Художественный портрет гоголя кратко

Обновлено: 02.07.2024

Часть 1. В картинную лавочку на Щукином дворе заглядывает художник Андрей Петрович Чартков, двадцати двух лет от роду. Среди бездарных пейзажей и портретов на любой вкус, он выбрал и купил за последний двугривенный (20 копеек) недописанную картину. Она изображала старика в азиатском костюме. Его глаза казались поразительно живыми. И взгляд их был тяжелый, неприятный.

Чартков был художник с талантом, тщательно оттачивал свое мастерство, извел много красок на наброски. Он многому научился, но чувствовал, что еще рано заявлять о себе. Такого же мнения был и его профессор. Он предостерегал его от судьбы модного живописца, продавшегося за деньги. За невеселыми мыслями Чарткова будто следит лицо с того самого старого портрета. Чартков набросил на картину простыню и лег. Среди ночи старик вдруг выскочил из рамы и подошел к постели Чарткова с мешком золота. В каждом свертке было по тысяче червонных. Один сверток укатился – и художник жадно схватил его. Страшный призрак сперва ничего не заметил, но потом вернулся за пропажей. И тогда Чартков усилием воли проснулся от кошмара.

Утром явились требовать деньги за жилье хозяин и квартальный надзиратель. Хотели было взять долг картинами. Надзиратель грубо тряхнул раму страшного портрета – и оттуда выпал сверток с золотом. Чартков успел его схватить. Сперва он думал года три оттачивать свое искусство – и выйти к публике с шедеврами. А потом решил вознаградить себя за годы нищеты. Снял лучшую квартиру на Невском проспекте, приоделся. И купил себе рекламу в газетах. Заказы от богатых персон посыпались со всех сторон. Но первый же портрет девушки ему не дали написать по своему вкусу. В итоге он продал им чуть переделанную свою старую работу. Дальше все пошло как по маслу: он писал бойко, с желаемой заказчиками эмоцией: женщин мечтательными, а мужчин – благородными или воинственными.

Из дома он приказал вынести все модные портреты, а сам взялся писать падшего ангела. Но работа вышла плохой, слабой. Художник даже засомневался – а был ли у него вообще талант. Но сохранившиеся старые наброски успокоили его: да, был. Тогда он вынес с глаз долой портрет зловещего старика, источника всех бед. Сам бессильный, он зажегся завистью к чужому таланту. Чартков скупал прекрасные картины – и дома уничтожал их. Наконец, он заболел и скончался на грани сумасшествия. Денег после его смерти не осталось, зато нашлись остатки чужих уничтоженных шедевров.

Часть 2. На аукционе на продажу выставлены картины из собрания одного любителя искусств. Все толпятся у портрета смуглого старика с пронзительными, будто живыми, глазами. Молодой художник Б. передает присутствующим историю этого портрета. В Коломне, где издавна проживает самый пестрый люд, жил во времена царицы Екатерины Второй один ростовщик. Деньги в долг он давал охотно, однако назначал драконовские проценты. Кроме того, жизнь тех, кто брал его деньги, заканчивалась несчастьем. Один вельможа, покровитель искусств, сделался гонителем таланта, был опозорен и умер. Князь Р., занявший денег у старика, после свадьбы стал ревновать свою красавицу-жену. Ему помешали ее убить – тогда он покончил с собой. Отец художника Б., тоже мастер кисти, жил как раз в то время. Своим призванием он избрал церковное искусство. Но однажды дьявольский ростовщик решил заказать у него свой портрет. Условие у него было только одно: он должен на картине быть как живой. Пугающий портрет не был закончен: автор бросил кисть, когда узнал, что ростовщик после смерти собирался жить в картине. В итоге старик вернул портрет мастеру без оплаты за труд. В тот же вечер ростовщик умер.

Художник же с внезапной завистью стал соревноваться в искусстве с молодым учеником. Но его работы всех ужаснули. Все персонажи были с глазами ростовщика. Хотел он было сжечь проклятый портрет, да его отнял приятель-живописец. И дальше он переходил из рук в руки. Отец художника Б. сумел вернуть чистоту своему искусству и поразил всех картиной Рождества Христа. Он и завещал сыну хранить себя от зависти к таланту, а еще – разыскать и уничтожить зловещий портрет. Когда художник Б. завершил свой рассказ – все вскрикнули: портрета на стене уже не было. Кто-то украл его.

Сюжет

Часть 1. Начинающий даровитый художник Чартков приобретает в лавке старинный портрет старика со сверхъестественно живыми глазами. В ту же ночь старик выходит из рамы с мешком золота. Наутро художника гонят с квартиры за неуплату. Он вдруг обнаруживает в раме портрета сверток с золотом. Первый его порыв – без помех совершенствовать свое искусство. Но затем он поддается соблазну в одночасье стать богатым и знаменитым. Свой талант он растерял, зато приобрел мучительную зависть к чужому. Он покупал шедевры – и уничтожал их. Умер Чартков совершенно безумным.

Часть 2. На аукционе художник Б. возле портрета того самого зловещего старика рассказывает историю своего отца, церковного живописца. Именно он – автор портрета. Изображен на нем ростовщик, чьи деньги всем приносили несчастье. Он заказал портрет, чтобы и после смерти иметь возможность действовать в мире. Художник не завершил картину – портрет остался у него. А ростовщик в тот же вечер умер. Зависть к чужому таланту едва не погубила мастера – лишь годы спустя он смог писать, как прежде. Пострадали и следующие владельцы портрета. Тогда он попросил сына, художника Б., отыскать картину и уничтожить. Пока художник Б. вел свой рассказ – кто-то украл портрет.

Отзыв

У каждого человека есть предназначение, нужно найти свой путь – в жизни, работе, творчестве. Время бесценно, не стоит его разменивать на суету и погоню за деньгами. Незаслуженной славе грош цена. Зависть и ненависть – одни из самых разрушительных страстей. Талант нужно развивать и употребить на пользу себе и людям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Художественный портрет Гоголя

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественный портрет Гоголя

Художественный портрет Гоголя

Художник точно передал облик писателя – романтика. Сделанный с натуры портрет.

Художник точно передал облик писателя – романтика. Сделанный с натуры портрет молодого Гоголя уникален.

Портрет Гоголя писал и А. С. Пушкин. Его рисунок – явление особой ценности. Н.

Портрет Гоголя писал и А. С. Пушкин. Его рисунок – явление особой ценности. Но Гоголь в нем выглядит несколько старше, чем у Венецианова. Это уже не франт – романтик и не весельчак. Пушкин, тонкий художник – портретист, передал черты мыслителя.

В 1841 г. Гоголь в Италии заказывает для матери свой портрет русскому художни.

В 1841 г. Гоголь в Италии заказывает для матери свой портрет русскому художнику Федору Антоновичу Моллеру.

В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность сост.

В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а нарядный костюм и прическа придают благородную светскость. Гоголь хотел выглядеть именно таким. Таким его и знают. Это самый известный его портрет.

В 1838 г. в Италии судьба свела Гоголя с художником Александром Андреевичем И.

К 100 – летию со дня рождения Гоголя в 1909 г. ему был поставлен в Москве пам.

К 100 – летию со дня рождения Гоголя в 1909 г. ему был поставлен в Москве памятник работы скульптора Николая Андреевича Андреева. Иконография Гоголя небольшая, и во всех портретах он разный. Только во всех вместе – это Гоголь.

Источники: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/pics/8902-pictures.php?pictur.

Краткое описание документа:

Презентация к уроку литературы по учебнику Г. С. Меркина "Литература" 5 класса. Одним из основных видов деятельности учителя и учащихся на уроках литературы является является лексическая работа, создание слайдовых презентаций, заочные эскурсии по местам жизни и творчества писателей, работа с портретами писателей, иллюстрациями, репродукциями произведений живописи, созвучных по теме и астроению изучаемому произведению, прослушиванеи музыкальных произведений.

Предложенные направления работы содействуют формированию духовно развитой личности, развитию эстетических и творческих способностей учащихся.

Каждое творение Николая Гоголя можно назвать образцом нравственной мысли и высоких художественных ценностей, которые раскрываются через призму образов основных и второстепенных персонажей его рассказов, романов или символической прозы. В произведении Портрет характеристика героев, представленная ниже, способен продемонстрировать значимость каждой фигуры чуткой и трепетной повести, рассмотреть их отрицательные и положительные черты, а также определить их важность нахождения в сюжете.

Чартков — открытый, искренний, усердный и прилежный молодой человек, с рождения обладающий неповторимым талантом к портретной живописи. С ранних лет он испытывал огромную любовь к кистям, краскам и рисованию, тонко чувствовал натуру и умел сочетать цвета через эмоции и чувства, ощущаемые в тот или иной период времени.

Чартков, по мнению его первого и старого педагога по пейзажной и портретной живописи, считался крайне талантливым человеком, но нетерпеливым и склонным к низменным житейским удовольствиям (безумному повседневному хаосу).

Главным недостатком мужчины считалась его безумная любовь к деньгам. Огромная сумма, случайным образом найденная в раме приобретенного портрета ростовщика, лишила его жизнь сна, спокойствия и интереса к одному из самых значимых дел его существования — пристрастию к рисованию.

Второстепенные персонажи произведения

Отец художника

Добросердечный господин жил в небольшой квартирке и не нуждался в богатстве материального бытия, поскольку им ценились исключительно моральные ценности и устои. Собственными силами, без сторонней помощи, он на протяжении долгих лет добивался значимого места в творческой карьере пейзажиста — начиная с малого, постепенно мужчина поднимался к высотам, хвалебным отзывам и всеобщему уважению со стороны любителей живописи.

Ростовщик

Солидный, успешный и уважаемый в широких кругах мужчина, по просьбе которого был нарисован портрет, прославившийся в Петербурге своими мрачными, негативными и, можно даже сказать, демоническими свойствами.

Портрет Гоголя характеристика героев

Ростовщик никогда не был замечен в ситуациях пагубных, жестоких и душераздирающих, однако его пронзительный взгляд при пристальном надзоре врезался прямо в душу и дарил безумное чувство тревоги, сбежать от которого было невозможно.

Художник

Любопытного и любознательного юношу можно назвать мастером кисти и красок, который совершенствовал свои способности на протяжении всей жизни, ведь он закончил не только академию с соответствующим профилем, но и выучился в Италии.

Его отцом был автор безумного демонического портрета ростовщика, и он искренне желал избавить людские жизни от сверхъестественных свойств, но, к сожалению, не успел.

Н.В. Гоголь один из тех великих, чей портрет в школьном классе имеел "именной гвоздик". И это было хорошо. Вспомните, что висело над доской: портреты Пушкина, Лермонтова (о них я уже писал, ссылки - Пушкин и Лермонтов ), Гоголя, Островского. Как выглядел Николай Васильевич на таком портрете? Скорее всего так:

Комплект почтовых карточек "Иллюстрации советских художников к произведениям Н.В. Гоголя". СССР, г. Москва. Издательство Академии Художеств СССР. 1952

Комплект почтовых карточек "Иллюстрации советских художников к произведениям Н.В. Гоголя". СССР, г. Москва. Издательство Академии Художеств СССР. 1952

Но так, Гоголь выглядел не всегда. На ранних портретах он выглядит иначе. Давате по порядку, хронологическому.

20 марта 1809 года в небольшом селе Большие Сорочинцы родился Н.В. Гоголь. Его отец, Василий Гоголь-Яновский (именно Николай Васильевич жестко откажется от второй части фамилии), был коллежским асессором и служил на почте, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал заниматься хозяйством. Мария Косяровская вышла за него замуж в 14 лет и посвятила себя семье.

Известно, что семья была многодетная: на свет появилось всего двенадцать детей. Русский писатель родился третьем по счету, первые двое сыновей родились мертвыми.Позже в семье появилось еще восемь детей, однако в живых остались только дочери Мария, Анна, Елизавета и Ольга.

В пять лет Гоголь уже начал сам записывать свои произведения. Мать была суеверной и вечерами часто рассказывала детям истории про леших, домовых и нечистую силу.

Забавно, но он обожал рукоделие. Вязал на спицах, кроил и шил, ткал пояса. С великим удовольствием придумывал наряды для своих сестёр. Это увлечение останется с ним навсегда.

Прижизненные изображения Гоголя начинаются со времен его учебы в гимназии. Есть в сети издание 1909 года посвященное именно портретам Н.В. Гоголя ( один из адресов здесь ) - Портреты Н. В. Гоголя. Собраны и изданы под наблюдением Общества Любителей Российской Словесности 1909 год.

Н. В. Гоголь (? ). С оригинала неизвестного художника, около 1827 г. Хромолитография. Портрет писан красками на картоне, на темной оборотной стороне сделана надпись: „Н.Гоголь". Оригинал был пожертвован в библиотеку Киевского университета в конце XIXв. Есть предположение, что данный портрет изображает не Н. В. Гоголя, а студента Нежинского лицея А.И.Кулжинского, сына учителя Гоголя И. Кулжинского.

Н. В. Гоголь (? ). С оригинала неизвестного художника, около 1827 г. Хромолитография. Портрет писан красками на картоне, на темной оборотной стороне сделана надпись: „Н.Гоголь". Оригинал был пожертвован в библиотеку Киевского университета в конце XIXв. Есть предположение, что данный портрет изображает не Н. В. Гоголя, а студента Нежинского лицея А.И.Кулжинского, сына учителя Гоголя И. Кулжинского.

Любимыми предметами будущего писателя были рисование и русская словесность. Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые стихотворные творения были далеки от стиля великого поэта.

Гоголь-гимназист (портрет неизвестного художника 1820-х гг.). Литография. По поводу формы и длины свого носа Николай Васильевич никогда не страдал. В его текстах можно найти лишь некоторую увлеченность этим "предметом".

Гоголь-гимназист (портрет неизвестного художника 1820-х гг.). Литография. По поводу формы и длины свого носа Николай Васильевич никогда не страдал. В его текстах можно найти лишь некоторую увлеченность этим "предметом".

После смерти отца, в 1825 году, начались проблемы с деньгами: мать не умела управлять хозяйством. Зарабатывать на жизнь приходилось самому. Гоголь все больше писал для журналов.

Гоголь читал лекции, писал книги, изучал историю. Несмотря на замкнутый характер, Николай Гоголь был потрясающим рассказчиком и чтецом.

Венецианов, А.Г. Литографированный портрет Н.В. Гоголя.1834. Как Вам такой Гоголь? С.Т. Аксаков называл Гоголя этого времени "франтиком". Единственный вполне достоверный и художественно ценный портрет Гоголя петербургского периода. Гоголь представлен здесь настолько несхожим с его позднейшими изображениями, что портрет возбуждал некоторые сомнения. После 1836 года образ Гоголя изменится.

Венецианов, А.Г. Литографированный портрет Н.В. Гоголя.1834. Как Вам такой Гоголь? С.Т. Аксаков называл Гоголя этого времени "франтиком". Единственный вполне достоверный и художественно ценный портрет Гоголя петербургского периода. Гоголь представлен здесь настолько несхожим с его позднейшими изображениями, что портрет возбуждал некоторые сомнения. После 1836 года образ Гоголя изменится.

Черницкая А.М. Портреты Н.В. Гоголя // Исторический вестник. 1890. № 3. С. 641–642:

Неизвестный художник. Н.В. Гоголь в кабинете В.А. Жуковского. 1836. Изображены: Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, И.А. Крылов, А.В. Кольцов, В.А. Жуковский, П.А. Плетнев, М.Ю. Виельгорский, А.Н. Карамзин и Ф.Ф. Вигель. Гоголь стоит, в полоборота вправо, во фраке, в высоком галстуке, волосы взбиты над лбом.

Неизвестный художник. Н.В. Гоголь в кабинете В.А. Жуковского. 1836. Изображены: Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, И.А. Крылов, А.В. Кольцов, В.А. Жуковский, П.А. Плетнев, М.Ю. Виельгорский, А.Н. Карамзин и Ф.Ф. Вигель. Гоголь стоит, в полоборота вправо, во фраке, в высоком галстуке, волосы взбиты над лбом.

Из Италии он воз­вращается с округленным лицом, с длинными волосами, с эспаньолкой, с усами. С этого момента его облик становится привычным для нас.

Тут есть вопросы: на картине Горюнова, датированной 1835 годом, Гоголь уже изменился внешне. Датировка картины приблизительна или он уже в Италию поехал преобразившись? Не ясно.

С.А. Рачинский. К портретам Н.В. Гоголя. „Старина и новизна," кн. 6, стр. 23

М.Н.Лонгинов. Воспоминания о Гоголе. „Современник..", 1854, № 44, стр. 89.

Д.К.Малиновский. Нечто о Гоголе. „Русский“, газета политическая и литературная, 1858, №22

Самый известный портрет Гоголя был написан Моллером в 1841 году по просьбе писателя для матери Марии Ивановны Гоголь-Яновской. С автором полотна, Федором Антоновичем (Отто Фридрихом Теодором) Моллером великого писателя связывала тесная дружба. Портрет живописец создавал с натуры — писатель многократно и с удовольствием позировал другу. Это дало возможность художнику максимально точно воплотить на холсте образ писателя.

Открытка почтовая. "Н. Гоголь 1809.-1852 г." (С гравюры Ф.Иордана по портрету работы Ф.Моллера. 1841 г.). Россия, г. Москва. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко. 1894-1905

Во время Великой Отечественной войны оригинал исчез, и настоящее его местонахождение неизвестно. В Третьяковской галерее хранится авторское повторение портрета с подписью мастера.

Почти одновременно с портретом Моллера художником Александром Ивановичем Ивановым в 1841 году был написан еще один портрет Н.В.Гоголя. Он несколько иной в сравнении с работой Моллера. Иванов уважал и чтил Гоголя, он долго присматривался к облику Николая Васильевича. Современники придерживаются мнения, что именно портрет Гоголя, написанный Ивановым является правдивым прижизненным изображением поэта. Портрет был написан по заказу Жуковского. Автор работы решил написать произведение не с натуры, а с портретов, которые он сам ранее уже написал.

А.А. Иванов. Н.В. Гоголь, 1841. Картина писана с использованием холста и масла, размер 14х13. В настоящее время картина хранится в Государственном музее Санкт – Петербурга.

А.А. Иванов. Н.В. Гоголь, 1841. Картина писана с использованием холста и масла, размер 14х13. В настоящее время картина хранится в Государственном музее Санкт – Петербурга.

Портрет Иванова известен в двух экземплярах. Тот из них, который ныне находится в Государственном Русском музее в Ленинграде и ранее принадлежал поэту В. А. Жуковскому, отличается, помимо незначительных деталей, большой выразительностью и свежестью письма. Сам Иванов, как это будет видно из дальнейшего, считал его основным, первым оригиналом.

Другой портрет принадлежал М. П. Погодину, затем находился в собраниях Румянцовского музея, после ликвидации которого поступил в Третьяковскую галлерею. Этот второй портрет является авторской репликой, тогда же сделанной Ивановым.

Открытка. Н. В. Гоголь. Акварель А. Иванова, 1841 г. Художник: Иванов А.А. СССР, г. Москва. Государственный литературный музей. 1937

Открытка. Н. В. Гоголь. Акварель А. Иванова, 1841 г. Художник: Иванов А.А. СССР, г. Москва. Государственный литературный музей. 1937

Кроме этих двух портретов, вернее сказать, одного в двух вариантах, исполненных масляными красками, имеется еще карандашный и акварельный портреты Гоголя, рисованные Ивановым, но их соотношение с масляными портретами не установлено.

Иванов писал о Гоголе :

Хронологически за портретами моллера и Иванова следует не картина и рисунок, а дагерротип, предтеча фотографии. Снимок сделан в 1845 году, в Риме. На втором фото в галерее-карусели все участники подписаны.

Читайте также: