Расцвет сословно представительной монархии и ее кризис кратко
Обновлено: 05.07.2024
СОСЛО́ВНО-ПРЕДСТАВИ́ ТЕЛЬНАЯ МО НА́РХИЯ, особая публично-правовая форма государственности, предусматривавшая участие в гос. управлении выборных представителей податных сословий наряду с представителями светских земельных собственников и духовенства. Сложилась в Зап. Европе в период средних веков как уникальное европейское, неизвестное предшествующему историч. опыту явление, убедительно обозначившее вектор мирового политич. развития. В целом для Европы носила характер общего явления в хронологич. рамках кон. 12 – 17 вв. в контексте движения ср.-век. государственности к оформлению абсолютизма . Возникнув в условиях заметной социально-экономич. и политич. трансформации ср.-век. общества, С.-п. м. впитала черты известных Cредневековью коллективных и выборных форм управления догосударственного периода, а также особенности органов местного и гор. самоуправления, составивших вместе с королевскими куриями в Зап. Европе или Боярской думой при рус. князьях, вел. князьях и царях непосредственную предысторию сословно-представительной монархии.
Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление наряду с царём. Представительство выражалось в форме Земских соборов.
Экономические и политические предпосылки возникновения
В начале правления Ивана IV, к середине XVI века, появились первые экономические предпосылки за счёт появления первых мануфактур и наращиванию темпов торговли со странами Запада. Этот процесс обусловил экономический рост в России, который требовал увеличения бюрократического аппарата.
Это повлекло за собой значительные финансовые расходы на содержание органов власти и военного аппарата.
Выход был найден в представительстве в Земском соборе торговых людей. За счёт этого купечество обеспечивало государству финансовую поддержку и выделяло средства на военные нужды.
Политические предпосылки делятся на внутренние и внешние.
Внутренние предпосылки возникли в результате восстания 1549 г. В Москве. Был созван Земский собор, задача которого была в успокоении граждан за счёт созыва в него широкого круга представителей. Земский собор включал в себя царя, Боярскую думу, представителей духовенства, дворянства и купечества;
Внешние предпосылки основывались на возросших потребностях в пополнении казны на военные нужды и расширение торговых отношений с Западом. Привлечение в Земский собор представителей купечества давало такую возможность. Боярская дума уже не имела большого веса при принятии решений.
Характерные черты сословно-представительной монархии в России
Период сословно-представительной монархии в России имел ряд особенностей.
Существовала непродолжительный период времени. В странах Западной Европы она продержалась дольше;
Она исполняла переходную функцию от периода раннего феодализма к периоду абсолютизма;
Отсутствие регулирующего законодательства в вопросе отношения Земских соборов и царя;
Выборность местного населения в органы самоуправления на местах;
Сословно-представительная монархия существовала в условиях жёсткой деспотии царя Ивана IV.
Ещё одной характерной чертой является особый период правления Ивана IV – период опричнины. Он характеризуется жестоким террором по отношению ко всем неугодным сословиям, которые распускались или упразднялись.
Земский собор 1549 г.
Характерные особенности Земских соборов:
Вплоть до середины XVII века использовались как инструмент принятия важнейших государственных решений;
Нерегулярный характер созыва. Земские соборы собирались по единоличной инициативе царя;
Отсутствие законодательной инициативы;
Земские соборы не ограничивали самодержавие.
На первом созыве в 1549 году состав Земского собора был следующим:
- Царь;
- Боярская дума;
- Представители духовенства;
- Помещики.
Государственные решения, принятые на первом Земском соборе 1549 года:
- Необходимость проведения судебной реформы;
- Решение о формировании местного самоуправления;
- Подготовка к военным действиям с Казанским ханством.
Проблемы сословно-представительной монархии в Росcии
В 1547 году Иван IV венчается на царствование, что означало значительное укрепление царской власти и особое положение церкви в государстве, в том числе и политическую независимость.
В этой связи, роль Земским соборам отводилась незначительная. В этом состояла основная проблема сословно-представительной монархии в России.
Постоянно укрепляющаяся власть государя выражалась в его решениях о войне и мире, о военных походах и строительстве городов-крепостей и так далее. В частности, это выражалось в принятии следующих законов:
- 1550 г. – неполная отмена местного самоуправления;
- 1555–1556 гг. – неполная отмена уложения о службе и кормления.
После прихода к власти династии Романовых в 1613 году, самодержавная власть значительно усилилась. Установился порядок наследия царского престола по принципу старшего ребёнка мужского пола. Царь единолично владел всей полнотой высшей государственной и военной власти, суда, верховного управления, усиливалась власть над духовенством.
Потеря значения, переход к абсолютной монархии
Укрепление самодержавной власти царя, способствовало постепенной потере значения Земских соборов. Этапы развития сословно-представительной монархии представим в таблице.
Созыв для решения вопроса о продолжения войны с Ливонским орденом.
На Земском соборе Борис Годунов выбран царём.
Собрание Земского собора завершает Смутное время, на трон избирается Михаил Фёдорович Романов.
Активная деятельность Земских соборов. Помощь в управлении государством царю Михаилу Фёдоровичу.
Земский собор созывается для обсуждения Азовского вопроса. Результат: Азов отдан обратно Турции (был захвачен казаками).
Соборное уложение Алексей Михайловича (свод законов).
Последний созыв Земского собора царем Алексеем Михайловичем Романовым по поводу воссоединения России и Украины.
Прекращение деятельности Земских соборов и переход к абсолютной монархии.
Правления Алексея Михайловича Романова (1645–1676) охарактеризовалось укреплением самодержавной власти. Прежде всего, это выразилось в подчинении церкви светской власти. Конфликт с патриархом Никоном завершился в пользу царя, что предопределило его неограниченную власть и заложило фундамент будущих преобразований Петра I.
Итоги
Итогом созыва Земских соборов стала высокая степень самоорганизации общественных сил. Особенно ярко это проявилось в период Смуты в Российском государстве. Во время кризиса власти и угрозы национального суверенитета был достигнут компромисс между сословными группами. За счёт этого удалось создать Первое (1611) и Второе (1611–1612 гг.) национальные ополчения. Которые были созданы как национально-освободительные движения против польско-литовского и шведского вторжения.
Успешное создание Земского правительства предопределило созыв Земского собора в 1613 году и выбор царя Михаила Фёдоровича Романова.
Историческое значение
Историческое значение сословно-представительной монархии в России носило судьбоносный характер.
За время действия Земских соборов было принято ряд важных государственных решений:
В истории России и некоторых других европейских стран был период, который вошел в политическую историю, как сословно-представительная монархия. Суть данной формы правления в том, что в составлении законов государства принимают участие представители разных сословий – аристократия, горожане, духовенство, крестьяне.
Особенности системы в разных странах
Данная форма правления характерна только для Европы, она появилась в феодальный период. По мере упадка феодального строя, в Англии, Франции, Германии и других странах, в XIII-XV веках стали появляться представительские органы – парламент, Генеральные штаты.
Рис. 1. Парламент Англии Средние Века.
Примерами органов власти сословно-представительной монархии служат:
- Хорватия – Сабор.
- Речь Посполитая – Сейм.
- Нидерланды – Генеральные Штаты (как и во Франции).
Английский парламент интересен тем, что существует с 1215 года и перешел из Средних веков в Новое время, поэтому в его деятельности можно проследить как договорной феодальный принцип превратился в конституционное право современности.
В ряде государств Европы сословно-представительная монархия была вытеснена абсолютизмом в XVI-XVII веке. Исключением можно считать Речь Посполитую, где королевская власть осталась слабой. Сейм даже в XVIII веке провозглашал правителем государства, например, князя Саксонии Августа III в 1736 году.
В российской истории
В летописях есть упоминание о совете князя Всеволода Большое Гнездо и представителей различных сословий в 1211 году. Однако, определение сословно-представительной монархии подходит для периода с 1549 по 1684 год. Первый Земский собор был созван в 1549 году при молодом царе Иване IV. За довольно краткий период его деятельности был проведен ряд реформ – законодательная, церковная, налоговая, военная.
В Земских соборах XVI-XVII века принимали участие представители всех сословий, кроме крепостных крестьян. Повод для созыва Земских соборов мог быть таким:
- 1566 год – вопрос о продолжении Ливонской войны.
- 1649 год – принятие нового свода законов, его назвали “Соборное Уложение”.
- 1653 год – вопрос об объединении с Украиной.
- 1684 год – вопрос о вечном мире с Польшей.
Таким образом, последний созванный Земский собор пришелся на период регентства царевны Софьи при малолетнем Петре I. В годы его самостоятельного царствования, с 1689 по 1725, на смену сословно-представительной монархии пришел абсолютизм и новые органы власти – Синод, Сенат, коллегии.
Земский собор дважды избирал кандидата на царский престол. В 1598 им стал боярин Борис Годунов, а в 1613 году – Михаил Романов.
Что мы узнали?
Необходимо знать что такое сословно-представительная монархия. Это понятие связано с историей ряда крупных европейских стран и с хронологическим промежутком в несколько столетий.
Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление наряду с царём. Представительство выражалось в форме Земских соборов.
В Западной и Центральной Европе
Классические примеры сословно-представительной монархии дала история Западной Европы XIII, XIV и отчасти XV веков.
В Испании, Англии, Германии, Франции сословно-представительные монархии возникли как раз тогда, когда феодальный строй пришел в упадок; сословно-представительные учреждения носили здесь явственные черты хронологической близости к феодальной эпохе. Наиболее характерной чертой в этом смысле является само происхождение состава сословно-представительных собраний, особенно в начале периода, т.е. в XIII веке: в эти собрания являлись не депутаты, не избранные представители феодалов, клира, городов, а все феодалы, все клирики, связанные вассальными отношениями с короной, а также городские должностные лица (либо одни городские головы, либо они же со своим секретариатом, либо один секретариат). Последние участвовали в собрании как представители самоуправления, как королевские контрагенты, как одна из двух договаривавшихся сторон, помеченных в коммунальной грамоте их города. Обсуждать с королем общественные вопросы имели право только те, кто мог указать на какие-либо прямые отношения свои к королю. Архиепископы, епископы, аббаты самостоятельных монастырей были королевскими вассалами — и все они имели право на место в сословно-представительных учреждениях; сельские священники (и в громадном большинстве городские), миссионеры, аббаты безземельных монастырей не были связаны никакими отношениями с королевской властью — и никогда в эти собрания не попадали. Светские феодалы, и мелкие, и крупные, считали короля сюзереном их земель — и они все могли явиться в собрание; наоборот, бездомные рыцари, хотя бы их феодальное происхождение было твердо установлено, никакого отношения к собранию иметь не могли. Наконец, города только тогда присылали своих представителей, если пользовались коммунальной свободой, если успели запастись от короля хартией на самоуправление.
Государственно-правовая идея сословно-представительных учреждений была та, что дела государства должна вершить общая воля, управляющая всей землей. Но так как, по феодальному праву, частицы этой воли уступлены государем 1) его вассалам, пользующимся властью в своих имениях, и 2) городам, получившим самоуправление — то для того, чтобы воля была действительно общей, государь должен был собрать вокруг себя всех носителей и представителей власти, т. е. всех вассалов и самоуправляющиеся города. Такой совокупностью всех земских властей и было сословно-представительное собрание, под председательством короля, в первое время, т.е. в XIII веке.
Позднее избирательное начало стало прокладывать себе путь в германских ландтагах, во французских Генеральных штатах. Раньше всего сказался этот принцип в представительстве городов: вместо городских властей на собрания начали являться специально для того избранные городские депутаты. В Венгрии (в эпоху Людовика Великого, в XIV веке), дворяне, являясь на комитатские собрания в огромном числе, производили такие бесчинства и так затрудняли делопроизводство, что пришлось предписать, чтобы приезжали впредь не все дворяне, а только их депутаты. По иным причинам (а чаще всего без причин, ясно поддающихся учету) такие же изменения произошли в немецких ландтагах и в Генеральных штатах. В английском парламенте наличность избирательного принципа (наряду с личным — в верхней палате) можно констатировать с первых времен его существования.
Чрезвычайно разнообразна судьба сословно-представительных учреждений в различных европейских странах. Можно сказать, что только одна общая черта характеризует их: приблизительно одно и то же время появления на свет. Во всем остальном, начиная с их политических прав и кончая их историей, — они мало сходны между собой. В Испании, где (собственно, в Кастилии и Арагоне) сословно-представительные учреждения (кортесы) были уже в расцвете в XII веке, т.е. несколько раньше, чем в иных местах, они выговорили себе право легального сопротивления силой, в случае нарушения королем сословных прав и привилегий. Такого права вооруженного сопротивления не имели ни французские Генеральные штаты, ни немецкие ландтаги, но имели английский парламент и венгерские сословные собрания.
Средневековый феодальный строй весь покоился на договорном начале: оно довольно заметно чувствуется в Германии XIII — XIV веках, не говоря уже об испанских государствах и Англии, где оно играло самую решительную роль (в Испании оно стало исчезать с начала XV века, а в Англии развилось далее и повлияло на выработку новейших представлений о правах парламента). Во Франции генеральные штаты с самого начала не основывались в своих действиях на какой бы то ни было договорной идее. Договорное начало выражалось в необходимости согласия сословно-представительного собрания на издание тех или иных новых законов или отмену старых. Соглашаясь с предлагаемыми им мероприятиями, сословно-представительные собрания вместе с тем установляли на известный срок подати и налоги, которые имел право требовать король. Вследствие сословной розни, королевская власть уже в XV веке наносит и в Испании, и в Германии, и во Франции жестокие удары сословно-представительным собраниям, которые не в силах оказать особенно активного сопротивления.
В XVI веке абсолютизм торжествует на всем континенте; религиозно-национальная борьба этого столетия также сильно содействует упадку сословно-представительных собраний и сосредоточению всей полноты государственной власти в руках королей. В XVII в. сословно-представительные собрания во Франции перестают даже собираться, а в германских государствах совершенно утрачивают свой прежний характер активной политической силы. В Испании сословно-представительные собрания были подавлены окончательно Филиппом II, еще в XVI веке.
Только в Англии нижняя палата и в XIII, и в XIV, и в XV веках, несмотря на пестрый свой состав, твердо отстаивала свои права и, невзирая на существование известного антагонизма по отношению к палате лордов, никогда не протягивала руки помощи королевской власти против наследственных законодателей. Английский парламент, вследствие этого, перешел невредимым в новые времена и явился единственным учреждением, в жизни которого можно проследить превращение договорного феодального принципа в конституционное право последних веков.
Экономические и политические предпосылки возникновения
В начале правления Ивана IV, к середине XVI века, появились первые экономические предпосылки за счёт появления первых мануфактур и наращиванию темпов торговли со странами Запада. Этот процесс обусловил экономический рост в России, который требовал увеличения бюрократического аппарата.
Это повлекло за собой значительные финансовые расходы на содержание органов власти и военного аппарата.
Выход был найден в представительстве в Земском соборе торговых людей. За счёт этого купечество обеспечивало государству финансовую поддержку и выделяло средства на военные нужды.
Политические предпосылки делятся на внутренние и внешние.
Внутренние предпосылки возникли в результате восстания 1549 г. В Москве. Был созван Земский собор, задача которого была в успокоении граждан за счёт созыва в него широкого круга представителей. Земский собор включал в себя царя, Боярскую думу, представителей духовенства, дворянства и купечества;
Внешние предпосылки основывались на возросших потребностях в пополнении казны на военные нужды и расширение торговых отношений с Западом. Привлечение в Земский собор представителей купечества давало такую возможность. Боярская дума уже не имела большого веса при принятии решений.
Предпосылки формирования сословно-представительной монархии в России
Русское централизованное государство оформилось к концу XV – началу XVI вв. В результате глубоких, протекающих с середины XVI в. политических и социально-экономических изменений в России сформировалась особая форма правления периода развитого феодализма – сословно-представительная монархия.
Сословно-представительная монархия как форма феодального государства соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она сложилась в результате продолжительной борьбы царей и великих князей за укрепление централизованного государства. Власть царя еще не была настолько сильной, чтобы стать абсолютной. Монархи со своими сторонниками боролись с верхами феодальной аристократии (крупными боярами и удельными князьями), противодействующими централизованной политике московских монархов.
Основная характерная особенность сословно-представительной монархии заключается в опоре царя на органы, созданные из представителей разных сословий, в основном, господствующих (духовных и светских феодалов).
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Главными факторами возникновения сословно-представительной монархии в России стали экономические и политические предпосылки.
Экономические предпосылки формирования сословно-представительной монархии:
- специализация мануфактурного и ремесленного производства;
- разделение труда между отдельными территориями и районами государства;
- для ограничения или ликвидации монастырского землевладения необходимо было усиление власти монарха;
- рост оброка и барщины требовали укрепления власти помещиков;
- для образования единого рынка стало жизненно необходимым преодолеть пережитки феодальной раздробленности;
- для объединения страны необходимо было избавиться от системы кормлений;
- расширение международных торговых отношений;
- развитие внешнеторговых отношений требовало ликвидации Великого княжества Литовского и Казанского ханства.
Наблюдается расширение бюрократического аппарата на местах, увеличение на его содержание государственных расходов, появляется необходимость в поиске новых источников финансирования органов власти и военных формирований. Для этого царь вводит в состав Земских соборов торговых людей, обеспечивая себе при этом постоянную денежную поддержку со стороны крупного купечества и торгового класса для организации ополчения.
Основные политические предпосылки формирования сословно-представительной монархии:
- Внешнеполитические предпосылки. Появление нового высшего органа правления государства — Земских соборов. У царя появилась возможность посредством соборов проводить собственную политику вне зависимости от Боярской думы (торговые отношения с другими государствами, ведение войны и др.). Снижается роль Боярской думы в управлении государством.
- Внутригосударственные предпосылки. Московское восстание горожан 1549 года послужило толчком к созыву Земского собора. Монарх рассчитывал разрешить конфликт путем привлечения к государственному управлению как дворянских и боярских слоев населения, так и представителей других сословий. Возросшая численность и плотность населения, увеличение территории страны, вызывало необходимость реорганизации власти на местах.
Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарат не могла обеспечить нужный уровень государственного управления. Боярское управление показало всю необходимость усиления власти монарха.
Земский собой 1549 г
Характерные особенности Земских соборов:
Вплоть до середины XVII века использовались как инструмент принятия важнейших государственных решений;
Нерегулярный характер созыва. Земские соборы собирались по единоличной инициативе царя;
Отсутствие законодательной инициативы;
Земские соборы не ограничивали самодержавие.
На первом созыве в 1549 году состав Земского собора был следующим:
- Царь;
- Боярская дума;
- Представители духовенства;
- Помещики.
Государственные решения, принятые на первом Земском соборе 1549 года:
- Необходимость проведения судебной реформы;
- Решение о формировании местного самоуправления;
- Подготовка к военным действиям с Казанским ханством.
Земский собор
Земские соборы становятся новым высшим органом правления государства. Через них монарх привлекал к управлению государством дворянство и посадское население.
Структура Земского собора подразумевала наличие двух палат:
- Верхняя палата – монарх, Боярская дума, представители высшего духовенства;
- Нижняя палата – представители дворянства, крупного купечества, торговцев (путем царского назначения или выборов).
К середине XVI века взамен дворцово-вотчинной полностью установилась приказная система управления. Сформировалась разветвленная система приказов. Была отменена система кормления. Взамен создали губные и земские органы управления, возглавляемые целовальниками и губными старостами.
Органы управления избирало местное дворянство, основной обязанностью которых являлась борьба с антифеодальными выступлениями крестьян и разбоями. Разбойный приказ руководил Губными органами.
Земские органы были созданы для управления посадами, сбора налогов, управления черносошными крестьянами.
Проблемы сословно-представительной монархии в Росcии
В 1547 году Иван IV венчается на царствование, что означало значительное укрепление царской власти и особое положение церкви в государстве, в том числе и политическую независимость.
В этой связи, роль Земским соборам отводилась незначительная. В этом состояла основная проблема сословно-представительной монархии в России.
Постоянно укрепляющаяся власть государя выражалась в его решениях о войне и мире, о военных походах и строительстве городов-крепостей и так далее. В частности, это выражалось в принятии следующих законов:
- 1550 г. – неполная отмена местного самоуправления;
- 1555–1556 гг. – неполная отмена уложения о службе и кормления.
После прихода к власти династии Романовых в 1613 году, самодержавная власть значительно усилилась. Установился порядок наследия царского престола по принципу старшего ребёнка мужского пола. Царь единолично владел всей полнотой высшей государственной и военной власти, суда, верховного управления, усиливалась власть над духовенством.
Потеря значения, переход к абсолютной монархии
Укрепление самодержавной власти царя, способствовало постепенной потере значения Земских соборов. Этапы развития сословно-представительной монархии представим в таблице.
Созыв для решения вопроса о продолжения войны с Ливонским орденом.
На Земском соборе Борис Годунов выбран царём.
Собрание Земского собора завершает Смутное время, на трон избирается Михаил Фёдорович Романов.
Активная деятельность Земских соборов. Помощь в управлении государством царю Михаилу Фёдоровичу.
Земский собор созывается для обсуждения Азовского вопроса. Результат: Азов отдан обратно Турции (был захвачен казаками).
Соборное уложение Алексей Михайловича (свод законов).
Последний созыв Земского собора царем Алексеем Михайловичем Романовым по поводу воссоединения России и Украины.
Прекращение деятельности Земских соборов и переход к абсолютной монархии.
Правления Алексея Михайловича Романова (1645–1676) охарактеризовалось укреплением самодержавной власти. Прежде всего, это выразилось в подчинении церкви светской власти. Конфликт с патриархом Никоном завершился в пользу царя, что предопределило его неограниченную власть и заложило фундамент будущих преобразований Петра I.
Итоги
Итогом созыва Земских соборов стала высокая степень самоорганизации общественных сил. Особенно ярко это проявилось в период Смуты в Российском государстве. Во время кризиса власти и угрозы национального суверенитета был достигнут компромисс между сословными группами. За счёт этого удалось создать Первое (1611) и Второе (1611–1612 гг.) национальные ополчения. Которые были созданы как национально-освободительные движения против польско-литовского и шведского вторжения.
Успешное создание Земского правительства предопределило созыв Земского собора в 1613 году и выбор царя Михаила Фёдоровича Романова.
Историческое значение
Историческое значение сословно-представительной монархии в России носило судьбоносный характер.
За время действия Земских соборов было принято ряд важных государственных решений:
- 1550 г. – создание Судебника Ивана IV. Создан на основе Судебника Ивана III, но имел больше статей, в которых особое внимание уделялось регулированию вопроса земельных владений и вотчин;
- 1551 г. – 67 вопросов к церкви от Ивана IV. В результате появился Стоглав – сборник юридических прав;
- 1551 г. – создание сборника нравственно-моральных сводов. Путём наказаний государство пыталось бороться с нарушением правил морали;
- 1606 – 1607 гг. – появление нового Судебника на основе Судебника Ивана IV;
- 1649 г. – Соборное уложение. Свод законов государства Российского представлял собой сборник нормативно-правовых актов, охватывающий все стороны жизни населения.
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 18556
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
В истории России и некоторых других европейских стран был период, который вошел в политическую историю, как сословно-представительная монархия. Суть данной формы правления в том, что в составлении законов государства принимают участие представители разных сословий – аристократия, горожане, духовенство, крестьяне.
Особенности системы в разных странах
Данная форма правления характерна только для Европы, она появилась в феодальный период. По мере упадка феодального строя, в Англии, Франции, Германии и других странах, в XIII-XV веках стали появляться представительские органы – парламент, Генеральные штаты.
Рис. 1. Парламент Англии Средние Века.
Примерами органов власти сословно-представительной монархии служат:
- Хорватия – Сабор.
- Речь Посполитая – Сейм.
- Нидерланды – Генеральные Штаты (как и во Франции).
- Испания (Кастилия, Каталония, Арагон) – Кортесы, их созывали с XII века.
- Исландия – Альтинг. Он имеет репутацию самого древнего парламента в мире, так как существует с 930 года.
- Священная Римская империя – Рейхстаг.
Английский парламент интересен тем, что существует с 1215 года и перешел из Средних веков в Новое время, поэтому в его деятельности можно проследить как договорной феодальный принцип превратился в конституционное право современности.
В ряде государств Европы сословно-представительная монархия была вытеснена абсолютизмом в XVI-XVII веке. Исключением можно считать Речь Посполитую, где королевская власть осталась слабой. Сейм даже в XVIII веке провозглашал правителем государства, например, князя Саксонии Августа III в 1736 году.
Рис. 2. Земский собор.
В российской истории
В летописях есть упоминание о совете князя Всеволода Большое Гнездо и представителей различных сословий в 1211 году. Однако, определение сословно-представительной монархии подходит для периода с 1549 по 1684 год. Первый Земский собор был созван в 1549 году при молодом царе Иване IV. За довольно краткий период его деятельности был проведен ряд реформ – законодательная, церковная, налоговая, военная.
В Земских соборах XVI-XVII века принимали участие представители всех сословий, кроме крепостных крестьян. Повод для созыва Земских соборов мог быть таким:
- 1566 год – вопрос о продолжении Ливонской войны.
- 1649 год – принятие нового свода законов, его назвали “Соборное Уложение”.
- 1653 год – вопрос об объединении с Украиной.
- 1684 год – вопрос о вечном мире с Польшей.
Таким образом, последний созванный Земский собор пришелся на период регентства царевны Софьи при малолетнем Петре I. В годы его самостоятельного царствования, с 1689 по 1725, на смену сословно-представительной монархии пришел абсолютизм и новые органы власти – Синод, Сенат, коллегии.
?
Земский собор дважды избирал кандидата на царский престол. В 1598 им стал боярин Борис Годунов, а в 1613 году – Михаил Романов.
Рис. 3. Михаил Романов земский собор.
Что мы узнали?
Необходимо знать что такое сословно-представительная монархия. Это понятие связано с историей ряда крупных европейских стран и с хронологическим промежутком в несколько столетий.
Читайте также: