Равенство прав мужчины и женщины содержание и проблемы реализации кратко

Обновлено: 02.07.2024

О государственных гарантиях равных прав и свобод
и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации

Целью настоящего Федерального закона является закрепление мер по реализации государственной политики, направленной на обеспечение равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин, на предотвращение дискриминации по мотивам пола в качестве необходимого условия стабильного и устойчивого развития страны.

Федеральный закон служит развитию положений статей 17 (часть 1) и 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также международных актов о правах женщин, которые согласно статье 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы России.

ГЛАВА I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе

В настоящем Законе используются следующие специальные понятия:


"дискриминация" - различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление лицами обоего пола прав и свобод человека и гражданина;

"равные возможности" - практическое обеспечение равных условий для реализации мужчинами и женщинами прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права;

"гендер", "гендерный" - социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру;

"гендерное равенство" - равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, умения и навыки для участия в политическом, экономическом, социальном и культурном процессах и освоении их достижений.

Статья 2. Запрет дискриминации

В соответствии с статьей 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Нарушение данного принципа, то есть проведение политики, либо совершение иных действий, которые ставят мужчин и женщин в неравное положение по мотивам пола, считается дискриминацией и подлежит устранению в порядке, установленном законом.

Не являются дискриминацией по мотивам пола:

защита функции материнства;

призыв на военную службу исключительно мужчин в случаях, установленных федеральным законом;

принятие на основе закона временных специальных мер, направленных на достижение фактического равноправия между лицами обоего пола.

В соответствии с международными стандартами при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, установлении режимов и условий труда, а также увольнении работников, включая государственных служащих, должны учитываться требования законодательства относительно прав и гарантий для лиц обоего пола с семейными обязанностями.

Статья 3. Основные направления государственной политики по
обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Государственная политика по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин должна включать следующие основные направления:

формирование правовой базы обеспечения равноправия полов, совершенствование и развитие законодательства в этой сфере;

проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти;

принятие и реализация специальных программ, целью которых является устранение дискриминации по мотивам пола;

включение в общегосударственные программы, направленные на реализацию конституционных прав и свобод граждан, а также в программы по развитию социальной сферы мер, обеспечивающих равноправие полов;

воспитание и пропаганда культуры равноправия мужчин и женщин;

защита общества от информации, направленной на дискриминацию граждан по мотивам пола, а также насаждающей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, алкоголизм и т.п.;

выполнение общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных обязательств Российской Федерации.

Статья 4 . Формирование состава руководящих структур государственных органов
и органов местного самоуправления с учетом принципа равных прав
и равных возможностей мужчин и женщин

Состав руководящих кадров федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Судебных органов, органов прокуратуры, в том числе - состав их коллегиальных органов, а также органов местного самоуправления должен формироваться в соответствии со статье 19 ( часть 3) Конституции Российской Федерации как из мужчин, так и из женщин.

Статья 5. Гарантии государства по обеспечению равноправия мужчин и женщин
в области просвещения, образования и науки

обеспечение равных условий для доступа женщин и мужчин к получению основного общего, среднего профессионального и высшего образования, ко всем видам профессионального обучения и повышения квалификации, к участию в осуществлении образовательного и научного процесса;

содействие гендерному просвещению граждан; введение специальных гендерных учебных курсов; развитие исследований по вопросам равноправия полов;

использование учебных программ и учебников, исключающих пропаганду дискриминации по мотивам пола.

Действие настоящей статьи распространяется также на процессы образования и повышения квалификации в военных учебных заведениях.

Статья 6. Формирование статистики и мониторинг в
сфере обеспечения равноправия мужчин и женщин

В государственные статистические отчеты подлежат включению гендерные показатели изменения положения населения.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство российской статистикой, а также трудом и социальной защитой населения, организуют непрерывное наблюдение (мониторинг) за обеспечением равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в целях:

проведения системного анализа реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

разработки мер по предотвращению и устранению фактов дискриминации по признаку пола;

подготовки статистической и иной информации для государственных социальных программ и национальных докладов Российской Федерации в ООН.

Глава 2. Гарантии равных возможностей для лиц обоего пола
в социально-экономической сфере

Статья 7. Обязанности государственных органов, органов
местного самоуправления и руководителей организаций
по обеспечению равноправия мужчин и женщин в
социально-экономической сфере

Государственные органы, органы местного самоуправления и руководители организаций всех форм собственности обязаны обеспечивать мужчинам и женщинам равную возможность доступа к экономическим ресурсам общества, в том числе -

движимому и недвижимому имуществу, земле, финансовым средствам;

к информационным ресурсам;

а также - к свободно избранным роду деятельности и профессии.

Статья 8. Обеспечение равноправия мужчин и женщин в
социально-трудовых отношениях

В целях достижения равноправия мужчин и женщин в социально-трудовых отношениях работодатель (руководитель государственного органа, организации независимо от формы собственности) в соответствии с нормами Трудового Кодекса РФ и коллективных договоров обеспечивает:

равные возможности для мужчин и женщин и при найме на работу;

равный доступ мужчин и женщин к вакантным рабочим местам;

равную заработную плату (вознаграждение) для мужчин и женщин, когда они выполняют одинаковую работу при равном качестве труда или работу, имеющую равную ценность;

равные возможности для повышения квалификации, осуществления переподготовки, продвижения по службе;

благоприятные условия труда для беременных женщин и женщин, имеющих детей грудного возраста;

безопасные условия труда, гарантирующие сохранение жизни, здоровья и личного достоинства, как женщин, так и мужчин.

Статья 9. Обязанность работодателя доказывать отсутствие
умысла на дискриминацию по мотивам пола

В случае рассмотрения в суде или в ином органе трудового спора по заявлению (иску) работника или профсоюза, другого общественного объединения, защищающего интересы работника, в связи с предполагаемой дискриминацией по мотивам пола, бремя доказывания намерения дискриминировать работника лежит на работодателе.

Статья 10. Включение мер по обеспечению равных возможностей
мужчин и женщин в коллективные договоры и соглашения

При коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений (генеральное соглашение, региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, коллективные договоры) следует включать в эти соглашения (договоры) положения, обеспечивающие равные права и равные возможности мужчин и женщин, улучшение условий для совмещения ими профессиональных и семейных обязанностей с указанием сроков их реализации.

В числе положений, упомянутых в части первой настоящей статьи, следует предусматривать:

комплектование организаций (структурных подразделений) кадрами и продвижение работников по службе исключительно с соблюдением, при прочих равных условиях, принципа оказания предпочтения лицу того пола, в отношении которого в данной организации существует гендерный дисбаланс;

устранение разрыва в оплате труда мужчин и женщин, как в различных отраслях народного хозяйства, так и в одной отрасли на базе общего социального норматива оплаты труда в бюджетной и небюджетной сферах, а также на основе профессиональной подготовки (переподготовки) кадров.


Статья 11. Гарантии равноправия мужчин и женщин на случай
массового увольнения работников

В случае массового увольнения работников, то есть увольнения, превышающего одну треть общей численности работающих на предприятии, в учреждении, организации, фирме и т.п., критерий пола не может быть основанием для увольнения. Число увольняемых лиц того или иного пола должно быть пропорционально сложившейся численности персонала на данном объекте.

Статья 12. Равноправие мужчин и женщин в сфере социальных гарантий

Недопустимо применение систем социального страхования, пенсионного обеспечения, адресной социальной помощи, ухудшающих положение лиц одного пола по отношению к другому полу. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица предприятия, учреждения, организации при осуществлении мер социальной защиты населения обязаны в равной степени учитывать интересы мужчин и женщин.

Глава 3. Гарантии равных возможностей для лиц обоего пола
в сфере государственной и муниципальной служб

Статья 13. Равные возможности мужчин и женщин при
поступлении на государственную службу и при ее прохождении

В соответствии с конституционным принципом равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин при поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений, либо преимуществ, в зависимости от пола.

Руководители государственных органов, соответствующие должностные лица обязаны обеспечить равный доступ граждан обоего пола к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой независимо от пола претендента.

Руководители таких органов, учреждений обязаны создавать реальные условия для соблюдения статьи 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Статья 14. Равный доступ мужчин и женщин к конкурсам на
замещение государственных должностей государственной службы

Замещение вакантных государственных должностей государственной службы, в том числе руководящих, обеспечивается путем проведения конкурсов, в которых в равной мере и на равных условиях участвуют мужчины и женщины.

Не допускается объявление конкурсов только для лиц одного пола.

На кадровые службы государственных органов возлагается обязанность предоставления конкурсным комиссиям не только сведений об образовании и профессиональной подготовке лиц, участвующих в конкурсе, но и данных о соотношении числа работающих мужчин и женщин на соответствующих государственных должностях государственной службы.


О равноправии мужчин и женщин говорят, пишут и спорят уже не один десяток лет, но до сих пор ярые противники и защитники не пришли к какому-либо разрешению ситуации. Дело в том, что само понятие о равноправии воспринимается мужчинами и женщинами по-разному.

Как называется равноправие женщин и мужчин? О понятии равноправия

Немного терминологии. Если говорить о том, как называется равноправие между мужчиной и женщиной, то на этот счет существует несколько терминов: гендерное равноправие, равенство полов и сексуальное равноправие.

Равноправие мужчин и женщин

Несмотря на различные названия этого социального явления, обозначает оно одно и то же, как его ни назови. Итак, под равноправием мужчин и женщин понимают наличие одинаковых прав и возможностей как у мужчин, так и у женщин.

История зарождения и развития концепции о равноправии

Как всем известно, основной традиционной ролью, которая отводилась женщине во все времена, являлось быть хранительницей домашнего очага, то есть женщина должна была рожать и воспитывать детей, заботиться о своем муже. И понятно, ни о каком равноправии между мужчиной и женщиной речи не шло. У женщины не было стольких прав, как у мужчин.

История знает немало прецедентов того, как некая женщина в свое время выступала за гендерное равенство. Первыми предпосылками борьбы за равноправие были книга "Декларация прав женщины и гражданки", вышедшая в 1791 году, и "Декларация чувств", принятая в 1848 году. В XIX веке зародилось так называемое движение феминисток. Женщины требовали, чтобы им предоставили право голосовать наравне с мужчинами.

Но по-настоящему масштабным движение женщин за равноправие с мужчинами стало в ХХ веке. В 60-х годах женщины выдвинули требование уравнять их в социальных правах с мужчинами. На практике это означало, что женщины имеют такое же право, как и мужчины, самостоятельно распоряжаться своими финансами, имеют право получить достойное образование и работать на соответствующей своим знаниям должности.

Феминистское движение

Таким образом, благодаря феминистскому движению современные женщины имеют право на то, о чем только могли мечтать их предшественницы; и такие понятия, как "равноправие мужчин и женщин" и "феминизм", тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Основные критерии гендерного равноправия

Проанализировав феномен равенства мужчин и женщин, некоторые прогрессивные страны выдвинули критерии, которые свидетельствуют о равноправном положении мужчин и женщин. Эти критерии таковы:

  • женщины принимают активное участие в политической и экономической жизни страны;
  • труд оплачивается в равных частях обоим полам;
  • право на отпуск по уходу за ребенком предоставляется как женщинам, так и мужчинам;
  • отсутствие дискриминации при получении профессии, при продвижении по службе;
  • человек имеет право сменить пол, если посчитает это нужным.

равноправие между мужчиной и женщиной

Рейтинг стран в отношении гендерного равноправия

Начиная с 2006 года Всемирный экономический форум ежегодно представляет отчет, в котором содержатся результаты обследования и рейтинг стран мира по показателю равноправия полов. Целью такого анализа является выявление гендерного разрыва, который существует в тех или иных странах между женщинами и мужчинами.

Исследование стран проводится на основе четырех критериев:

  • участие женщин в экономике и карьерные возможности, связанные с этим;
  • образование;
  • соотношение рожденных и выживших детей каждого пола;
  • возможности участия женщин в политической сфере.

Так, из этих критериев становится понятно, что в настоящее время идет расширение равноправия между мужчинами и женщинами.

По данным форума, в настоящее время наблюдается следующая картина: из проанализированных 114 стран мира лидирующее положение по реализации гендерного равенства занимают такие страны: Исландия, Норвегия, Финляндия, Руанда, Швеция, Никарагуа, Словения, Ирландия, Новая Зеландия и замыкают топ-десятку - Филиппины. Россия в этом рейтинге занимает 71 место.

Европейский опыт по реализации равноправия

Страны, входящие в пятерку лидеров указанного выше рейтинга, в основе построения современного общества ориентируются на идею о ценности каждого индивида любого пола, возраста, религии, этнического происхождения и сексуальной ориентации. Реализация этого принципа обеспечивается проводимой в стране политикой равноправия мужчин и женщин. Общими для всех стран являются следующие положения:

  • Обеспечение как мужчинам, так и женщинам равного доступа к образованию.
  • Право на профессиональную деятельность во всех областях.
  • Право на неприкосновенность личности, защиту от насилия и дискриминации по гендерному признаку.

Равноправие мужчин и женщин в России

Интересно, о чем расскажет история? Если заглянуть в исторические официальные документы, то можно увидеть, что ни о каком равноправии между мужчиной и женщиной не было и речи. Одним из примечательных законов, раскрывающих уничижительную роль женщины, был закон о наказании за убийство. Так, согласно Соборному уложению 1649 года жена, убившая мужа, должна была быть закопана живой вместе с телом мужа, а совершившего смертный грех супруга ждало гораздо более мягкое наказание: ему следовало покаяться в церкви о своем преступлении.

За всю историю России права женщин умаляли вплоть до переворота в 1917 г. После Октябрьской революции произошла реформа по уравниванию женщин с мужчинами.

Постепенно вслед за западными сестрами и россиянки стали получать больше прав. Эмансипация женщин по всему миру обусловила их независимость, свободу и уверенность в обществе.

Законодательство о равноправии

Официальные документы, признающие равные права мужчин и женщин, - это Конвенции ООН 1952 и 1967 годов, принятые Международной организацией ООН. В 1997 году Евросоюзом были внедрены стандарты гендерного равноправия:

  • равное отношение к мужчинам и женщинам на рабочих местах;
  • осуществление безопасного пребывания на рабочем месте беременных, недавно родивших и кормящих;
  • труд должен оплачиваться в равной степени независимо от пола трудящегося;
  • если на рабочем месте происходит дискриминация по половому признаку, то необходимо ввести санкции против руководителей компании.

Наряду с принятыми международными законами о равноправии мужчин и женщин, прогрессивные в этом вопросе страны также формируют свою законодательную и исполнительную базу. Например, в странах Северной Европы, Канаде, США.

В России нет отдельного закона о равных правах мужчин и женщин. Законодатели объясняют это тем, что в самой конституции уже заложено такое право:

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. (Из "Конституции Российской Федерации")

Плюсы и минусы равноправия

Очевидным минусом равноправия является разрушение традиционного института семьи. Женщины и мужчины уже не чувствуют обязательств друг перед другом, отсюда такие распространенные явления, как сожительство, секс без обязательств. А такие понятия, как семья и дети, вызывают у многих трепетный ужас.

Гендерное равенство

Во все времена женщины были феминны, то есть женственны, а мужчины, наоборот, маскулинны, то есть мужественны. Сейчас в равноправном обществе смещаются акценты традиционных особенностей. Так, женщины становятся более маскулинными (взять в пример можно даже распространенное увлечение бодибилдингом), а мужчины же феминизируются.

Равенство возможно

Среди очевидных плюсов выделить что-то довольно сложно. Возможно, если задуматься, их просто нет?

К чему может привести полное гендерное равенство?

Прежде всего, стоит ответить на вопрос: а возможно ли в принципе реальное равноправие между мужчинами и женщинами? Ведь в любой возникающей ситуации кто-то доминирует. Да, существуют некие общие положения о равноправии в семье и обществе. Но при этом не выработаны единые модели равноправного поведения и отношений между мужчиной и женщиной.

движение женщин за равноправие с мужчинами

Если говорить о семейных отношениях, то в таком случае каждая ячейка общества сама выбирает, быть равноправию или не быть. И в какой степени и как оно должно проявляться. Но прежде чем говорить о равноправии в семье, стоит задуматься над тем, сколько в нашем обществе счастливых семей, детей, которые счастливы и заслуживают общего одобрения. В равноправной семье ребенку уделяют не так много времени, так кого стоит винить в "закомплексованности" нынешней молодежи: их боязни отношений с противоположным полом?

Хотя есть действительно семьи с равными правами, правда, увидеть их можно только на экране телевизора. В реальной же жизни кто-то из партнеров обязательно должен быть в определенной ситуации менее "правым", чтобы сохранить отношения.

А теперь следует перейти от равноправия и прав к обязанностям. Если вспомнить уроки по обществознанию, невольно всплывают слова учительницы о том, что никогда не бывает прав без обязанностей. Женщины, утверждая свои права, забывают о том, что вместе с расширением прав идет вслед за этим и расширение обязанностей. Поэтому женщина, отстаивающая право на равенство, вполне может столкнуться с мужской невежественностью. Например, прокололось колесо у "автоледи". Естественно (за редким исключением), дама будет ждать помощи от более сильного пола. Но вот в чем загвоздка: обязан ли помогать мужчина женщине, если она выступает за равенство?

равноправие женщин и мужчин как называется

А теперь вернемся к вопросу о реальной возможности равноправия между мужчиной и женщиной. Все ли согласятся на такие равные права и обязанности?


О.Ю. ИЛЬИНА, доктор юридических наук, профессор, завкафедрой гражданского права ТвГУ Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. При этом предполагается, что данный конституционный принцип равноправия должен применяться во всех отраслевых правоотношениях.

О.Ю. ИЛЬИНА,

доктор юридических наук, профессор, завкафедрой гражданского права ТвГУ

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. При этом предполагается, что данный конституционный принцип равноправия должен применяться во всех отраслевых правоотношениях.

Содержание принципа равноправия мужчины и женщины в семейных правоотношениях нельзя признать однозначным. В зависимости от того, о каких семейных правоотношениях идет речь, СК РФ по-разному определяет как перечень прав и свобод, которыми обладают в семье мужчина и женщина, так и правовые возможности для их реализации.

Сложность правовой регламентации отношений между членами семьи наряду с иными обстоятельствами обусловлена еще и тем, что отдельные семейные права и обязанности граждан, механизм их реализации определяются нормами иного отраслевого законодательства (гражданского, трудового, налогового и др.).

Вопросы гендерного равенства уже давно являются предметом обсуждения в науке семейного, трудового права, права социального обеспечения[1].

Наиболее распространенными разновидностями семейных правоотношений являются супружеские и родительские. Рассмотрим, каково содержание и условия реализации принципа равноправия мужчины и женщины именно в названных правоотношениях.

Обратимся непосредственно к нормам СК РФ, регулирующим личные неимущественные и имущественные отношения между супругами. Правила, определяющие условия и порядок заключения брака, основания и порядок его расторжения либо признания недействительным, исходят из принципа добровольности брачного союза, предполагающего равенство прав мужчины и женщины, свободу формирования их воли и непосредственно волеизъявления.

Конечно, в данном случае законодатель руководствовался прежде всего интересами ребенка (даже еще и неродившегося) и его матери, однако вряд ли это обоснованно с точки зрения равенства прав мужчины и женщины.

Отдельные личные права супругов являются элементом их конституционно-правового статуса. В частности, каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. При этом реализация названных прав одним из супругов, в принципе, не оказывает существенного воздействия на процесс реализации личных прав другим супругом.

Более пристального внимания, на наш взгляд, заслуживают части 1 и 3 ст. 32 СК РФ, согласно которым супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию или, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

Рассмотрим данные варианты сквозь призму принципа равноправия мужчины и женщины, вступающих в брак или же расторгающих его.

Согласно ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию, собственно имя и отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Следовательно, при присвоении фамилии супруга другой супруг тем самым использует его имя.

Как быть в том случае, если при заключении брака один из будущих супругов возражает против того, чтобы его фамилия была обозначена в качестве общей фамилии супругов; либо после расторжения брака один из бывших супругов не желает, чтобы другой супруг продолжал носить его фамилию, избранную в качестве общей при заключении брака?

Речь идет об установлении правила обязательного получения согласия соответствующего супруга на использование его фамилии вторым супругом (бывшим супругом).

Закон об актах гражданского состояния является специальным по отношению к СК РФ, поскольку его нормы определяют порядок применения отдельных положений семейного

законодательства. В частности, каждый из супругов при заключении брака может присоединить к своей фамилии фамилию другого супруга (ч. 1 ст. 32 СК РФ). Буквальное толкование данного правила позволяет предположить следующий вариант двойной фамилии супругов: фамилия мужа — Иванов-Петров, фамилия жены — Петрова-Иванова. Таким образом, они имеют разные фамилии, несмотря на то, что каждый выполнил предписание закона и присоединил к своей фамилии фамилию другого супруга. В данном случае надлежит руководствоваться ч. 2 ст. 28 Закона об актах гражданского состояния, согласно которой в качестве общей фамилии супругов может быть записана фамилия, образованная посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа.

Данное правило не следует воспринимать как нарушение принципа равноправия, его установление направлено лишь на упорядочение соответствующих отношений.

Действующее законодательство оставляет данную сферу семейных отношений без должной правовой регламентации и содержит несколько норм, противоречащих принципу равенства прав мужчины и женщины.

На принципе равенства прав мужчины и женщины основан механизм правового регулирования и имущественных отношений между супругами (статьи 33—45, 89—92 СК РФ). В частности, при разделе общего имущества доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами. В то же время суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе, исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.

Таким образом, интересы одного из супругов могут послужить критерием, руководствуясь которым суд вправе произвести раздел общего имущества супругов, признав неравенство имущественных прав супругов.

Достаточно интересны с точки зрения равенства прав мужчины и женщины положения главы 14 СК РФ, посвященной алиментным обязательствам супругов и бывших супругов. По общему правилу супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа от такой поддержки и отсутствия между супругами соглашения об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке имеют не все супруги, а лишь три их категории:

· нетрудоспособный нуждающийся супруг (это может быть как муж, так и жена);

· жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

· нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом (это также может быть и муж, и жена).

Эти же категории супругов, приобретя статус бывших, при соблюдении отдельных дополнительных условий сохраняют право требовать выплаты алиментов на свое содержание от бывшего супруга.

Итак, законодатель особо выделяет право жены (бывшей жены) на получение алиментов от мужа (бывшего мужа). При этом учитывается, во-первых, ее особое состояние в период беременности и, во-вторых, факт воспитания малолетнего ребенка до достижения им возраста трех лет. Первое обстоятельство вполне понятно и соответствующее право беременной жены сомнений не вызывает. Но ведь ребенок может воспитываться только отцом, если мать лишена родительских прав или ограничена в указанных правах либо в силу других причин не проживает совместно с ребенком и не участвует в его воспитании. В такой ситуации отец ребенка ограничен в возможности зарабатывать деньги, обеспечивать себя и ребенка. Конечно же, трудно предположить, что мужчина обратится к женщине с требованием выплаты алиментов на свое содержание. Но с точки зрения принципа равноправия в семье представляется оправданным внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.

В частности, сохранив право беременной жены (бывшей жены) требовать выплаты алиментов на свое содержание, необходимо предоставить соответствующее право и мужу (бывшему мужу), если с ним проживает ребенок, не достигший возраста трех лет.

Заметим, что законодатель не предусматривает для данной категории алиментополучателей дополнительных признаков в виде нетрудоспособности и нуждаемости. Представляется целесообразным установить такие критерии для родителей, с которыми проживает ребенок, не достигший возраста трех лет.

Проведенный анализ отдельных семейно-правовых норм позволяет утверждать, что СК РФ исходит из принципа равенства прав мужчины и женщины, которые являются супругами. Однако если у супругов есть общий несовершеннолетний ребенок, в ряде случаев действуют специальные правила, применение которых ставит мужчину и женщину в неравное положение с точки зрения правовых возможностей для реализации соответствующих прав. Именно интересами общих несовершеннолетних детей обусловлены запрет для мужа на возбуждение дела о разводе, право жены на получение алиментов на свое содержание, возможность раздела общего имущества супругов в неравных долях.

Родительские правоотношения, в которых мужчина и женщина выполняют роли отца и матери, могут быть классифицированы в зависимости от наличия брака между данными лицами. В свою очередь, это определяет особенности реализации принципа равноправия родителей (ст. 61 СК РФ).

Итак, родители ребенка могут: а) состоять в браке между собой; б) не состоять в браке между собой, но при этом отцовство установлено. Согласно ст. 53 СК РФ при установлении отцовства в порядке, предусмотренном статьями 48—50 данного Кодекса, дети имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой.

Таким образом, если происхождение ребенка удостоверено в установленном законом порядке, то его родители в соответствии с ч. 1 ст. 61 СК РФ имеют равные права и несут равную ответственность в отношении своих детей (родительские права).

Особо подчеркнем, что семейно-правовые нормы не устанавливают приоритета прав отца или матери при осуществлении ими своих родительских прав. Однако обращение к нормам иного отраслевого законодательства позволяет привести примеры подобного содержания.

Весьма оригинальны нормы НК РФ, предусматривающие льготы для одиноких родителей. При исчислении налога на доходы физических лиц каждому из родителей, на обеспечении которого находится ребенок, предоставляется налоговый вычет. Его ежемесячный размер — 600 руб. на каждого ребенка (п. 1 ст. 218 НК РФ). Если ребенка воспитывает один родитель, размер вычета составляет 1200 руб.

При этом для подтверждения права на вычет в двойном размере от одиноких отцов требуют предоставления дополнительных документов.

Таким образом, любой отец, не имеющий в своем паспорте штампа о браке, подпадает под определение одинокого. Но если он состоял в браке, а теперь разведен, то должен доказать, что выплачивает алименты на содержание ребенка. Факт предоставления содержания, по мнению налоговиков, может доказать исполнительный лист об уплате алиментов либо нотариально удостоверенное соглашение между родителями о выплате алиментов на содержание ребенка. Заявление мужчины об удержании части его заработной платы и перечислении этой суммы матери ребенка также подтвердит то, что он обеспечивает своего ребенка.

Представители налоговой службы полагают, что если родители ребенка в браке не состояли, то нормы СК РФ на них не распространяются и предоставление соответствующих документов (исполнительного листа или соглашения) для получения вычета в двойном размере не обязательно.

Если же родители ребенка состояли в браке и расторгли его, отцу необходимо предъявить документы, подтверждающие, что он выплачивает алименты на содержание ребенка. Иначе ему будут предоставлять налоговый вычет в обычном размере.

Действующее законодательство предусматривает разные условия осуществления родительских прав приговоренными к лишению свободы женщинами и мужчинами.

В соответствии со ст. 97 УИК РФ осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный (до 15 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно) выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, — один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок.

Вполне понятно, что ребенок осужденного отца не может находиться в доме ребенка исправительной колонии, поэтому первую часть рассматриваемой статьи не принимаем во внимание.

Что же касается второй части данной нормы, то налицо нарушение прав осужденных отцов. Если ребенок — инвалид, отец лишен возможности выехать к нему на свидание за пределы исправительной колонии.

Заметим, что в Законе о поддержке семей речь идет о материнском (семейном) капитале, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В частности, такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007 (ч. 1 ст. 3 Закона о поддержке семей).

В случае смерти матери, объявления ее умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина, в принципе, обладают равными правами в данной сфере.

Однако в ч. 3 ст. 7 Закона о поддержке семей появляется весьма интересная норма: лица, получившие сертификат, могут расходовать средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 3 данного закона. Получается, что мужчина, являющийся единственным усыновителем второго и последующих детей, в отличие от женщин не может распорядиться соответствующими средствами с целью формирования накопительной части трудовой пенсии.

Это далеко не все источники отраслевого законодательства, регулирующие отношения, связанные с реализацией мужчиной и женщиной своих прав в супружеских и родительских правоотношениях. Как видим, конституционный принцип равенства прав мужчины и женщины находит особое преломление в семейных отношениях, что во многом обусловлено спецификой их содержания. Однако установление ряда правовых льгот и гарантий для женщин, имеющих детей, легальное закрепление фактической презумпции преимущества прав матери следует признать необоснованным и противоречащим равенству прав супругов и родителей.

1 См., например: Гендерная экспертиза российского законодательства / Под ред. Л.Н. Завадской. — М., 2001; Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов. — М., 2006.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Мужчина и женщина

Что такое гендерное равенство?

Гендерное равенство – это характеристика общества, показывающая, что мужчины и женщины имеют равные права и возможности во всех сферах жизни. Это подразумевает равные карьерные возможности и политические права, одинаковое участие в общественной и культурной жизни, равный статус внутри семьи. Кроме того, гендерное равенство подразумевает искоренение гендерных стереотипов, которых всё ещё очень много в нашем обществе.

В современном мире гендерное равенство является одним из ключевых показателей развитости общества и того, насколько высоко ценятся в этом обществе права человека.

Принципы гендерного равенства

К числу наиболее значимых принципов гендерного равенства относится:

  1. равные карьерные возможности;
  2. равная оплата одинакового труда;
  3. равное право на предоставление отпуска по уходу за ребёнком;
  4. участие женщин в управлении государством;
  5. равные потенциальные возможности для самореализации в любой из сфер жизни общества;
  6. отсутствие профессиональной дискриминации (при получении образования, устройстве на работу, повышении, назначении на ответственные должности и т.п.);
  7. одинаковое отношение к мужчине и женщине в обществе.

Проблемы, связанные с гендерным неравенством

Конечно, современное общество является достаточно продвинутым в вопросах гендерного равенства. И всё же по-прежнему остаётся значительное количество проблем, требующих решения. В частности, в большинстве современных стран можно видеть такие проявления гендерного неравенства как:

  1. Трудовая дискриминация. Как бы работодатели это ни отрицали, но у женщины шансы получить привлекательную высокооплачиваемую должность ниже, чем у мужчины. Кроме того, выполняя аналогичную работу, женщины обычно получают более низкую заработную плату. В среднем по миру разница в оплате составляет 23%, а в России – 28%. При этом в сельских районах ситуация выглядит ещё хуже, и женщины зарабатывают примерно на 40% меньше, чем их коллеги мужского пола.
  2. Домашнее насилие. Здесь немалую роль играет биологическая разница между полами. Женщины обычно физически слабее, в то же время мужчины более склонны к агрессии. Однако главная проблема на сегодняшний день заключается в отсутствии нормальной законодательной базы, направленной на борьбу с этим явлением. Согласно данным ВОЗ, в 49 странах на данный момент семейное насилие вообще не криминализировано. При этом тот же ВОЗ утверждает, что 30% женщин, состоящих браке, хотя бы раз заявляли о физическом или сексуальном насилии со стороны партнёра.
  3. Финансовая зависимость. Одна из главных причин, заставляющих женщин продолжать терпеть физическое насилие в браке, это финансовая зависимость. В большинстве случаев именно мужчина строит карьеру, в то время как на женщину возлагаются различные бытовые обязательства – поддержание порядка в доме, готовка еды, воспитание детей и прочее. А поскольку источника дохода у неё нет, в финансовом плане она оказывается полностью зависимой от мужа.

К слову, психологи утверждают, что финансовая (или иная) зависимость от партнёра – это одна из главных причин, приводящих к ослаблению чувств и ухудшению отношений в семье.

Даже в передовых странах по-прежнему наблюдается ситуация, когда женщины, получившие хорошее высшее образование, не могут построить нормальную карьеру. Особенно иронично это выглядит с учетом того, что во многих сферах (в первую очередь в здравоохранении) наблюдается дефицит квалифицированных кадров.

Как возникает гендерное неравенство?

Гендерные идентичности прочно закреплены в общественном сознании стереотипами, и в каждом обществе есть отчетливое понимание признаков маскулинности и фемининности. Конечно, нет смысла отрицать физиологическую разницу между мужчинами и женщинами, а также определённое влияние этой разницы на их социальные роли. Однако основная часть всех гендерных стереотипов определяется культурой, а не биологической разницей между полами.

Особого внимания заслуживает влияние средств массовой информации, в частности, рекламы. Стремясь добиться максимальной эффективности, авторы рекламных роликов вовсю эксплуатируют традиционное восприятие гендера, свойственное большинству людей. Показывая женщин, они подчеркивают их сексуальность, а показывая мужчин – их мужественность и брутальность. Тем самым они не просто эксплуатируют существующие гендерные стереотипы, но и укрепляют их.

Подчеркиваются и другие устоявшиеся особенности восприятия. К примеру, когда нужно показать успешного карьериста, это практически всегда мужчина. А если речь идёт о каких-то домашних делах, то в центре сюжета оказывается женщина-домохозяйка. При этом аудитория воспринимает всё это нормально, поскольку в России наблюдается очень высокий уровень терпимости к различным проявлениям гендерного неравенства.

История гендерного равенства

В XVIII веке возникли шейкеры – религиозная организация с особыми представлениями о втором пришествии Христа. Вскоре шейкеры переместились в Северную Америку и стали там первой христианской организацией, одним из ключевых принципов которой было равенство полов.

В XVIII веке зародилось феминистское движение, но активно развиваться и распространяться по миру оно начало только в XIX веке. Расцвет же феминистического движения пришёлся на начало XX века. В 1948 году в ООН была провозглашена декларация прав человека, одним из ключевых принципов которой стало равенство полов.

Способы борьбы с гендерным неравенством

Несмотря на то, что борьба с различными проявлениями гендерного неравенства сегодня является повсеместным трендом, в разных странах подходы к ней заметно отличаются. И всё же есть несколько ключевых принципов, которые считаются приоритетными во всём мире. Это такие принципы как:

  1. Обеспечение равных карьерных возможностей, уровня оплаты труда и социальной защиты.
  2. Обеспечение гармоничного сочетания всех сфер жизни без конкуренции между ними для обоих полов (возможность работать, получать услуги, жить полноценной личной, семейной и социальной жизнью, не выбирая, что из этого важнее).
  3. Равное участие мужчин и женщин в политической, экономической, научной и иных сферах деятельности.
  4. Борьба с семейным насилием.
  5. Избавление от гендерных стереотипов.

Конечно, можно назвать и другие способы. Но именно эти 5 являются основополагающими, поскольку во всех странах в этих сферах по-прежнему наблюдаются серьезные проблемы.

Заключение

При этом стоит отметить, что не все правильно понимают, что такое гендерное равенство. Речь не идёт об отрицании биологической разницы между мужчинами и женщинами. Речь о том, чтобы избавиться от гендерных стереотипов, обеспечив женщинам и мужчинам равные возможности для самореализации. В частности, это подразумевает и то, что в семье роли мужчины и женщины не должны быть жёстко определены. К примеру, муж и жена сами решают, кто из них продолжит работать, а кто возьмёт отпуск по уходу за ребенком.

Читайте также: