Расскажите о художественных объединениях 1920 о борьбе литературно художественных группировок кратко

Обновлено: 08.07.2024

Кто и зачем собирался вокруг Казимира Малевича, Александра Родченко, Павла Филонова и других художников, определявших направление творческой мысли в одно из самых важных десятилетий в развитии русского искусства

1920-е годы — период, когда в Советской России заявляли о себе и стре­митель­но сменяли друг друга объединения художников. Большая часть организаторов и участников этих объединений училась у старшего поколения новаторов аван­­гардного искусства в московских Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и петроградском Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин); многие были тесно связаны с деятельностью Музея живописной культуры и Государствен­ного института художе­ственной культуры (Гинхук, Петроград).




97. Социалистический реализм: литература

Принципами соцреализма провозглашались народность: герои произведений должны быть выходцами из народа – рабочие и крестьяне; партийность: они должны проявлять героизм во имя светлого будущего; конкретность: соответствие доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).

К творчеству писателя предъявлялись особые требования: он должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества; должен ориентироваться на нормы и критерии, диктуемые коммунистической партией; должен влиять на читателя как пропагандист. Существовали требования и к литературному герою: его субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. В центре произведения обязательно должен был стоять положительный герой: идеальный коммунист и пример для социалистического общества, которому чужды сомнения души.

В послевоенное время становится особенно определенным образ успешного писателя-бюрократа, т.е. такого представителя творческой среды, который благодаря занимаемому высокому посту в Союзе писателей СССР и близости к партийной верхушке становится массовоиздаваемым, его произведения экранизируются и ставятся на сцене. Мера его таланта и общественное положение находятся в вопиющем несоответствии. К таким обласканным авторам относятся Семен Петрович Бабаевский (1909 – 2000), Анатолий Владимирович Софронов (1911 – 1990), вышеупомянутые Г. Марков и Ан. Иванов.

97. Социалистический реализм: литература

Принципами соцреализма провозглашались народность: герои произведений должны быть выходцами из народа – рабочие и крестьяне; партийность: они должны проявлять героизм во имя светлого будущего; конкретность: соответствие доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).

К творчеству писателя предъявлялись особые требования: он должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества; должен ориентироваться на нормы и критерии, диктуемые коммунистической партией; должен влиять на читателя как пропагандист. Существовали требования и к литературному герою: его субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. В центре произведения обязательно должен был стоять положительный герой: идеальный коммунист и пример для социалистического общества, которому чужды сомнения души.

В послевоенное время становится особенно определенным образ успешного писателя-бюрократа, т.е. такого представителя творческой среды, который благодаря занимаемому высокому посту в Союзе писателей СССР и близости к партийной верхушке становится массовоиздаваемым, его произведения экранизируются и ставятся на сцене. Мера его таланта и общественное положение находятся в вопиющем несоответствии. К таким обласканным авторам относятся Семен Петрович Бабаевский (1909 – 2000), Анатолий Владимирович Софронов (1911 – 1990), вышеупомянутые Г. Марков и Ан. Иванов.

Литературные группировки 1920-х гг.

Новокрестьянская поэзия

Состав : Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев, Орешин

Даты : Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами. Вторая волна – 1910-е гг.

Суть : Это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.

Были встречены как посланцы новой русской деревни. Группа была неоднородной: разные судьбы, разные идеологии, разный подход к освоению поэтической традиции. Поэтому это название хоть и традиционное, но достаточно условное.

Состав : Блок, Брюсов, Белый, Клюев, Есенин, Пастернак, Замятин. Из художников –Петров-Водкин. Из композиторов – Прокофьев.

Даты : Скифское движение поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году. Стало вершиной русского Народничества и предтечей Евразийства.

Суть : Все помнят октябрьскую революцию 1917 года как переворот Ленина и большевиков. Но революцию вместе с большевиками осуществляли и русские народники – левые эсеры. Скифское Движение шло с ними рука об руку, часть скифов – Сергей Есенин, Мария Спиридонова, Иванов-Разумник – были активистами этой партии. Другие печатались в левоэсеровских газетах. Они мыслили революцию совсем иначе.

У большевиков всё дышало ненавистью к народам и классам. А Революция Скифов должна была превратить Россию в райское поле людей-цветов. Революция должна была быть революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце и наполняет мир красотой.

Революция должна привести к рождению Нового Человека – Скифа – Солнечного Русского. Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам.

Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии – Союз Скифских Республик.

Состав : Шершеневич, Мариенгоф, Есенин, Кусиков, Рюрик Ивнев, Николай Эрдман.

- Цель творчества – создание образа . Образ создается при помощи метафор, метафорических цепей, сопоставляющих различные элементы образа – прямой и переносный.

Состав : Обрадович , Герасимов , Кириллов, Александровский , Санников – писатели, вышедшие из Пролеткульта. Позже – классики, Новиков-Прибой, Гладков.

Состав : Руководители-критики: Лелевич, Вардин, Родов. Писатели: Безыменский , Либединский , Жаров, Артем Веселый. Позже примкнул Дмитрий Фурманов.

Даты : Основана 7 декабря 1922 года в Москве.

Состав : Воронский, Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный, Александр Малышкин, Михаил Пришвин, Андрей Платонов,

Группу резко критиковали в рапповской печати за якобы реакционность и увод писателей в сторону от задач современности, неисторический, внеклассовый подход, вплоть до примиренчества по отношению к классовому врагу.

Рапповцы утверждали, что все в творчестве – от замысла до восприятия – познаваемо, а перевальцы утверждали роль бессознательного. Некоторые ссылки в их работах свидетельствуют о знакомстве с учением Фрейда. Такой подход подводил к рискованному выводу: если творческий процесс бессознателен, то он неконтролируем.

Кроме того, для перевальцев писатель не был лишь носителем идеологии, он был носителем психологии.

В целом перевальцы развивались в духе эстетической критики. Они были доброжелательны в оценках текущей литературы, не раз делали уступки своим оппонентам-рапповцам. А рапповцы не принимали интеллигентного стиля перевальцев.

Состав : Фадеев, Серафимович, Либединский.

С самого начала РАПП имела принципиальное отличие от предшественника - Пролеткульта. Пролеткультовцы боролись за автономию от государства, за что и были разгромлены. Рапповцы учли их печальный опыт и провозгласили главным принципом следование партийной линии, борьбу за партийность литературы, внедрение партийной идеологии в массы.

Состав : Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Данил Хармс, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев. Близки были Николай Олейников , Евгений Шварц , Казимир Малевич , Павел Филонов .

Печать : Попытка издать сборник не удалась. Из участников только Заболоцкий и Вагинов смогли издать книги в 1920-30-х гг.

Состав : Маяковский, Асеев, Третьяков, Кушнер, филологи Шкловский и Брик, кинорежиссёр Эйзенштейн, кинооператор-документалист Дзига Вертов. Также из поэтов примыкали Пастернак и Каменских.

Даты : ЛЕФ объединился в конце 1922 – начале 1923 года вокруг одноименного журнала. В 1925 году журнал прекращает своё существование, а ЛЕФ, просуществовавший до 1928 года, переименован в РЕФ. Маяковский вышел из РЕФа, чтобы вступить в самую массовую литературную организацию того времени – РАПП.

- принцип социального заказа (художник должен писать на ту тему, которая наиболее актуальна для общества в данный момент);

- принцип литературы факта (отбор материала для творчества – не вымысел, а факт как предмет искусства);

Серапионовы братья

Состав : Зощенко, Лунц, Каверин, Федин, Тихонов, Всеволод Иванов, Слонимский, Шкловский. Идейный и художественный руководитель – Замятин.

Поведайте о художественных объединениях 1920-х гг., о борьбе литературно-художественных сортировок и о содержании этой борьбы.

  • Брилок Игорян
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-01 06:03:48
  • 2
  • 1

Многие стихотворцы (Н.Н. Асеев, О.М. Брик, В.В. Маяковский, живописцы Л.С. Попова, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова и др.) слились в Левый фронт искусств (ЛЕФ). Заявляя о для себя, как о приемниках футуризма, они добивались ниспровержения старых канонов искусства, само искусство они стремились сделать долею быта, ежедневной жизни, устремлялись к тому, чтоб оно не стало быть отдельной, выделенной сферой людской деятельности. Для партийных функционеров ЛЕФ был радикален до непонятности. Они быстрее склонялись к поддержке идейных соперников ЛЕФа Ассоциации живописцев революционной Рф (АХРР). В заключительном объединении состояли в главном живописцы (А.М. Герасимов, И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман и др.), они осуждали рвение ЛЕФа ниспровергнуть все ветхое, опирались на традиции реализма, творчества передвижников. Отличительно именно их соперничество. Обычно стихотворцам и художникам нечего разделять, они работают в различных направлениях. Но в 1920-е годы в искусстве устремлялись установить единичную идейную линию и сурово карать тех, кто от этой лини отклоняется. Устремлялись к этому сами творцы, деятели партии в то время вмешивались в их борьбу малюсенько. Борьба велась через заявления, статьи, манифесты в публицистике. Идейных противников просто словесно клеймили, не стыдясь в выражениях. Все пренебрегали про то, как до революции даже в одном виде искусства мирно уживалось сходу несколько безусловно различных стилей.

Читайте также: