Расцвет древней руси кратко

Обновлено: 02.07.2024

Киевская Русь — это государство в Восточной Европе, сформировавшееся в IX веке в результате объединения восточнославянскихи финно-угорских племён под властью династии Рюриковичей.

Киевская Русь при Владимире Святославиче

После введения на Руси христианства князь Владимир Святославович начал формировать новую систему управления государством. Своих сыновей Владимир посадил наместниками в Новгород, Туров, Полоцк и Ростов, где они управляли княжествами и осуществляли сбор дани, большая часть которой отправлялась в Киев.

Сыновья Владимира занимали княжения в порядке старшинства. Самым важным и почетным после Киевского было княжение в Новгороде. Его занимал старший брат. Младшие братья княжили в менее важных и значимых княжествах. В случае смерти старшего брата, его место занимал следующий по старшинству, а остальные переходили на освободившиеся княжения. Все поднимались на ступеньку по лестнице (такая система распределения княжений называется лестничной). Ее нарушение допускалось в случае смерти младшего княжича. Ему могли наследовать сыновья и внуки. Его княжение при этом выпадало из системы распределения престолов. Так случилось после смерти второго Владимировича - Изяслава. Полоцкое княжество в итоге закрепилось за потомками Изяслава.

В 981 году Владимир у Польши отвоевал Червенские города, затем покорил ятвягов, вятичей и радимичей. Удачно шла борьба с печенегами. Цепочка укрепленных пунктов на реках Осетр, Трубеж, Десна, Сула позволила отодвинуть границу.

Расцвет Киевской Руси при Ярославе

Готовые работы на аналогичную тему

Ярослав особенно покровительствовал церкви. Киев при нем стал одним из крупнейших городов Европы. В столице Древнерусской державы появились:

  • Золотые ворота;
  • храм св. Софии;
  • монастыри святых Георгия и Ирины.

Таким образом, Киев в основных чертах повторил святые места Константинополя, бросая вызов Византийской империи. Киев осмелился претендовать на роль центра христианского мира.

Идея о переходе на Русь роли центра мира и ответственности за судьбы православных христиан надолго оставалась сплачивавшей все древнерусские земли. Этим объяснялась необходимость существования Древнерусского государства. В дальнейшем с этой идеей древнерусские правители будут сверять свои действия.

Правление Ярославичей и распад Древнерусского государства

Чтобы предотвратить усобицу между сыновьями, перед смертью Ярослав разделил русские земли между ними. Князья заняли свои престолы согласно старшинству. Изяслав стал князем Киевским и Новгородским. Святослава посадили в Чернигов, Всеволода – в Переяславль, Игоря – во Владимир, Вячеслава – в Смоленск. Все были должны подчиняться киевскому князю и почитать его. Тот должен был защищать братьев. Сохранив киевское первенство, новая система была призвана предотвратить конфликты между князьями. Однако развитие событий показало, что изменения не принесли стабильности.

Развернувшаяся борьба уже не прекращалась, втягивая новое поколение - внуков Ярослава. Все чаще князья привлекали половцев, которые обосновались в степях после разгрома печенегов. Половецкие ханы не только выступали союзниками русских князей, но и совершали самостоятельные набеги.

Новый порядок не принес на Русскую землю спокойствия. В 1113 году в Киеве умер князь Святополк. За столичный престол сразу разгорелась борьба. Каждый из претендентов на престол пытался найти поддержку киевлян. В городе вспыхнул бунт. По призыву митрополита Никифора на престол был приглашен Владимир Мономах. Беспорядки прекратились.

  • Снижался ростовщический процент;
  • Закупы получили право на уход с господского двора на заработки;
  • Устанавливался штраф за несправедливое наказание закупа;
  • Также штраф взимался за самовольное обращение закупа в холопа.

Владимир Мономах сумел организовать несколько походов на половцев. Особенно удачным был поход 1111 года. Вместе с союзниками Мономах далеко вторгся вглубь степей. В решающем сражении орда хана Шарукана была разбита. Побежденные отступили от русских границ.

Авторитет и могущество Владимира Мономаха были так высоки, что его утверждение на киевском престоле легко признали другие князья. Новый великий князь Киевский на время приостановил распад Древнерусского государства: в Новгород, Ростов, Смоленск и Суздаль Владимир Мономах посадил сыновей, признающих власть отца. Не противились воле Мономаха и другие князья.

После смерти Владимира Мономаха в 1125 году его сын Мстислав Великий еще удерживал князей в повиновении. Но с его смертью в 1132 году древняя Русь рассыпалась на самостоятельные уделы.

Лучшие годы Киевской Руси пришлись на времена правления князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Владимир пришел к власти на Руси в ходе краткой междоусобной борьбы со своими братьями. Ярополк, князь Киевский, правивший с 972 по 980 годы, победил князя Олега, и прибрал к рукам выделенные ему древлянские земли. Владимир, выступивший в союзе с Олегом, был вынужден бежать, однако спустя два года он заручился поддержкой варягов, и сумел в 980 году захватить Киев, в ходе войны Ярополк был убит. Так можно описать период, после которого наступил расцвет Киевской Руси кратко.

При правлении Владимира I, впоследствии прозванного Великим, под единой рукой были объединены все восточнославянские города и земли. Вятичи, предгорья Карпат по обе стороны, и червленские города – все это вошло в состав Киевской Руси. Государственный аппарат был укреплен, однако при Владимире зародилась будущая разобщенность государства – важные центры были отданы на княжение сыновьям князя и полководцам. Однако при правлении Владимира государство стало мощным, оно было прекрасно защищено от набегов кочевых племен (преимущественно печенегов). Главным достижением Владимира считается введение Христианства в качестве государственной религии.

Следующим правителем стал старший сын Владимира – Святополк, однако придя к власти, он уничтожил нескольких своих братьев, за что навлек на себя гнев народа. Ярослав в это время правил в Новгороде, и после непродолжительной, но упорной борьбы, Святополк убежал в Польшу. Правление Ярослава, прозванного Мудрым, продлилось с 1019 до 1054 года. В этот период государство достигло наивысшего своего расцвета. Киев при его правлении стал одним из самых крупных европейских городов, по своим размерам он мог соперничать с Царьградом. Найденные записи указывают, что в городе было выстроено до 4 сотен церквей и 8 крупных рынков. Также в городе были выстроены Золотые ворота, в честь которых сегодня в Киеве называется одна из станций метро, а также величественный храм София Киевская, скопированный с византийской Айя-София.

Описывая расцвет Киевской Руси кратко, следует добавить, что в это время это государство стало значимой силой на международной политической арене Европы. Ярослав женился на шведской принцессе, и наладил связь с ведущими европейскими государствами.

Убийство Бориса и Глеба. Первые Русские святые:

Борис и Глеб были сыновьями Владимира и по одной версии - Анны, по другой версии-версии-неизвестной болгарыни (жена Владимира еще до принятия им христианства).

2 версии убийства Бориса и Глеба

Версия - каноническая. Запечатлена в житие Бориса и Глеба.

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми: они были канонизированы во время жизни Ярослава Мудрого, приблизительно в тоже самое время, когда произошло перезахоронения Глеба (1019). Святополк же, который традиционно считается убийцей, получил прозвище Окаянный.

Борьба со Святополком:

Ярослав собрал войско из варяг и сумел изгнать брата Святополка из Киева. Ярослав правил год в Киеве. Но в следующем 1017 году Святополк с польским войском (во главе с Болеславом) одерживает победу и становится Киевским князем. Тогда Ярослав бежит в Новгород и готовится бежать за море (он был женат на Ингегерде (в христианстве – Ирина), дочери Олафа I, норвежского короля). Но новгородцы вместе с посадником Константином, сыном Добрыни, уговорили князя вновь идти на Святополка. Новгородцы собрали деньги на войну и в 1019 г. Ярослав вновь идет на брата, который к этому времени из-за ссоры изгнал Болеслава из Киева. Святополк, заручившись в этот раз поддержкой кочевников - печенегов, терпит поражение, бежит в Польшу, но погибает в дороге от ран.

Ярослав Мудрый и Мстислав Храбрый Тмутараканский:

К 1019 г. осталось в живых 4 сына Владимира, Ярослав как старший должен был поделить освобожденные волости между всеми братьями, но не сделал этого. Тмутараканский князь Мстислав , один из сыновей Владимира, отличался храбростью и силой. Он ходил в походы на горные племена касогов и адыгов. Во время одного из походов, местный князь Редедя, который отличался силой и большим ростом, вышел на схватку с Мстиславом , и тот его поборол, битва не состоялась. И по уговору, Мстиславу достались земли Редеди, он наложил дань на адыгов. Сыновей Редеди Мстислав крестил, а свою дочь выдал замуж на одного из них.

Единоличное Киевское правление Ярослава.

Внутренняя политика:

Русская правда:

Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907). Все дошедшие до нас тексты и списки Русской Правды разделяют на три редакции : Краткую, Пространную и Сокращенную.

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.) , которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей.

Первые 17 статей Правды Ярослава ( статьи выделены учеными , так как в самом тексте источника деления на статьи нет, он идет сплошным текстом в составе общей летописи), содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, – их называют Древнейшей Правдой . Текст ее был составлен не ранее 1016 года. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм русского права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства.

В Русскую правду вошли нормы права, которые применялись в виде традиции, но потом они стали законом. Например, к таким нормам обычного права относят обычай кровной мести, который зафиксирован в качестве закона РП:

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями.

Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, то есть на основании прецедентного права формируется средневековое письменно законодательство на Руси . Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. Общим для всех текстов Престранной Правды является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113. По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями).

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках, и представляет собой сокращенный вариант Пространной Правды.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Значение: Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.

Из текстов Русской правды мы можем узнать о социальной структуре древнерусского общества, о политических и экономических его особенностях. Например, в зависимости от того, какая плата за убийство (вира) назначена за убийство ого или иного представителя древнерусского общества, можно судить о высоте его положения: чем больше сумма, тем выше социальный статус.

Категории населения по Русской Правде.

1) Князья - бывшие князья союзов племён либо отдельных племён (вскоре этот титул принадлежал только рюриковичам). Доходы у князей - полюдье. В этот период возник великокняжеский домен (земли князя). Р.П. упоминает о людях князя, которые живут при князе, на его земле:

а) огнищанин - управляющий княжеским хозяйством

б) тиун - управляющий князя

Все они принадлежали суду князя

2. Бояре - потомки великих князей. Их предки - старейшины племени. Богатство связано с землёй. Они управляли городами, волостями, входили в дружину князя (княжьи мужи). До XI в жили при дворе. В XI-XII вв - оседание дружины на землю (князь жалует земли). Дружина делилась на старшую и младшую. Штраф за убийство княжеского мужа - 80 гривен. В XI в огнищане также получают землю и чин.

Боярское землевладение возникает вследствие захвата земель и пожалований князя.

3. Духовенство

а) высшее (чёрное, монашество) - проживало в монастырях.

б) приходское дух-во - управляло приходами (церквями)

С XI в монастыри превращаются в крупные хоз. земли. Вступление при внесении вкладов.

4. Городское (посадское) население : - 40 гривен за убийство гор. граждан. Купечество делилось на гостей (иностранные или иногородние) и местных. Были также ремесленники и поденщики.

5. Смерды-общинники - юридически и экономически независимы, выполнили повинности и уплачивали налоги только в пользу гос-ва. Они обладали определённым имуществом и могли завещать его детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершённые поступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нёс личную и имущественную ответственность. Выступал полноправным участником в судебном процессе. Были, кроме того, и несвободные смерды.

Если на территории общины совершалось убийство, община сама расследовала его. В общине существовала круговая порука. То есть если тело убитого найдено на земле какой либо общины, то, отвечает вся община. Виновный и его семья пускались на поток и разграбление (конф. имущ-ва). Изгои (тех кого изгнали из общины) обращались к князьям, по их решению они передавались в монастыри.

Вывод: В древнерусском государстве существовало имущественное расслоение, юридически оформлялись различные категории населения. Князь выполнял функции судопроизводства, также он обладал собственными хозяйственными землями. Сформировалась привилегированная прослойка- бояре-землевладельцы, которые по крови или за службу получили в безусловное пользование земли - вотчины и осели на них.

Слово о законе и благодати митрополита Илариона

Главная мысль произведения - идея о независимости и самоопределении молодых государств. Таким образом во время правления Ярослав Мудрого началось противопоставление Руси Византии, Ярослав назначил самостоятельно митрополита, который провозглашал духовную независимость Руси. Однако, стоит отметить, что уже к 1055 году, поле смерти Ярослава, Иларион перестал быть митрополитом и им вновь стал присланный грек.

Династические браки

Древнерусское государство было крупнейшей державой мира и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа Индигерде. Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I, а другая дочь, Елизавета, стала женой норвежского короля Гаральда. Внучка Ярослава Евпраксия (Адельгейда) стала супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, женат на византийской принцессе, другой, Изяслав, — на польской.

Развитие культуры и образованности:

Город времен Ярослава Мудрого.

Город времен Ярослава Мудрого.

Во времена Ярослава Мудрого в Киеве проживало 50-65 тыс человек - это огромная цифра для средневекового города.

В XI—XII столетиях город делился на две части: обнесенный стенами Старый Киев (Верхний город) , центром которого был Софийский собор и постройки Киево-Печерского монастыря, и Подол (Нижний город) , где жили ремесленники, мелкие торговцы ит.д. На Подоле располагался торговый центр — Торжище , городская вечевая площадь, каменные соборы, торговые лавки. Кварталы и улицы Подола получали свое название в зависимости от того, какие именно ремесленники на них жили: Гончары, Дегтярники, Кожемяки.

Киев был укрепленным городом. Киев был защищен мощными стенами, в которых находилось несколько входов на разных концах города. От множественных укреплений до наших дней дошли остатки Золотых ворот Киева. Это оборонительное сооружение, которые служило парадным входов в город. Ворота состояли из трех ярусов. Первый, самый нижний ярус служил непосредственно въездом и был оборудован подъемным мостом, с опускавшейся кованной решеткой, в случае необходимости быстро преграждавший непрошеным гостям путь в город. Второй и третий ярусы выходили как в поле окружавшее город, так и во внутрь самого Киева. Ворота задумывались и создавались так, чтобы на верхних ярусах располагались удобные обзорные площадки, пригодные для стрельбы из лука или самострелов, позволяющие осуществлять контроль над всей близлежащей местностью.

Софийский собор в Киеве

Заложен в 10136(7) году в честь победы над печенегами.

Софийский собор - это главная церковь в Константинополе, и строительство аналогичного храма в Киеве, свидетельствовало о то, что Ярослав Мудрый хотел заявить о равенстве Руси и Византии. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле барокко. До сих пор части фасада (красный кирпич) сохранились со времен первой постройки собора. До сих пор на стенах собора сохранились древнерусские граффити , которые стали летописью Святой Софии.

После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Ярослав Мудрый

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Социально-экономический строй Киевской Руси

Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Они подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

Народные восстания в 60—70-х гг. XI в.

Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068—1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) — Изяслав, Святослав и Всеволод — от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

Читайте также: