Дом бака в санкт петербурге история кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

Доходный дом Бака находится в Санкт-Петербурге на Кирочной улице. Это здание с уникальными архитектурными чертами является одной из неформальных достопримечательностей города – оно удивляет своими воздушными галереями. Роскошный в прошлом, в настоящее время дом переживает свои не самые лучшие времена. Однако старожилы дома отнюдь не хотят сменить место жительства на более современное и комфортное.

История

Архитектор Борис Гиршович построил доходный дом в 1905 году.

Доходный дом Бака задумывался как элитное жилье для чиновников царской России и стал известен своими именитыми жильцами. В свое время здесь проживали:

Последним, кто купил дом на Кирочной, 24, стал Константин Александрович Варгунин, владелец Невской писчебумажной фабрики. Однако вскоре после этого случилась Октябрьская революция 1917 года.

При советской власти огромные квартиры доходного дома стали коммунальными

Современность

Былое великолепие дома, к сожалению, значительно поблекло после периода коммунальных квартир. Здание испорчено временем и вандалами, нуждается в восстановлении — еще с 1990-х годов дом стоял в очереди на капитальный ремонт.

Один из нынешних жильцов дома Бака, Арчил Сараджишвили, описывая состояние ранее великолепного здания, говорил о том, что дом погибает: отсутствие электрического освещения, отвратительные запахи в парадной, кучи мусора высотой в человеческий рост и спящие на этажах бездомные

Созданная как объединение жильцов для решения бытовых проблем, сейчас группа все больше приобретает информационно-познавательный характер, рассказывая об исторической ценности здания. В группе можно ознакомиться с архивными фотографиями, воспоминаниями и историями о знаменитых жителях дома Бака. У группы появился собственный логотип – маскарон с изображением женского лица.

Сейчас в доме Бака около 70 квартир, многие из которых по-прежнему остаются коммунальными. Семьи некоторых жильцов здесь живут со времен Великой Отечественной войны.

По соседству с жилыми квартирами, в мансарде на 6-м этаже, находятся мастерские художников. Первый этаж и подвальные помещения здания сейчас заняты многочисленными магазинами, также здесь работает хостел.

Жильцы активно занимаются вопросами ремонта и восстановления дома

Благодаря их стараниям удалось добиться того, чтобы был запланирован ремонт фасад здания, который пообещали завершить к 2020 году.

В настоящее время дом Бака реставрируют, правда, жители дома не всегда довольны качеством производимых работ.

Архитектура и особенности здания

Дом имеет 5 этажей и мансарду со световыми фонарями. Выстроен он в стиле модерн с элементами рококо. Цоколь на высоту до 2-го этажа облицован розовым гранитом. Фасад украшают фигурные решетки на балконах и два эркера высотой в три этажа. В доме пять входов: два из них – парадные, еще три — дворовые.


В подъезде, фасад которого выходит на Кирочную улицу, селились более состоятельные жильцы


На просторных лестничных площадках здесь только по одной квартире, высота потолков в которых превышает 3 метра

При постройке интерьер дома имел свои особенности:

  • широкие мраморные лестницы
  • узорные кованые перила
  • витражные окна
  • лепной узор на потолках, неповторимый в каждой комнате
  • великолепные зеркала в парадной
  • комнаты, обитые дубовыми панелями
  • резные двери
  • зеркальные окна с изоляционными резиновыми прокладками
  • индивидуальные камины и печи в квартирах

Ранее в доме действовал лифт. В его кабине была лавочка, обитая бархатом, работал лифтер. Ограждение лифтовой кабины на каждом этаже украшали чугунные розы. Одну из них удалось сохранить. Но сама кабина лифта была утеряна в 1960-е годы.

Яркой отличительной особенностью здания являются переходные воздушные галереи, сооруженные на уровне 2-го и 4-го этажей




Экскурсии

Дом Бака привлекает своим историческим обликом — здесь снимают фильмы и клипы, проходят фотосессии. Недавно в доме решили открыть музей. На его создание пока только ищут финансирование. Среди его экспонатов будут присутствовать архивные фотографии и исторические вещи, сохраненные жильцами, элементы прежнего интерьера:

  • три плитки, которые были частью панно в холле квартиры первого хозяина дома — Юлиана Бака
  • травленое стекло с изображением Амура
  • один из квартирных витражей
  • элемент украшения балконной решетки – металлическая роза
  • дореволюционная бутылка коньяка, найденная в доме
  • фигурка Деда Мороза ручной работы, обнаруженная в одной из квартир, где проживала потомственная дворянка

Жильцы вместе с волонтерами отмыли мраморные лестницы и оконные витражи. После этого для посетителей была проведена экскурсия по дому с рассказом о его знаменитых обитателях.

Поступают просьбы организовать регулярные платные экскурсии. Но инициативная группа по управлению домом пока не решается на подобные мероприятия, опасаясь излишней коммерциализации своей деятельности.

Где находится

Адрес

Центральный район, Кирочная улица, 24

Метро

Как добраться

  • Автобус №№ 46, 22, 105
  • Троллейбус № 15
  • Маршрутные такси К-76, К-90, К-163, К-167, К-269, К-389, К-51

Официальная группа ВКонтакте

Интересные факты

В 2001 году дом Бака был внесен в список выявленных объектов культурного наследия.

В одной из коммунальных квартир дома в 1981 году был убит сотрудником милиции советский актер театра и кино Юрий Каморный.

В период с 2010 по 2013 год в доме работало подпольное казино. Чтобы окружающая обстановка соответствовала роскоши, мраморные стены до 2-го этажа вычищали парогенератором. Заведение было самым респектабельным в своем роде — в интерьере здесь присутствовала дорогая импортная мебель, на собственной кухне с профессиональным поваром готовили изысканные закуски. Помещение, в котором действовал незаконный игорный зал, принадлежало скандально известному продюсеру и режиссеру фильмов в порнографическом жанре Сергею Прянишникову. Это были отремонтированные и объединенные в одну несколько квартир.

Часто, прогуливаясь по красивейшим улицам Санкт-Петербурга, все его прекрасные дома сливаются в одну улицу, и мы часто не замечаем и даже не задумываемся об их уникальности и истории. Одним из таких домов, на мой взгляд, является доходный дом Ю. Б. Бака.

Доходный дом Бака находится в самом центре Санкт-Петербурга, в 3-х минутах ходьбы от станции м. Чернышевская (красная ветка). Его адрес – ул. Кирочная, д.24.

Здание выделяется не только красивым фасадам, но и не обычной внутренней архитектурой. Всё дело в том, парадные здания на втором и пятом этажах соединяются внутри двора галереями. А само здание является объектом культурного наследия РФ.

Немного истории и архитектуры

В здании находится 5 входов (два парадных со стороны ул. Кирочная и три дворовых). Дворовая часть здания представляет собой три соединённых между собой двора. А между главным корпусом и флигелем построены две воздушные галереи.

Общий стиль здания выполнен в стиле барокко. Главный фасад здания украшены большим количеством лепнины, шикарными карнизами, эркерами и т.д.

При строительстве здания применялись дорогостоящие и качественные материалы. Причём здание выделяется не только красивой внешней архитектурой, но и внутренними интерьерами.

Колонны и лестницы здания облицованы мрамором. На стенах и потолках большое количество лепнины. А окна украшают витражи, выполненные на заказ.

Ну и отдельного внимания конечно же заслуживают сами воздушные галереи, соединяющие парадные на втором и пятом этажах.

Дом, как и при жизни хозяина Ю. Бака, так и после его смерти в 1908 г. сменил не мало жильцов. Многие из них были известны и часто снимали целый этаж. В доме жили зажиточные горожане, нефтепромышленники, чиновники, доктора, поэты и т.д.

В советские годы дом перевели под коммунальное жильё. В одной из квартир в это время проживала балерина Нина Тимофеева, в другой – артист балета Василий Островский.

Дом достаточно пострадал во время Второй Мировой войны. И продолжает разрушаться и в наши дни. Частичный ремонт проводился (в основном на фасадной части). Полный капремонт здания так и не был сделан до сих пор. Внутреннее состояние здания оставляет желать лучшего.

С 2010 до 2013 гг. в здании размещалось казино. С 2016 г. открыт хостел.

Наши дни

В наше время дом Бака – обычный жилой дом Санкт Петербурга. В цокольных помещениях со стороны главного фасада расположены торговые помещения (магазинчики). На первом этаже - отделение известного банка.

Во дворовую часть можно попасть свободно. Ворота открыты.

Парадные закрыты на домофон. Но, при желании, в них можно легко попасть дождавшись, когда кто-нибудь выйдет или зайдёт. Из дома часто выходят жильцы или такие же любопытные туристы-посетители. В парадных часто устраивают фотосессии. Чтобы попасть в самые красивые парадные- с галереями, нужно заходить с ул. Кирочная. Проход через галереи также внутри здания открыт.

Вот такой он - необычный дом Ю. Бака, мимо которого большинство из нас, возможно, ни раз ходили мимо и не задумывались об его уникальности.

Друзья, я надеюсь, Вам была полезна и интересна моя статья! И я желаю Вам интереснейших путешествий и прогулок по нашему прекрасному городу Санкт-Петербургу!

Иерархичность в декоре дверей дома Бака. Резные для господской комнаты фасадной анфилады. Простые для коридора, по которому передвигалась прислуга.



Я прекрасно помню тот день. Конец апреля. Яркое весеннее солнце пробивается в парадную. Шум. Запах металла, сварки. Срезанная, любимая шахта лифта. Я иду в школу. Плачу. 1987 год.

Я так и не смогла его полюбить. У современного механизма не было шансов, потому что его предшественник был невероятно прекрасен. Неповторим.

Сейчас, занимаясь увлекательным путешествием – как приблизить замену замершего навсегда лифта, который немного не дожил до своего тридцатипятилетия, - мы познакомились с его паспортом.

Вот – первая запись: разрешение ГГТН №4 от 17.01.1987 года – дата приговора нашей прекрасной старинной шахте.

А вот запись к тридцатилетию: "эксплуатация лифта не рекомендуется". Его поломка - не случайность. Он выработал весь свой ресурс.

В 2018 году мы настояли на разработке проекта капремонта лифта. В 2021 году будет новая замена. Но как жаль, что не получится воссоздать тот первый, с горкой в стиле модерн и чугунными розами, обрамляющими шахту.









Как многие до и после него, он залюбовался красотой силуэтов Петропавловской крепости, Петроградской стороны и стрелки Васильевского острова в лучах заката. Увлекаясь фотографией (а он потом станет очень известным фотографом), сделал эти три снимка, которые хранятся в National archives, Kew.




Интересно, что на фасаде в ванных комнатах кафель был бело-голубой, а во дворе — везде вот, такой, пожалуй, даже элегантнее, чем на фасаде, цвет.




Подкармливающие его жители дома говорят, что кот добрый, ласковый и на отсутствие аппетита не жалуется.



Живший в нашем доме генерал Георгий Оттонович фон Раух с горечью писал в своих неопубликованных (хранящихся в ГАРФ) воспоминаниях, что после революции из Петрограда массово вывозились произведения искусства и другие ценности.

Это коснулось и его соседей, снимавших квартиру номер 31 барона и баронессы Майдель. Они обратились за разрешением на выезд в США для лечения (и это было правдой: из других источников мы знаем, что ушедшая на фронт медсестрой Ольга Петровна сломала ногу в 1914 году и с тех пор прихрамывала). 27 февраля 1918 года они посетили Американское консульство. Оно и тогда было рядом, на Фурштадской — удивительно долго проработало на одном месте. Барон Майдель хорошо знал посла, и сотрудники с ним были сама любезность. Один из атташе попросил Майделей о маленькой личной услуге — взять с собой в Нью Йорк небольшой сверток для жены. Его передаст им в Стокгольме некто Монтифьоре Кан (Montifiore Kahn).

Кан, путешествовавший со своим секретарем, Владимиром Йогельсоном, тоже, оказался приятнейшим человеком. Но когда в поезде до Христиании (Норвегия) он показал Майделям в своем купе двойную нитку крупного жемчуга, кулон lavalliere с жемчужными подвесками, бриллиантовую брошь и кольцо с изумрудом и бриллиантами, они забеспокоились. Высокая стоимость этих драгоценностей была очевидна. Кан разболтался и доверительно сообщил, что купил это все по дешевке на черном рынке в Петрограде. А когда он достал и второе жемчужное колье исключительного качества, принадлежавшее , по его словам, императорской семье, Майдели поняли, что имеют дело с контрабандой, и несмотря на все его уговоры выдать драгоценности за собственность баронессы, отказались в этом участвовать. Напрасно контрабандист упрекал их и напоминал об обещании, данном атташе. Причем Кан уговаривал не их одних. Пароход Hellig Olav, на котором они плыли, был полон слухами о драгоценностях. Неудивительно, что в Нью-Йорке его уже поджидали таможенники. И сам пароход, и вещи пассажиров были обысканы, а драгоценности конфискованы.

Газеты захлебывались описаниями и оценками, в разы преувеличивая стоимость изъятого и объявляя его собственностью императорской семьи. (Вспоминаются "стулья из дворца" Ильфа и Петрова). Кан c Йогельсоном были арестованы, но после - странно быстро освобождены. Кан впоследствии считался в США агентом Советского правительства по продаже ценностей. А сами ювелирные изделия были тихо проданы два года спустя на таможенном аукционе гораздо дешевле предполагаемой стоимости.

Барону Майделю повезло не нажить неприятностей из-за этого случая исключительно благодаря его репутации в американских деловых кругах: он долго служил директором Ассоциации Российской промышленности и торговли и водил знакомство со многими видными бизнесменами.

О Владимире Йогельсоне газеты писали, что он "аристократ, потерявший состояние в революцию, и, как многие люди его круга, вынужден теперь браться за любую работу, даже полировать ботинки рабочим и крестьянам — единственным оставшимся в России людям, у которых вообще имеются ботинки" - какая картинка времени! Никаким аристократом Йогельсон, конечно, не был - мелкий служащий, работавший на американскую компанию в Москве.

Любопытно, что Монтифьоре Кан был замешан и в контрабанде картин — в том числе работ Лукаса Кранаха. Георгий Оттонович фон Раух как раз упоминает этого художника, говоря о своей потерянной в революцию коллекции живописи…

Случай этот считается первой (правда, неудачной) попыткой вывоза и продажи романовских драгоценностей для финансирования операций Советского правительства в Америке. Высказывались предположения, что ценности принадлежали великой княгине Ольге Александровне. Ее дворец как раз неподалеку от нас — на ул. Чайковского, д. 46-48.



Недавно мы запустили сбор средств на реставрацию тамбура второй парадной в удивительном доходном доме Бака в Санкт-Петербурге. Дом знаменит своей архитектурой, уникальными воздушными галереями и дружным сообществом жителей. Расскажем вам о нём подробнее.


Улица, на которой находится дом, была проложена в первой половине 18 века как часть Артиллерийской слободы, и названа 4-й Артиллерийской линией. Затем линия стала улицей, а в 1780 году получила название Кирочная, по лютеранской кирхе святой Анны. Кирха сохранилась до сих пор, с 1992 года в ней снова проводятся богослужения, и её община активно участвует в жизни города.

Бак снёс имевшееся здание и за два года выстроил шикарный доходный дом в стиле модерн. Архитектором выступил Борис Гиршович.


Юлиан Бак умер в 1908 году, а в 1909 вдова была вынуждена продать дом.

Слева владелец дома Ю.Б. Бак, справа архитектор Б.И. Гиршович


Широкие мраморные лестницы дома украшены витражами в стиле рококо и коваными перилами.






Фото: Олег Еверзов


В отделке квартир использованы стёкла с рисунком, нанесённым способом травления.

Фото: страница дома ВКонтакте


Лепные потолки в разных комнатах отличаются.

Фото: Олег Еверзов


При этом некоторые элементы узоров повторяются, и во многих квартирах встречается лицо девушки, которая выглядывает из фантастических ветвей. Этот мотив в 2016 году жители сделали символом своего дома.

Фото: страница дома ВКонтакте

Кроме украшений, в доме использовали самые новые и дорогие инженерные решения. Жильцов возил лифт с лифтёром, скамейкой и чугунными розами на решетчатой шахте.


Лифт сломался в 1960 году, и его заменили на современный; в 1980 заменили также и оригинальную решётку. Когда демонтировали украшения, жильцы смогли сохранить одну розу.




Фото: страница дома ВКонтакте


По всему дому было проведено паровое отопление, собственная котельная из подвала в ыпускала дым через огромную трубу. Копоть оседала на соседнем доме, и его владелец даже подавал по этому поводу в суд. В настоящее время дом Бака пользуется центральным отоплением.

Фото: Владимир Горубин


Дополнительно к отоплению во многих комнатах были сделаны камины.

Фото: Олег Еверзов


В квартирах стояли медные ванны – удобство, доступное лишь богатейшим жителям Петербурга.

Фото: страница дома ВКонтакте


Дизайн дома был продуман до мелочей. Посмотрите, например, на номера квартир. Они не только красивы сами по себе, но даже пространство вокруг них похоже на раму парадного портрета. За годы эксплуатации многие цифры оказались закрашены по разным причинам. Во-первых, номера квартир менялись при перепланировке, когда большую квартиру делили на несколько. Вторая причина – ремонт, равнодушный к деталям. Есть и обратные случаи, когда жильцы аккуратно снимали слои краски и возвращали себе красивую табличку.

Фото: Олег Еверзов


В мансардах встречаются световые фонари. Такие квартиры были популярны среди художников.

Фото: Олег Еверзов


Остроумной находкой стали воздушные галереи через двор. Благодаря им жильцам дворового корпуса не обязательно идти по двору, они могут заходить в парадный вход с Кирочной улицы и идти до квартиры по тёплому и сухому коридору застеклённой галереи.


Благодаря самым современным технологиям и роскошной отделке дом быстро стал модным и до самой революции был популярен у представителей элиты. Здесь жили деятели искусства, учёные, чиновники, военные и даже несколько членов Государственного Совета (верхняя палата парламента Российской империи).

Верхние квартиры расположены в мансардах, именно в них встречаются световые фонари. Судя по всему, в квартире №6 творил Леон Бакст, работавший для балетов Дягилева.

С 1970 года большая часть мансард принадлежала Союзу художников.


В советское время в этом доме жил поэт, друг Есенина, Анатолий Мариенгоф и его жена Анна Никритина, актриса Большого драматического театра. У них в гостях в 37 квартире бывали балерина Галина Уланова с мужем, режиссёром Юрием Завадским, актёр Василий Качалов, композитор Дмитрий Шостакович и писатель Михаил Зощенко.

На фото: Мариенгоф, Шостакович, Никритина

В 1970-х в на Кирочной, 24 жил заслуженный артист РСФСР Юрий Каморный.

Сейчас энтузиасты дома собирают по крупицам информацию о прежних жильцах.

В советское время дом многократно уплотняли. Огромные квартиры делили на несколько, причём новое жильё поначалу могло оказаться без кухни и туалета (со временем все удобства обустраивали). Многие квартиры стали коммунальными. Сейчас коммуналки постепенно расселяют, причём многие не хотят съезжать. Ведь при переезде предлагается обменять, например, комнату в 60 (!) квадратных метров в центре Петербурга на однокомнатную квартиру на окраине.

Советские и пост-советские ЖЭКи не могли как следует обслуживать огромные парадные, и долгое время заходить в их шикарные интерьеры было неуютно – лампочки не горели, в просторных помещениях парадных лежало большое количество мусора. Доступ был свободным, поэтому здесь укрывались от непогоды пьяные компании и бездомные.

В 2010 году в одной из квартир открылось нелегальное казино. Первые два этажа парадной неожиданно дочиста отмыли, починили освещение и поставили будку с охраной. Про казино не знали даже жильцы. Правда открылась через три года, когда это помещение штурмом взял ОМОН. В дом вернулись грязь и разруха, и жители поняли, что теперь пора браться за дело самим.

Соседи познакомились друг с другом, создали Совет дома и сообщество ВКонтакте. Чуть позже мы сделаем отдельную статью про эту замечательную историю.


Сейчас оригинальные двери ждут возвращения домой:

Сейчас мы собираем деньги для восстановления тамбура второй парадной, и Вы тоже можете внести свой вклад в эту прекрасную историю.

Читайте также: