Рассказ о путешествии русских купцов в итиль кратко

Обновлено: 04.07.2024

Известия АН СССР. Серия истории и философии. № 5, 1946 г.
[461] — конец страницы.

Один из интереснейших и до сих пор мало разработанных вопросов ранней русской истории — это вопрос о русско-хазарских отношениях IX—X вв. Границы Хазарского царства в общих чертах могут быть намечены следующим образом. На Северном Кавказе, который до разрушения арабами в 1723 г. хазарской столицы Баланджара 1) был центром Хазарского царства, граница проходила по линии дербентской укрепленной Стены. На юго-западе в состав хазарских владений входила большая часть Крыма, так называемые хазарские климаты, а также Керченский пролив; в степях между Доном и Днепром кочевали мадьяры, против которых и выстроена была хазарами в 835 г. крепость Саркел на левом берегу Дона (Цымлянское). На восток, в степях Азии, между Яиком и Эмбой, кочевали печенеги, а за ними находились огузы (в арабской транскрипции гузы). На север от хазар в районе Волжской равнины — буртасы, а еще выше — болгары.

В IX и первой половине X в. хазарам платили дань и коренные русские земли, занятые северянами, вятичами и отчасти полянами. Само хазарское царство было по своему этническому составу весьма пестрым государственным объединением. Господствующей частью в нем были хазары, конгломерат этнически разных кочевых племен, осколок когда-то великой тюркской державы — каганата. Хазарское государство держалось окрестной Хорезму тюркской наемной гвардией и торговыми связями, по преимуществу с мусульманскими странами. Богатства хазарской власти слагались из торговых пошлин и главным образом дани, которую она собирала со всех подвластных ей народов и слабых соседей. Славяне, аланы и ряд горных кавказских племен, подвластных хазарам, не могли быть опорой и без того слабой хазарской государственности. Они подчинялись только силе, следовательно при любом сильном ударе хазарское царство могло распасться. В востоковедной науке сложилась традиция, согласно которой эта гвардия состояла из хорезмийцев, однако правильное чтение арабского текста ал-Масуди (Les prairies d'or, II, стр. 10) указывает, что гвардия эта набиралась не в Хорезме, а среди земель окрестных области Хорезма, т. е. среди тюрков-огузов. Это, повидимому, были гулямы, проходившие военную службу при дворе хорезмшахов и принявшие там ислам.

В конце IX в. в границах хазарского царства произошли изменения. Печенеги, которые до конца IX в. жили между Эмбой и Яиком, в основной своей массе переместились в южнорусские степи, в район между Доном и Дунаем, вытеснив оттуда мадьяр, которые и перешли на свою теперешнюю территорию (Венгрию). [461]

Купцы русы возили на восток меха бобров и черных лисиц, а также мечи из отдаленных окраин Славянской земли. Судя по маршруту, ездили они из территории Киевской Руси еще до образования в Киеве власти Рюриковичей, т. е. до 882 г., так как Ибн Хордадбех рассказывает об этом как о факте, происходившем не раз. Путь их проходил по Черному морю, где в гавани Корсуня (Херсонеса) византийские чиновники взимали десятину. Потом они ехали мимо крымских берегов, которые между Корсунью и Керчью были подвластны хазарам.

Что русские гости приезжали в Хазарию, причем разными путями — южными дорогами с Черного и Азовского морей, северными — из районов средней и даже верхней Волги, хорошо известно из разных источников. Достаточно напомнить, что у них также была своя большая колония в Итиле, 15) как и у мусульман, христиан византийцев и алан.

В хазарской торговле они занимали одно из ведущих мест; в этом отношении они немногим отставали от мусульманских купцов.

Русские славяне выступали в X в. на востоке не только как купцы, но и как крупная политическая сила. В условиях еще дофеодального общества, на заре своей государственности, русские дружины, предводительствуемые князьями или их военачальниками, ходили в походы, которые иногда преследовали и грабительские цели, что и было в духе той эпохи, в полном соответствии с уровнем их собственного общественного развития.

В нашу задачу не входит хотя бы краткое описание этих походов, в силу чего мы остановимся только на тех моментах их истории, которые нужны нашей теме. В. В. Бартольд установил связь первого похода 913 г. с русско-греческим договором 911 г. 18) Точной даты похода русов на южное побережье Каспийского моря не сохранилось: ал-Масуди говорит лишь, что поход произошел после 300 г., т. е. после 912—913 гг.

Если же мы и устанавливаем дату в 913—914 гг., 19) то на основе некоторых политических и хронологических соображений. У Захир ад-дина Мараши (автора XV в.), кратко описывающего этот поход, имеется указание, что Саманиды всячески содействовали ликвидации набега. Так как хорошо известно, что алидский предводитель Хасан Утруш отнял у Саманидов Табаристан в 914 г., то сама собой вытекает и дата похода. Он не мог произойти раньше 300 г. (=912/913) и позже 302 г. (=914/915).

Маршрут этого похода не раз подвергался в науке тщательному рассмотрению. Хазары не могли быть довольны проездом русских дружин, особенно в числе 500 ладий по 100 человек в каждой, т. е. целого войска в 50 тыс. человек. Хазарский гарнизон (повидимому, в Самкерше) не мог оказать им сопротивления, поэтому хазарские власти и выбрали из двух зол меньшее. Они согласились пропустить русов при условии, если те отдадут им на обратном пути половину добычи.

Ал-Масуди рассказывает, что русы ограбили города Гиляна, Дейлема и Табаристана, а также порт Абескун; кроме того, их отряды были в Азербайджане и в частности в районе нефтяных бакинских источников. Мусульмане, которые были потрясены набегами дружин русов и которые до того никогда о них не слышали, собрали силы для сопротивления. Под командой Юсуфа ибн Абу-с-Саджа, правителя Азербайджана из династии Саджидов, мусульманские войска сражались с русами, но покончить с ними не могли, и те дошли до Баку. Об участии Саманидов в борьбе с русами ал-Масуди не говорит ничего. На прибрежных островах, вблизи нефтяных источников, русы устроили себе базы, откуда и совершали набеги. Мусульмане сделали попытку выгнать их с островов, но осуществить этого не могли, хотя и понесли большие потери. Когда дружины русов собрали огромную добычу, они двинулись домой.

Путь русов проходил через хазарскую столицу Итиль. Согласно договору, они выплатили кагану полагающуюся часть добычи и уже должны [465] были двинуться дальше, как их постигла беда. Гвардия хазарского кагана ал-Арсия, состоявшая преимущественно из окрестных Хорезму тюрок-мусульман, заявила последнему, что собирается напасть на русов, дабы отомстить за те обиды, которые они нанесли их братьям мусульманам живущим на побережье Табаристана, Гиляна и Азербайджана. Хазарский каган не мог приостановить столкновение, но предупредил русов. Гвардия кагана, согласно ал-Масуди, насчитывала 15 тыс. человек, в том числе и конные отряды, и была хорошо вооружена. Русы покинули суда, сошли на берег, где вблизи Итиля и приняли бой. Три дня длилось жаркое сражение. Утомленные предшествующим походом, русы были побеждены. Повидимому, не малую роль сыграла и та помощь, которую оказали мусульманам жившие в Итиле христиане. В этом сражении, по словам ал-Масуди, погибло очень много русов. Оставшиеся 5 тыс. человек сели на суда и направились через земли буртасов. Однако и здесь им пришлось покинуть суда и сойти на берег. В происшедшем столкновении русы потеряли еще некоторое количество людей. В стране болгар им также пришлось принять тяжелый удар и потерять много людей и добычи. Повидимому, только небольшая часть русов дошла домой, в Киев и его окрестности.

В связи с этим так неудачно закончившимся походом русов может быть поставлен весьма интересный вопрос, не подымавшийся, однако, ни в исторической, ни в нумизматической литературе. Известно, что в составе добычи русы вывозили из своих набегов огромное количество серебряных дирхемов, наиболее ценный чекан которых в то время (начало X в.) имел место в среднеазиатских городах Саманидов. Нельзя ли в кладах, найденных на территории Болгарского княжества, обнаружить дирхемы из похода русов 913—914 гг. 20)

Нам представляется, что можно. В б. Казанской губернии (территория былого Болгарского княжества) найдено было несколько кладов. Из них особенно интересным является клад, найденный в 1840 г. В кладе оказалось 365 куфических монет, в том числе 355 саманидских дирхемов Исмаила I (892—907) и Ахмеда (907—914), чеканенных в Шаше, Самарканде, Балхе, Бияре, Нишапуре, Маадене, Пенджхире и Мерве в 280—301 гг. хиджры (=893—913). Характерно, что в кладе не было ни одного дирхема, чеканенного после 303 г. х. (=913—914), т. е. после ухода русов с юго-западного побережья Каспийского моря.

Нельзя не обратить внимания еще на один факт: в составе кладов, найденных в Спасском уезде в селе Кокрят в 1890 г. и в районе Билярска (оба на территории б. Казанской губернии, ныне Татарской Автономной Республики), имеются, кроме дирхемов Исмаила Саманида (892—907), также болгарские дирхемы — подражания дирхемам Исмаила Саманида. Известно, что эти болгарские подражания (дирхемы) перечеканивались в стране болгар до конца 40-х гг. X в. из привезенных монет и только со времени дирхема болгарского царя Талиба ибн Ахмеда (чекан Сувара 337 г. х. = 948—949) можно считать, что в стране Болгар начата была самостоятельная чеканка монет. Таким образом, и большое количество болгарских подражаний дирхемам Исмаила Саманида также указывает на то, что упомянутые выше русы, разбитые болгарами, оставили у них немалое количество захваченных во время набега на юго-западное побережье Каспийского моря саманидских дирхемов.

Прошло тридцать лет, дружины русов вновь появились на берегах Каспийского моря. Это был памятный для Азербайджана 943/44 г. [466] О походе этом сохранился ценнейший рассказ Ибн Мискавейха, арабского автора XI в., весьма осведомленного о событиях X в., как в северном Иране, так и Закавказье. Опираясь на рассказы людей, хорошо знавших события, связанные с этим походом, Ибн Мискавейх мог осветить его значительно полнее, чем это сделал ал-Масуди в отношении к походу 913 г. Рассказ Ибн Мискавейха опубликован в арабском тексте был только 25 лет назад; 21) через несколько лет появились и работы, посвященные как тексту и переводу, так и самому походу. 22)

Разрушения и опустошения, нанесенные походом русов 943—944 гг., были настолько велики, что отмечены восточной средневековой историографией. Однако было бы несправедливо все беды дальнейшей истории города приписывать этому походу. Были этому и другие причины, да и самый город вскоре оправился. Во всяком случае Ибн Хаукаль говорит: [468] «Он [Берда], несмотря на разрушения, которые постигли его, [все еще] обилен рынками, гостиницами, банями. Разрушения [же] следовали одно за другим со времени Русии до настоящего времени из-за притеснения правителей и управления людей, одержимых безумием. 30)

Значение походов русов на восток, как нам представляется, недостаточно оценено русскими историками, хотя в свое время к ним был исключительно большой интерес: вспомним то внимание, которое оказано было этому вопросу крупным историком А. А. Куником. Большее внимание на эти походы обратили востоковеды, особенно акад. В. В. Бартольд, имевший случай высказываться о них не раз. 35)

Долгое время существовало мнение, что дата, приведенная русской летописью, находится в противоречии с датой похода Святослава на хазар, имеющейся в географическом сочинении Ибн Хаукаля. Там, как известно, приводится 358 г. хиджры (=968/9). В. В. Бартольд в ряде своих работ 40) убедительно показал, что здесь не противоречие, а недоразумение. Ибн Хаукаль приводит 358 г. х. (=968) не как дату разгрома Святославом хазар, а как год, когда Ибн Хаукаль слышал в городе Джурджане рассказы о походе Святослава и разгроме хазар. Согласно русской летописи, против Святослава вышел с войском сам хазарский каган. Битва, повидимому, произошла в бассейне реки Дона и привела не только к потере Белой Вежи, т. е. Саркела, но и гибели Итиля, а за ним и всего Хазарского царства. Далее, по словам летописи, последовал разгром ясов, т. е. алан и косогов, т. е. черкесов, которые жили на Северном Кавказе. Более подробную картину маршрута и размеров похода Святослава дает упомянутый выше Ибн Хаукаль. О событиях похода он был хорошо осведомлен от своих информаторов, мусульманских купцов, которые рассказывали ему все, что они знали об этом, спустя три года в 358 (=968/9) г. в Джурджане. 41)

Ибн Хаукаль говорит о гибели Хазарского царства под ударами русских в нескольких местах своего труда, нигде, однако, не называя [470] Святослава. Так, в начале книги Ибн Хаукаль определенно указывает, что русы погубили Хазаран, Итиль, т. е. обе половины хазарской столицы, а затем и Семендер. 42) В другом месте Ибн Хаукаль рассказывает, что русы также разорили и Болгар. 43) Наиболее подробный рассказ Ибн Хаукаль дает о гибели Семендера. Автор поясняет, что город этот находится между Дербендом и страной хазар. Семендер, согласно Ибн Хаукалю, отличался обилием прекрасных виноградников, число которых равнялось почти 40 тыс. В городе было многочисленное население — христианское, мусульманское и иудейское, 44) в основном, повидимому, торговое, преобладающее, если не по числу, то по своему значению. Все это погибло от меча русов. Ибн Хаукаль как бы дополняет русскую летопись. При сопоставлении этих двух источников мы получаем огромный маршрут похода Святослава: 1) поражение хазар на Дону и взятие Белой Вежи (Саркел); 2) выход Святослава на Волгу — разгром Итиля и Болгар, а заодно и области занятой буртасами; 3) поход Святослава против аланов и черкесов и 4) разгром богатого города Семендера.

Походу Святослава Ибн Хаукаль придает исключительное значение. По его мнению, хазары, болгары и буртасы потеряли все, чем владели на Итиле (Волге). Кто мог, спасал свою жизнь, бежал на Каспийское море, на полуостров Сиякух, т. е. Мангышлак, или на остров 45) близ Дербенда, 46) куда устремились также и беглецы из Семендера. По словам Ибн Хаукаля, беглецы были уверены, что русы упрочат свою власть на нижнем Поволжье и Северном Кавказе, пойдут с ними (беглецами) на соглашение и разрешат им вернуться домой. 47)

Трудно преувеличить значение похода Святослава 965 г. Вопрос о [471] хазарском государстве был решен навсегда. Больше хазары уже не беспокоили русских славян на их восточных границах. Перед русскими лежала, принадлежавшая теперь им, широкая река Волга — великий водный путь из Руси на восток: в Среднюю Азию, к морским берегам Закавказья и северного Ирана. Однако Святослав не использовал открывшихся перед ним перспектив. Что было причиной этого? Принято считать, что внимание Святослава в большей мере привлекал запад — Болгария на Дунае, вот почему, завоевав ее, он остался княжить в Переяславце на Дунае и не думал возвращаться домой в Киев.

Нам представляется, что Святослав хорошо ориентировался в политической обстановке своего времени и прекрасно понимал все трудности владения нижним Поволжьем. Переселить туда славян в большом количестве было бы бессмысленно, а держать на развалинах Итиля небольшую торговую колонию и гарнизоны воинов опасно и трудно в условиях близкого соседства с такими беспокойными и сильными кочевниками, как печенеги. Святослав не мог не упереться в трудности печенежского соседства, вот почему он и не углублял на востоке успехов, связанных с разгромом Хазарского царства. [472]

1) Повидимому, после этого и выдвинулся г. Итиль, который и стал столичным городом.

2) Bibliotheca Geographorum Arabicorum (BGA), VIII, 180 со ссылкой на недошедшее до нас его (ал-Масуди) сочинение.

3) Scharaf Al-Zaman Tahir Marvazi, Arabic text (circa a. d. 1120) with an english translation and commentary by V. Minorsky, London, 1942, арабский текст, стр. 18. В приваленном известии Марвази весьма ценным является указание на происхождение нового наименования части гузов туркменами. Из приводимых источниками объяснений это объяснение наиболее убедительно и не является плодом так называемой народной этимологии.

4) Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. Перевод и комментарии под ред. акад. И. Ю. Крачковского, 1939, стр. 65.

5) Марвази, арабский текст, стр. 20-21.

6) Там же, арабский текст, стр. 21.

7) Артамонов М. И. Саркел и некоторые другие укрепления в северо-западной Хазарии. Советская археология, т. VI, стр. 134-135.

9) Издатель Ибн Хордадбеха De Goeie считает, что маршрут этот имелся уже и в первой редакции, см. BGA, VI, Стр. XX.

10) BGA, VI, арабский текст, стр. 154.

11) BGA, V, стр. 270-271.

13) Подразумеваются слуги халифа.

14) BGA, VI, 154. Джизью (подушную подать) платили все неверные, т. е. все немусульмане — христиане, иудеи, зороастрийцы. и язычники.

15) Macoudi. Les prairies d'or, II, стр. 9.

16) Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в., 1932, стр. 83-84 и 102. (см. здесь)

17) См. Дорн Б, Каспий, СПб.. 1875, стр. 1-91 и 495-519; Бартольд В. В. Арабские известия о русах. Советское Востоковедение I, стр. 24 и сл., Якубовский А. Ибн Мискавейх о походе русов в Берда в 332 г. = 943/4 г. Византийский Временник, XXIV, стр. 63-92.

18) Бартольд В. В., указ. соч., стр. 23-24.

19) Maijoudi, указ. соч., II, стр. 18 и сл.

22) Якубовский А. Ибн Мискавейх о походе русов в Берда в 332—943/4 гг. Византийский Временник, XXIV.

23) Худуд ал-Алем, лист. 33а.

24) Ибн-Мискавейх, указ. изд., стр. 62-63; Якубовский А. Ибн Мискавейх о походе русов в Берда в 332 г. (943/4 г.) Византийский Временник, XXIV, стр. 65.

26) Византийский Временник, XXIV, стр. 76 и сл.

27) Фарсах в Закавказье в X веке около 6-7 км.

28) Бартольд В. В. Худуд ал-Алем, л. 326.

31) Дорн Б. Каспий, Спб., 1875, стр. 520-521.

34) См. об этом Якубовский А. Ибн Мискавейх. стр. 87 и сл.

37) Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка, стр. 85.

45) Повидимому, имеется в виду Апшеронский полуостров.

49) Ибн Мискавейх, а через него и Ибн ал-Асир сохранили интересное известие, что в 354(=965) г. какие-то тюрки напали на хазар. Последние обратились за помощью в Хорезм. Оттуда ответили, что помощь будет оказана при условии принятия ислама как хазарами, так и их каганом. Народ согласился принять ислам, а каган нет. Когда хорезмийцы помогли и прогнали тюрок, принял ислам и хазарский каган. Из всего рассказанного соответствует действительности лишь нападение тюрок и помощь Хорезма. Не идет ли здесь речь о печенегах? См. Ибн Мискавейх. The Eclipse, II, 209.

одножды были 2 купца они вылетели в итиль они поспорили что кто из них больше продаст за 23 месяца прошол 1 день купец по имени алекс продал 68 игрушек а капец по имени андрей продал 61 игрушку прошол 2 день алекс продал уже 183 игрушки а андрей 97 игрушек, Захотел андрей схитрить он начал бегать и красть у алекса игрушки!Алекс незамечал этого но его игрушек становилось меньше и меньше алекс сказал на 20 день что у него кончились игрушки и он выиграл , А андрей сказал нет возьи ои игрушки и торгуй так нечестно у меня их многотак Алекс взял игрушки и всё игру продал а у андрея осталось много игрушек и он проиграл, добро побеждает зло

Школьнику.com

Ответ оставил Гость

одножды были 2 купца они вылетели в итиль они поспорили что кто из них больше продаст за 23 месяца прошол 1 день купец по имени алекс продал 68 игрушек а капец по имени андрей продал 61 игрушку прошол 2 день алекс продал уже 183 игрушки а андрей 97 игрушек, Захотел андрей схитрить он начал бегать и красть у алекса игрушки!Алекс незамечал этого но его игрушек становилось меньше и меньше алекс сказал на 20 день что у него кончились игрушки и он выиграл , А андрей сказал нет возьи ои игрушки и торгуй так нечестно у меня их многотак Алекс взял игрушки и всё игру продал а у андрея осталось много игрушек и он проиграл,
добро побеждает зло

Придумайте рассказ о путешествии русских купцов в византию по днепру и по танаису.


Были два купца Як и Нар.

Собрались они в путешествие В город Итиль.

Заинтересовало их что был этот город на реке Волга.

И решили они поведать есть ли там какие дивы, которых не было тогда на Руси.

Вот приехали они в город этот.

И говорит Як : " Нар пойдём на базар, посмотрим чем торгуют?

Ходили они на базар и чего только там не видовали.

Были бани в городе этом.

Да и вообще много чего.

Приехали домой и начали рассказывать.

Рассказали и понравиль русскому народу начали и у себя всё возводить.

Вот так и попутешествовали.


Составть рассказ о Византии?

Составть рассказ о Византии.


Напишите сочинение про путешествие в Византию от 1 - ого лица?

Напишите сочинение про путешествие в Византию от 1 - ого лица!


Сочинение на тему путешествие купца в Индию ОЧЕНЬ СРОЧНО?

Сочинение на тему путешествие купца в Индию ОЧЕНЬ СРОЧНО!


Кто из Купцов совершил путешествие в Китай и составил рассказ о своей поездке?

Кто из Купцов совершил путешествие в Китай и составил рассказ о своей поездке.


Придумайте пожалуйста рассказ о путешествии в Рим там должно быть все правда падобна, но не научными словами?

Придумайте пожалуйста рассказ о путешествии в Рим там должно быть все правда падобна, но не научными словами.

Рассказ называется "Путешествие в средневековый город".


Придумайте рассказ о путешествии по одной из Казахстанских трасс Великого Шёлкового пути?

Придумайте рассказ о путешествии по одной из Казахстанских трасс Великого Шёлкового пути.


Напишите сочинение путешествие купца?

Напишите сочинение путешествие купца.


Придумайте рассказ о путешествии русских купцов в византию по днепру и по танаису?

Придумайте рассказ о путешествии русских купцов в византию по днепру и по танаису.


Диалог двух купцов из Киева и Византии?

Диалог двух купцов из Киева и Византии.

История России 6 класс.


Напишите в свободной строке имя русского купца, совершившего в 15 веке далёкое путешествие, рассказ о котором он закончил словами :"Русская земля да будет Богом хранима?

Напишите в свободной строке имя русского купца, совершившего в 15 веке далёкое путешествие, рассказ о котором он закончил словами :

"Русская земля да будет Богом хранима!

На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы.

Да станет русамая земля юлагоустроенной, и да будет в ней справедливость.

Вы находитесь на странице вопроса Придумайте рассказ о путешествии русских купцов в византию по днепру и по танаису? из категории История. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 1 - 4 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.


Византия широко использовала дипломатическое искусство для налаживания отношений с соседними государствами. Соседи - христиане, такие, как Армения и Грузия, попадали под влияние Византии благодаря тому, что византийцы награждали правителей этих госу..


Клинопись. На глиняных табличках из мягкой глины концом специально заострённой палочки выдавливались значки в виде клинышков. Для твёрдости таблички обжигались в печи.


Амон – сначала бог воздуха, потом стал богом солнца. Представлялся в виде мужчины, с короной и двумя высокими золотыми перьями на ней, иногда мог предстать в виде человека с головой барана. Анубис – покровитель мира мертвых. Изображался в виде муж..


Собирательство - одна из форм хозяйственной деятельности человека. Оно возникло еще в первобытном строе и существует по сей день. Понятие "собирательство" включает в себя не только сбор трав, ягод, грибов, орехов, дикорастущих плодов, но и их перви..


Наша эра начинается с Рождества Христова(рождения Ииусуса Христа).


Наибольших успехов Россия достигла в сфере промышленного производства. Как мы помним, в начале века экономика страны находилась на подъеме, темпы экономического роста страны в отдельные периоды (1908—1913) были самыми высокими в мире и достигали 8% ..


Он очень много путешествовал побывал во многих местах, его даже приглашали к царскому двору, чтоб он рассказал императору о своей интересной жизни).

Читайте также: