цвета. Такое железо, если не было пожаров, выдерживало лет 10. Зелёные или синие краски получали на основе окислов меди. Если же главы покрывали немецким лужёным железом, то они могли быть серебристого цвета. Немецкое железо жило лет 20, но не более.


18 Церковь Покрова Богородицы.

В 60-е годы ХХ века при масштабной реставрации хотели вернуть собору первоначальный вид и сделать главы монохромными, но кремлёвские чиновники приказали оставить их цветными. Собор узнаваем, в первую очередь, по своим полихромным главам.

В 1967-1969 гг. состоялась капитальная реставрация глав собора: вместо железа металлические каркасы покрыли более долговечным и устойчивым к воздействию непогоды материалом — медью. Если железные купола требовали ремонта каждые 10-20 лет, то новые покрытия сохраняются до сих пор.Мастера израсходовали на купола около 32 т медного листа толщиной 1мм. Они вручную придавали листу необходимую форму, в точности повторяя предыдущую. Это была поистине ювелирная работа. Общая площадь листов, не считая маленькой главки центральной церкви, составляет около 1900 квадратных метров.

Во время недавней реставрации обнаружили, что главы находятся в идеальном состоянии. Их всего лишь пришлось перекрасить. Центральная глава на Покровской церкви всегда была позолочена.

В каждую главу, даже в центральную, можно войти. К центральной главе ведёт особая лестница. В боковые главы можно войти через наружные люки. Между перекрытием и обрешёткой есть пространство высотой в человеческий рост, там можно свободно ходить.


19 Церковь Покрова Богородицы

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости.
Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял "паче лучей солнечных", а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: "Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?". "Вижу, святой отче, и ужасаюся", – отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.

Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.Этот праздник имеет большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу в последствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции.


20 Церковь Покрова Богородицы.


21


22


23 Церковь Киприана и Иустины (Андриана и Ниталии)


24


25


26


27 Церковь Григория Армянского


28


29


31


32


33 Церковь Варлаама Хутынского


34


35


36


37 Церковь Николая Чудотворца Великорецкого


38


39


40


41 Церковь Александрв Свирского


42


43


44


45


46


47 Церковь Святой Троицы


48


49

Церковь Василия Блаженного

Собор состоит из девяти церквей на едином основании. Однако, над храмом возвышается десять разноцветных глав, не считая луковицы над колокольней. Десятая зелёная с красными шипами глава находится ниже уровня глав всех остальных церквей и венчает северо-восточный угол храма.Эту церковь пристроили к собору после окончания строительства в 1588 г. Её возвели над могилой очень известного и почитаемого юродивого того времени, Василия Блаженного.


50


51


52


53


54 Церковь Трех Патриархов (Иоанна Милостивого)


55


56


57

Шатровая колокольня построена в 1670 -х годах.


58 Колокольня


59


60

Завершения кремлёвских башен были надстроены в XVII веке, их надстраивали с оглядкой на Покровский собор


61 Фрагмент Спасской башни Кремля. Вид со стороны церкви Киприана и Иустины


62 Храм будто бы парит в воздухе!

Главы Покровского собора

Главы Покровского собора

Покровский собор узнают во всем мире, прежде всего, благодаря его разноцветным главам, которые принято называть куполами. Но такими они были не всегда. Предполагают, что сразу после строительства, завершившегося в 1561 г., собор венчали золотые главы. Сегодня лишь самая высокая центральная церковь сохраняет этот цвет.

Фр. Гильфердинг Вид на Красную площадь и Покровский собор. 1770-е годы

Фр. Гильфердинг Вид на Красную площадь и Покровский собор. 1770-е годы

Осенью того же года И. Яковлев направил в Коллегию чертежи и опись со сметой на сумму 16 682 рубля 89 копеек. Стоит отметить, что яковлевские чертежи – самые ранние из сохранившихся детальных планов первого и второго этажей собора. Перечень работ включил среди прочего ремонт глав с их окраской ярью-медянкой на масле. Закладывая в смету покупку медянки для глав и мумии для кровель, архитектор решил повторить их прежние цвета. Зеленый цвет глав и красные кровли Покровского собора, указанные на чертежах и в смете Яковлева, видны на полотне Ф. Гильфердинга 1770-х годов.

Памятная доска о возобновлении собора на средства императрицы Екатерины II

Памятная доска о возобновлении собора на средства императрицы Екатерины II

Дж. Кваренги. Вид на Покровский собор. 1780-е годы

Дж. Кваренги. Вид на Покровский собор. 1780-е годы

В древности цвет и форма главок не имели особенного значения. Более поздняя традиция предполагает, что цвет главок связан с тем, какому событию священной истории или святому посвящен храм: Богородичный или Рождественский храм -- голубые со звездами, Господский -- золотые, Троицкий -- зеленые. На главках храма Василия Блаженного мы видим все цвета, весь этот храм -- образ Небесного Иерусалима.


Собор Покрова на Рву
Мемориальный характер Покровского собора воплощен во всей его архитектуре ликующе-праздничной и нарядной. Сначала купола храма были, видимо, шлемовидными, но довольно скоро (в конце XVI в. ) их заменили узорными луковичными главами, что больше отвечало всему узорочью декоративного убранства Василия Блаженного, как и многоцветная окраска, сменившая в XVII в. прежний красный цвет с разделкой белыми швами "под кирпич" и с белокаменными деталями.
Первоначально строителям было предложено соорудить храм Покрова с семью приделами (не считая Троицкого) во имя тех святых, память которых отмечалась в дни основных этапов завоевания Казани. Но ради симметрии плана зодчие отступили от наказа и ввели восьмой придел, который был посвящен эпизоду земной славы Христа - входу в Иерусалим, вызывавшему ассоциации с торжественным вступлением русского войска в Москву после казанского похода под предводительством Ивана IV.

Дворец великолепный и надменный,
Творенье рукокрылых мастеров,
Стоит собор, безмолвный и блаженный,
Набросив златотканый свой покров.. .

Читайте также: