Раннеродовая община охотников собирателей и рыболовов кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Хозяйственная деятельность и орудия труда в ранней родовой общине.

2. Общественные отношения в ранней родовой общине.

Верхний палеолит и мезолит. (Верхний плейстоцен, голоцен). 40-35 тыс. лет назад, заканчивается 12 тыс. лет назад. Верхний палеолит климат иной, мезолит - близкий к современному. Исчезают мамонты, но и в Африке и Австралии исчезают другие крупные животные (до 30% видов) Человек виноват? Мартин считает, что - да? Он сыграл роль запала, нарушение экологического равновесия. В Австралии высокая аридность. Ксеротермический максимум. В некоторых неледниковых областях фауна не изменилась, не изменилась и охота. Крым, Северный Кавказ, мамонтов не было никогда, а зубры, олени, кабаны дожили до исторического времени. Не было такого оскудения в Африке, как в Европе. Биомасса высокая (6 тонн на 1 кв.км.).

Два периода архаический — охотничье-собирательский и более развитый - плюс рыболовство. Изобретены лук и копьметалка. Бумеранги в Европе. Духовое ружье (бамбук 2м). Постоянные передвижения, отсюда минимум орудий многоцелевого назначения (Австралия). В Европе напротив совершенная вкладышевая техника. Не надо больших нуклеусов. Высокий % новаций.

Присваивающее хоз-во. Прибавочного продукта мало или нет вовсе. Общая собственность. Уравнительное распределение. Каждый член общины имеет право на равную с другими долю продукта независимо от того, участвовал он в его производстве, или нет.

Социально-экономические отношения раннепервобытной общины. Общественные и прежде всего производственные отношения-отношения коллективистические. Выжить можно было только в условиях коллектива. Продукт для физического существования и только. Добыча мамонта, шерстистого носорога, загонная охота на лошадей, быков, оленей и т.д. Ловля рыбы, сооружения жилищ, лодок требовало совместных усилий. Часто неудачи одних компенсировались удачами других, и наоборот. Отсюда следует что присваивающее хозяйство охотников, рыболовов, собирателей давало исключить жизнеобеспечивающий продукт (очень редко прибавочный). В коллективной собственности была промысловая территория. О личных вещах (то что они были) можно судить по захоронениям. Скорее всего, нестрогая личная собственность, подчиненная общему принципу коллективной собственности. Уравнительное распределение чаще предпочитают называть равнообеспечивающим. Там, где был прибавочный продукт было трудовое распределение зарод. обмен. расширились и упрочились социальные связи (обмен сопровождался празднествами и пирами; может был и немой обмен)

Изменения в жизни человека в эпоху мезолита. Эпоха таяния ледника следствие крупных миграций животных и людей. Значительное увеличение подвижности населения в сравнении с поздним палеолитом. Датируется эта эпоха (4-5 тыс.лет до н.э.) Миграции населения были вызваны не только освобождением новых пространств, но и тем, что часть животных отходила вследствие за ледником на север. Многие крупные животные вымерли. Люди теперь селились преимущественно на открытых пространствах, по берегам морей, рек и озёр, где существовали благоприятные условия для охоты и рыбной ловли. В лесной полосе Европы охота велась на быка, оленя, свинью, зайца. Волка, лисицу и.т.д. В степных областях – на антилоп, оленей, кабанов, медведей и др. В Северной Африке охотничьей добычей были слоны, антилопы, газели, быки, буйволы, жирафы, страусы; в Южной индии – быки, газели, антилопы, носороги, медведи и др.

Почти повсеместно большое распространение получает охота на птицу, что привело к сокращению числа красивых животных и усовершенствованию оружия и стрел с тупыми наконечностями, метательных палок. Заселение водоёмов привело к развитию рыболовства. Совершенствуются орудия лова (найдены костные крючки, остроги, гарпуны с вкладышевыми наконечниками, плетёные из гибких ветвей верши. Возможно начали применять сети. Сохранено значение собирательства. Предпринимаются дальнейшие шаги к приручению и одомашниванию животных.

Дальнейшее широкое распространение микролитической кремневой индустрии; появление изделий геометрического облика, постепенное отмирание некоторых позднепалеолитических форм, орудий. Новые успехи в технике расщепления кремня привели к получению пластины более правильной формы. Совершенствуются приёмы ретуши. В лесной зоне средней полосы и севера- кремневые наконечники в виде острия. Каменные орудия-скребки, прокопки, резцы, обработанные платины и отщепы, нуклевидные орудия. Изготавливаются сложные составные орудия из дерева, кости, камня. Значительные успехи в обработке кости и дерева. Первые предметы домашнего обихода: чаши, ложки. Жилища главным образом в пещерах (перегородки, пристройки). Искусственные – шалаши, шатры из палок и ветвей. Хижины из камня. Усовершенствование транспортных средств (салазки) первые лыжи, лодки. Род и организация власти в раннепервобытной общине

Важнейшими ячейками эпохи были род и община. Община состояла из группы или групп родственных семей, к которым могли примкнуть другие семьи. 1 группа– однородовая, больше одной – многородовая. Хозяйство то в полном составе, то отдельными семьями. Род – осознавший своё родство коллектив, связанный законами экзогамии. Родство горизонтальное (общ. тотем). Но позже родство приняло форму филиаации. Род не был единым произв. Коллективом в силу закона экзогамии. Но именно род чаще всего считался собственником промысловой территории.

Род был носителем экзогамного начала, сплачивавшего коллектив и поддержки его связи с другими. Они считают, что ведущее значение имел род, другие-община. Произв. Связи совпадали с родовыми; дислокальность брака; род и община совпадали.

Основа – отношения собственности вело связи с родством. В раннепервобытной общине был принцип народовластия. Авторитет – зрелые, опытные, мудрые люди (чаще старшее поколение) назывались главари (может был совет старейшин). Власть основывалась на их опыте. Молодежи внушалось послушание старшим. Власть – воплощение воли группы. Не было властного разделения (были лишь отдельные знахари и колдуны). Существовали охраняемые, соц. Нормы (обычаи). Наказание нарушившему определялось старейшими, или же исполнялось. Старейшины старались подчинять интересы личности интересам коллектива.

Брак и семья в раннепервобытной общине. Исходя из работ Морана и Энгельса многие исследователи считают, что первой формой был экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором все чины одногорода имели право и должны были вступать в брак со всеми членами др. опр. Рода. Во-первых запрещение брака с сородичами, во-вторых требование взаимобрачия 2-х определенных родов. В-третьих требование супружеской верности. Её универсальность и глубокая древность доказываются огромным этнографическим материалом. Супружеская общность основывается на анализе сохранившихся брачно-семейных институтов и форм и классификаций родства. Этот брак ещё оставался очень несовершенной формой соц. Регулирования. Брак сузился до групп, принадлежащих к одному поколению, женились двоюродные братья и сёстры. Запрещались браки между перекрёстнодвоюроднями братьями и сёстрами. Предполагают, что уже к концу эпохи раннеродовой общины постепенно сложился парный брак. Хотя в парном браке соединялась только одна пара кросс-кузенов, он продолжалоставаться непрочным. Полиандрия – многомужество. Сорорат-брак с сёстрами. Гетеризм-порядок, по которому девушка перед втуплением в брак должна по очереди отдаваться своим потенциальным мужьям. Долго парному браку сопутствовало терпимое отношение к добрачным и послебрачным половым связям. Но некоторые начинают историю семейно брачных отношений непосредственно с парной семьи. Возможно был парно-групповой брак.

Хрестоматия «Художественная культура первобытного общества, СПб, 1994.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. С появлением на исторической арене гомо-сапиенс связывается и возникновение нового типа социальных отношений – появление раннеродовой общины. Процесс превращения праобщины в раннеродовую общину сложно объяснить теоретически. Видимо, связано это был с ростом производительных сил и усложнением социальных отношений между людьми. Коллективная охота и собирательство требовали усложнения отношений между мужчинами и женщинами: первые должны были охотиться, а вторые – оставаться на месте. Одним из специфических признаков рода стало появление экзогамии – запрета половых отношений внутри родственного коллектива. В праобщине были гаремные семьи, промискуитет, теперь же любые половые отношения между родственниками запрещены. Впервые данное явление вводит в научный оборот британский ученый Мак-Леннан в 1860-е г. Он заметил это явление, изучая североамериканских индейцев.

Причины экзогамии точно неизвестны, называются разные:

1. Мак-Леннан считал, что: экзогамия возникла в результате обычая у индейцев убивать пленных девочек из племен воинственных дикарей и искать жен на стороне.

2. Были объяснения, что это было связано с деспотией патриарха.

3. Более подвижные охотники отрывались от женщин своего коллектива и искали женщин другого коллектива.

4. Дарвин говорил об инстинктивном отношении к кровосмешению. Действительно, у животных инстинктивное ограничение инцеста присутствует. И реальные родные братья и сестры, и дети разных родителей, росшие вместе, особого полового тяготения друг к другу не испытывали.

Ряд других исследователей тоже говорили об экзогамии как о стремлении избежать последствий кровосмешения, которое ведет к накоплению летальных генов и приводит к тяжелым, а иногда и смертельным болезням. Было ли это осознанным или инстинктивным? Трудно сказать. У архаичных племен не прослеживается связь между половым актом и рождением ребенка. В некоторых случаях предписывалось брать супругов среди родственников, а в каких-то племенах запрещены браки между сводными братьями и сестрами.

5. Наши ученые считали, что экзогамия возникла из стремления праобщин преодолеть замкнутость и завязать хозяйственные отношения с другими праобщинами.

6. Сейчас многие исследователи считают, что одной из причин экзогамии стало подчинение половых инстинктов социальным нормам поведения. Оно предотвращает конфликты из-за самок внутри рода. В итоге, первобытное стадо делится на два рода, связанных родственными отношениями. Любые половые отношения внутри коллектива строго запрещены, и половые отношения выходят за пределы рода. Это способствовало миру внутри коллектива, подчинению личных интересов общественным. Вполне возможно, в начале экзогамные запреты были временными: на время охоты, войн, впоследствии они растягивались на все более длительные сроки. В итоге первобытное стадо перестает существовать, и на его место встает род.

Род представлял собой группу лиц, ведущих происхождение и имеющих счет родства по одной – чаще всего женской – линии, как правило, от какого-то дальнего мифологического предка. Каждый род имел свое имя, какие-то общие обычаи, традиции, религиозные представления. Все члены рода никогда не живут вместе, т.к., вступая в брак, женщина – или, чаще всего, мужчина – уходит в соседний род, в случае развода возвращается назад. Род является основной социальной ячейкой общества, а основной экономической ячейкой выступала община.

Община, которая состояла, в среднем, на 75% из представителей одного рода и на 25% из пришельцев по браку. Интересно, что собственником земли – лесных, рыбных угодий – является род.

Вступив в брак, мужчина может охотиться на угодьях другого рога, но разведясь, теряет это право. Повседневная жизнь людей была ограничена рамками другой организации. Совокупность нескольких (4-5) родов, связанных между собой, представляет племя. Тогда племена были небольшими по размеру и составляли 450-500 человек.

Племя характеризовалось общими этническими особенностями, имело свое название, территорию, диалект, но системы управления (потестарной системы – вождя, совета племени) еще не было. Все управление шло лишь на уровне рода и общины. Высшим органом власти было собрание всех взрослых сородичей – и мужчин, и женщин, на котором избирались старейшины. Они были хранителями родовых норм, разрешали споры, некоторые старейшины занимались охотой и рыбалкой, другие – войной, женщины – хозяйством, домом. Нормы родовой общины были суровы и нацелены на подчинение коллективу.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Вместе с появлением раннеродовой общины возникают брак и семья, т.е. особые общественные институты, призванные регулировать отношения между полами и их отношение к потомству.

Ряд исследователей считает, что первой формой брачно-семейных отношений был экзогамный дуально-родовой (между представителями двух разных родов) групповой брак. Последний термин определяет потенциальную возможность (ограниченную рамками одного поколения) вступления людей в брак – все юноши и девушки одного рода потенциально жены и мужья. Но такие отношения со временем ограничиваются, и основной формой брачных отношений был кросс-кузенный (перекрестно двоюродный) парный брак. Например, в браке у людей рождаются дети, потом мальчики уходят в чужой род, а девочки остаются. Дальше девочек выдают замуж, мальчики женятся, у тех и у других появляются дети, и формально эти самые дети родственниками не считаются, хотя реально они двоюродные братья и сестры – и между ними-то и заключается брак. С точки зрения поселения супругов для того периода был характерен матрилокальный брак, то есть кросс-кузены селились в роду жены.

В целом, если говорить о парном браке, можно назвать отличия его от современного моногамного:

1) Наличие пережитков группового брака;

2) Узы непрочны и легко расторжимы;

3) Брак характеризуется полным равенством обоих супругов, иногда женскуое слово главенствует;

4) Парная семья не является экономической ячейкой общества, хозяйство ведет вся община в целом;

5) В парном браке присутствует терпимое, а иногда и поощрительное отношении к до- и внебрачным половым связям.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Основой хозяйственной деятельности были охота и собирательство, а начиная с мезолита – и рыболовство. Еще одной гранью между периодами было изобретение лука и стрел. Связано это было с тем, что в мезолите меняются условия, теплеет, меняется объект охоты. Появляются и другие виды оружия дальнего боя – праща, например. Возможно, первоначальный архаичный тип пращи – палка с расщепленным концом, в который вкладывается камень и летит. Другое оружие, более экзотическое, - бола, известное в Южной Америке, в Австралии: 2-3 камня привязаны к веревке, которая раскручивается и бросается, камни раскручивают, и веревка обвивает ноги. Если нужно поймать животное, берут легкие куски дерева. Еще одно изобретение – бумеранг. Жители Австралии бросают бумеранг на расстояние до 150 м, были и тяжелые боевые бумеранги с заостренным концом.

Несмотря на изобретение новых вооружений, удельный вес охоты в этот период несколько снижается. Это связано с тем, что индивидуальная охота приносит меньше добычи, чем коллективная. С другой стороны, возрастает роль рыболовства. Изобретаются почти все способы рыбной ловли: запруды, корзины, сети, рыболовные крючки (из кости, когтей птиц), дротики, стрелы. В этот период, на исходе верхнего палеолита, был сделан первый шаг к доместикации. На исходе верхнего палеолита была одомашнена собака – первое домашнее животное. В последнее время появляются предположения, что еще одним рано одомашненным животным был северный олень. Люди кочевали за стадами, и взаимно привыкали и олени к людям, и наоборот.

Возросший уровень техники позволил мезолитическим племенам заниматься разнообразными формами хозяйственной деятельности, в зависимости от природных условий: появляются специализированные племена собирателей, рыболовов. В связи с разделением труда зарождается обмен между раздельными родами или племенами. Он мог быть достаточно дальним, об этом свидетельствуют остатки средиземноморских раковин в Германии, Кавказского обсидиана на Печоре.

В качестве предметов обмена могли выступать утварь, изделия, на нашей территории кремень, необходимый для орудий труда, к нам был привезен из среднего Поволжья. Обмен носил коллективный характер, приурочивался к праздникам, натурального характера экономики не нарушал. Обменивали по причин6е жизненной необходимости. Большую роль в развитии обмена играл культурный традиционализм. Были представления, что вещи из какого-то племени обладают особенными свойствами и лучшие.

Мы уже говорили, что для первобытного общества был характерен коллективизм, главным его фактором была коллективная собственность на средства производства: главный собственник земли – род, и ему принадлежат животные, растения, рыба, месторождения камня. Интересно, что в данном случае, речь шла о том, что находится на земле рода. Помимо коллективной существовала и личная собственность на индивидуальные орудия труда, оружие и предметы. В данном случае, принципы коллективизма этот факт не подрывал. При этом, любой охотник, возвращаясь с охоты, отдавал свою добычу в общий котел, и даже при неудачной охоте он мог претендовать на долю еды, добытой другими охотниками.

В раннеродовом обществе не было разделения труда между разными группами производителей: не было рыболовов, охотников, но существовало разделение труда по полу и возрасту. В частности, на долю взрослых мужчин приходились работы, требующие большой физической силы: они готовили орудия труда, оружие, строили дома, охотились, ловили рыбу, обороняли род от врагов. Женщины занимались собирательством, готовкой пищи, изготовлением посуды, одежды, домашней утвари, воспитанием детей, женщины время от времени могли участвовать в загонной охоте или в вылове рыбы. Дети не участвовали в военных столкновениях, не имели права голоса в народном собрании. Трудиться они должны были с малых лет: в начале это было собирательство, а потом охота. Переход из одной группы в другую был важным делом и сопровождался посвятительными обрядами – инициациями (посвятительными обрядами при переходе от одной возрастной группы в другую). Такие обряды могли растягиваться на длительный срок и быть сложными: не все дети эти обряды проходили, справлялись с ними. Как правило, инициация имела несколько этапов:

- Детей уводили из поселения, изображалось, что уходят навсегда и никогда не вернутся.

- После более или мене длительного подготовительного церемониала проходили телесные испытания: юноши должны были показать свои способности будущих мужчин, а девочки – будущих женщин. Испытания касались физической стороны: люди должны были показать, что умеют терпеть боль и лишения: например, на тело наносились ожоги, испытуемых могли обжигать на костре, для юношей одним из испытаний было обрезание. Часто во время испытаний сами испытуемые были уверены, что умирали и воскресали новыми людьми.

После всех испытаний следовал период уединения, который длился несколько месяцев, а то и год. Юноши селились в хижинах, где их обучали некоторыми секретным знаниям тайного рода: их учили верованиям, семейным обрядам. Затем шло возвращение посвящаемых к повседневной жизни, и строилось оно как возвращение новых людей с новыми именами, и они должны были изображать, что забыли все, что было раньше. Инициации воспринимались как смерть и второе рождение. Многие исследователи считают, что многие сказки отражают обряд инициации: человек уходит из дома, проходит через лес, некоторые испытания, а потом возвращается и женится. После обрядов инициации подростки пополняли ряды взрослых членов рода, взрослые юноши и девушки жили отдельно: в поселениях были мужские и женские половины, дома. Опять же были свои мужские тайны и женские секреты. Мужчины и женщины были равноправны в деле жизни и управления данным родом, и отдельный человек мог быть принесен в жертву ради общественной необходимости. Например, в голодные времена общество избавлялось от стариков и деток – это рациональная мера самосохранения. Эти обычаи сохранялись довольно долго, можно прочитать о них уже в средневековых источниках.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Период раннеродовой общины – это период активного развития духовной культуры и рациональных знаний.

Накопление знаний об окружающей природе помогало выживанию, и в этом плане знания предков даже превышали знания современного человека: они могли спокойно найти воду, еду, знали все растения и животные свои страны, съедобных растений было больше, чем впоследствии их было окультурено.

Развивается медицина: есть различные приемы примитивной хирургии, обрабатывали раны, переломы, делали трепанацию черепа.

Происходит накопление арифметических знаний. Считается, что современный мир унаследовал от первобытного человека десятеричную систему счисления, не очень удобную, кстати (такие примеры появляются довольно рано: например, сунгирская культура, сунгирская лошадка). Можно увидеть распространенный в палеолите ритм, основанный на семерке. В те времена счет времени не касался более крупных периодов: он охватывал либо время суток, либо касался сезонов: разливов рек, перелетов птиц. Видимо, в то время не было каких-то календарей, имеющих четкую начальную дату, и все даты были связаны с конкретными событиями. Человек мог объяснять свой возраст, что родился в тот год, когда был самый большой разлив реки или голод. Имелись представления о способах измерения расстояния: большие расстояния измерялись днями пути, поменьше – полетом копья, еще поменьше – длиной человеческих органов (рук, ног). Исчисление расстояния могло быть не чисто географическим, а социальным: географические и социальные факторы могли сочетаться при измерении расстояний: например, род, где живут близкие родственники, мог считаться ближе, чем более близкий географический род, где живут не родственники. Среди европейцев принято мнение: то, что будет еще впереди, а то, что было сзади. У некоторых африканских народов бывает наоборот. Расстояние также могло делиться на свое, освоенное, и чужое.

Развивается музыка: появляются флейты, различные щипковые, ударные инструменты. Появляются коллективные танцы, имитировали какие-то сцены из охоты, жизни, были связаны с культовой практикой.

В целом, первобытное мышление отличалось от современного, характеризовалось некоторой нерасчлененностью, алогичностью, эмоциональностью, и скорее всего, не было четкого различия между естественным и сверхъестественным: часто все, что окружало людей (животные, растения, природные объекты) наделялось душой. И все это очеловечивание окружающего мира называется аниматизм: например, шел человек по дороге, запнулся о камень и упал – виноват камен, не любит человека. Или убегал человек от животного, попался ему под руку камень, кинул человек камень и убил животного – хороший камень. Постепенно, с развитием мировоззрения и мышления людей, появляются представления о всеобщей живности и о каких-то сверхъестественных субстанциях: духах и богах. Например, живет в дереве дух, и от него зависит, хороший ли из этого дерева будет дом. Представления о том, что все предметы вокруг живые, называются анимизмом.

Появляются представления о душе. Например, в некоторых племенах считалось, что у человека может быть несколько душ: душа-кровь, душа-дыхание, душа сердце, душа-легкое, душа-тень, душа-отражение, причем они могут покинуть человека, после чего он заболевает. Во время сна или тяжелой болезни душа покидает человека, потом возвращается. У многих народов душа представляется в виде птицы или бабочки. У некоторых народов были представления о душе, которая проникает в человека целиком, и они стремились сохранить тело как можно дольше. Потому у них существовали лицевые сосуды, в которые помещали части тела. Какие-то природные объекты представляются живыми, потому что в них живет какой-то дух, добрый или враждебный к человеку.

Появляются различные умилостивительные действия (жертвоприношения), которые могут предварять какое-то дело или завершать дело. Разрабатываются целые системы вещей или продуктов, которые нужно принести в жертву в каком-то случае.

Появляется шаманизм, или экстатический способ общения с пространством, когда человек с помощью наркотиков и музыки доводит себя до транса и искренне верит, что попал в потусторонний мир, чтобы вернуть душу заболевшего или проводить душу умершего, или посоветоваться с духами об охоте. Еще одним из способов влияния на дух были магические действия – магия, например.

Магия подразумевала автоматическое достижение цели при правильно совершенном действий. Различные исследователи разрабатывали различные классификации магии.

Одним из первых таких исследователей был англичанин Дж. Фрезер Он делил магию на положительную (колдовство, когда нужно что-то делать) и отрицательную (табу, когда нужно что-то не делать). Например, у кавказских народов если муж уходит на охоту, жена не должна мыть голову и рассказывать кому-то, куда ушел муж, чтобы животные не услышали и животных водой не смыло. Фрезер в положительной магии выделял:

- инициальную магию, когда результат достигался автоматически;

- парциальную магию: воздействие на часть предмета, чтоб воздействовать на целое. Считалось, например, что можно воздействовать на человека по его следам. В средневековье при дворах восточных правителей был человек, который должен был съедать постриженные ногти султана, чтоб никто их не коснулся и ему не повредил. Миклухо-Маклаю приходилась обменивать свои пряди волос на пряди волос папуасов, чтобы проводить антропологическое исследование.

Другой исследователь С.А. Токарев предлагал классификацию магии не по способу, а по цели действия и выделял виды:

- Лечебная и предохранительная;

- Военная магия – направлена на все войско противника, она включает защитные обряды для своего войска;

- Промысловая магия (охотничья, рыболовная). Ительмены, народы севера, сначала делали изображения китов из травы и ели их, а потом шли на китобойный промысел;

Говоря о культовой практике того периода, на первое место поставим промысловые культы (обеспечение удачной охоты и рыбной ловли) и обряды, связанные с социоструктурным культом – тотемизмом: представления о родстве данного родственного коллектива с каким-то животным, реже растением. У всех родов были такие родоначальники и предки. Выбор их не совсем понятен, поскольку в их качестве не всегда брались сильные хищники. Иногда в качестве родоначальника выступали дерево, ручей, дождь, радуга. Специальной религиозной организации во главе со жрецами нет, но в каждом роду есть шаман, знахарь, колдун, прорицатель. Иногда могут быть отдельно шаман и колдун. В это период нет установленных догматов и книг, верования представляют собой хаотичную структуру образов.

Появляются мифы, объясняющие окружающий мир, происхождение вещей. Иногда они имеют в качестве персонажей сверхъестественных существ. Характерная черта мифов в том, что они касаются не глобальных вещей, а конкретных: не почему возникли озера, а почему возникло именно это озеро? Например, женщина пошла с кувшином к реке, взяла воду, потом запнулась, кувшин разбился, и получилось это конкретное озеро. Откуда появилась радуга, почему дождь идет? Иногда мифы определяют социальные явления. Популярен миф, откуда пришла смерть.

Первобытные люди жили родовыми общинами охотников, собирателей, рыболовов. Охотничья группа характеризовалась следующими признаками:

1. Она основывалась на присваивающей экономике - охоте, собирательстве, рыболовстве. Десятки тысяч лет человек, из поколения в поколение, от своих предков, учился трудиться и добывать себе продукты питания. До VIII тыс. до н.э. люди извлекали для себя дары природы с помощью орудий труда, не умея воспроизводить её плоды снова. Сама добыча этих продуктов, в силу примитивности орудий труда, имела коллективныйхарактер. Изначально всё добывали вместе - существовала коллективная загонная охота, коллективная рыбалка, коллективное собирательство.

2. Коллектив кровных родственников. У охотников, собирателей, рыболовов существовала индивидуальная семья, состоящая из отца, матери и их детей.

3. Люди занимали определённую территорию, которую они считали своей землёй и защищали от вторжения других людей. Охотничья (промысловая) территория определялась возможностями передвижения. Например, продолжительностью дневного пешего перехода от стоянки. В зависимости от сезона, люди передвигались по охотничьей территории, где существовали сезонные стоянки. Например, стоянка у реки, где ловили рыбу; стоянка у леса, где собирали плоды, орехи и коренья и т.д.

Родоваяобщина охотников, собирателей, рыболовов обладала прямой коллективной собственностьюна охотничью территорию. Это означало, что право коллективной собственности на землю принадлежало общине целиком. Ни один отдельный общинник не имел никаких отдельных прав ни на часть земель, ни на часть полученного продукта. Наличие такого права определялась тем, что первоначально существовала загонная охота на крупных животных, когда устраивались ловушки, что требовало коллективныхусилий. Отдельный общинник не имел возможности выгородить свою территорию и охотиться в одиночку.

5. Численность этой группы была невелика, в среднем, 20-30 человек. Потом возросла до 100 человек, считая младенцев и стариков. Отсюда низкая плотность населения, то есть количество человек на единицу площади.

Почему численность охотничьей группы была столь невелика? Почему люди не собирались группой побольше? Причина оказывается в следующем: охотничья территория не являлась безграничной. Она имела определённые пределы. Поэтому она могла прокормить только определённое количество человек. Конечно, люди могли добыть и больше продуктов. Например, убить не одного мамонта, а - двух, трёх, четырёх. Это однако приводило к тому, что на следующий год рождалось меньше промысловых животных, рыбы, моллюсков, плодов и т.п. На следующий год - ещё меньше и т.д. Если люди соберутся в большие группы, то на ограниченной территории нарушится экологическое равновесие, так как истощатся природные ресурсы.

В результате люди умрут с голоду или им придётся уходить с данной территории и идти осваивать новые земли. Это сопровождалось с большúми опасностями. По дороге люди могли погибнуть от стихийных бедствий, нападений хищников или столкновений с другими группами охотников, собирателей и рыболовов. Неосвоенные территории всегда опасны. Поэтому, чтобы не голодать, а в первобытном обществе при обычных условиях люди не голодали, в первобытном коллективе формируются производственные навыки - не брать у природы больше чем нужно, чтобы не нарушить экологическое равновесие, не убивать животных ради развлечения - не для употребления в пищу, не ловить рыбу и не собирать природные продукты больше необходимого и если запасы продуктов ещё не закончились. Известны случаи, когда пропускали охотничий сезон, так как не съели уже заготовленное. При присваивающем хозяйстве к тому же люди не могли увеличить урожайность растений, молочность животных и их плодовитость.

Поэтому сама природа при производящем хозяйстве не позволяла людям объединиться в большие группы. Как люди регулировали эту численность? Исторически сложилось три способа регулирования численности человеческого коллектива, которые применялись только при избытке населения:

Когда рождались слабые младенцы, их либо убивали, либо бросали и не выкармливали. Это способ применялся редко. Как установили исследователи, в то время до года доживала только половина младенцев. Природа сама регулировала процесс дегенерации, то есть вырождения - ухудшения от поколения к поколению биологических или психических признаков организма.

Стариков, которые достигли такого возраста, что не могли добывать пищу - бросали или убивали. Этот способ также применялся редко. Ведь, как указывают учёные, в тот период старостью считался возраст более 40 лет. Большинство людей до такого возраста не доживало. Они часто погибали на войне, на охоте, от болезней.

Наиболее гуманным оказался следующий способ регулирования численности коллектива. Когда возникал избыток населения, юноши и девушки выделялись в отдельную группу, и уходили осваивать новую территорию. Данный способ применялся наиболее часто. Так люди освоили всю ныне обитаемую территорию Земли.

Вожаки общины трудились наравне со всеми и наравне со всеми потребляли полученный продукт. Лидерство, то есть исполнение организационных функций, возникавшее на основе трудового авторитета - меритократии, не создавало для человека никаких привилегий. Наоборот, налагало на него дополнительные обязанности, и, прежде всего - ответственность за успешную организацию и функционирование хозяйства, за разрешение конфликтов, за урегулирование столкновений с враждебными группами. Наиболее важные дела могли решаться на сходкевзрослых членов группы.

рыболовов (охотничья группа)

Первобытные люди жили родовыми общинами охотников, собирателей, рыболовов. Охотничья группа характеризовалась следующими признаками:

1. Она основывалась на присваивающей экономике - охоте, собирательстве, рыболовстве. Десятки тысяч лет человек, из поколения в поколение, от своих предков, учился трудиться и добывать себе продукты питания. До VIII тыс. до н.э. люди извлекали для себя дары природы с помощью орудий труда, не умея воспроизводить её плоды снова. Сама добыча этих продуктов, в силу примитивности орудий труда, имела коллективныйхарактер. Изначально всё добывали вместе - существовала коллективная загонная охота, коллективная рыбалка, коллективное собирательство.

2. Коллектив кровных родственников. У охотников, собирателей, рыболовов существовала индивидуальная семья, состоящая из отца, матери и их детей.

3. Люди занимали определённую территорию, которую они считали своей землёй и защищали от вторжения других людей. Охотничья (промысловая) территория определялась возможностями передвижения. Например, продолжительностью дневного пешего перехода от стоянки. В зависимости от сезона, люди передвигались по охотничьей территории, где существовали сезонные стоянки. Например, стоянка у реки, где ловили рыбу; стоянка у леса, где собирали плоды, орехи и коренья и т.д.

Родоваяобщина охотников, собирателей, рыболовов обладала прямой коллективной собственностьюна охотничью территорию. Это означало, что право коллективной собственности на землю принадлежало общине целиком. Ни один отдельный общинник не имел никаких отдельных прав ни на часть земель, ни на часть полученного продукта. Наличие такого права определялась тем, что первоначально существовала загонная охота на крупных животных, когда устраивались ловушки, что требовало коллективныхусилий. Отдельный общинник не имел возможности выгородить свою территорию и охотиться в одиночку.

5. Численность этой группы была невелика, в среднем, 20-30 человек. Потом возросла до 100 человек, считая младенцев и стариков. Отсюда низкая плотность населения, то есть количество человек на единицу площади.

Почему численность охотничьей группы была столь невелика? Почему люди не собирались группой побольше? Причина оказывается в следующем: охотничья территория не являлась безграничной. Она имела определённые пределы. Поэтому она могла прокормить только определённое количество человек. Конечно, люди могли добыть и больше продуктов. Например, убить не одного мамонта, а - двух, трёх, четырёх. Это однако приводило к тому, что на следующий год рождалось меньше промысловых животных, рыбы, моллюсков, плодов и т.п. На следующий год - ещё меньше и т.д. Если люди соберутся в большие группы, то на ограниченной территории нарушится экологическое равновесие, так как истощатся природные ресурсы.

В результате люди умрут с голоду или им придётся уходить с данной территории и идти осваивать новые земли. Это сопровождалось с большúми опасностями. По дороге люди могли погибнуть от стихийных бедствий, нападений хищников или столкновений с другими группами охотников, собирателей и рыболовов. Неосвоенные территории всегда опасны. Поэтому, чтобы не голодать, а в первобытном обществе при обычных условиях люди не голодали, в первобытном коллективе формируются производственные навыки - не брать у природы больше чем нужно, чтобы не нарушить экологическое равновесие, не убивать животных ради развлечения - не для употребления в пищу, не ловить рыбу и не собирать природные продукты больше необходимого и если запасы продуктов ещё не закончились. Известны случаи, когда пропускали охотничий сезон, так как не съели уже заготовленное. При присваивающем хозяйстве к тому же люди не могли увеличить урожайность растений, молочность животных и их плодовитость.

Поэтому сама природа при производящем хозяйстве не позволяла людям объединиться в большие группы. Как люди регулировали эту численность? Исторически сложилось три способа регулирования численности человеческого коллектива, которые применялись только при избытке населения:

Когда рождались слабые младенцы, их либо убивали, либо бросали и не выкармливали. Это способ применялся редко. Как установили исследователи, в то время до года доживала только половина младенцев. Природа сама регулировала процесс дегенерации, то есть вырождения - ухудшения от поколения к поколению биологических или психических признаков организма.

Стариков, которые достигли такого возраста, что не могли добывать пищу - бросали или убивали. Этот способ также применялся редко. Ведь, как указывают учёные, в тот период старостью считался возраст более 40 лет. Большинство людей до такого возраста не доживало. Они часто погибали на войне, на охоте, от болезней.

Наиболее гуманным оказался следующий способ регулирования численности коллектива. Когда возникал избыток населения, юноши и девушки выделялись в отдельную группу, и уходили осваивать новую территорию. Данный способ применялся наиболее часто. Так люди освоили всю ныне обитаемую территорию Земли.

Вожаки общины трудились наравне со всеми и наравне со всеми потребляли полученный продукт. Лидерство, то есть исполнение организационных функций, возникавшее на основе трудового авторитета - меритократии, не создавало для человека никаких привилегий. Наоборот, налагало на него дополнительные обязанности, и, прежде всего - ответственность за успешную организацию и функционирование хозяйства, за разрешение конфликтов, за урегулирование столкновений с враждебными группами. Наиболее важные дела могли решаться на сходкевзрослых членов группы.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раннеродовая община охотников, собирателей и рыболовов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Раннеродовая община охотников, собирателей и рыболовов

Раннеродовая община охотников, собирателей и рыболовов

Начальный этап существования раннеродовой общины представлен археологическими.

Начальный этап существования раннеродовой общины представлен археологическими памятниками позднего палеолита. В приледниковой Европе это прежде всего ориньякская, солютрейская и мадленская культуры, которые рассматриваются как характерные для последовательных этапов развития позднего палеолита. Однако следует иметь в виду, что, например, в Германии нет солютрейских памятников, а мадленские не известны восточнее Швейцарии. Зато в последнее время выделены перигородийская, гримальдийская, селетская и костенковская культуры. Перигородийская (названная по находкам в гротах на плато Перигор во Франции, департамент Дордонь) и гримальдийская (по находкам в пещере Гримальди на итальянской Ривьере) культуры существовали одновременно с ориньякской. К тому же времени, по-видимому, относятся памятники селетской (по находкам в пещере Селета в Венгрии) и костенковской культур (древнейшие памятники у с. Костенок близ Воронежа)

Солютрейская культура названа по стоянке Солютре во Франции, департамент Соны.

Солютрейская культура названа по стоянке Солютре во Франции, департамент Соны и Луары. Особенностью культуры этого времени является распространение наконечников копий и клинков ножей, сделанных с большим мастерством путем обработки кремня с двух сторон отжимной ретушью. Преобладают лавролистные или иволистные наконечники, наконечники с черенком и с боковой выемкой. Появляются костяные иглы с ушком. Несмотря на изобретение новых средств охоты, она и в ориньякскую, и в солютрейскую эпоху оставалась преимущественно загонной: группа охотников загоняла зверя к обрыву, гряде скал, в болото и т. п. Применялись и ловчие ямы. В мерзлой земле на стоянке вырывали ямы-хранилища, где мясо можно было хранить в течение длительного времени.


Мадленская культура названа по пещере Ля Мадлен в Дордони во Франции и распро.

Мадленская культура названа по пещере Ля Мадлен в Дордони во Франции и распространена на Севере Испании, во Франции, Швейцарии, на юге ФРГ. Она датируется 20 000—12 000 лет до н. э. Мадленская культура в широком смысле слова, точнее, мадленская эпоха, представлена во всей европейской предледниковой области развития позднепалеолитической культуры. В это время исчезают характерная для солютрейской культуры отжимная ретушь и созданные с ее помощью лавролистные наконечники. Общий облик кремневой индустрии производит впечатление некоторого упадка: распространены мелкие резцы, проколки, скребки, острия с затупленным краем и т. д., предназначенные главным образом для обработки кости. Наступает расцвет костяной и роговой индустрии. Вместо кремневых появляются костяные или из рога северного оленя наконечники копий и дротиков, шилья, лощила; наиболее замечательное мадленское орудие — гарпуны. Характерно появление так называемых жезлов начальников, назначение которых неизвестно. Некоторые археологи предполагают, что с их помощью выпрямляли древки копий.


Позднепалеолитические памятники на территории СССР известны на значительно бо.

Позднепалеолитические памятники на территории СССР известны на значительно более широкой территории, чем мустьерские, в частности в бассейнах рек Оки, Чусовой, Печоры, Енисея, Лены, Ангары. На Печоре находится самый северный в мире из пока известных позднепалеолитический памятник — Медвежья пещера. Позднепалеолитические памятники Русской равнины принадлежат к европейской приледниковой области. Большое количество разновременных и иногда многослойных позднепалеолитических памятников раскопано на Днестре, в бассейне Десны, и на Дону, в окрестностях сел Костенки и Боршево.

Стоянки Сибири относятся к сибирско-китайской области. Ранние памятники (Буре.

Стоянки Сибири относятся к сибирско-китайской области. Ранние памятники (Буреть на р. Ангаре, Мальта на р. Белой) по времени соответствуют западноевропейскому солютре и сходны с ним по облику каменной индустрии. Это типичные постоянные лагери охотников на мамонтов, носорогов, диких быков и лошадей. Для более поздних памятников типа Афонтовой горы (на р. Енисее у Красноярска), по времени существования соответствующих мадлену, характерно преобладание массивных каменных орудий, напоминающих мустьерские и приспособленных для обработки дерева. Позднепалеолитическая культура Сибири продолжала в малоизмененном виде существовать и позже, когда постепенно исчезли арктические виды животных и установились современный таежный климат и ландшафт. Стоянки Крыма, Кавказа и Средней Азии относятся к африканско-средиземноморской области. Для них характерна менее развитая обработка кости. Наряду с охотой здесь большую роль играло собирательство. В Китае и Юго-Восточной Азии позднепалеолитических культур в западноевропейском их понимании не существовало. Вплоть до неолита культуры этой области носят раннепалеолитический облик. В то же время культуры Северного Китая близки к сибирскому палеолиту и резко отличны от южнокитайских культур.

Поздний палеолит Африки плохо изучен. Отдельные находки каменных орудий сдела.

Читайте также: