Ранняя лирика ахматовой кратко

Обновлено: 30.06.2024

Описание событий в романах и других произведениях А. Ахматовой сегодня настолько известно и имеет такое множество почитателей, что сложно уже представить русскую литературу “серебряного века”, а также советскую литературу без этого имени. Творческий путь А. Ахматовой был непростым и тернистым, хотя много в ее жизни было и искренней радости, счастья.

Поэзии А. Ахматовой всегда было тесно

в рамках какого-то определенного литературного течения, хотя она и говорила о себе не только в юности, но и в зрелом возрасте: “Мы, акмеисты…” Да, акмеизм провозгласил себя детищем новой эпохи, стараясь преодолеть слабости своего предшественника – символизма, но даже А. Блок отмечал, что А. Ахматова была чужда и этой “школе”, потому что “расцвета физических и духовных сил” (лозунг акмеистов) в ее болезненной и самоуглубленной манере нельзя было найти.

Молюсь оконному лучу – Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце – пополам.

Ахматова всегда, а особенно в своих ранних

произведениях была очень тонким и чутким лириком, а значит, каждое событие в ее богатом внутреннем или ярком окружающем мире находило непосредственный отклик в ее душе. В поэзии Ахматовой много загадочного, неизведанного, но она никогда не была мистиком или певцом абстрактных идей. Ранние стихи поэта дышат любовью, рассказывают о радости встреч и горечи разлук, о тайных мечтах и несбывшихся надеждах, но они всегда просты и конкретны.

Звенела музыка в садуТаким невыразимым горем. Свежо и остро пахли моремНа блюде устрицы во льду.

Со страниц ахматовских сборников перед нами раскрывается живая и глубоко чувствительная душа реальной, земной женщины, которая по-настоящему плачет и смеется, огорчается и приходит в восторг, надеется и разочаровывается. Весь этот калейдоскоп привычных чувств при каждом новом взгляде высвечивает все новые узоры восприимчивой и отзывчивой души поэта.

Настоящую нежность не спутаешьНи с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешьМне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорныеГоворишь о первой любви. Как я знаю эти упорныеНесытые взгляды твои!

А. Ахматова начала писать очень рано – лет в одиннадцать-двенадцать, но впоследствии она называла свои первые опыты “беспомощными стихами”. Первые же ее изданные сборники явились своеобразной антологией любви: любовь преданная и верная, и любовные измены, встречи и разлуки, радость и чувство грусти, одиночества, отчаяния – то, что близко и понятно каждому.

Первый сборник Ахматовой “Вечер” вышел в 1912 году и сразу привлек к себе внимание литературных кругов, принес ей известность. Этот сборник – своеобразный лирический дневник поэта.

Я вижу все. Я все запоминаю, Любовно-кротко в сердце берегу.

Некоторые стихотворения из первого сборника были включены во второй – “Четки”, который имел настолько широкий успех, что переиздавался восемь раз.

После ветра и мороза былоЛюбо мне погреться у огня. Там за сердцем я не уследила, И его украли у меня.

Современников поразила взыскательность и зрелость уже самых первых стихотворений А. Ахматовой. О трепетных чувствах и отношениях она умела говорить просто и легко, но ее откровенность не снижала их до уровня обыденности.

В тысяча девятисот семнадцатого году выходит третий сборник А. Ахматовой – “Белая стая”, в котором отразились глубокие раздумья о зыбкой и тревожной предреволюционной действительности. Стихи “Белой стаи” лишены суетности, преисполнены достоинства и целеустремленной сосредоточенности на незримой душевной работе, многие из них посвящены меняющемуся образу Музы поэта.

Слаб голос мой, но воля не слабеет, Мне даже легче стало без любви. Высоко небо, горный ветер веет, И непорочны помыслы мои.

Как и у любого настоящего поэта, сердце А. Ахматовой с юности было настроено на улавливание гула событий будущего, глубокое переживание реальности настоящего. Никогда она не теряла этой тонкой связи, объединяющей ее со временем и с народом, и поэтому стихи ее всегда находили и находят горячий отклик в душе читателя.

Не будем пить из одного стаканаНи воду мы, ни сладкое вино, Не поцелуемся мы утром рано, А ввечеру не поглядим в окно. Ты дышишь солнцем, я дышу луною, Но живы мы любовью одною.

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:

Никто нам не хотел помочь,
За то, что мы остались дома,
За то, что город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

Нет, и не под чуждым небосклоном,
И не под защитой чуждых крыл,
Я была тогда с моим народом

Анна Ахматова (1889-1966) творила для русской литературы почти шесть десятилетий. За все это время ее творческая манера перерождалась и эволюционировала, не изменяя при этом эстетическим принципам, сформировавшимся у Ахматовой еще в начале творческого пути.


Ранняя лирика Ахматовой окрашивается в печальные, лиричные тона. Главной темой стихотворений выступает любовь, зачастую смешанная со страданием и грустью. Весь мир чувств поэтесса передает с помощью маленьких, но значительных деталей, мимолетных зарисовок, способных передать многогранность переживаний лиричного героя.

Ее стихи были более психологическими, ориентированными на человека и его внутренний мир, чем поэзии других акмеистов.

1) проникновенный лиризм
2) эпический размах
3) многогранность
4) классические традиции
5) эмоциональная убедительность

Самое то на чём не заостряют внимание, так её начало, она никогда не добилась чего-то, характер писательства не дал бы ей что хотела она, тупая и наивная, популярность всем нужна, устроила себе рекламу отправив первое творчество на мнение к одному из популярных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние годы не любила, когда предпочтение отдавалось ее ранней лирике. Но в рамках этого урока мы будем говорить именно о раннем творчестве Ахматовой. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

Молюсь оконному лучу —

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце пополам.

На рукомойнике моем

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Растерянность, душевное опустошение, переживание разлуки передано этой невольной неправильностью.

Углубляется мотив непонимания, отчужденности:

Он говорил о лете и о том,

Что быть поэтом женщине — нелепость.

Как я запомнила высокий царский дом

И Петропавловскую крепость!

Глубина психологизма достигается с помощью высвеченной памятью детали, которая становится знаком обостренного чувства. Соединение обыденной детали петербургского пейзажа с глубиной переживаний придает стихам необычайную художественную и психологическую убедительность. Приметы Петербурга здесь — знак разлуки.

В стихотворении, посвященном Александру Блоку, — рассказ о встрече с ним в петербургской квартире:

Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

Образы героя и города неразрывно слиты, затянуты бережной дымкой восторженного и почтительного воспоминания.

Слаб голос мой, но воля не слабеет,

Мне даже легче стало без любви.

Высоко небо, горный ветер веет,

И непорочны помыслы мои.

Так много камней брошено в меня,

Что ни один из них уже не страшен.

Лирическая героиня не жалуется, не ропщет, а спокойно и мужественно принимает возложенную на нее миссию. Божественный дар позволяет видеть мир с высоты: и зарю, и последний луч солнца, и ветры северных морей. Возникает образ Музы, созданный с помощью синекдохи:

А не дописанную мной страницу —

Божественно спокойна и легка,

Допишет Музы смуглая рука.

(Справка: синекдоха — частный случай метонимии, когда часть обозначает целое).

В стихотворении 1915 года тема предназначения поэта углубляется, восходит к пушкинской традиции:

Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу — зренье

Или актеру — голос и движенье,

А женщине прекрасной — красоту?

Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены — и это знаем сами —

Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжелый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы.

Именно с пушкинской традицией связана свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, многообразие лирических тем, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности.

Читайте также: