Различные точки зрения на структуру общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для того чтобы рассмотреть и понять современные подходы структуры общения, необходимо знать предпосылки.

Советский и российский психолог Леонтьев А.А. говорил о том, что на Западе этот вопрос представлен моделью коммуникации Тайера Л. Он ввел три основных параметра общения:

  • коммуникативные способности;
  • базовые процессы;
  • уровень анализа.

Тайер классифицировал способности на:

  • стратегические (особенность, которая позволяет говорящему понять ситуацию коммуникативного взаимодействия);
  • тактические (то, что обеспечивает говорящему вступить в успешное коммуникативное взаимодействие).

Также ученый разделил и базовые процессы на:

  • производство коммуникативного процесса;
  • распространение/передачу;
  • условие;
  • обработку.

И то же самое Тайер сделал с уровнем анализа:

  • коммуникационная система;
  • организационный уровень;
  • межличностный;
  • внутриличностный.
  • связь (выполняет такую функцию, как передача осведомительной, регулятивной, аффективной информации);
  • взаимодействие (процесс совместной деятельности людей для выполнения общих задач);
  • познание (отвечает за восприятие и интерпретацию поведения человека, а также за понимание личностной сущности);
  • взаимоотношение.

Панферов выделил две формы общения:

  • опосредованное (данный вид общения используется любым человеком, СМИ, искусством и т.д.);
  • непосредственное.

Изучая проблемы общения, ученый рассматривал четыре метода исследования:

Леонтьев А.А. говорил, что данная модель структуры общения выстроена на логистическом анализе общения. Важно идти от частного к общему, от общающегося человека в обусловленности психологических свойств.

  • совпадение системы социальных и индивидуальных значений в общении, несовпадение взаимных оценок;
  • совпадение систем значений и уровня взаимных оценок.

Ученый отмечал, что при общении взаимопонимание может как устанавливаться, так и нет. Парыгин определил параметры коммуникации:

  • психический контакт;
  • обмен информацией при помощи вербального и невербального общения;
  • взаимодействия, -влияние партнеров друг на друга.

Также ученый выделил две стороны коммуникационного процесса:

  • внутренняя, или перцептуально-коммуникативная (связана с психикой и взаимопониманием людей во время общения);
  • внешняя, или интеракциональная (связана с поведением и взаимодействием).

Леонтьев считал, что минус предложенной теории в индивидуально-психологической трактовке процессов коммуникации как межличностных, как установление контакта между изолированными сознаниями. Интерактив является внешним поведением людей, который представляет основу общения.

На Первом ленинградском симпозиуме по психологии общения в выступлении Парыгин Б.Д. говорил о другой системе, которая включала три компонента коммуникации:

  • содержание и направленность (коммуникация может быть идентифицирующей/обособляющей, содействующей/противодействующей);
  • форма (вербальная/невербальная, непосредственная, межличностная, опосредованная);
  • методы связи содержания и формы (подражание, заражение, внушение, убеждение).

Современный подход к структуре общения психологии

Современная структура общения в психологии включает в себя три взаимосвязанные стороны:

  • коммуникативная;
  • интерактивная;
  • перцептивная.

Современный подход к структуре общения психологии

Рисунок 1. Психологическая структура общения

Коммуникативный компонент

Содержит обмен сведениями между людьми. Общение как процесс обмена информацией включает в себя обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.п.

Куницына В.П. и ее коллеги говорили о коммуникативной стороне как о применении вербальных и невербальных средств общения. Хорошим коммуникатором является субъект с богатым владением техник общения, которые он использует на разных уровнях.

Интерактивный компонент

Отвечает за организацию взаимодействия. Т.е. к вербальному общению добавляются действия. Следует отметить, что интерактивное общение является условным термином.

Куницына В.П. и ее коллеги рассматривали данную сторону как взаимодействие людей, которое организовывает совместную их деятельность согласие, конфликт и т.п.) Позиции собеседников во время коммуникации:

  • пристройка свысока;
  • пристройка на равных;
  • пристройка снизу;
  • отстраненная позиция.

Продуктивность позиции определяется в процессе определенной ситуации. Например, пристройку снизу используют при необходимости привнести свои извинения. Данные действия в какой-то момент могут измениться в угодливость или в отчуждение.

Применение широкой палитры коммуникативных позиций говорит о психологической зрелости человека.

Перцептивная сторона

Куницына В.П. и ее коллеги отметили, что признаки данной стороны проявляются в:

  • умении понять контекст встречи;
  • понимании настроения собеседника;
  • понимании психологических аффектов.

Общение понимается в рассматриваемом подходе как связь между коммуникаторами, которые стремятся к взаимопониманию. Но при этом есть несводимость понятия общения и трех компонентов.

Другие классификации

Если рассматривать структуру общения как комплекс устойчивых связей между множеством элементов, которые обеспечивают целостность и тождество себе, то может содержать следующие компоненты:

  • динамику (состоит из фаз и стадий);
  • функции;
  • предметное содержание;
  • операции.

Куницына В.П. и ее коллеги определили следующие фазы общения:

  • появление нужды в коммуникации и понимании целей (т.е. потребность рассказать или получить сведения, оказать влияние на оппонента, определить цель общения и т.п. );
  • включение человека в процесс коммуникации;
  • ориентирование в общении и личности собеседника;
  • составление плана содержания и средств коммуникации (подбор фраз, слов, поведения и т.д.);
  • определение позиции;
  • обмен вербальным и невербальным;
  • восприятие и оценка реакции оппонента, контроль над успешностью коммуникации, т.е. установление обратной связи;
  • при необходимости корректирование стиля, метода, темы коммуникации;
  • завершение диалога.

Также структура коммуникации рассматривается, с точки зрения, анализа элементов общения. Оно всегда связано с ситуацией, поэтому имеет следующие компоненты:

  • взаимодействие людей;
  • мотивы и нужды для достижения цели;
  • средства коммуникации.

Структура общения состоит из:

Помимо этого у коммуникации есть две стороны:

  • внешняя, или экспрессивная (содержит средства и методы необходимые для удовлетворения потребностей и достижения цели. Выражается в действиях, которые бывают двух видов: инициативные, ответные);
  • внутренняя, или импрессивная (отвечает за восприятие взаимодействия, реакции. Главное – нужды, мотивы, которые воплощают в общении: побуждение, направление, личностный смысл).

Характеристика структуры межличностного общения

В данном общении происходит взаимодействие между, вступившими в диалог, людьми. Во время коммуникации образуется причинная связь. При общении собеседники адаптируются к определенной ситуации коммуникации, при обмене информацией каждый ее перерабатывает и структурирует. Основные проблемы межличностного общения:

  • анализ условий (отвечает за возможную и важную встречу);
  • описание процессов при взаимодействии;
  • описание методов для достижения уровня взаимности или препятствий этому;
  • способы, которые помогают семье реализовать связь с социальными институтами, или социальными связями.

Сатир Вирджидлия изучала межличностное взаимодействие внутри семьи и выделила четыре главных аспекта:

  • чувства, мысли обращенные на себя, или самооценка;
  • методы передачи информации;
  • совокупность правил.

Куницына В.П. и ее коллеги рассмотрели межличностное общение с точки зрения предмета, содержащее:

На рисунке 2 представлена схема структуры общения. На ней отражена динамическая сторона порождающая взаимодействие.

Структура общения в психологии: из каких сторон состоит

Общение — это процесс взаимодействия между отдельными личностями или группами людей, состоящий в обмене информацией и удовлетворяющий потребность человека в социальных контактах.

Существуют разные подходы к определению структуры общения. Самой распространенной и общепринятой считается классификация Г.Андреевой. Согласно этому подходу в структуре общения выделяются три стороны:

  1. Коммуникативная. В основе лежит информационный обмен между людьми, главные средства коммуникативного процесса — вербальное и невербальное общение.
  2. Интерактивная. Состоит в организации взаимодействия между субъектами общения: например, партнерство или конкуренция, доминирование или подчинение.
  3. Перцептивная. Описывает процесс взаимовосприятия, изучения, оценивания партнерами друг друга, а также установления взаимопонимания между ними, по сути, формирование образа собеседника в сознании человека.

Взаимоувязанные между собой, все стороны общения целостно дополняют друг друга.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Коммуникативная сторона

Общение невозможно без коммуникации — двустороннего обмена информацией. К информации относятся:

  • чувства;
  • рассуждения;
  • идеи;
  • мнения;
  • установки и т.д.

Информационный обмен влияет на каждого участника общения. Таким образом, коммуникация — это главная составляющая социального взаимодействия.

Процесс коммуникации происходит с помощью обязательных элементов:

При общении происходит постоянная смена ролей — коммуникатор становится реципиентом, а реципиент — коммуникатором. Таким образом, происходит диалог. Но на практике человеческое общение — более сложное явление, которое характеризируется рядом особенностей:

  1. Информация не только переходит от одной стороны к другой, но и обрабатывается на предмет осмысления, оценки значимости. Так налаживается общая деятельность участников общения.
  2. При информационном обмене общающиеся психологически влияют друг на друга с целью воздействия на поведение. Успех коммуникации зависит от уровня этого влияния.
  3. Даже если обе стороны общения используют одну и ту же систему кодирования и декодирования, смысл передаваемой информации люди воспринимают по разному. Это происходит из-за отличий социальной или профессиональной принадлежности общающихся, разницы в возрасте и т.д.
  4. Во время общения возможно возникновение коммуникативных барьеров, вызванных разницей в мировоззрении двух сторон, их психологическими качествами (к примеру, замкнутостью или чрезмерной развязностью).

Процесс коммуникации состоит из пяти последовательных этапов:

Информация, транслируемая коммуникатором, делится на два типа:

Для коммуникатора возможны разные позиции:

  1. Открытая — коммуникатор открыто признает свою точку зрения, наводит данные для ее подтверждения.
  2. Отстраненная — коммуникатор придерживается нейтральной позиции, сопоставляет разносторонние точки зрения, одна из которых импонирует ему, но не признана открыто.
  3. Закрытая — коммуникатор недоговаривает о собственном мнении, иногда специально скрывает его.

Передача информации происходит в таких направлениях:

  • сверху вниз (формулирование заданий, инструктаж);
  • снизу вверх (донесение);
  • в горизонтальном направлении (согласование действий, рассуждения).

Коммуникативное воздействие принято разделять на два типа:

  1. Авторитарный — коммуникатор выдает информацию, реципиент воспринимает ее и считается пассивным участником коммуникации.
  2. Диалогический — равноправное коммуницирование, получатель информации рассматривается как активный участник общения, который способный формировать и озвучивать собственную точку зрения.

Часто случается, что в процессе общения между его участниками возникают коммуникативные барьеры социального или психологического характера. Такие барьеры — препятствия на пути нормального обмена информацией между людьми.

Барьеры классифицируются по ряду признаков.

Барьеры понимания:

  1. Логический барьер — возникает при преобладании несходных типов мышления у общающихся.
  2. Стилистический барьер — проявляется в обстоятельствах, когда форма подачи информации не соответствует ее смыслу.
  3. Семантический (смысловой) барьер — образовывается при расхождении лингвистического компонента и смысловой нагрузки, а также при различном речевом поведении представителей разных культур (проблематика жаргонов, сленгов).
  4. Фонетический барьер — преграды, которые появляются из-за особенностей речи говорящего, то есть дикции, интонации или логических ударений (общение людей, говорящих на различных языках или диалектах).

Социально-психологические барьеры:

  • социальный;
  • политический;
  • религиозный;
  • профессиональный и т.д.

Барьеры отношения — появление чувств неприязни и недоверия к собеседнику, что отражается на передаваемой информации.

Вербальная и невербальная коммуникация

Различают вербальную и невербальную коммуникации. Они основываются на разных знаковых системах. Для вербальной коммуникации такую систему составляет речь — универсальное средство общения. Она выполняет следующие функции:

  • коммуникативная (обмен информацией);
  • конструктивная (построение мыслей);
  • апеллятивная (воздействие на реципиента);
  • эмотивная (эмоциональный отзыв на происходящее);
  • фактическая (произнесение обеими сторонами ритуальных формул);
  • метаязыковая (функция трактовки с целью проверки использования сторонами общения одного и того же кода).

Вербальная коммуникация делится на два вида:

Особый вид коммуникации — дактильная речь — азбука, помогающая в общении людям с нарушениями слуха.

Вербальное общение чаще проявляется в форме разговора, который строится за правилами. Известно три типа разговоров:

  1. Формализованный — следует строгой регламентации (собрания, переговоры).
  2. Полуформализованный — первоначальная регламентация отсутствует, но конкретные правила соблюдаются (официальные приемы).
  3. Неформализованный — правила также присутствуют, но ситуативные и направленные не на внешнюю, а на внутреннюю сторону разговора (повседневные беседы).

Важная составляющая процесса общения — слушание. От умения слушать зависит правильное восприятие информации. Известно два способа слушания:

  1. Нерефлексивное — наименьшее вмешательство в речь коммуникатора с целью ее максимального восприятия.
  2. Рефлексивное — активная обратная связь с говорящим.

Другая составляющая коммуникации — невербальное общение. Выделяют следующие группы невербальных средств общения:

  1. Кинестетика — вид невербального общения, в основе которого лежит восприятие общей моторики частей организма. К нему относятся жестикуляция, мимика и пантомимика.
  2. Паралингвистика — восприятие голоса (тембр, диапазон, тональность).
  3. Экстралингвистика — определение темпа речи, а также речевых дополнений (смех, кашля, пауз и т.д.)
  4. Проксемика — пространственное и временное построение коммуникативного процесса.

Психологи выделяют четыре дистанции общения:

  • интимная (0 — 0,5 м.);
  • межличностная (0,5 — 1,2 м.);
  • официально-деловая или социальная (1,2 — 3,7 м.);
  • публичная (более 3,7 м.)

Визуальное общение — передача невербальной информации через движения глаз и взгляд.

Своеобразным видом невербального общения выступает мимико-жестовая речь, используемая неслышащими людьми.

Приемы вербального и невербального общения в своей совокупности способствуют полноценному обмену информацией между людьми.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона по существу предполагает организацию взаимодействия людей, обмен между ними не информацией, а поступками и делами.

В психологической основе этого процесса лежат три составляющие:

  • принятие во внимание планов партнера и сопоставление их со своими планами;
  • оценка степени вложения всех участников взаимодействия;
  • уяснение меры вовлеченности в общее дело каждого из партнеров.

Главные признаки совместной деятельности:

  • наличие общей мотивации;
  • единая цель;
  • слаженность действий;
  • личная деятельность и ее согласование;
  • руководство индивидуальными действиями;
  • единство действий в пространстве и времени;
  • итог общей работы.

В зависимости от ситуации участники общения проявляют различные стили поведения и действия. Типичные стили взаимодействия:

  1. Ритуальный — прописанный определенной культурой, взаимодействие происходит согласно предопределенным правилам.
  2. Манипулятивный — применяется в целях обучения, влияния, навязывания мнения.
  3. Гуманистический — смысл взаимодействия состоит в изменении отношения обоих участников к объекту взаимодействия, взаимная поддержка друг друга.

Среди типов взаимодействия чаще отмечают два из них:

  1. Кооперация — тип взаимодействия, при котором усилия каждого из участников суммируются ради достижения цели; партнеры содействуют или хотя бы не препятствуют друг другу.
  2. Конкуренция — состязание, борьба между участниками группы, которые имеют идентичную или схожую цель. Достижение цели одним участником препятствует или делает невозможным осуществление намерения другими. Конкуренция часто приводит к подозрительности, отсутствию понимания, конфликтным ситуациям.

Своеобразный вид конкуренции — продуктивная конкуренция, которая вмещает в себе элементы состязания, но не приводит к конфликту. Выделяют три её степени:

  1. Соревнование — победитель становится выше в ранге (спорт).
  2. Соперничество — триумфатор одерживает победу, начинают образовываться элементы конфликта.
  3. Конфронтация — участники становятся врагами, пытаются нанести друг другу урон, события движутся к конфликту.

Не стоит считать конкуренцию сугубо негативным явлением, а кооперацию — позитивным. Их оценка зависит от конкретной ситуации, в которой пребывают участники взаимодействия. Внутри кооперации иногда возникают конкурентные отношения, часто внося новые веяния и препятствуя застою деятельности.

Возможные формы организации совместной деятельности:

  1. Совместно-индивидуальная деятельность — отдельные участники выполняют личную часть совместной работы независимо друг от друга.
  2. Совместно-последовательная деятельность — движение к общей цели осуществляется каждым участником последовательно.
  3. Совместно-взаимодействующая деятельность — все участники взаимодействуют одновременно.

Ключевые стратегии во взаимодействии:

  1. Сотрудничество — направлено на достижение участниками собственных целей.
  2. Компромисс — взаимные уступки партнеров ради достижения целей и некоторого равенства.
  3. Противодействие — курс на реализацию личных целей, не считаясь со стремлениями партнеров, а возможно и в ущерб им.
  4. Уступчивость — отказ от собственных интересов ради выгоды партнера.
  5. Избегание — утрата собственных целей для устранения выгоды другого.

Люди воздействуют друг на друга различными способами:

  1. Заражение — передача настроения или распространение деятельности в группе.
  2. Внушение — необоснованное целенаправленное воздействие одного человека на другого или группу людей.
  3. Убеждение — обоснованные действия, цель которых склонить человека принять определенные решения, ценности, верования и т.д..
  4. Подражание — воспроизводство человеком чужого поведения.

Знания об особенностях человеческого взаимодействия полезны как для построения межличностных отношений, так и ведения профессиональной деятельности.

Перцептивная сторона общения

Все люди имеют значимую психологическую особенность: обращать внимание на внешние характеристики других людей, знакомых и не знакомых. Происходит оценка всех внешних признаков, на основе чего, строятся умозаключения относительно внутренней наполненности конкретного человека и устанавливается определенное отношение к нему. Таким образом, проявляется социальная перцепция: восприятие внешних отличительных свойств человека, привязка их к его внутреннему миру, толкование на этом основании его поведения и прогнозирование действий.

Социальная перцепция исполняет следующие функции:

  • постижение себя;
  • познание партнера по общению;
  • организация общей деятельности на засадах взаимопонимания;
  • установление эмоциональных отношений.

Деятельные механизмы перцептивной стороны общения:

  1. Идентификация — формирование мнения о внутреннем мире партнера благодаря условному становлению себя на его место. Человек начинает демонстрировать особенности поведения другого, перенимает ценности, вкусы, манеры, наклонности.
  2. Созвучным идентификации есть понятие эмпатии — эмоциональной реакции на трудности другого человека, способности сопереживать ему, а также восприятия его внутреннего состояния. Положение партнера не столько осмысливается, сколько ощущается.
  3. Аттракция — постижение другого человека, базируясь на стойком позитивном отношении к нему. Представления о партнере, его понимание строится через дружеские или более личные чувства к нему, установление привязанности.
  4. На взаимодействие людей влияет явление рефлексии — понимание человеком степени оценки и восприятия его партнером.
  5. Следующий механизм — каузальная атрибуция — процесс трактовки действий и эмоций другого человека на основе собственного наблюдения.

При исследовании казуальной атрибуции выявлено главные способы интерпретации в процессе межличностного восприятия:

  1. Аналитический — каждый элемент внешности сопоставляется с определённой психологической особенностью человека.
  2. Эмоциональный — приписываемые личные качества не зависят от внешности.
  3. Перцептивно-асоциативный — на индивида распространяют качества другого человека, внешне отличающегося.
  4. Социально-асоциативный — на основе восприятия личность относят к некоему социальному типу, характеристики которого потом ей приписываются.

Значительный аспект межличностного восприятия — формирование первого впечатления о человеке. Благодаря изучению явления был выделен ряд эффектов восприятия людьми друг друга.

  1. Эффект ореола. Под ним подразумевается влияние общественного мнения о человеке, репутации, созданного образа на восприятие и оценку его качеств. Схема эффекта такова: при преобладании позитивного отношения к человеку его плохие поступки оправдываются, и, наоборот, при доминировании негативного отношения положительные действия игнорируются или искажаются.
  2. Эффект первичности. Демонстрируется при встрече с незнакомым человеком, когда первое впечатление о нем становится самым значительным.
  3. Эффект новизны. Действует по отношению к уже знакомым людям, когда новые сведения о них воспринимаются как самые важные.
  4. Эффект атрибуции. Когда люди не владеют информацией о реальных мотивах поведения индивидов, то начинают присваивать им причины или даже образцы поведения. Создается благоприятная среда для атрибуций — способов такого приписывания. От характеристики совершенного поступка (исключительный он или обычный, приемлемый или непозволительный для общества) зависит степень приписывания.
  5. Эффект стереотипизации. При отсутствии подтвержденной информации на человека переносятся качества группы (социальной, этнической), к которой он относится. Также с учетом особенностей индивида его окружение тоже удостаивается подобной характеристики. При стереотипизации представления о человеке упрощаются или искажаются. Схожее по смыслу понятие — предрассудки. Они представляют собой негативное необоснованное представление об отдельных личностях или группах.
  6. Эффект проекции. Состоит в перенесении на других людей собственных психических свойств.

Эффективное межличностное понимание возможно при наличии адекватности, то есть достоверном и справедливом психологическом портрете человека. Адекватность восприятия зависит от возраста и пола, для нее требуется социальный опыт.

Большое место в психологических исследованиях занимает анализ структурных компонентов общения. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций.

Г. М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

· Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

· Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

· Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативный компонент, по Г. М. Андреевой, подразделяется на вербальную, оптико-кинетическую, паралингвистическую, проксемистическую составляющие и визуальное общение. Интерактивный компонент рассматривается в виде кооперации и конкуренции, а также в многообразии их проявления. Перцептивный компонент автор делит на два больших класса: 1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Л. И. Уманский предлагает интерактивный компонент (взаимодействие) представить в виде трех форм организации совместной деятельности:

1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо друг от друга; 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Н. И. Шевандрин приводит наиболее распространенные типы взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Перцептивную сторону общения он рассматривает с точки зрения функционального деления соответственно по задачам: познать себя; познать партнера по общению; организовать совместную деятельность на основе взаимопонимания; установить эмоциональные отношения.

Таким образом, можно сделать вывод, что общение в психологической науке рассматривается как сложное своеобразное пространство, среда развития личности, как одна из самых существенных побудительных сил личности, источник ее внутренней активности, лежащий в основе формировании наиболее значимых личностных структур индивида.

Сущность общения.

Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки. Данный вид общения - это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение (имеется в виду поведение, выбираемое участниками общения). И если мы хотим постичь суть этого феномена, то должны анализировать его как систему во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Среди других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой. Эти цели являются следствием действия определенных мотивов, достижение которых постоянно предполагает использование участниками общения разнообразных способов поведения в зависимости от сформированности и степени развития у человека качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью. Общение как вид деятельности может иметь самостоятельное значение и прямо не обслуживать никакую другую деятельность. Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими "конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при знакомстве молодых людей друг с другом. В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения. И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, которую общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями. Любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.), обусловливая главное содержание общения занятых ею людей, инициируя или, наоборот, тормозя их коммуникативную активность, одновременно с этим непосредственно воздействует на распределение ролей между ними. При этом детерминирующее влияние как на содержание общения, так и на его форму оказывают права и обязанности, которыми наделен каждый конкретный участник деятельности. В каждой общности людей какой-то вид деятельности будет преобладающим. Так, для производственной бригады это создание материальных ценностей, для учебной группы - овладение знаниями, умениями и навыками и др. Поэтому в каждом типе общностей будет преобладать тот вид межличностного общения, который направлен на обеспечение главной для нее деятельности. Безусловно, в них также могут иметь место другие виды общения, но их роль будет функционально иной: удовлетворять другим целям его участников. На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то, что представляет из себя сама эта общность. Например, если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада – то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнер адресует ему свои чувства и старается на него повлиять. Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося общения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, к труду.

Вывод.



"Овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, нельзя овладеть им и путём слияния с ним, чувствования в него. К нему можно подойти и его можно раскрыть - точнее, приневолить его самого раскрыться - лишь путём общения с ним, диалогически", - писал М. М. Бахтин. Из этого мы можем сделать вывод о том, что путь познания глубины человеческой души - это диалог. Общаясь, мы стремимся понять приятель друга; чем глубже отношения, тем сильнее охота понять не только роль, но и смысл слова. Мы говорим ради того, чтобы поняли нашу индивидуальную мысль, но именно в этом-то часто остаёмся непонятыми.

П. А. Флоренский писал: "Мы верим и признаём, что не от разговора мы понимаем, приятель друга, а силою внутреннего общения, и что слова способствуют обострению сознания, сознанию уже происшедшего духовного обмена, но не сами по себе производят тот самый обмен. Мы признаём взаимное понимание и тончайших, часто совершенно неожиданных отрогов смысла: но это понимание устанавливается на общем фоне уже происходящего духовного соприкосновения".

Как было рассмотрено ранее общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания. Подводя итог, нужно отметить, что общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта.

Список использованной литературы.

1.Бодалев А.А.Психология общения: избранные психологические труды.– М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2002.- 256 с.

2.Морозов А.В.Деловая психология: курс лекций для студентов вузов.- СПб.: Союз, 2000. – 576 с.

3.Станкин М.И. Психология общения: курс лекций– М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.–304 с.

Большое место в психологических исследованиях занимает анализ структурных компонентов общения. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций.

Г. М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

· Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

· Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

· Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативный компонент, по Г. М. Андреевой, подразделяется на вербальную, оптико-кинетическую, паралингвистическую, проксемистическую составляющие и визуальное общение. Интерактивный компонент рассматривается в виде кооперации и конкуренции, а также в многообразии их проявления. Перцептивный компонент автор делит на два больших класса: 1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Л. И. Уманский предлагает интерактивный компонент (взаимодействие) представить в виде трех форм организации совместной деятельности:

1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо друг от друга; 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Н. И. Шевандрин приводит наиболее распространенные типы взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Перцептивную сторону общения он рассматривает с точки зрения функционального деления соответственно по задачам: познать себя; познать партнера по общению; организовать совместную деятельность на основе взаимопонимания; установить эмоциональные отношения.

Таким образом, можно сделать вывод, что общение в психологической науке рассматривается как сложное своеобразное пространство, среда развития личности, как одна из самых существенных побудительных сил личности, источник ее внутренней активности, лежащий в основе формировании наиболее значимых личностных структур индивида.

Сущность общения.

Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки. Данный вид общения - это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение (имеется в виду поведение, выбираемое участниками общения). И если мы хотим постичь суть этого феномена, то должны анализировать его как систему во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Среди других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой. Эти цели являются следствием действия определенных мотивов, достижение которых постоянно предполагает использование участниками общения разнообразных способов поведения в зависимости от сформированности и степени развития у человека качеств объекта и субъекта общения. Все это означает, что сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью. Общение как вид деятельности может иметь самостоятельное значение и прямо не обслуживать никакую другую деятельность. Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией и пр. Например, обсуждение двумя прохожими "конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при знакомстве молодых людей друг с другом. В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения. И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, которую общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями. Любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.), обусловливая главное содержание общения занятых ею людей, инициируя или, наоборот, тормозя их коммуникативную активность, одновременно с этим непосредственно воздействует на распределение ролей между ними. При этом детерминирующее влияние как на содержание общения, так и на его форму оказывают права и обязанности, которыми наделен каждый конкретный участник деятельности. В каждой общности людей какой-то вид деятельности будет преобладающим. Так, для производственной бригады это создание материальных ценностей, для учебной группы - овладение знаниями, умениями и навыками и др. Поэтому в каждом типе общностей будет преобладать тот вид межличностного общения, который направлен на обеспечение главной для нее деятельности. Безусловно, в них также могут иметь место другие виды общения, но их роль будет функционально иной: удовлетворять другим целям его участников. На общение влияет не только главная для данной общности деятельность, но и то, что представляет из себя сама эта общность. Например, если это школьный класс, то важно знать, насколько он сформирован как коллектив, какие оценочные эталоны в нем господствуют, если бригада – то каковы степень развития трудовой активности, уровень производственной квалификации каждого работника и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнер адресует ему свои чувства и старается на него повлиять. Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением развертывающегося общения, воздействуют в той или иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, к труду.

Вывод.

"Овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, нельзя овладеть им и путём слияния с ним, чувствования в него. К нему можно подойти и его можно раскрыть - точнее, приневолить его самого раскрыться - лишь путём общения с ним, диалогически", - писал М. М. Бахтин. Из этого мы можем сделать вывод о том, что путь познания глубины человеческой души - это диалог. Общаясь, мы стремимся понять приятель друга; чем глубже отношения, тем сильнее охота понять не только роль, но и смысл слова. Мы говорим ради того, чтобы поняли нашу индивидуальную мысль, но именно в этом-то часто остаёмся непонятыми.

П. А. Флоренский писал: "Мы верим и признаём, что не от разговора мы понимаем, приятель друга, а силою внутреннего общения, и что слова способствуют обострению сознания, сознанию уже происшедшего духовного обмена, но не сами по себе производят тот самый обмен. Мы признаём взаимное понимание и тончайших, часто совершенно неожиданных отрогов смысла: но это понимание устанавливается на общем фоне уже происходящего духовного соприкосновения".

Как было рассмотрено ранее общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания. Подводя итог, нужно отметить, что общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта.

Список использованной литературы.

1.Бодалев А.А.Психология общения: избранные психологические труды.– М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2002.- 256 с.

2.Морозов А.В.Деловая психология: курс лекций для студентов вузов.- СПб.: Союз, 2000. – 576 с.

3.Станкин М.И. Психология общения: курс лекций– М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.–304 с.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой общения: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, М. А. Василик, Г. Лассуэлл, Д. Брэддок и др.

Понятие

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Структура общения

Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:

Структура общения представлена на рисунке 1.

Структура (стороны) общения

Рисунок 1. Структура (стороны) общения

Функции общения

Выделятся ряд основных функций общения:

Информационная функция общения состоит в приеме и передаче информации. Контактная функция общения предполагает установление коннекции. Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей. Регуляторами поведения при этом могут выступать:

  • советы;
  • инструкции;
  • требования;
  • приказы и др.

Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды общения

Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем. Здесь такой знаковой системой является, несомненно, язык. Язык – оптимальное средство для выражения человеческих мыслей. Также рассмотрим понятие речи. Данный термин используется в двух значениях:

  • речь как определенная деятельность индивида, которая может осуществляться как устно, так и письменно;
  • речь как результат деятельности в контексте условий и целей коммуникации.

Речь и язык кажутся схожими понятиями, поэтому необходимо их разграничить, рассмотрев их отличия:

  • Речь уникальна и неповторима, она осуществляется во пространственно-временном континууме.
  • Речь активна и более динамична.
  • Речь является малоупорядоченной, зависит от контекста ситуации.

Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др. Рассмотрим общие типы невербальной коммуникации:

  • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
  • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).

Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.

  • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
  • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

Развитие общения

Эмоционально-личностное общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте. Так, уже в таком возрасте идет стремительное накопление знаний об окружающем мире посредством общения.

Общение служит некой основой для формирования личности человека. Это подтверждается культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского. В ней он описывает процесс развития человека с точки зрения усвоения культурных аспектов. Инструментом усвоения культуры является язык. А моделью поведения для ребенка является взрослый.

Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.

Коммуникация

Структура общения в психологии

  • коммуникацию;
  • интеракцию;
  • социальную перцепцию.

На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.

Схема

Стороны общения

Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

  • перцептивную;
  • интерактивную;
  • коммуникативную.

Каждая из них имеет свои особенности.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:

Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.

Коммуникативная сторона

Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.

Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.

Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.

Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:

  1. Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
  2. Вербальному – с использованием речи.

Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.

Перцептивная сторона общения

Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.

Социальная перцепция

Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.

Социальная перцепция помогает:

  1. Понять себя. Социальное взаимодействие с обществом – это хорошее средство получения информации о собственной личности. Отождествление себя с собеседником способствует рассмотрению собственных скрытых желаний, потребностей и страхов.
  2. Развить эмоциональное взаимодействие, например, симпатию, дружбу, враждебность.
  3. Изучить партнера. Перцепция позволяет понимать этику других людей. При помощи нее можно найти нужных для жизни и работы индивидов.
  4. Организовать совместную деятельность с одним человеком или целой группой людей. Благодаря знанию ценностей, мотивов и установок партнера, с ним легче работать в команде.
  5. Развить взаимопонимание. Общение, основанное на общих взглядах и интересах, – залог хорошего настроения и плодотворного обмена информацией.

Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.

Интерактивная сторона общения

Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.

Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.

Интерактивная сторона

Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:

Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:

  1. Кооперацию. Данный тип предполагает, что участники, имеющие одинаковые цели, координируют и соединяют свои силы для получения положительного результата, который устроит всех.
  2. Конкуренцию. При этом типе взаимодействия каждый участник заинтересован только в собственном успехе.

Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:

  1. Компромисс – временная договоренность о достижении целей партнеров, чтобы сохранить отношения и условное равенство.
  2. Альтруизм или уступчивость. Человек способен отказаться от достижения собственных целей в пользу желаний партнера.
  3. Избегание, которое выражается в игнорировании контакта и отказе от собственных целей, чтобы исключить выигрыш другого участника.

Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.

Разделение структуры общения на уровни

Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.

Уровни по А.Б. Добровичу

Уровни по А.Б. Добровичу

А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

  1. Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
  2. Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
  3. Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
  4. Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
  5. Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
  6. Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
  7. Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.

В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:

  1. Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
  2. Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
  3. Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.

Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

Видео

Читайте также: