Расскажите о назначении масел кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основное назначение смазочных материалов - уменьшение износа трущихся деталей и снижение затрат энергии на преодоление трения. Кроме этих функций, смазочные материалы выполняют и другие: отводят тепло от трущихся пар, предохраняют детали от коррозии, очищают поверхности трения от продуктов износа и других примесей, герметизируют узлы трения.

В зависимости от характера относительного перемещения поверхностей различают трение скольжение и трение качения. Сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения, поэтому там, где это возможно, предпочтительнее применять подшипники качения.

Различают следующие виды масел:

1. Минеральные или нефтяные, являющиеся основной группой выпускаемых смазочных масел. В зависимости от способа получения они классифицируются на дистилятные, остаточные, компаундированные или смешанные;

2.Растительные и животные, имеющие органическое происхождение. Растительные масла получают путем переработки семян определенных растений. Животные масла вырабатывают из животных жиров. Данные масла по сравнению с нефтяными обладают более высокими смазывающими свойствами и более низкой термической устойчивостью. Поэтому их чаще используют в смеси с нефтяным;

3.Синтетические, получаемые из различного исходного сырья различными методами (каталитическая полимеризация жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненефтяного сырья; синтез кремнийорганических соединений). Синтетические масла обладают всеми необходимыми свойствами, однако из-за высокой стоимости применяются только в самых ответственных узлах трения.

По агрегатному состоянию смазочные материалы делятся на:

- жидкие смазочные масла, которые в обычных условиях являются жидкостями, обладающими определенной текучестью ( нефтяные и растительные масла);

- пластичные или консистентные смазки, которые в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, консталины, жиры). Они подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнителъные;

- твердые смазочные материалы, которые не изменяют своего состояния под действием температуры, давления (графит, слюда, тальк). Их обычно применяют в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами.

По назначению смазочные материалы делятся на масла:

- моторные, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания;

- трансмиссионные, применяемые в трансмиссиях автомобилей и других машин;

- гидравлические - для гидросистем различных машин.

По температуре применения различают:

- низкотемпературные, для температуры не более 60°С;

- среднетемпературные, применяемые при температурах 150 - 200°С;

- высокотемпературные, используемые в узлах, которые подвергаются воздействию температур до 300°С и выше.

Смазочные масла должны обладать соответствующими вязкостью и индексом вязкости, высокой термоокислительной устойчивостью и хорошими противокоррозионными свойствами, противоизносными качествами и хорошей прокачиваемостью при различных температурах окружающей среды. Масла должны обеспечивать максимально возможный срок службы и не образовывать на поверхностях деталей различные отложения. Чтобы удовлетворить весь комплекс требований, предъявляемых к смазочным маслам широко используют специальные добавки (присадки).

По наличию и распределению на трущихся поверхностях смазочного материала различают следующие виды трения: сухое, когда между трущимися поверхностями отсутствует смазочное вещество; жидкостное, при котором трущиеся поверхности полностью разделены слоем смазочного вещества; граничное, когда трущиеся поверхности разделены тончайшим молекулярным слоем адсорбированных на них смазочных веществ; полужидкостное - переходное между жидкостным и граничными видами трения.

Сухое трение - самое опасное для узлов и механизмов, так как сопровождается резким увеличением износов, потерей энергии на трение, температур. Жидкостное трение обеспечивается, если смазывающая жидкость полностью разделяет трущиеся поверхности, т.е. трение между твердыми телами заменяется трением между частицами жидкости. При этом в 10 - 15 раз снижаются затраты мощности на преодоление трения, резко уменьшаются износ и нагрев деталей, узел трения выдерживает более высокие нагрузки. Работа узла трения, а следовательно, машины в целом становится более продолжительной, надежной.




Образование масляного слоя между трущимися поверхностями при заданной нагрузке зависит от скорости их относительного перемещения и вязкости масла.

Надежность масляного слоя, а следовательно несущая способность подшипников с повышением частоты вращения вала и вязкости масла уменьшается.

Коэффициент жидкостного трения составляет 0,001- 0,01, а минимальная толщина масляного слоя при жидкостном трении для автотракторных двигателей равна 4 -6 мкм.

В ряде случаев двигатель может кратковременно работать в неблагоприятных условиях (резкое возрастание нагрузки, значительное снижение частоты вращения вала, перегрев двигателя, чрезмерное понижение вязкости масла), при которых гидродинамический слой масла нарушается, и жидкостное трение переходит в граничное. При этом между трущимися поверхностями остается очень тонкий слой масла. Пленка масла на металлической поверхности прочно удерживается силами межмолекулярного взаимодействия. Оно зависит от смазывающей способности масла и физико-химических свойств поверхностей трения. Толщина слоя масла составляет 0,1 - 1,0 мкм. Коэффициент трения составляет 0,01 - 0,1.

Все смазочные масла обладают смачиваемостью, т.е. способностью растекаться тонким слоем на поверхности металла. Эта способность зависит от внутренних сил сцепления. В данном случае силы взаимодействия между металлом и частицами масла больше силы молекулярного взаимодействия между частицами масла. Смазывающая способность масла имеет очень важное значение во многих случаях эксплуатации ДВС: во время пуска или при прогреве двигателя.

Полужидкостной смазкой называют такой режим трения, когда наряду с жидкостной имеет место и граничная смазка (например, при пуске и остановке двигателя, неустановившейся нагрузке, резком изменении скорости). Полужидкостное трение будет наблюдаться при высоких удельных нагрузках и рабочих температурах, низкой вязкости масла, нарушении герметичности деталей, недостаточном поступлении масла, попадании в него абразивных и механических примесей.

Определить марку моторного масла, если известны следующие данные: =11,2 сСТ, индекс вязкости 95, щелочность 6,0 мг/г, зольность - 1,15%, температура вспышки 223 0 С, температура застывания ‑ (-19 0 С). В каких двигателях и в какое время года можно использовать данное масло?

1.По условию задачи, используя справочные данные, устанавливаем марку масла. Это моторное масло марки ___________

2.По кинематической вязкости, индексу вязкости и температуре застывания можно заключить, что масло __________

Данное масло можно использовать ­­­­­________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назначение смазочных материалов.

Основное назначение смазочных материалов - уменьшение износа трущихся деталей и снижение затрат энергии на преодоление трения. Кроме этих функций, смазочные материалы выполняют и другие: отводят тепло от трущихся пар, предохраняют детали от коррозии, очищают поверхности трения от продуктов износа и других примесей, герметизируют узлы трения.

В зависимости от характера относительного перемещения поверхностей различают трение скольжение и трение качения. Сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения, поэтому там, где это возможно, предпочтительнее применять подшипники качения.

Различают следующие виды масел:

1. Минеральные или нефтяные, являющиеся основной группой выпускаемых смазочных масел. В зависимости от способа получения они классифицируются на дистилятные, остаточные, компаундированные или смешанные;

2.Растительные и животные, имеющие органическое происхождение. Растительные масла получают путем переработки семян определенных растений. Животные масла вырабатывают из животных жиров. Данные масла по сравнению с нефтяными обладают более высокими смазывающими свойствами и более низкой термической устойчивостью. Поэтому их чаще используют в смеси с нефтяным;

3.Синтетические, получаемые из различного исходного сырья различными методами (каталитическая полимеризация жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненефтяного сырья; синтез кремнийорганических соединений). Синтетические масла обладают всеми необходимыми свойствами, однако из-за высокой стоимости применяются только в самых ответственных узлах трения.

По агрегатному состоянию смазочные материалы делятся на:

- жидкие смазочные масла, которые в обычных условиях являются жидкостями, обладающими определенной текучестью ( нефтяные и растительные масла);

- пластичные или консистентные смазки, которые в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, консталины, жиры). Они подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнителъные;

- твердые смазочные материалы, которые не изменяют своего состояния под действием температуры, давления (графит, слюда, тальк). Их обычно применяют в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами.

По назначению смазочные материалы делятся на масла:

- моторные, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания;

- трансмиссионные, применяемые в трансмиссиях автомобилей и других машин;

- гидравлические - для гидросистем различных машин.

По температуре применения различают:

- низкотемпературные, для температуры не более 60°С;

- среднетемпературные, применяемые при температурах 150 - 200°С;

- высокотемпературные, используемые в узлах, которые подвергаются воздействию температур до 300°С и выше.

Смазочные масла должны обладать соответствующими вязкостью и индексом вязкости, высокой термоокислительной устойчивостью и хорошими противокоррозионными свойствами, противоизносными качествами и хорошей прокачиваемостью при различных температурах окружающей среды. Масла должны обеспечивать максимально возможный срок службы и не образовывать на поверхностях деталей различные отложения. Чтобы удовлетворить весь комплекс требований, предъявляемых к смазочным маслам широко используют специальные добавки (присадки).

По наличию и распределению на трущихся поверхностях смазочного материала различают следующие виды трения: сухое, когда между трущимися поверхностями отсутствует смазочное вещество; жидкостное, при котором трущиеся поверхности полностью разделены слоем смазочного вещества; граничное, когда трущиеся поверхности разделены тончайшим молекулярным слоем адсорбированных на них смазочных веществ; полужидкостное - переходное между жидкостным и граничными видами трения.

Сухое трение - самое опасное для узлов и механизмов, так как сопровождается резким увеличением износов, потерей энергии на трение, температур. Жидкостное трение обеспечивается, если смазывающая жидкость полностью разделяет трущиеся поверхности, т.е. трение между твердыми телами заменяется трением между частицами жидкости. При этом в 10 - 15 раз снижаются затраты мощности на преодоление трения, резко уменьшаются износ и нагрев деталей, узел трения выдерживает более высокие нагрузки. Работа узла трения, а следовательно, машины в целом становится более продолжительной, надежной.

Образование масляного слоя между трущимися поверхностями при заданной нагрузке зависит от скорости их относительного перемещения и вязкости масла.

Надежность масляного слоя, а следовательно несущая способность подшипников с повышением частоты вращения вала и вязкости масла уменьшается.

Коэффициент жидкостного трения составляет 0,001- 0,01, а минимальная толщина масляного слоя при жидкостном трении для автотракторных двигателей равна 4 -6 мкм.

В ряде случаев двигатель может кратковременно работать в неблагоприятных условиях (резкое возрастание нагрузки, значительное снижение частоты вращения вала, перегрев двигателя, чрезмерное понижение вязкости масла), при которых гидродинамический слой масла нарушается, и жидкостное трение переходит в граничное. При этом между трущимися поверхностями остается очень тонкий слой масла. Пленка масла на металлической поверхности прочно удерживается силами межмолекулярного взаимодействия. Оно зависит от смазывающей способности масла и физико-химических свойств поверхностей трения. Толщина слоя масла составляет 0,1 - 1,0 мкм. Коэффициент трения составляет 0,01 - 0,1.

Все смазочные масла обладают смачиваемостью, т.е. способностью растекаться тонким слоем на поверхности металла. Эта способность зависит от внутренних сил сцепления. В данном случае силы взаимодействия между металлом и частицами масла больше силы молекулярного взаимодействия между частицами масла. Смазывающая способность масла имеет очень важное значение во многих случаях эксплуатации ДВС: во время пуска или при прогреве двигателя.

Полужидкостной смазкой называют такой режим трения, когда наряду с жидкостной имеет место и граничная смазка (например, при пуске и остановке двигателя, неустановившейся нагрузке, резком изменении скорости). Полужидкостное трение будет наблюдаться при высоких удельных нагрузках и рабочих температурах, низкой вязкости масла, нарушении герметичности деталей, недостаточном поступлении масла, попадании в него абразивных и механических примесей.

Определить марку моторного масла, если известны следующие данные: =11,2 сСТ, индекс вязкости 95, щелочность 6,0 мг/г, зольность - 1,15%, температура вспышки 223 0 С, температура застывания ‑ (-19 0 С). В каких двигателях и в какое время года можно использовать данное масло?

1.По условию задачи, используя справочные данные, устанавливаем марку масла. Это моторное масло марки ___________

2.По кинематической вязкости, индексу вязкости и температуре застывания можно заключить, что масло __________

Данное масло можно использовать ­­­­­________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Моторные масла – это смесь, состоящая на 80 – 85 % из масляной основы и на 15 – 20 % из присадок, которая должна отвечать многим требованиям и обладать высокой моющей способностью, окислительной и термической стабильностью, стойкостью к старению, способностью противостоять негативным воздействиям без ухудшения свойств. Присутствие присадок необходимо для увеличения вязкости, уменьшения износа трущихся деталей, предохранения от окисления и улучшения других характеристик.
Виды моторных масел
Масло в зависимости от основы и присадок бывает минеральным, синтетическим, полусинтетическим и гидрокрекинговым.
Классификация и подбор производится по следующим характеристикам:
— по вязкости SAE – выбирается вами по значениям температуры окружающего воздуха и степени износа двигателя;
— по условиям эксплуатации двигателя автомобиля – указывается в его руководстве по эксплуатации по классификации ACEA или API.
Минеральное масло – производится из нефти при помощи дистилляции и рафинирования, сравнительно недорогое, но быстро теряет свои свойства.
Синтетическое – получают синтезированием определенных химических соединений, имеет очень хорошие эксплуатационные характеристики, но высокую стоимость.
Полусинтетическое – получают в результате смешивания качественной минеральной основы и синтетической, по свойствам лучше минерального, но дешевле синтетического.
Гидрокрекинговое – минеральное, но с улучшенной структурой молекул способом гидрокрекинга и присадками, по качеству становится близким к синтетическому.
Моторное масло обеспечивает бесперебойную работу двигателя и его заданный ресурс при точном соответствии свойств механическим, термическим и химическим воздействиям, которым подвергается в системе смазки двигателя.
Виды присадок
Присадки – это компоненты, которые получают химическим путем, они служат для добавления в масло с целью улучшения его эксплуатационных характеристик. Даже если ваш основной род деятельности – продажа новых прицепов, вы должны знать, чем отличаются разные масла, а также основные виды присадок, чтобы сделать правильный выбор для собственного авто.
Существует множество видов присадок, среди них самыми популярными являются:
— антифризные;
— антиокислительные;
— противопенные;
— противозадирные;
— антикоррозионные;
— противоизносные;
— дисперсные;
— вязкостные;
— моющие.
Выбор качественного и максимально подходящего для двигателя вашего автомобиля масла – это его мощная и бесперебойная работа и долгий срок службы!

Зачем нужно моторное масло?

Принято выделять три основные функции моторного масла:

  • Смазывание узлов и деталей
  • Охлаждение двигателя
  • Удаление отложений

Как видите, задачи это весьма важные. Не даром моторное масло очень часто называют полноценным агрегатом двигателя. Теперь рассмотрим каждый из пунктов более детально.

Смазывание узлов и деталей

Все вышеперечисленные зоны мотора находятся в условиях очень высоких температур и больших нагрузок. Вот почему качество и характеристики моторного масла напрямую влияют на мощность ДВС, общую динамику автомобиля, а также расход топлива. Кроме этого, смазочная жидкость определяет вероятность отказа двигателя. Статистика доказывает, что из-за масла низкого качества появляется почти 1/3 всех дефектов двигателя. Период жизни смазочного состава определяет, через какой период времени его нужно заменить.

Охлаждение двигателя

Моторное масло прямо способствует охлаждению силового агрегата. Это очень явно проявляется в тех ДВС, где имеются специальные форсунки для масляного охлаждения поршней. Жидкость забирает некоторую часть тепла с головки блока, цилиндров, а также в тех зонах, где между деталями происходит трение, например, в поршневых кольцах и подшипниках.

Удаление отложений

Третья функция моторного масла связана с его способностью к удалению из двигательной системы различных отложений и частиц грязи. В процессе эксплуатации внутри силового агрегата неизбежно появляются и скапливаются шлаки, продукты горения и разложения, микрочастицы дорожной пыли, которые не смог уловить воздушный фильтр. Для жидкости этот процесс не проходит бесследно: постепенно она утрачивает свои изначальные свойства , поэтому его необходимо периодически менять. Если этого не сделать вовремя, то негативные последствия для мотора не заставят себя ждать: ускорится износ деталей, ДВС начнет чаще перегреваться и заклинивать, поршневые кольца просто откажутся работать.

Дополнительное назначение моторного масла

Кроме всего вышесказанного, моторное масло необходимо, чтобы уплотнить зазоры колец, появляющиеся в поршневых канавках. Без этого не достигается необходимый уровень компрессии. Также стоит отметить еще одну функцию смазочной жидкости, связанную с защитой двигателя от образования коррозионного налета, что гарантирует увеличение срока его бесперебойной работы.

При этом важно учитывать состав продукта, класс вязкости, а также обязательно сверятся с допусками и принимать во внимание условия эксплуатации автомобиля, тип двигателя и степень его износа. Лучше проконсультироваться со специалистами, чтобы подобрать действительно хорошее моторное масло и в будущем не иметь проблем с силовым агрегатом.


Сма́зочные материа́лы — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.

Содержание

Назначение и роль смазочных материалов (смазок и масел) в технике

Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.). В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).

Виды и типы смазочных материалов

В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфид молибдена) вещества.

По материалу основы смазки делятся на:

  • минеральные — в их основе лежат углеводороды, продукты переработки нефти
  • синтетические — получаются путем синтеза из органического и неорганического (например, силиконовые смазки) сырья
  • органические — имеют растительное происхождение (например: касторовое масло, пальмовое масло)

Смазки могут иметь комбинированную основу.

Классификация

Все жидкие смазочные материалы делятся на классы по вязкости (классификация SAE для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел.

По агрегатному состоянию делятся на:

  • твёрдые,
  • полутвёрдые,
  • полужидкие,
  • жидкие,
  • газообразные.
  • Моторные масла — применяемые в двигателях внутреннего сгорания.
  • Трансмиссионные и редукторные масла — применяемые в различных зубчатых передачах и коробках передач.
  • Гидравлические масла — применяемые в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах.
  • Пищевые масла и жидкости — применяемые в оборудовании для производства пищи и упаковки, где возможен риск загрязнения продуктов смазывающим веществом.
  • Индустриальные масла (текстильные, для прокатных станов, закалочные, электроизоляционные, теплоносители и многие другие) — применяемые в самых разнообразных машинах и механизмах с целью смазывания, консервации, уплотнения, охлаждения, выноса отходов обработки и др. (пасты) — применяемые для защиты электрических контактов от коррозии и снижения переходного сопротивления контактов. Электропроводящие смазки изготавливаются консистентными.
  • Консистентные (пластичные) смазки — применяемые в тех узлах, в которых конструктивно невозможно применение жидких смазочных материалов.

См. также

Литература

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Смазочные материалы" в других словарях:

СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — вещества, обладающие смазочным действием. Основные смазочные материалы: смазочные масла, пластичные смазки, твердые смазки и смазочно охлаждающие жидкости … Большой Энциклопедический словарь

смазочные материалы — (lubricants) – это вязкие, жирные жидкости или пасты, предназначенные для снижения трения и износа трущихся поверхностей. В большинстве случаев это масла, получаемые переработкой нефти (минеральные масла), путем синтеза (синтетеические масла),… … Автомобильный словарь

смазочные материалы — Вещ ва, облад. смаз. действием. Применяются для смазки трущихся деталей машин и приборов, а тж. при обработке металлов давлением. В качестве с. м. используют жидкие, преимущ. нефтян., масла, синтетич. масла, пластичные смазки, тв. вещ ва (графит … Справочник технического переводчика

СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — в ва, обладающие смазочным действием. С. м. применяют для смазки трущихся деталей машин и приборов, а также при обработке металлов резанием и давлением, для предохранения металлич. пов стей от коррозии и др. целей. Различают С. м. жидкие,… … Химическая энциклопедия

смазочные материалы — вещества, обладающие смазочным действием. Основа мазочных масел: смазочные масла, пластичные смазки, твердые смазки и смазочно охлаждающие жидкости. * * * СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, вещества, обладающие смазочным действием. Основные … Энциклопедический словарь

смазочные материалы — [lubricants] вещества, обладающие смазочным действием. Применяются для смазки трущихся деталей машин и приборов, а также при обработке металлов давлением. В качестве смазочных материалов используют жидкие, преимуществ нефтянянные, масла,… … Энциклопедический словарь по металлургии

Смазочные материалы* — (франц. graisse; англ. grease, smear, ungment; нем. Schmiermittel) представляют вещества различного происхождения и состава, при обыкновенной t° находящиеся в жидком, твердом и промежуточном между ними состоянии и предназначаемые для устранения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Смазочные материалы — (франц. graisse; англ. grease, smear, ungment; нем. Schmiermittel) представляют вещества различного происхождения и состава, при обыкновенной t° находящиеся в жидком, твердом и промежуточном между ними состоянии и предназначаемые для устранения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Смазочные материалы — вещества, обладающие смазочным действием (См. Смазочное действие). Применяются для смазки (См. Смазка) трущихся деталей машин и приборов, а также при обработке металлов давлением. В качестве С. м. используют жидкие масла преимущественно… … Большая советская энциклопедия

Читайте также: