Балакирев симфоническая поэма русь кратко

Обновлено: 25.06.2024

Полька Российская государственная библиотека (РГБ)

30 русских народных песен Российская государственная библиотека (РГБ)

Tarantelle Российская государственная библиотека (РГБ)

Humoreske Российская государственная библиотека (РГБ)

Тамара Российская государственная библиотека (РГБ)

Исламей Российская государственная библиотека (РГБ)

Novelette pour le piano Российская государственная библиотека (РГБ)

5eme mazurka Российская государственная библиотека (РГБ)

3 забытых романса Российская государственная библиотека (РГБ)

7-me valse Российская государственная библиотека (РГБ)

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Симфоническое творчество Балакирева

· Увертюра на темы 3-х русских песен (1858);

· 2 симфонии (1898 и 1908).

· обобщённый тип программности (картинно-образная);

· преобладание вариационного типа развития над сонатно-симфоническим;

· обрамление сонатной формы медленным вступлением и кодой;

· стремился к единству тематического развития (подобно Глинке отбирал темы, содержащие общие интонации);

· использование приёмов развития, характерных для народно-песенного творчества (хоровая подголосочная полифония, народно-инструментальное варьирование).

Создавалась к новой постановке пьесы в Александрийском театре. Балакирев не успел написать музыку к постановке 1861 года, и в театре эта музыка никогда не звучала.

Балакирев сначала предполагал сделать увертюру на основе музыки антрактов (так обычно сочиняли увертюры к операм — в самом конце). Но фактически Увертюра была написана раньше - как основа дальнейшего симфонического развития.

Главный образ увертюры – король Лир. Его лейт-тема – основа развития (она является интонационным зерном для монотематического развития в произведении).

Вступление – тема Лира в торжественном, величественном обличии (медные духовые). Как ораторская речь.

Эта же тема уже во вступлении приобретает другой характер. Этот эпизод Балакирев назвал предсказанием Кента. (Хорал, дерево).

Экспозиция

1) тема Лира (драматический характер, скрипки);

2) тема 2-х старших дочерей (тема-фактура, фагот –> tutti ).

П. п. – тема Корделии. 5 . Русская по звучанию

Темы Лира и Корделии интонационно спаяны.

Тема страдающего Лира – секвенция из вычлененного из темы последнего мотива.

Разработка основана на теме Лира.

Симфоническая поэма для оркестра на стихотворение М. Лермонтова (1866—1882)

Состав оркестра: 3 флейты, гобой, английский рожок, 3 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, военный барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, 2 арфы, струнные.

Первоначальный замысел поэмы по стихотворению Лермонтова возник под впечатлением поездок Балакирева на Кавказ в 1862 и 1863 годах.

В глубокой теснине Дарьяла,

Где роется Терек во мгле,

Старинная башня стояла,
Чернея, на черной скале.

В той башне, высокой и тесной,
Царица Тамара жила,
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон — коварна и зла.

И там, сквозь туман полуночи,
Блистал огонек золотой,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.

И слышался голос Тамары:
Он весь был желанье и страсть,
В нем были всесильные чары,
Была непонятная власть.

На голос невидимой пери
Шел воин, купец и пастух;
Пред ним отворялися двери,
Встречал его мрачный евнух.

На мягкой пуховой постели,
В парчу и жемчуг убрана,
Ждала она гостя. Шипели
Пред нею два кубка вина.

Сплетались горячие руки,
Уста приникали к устам,
И страстные, дикие звуки
Всю ночь раздавалися там, —

Как будто в ту башню пустую
Сто юношей пылких и жен
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.

Но только что утра сиянье
Кидало свой луч по горам,
Мгновенно и мрак и молчанье
Опять воцарялися там.

Лишь Терек в теснине Дарьяла,
Гремя, нарушал тишину:
Волна на волну набегала,
Волна нагоняла волну.

И было так нежно прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал.

Отдельные короткие фразы фагота и гобоя быстро гаснут, вызывая ощущение безлюдья, таинственности. Но вот сперва у английского рожка, затем у гобоя и, наконец, у скрипок появляется короткая, незавершенная мелодическая фраза. Полная неги и истомы, она звучит как любовный призыв, напоминая о стихах Лермонтова:

И слышался голос Тамары:
Он весь был желанье и страсть,
В нем были всесильные чары,
Была непонятная власт ь.

Эта музыкальная фраза и есть зерно, из которого вырастает в дальнейшем основная тема Тамары. Мелодия призыва растворяется в пассажах арф. Весь первый раздел повторяется затем на большую терцию выше, в то­нальности ре-диез минор.

Оркестровые краски становятся все мягче и светлей. На колышущемся фоне (трели кларнетов, фаготов, затем альтов и виолончелей) воздушно, прозрачно звучат легкие арпеджио арф, аккорды деревянных духовых. Темп все более ускоряется. Начинается сонатное аллегро.

Главная партия развертывается в стремительном танцевальном ритме. Она состоит из трех коротких попевок, непосредственно переходящих одна в другую.

Все эти попевки отражают характерные ритмы и мелодические обороты национальных кавказских плясок. Однако композитор развивает их свободно, объединяя в одну линию интенсивного вихревого движения.

Связующая партия Poco piu animato ( 5 +8).

Если главная партия связывается с представлением о массовой пляске, то побочная создает более индивидуализированный образ. Она состоит из двух самостоятельных тем.

Короткий зов превратился теперь в развернутую мелодию, полную чарующей неги и страсти. Извилистый рисунок, альтерации и пряные гармонии придают ей особую, манящую прелесть. Тема звучит сначала нежно у кларнетов и флейт, затем в теплом тембре альтов и виолончелей на фоне прозрачных фигурации арфы.

В разработке вариационное развитие тем, начавшееся уже в пределах экспозиции, принимает особенно интенсивный характер. Изменяется их облик. Так, например, грациозная танцевальная тема побочной партии появляется то в виде полного сладостного томления напева:

то в виде стремительной пляски.

Несмотря на некоторые длинноты, аллегро пронизано единой динамической линией развития, ведущей к кульминации. Эта кульминация наступает в самом конце аллегро, когда, прерывая неистовую дикую пляску, трубы провозглашают звучащую на этот раз властно и грозно основную тему Тамары. В этот момент раскрывается истинная, коварная сущность красавицы, несущей гибель тому, кто поддался ее чарам.

Внезапно все стихает. Связующий эпизод (напоминающий связку между вступлением и аллегро) приводит к заключению поэмы. Заключение построено на темах из вступления, проходящих в тональности главной партии — ре-бемоль мажор. Опять в представлении слушателя возникает картина Дарьяльского ущелья. Однако теперь господствует иной, более светлый колорит. Музыка рисует рассвет и волны Терека, озаренные лучами восходящего солнца.

Вновь возникает лейтмотив Тамары — на этот раз нежный, с оттенком печали. Это прощание Тамары с погибшим возлюбленным, жертвой ее любви:

И было так нежно прощанье,

Так сладко тот голос звучал,

Как будто восторги свиданья

И ласки любви обещал.

Чувством сладостного томления и тоски по разрушенной мечте насыщена музыка этого раздела. Композитор нашел замечательные гармонические и оркестровые краски для воплощения этих образов: последовательность нонаккордов и доминантсептаккордов с задержаниями на фоне неизменного верхнего звука. Эти аккорды исполняются арфами и медными духовыми, их поддерживают мягко колышущиеся триоли деревянных духовых и струнных.

В музыке поэмы неповторимо, причудливо сплелись яркий, жизнеутверждающий народный элемент, картинность и глубоко лирическое, личное начало.

Многое здесь непосредственно навеяно кавказской музыкой. Таковы, например, характерные секундо-квинтовые и кварто-квинтовые созвучия. Ярко переданы исключительное богатство и сложность ритмики, свойственные музыке восточных народов. Варьирование тем осуществляется во многих случаях за счет изменения их ритмической основы. Композитор проявляет при этом неисчерпаемую фантазию и изобретательность. Иногда голоса исполняют одновременно разные ритмические варианты одной и той же попевки, благодаря чему создается своеобразная ритмическая полифония. В ряде случаев мелодия сопровождается остинатными ритмическими фигурами, исполняемыми ударными инструментами.

Удачно использованы для подражания тембрам народных кавказских инструментов и деревянные духовые: гобой, английский рожок, кларнет, флейта. Звучание струнной группы тоже местами напоминает тембры грузинских струнных инструментов — чонгури, пандури.

При завершении поэмы в 80-х годах принцип свободного вариационного развития тем был использован Балакиревым в качестве одного из средств для воплощения программного замысла. В непрерывном изменении характера тем получили свое отражение непостоянство, обманчивость облика самой Тамары, то нежной и зовущей, то огненной и страстной, то властной и жестокой. Изменчивость центрального образа нашла свое выражение также в том, что лирическая ре-мажорная тема, нежная и манящая вначале, стала в момент развязки зловещей и грозной.

Так в иносказательной форме Балакирев выразил мысль об обманчивости красоты, о недосягаемости счастья. В этом и отразилась тоска по несбывшимся идеалам, характерная для творчества Балакирева нового периода.

[1] [2] Цит. по: Балакирев М.А. Исследования и статьи. Л., 1961. С. 107.


Image by 4222320 from Pixabay

История русской музыки началась вместе с рождением народа. Еще в Древней Руси были традиции многоголосия на десять и более голосов.

В результате реформ Петра I в кругах знати появились новые музыкальные инструменты, начали исполнять произведения европейских композиторов. Но уже тогда было желание не копировать, а создавать свою музыку с национальными образами и традициями.

Русская классическая музыка как жанр зародилась в первой половине XIX века. Первым классиком отечественной композиторской школы стал Михаил Иванович Глинка. Он смог гармонично объединить черты национального фольклора с традициями заподноевропейских композиторов и поднял звучание русской музыки на мировой уровень. Глинку можно сравнить с Пушкиным.

"Оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке"

В.В. Стасов о Глинке

Но и до него были достойные композиторы: Бортнянский, Березовский, Титов и Козловский и другие.

Следующее музыкальное чудо - гениальный Пётр Ильич Чайковский, а также Танеев, Скрябин, Калинников.

В XX веке России есть кем гордится. Невероятная плеяда великих имен: Рахманинов, Свиридов, Хачатурян, Прокофьев, Шостакович, Стравинский, Щедрин.

Я думаю, что и XXI век подарит музыкальному миру новые русские имена.

А пока насладимся уже написанными произведениями великих, в которых звучит русская душа.

Также приведу некий взгляд со стороны - что думают иностранные слушатели о произведениях, в которых так явно слышно русский дух.

1. Балакирев, Симфоническая поэма РУСЬ

А теперь переведу комментарии под видео:

Один из могучей пятерки. Чистая русская классическая музыка.

Я хочу сейчас же поехать в Россию!

David Eisenberg Год назад: Не ленивый, просто не плодовитый композитор. Он был довольно занят, часто безумно сочиняя музыку, дирижируя, обучая, вдохновляя других, путешествуя (всегда связанный с музыкой), пытаясь заручиться поддержкой своей семьи и т. Д.

2. Римский-Корсаков, Фантазия на русские темы

Концертная фантазия для скрипки с оркестром была написана композитором в январе 1887 года. Она посвящена скрипачу Петру Артемьевичу Краснокутскому, концертмейстеру оркестра Мариинского театра и преподавателю Санкт-Петербургской консерватории — коллеге Римского-Корсакова. Это произведение Римского-Корсакова представляет собой многотемные вариации на контрастные по характеру народные темы.

Вот такие комментарии оставили иностранные слушатели (переведу):

Мои любимые композиторы - русские, хотя и я не русская, Шостакович, Рахманинов, Римский-Корсаков . Моя любовь к музыке также универсальна .

Я сижу за своим завтраком и смотрю из окна, как идет снег, пока слушаю это. Так волшебно.

Ах, это чувство, когда вы нажимаете на композитора, о котором никогда не слышали, и через минуту у вас мурашки по коже.

Это самое прекрасное произведение, которое я когда-либо слышал в своей жизни.

Что может быть прекраснее этой восхитительной фантазии. . .

Все русские композиторы поднимают уровень адреналина, красивые мелодии ¡¡¡. Браво Римский-Корсаков

Всегда доверяйте Римскому-Корсакову в создании красивых мелодий и блестящей оркестровки.

Вы хотите чего-то мирного, спокойного, глубоких чувств, звуков, трогающих все чувства. Послушайте Николая Римского-Корсакова.

Если бы не было русских композиторов, их нужно было бы изобрести, их вклад в музыку велик. Ее сила, ее нежность, ее чувственность, ее чувствительность . Замечательно

Это вызвало у меня мурашки по коже. Такая трансцендентность и изысканная артикуляция. Шедевр и настоящий художник.

Если вы путешествуете по России на поезде, то увидите бескрайние леса, реки, равнины и болота. Земля сокрушит вас. Кажется, это касается всех русских композиторов и сильно влияет на их музыку! Это объясняет характер их музыки!

3. Мусоргский, Увертюра Рассвет на Москве-реке

Опера "Хованщина" - оперный шедевр великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, который имеет всемирную славу и входит в репертуар лучших театров мира. Вступление к опере "Рассвет на Москве-реке" изобилует чарующими напевами и мотивами. Завораживающая музыка вступления живописно воссоздаёт просыпающуюся утреннюю природу древней Руси.

Вот что написали восхищенные слушатели со всего мира об этом музыкальном шедевре (перевожу):

Это так красиво. Там захвачены сердце и душа России.

Я нахожу музыку и страну Россию такими романтичными.

Это одно из моих любимых произведений. Такая атмосферная, и эти звенящие колокола! Надеюсь, рассвет над Москвой-рекой действительно такой красивый. Да здравствует Россия!

Одна из самых нежных увертюр из когда-либо написанных. Пожалуй, САМАЯ нежная увертюра из всех.

Мое любимое произведение на все времена. Среди всех. Это должен быть звук НЕБЕС

Спасибо, что разместили эту прекрасную русскую прелюдию, которая так очаровывает своими изображениями замерзшей реки; как американец я жил мыслью, что люди из России и мы, американцы, можем поладить. стать друзьями; торговать, работать вместе, если бы не геополитический авантюризм. Я никогда не встречал русского, которого не любил бы за юмор, силу характера и такой талант! ❤️. ☺️.

4. Калинников, Увертюра Былина

Василий Калинников прожил совсем короткую жизнь, но его вклад в музыку очень значимый. Композитор никогда не сочинял наспех, был очень критичен к себе. Отличительной особенностью музыки Калинникова является особенная искренность и вдохновенность.

"Душа музыки - мелодия" - это был основной принцип в творчестве композитора. У него был особый дар мелодической изобретательности.

В Увертюре "Былина", как и в других произведениях автора, слышны характерные для композитора широкая напевность, задушевность и народно-песенные интонации. А еще она хранит большой секрет, который откроется вам, если вы дослушаете до 5-й минуты, 39 секунды:). Пишите обязательно свои впечатления!

А теперь переведу комментарии иностранных слушателей:

Спасибо за это дополнительное музыкальное понимание творчества редко исполняемого композитора одного из великих русских симфонистов.

Определенно, этот композитор, которого я обнаружил несколько недель назад, потрясающий.

5. Глинка, "Славься, славься, святая Русь!"

. Взволнованный автор сидел в ложе, стараясь оставаться незамеченным.

Успех был ошеломляющим!

Славься, славься ты, Русь моя!

Славься, родимая наша земля!

Да будет во веки веков сильна

Могучая наша родная страна!

Вот такие комментарии оставили иностранные слушатели под этим эпичным произведением (перевожу):

Ничто не делает меня счастливее, чем эта песня

Урааааааа! Да . Я не пишу кириллицей, но я люблю Великую Россию!

Сделайте Россию снова Империей!

Сказочно, сказочно, достойно Российской Империи.

Возможно, самое великолепное произведение классической музыки из когда-либо созданных

Ух ты, чертовски эпично, путь русских: D

Я уважаю тебя, мать Россия!

Вот и закончилось наше сегодняшнее музыкальное путешествие. Спасибо, что плавали вместе со мной в этом прекрасном океане русской музыки. И до новых встреч:)


Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Знаменитый российский композитор 19-го столетия Милий Балакирев посвятил всю свою жизнь музыке, так и не найдя простого человеческого счастья. Он стал идейным вдохновителем и создателем отдельного течения в искусстве, а его талантливое наследие актуально и по сей день.

Детство и юность

Балакирев Милий Алексеевич появился на свет 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде, Российская империя. Мать мальчика занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, а отец Алексей Константинович являлся представителем дворянства и титулярным советником.

Милий Алексеевич Балакирев

Милий Алексеевич Балакирев / Piano Society

Члены семьи Балакиревых были последователями традиционной христианской религии и сына растили в соответствующей атмосфере. Маленький Милий являлся настолько религиозным, что родные в шутку пророчили ему будущее архиерея. Вера в Бога впоследствии так и осталась важной темой для композитора на всю жизнь.

С ранних лет Балакирев-младший демонстрировал интерес и способности к музыке, что не скрылось от глаз его матери. В возрасте 6 лет Милий начал обучаться игре на фортепиано и демонстрировать весомые успехи. Для того чтобы талант мальчика раскрылся в большей степени, родители повезли его в Москву.

В столице ребенок прошел ускоренный курс фортепианной техники у популярного педагога и композитора Дюбюка Александра, а в родном городе продолжил освоение инструмента под предводительством местного дирижера и пианиста Карла Эйзериха. Именно он познакомил ученика с А. Д. Улыбашевым – музыкантом-любителем, меценатом и просветителем, который значительно повлиял на становление личности Милия.

Милий Балакирев

Портрет Милия Балакирева. Гравюра Л.А. Серякова / Журнал "Всемирная иллюстрация", Википедия

В доме Александра Дмитриевича часто устраивались торжественные вечера с обсуждениями проблем искусства и концерты, на которых присутствовали все сливки творческого общества – местные мыслители, литераторы и музыканты. Именно на подобных мероприятиях сформировались основы эстетического мировоззрения будущего композитора.

Неожиданная смерть матери Милия положила конец его постоянным урокам музыки. Когда Балакирев-старший женился во второй раз, его зарплаты хватало лишь на то, чтобы прокормить большую семью. О том, чтобы оплатить учебу сына, не могло идти и речи. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в Нижегородский дворянский институт. Там Милию удалось получить среднее образование благодаря помощи местного дворянства.

В 16 лет он поступил на математический факультет Казанского университета вольнослушателем, но его учеба продлилась совсем недолго – спустя год парню перестало хватать средств на оплату образования. Чтобы прокормить себя, Балакирев давал частные уроки музыки. В этот период он сочинил свои первые произведения – пьесы для фортепиано и романсы.

Музыка

Александр Улыбашев, наблюдая за тем, как одарен Милий, принимает решение взять его с собой в Санкт-Петербург в 1855 году и знакомит там с композитором Михаилом Глинкой. Балакирев, для которого музыка являлась главнейшей частью жизни, продемонстрировал свои вокальные сочинения мэтру. Мужчина высоко оценил творчество талантливого юноши и посоветовал ему посвятить всего себя написанию музыкальных композиций.

Композитор Милий Балакирев

Композитор Милий Балакирев / NNDB

В 1856 году начинающий творец представил слушателям свои дебютные сочинения, а также продемонстрировал талант дирижера и пианиста во время исполнения концертного аллегро с оркестром для фортепиано. Музыкальные критики и зрители с восторгом приняли творчество Милия, после чего ему стали предлагать выступить в знатных домах. Это обстоятельство улучшило финансовое положение парня, но повлияло на загруженность – у него совсем не оставалось свободного времени.

Балакирев, чьи работы были сочинены в национальном русском стиле, постепенно начал набирать популярность в высшем обществе и вести активную концертную деятельность. Однако уже тогда Милий понимал, что его главное предназначение – это создание музыки и передача передовых идей, поэтому юноша сократил количество концертов до минимума, несмотря на то, что это ударило по его кошельку, и взялся за написание музыки и просветительство.

Читайте также: