Способы преодоления препятствий на лыжах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Способы лыжного подъема

Чтобы спуститься с горы, нужно сначала на нее подняться, неподготовленным лыжникам такой подъем представляется чем-то неосуществимым. Передвигаясь по неровной, пересеченной поверхности, предстоит преодолевать разнообразные трудности склонов, отличающиеся по крутизне, протяжности, и рельефных особенностей. Подъемы на лыжах, точнее, их способы, выполняются с учетом этих факторов. Но выбор должен основываться на не менее важных технических факторах: физической подготовки горнолыжника, степени его выносливости.

Подъемы по невысоким склонам осуществляются с помощью попеременного шага. Здесь применимы те же принципы, как и при привычной ходьбе. Только с увеличившимся наклоном всего корпуса относительно следования, распределяя, таким образом, центр тяжести и усиливая упор на палки. При отсутствии условий для скользящего шага, по причине недостатка в сцеплении лыж со снеговым покровом применима техника ступающего. В зависимости от крутизны склона потребуется большее по ширине разведение лыжных носков и уклон на внешнее ребро, с усилением опоры на палки. Для преодоления внушительных подъемов потребуется применение специальных методов, проверенных горнолыжниками.

Способы подъемов в горы на лыжах:

Способы спуска с горы

Пересекая неровную заснеженную местность по горному склону, с различными препятствиями и сложностями, потребуется умение мгновенно переориентироваться в сложившихся, часто неблагоприятных условиях. Чтобы обойти тяжелые, ненадежные участки, представляющие опасность для лыжника, следует помнить, что спуски и подъемы на лыжах подчинены биомеханическим принципам. А потому, все, что потребуется, — следовать установленным правилам спуска, безо всякой импровизации.

Во время спусков применимы разные техники, зависящие от высоты склона, протяжности и состояния его поверхности. Существует несколько простых правил, применимых в любой из нестандартных ситуаций. Так, для устойчивости при спуске одна из лыж выдвигается несколько дальше другой, на которую переносится центр тяжести. Этот же прием, только с отклонением тела назад, выполняется, чтобы исключить врезание в снег на финише. Для ускорения и улучшения скольжения нужно наклонить корпус назад. В остальном — дело техники.

Способы и техники спусков с горы на лыжах:

  1. На различных по высоте и протяжности склонах, подходящих для универсального положения спусков, применяется средняя стойка. Она позволяет с легкостью совершать повороты и обходить трудные участки. Идеальное соотношение — в немного согнутых ногах, так равномерно распределяется вес, наклоненном вперед корпусе, в согнутых в локтях руках, прижатых к телу палках, повернутых острыми концами назад.
  2. Высокие склоны со сложными особенностями рельефа и толстым слоем рыхлого снега — далеко не лучшее место для спуска. Но в таких сложных условиях уместно применить положение высокая стойка, улучшающее устойчивость и несколько замедляющее слишком скоростной спуск, с которым сложно тормозить и совершать повороты. Выражена она в следующем: немного согнуть ноги, наклониться вперед, руки согнуть в локтях и выдвинуть вперед. Палки плотно прижать к торсу и повернуть назад.
  3. На покатых склонах, лишенных каких-либо препятствий, используется низкая стойка, применимая для существенного ускорения спускающихся. Для достижения оптимального положения нужно основательно согнуть ноги в коленях (буквально присесть), наклониться далеко вперед, вытянуть руки и согнуть их в локтях на уровне пояса. Крепко зафиксировать палки и повернуть назад острием.
  4. На протяженных и относительно ровных склонах применима стойка отдыха, позволяющая снять напряжение в поясничном отделе и мышцах ног. В такой позе можно находиться в выпрямленном положении, нужно лишь немного согнуть ноги, сделать незначительный уклон торса вперед, руки остаются выпрямленными, прижатыми предплечьями к бедрам. Палки находятся далеко позади, едва не волочась по снегу.

Внимание! Никогда не стоит держать палки кольцами вперед, существует угроза наткнуться на них и получить серьезную травму.

Виды поворотов при спуске

Повороты являются основой и составляющей каждого спуска, без них не обойтись, они изменяют направление движения, замедляют его скорость, благодаря им удается обойти опасные участки. Применяется несколько основных видов поворотов: в зависимости от целей, поставленных себе горнолыжником. Они рознятся применимо к различным ситуациям, но в любом случае должны учитываться внешние факторы, способные влиять на поворот. Условия, необходимые для оптимального скоростного баланса и качества скольжения — рельефное состояние местности, плотность снегового покрытия, дуга самого поворота.

Виды выполнения поворотов в разных условиях:

Как правильно тормозить на спуске

Спуски, так или иначе, требуют торможения для прерывания скольжения вниз или снижения скорости. Хотя применяются далеко не всегда, нередко лыжники достигают финиша, ни разу даже не притормозив. В большинстве случаев к этому прибегают при возникновении каких-либо неожиданных препятствий, затрудняющих движение. Самые распространенные, когда приходится тормозить во время спуска: падение на пути другого лыжника, помехи, создаваемые детьми, слишком сложный рельеф или топкий снег, плохая подготовка самого горнолыжника.

Техника и способы торможения при спуске:

Важно! Вопреки общепринятому мнению, остановиться, применяя лыжные палки, невозможно, особенно на большой скорости, таким способом можно лишь замедлить движение.

Экстренное торможение

Данный способ торможения выражен в управляемом падении и применяется только в самом крайнем случае, во избежание еще больших проблем, или чтобы не нанести серьезную травму другому человеку. При этом существует угроза и самому лыжнику, совершающему экстренное торможение, травмироваться и получить увечья, ведь в такой ситуации нет времени для выбора наиболее подходящего для падения места. Техника экстренного торможения заключается в заваливании набок с низкой стойки так, чтобы лыжи находились в положении перпендикулярно склону, руки плотно прижаты к туловищу с выставленными назад палками.

1. Перешагивание вперед. С помощью этого способа можно преодолеть небольшие канавы и впадины. Для этого надо встать на край впадины, сделать широкий шаг правой (левой) ногой вперед, одновременно поднимая левую (правую) руку с лыжной малкой. Правой (левой) палкой оттолкнуться и перенести тяжесть юла на левую ногу.

2. Перешагивание в сторону. С помощью этого способа можно преодолеть неширокий ров или высокие предметы. Для этого надо встать правым или левым боком ко рву (канаве, бугру), перенести через него ближайшую ногу и руку. Затем сделать самый широкий шаг, чтобы затем можно было перенести вторую ногу и встать с другой стороны препятствия.

3. Перелезание через препятствие. Самый удобный способ — сидя. Для этого надо встать боком к препятствию, сесть на него (если просто сесть на него сложно, то можно слегка оттолкнуться ногами), затем одновременно согнуть обе ноги, перенести лыжи через препятствие и встать на них.

2. Подъемы на склон и спуски со склона
(Учитель напоминает о правилах безопасности — подниматься не там, где спускаются, спускаться только тогда, когда склон свободен.)

Как преодолеваются на лыжах склоны и подъемы разной крутизны?

1.Подъем скользящим шагом

При подъеме скольжением увеличивается наклон туловища, уменьшается длина шага, толчок рукой заканчивается одновременно с отталкиванием ногой. Уменьшается амплитуда в работе рук и ног -они выносятся вперед энергичным маховым движением сразу после окончания толчков, "замах" почти отсутствует. Период работы (отталкивание) одной рукой наслаивается на толчок другой рукой, поэтому с увеличением крутизны подъема опора палками становится непрерывной.Увеличивается и угол отталкивания ногой, что требует более активной работы рук. Палка ставится на снег под углом около 65-75°. Отталкивание ногой становится более продолжительным. Свободная нога выполняет маховое движение в период толчка другой ногой. При выносе ноги вперед недопустимо "выскальзывание" стопы, так как это вызывает стопорящее положение и затрудняет выполнение переката, что, в свою очередь, вызывает другие нарушения техники.

2. Подъем беговым шагом

В этом способе длина выпада в 3-4 раза больше длины скольжения. Маховые движения и подседания выполняются быстро, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп движения. В целом способ похож на бег на полусогнутых ногах при сохранении многих деталей подъема скользящим шагом.

3. Подъем ступающим шагом

Подъем ступающим шагом применяется в условиях, когда скольжение невозможно или нецелесообразно (из-за большой затраты сил). Это связано прежде всего с увеличением крутизны подъемов, но и условия сцепления лыж со снегом играют важную роль. Исключительно большое значение здесь имеют скорость выпада, энергичное отталкивание стопой и палкой. Обучение школьников этому способу подъема по координации особых затруднений не вызывает, но преодоление самых крутых подъемов требует хорошей физической подготовки.

4. Подъем "полуёлочкой"

Верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как и при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Важно добиться у школьников хорошей опоры на палки. Это позволит преодолеть подъемы даже средней крутизны. Длина шагов при подъеме "полуёлочкой" неодинакова: шаг лыжи, скользящей прямо, всегда длиннее, чем лыжи, отведенной носком в сторону. Этот способ может применять и при прямом подъеме.

Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращают скатывание. Название этого способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед. При передвижении этим способом могут быть различные варианты работы рук: одновременно с лыжей выносится одноименная или противоположная (разноименная) палка.

Расскажите о переходах с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни.

В самых легких условиях — на равнинной мест­ности или с небольшим уклоном под гору при хорошем скольжении используют одновременные ходы. При движении по равнинной мест­ности или по местности с небольшим подъемом (до 3°) при хорошем или удовлетворительном скольжении наибольшую скорость дает сочета­ние попеременного двухшажного с одновремен­ным одношажным ходом. В этих условиях может применяться сочетание попеременного двухшажного с попеременным четырехшажным ходом. Если при движении по­переменным двухшажным ходом время от вре­мени пропускать толчки руками (выносить палки вперед), появляется возможность делать более частые шаги. Получается так называемая подбежка. Она используется в основном при необхо­димости переключения напряжения мышц. По­переменный двухшажный ход с подбежкой со­ставляет попеременный четырехшажный ход. В условиях средней трудности (при хорошем, скольжении на подъемах до 8°) также применяется сочетание попеременного двухшажного хода с попеременным четырехшажным. Попеременный двухшажный ход используется иногда в виде бега при плохих условиях скольжения.

При глубоком снеге, который дает плохую опору для палок, надо переходить на попере­менный четырехшажный ход.

Коньковый ход применяется на специально подготовленной лыжне и при отличных условиях скольжения. На каком участке применять конь­ковый ход, каждый лыжник решает сам в за­висимости от своей подготовленности и рельефа местности. Обычно он применяется на равнине и в пологие подъемы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(Методические рекомендации для преподавателей физической культуры ПОУ)

Автор: Каманина Е.Д. преподаватель

Кострома 2019 г.

Аннотация 2 стр.

Способы преодоления неровностей.

Преодоление бугра 4 стр.

Преодоление впадин 4 стр.

Спуск со ступом 6 стр.

Преодоление препятствий на лыжах 8 стр.

Ошибки при выполнении способов преодоления неровностей 8 стр.

Заключение 9 стр.

Автор: Каманина Елена Дмитриевна

Методические рекомендации разработаны для преподавателей физического воспитания профессиональных образовательных учреждений. Могут быть использованы для обучения и совершенствования техники лыжных ходов, заложить прочную основу для дальнейших занятий лыжным спортом и повышения спортивных результатов.

Часто на склонах встречаются различные неровности: канавы, ямы, впадины и др. Важным условием сохранения устойчивости является надежный контакт лыж со снегом. Для этого лыжник применяет пружинящие движения ногами и компенсаторные движения туловищем и руками.

Преодоление неровностей при спуске с горы связано со скоростью спуска. Прежде чем приступить к обучению студентов этому способу передвижения, их необходимо научить изменять стойку при спуске, держать тело напряжённым и пружинить ногами.

При обучении преодолению неровностей нужно сначала научить лыжников своевременно повышать или понижать ОЦТ при изменении рельефа местности. При показе и объяснении техники преодоления бугра и впадины используется сначала пологий склон. Показ на небольшой скорости. Затем занимающийся пробует выполнить это сам. Постепенно усложняя рельеф, увеличивая крутизну и величину неровностей, лыжники овладевают техникой прохождения неровных участков спуска на большой скорости. При любом спуске палки необходимо всегда держать сзади.

Несоблюдение этого правила может привести к тяжелым травмам. Для преодоления неровностей лыжник должен сохранить устойчивость. Устойчивость лыжника рассматривается в двух направлениях: передне-заднем и поперечном.

Устойчивость в переднее – заднем направлении заключаются в способностях лыжника противостоять падению вперед или назад при резком увеличении или уменьшении крутизны склона. В этом случае для повышения устойчивости лыжники применяют следующие приёмы: одну из лыж выводят вперед в положении шага; отклоняют туловище назад (при угрозе падения назад) и наклоняют вперед для предупреждения опрокидывания назад); используют более низкую стойку.

Устойчивость в поперечном направлении заключаются в сохранении бокового равновесия (проекция ОЦТ не должна выходить за границы площади опоры). Для этого применяется: более широкое ведение лыж, постановка лыж на ребра, разведение рук с палками в стороны и другие компенсаторные движения для восстановления равновесия. При преодолении любых неровностей важно сохранить прямолинейное движение ОЦТ, что позволяет постоянно поддерживать сцепление лыж со снегом.

2. Способы преодоления бугра

2.1 Преодоление бугра

Заключается в следующем.

При приближении к бугру, лыжник приподнимается, в момент наезда на него он группируется, т. е. сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, а проехав бугор, вновь выпрямляется.

Преодоление подъемов и препятствий на лыжах

№ слайда 1

Преодоление подъемов и препятствий на лыжах

Перешагивание небольшого препятствия прямо и в сторону Производится перешагивани

№ слайда 2

Перепрыгивание в сторону Перепрыгивание в сторону Перед прыжком несколько подсед

№ слайда 3

Перепрыгивание в сторону Перепрыгивание в сторону Перед прыжком несколько подседают на толчковой ноге, подняв другую, и, подав тело в сторону прыжка, маховым движением посылают ее в сторону. Одновременно с толчком ноги сильно отталкиваются также и рукой с помощью палки.

Перелезание верхом, сидя и боком 1.Перелезания верхом перодолевают препятствия в

№ слайда 4

Перелезание верхом, сидя и боком 1.Перелезания верхом перодолевают препятствия высотой до 1м, на которые можно сесть не снимая лыж. Став боком, лыжник переносит одну лыжу, садится верхом и, опираясь на палки, переносит на нее тяжесть тела, затем подтягивает над препятствием и вторую лыжу.

Перелезание верхом, сидя и боком 2.На более высокие препятствия (до 150 см) лыжн

№ слайда 5

Перелезание верхом, сидя и боком 2.На более высокие препятствия (до 150 см) лыжник, подпрыгнув с опорой на палку, сначала ложится боком, затем переносит лыжи, поворачивая их вдоль препятствия, и, опираясь палкой на снег, спрыгивает

Пролезанием и подлолзанием Пролезанием преодолеваются препятствия, в которых име

№ слайда 6

Пролезанием и подлолзанием Пролезанием преодолеваются препятствия, в которых имеются щели шириной не менее 40 см (изгороди, проломы в стенах и др.). Лыжник, как пи перешагивании, сначала проносит в щель одну руку с палкой и ногу с лыжей, затем сильно наклоняется вперед и просовывает туловище. Опираясь за препятствием на палку, подтягивает другую ногу с лыжей. Подползанием пользуются в том случае. Если между препятствием и снегом имеется щель достаточных размеров.

Спрыгивание боком с поворотом Путь движения лыжника направлен сверху вниз. При п

№ слайда 7

Спрыгивание боком с поворотом Путь движения лыжника направлен сверху вниз. При преодолении обрывов, применяют спрыгивание боком с поворотом при помощи палки

Пологие, малопологие и среднепологие склоны Пологие и малопокатные преодолевают

№ слайда 8

Пологие, малопологие и среднепологие склоны Пологие и малопокатные преодолевают попеременным двухшажным ходом, среднепокатные- ступающим

Длинные подъемы На длинных подъемах можно сочетать попеременный двухшажный ход с

№ слайда 9

Источники 1.http://fizsport.ru/metody-ovladeniya-tekhnikoi-lyzhnogo-sporta/poper

№ слайда 10

Малая толика
того, что можно
узнать!


Читать!

Обучать технике движения и преодоления склонов на лыжах необходимо, не только на специальных занятиях, но и на каждом учебном выходе и во время похода.

Первые практические занятия необходимо посвятить отработке техники движения на лыжах с рюкзаком, преодоления наиболее распространенных препятствий и тропления лыжни.

Лыжные ходы с рюкзаком

Инструктор должен напомнить слушателям, что основным способом передвижения туристов на лыжах по пересеченной местности и с тяжелым рюкзаком является скользящий (попеременный) ход. На пологих склонах с плотным или неглубоким рыхлым снегом можно спускаться коньковым ходом или ускорять движение одновременными толчками палками без смены положения ног (бесшажный ход). При этом инструктору необходимо обратить внимание на то, что наклон корпуса вперед во время завершения толчка палками не должен быть очень резким и сильным, иначе это может вызвать перемещение рюкзака на шею и привести к потере равновесия и падению.

В начале занятия инструктору необходимо узнать, как его слушатели владеют техникой движения на лыжах. Для этого следует проложить кольцевую лыжню и обязать всех туристов пройти по ней с рюкзаками. Если окажется, что не все уверенно владеют лыжными ходами, то занятие целесообразно построить в такой последовательности: сначала обучать движению скользящим шагом без палок, потом — движению с толчками палками без переступания ногами и отработке приема в целом.

Перед каждым этапом инструктор показывает правильное исполнение приема, обязывает одного из учеников повторить его, а затем приступает к тренировке. При этом он обязан обращать внимание на плавный перенос тела на выдвигающуюся вперед ногу, на расслабление ноги после толчка с отрывом каблука ботинка от лыжи и запятника лыжи от снега, а также на энергичное завершение толчка палкой.

Убедившись, что все приемы освоены, инструктор приступает к тренировке с рюкзаком по кольцевой лыжне, а потом — по намеченному маршруту учебного похода. Перед этим он должен показать, как надеть рюкзак и как освободиться от него при падении.

Преодоление препятствий, встречающихся на лыжне

Каждое встречающееся на маршруте препятствие необходимо использовать для обучения его преодоления. Это должно стать особой заботой инструктора (руководителя походной группы), поскольку поломка лыж и различные травмы являются следствием плохого владения приемами преодоления препятствий.



Рис. 1. Преодоление канавы Рис. 2. Преодоление бревна

Для преодоления бугров, неровностей и поваленных деревьев (рис. 2) на лыжне необходимо с подходом к препятствию освободить от нагрузки ногу, сделать ею широкий шаг вперед и поставить лыжу грузовой площадкой на препятствие, после чего, не замедляя темпа движения, приподнять носок второй лыжи (одновременным приподнятием носка и опусканием пятки ноги) и опустить ее за препятствием. Деревья на лыжне можно преодолевать и так: встать боком вплотную к дереву и, опираясь на палки (одну из которых поставить по другую сторону дерева), поочередно перенести лыжи через дерево.

Тропление лыжни

Преодоление склонов

Следующие занятия необходимо посвятить отработке техники преодоления склонов на лыжах. Инструктор должен разъяснить и, пользуясь примерами из практики, убедить слушателей, что успешное преодоление различных по крутизне и характеру снежного покрова склонов на лыжах возможно в том случае, когда все участники хорошо владеют различными приемами подъемов, спусков, торможения и поворотов. Во время проведения этих занятий нетрудно показать, что рюкзак, особенно станковый, увеличивает инерционные моменты при спусках с гор и часто приводит к падениям. Поэтому отработанным можно считать тот прием, который уверенно выполняется с рюкзаком за плечами.

Особой заботой инструктора при проведении занятий на склонах является обеспечение безопасности, исключение даже малейших травм и сохранение инвентаря. Для этого он должен делать сам и обучить слушателей следующему:

начинать разучивание приемов на ровных и пологих склонах с постепенным переходом на более крутые и сложной конфигураций;

выбирать склон с плавным переходом в ровную площадку, обеспечивающую лыжнику остановку без усиленного и экстренного торможения. Нельзя использовать склон, упирающийся в проезжую дорогу, опушку леса, кусты или овраг;

проверить, нет ли на склоне засыпанных снегом пней, камней, обледенелых участков и ям;

утоптать снег на склоне;

обозначить флажками (хвойными веточками) полосу спуска и места подъемов;

спускаться по одному, чтобы исключить случайный наезд при падении. На широкой полосе склона можно организовать спуск одновременно по несколько человек.

Перед отработкой каждого из приемов инструктор, построив группу вдоль склона лицом к трассе, должен показать его исполнение, а затем обязать одного из участников повторить прием. После этого каждый должен на виду у всей группы выполнить прием, а инструктор — опросить обучаемых, какие они заметили ошибки, после чего можно приступить к тренировке. В помощь себе инструктор, кроме стажера, может привлечь тех из обучаемых, кто хорошо владеет отрабатываемым приемом.

Место для проведения занятия инструктор должен выбирать заранее, обычно вначале или середине учебного маршрута, а каждый, встретившийся на лыжне склон — использовать для повторения и тренировки отрабатываемого приема.

Хотя материал ниже будет изложен отдельно по различным приемам преодоления склонов, занятия следует проводить, сочетая подъемы и спуски, спуски и торможения, спуски, повороты и торможения.

Подъемы


Рис. 3. Способы подъема на лыжах. а — ступающим шагом; б — полуелочкой; в — елочкой: г — лесенкой

В зависимости от крутизны и характера снега на склоне подниматься можно ступающим шагом, полуелочкой, елочкой, лесенкой и зигзагом. Для отработки этих приемов инструктор должен подобрать склон с постоянно увеличивающейся крутизной, чтобы сами обучаемые почувствовали необходимость перехода от одного к другому способу подъема (рис. 3).

На более крутых склонах следует двигаться полуелочкой наискосок к склону; лыжа, находящаяся выше по склону (на рисунке — левая), ставится по направлению движения, а другая — несколько развернутой в сторону.

Елочкой поднимаются на склонах средней крутизны, когда подъем полуелочкой невозможен. При этом носки лыж широко разводятся в стороны и лыжи твердо ставятся на внутренние ребра. Палки ставятся позади лыж. Инструктор обращает внимание на то, что прежде чем переставить лыжу, необходимо освободить ее от нагрузки, т. е. перенести тяжесть тела на другую лыжу. Для того чтобы носки лыж не зарывались в снег, следует рекомендовать одновременно приподнимать носок ботинка и нажимать на пятку.

Спуски на лыжах


Рис. 6. Спуск по сложному склону. а — встречный склон, выпрямление корпуса; б — бугор, подогнуть колени; в — яма, выпрямг ление корпуса; г — уступ, в низкой стойке

Спуски — важнейшие элементы лыжной техники. Инструктор должен своевременно предостеречь туристов от лихачества и разъяснить, что именно во время спусков происходит основная масса случаев травматизма как расплата за неумелое владение приемами спусков, торможения и поворотов.

В результате занятий и тренировочных выходов участники будущих походов должны научиться самостоятельно выбирать стойку и способ спуска в зависимости от крутизны склона и характера снежного покрова.

В зависимости от крутизны склона и характера снежного .покрова выбираются стойка и способ спуска.

Спускаться можно в высокой, средней и низкой стойках. Чаще всего приходится спускаться в средней стойке, которая наиболее выгодна при спусках со склонов средней крутизны. Для этого необходимо развести лыжи на ширину 15—20 см, ноги согнуть в коленях, а корпус наклонить вперед до положения, при котором из-за коленей можно было бы видеть носки ботинок. Полусогнутые в локтях руки следует опустить вдоль туловища, палки держать кольцами назад и никогда не выносить вперед во избежание травм.

На крутых склонах рекомендуется спускаться в низкой стойке, для чего необходимо сильно согнуть ноги в коленях, нрисесть, корпус наклонить вперед и вынести руки вперед.

В зависимости от крутизны склона спускаться можно по прямой, зигзагом, боковым соскальзыванием и лесенкой.

Спуск по прямой целесообразно применять на ровных, коротких, до средней крутизны хорошо просматриваемых склонах, не допуская сильного разгона. Инструктор должен подчеркнуть, что с увеличением скорости необходимо воспользоваться различными приемами торможения, вплоть до преднамеренного падения, памятуя, что это лучше сделать умышленно, чем потеряв контроль.

На крутых и недлинных склонах, без обрывистых участков необходимо обучить спуску боковым соскальзыванием. Для этого следует поставить лыжи параллельно склону и, нажимая на ребра лыж, обращенные к склону, уменьшить сцепление лыж со снегом до момента начала скольжения. В случае увеличения скорости нужно усилить упор на ребра лыж, обращенных к склону.

Спуск лесенкой применяется на крутых склонах, исключающих спуски зигзагом и соскальзыванием. Встретив склон с настовым или обледенелым покрытием, инструктор обязан показать, что лыжи необходимо ставить твердо, с прихлопыванием на кант.

Завершать занятия по спускам желательно на склонах, сочетающих уступы, бугры, ямы. и встречные склоны, на которых инструктор может научить умению постоянно сохранять контакт лыж со снегом и сохранять устойчивость. Это достигается изменением положения тела с таким расчетом, чтобы центр тяжести всегда находился на одном уровне по высоте, независимо от неровностей склона (рис. 6).

Торможение


Рис. 7. Остановка падением

Уверенное владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и своевременно останавливаться в нужное время и в желаемом месте.

Прежде чем отрабатывать способы торможения, инструктор должен научить остановке предумышленным падением. Для этого следует присесть как можно ниже и упасть на бок, откинув руки с палками назад, лыжи поставить поперек склона и упираясь ими в снег затормозить движение по склону (рис 7). Характерной ошибкой, на которую инструктор должен обратить внимание, является падение плашмя, без предварительного группирования тела.

Чаще всего применяется торможение плугом — двусторонним упором внутренними ребрами лыж. Для этого нужно, удерживая носки лыж вместе, развести пятки и тем шире, чем быстрее необходимо остановиться (рис. 8).

При спусках наискосок склона торможение осуществляется одной лыжей, находящейся ниже по склону. Этот способ называется полуплуг или односторонний упор (рис. 9).

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок склона, а иногда и при прямом спуске. Для этого необходимо несколько присесть, а палки, сложенные вместе, уткнуть штырьками в снег и увеличивая давление, замедлить движение (рис. 10). Торможение палками между ног по ряду моментов, в том числе и по причине возможной поломки палок, применять нежелательно.




Рис. 8. Торможение плугом Рис. 9. Торможение полуплугом Рис. 10. Торможение лыжными палками

Повороты

К обучению поворотам целесообразно приступать после отработки приемов торможения, поскольку они выполняются из позиций торможения — плуг и полуплуг. Более сложные способы поворотов с тяжелым рюкзаком и без специальных креплений туристам-лыжникам не рекомендуется применять.

Поворот из положения плуг обычно применяется после замедления скорости спуска на склонах средней крутизны при любом характере снега. Для выполнения поворота, например, влево (рис. 11) надо перенести тяжесть тела на правую ногу и поставить лыжу круто на ребро, а левую — разгрузить и, подтянув запятник, поставить параллельно правой.

При спусках на небольших скоростях по пологим склонам изменять направление движения можно способом переступания, напоминающим движение на коньках, когда лыжник делает толчки ногами не одинаковой силы. Например, при повороте в левую сторону более сильные толчки производятся правой ногой.

Будь на связи

О сайте

Тексты книг о технике туризма, походах, снаряжении, маршрутах, водных путях, горах и пр. Путеводители, карты, туристические справочники и т.д. Активный отдых и туризм за городом и в горах. Cтатьи про снаряжение, путешествия, маршруты.

Читайте также: