Разделение труда в менеджменте кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос 12 Что такое разделение труда и каким оно бывает?

Ответ

Разделение труда лежит в основе деятельности менеджера. Менеджер добивается определенной цели, координируя усилия других людей. Работая совместно, люди должны делить работу между собой. Различается горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда основано на разделении всей работы на отдельные элементы, операции. Горизонтальное разделение труда позволяет произвести значительно больше продукта, чем если бы оно отсутствовало. Горизонтальное разделение труда лежит в основе формирования функциональных областей и департаментализации организаций, т. е. создания внутри нее структурных подразделений. Типичным примером горизонтального разделения труда является выделение в организации таких функциональных областей, как производство, маркетинг, финансы. Горизонтальное разделение труда лежит в основе специализированного разделения труда, когда каждый вид деятельности закреплен за специалистом, который выполнит работу лучше, чем любой другой участник организации.

Вертикальное разделение труда является результатом признания того факта, что усилия отдельных подразделений, групп сотрудников и самих сотрудников нуждаются в координировании. Вертикальное разделение труда отделяет координирование деятельности, работ, операций, действий от самой деятельности, работ, операций, действий. Примером вертикального разделения труда является любая организационная иерархия: от назначения в бригаде из двух землекопов старшего до построения сложнейших структур управления в крупных организациях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 1 Что такое менеджмент?

Вопрос 6 Что такое объекты менеджмента?

Вопрос 6 Что такое объекты менеджмента? Ответ Объектом менеджмента следует признать все, в отношении чего осуществляется менеджмент. Объекты менеджмента достаточно разнообразны. К ним относятся, например, функциональные области:

Вопрос 14 Что такое организация?

Вопрос 14 Что такое организация? Ответ Нормативного (обязательного к использованию и общепризнанного) определения организации нет.Под организацией следует понимать группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (одной или

Вопрос 61 Что такое стратегия?

Вопрос 61 Что такое стратегия? Ответ Определений стратегии имеется много. В данном учебном пособии под стратегией будем понимать генеральную программу действий организации, отражающую логику бизнеса. Логика бизнеса определяет, за счет чего фирма может получить

Вопрос 68 Каким бывает планирование по периодам?

Вопрос 68 Каким бывает планирование по периодам? Ответ По периодам планирования (по горизонту планирования) различаются:• долгосрочное планирование – более 5 лет;• среднесрочное планирование – от 1 до 5 лет;• краткосрочное планирование – до 1

Вопрос 69 Каким бывает планирование по содержанию?

Вопрос 69 Каким бывает планирование по содержанию? Ответ По содержанию различается:• продуктово-объектное планирование – производственная программа (номенклатура продуктов и услуг, объемы их производства), план диверсификации, план исследований и

Вопрос 82 Что такое виртуальная организация?

Вопрос 82 Что такое виртуальная организация? Ответ Виртуальная организация относится к адаптивным структурам. Виртуальная организация представляет собой модификацию сетевой структуры. В этом случае специалисты собираются вместе для осуществления конкретного проекта.

Вопрос 84 Что такое делегирование?

Вопрос 84 Что такое делегирование? Ответ Делегирование как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Можно добавить к этому классическому определению: «лицу или группе

Вопрос 88 Какой аппарат бывает в организациях?

Вопрос 88 Какой аппарат бывает в организациях? Ответ Различаются три типа аппарата.1. Консультативный аппарат. Специалисты приглашаются на временной или постоянной основе.2. Обслуживающий аппарат. Специалисты оказывают определенные услуги в рамках своей компетенции,

Вопрос 89 Что такое ответственность?

Вопрос 89 Что такое ответственность? Ответ Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Ответственность не может делегироваться ниже, подчиненному. Она остается за тем, кому были

Вопрос 91 Что такое единоначалие?

Вопрос 91 Что такое единоначалие? Ответ В соответствии с принципом единоначалия сотрудник организации должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед ним. В этом случае все формальные коммуникации проходят только по цепи команд. Сотрудник

Вопрос 101 Каким бывает контроль?

Вопрос 101 Каким бывает контроль? Ответ Контроль можно классифицировать по различным признакам. Так, по времени осуществления различаются: Предварительный контроль. Выполняется до начала осуществления деятельности. Целью этого вида контроля является определение

Вопрос 138 Что такое власть и какая она бывает?

Вопрос 138 Что такое власть и какая она бывает? Ответ По определению Генри Минцберга, власть представляет собой потенциальную способность индивида влиять на поведение других людей.Влияние – это любое поведение индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения,

2. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование

2. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование Структура управления выступает как форма процесса управления, а функции – как его содержание. Такая

4.1. Мотивируем всех и каждого (что такое мотивация труда)

4.1. Мотивируем всех и каждого (что такое мотивация труда) Мотивация – сложное и объемное понятие. В его основе лежит представление о потребностях человека. Эту теорию разработал американский психолог и социолог Абрахам Гарольд Маслоу, который принадлежал к

Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников, что способствует повышению качества управляющих воздействий.

Виды разделения управленческого труда

2. Иерархическое (вертикальное) разделение труда предусматривает распределение комплексов работ по реализации управленческих функций по уровням иерархии управления, закрепление их за отдельными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних. Вертикальное разделение труда образует уровни управления.

3. Технологическое разделение труда – это дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению, анализу и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.

4. Профессиональное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда и закрепление за отдельными работниками в соответствии с их профессиональной подготовкой.

5. Квалификационное разделение труда – распределение работ в соответствии со степенью профессиональной подготовки. Например, уровень квалификации специалистов характеризуется категорией, разрядом или классом.

6. Должностное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда в соответствии с компетенцией работников (совокупностью прав, обязанностей, ответственности).

Типы руководителей

1. По признаку разделения труда выделяют линейных и функциональных менеджеров (руководителей, управляющих).

Линейные менеджеры – лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений. Например, линейными менеджерами являются: директор, начальник отдела внутреннего туризма, руководитель группы, сектора и т. п.

Функциональные менеджеры – лица, ответственные за определенную функциональную сферу деятельности в системе управления, возглавляющие функциональные подразделения. К примеру, директор по маркетингу, директор по персоналу и т. п.

2. По месту в системе управления организации выделяют:

● руководителей низового звена (руководители секторов, групп, мастера и т. п.);

● руководителей среднего уровня (начальники отделов, управляющие по продукту, проекту, региону и т. п.);

● руководителей высшего звена управления (директор, его заместители).

Каждый из уровней управления отличает характер выполняемой работы. Так, работа руководителей низового уровня управления связана с решением преимущественно оперативных (координация, контроль, регулирование деятельности) и тактических проблем, характеризуется разнообразием выполняемых действий, частой сменой деятельности, постоянным общением с непосредственными руководителями и подчиненными. В действиях руководителей среднего звена преобладает решение тактических задач, однако, могут решаться вопросы стратегического характера. Руководители высшего звена определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных составляющих. Соответствующая деятельность имеет стратегическую направленность, характеризуется масштабностью, сложностью, наличием связи с внешней средой организации. Р. А. Фатхутдинов [29] приводит следующую структуру рабочего времени руководителей (рис. 2):

Подводя итог, отметим, что разделение управленческого труда является важным фактором повышения его результативности, и в каждой организации приобретает свою конкретную форму. Что касается вертикального разделения труда, то в малых по размерам организациях, что характерно для туристской деятельности, средний уровень управления может отсутствовать.

Деловые качества менеджера

В зарубежной и отечественной литературе, социологических исследованиях уделяется большое внимание деловым качествам менеджера как интеллектуальному ядру коллектива.

Качества, которыми должен обладать руководитель, на наш взгляд, следует подразделять на три группы: профессиональные, организаторские, личностные, что связано с множеством выполняемых ролей.

Так, З. П. Румянцева [20] требования к профессиональной компетенции менеджеров формулирует следующим образом:

1.Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента.

2. Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации.

3. Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе.

4. Владение искусством управления человеческими ресурсами.

5. Владение искусством налаживания внешних связей.

6. Способность к самооценке. Умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию (знания и умения).

На наш взгляд, данный перечень профессиональных качеств можно разбить на три подгруппы: собственно профессиональная компетентность (специальные знания, навыки, умения); методическая компетентность (способность к восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем, системному мышлению и т. п.); социальная компетентность (способность к общению, сотрудничеству, разрешению конфликтов и т. п.).

Среди организаторских качеств можно выделить следующие: целеустремленность, умение подбирать и эффективно использовать работников, определять их задачи и функции, делегировать полномочия, следование принципам единства слова и дела, доведение начатого до конца, личная организованность, умение создать благоприятный социально-психологический климат и т. д.

Чтобы работать с людьми, менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это прежде всего: ум, энергичность, упорство в достижении целей, принципиальность и решительность, честность, справедливость, высокая требовательность к себе и другим, уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в иерархии, чувство долга и ответственности. Особо следует отметить такое качество, как умение работать в стрессовых ситуациях [5],а также способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы.

А. Я. Кибанов [27] выделяет следующую совокупность деловых и личностных качеств, имеющих особую значимость в процессе деловой оценки руководителя:

1. Общественно- гражданская зрелость (способность подчинять личные интересы общественным, умение прислушиваться к критике, быть самокритичным, активно участвовать в общественной деятельности, высокая политическая грамотность).

2. Отношение к труду (чувство личной ответственности, чуткое и внимательное отношение к людям, трудолюбие, личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими).

3. Уровень знаний и опыт (квалификация, знание основ управления, передовых методов руководства).

4. Организаторские способности (умение организовать систему управления, умение организовать свой труд, умение проводить деловые совещания, способность к самооценке своих возможностей и своего труда, возможностей и труда других).

5. Умение работать с людьми (с подчиненными, с руководителями, умение создавать сплоченный коллектив, подобрать, расставить и закрепить кадры).

6. Умение работать с документами и информацией (умение коротко и ясно формулировать цели, излагать деловые письма, приказы, распоряжения, способность четко формулировать поручения, давать задания, знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде, умение читать документы).

7. Умение своевременно принимать и реализовывать решения, в том числе способность обеспечить контроль за исполнением решений, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке, разрешать конфликтные ситуации, владеть собой, соблюдать психогигиену.

8. Способность увидеть и поддержать передовое, в том числе способность поддержать новаторов, нейтрализовать скептиков, консерваторов, мужество и способность идти на обоснованный риск.

9. Морально- этические черты характера (честность, добросовестность, порядочность, принципиальность, выдержанность, вежливость, настойчивость и т. д.).

В западной литературе по менеджменту продолжается обсуждение и уточнение набора требований к менеджерам. Так, английские специалисты по управлению М. Вудкок и Д. Френсис [8] предлагают следующий перечень: способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навык решать проблемы, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать рабочие группы.

Современная практика менеджмента привела к необходимости выделения такого качества, как умение работать в команде, руководствуясь принципом сотворчества, управленческого консультирования. Команда, по мнению А. Пригожина, это не совокупность непосредственных подчиненных руководителя, а группа профессионалов. Отметим, что команда должна строится по принципу дополнения слабых сторон руководителя.

Выводы по теме

1. Управление и менеджмент – достаточно схожие понятия. Различие обусловлено многообразием объектов управления.

2. Управление в социально-культурной сфере и туризме является более широким понятием, нежели менеджмент (это и государственное управление, и негосударственное, неполитическое управление социальными процессами, и хозяйственное управление), носит разноуровневый характер. Менеджмент в СКС и Т, в свою очередь, является хозяйственным управлением, осуществляемым на микроуровне, то есть на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

3. Управленческий труд – особый вид труда, имеющий свой предмет и продукт труда, использующий специфические средства труда. Управленческий труд является косвенно- производственным, но, в то же время напрямую влияющим на эффективность деятельности организации

4. Объективным процессом, повышающим эффективность управленческого труда, является процесс разделения труда. Многообразие видов разделения управленческого труда обусловлено многообразием его форм. Разделение трудав каждой организации приобретает свою конкретную форму. Что касается вертикального разделения труда, то в малых по размерам организациях, что характерно для туристской деятельности, средний уровень управления может отсутствовать.

5. Управленческий труд в той или иной форме присущ не только руководителям, но и рядовым работникам аппарата управления.

6. Набор качеств, присущих менеджеру, может быть различным, что зависит от целого ряда факторов. В целом, можно выделить три подгруппы деловых качеств: собственно профессиональная компетентность (специальные знания, навыки, умения); методическая компетентность (способность к восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем, системному мышлению и т. п.); социальная компетентность (способность к общению, сотрудничеству, разрешению конфликтов и т. п.). Чем выше положение руководителя, тем меньшее значение приобретает профессиональная компетентность и возрастает роль социальной компетентности.

Вопросы для самоконтроля

2. Выделить схожие и отличительные черты данных понятий.

3. Выделить основные элементы процесса управления.

5. Обосновать важность обратной связи в процессе управления.

6. Предприниматель и руководитель: сходство и отличие понятий.

7. Перечислить особенности управленческого труда.

8. Формы управленческого труда.

9. Признаки и виды разделения управленческого труда.

10. Обозначить принципиальное различие линейных и функциональных руководителей.

Отдельно взятые составляющие научной организации труда и их сумма в общем и целом попадают в прямую зависимость от общепринятых форм разделения и кооперации трудовой деятельности.

Разделением и кооперацией труда называют специализацию деятельности сотрудников той или иной организации и установление взаимной связи между ними.

Цель разделения и кооперации труда в организации – создание условий для отлаженной и стабильной работы исполнителей, получение каждым из этих исполнителей необходимых трудовых компетенций, улучшение знаний по осуществляемым функциям и использование рабочего временного ресурса в рациональном ключе. Результатами разделения и кооперации труда можно признать рост уровня его производительности.

Разделением труда можно назвать дифференциацию, специализацию трудовой деятельности, приводящую к определению и сосуществованию ее возможных разновидностей.

Разделение труда может существовать в различных формах, которые бы соответствовали уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Посредством разделения труда гарантируется взаимообмен деятельностью. В итоге этого сотрудник предприятия определенного вида конкретного труда наделяется возможностью использования продуктов труда любого иного конкретного труда.

Виды разделения труда

На сегодняшний день, принято различать разделение труда внутри социума и внутри организации. Оба вида разделения являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Разделение социального производства на большие отрасли (например, сельское хозяйство, промышленность и проч.) принято называть общим разделением труда; разделение отраслей производства на виды и подвиды (к примеру, промышленности на отдельные виды по отраслям – легкую, тяжелую и проч.) – частным разделением труда и, в конце концов, разделение труда в пределах предприятия – единичным разделением труда.

Разделение труда на предприятии обусловлено такими ключевыми признаками как характер труда данного сотрудника и целевое назначение выполняемых работ, однородность работ, их сложность. В организации разделение труда находит свое проявление в ряде форм: функциональном, профессиональном, квалификационном, технологическом. Более подробно о каждом из них речь пойдет далее.

Функциональное разделение труда – это распределение производственного процесса на перечень составных частей, в итоге чего исполнители оказываются в различном отношении к данному процессу: часть из них напрямую воздействует на предмет труда, а другая - косвенно принимает участие в создании продукции.

Функциональное разделение труда подразумевает разделение всего комплекса работ, исходя от той роли (функции), выполняемой участниками процесса формирования продукции. От этого и наблюдается деление производственного персонала на такие виды как рабочие, руководители, специалисты, технические специалисты, служащие, младший обслуживающий персонал, ученики и работники охраны.

Данное разделение характерно и внутри одной квалификационной группы (к примеру, разделение всех рабочих на такие виды как основные и вспомогательные). Вспомогательные рабочие занимаются обеспечением основных рабочих инструментами, обслуживанием, энергией, транспортными и контрольными операциями, уборочными работами и проч.

К примеру, в отрасли машиностроения основных рабочих - 46%, а вспомогательных – 54%. Их верное и сбалансированное соотношение - условие увеличения показателей производительности труда.

Профессиональное разделение труда – это разделение должностных обязанностей в пределах функциональных групп коллектива.

Основные рабочие могут занимать должности токарей, фрезеровщиков, штамповщиков, сварщиков и проч.; вспомогательные – ремонтников, электриков, наладчиков и т.д.; инженеры – конструкторов, технологов, нормировщиков и прочих.

Квалификационное разделение труда состоит в обособлении простых работ от более сложных и выражено в разделении рабочих согласно разрядам.

Уровень квалификационного разделения определен сложностью исполняемых работ и соответствующей ей квалификацией сотрудников, под которой стоит понимать уровень профессиональной подготовки и технических навыков рабочего и его предыдущий опыт. Для того, чтобы оценить квалификацию рабочего, а также квалификацию выполняемых им работ применяются тарифно-квалификационные справочники. Квалификационное разделение труда характерно для специалистов и служащих, так как они обладают определенной категорией либо принадлежностью к конкретному разряду.

Технологическое разделение труда обусловлено разделением производственного процесса согласно фазам, стадиям и отдельно взятым операциям.

Разделение труда по фазам обуславливает специализацию цехов предприятия: заготовительных, обрабатывающих и сборочных. Каждая фаза подразделяется на стадии (к примеру, обрабатывающая фаза должна делиться на литье, ковку, штамповку, отливку, сварку, термообработку, резание). Последние в свою очередь формируются из операций.

Операция состоит из ряда действий рабочего (или нескольких рабочих), которые выполняются на одном рабочем месте для того, чтобы изменить форму, размеры, состояние и взаимное расположение определенных предметов. Исходя от числа видов операций, которые выполняются на рабочем месте, разделение труда может являться пооперационным или предметным (подетальным).

Первое характерно в том случае, когда на одном рабочем месте реализуется ограниченное число операций. Это объясняется использованием специализированного и специального оборудования (в массово-поточном производстве рабочие-операционники занимаются выполнением ограниченного числа функций).

Автоматизация производства

Автоматизация производства определяет такие формы разделения труда:

  • совмещение разнородных трудовых функций при специализации на обслуживании автоматов одного типа;
  • функциональное разделение труда при обслуживании технологически разнородного оборудования,
  • функциональное разделение труда и специализация на обслуживании определенных видов оборудования при расширении зоны обслуживания.

Вместе с несложными операциями, способными выполняться отдельными рабочими, имеют место и такие, выполнение которых может стать возможным только несколькими рабочими (группой): работы по обслуживанию агрегатов, прессов, сварочных машин; работы, которые нуждаются во взаимной увязке в процессе производства; работы, нуждающиеся в совместных усилиях нескольких исполнителей, то есть присутствует понятие кооперации труда.

Понятие кооперации

Кооперацией называют такую форму организации труда, при которой большое число людей вместе принимают участие в одном и том же либо в различных, но взаимосвязанных друг с другом, процессах труда.

Совместный труд, когда все сотрудники вручную занимаются выполнением однородной работы, получил название простой кооперации труда. Развитие производства базируется на разделении труда и широком использовании машинной техники.

Кооперация труда формирует базу непрерывности производственных процессов и сокращения цикла производства посредством одновременного выполнения отдельных видов работ.

В стенах предприятия кооперация труда может быть цеховой, участковой, внутриучастковой. Цеховая и участковая кооперации труда реализуется, опираясь на технологический, предметный или функциональный принцип создания производственных цехов и участков.

Если их построение базируется на технологическом принципе, то есть специализация относится к определенным технологических процессам, то кооперация проявляется посредством предмета труда, перемещаемого из цеха в цех, с участка на участок по мере изготовления продукта (к примеру, изготовляемые детали с токарного участка поступают на фрезерный, а после - на шлифовальный).

При организации цехов и участков по предметному признаку каждый участок специализируется на изготовлении однородной продукции. Кооперация проявляется на межучастковом уровне, а также, к примеру, на сборке готового изделия. Данный вид кооперации поддается более легкой координации. Такая кооперация также способствует сокращению длительности производственного цикла и повышению ответственности за итоговые результаты. Внутри участковая кооперация труда более полно осуществляется в разных производственных бригадах.

В современном обществе эффективность работы компаний во многом зависит от высокой результативности труда управленческого персонала, хотя и весь коллектив принимает активное участие в решении поставленных перед организацией задач. Поэтому одной из основных проблем современного менеджмента остается повышение результатов работы управленцев. Сейчас для решения этой проблемы предлагается использовать разделение управленческого труда.

Разделение управленческого труда

Это означает, что отдельные работники компаний, относящиеся к управленческому аппарату, специализируются на одинаковых видах деятельности или иначе, каждая группа сотрудников решает какие-то свои конкретные вопросы. Другими словами – среди них происходит разделение следующих важных элементов:

  • ответственности,
  • прав,
  • полномочий.

Естественно весь коллектив сотрудников компаний вносит посильный вклад в работу, однако в компаниях имеются группы менеджеров, которые занимаются планированием, контролем, организацией работы и другими функциями.

Такой подход приносит только положительные плоды, так как менеджеры не распыляются, а специализируются на узких конкретных вопросах. Они, соответственно, быстро приобретают необходимый опыт в решении вопросов каждого направления. В целом это сказывается на повышении эффективности в работе компании. Так каждый вносит посильный вклад в общее дело.

Вся масса современных компаний различается:

  • местом расположения,
  • сферой деятельности,
  • размером,
  • структурой.

Однако возможно выделить в разделении управленческого труда одинаковые черты, они имеют отношение к вертикальному и горизонтальному разделению труда сотрудников компаний:

  1. Вертикальное. В него входит: низовое, среднее, высшее. Менеджеры низового уровня управляют сотрудниками исполнительского труда, работающими в производстве. Основная масса менеджеров трудится в среднем уровне в разных отделах по организации производства. И, только ничтожно малая часть – администрация компаний из высшего уровня – руководит ими. На каждом уровне управленческий персонал выполняет свои определенные функции.
  2. Горизонтальное разделение. Включает: руководство, принимающее решение, специалистов, разрабатывающих разные варианты решений, служащих, обеспечивающих производственный процесс.

Успех современных компаний зависит от двух элементов организации труда: разделения и кооперации. Кооперация управленческого труда – взаимодействие всех работников с целью решения одной общей цели и связанных с нею задач, главной из которых является эффективная работа компании.

Благодаря этим элементам, каждый работник имеет свою сферу компетенции, и все сотрудники четко взаимодействуют в этом управлении. Они благополучно сосуществуют, когда соответствуют таким правилам:

  1. Трудятся весь рабочий день.
  2. Деятельность сотрудника соответствует его квалификации.
  3. Большая ответственность за результат.
  4. Повышение квалификации работников.
  5. Работа в полном объеме.

Классификация форм управленческого труда

Только правильное разделение способствует успешной деятельности любой компании в современных обстоятельствах. По признакам выделяются следующие формы разделения управленческого труда.

Разделение труда – функциональное

Эта форма зависит от величины компании, специфики отрасли, где она работает, объемов работы. Правильному функциональному разделению помогает классификатор. Он организует соответствие между частями компании и должностями управленческого персонала, благодаря чему устанавливаются полномочия и обязанности по всем направлениям.

Профессионально-квалификационное разделение

Такая форма реализуется в профессиональных группах среди сотрудников управленческого персонала. Она устанавливает прямое соответствие между обязанностями работника и его квалификацией. Более квалифицированные работники получают сложную работу. Благодаря этой форме максимально соблюдается соответствие труда квалификации. Она также не допускает использование сотрудников на несвойственных их образованию работах.

Технологическое разделение труда

Эта форма позволяет разделить труд людей одной специализации на разные виды. Так, управленческий персонал подразделяется на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Каждая из этих категорий работников выполняет различные виды деятельности. Причем наименее дифференцирован труд тех, кто руководит коллективом компании, а наиболее – людей, выполняющих однотипные операции. Современные технические средства повышают экономию труда и качество операций.

Линейное разделение труда

В основе этой формы лежит производственная структура предприятия. Она закрепляет руководителей разного уровня за всеми уровнями производства.

Программно-целевое разделение труда

Эта форма позволяет образовывать временные специальные группы сотрудников для решения очень важных задач компании, например, для запуска нового производства или усовершенствования старого, реконструкции компании или совершенствования управления и прочее. У группы определяется руководитель, разрабатывается программа, с помощью которой реализуются поставленные задачи.

Управление – умственный труд?

Труд умственный, в отличие от физического (работа с механизмами, конвейерами, а также требующая применения силы мышц) характеризуется низкой двигательной активностью и перегрузкой памяти и внимания, потому что необходимо перерабатывать огромные объемы информации. Он делится на несколько форм по некоторым причинам.

  • Операторский. Он специфичен для современных компаний. Труд связан с обработкой больших масс информации.
  • Управленческий. Это труд руководителей компаний. Здесь во главу угла ставится мгновенная реализация оптимального решения.
  • Творческий. Самый сложный труд. Люди этого труда постоянно чувствуют нервные и эмоциональные перегрузки.
  • Профессии, требующие постоянного общения с людьми.
  • Учеба в средних и высших учебных заведениях.

Следовательно, управление относится к умственному труду.

Функциональное разделение управленческого труда

Работа любой компании – это сложнейший живой организм. Он делится на большое число самостоятельных фаз. За каждой из них закрепляется группа работников. Каждая группа решает свою задачу в производственном процессе. Такое разделение труда и называется функциональным.

Если рассматривать управленческий персонал, то здесь также применяется функциональное разделение. Благодаря этому в аппарате управления создаются различные службы и необходимые для каждой конкретной компании структурные подразделения.

Функциональное разделение гарантирует:

  • равномерную занятость среди всех сотрудников управленческого аппарата,
  • оптимальную равномерную напряженность труда всех,
  • отсутствие дубляжа в работе.

Формы разделения управленческого труда

Рабочие делятся на следующие группы:

  • основные, занимающиеся выпуском основной продукции компании,
  • вспомогательные работники, помогающие основным рабочим в их труде,
  • обслуживающие, своим трудом обеспечивающие нормальный производственный процесс и условия для хорошей работы всех.

Виды управленческого труда

Управленческий труд – это вид труда административно-управленческого персонала по реализации функций управления в компании. Этот персонал обязан эффективно вырабатывать и принимать управленческие решения. В этом помогают следующие основные операции:

  • постановка конкретной задачи,
  • поиск и анализ необходимой для этого информации,
  • необходимые расчеты,
  • выработка определенных решений,
  • принятие верных решений,
  • подготовка документации.

Видно, что самое главное в управленческом труде – это принятие верного решения в конкретный момент.

Дело в том, что в этой деятельности существует разделение. На него влияют разные показатели и характеристики труда. Так, управленцы делятся на три категории:

  • руководители, осуществляющие управление,
  • специалисты, участвующие в принятии управленческих решений,
  • исполнители, выполняющие вспомогательные операции.

Одна специальность сотрудников приводит к технологическому разделению. Имеется три формы такого разделения:

  1. Целевая. Руководители решают несколько проблем, у которых одна цель.
  2. Предметная. Данная форма свойственна специалистам, которые решают в процессе работы две-три задачи, причем однородные.
  3. Операционная. Здесь работники выполняют одинаковую работу – это технические исполнители.

Работы группируются следующим образом:

  • особо сложные,
  • повышенной сложности,
  • средней сложности,
  • минимальной сложности.

Каждой группе соответствует определенная квалификация сотрудников.

Виды и формы управленческого труда соответствуют таким же формам кооперации. Так, в случае функционального разделения труда встает актуальность кооперации разных частей компании. Если же речь идет о технологическом разделении труда, то кооперация возникает для подразделений и сотрудников. Квалификационное разделение труда приводит к кооперации работников в подразделении.

Читайте также: