Рассказ пластуны кратко кухаренко

Обновлено: 06.07.2024

Биография Я. Г. Кухаренко

Яков Герасимович Кухаренко, первый писатель и историк Кубани, атаман Черноморского казачьего войска, родился в 1799 году в родовом хуторе Переяславского куреня. Здесь же прошли детские и юношеские годы Кухаренко. В 1811 году будущий писатель поступил в екатеринодарское уездное училище. Обучение в те времена было недолгим, и весной 1814 года Кухаренко закончил учебное заведение. Летом его приписали в четвертую конноартиллерийскую роту есаулом. Рота несла службу на пограничных казачьих кордонах. В 1823 году Кухаренко было присвоено первое офицерское звание. Пробовать себя в литературе Кухаренко начал уже в то время.

Так как он не скрывал своего сочинительства, слухи о его таланте дошли до казачьей столицы. Там очень заинтересовались молодым перспективным офицером. В декабре 1833 года Кухаренко был назначен асессором войсковой канцелярии и исполняющим обязанности войскового прокурора. Кухаренко переезжает в Екатеринодар. Это событие совпало с его женитьбой.

В 1841 году состоялось личное знакомство Кухаренко с Т. Шевченко. Это знакомство придало новый импульс творческой деятельности писателя. Знакомство с Шевченко переросло в многолетнюю дружбу.

Первая половина 1840-х годов прошла весьма плодотворно для Кухаренко. В этот период он пишет ряд произведений:

Готовые работы на аналогичную тему

Произведения Кухаренко, написанные в 30-40-е годы, начинают публиковаться только в конце 50-х годов. Писатель обещает доработать и новые рукописи, однако этому не было суждено осуществиться. В сентябре 1862 года Кухаренко был захвачен отрядом конных черкесов. От полученных ран бесстрашный атаман и талантливый писатель скончался.

Фольклор в творчестве Я. Г. Кухаренко

Писатель творчески обыгрывает фольклорный мотив превращения человека в зверя, растение или птицу из-за проклятия, произнесенного намеренно или неосторожно.

Кухаренко в своих произведениях часто использует фольклор черноморских казаков и творчески осмысливает его художественные формы и средства.

Действие пьесы происходит в самый ранний период жизни черноморцев на новых землях. Сюжет достаточно прост: Маруся любит Ивана, но он должен ехать с казаками в поход. В это время мать девушки хочет отдать её замуж за богатого старого казака. Несмотря на некоторую композиционную наивность, сочинение передавало уникальность казачьего быта, характеры и колорит первых переселенцев на Кубань. Это привлекло к пьесе доброжелательное внимание современников.

Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet Wolf control ebet

Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos Wolf trax kos


От пластуна ожидался очень высокий уровень физической подготовки. Бродить днями и ночами по горам и лесам, в любую погоду, будь то сорокаградусная жара, мороз или проливной дождь, было не так просто.

В пластуны старались отбирать потомственных охотников, поскольку одно дело – воинские умения, которым можно было научить практически любого новобранца, и совершенно другое дело – те качества, которыми с самых ранних лет мог обладать только охотник. Бесшумно передвигаться, находить правильную тропу, выживать в глухом лесу или в горах – чтобы научить всему этому рядового рекрута потребовались бы не то что многие месяцы, а годы. Охотники же попадали в пластунские части, уже владея всеми перечисленными навыками.

Пластуны. Славный путь казачьего спецназа

Пластуны использовались российской армией для организации диверсий в тылу противника и для выбивания артиллеристов, что позволяло нейтрализовать вражескую артиллерию. 28 ноября 1854 года пластуны, вырезав французских часовых, взяли в плен целую мортирную батарею и, заставив пленных нести орудия, унесли в расположение русских войск три шестипудовых ствола мортир.


Во время Первой мировой войны на фронт отправились 24 пластунских батальона. Интересно, что пластуны воевали практически на всех участках фронта. Например, на Кавказском фронте отряды пластунов смогли просочиться даже на территорию современного Ирака. Одним из наиболее ярких эпизодов в истории пластунов стала оборона Сарыкамыша. Турецкая дивизия, двигавшаяся в авангарде основных сил турецкой армии, была остановлена сводным отрядом пограничников и ополченцев, а затем в город стали подтягиваться войска. На протяжении четырех дней 1-я кубанская пластунская бригада вела ожесточенные бои на улицах города. Но турки все же смогли захватить вокзал и казармы. На четвертый день боев в резерве оставались лишь две сотни 6-го Кубанского пластунского батальона, которые командование решило бросить в бой поздним вечером. Не сделав ни единого выстрела, пластуны смогли проникнуть в расположение турецких войск и устроить там самую настоящую резню.

Вскоре турки начали отступать, а пластуны, преследовавшие их, порубили многочисленный турецкий отряд в рукопашной схватке. Турки тогда потеряли около 800 человек убитыми и ранеными. Русская армия была спасена пластунами от окружения. И вышестоящее командование не оставило подвиг пластунов без награды. 6-й Кубанский пластунский батальон за сражение в Сарыкамыше получил право на ношение вензеля императора, а Николай II лично прибыл на фронт, чтобы произвести награждение отважных пластунов.

Пластуны отличились и в целом ряде десантных операций. Например, именно пластуны обеспечивали захват русской армией важнейшего турецкого порта Трапезунд, из которого осуществлялось снабжение действовавшей против русских 3-й турецкой армии. Три состава сменилось в пластунских частях за годы Первой мировой войны. Потери были высокими, но и воевали пластуны крайне мужественно.


Комплектовалась дивизия преимущественно представителями кубанского казачества – советское руководство к этому времени уже поняло, что казаки – серьезные воины и было бы глупо не использовать их природную отвагу и боевые качества. Подразделения 9-й пластунской дивизии принимали участие в Висло-Одерской, Моравско-Остравской, Пражской и других операциях, освобождали от немецко-фашистских захватчиков города и населенные пункты западных областей и республик СССР, стран Восточной Европы.

После войны, в 1946 году, дивизия была переформирована в 9-ю отдельную кадровую пластунскую стрелковую Краснодарскую, Краснознаменную, орденов Кутузова и Красной Звезды бригаду имени Верховного Совета Грузинской ССР. В 1949 году на основе бригады была воссоздана 9-я горнострелковая Краснодарская, Краснознамённая, орденов Кутузова и Красной Звезды дивизия, размещенная в Майкопе. В 1954 году дивизия была переименована в 9-ю стрелковую, а в 1957 году – в 80-ю мотострелковую. В 1964 году номер дивизии был восстановлен, а в 1992 году из 9-й мотострелковой дивизии была сформирована 131-я отдельная мотострелковая Краснодарская, Краснознамённая, орденов Кутузова и Красной Звезды, Кубанская казачья бригада.

С 2009 года преемницей перечисленных бригад и дивизий является 7-я Краснодарская Краснознамённая орденов Кутузова и Красной Звезды военная база, дислоцирующаяся в Абхазии. Таким образом, славные традиции кубанских казаков, сражавшихся во всех войнах, ведшихся Российской империей, Советским Союзом, Российской Федерацией, сохраняются и по сей день.

image_pdf
image_print

Аннотация. В статье исследуются вопросы создания художественных образов кубанских пластунов в русской литературе и изобразительном искусстве, раскрывается связь авторов произведений с жизнью и службой казачьих войск.

Summary. The paper explores issues of creating artistic images of Kuban Cossack infantrymen in Russian literature and fine arts highlighting the connection of the works’ authors with the life and service of Cossack troops.

Для формирования представлений о славном прошлом и современных боевых качествах пластунов было активно задействовано изобразительное искусство.

Пластуны Художник Н. К. Брезе

Пластуны. Художник Н. К. Брезе.

Во время Крымской войны Тимм получил разрешение выехать в Севастополь. Его альбомные наброски и рисунки с места боёв представляют большую историческую ценность30. С документальной точностью им переданы типажи, костюмы, боевые атрибуты. На одной из картин пластуны изображены под неприятельскими выстрелами. Слева направо: Сидор Белобров, Дмитрий Горленко, командир 2-го батальона подполковник Головинский, хорунжий Даниленко, Макар Жульга, Андрей Гиденько, урядник Иван Демяненко, Иуда Грещов.

В годы Первой мировой войны художественные образы пластунов стали широко репродуцироваться иллюстративными журналами, распространялись в виде открыток, появлялись на спичечных коробках и этикетках. Рисунки и иллюстрации создавались мастерами как академической школы, так и новых направлений живописи. Из последних можно выделить творчество академика живописи Императорской Академии наук Евгения Евгеньевича Лансере (1875—1946), который выполнил немало рисунков на Кавказском фронте в декабре 1914 — марте 1915 года.

В 1916 году в действующую армию с группой художников был направлен Рудольф Рудольфович Френц (1888—1956) — русский, впоследствии советский живописец, график и педагог, профессор и руководитель батальной мастерской имени И.Е. Репина. Он побывал на Западном и Кавказском фронтах, где в числе 100 акварелей выполнил портрет горниста 1-го пластунского батальона. Во френцовском пластуне, кажется, выпячены напоказ нелепости: короткая косоворотка с нашивкой на левом рукаве, клетчатые, чуть ли не клоунские штаны, заправленные в непонятного вида башмаки, глуповатое лоснящееся лицо с надутыми щеками, раздувающими трубу. Боевой вид придают лишь Георгиевский крест, патронные сумки с кинжалом на поясе да отставленная в сторону винтовка Мосина с примкнутым штыком. Однако необходимо помнить, что в эти годы Рудольф Френц был приверженцем авангардизма. Возможно поэтому его картина — гротеск, гипербола, образный жест, выражающий отчаяние перед жестоким миром.

Мастерская передача на бумаге или холсте образов героических пластунов явилась важнейшим компонентом духовной жизни российского общества, способом активного воздействия на историческое сознание русского народа. Кубанские казаки оказались включёнными в процесс развития отечественного и европейского изобразительного искусства. В центре творческого пространства оказались скромные и отважные воины, заслужившие право на художественное увековечение.

1 Белецкая Е.М. Казачество в народном творчестве и в русской литературе XIX века. Тверь: Золотая буква, 2004. С. 246.

2 Бардадым В.П. Радетели Земли Кубанской: о выдающихся людях Кубани. Краснодар: Советская Кубань, 1998. С. 139.

4 Кухаренко Я.Г. Пластуны // Курень: антология кубанской литературы конца XVIII — начала ХХ вв. Краснодар: Южная звезда, 1994. С. 18.

5 Федина А.И. И.Д. Попко как этнограф // Памяти Ивана Диомидовича Попко: из исторического прошлого и духовного наследия северокавказского казачества. Краснодар: Кубанькино, 2003. С. 20.

7 Чумаченко В.К. И.Д. Попко как литератор // Памяти Ивана Диомидовича Попко: из исторического прошлого и духовного наследия северокавказского казачества. Краснодар: Кубанькино, 2003. С. 30.

10 Толстой Н.Н. Сочинения. Тула: Приокское книжное издательство, 1987. С. 140.

11 Там же. С. 121, 122.

12 Там же. С. 125.

13 Вишневецкий Н.И. Исторические воспоминания. Краснодар: Советская Кубань, 1995. С. 80.

14 Немирович-Данченко В.И. Скобелев. М.: Воениздат, 1993. С. 34, 35.

15 Гиляровский В.А. Мои скитания // Гиляровский В.А. Сочинения в 4 т. Т. I / Вступ. ст., сост. и прим. Б.И. Есина. М.: Правда, 1989. С. 17.

16 Там же. С. 170.

17 Там же. С. 171.

18 Там же. С. 176, 177.

19 Там же. С. 172.

20 Бардадым В.П. Литературный мир Кубани. Краснодар: Советская Кубань, 1999. С. 130.

21 Канивецкий Н.Н. На вершок от счастья. Краснодар: Советская Кубань. 1993. С. 59, 60.

22 Бардадым В.П. Радетели земли Кубанской… С. 181—184.

23 Орлов П.П. Сборник рассказов и статей. Екатеринодар, 1911. С. 3.

26 Хлудова Л.Н. История Кубани в произведениях живописи и графики (XV — 60-е гг. XIX в.). Дисс. … канд. ист. наук. Армавир, 2005. С. 143.

28 Хлудова Л.Н. Указ. соч. С. 143.

29 Фролов Б.Е. Оружие и снаряжение черноморских пластунов // Вопросы отечественной истории. Краснодар: КубГУ, 1995. С. 20, 21.

30 Тарасов Л.М. В.Ф. Тимм (1826—1895) // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников: середина девятнадцатого века / Под ред. А.И. Леонова. М.: Искусство, 1958. С. 49.

31 Садовень В.В. Русские художники-баталисты XVIII—XIX веков. М.: Искусство, 1955. С. 178.

32 Бардадым В.П. Кисть и резец: художники на Кубани. Краснодар: Советская Кубань, 2003. С. 118.

33 Фролов Б.Е. Одежда черноморских пластунов. // Вопросы отечественной истории. Краснодар: КубГУ, 1995. С. 22.

34 Он же. Казачество Кубани: военно-энциклопедический словарь. Краснодар: Платонов, 2015. С. 247.

35 Он же. Оружие и снаряжение черноморских пластунов. С. 22.

36 Фёдоров М. Поездка в Журжево // Иллюстрированная хроника войны. 1877. Т. I. № 19. С. 150.

37 Бардадым В.П. Кисть и резец: художники на Кубани. С. 33.

МАТВЕЕВ Олег Владимирович — профессор кафедры истории России Кубанского государственного университета, доктор исторических наук

Читайте также: