Порядок оказания услуг на станциях технического обслуживания автомобилей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Постоянное увеличение автопарка россиянами дает возможность автосервисам неплохо зарабатывать на автомобилистах. Некоторые автомастерские затягивают сроки выполнения работ без объективных причин, а иногда и вовсе оказывают услуги ненадлежащего качества.

Чаще всего пострадавшие оставляют без внимания проступок оказавших услугу и обращаются в другие СТО, а немногие идут до конца, добиваясь возврата потраченных впустую средств.

Правила и законы

Права владельцев ТС при получении услуг ненадлежащего качества регулируются следующими нормативными актами:

Важно. Гражданский кодекс регулирует отношения двух сторон договора оказания услуг относительно исполнения обязательств каждой из сторон, а также определяет возможность и условия расторжения договорных отношений.

Виды работ по автотранспортным средствам

Станции техобслуживания оказывают автомобилистам более 100 видов услуг, среди которых:

  • косметический ремонт, покраска или отделка машин;
  • техническое обслуживание, в том числе согласно техрегламенту от производителя;
  • ремонт отдельных агрегатов или узлов с применением специализированного оборудования;
  • контрольно-диагностические мероприятия;
  • шиномонтажные, балансировочные работы;
  • тюнинг (дообрудование или переоборудование авто).

Основания для жалобы на СТО

Оснований для жалоб на СТО предостаточно:

  1. установка бывших в употреблении запчастей вместо новых;
  2. замена узлов аналогичными, но неоригинальными;
  3. некачественный ремонт или техобслуживание;
  4. затягивание сроков и пр.

Некачественное обслуживание

  • устранить недостатки оказанной услуги безвозмездно;
  • уменьшить договорную цену;
  • возместить понесенные потребителем расходы на устранение недостатков.

Бесплатное устранение недостатков не лишает получателя услуги права на получение неустойки за нарушение оговоренных сроков окончания работ. Согласно ч. 3 ст. 29 ЗЗПП устанавливает в качестве гарантийного срока двухлетний период, если иное не предусмотрено договором оказания услуг.

Важно! Претензии относительно качества услуг можно предъявлять при принятии выполненных работ. В течение гарантийного срока можно предъявить требования в том случае, если выявить недостатки при принятии оказанной услуги было невозможно.

Если сервис затягивает сроки выполнения работ

В статье 20 ЗЗПП четко прописан максимальный срок ремонтных работ, который составляет 45 дней и нарушать его СТО не имеет права.

При затягивании периода ремонта сервисный центр обязан выплатить при обращении автовладельца неустойку. П. 5 ст. 28 ЗЗПП предусматривает уплату неустойки в размере 3 % от стоимости договора за каждые сутки просрочки.

Помимо данной компенсации можно рассчитывать и на возмещение дополнительных расходов (юридической поддержки, экспертизы и пр.), а также на покрытие расходов по доведению авто до удовлетворительного состояния в другом сервисе.

Что делать, как вернуть деньги?

Вернуть деньги за некачественную услугу можно несколькими способами:

Самым простым вариантом возврата средств является мирное соглашение. Если исполнитель признает, что качество предоставленных услуг является неудовлетворительным, то вернуть деньги будет несложно. Но в реальности мастера редко подтверждают, что работы проведены некачественно. В этом случае заказчику придется начать претензионную процедуру.

Претензионная процедура

Важно. Установленный законодательно порядок досудебного решения спора предполагает предъявление претензии к исполнителю услуг до обращения в Роспотребнадзор.

Если ответ на направленное в автосервис заявление не поступил, руководство на контакт не идет, то следующим шагом будет проведение независимой экспертизы.

После получения заключения, где будет подтверждено неудовлетворительное качество предоставленной услуги, заказчику можно обращаться в Роспотребнадзор и в суд. Вынести решение о возврате средств за предоставленную некачественную услугу может только судебный орган.

Куда обращаться?

В первую очередь для мирного урегулирования вопроса нужно обратиться к руководству СТО. Чтобы впоследствии доказать стремление к мирному решению проблемы, претензию составляют в двух экземплярах.

В тексте заявления нужно в хронологическом порядке описать события, а затем обозначить нарушенные законодательные нормы.

К документу следует приложить копию договора, чек об оплате услуг. На экземпляре заказчика руководитель авторемонтного предприятия должен поставить отметку о получении претензии. Если представитель сервиса отказывается принять претензию, ее отправляют почтой письмом с уведомлением.

В обращении к руководству автосервиса четко указывают список требований и срок их исполнения.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Важно! Если ответ на обращение не устраивает заказчика (либо жалоба проигнорирована), то нужно обращаться в Роспотребнадзор, прокуратуру, а затем в суд.

Необходимые документы и доказательства

Чтобы обратиться в Роспотребнадзор с жалобой или в суд с иском, необходимо предоставить все имеющиеся в наличии документы:

  1. Заключенный с автомастерской договор.
  2. Чек об оплате услуг.
  3. Акт приема-передачи ТС после вмешательства автосервиса (при наличии).
  4. Копию претензии с отметкой о ее принятии представителем СТО.
  5. Письменный отказ автосервиса в удовлетворении претензии.
  6. Заключение независимой экспертизы, подтверждающей предоставление услуг ненадлежащего качества.

Часто при проведении шиномонтажа и других мелких услуг договор не заключается. В этом случае достаточно предоставить чек, который подтвердит наличие отношений между заказчиком и исполнителем.

При отсутствии каких-либо документов, подтверждающих факт оказания услуги, доказательствами могут быть показания свидетелей.

Экспертиза

Если с авторемонтным предприятием договориться по-хорошему не получается, то для разрешения спора проводят независимую экспертизу. По результатам последней дается оценка:

  • качества покраски деталей;
  • состояния двигателя (если неисправность возникла по причине некачественно выполненных работ);
  • состояния кузова, если проводились кузовные работы и пр.

Поэтому обращаться в организацию, которая имеет лицензию, не обязательно.

Провести экспертизу должна компетентная компания, найти которую не составит труда (ориентироваться можно даже на отзывы на тематических форумах). Выбирая эксперта, стоит обращать внимание на его стаж работы в данной сфере, образование, а также авторитет самой экспертной компании.

Кто оплачивает экспертизу?

Если решение экспертизы не зафиксирует нарушения со стороны исполнителя, то расходы на проведение оценки ложатся на инициатора мероприятия. Если оценка заказывалась по соглашению сторон, то исполнитель и заказчик должны разделить расходы на экспертизу между собой.

При отказе исполнителя в оплате проведения экспертизы, заказчик может оплатить процедуру самостоятельно, а уже потом, при положительном результате, вернуть деньги в судебном порядке.

Как подать претензию в Роспотребнадзор на автосервис?

Составлять обращение в ведомство нужно по правилам, принятым для официальной документации. Претензия должна содержать следующие реквизиты:

  • наименование отделение ведомства, его адрес, ФИО руководителя;
  • данные заявителя;
  • сведения об СТО (ФИО руководителя, реквизиты предприятия, адрес);
  • текст претензии (описание событий, нарушенные законодательные нормы);
  • подпись и дата составления претензии;
  • список приложений.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

К заявлению нужно приложить все имеющиеся документы, подтверждающие наличие отношений с сервисом, заключение экспертизы, копию претензии с отметкой о получении уполномоченным лицом СТО и ответ на нее.

Важно! Аргументированный отказ от Роспотребнадзора на претензию можно получить в случаях, если документ был неправильно оформлен, отсутствуют необходимые реквизиты или доказательства.

Срок рассмотрения

В исключительных случаях уполномоченное лицо имеет право продлить срок рассмотрения обращения, но максимум на 30 дней и с обязательным уведомлением о таком продлении подавшего претензию.

Судебное разбирательство

После обращения в Роспотребнадзор при отказе автосервиса вернуть деньги подают судебный иск. Если претензия составлена на сумму более 50 тыс. руб., то подавать иск нужно в районный суд общей юрисдикции, при меньшей сумме – мировому судье. П. 7 ст. 29 ГПК РФ предусматривает возможность подачи судебного иска и по месту жительства истца, и по адресу регистрации ответчика.

Судебное разбирательство проходит в несколько этапов:

  1. Предварительное заседание, на котором суд изучает дело, выслушивает оппонентов и назначает дату рассмотрения дела.
  2. Заседания по существу, на первом из которых (как правило) будет назначена судебная техническая экспертиза.
  3. Последнее судебное заседание после получения заключения судебной технической экспертизы. Если эксперт подтвердит факт предоставления некачественных услуг, то суд выносит решение в пользу истца.
  4. Подача апелляции. В течение месяца после вынесения решения судом сторона, которую не устраивает определение, имеет право на подачу апелляции.
  5. Подача исполнительного листа для выполнения. Самый простой вариант – предоставление документа в банк, где у ответчика открыт счет.

Важно! Согласно п. 3 ст. 17 ЗЗПП при обращении в суд потребителей по поводу нарушения норм ЗЗПП они освобождаются от уплаты госпошлины.

Судебная практика

Судебная практика имеет достаточно решений судебных органов, вынесенных в пользу автовладельцев, которые пострадали от неправомерных действий СТО.

Спустя три дня после начала эксплуатации автомобиля истец заметил, что течь появилась вновь. Опять был проведен ремонт, который истец оплатил. Спустя несколько дней использования авто проблема появилась снова.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей лишь одна из множеств бытовых услуг, предоставляемых населению. Предлагаем вам подробнее прочитать об оказании клининговых и парикмахерских услуг.

Договор

Договор – основной документ, подтверждающий наличие отношений между заказчиком и исполнителем. Нередко в качестве договора выступает чек, квитанция или наряд-заказ.

Обязательными реквизитами договора на техобслуживание или ремонт автомобиля являются:

  • реквизиты сторон (паспортные данные, данные юрлица, адрес и пр.);
  • сведения об авто, в которое осуществляется вмешательство, его стоимость, которую подтверждают обе стороны;
  • перечень выполняемых работ, их стоимость;
  • сроки исполнения договора;
  • гарантии, предоставляемые заказчику;
  • список и цена комплектующих, предоставляемых сторонами соглашения.

Важно! Любой выданный исполнителем документ, который содержит его реквизиты, будет доказательством при споре в суде.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Если ремонт или техобслуживание автомобиля проведено некачественно, то не нужно спускать это с рук. Ведь стоимость восстановления выливается не в одну сотню тысяч рублей.

Судебная практика показывает, что закон находится на стороне заказчика. Большинство судебных разбирательств разрешаются в пользу владельцев авто, правда, этот процесс занимает некоторое время.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Технический ремонт и обслуживание автомобиля в автосервисе - одно из регулярных событий в жизни каждого автолюбителя. Нередко у потребителей возникают проблемы, связанные с некачественным оказанием услуг, задержкой выполнения работ в автосервисе.

При выборе автосервиса необходимо обратить внимание на то, какая информация указана на вывеске, какую информацию можно получить по требованию, как оформляются необходимые документы. Автосервис (далее - Исполнитель) обязан до заключения договора предоставить потребителю необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Имея возможность оказать потребителю услугу (выполнить работу) исполнитель обязан заключить договор в письменной форме (оформить заказ-наряд, квитанцию, либо иной документ), содержащий обязательные условия и информацию, прописанные в п.15 Постановления № 290.

Если потребитель оставляет исполнителю автомототранспортное средство для оказания услуг (выполнения работ), исполнитель обязан одновременно с договором составить приемосдаточный акт, в котором указываются комплектность автомототранспортного средства и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Приемосдаточный акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем и заверяется печатью исполнителя. Экземпляры договора и приемосдаточного акта выдаются потребителю.

Договор, исполняемый в присутствии потребителя (подкачка шин, диагностические работы, некоторые работы технического обслуживания и ремонта, мойка и другие), может оформляться путем выдачи квитанции, жетона, талона, кассового чека и т.п.

ВНИМАНИЕ. Просьба потребителя об оказании дополнительных услуг (выполнении дополнительных работ) должна быть оформлена договором. Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги (выполнять работы) за плату, а также обусловливать оказание одних услуг (выполнение работ) обязательным исполнением других. Потребитель вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия услуг (выполненных работ), а если они уже оплачены, - потребовать возврата уплаченных за них сумм.

Потребитель вправе в любое время проверять ход и качество оказания услуг (выполнения работ), не вмешиваясь в деятельность исполнителя.

Автомототранспортное средство выдается потребителю или его представителю после полной оплаты оказанной услуги (выполненной работы) при предъявлении приемосдаточного акта и договора (квитанции и т.д.), паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, а для представителя потребителя - также доверенности, оформленной в установленном порядке.

При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат оказанной услуги (выполненной работы), подмены составных частей, некомплектности автомототранспортного средства и других недостатков потребитель обязан немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в приемосдаточном акте или ином документе, удостоверяющем приемку, который подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем. Если иное не предусмотрено договором, потребитель, принявший заказ без проверки, лишается права ссылаться на дефекты, которые могли быть обнаружены при обычном способе приемки (явные недостатки).

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать от Исполнителя:

• безвозмездного устранения недостатков;

• соответствующего уменьшения установленной за работу цены;

• безвозмездного повторного выполнения работы;

• возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.

Если экспертизой будет установлено отсутствие нарушений Исполнителем условий договора или причинной связи между действиями Исполнителя и обнаруженными недостатками, расходы на экспертизу несет сторона, по инициативе (требованию) которой она проводилась, а в случае назначения экспертизы по соглашению сторон - поровну.

Требования, связанные с недостатками оказанной услуги (выполненной работы), могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в ходе оказания услуги (выполнения работы) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах 2 лет со дня принятия оказанной услуги (выполненной работы).

Если Исполнитель нарушил сроки оказания услуг (выполнения работ), сроки начала и (или) окончания оказания услуг (выполнения работ) и (или) промежуточные сроки оказания услуг (выполнения работ) или во время оказания услуг (выполнения работ) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

• назначить исполнителю новый срок;

• поручить оказание услуги (выполнение работы) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

• потребовать уменьшения цены за оказание услуги (выполнение работы);

• отказаться от исполнения договора.

В случае нарушения установленных сроков оказания услуги (выполнения работы) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если сроки определены в часах) просрочки неустойку (пени) в размере 3 процентов цены оказания услуги (выполнения работы), а если цена оказания услуги (выполнения работы) договором не определена, - общей цены услуги (работы).

ВАЖНО. Следует знать, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина (либо имуществу юридического лица) вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о работе, услуге, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет (ст. 1095 ГК РФ)

Столичное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) разъяснило автовладельцам правила оказания услуг по техобслуживанию и ремонту машин. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

Так, исполнитель обязан довести до сведения автовладельца фирменное наименование своей организации, место нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Такая информация должна быть размещена на вывеске. При этом договор (заказ-наряд, квитанция) на оказание услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей заключается в письменной форме в двух экземплярах, один из которых передается потребителю. В документах в обязательном порядке должны содержаться сведения об организации-исполнителе, данные потребителя, дата приема заказа и сроки его исполнения, цена оказываемой услуги и порядок ее оплаты, данные об автомобиле и его стоимость, перечень оказываемых услуг и запчастей, подписи принявшего заказ и потребителя услуг, а также другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ. Если работы выполняются в присутствии потребителя, закон позволяет совершить такую сделку устно. В этом случае договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека.

Также исполнитель услуг обязан также предоставить адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, образцы удостоверяющих прием заказа документов и перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг, в соответствии с правовыми актами. Кроме того, вместе с заказ-нарядом оформляется приемосдаточный акт. В акте должная быть указана комплектность автомобиля и видимые наружные повреждения и дефекты. В случае, если потребитель предоставляет запасные части и материалы, указать их точное наименование, описание и цену. Приемосдаточный акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем, заверяется печатью.

В случае если работы выполняются в присутствии потребителя, законодательство позволяет совершить такую сделку устно. Тогда договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека.

Там добавили, что в случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребителя, последний вправе требовать от исполнителя выплаты неустойки. Так, за нарушение срока выполнения работы установлена ответственность исполнителя в виде неустойки 3% от стоимости работы за каждый день просрочки (или час, если срок определен в часах).

В Роспотребнадзоре обратили внимание автовладельцев на то, что если работы выполняются в присутствии потребителя, законодательство позволяет совершить такую сделку устно. В этом случае договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека.

Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения по ремонту автотранспортных средств

Отношения в области оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

● Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 г. (в ред. от 07.02.2011г.);

● РД 37.009.026-92. Положение о техническом обслуживании автотранспортных средств принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора), утвержденное Приказом Департамента автомобильной промышленности Минпрома Российской Федерации от 1 ноября 1992 г. N 43, действующее в части не противоречащей Правилам оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 г. N 290;

Читайте также: