Раннемосковское зодчество особенности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрим отличительные черты архитектуры города Москвы в виде таблицы.

Особенности архитектуры Москвы XV—XVII вв.

Памятники

1. Раннемосковское зодчество (к. 14- нач. 15 вв.) : одноглавые, изящные, скромные и ясные храмы, приподняты на высоком цоколе; закомары с килевидными завершениями; на фасаде, апсидах, барабане – тройная лента резного орнамента; окна узкие; порталы перспективные.

1. Успенский собор на городке в Звенигороде. 1400 .

2. Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. 15 в. Двойной ряд кокошников.

2. Москва – столица централизованного государства (к. 15 в. – 16 в.): развивается общенациональное искусство .

- Московский Кремль стал образцом для многих крепостей и храмов на Руси 16 в. 16 в. – расцвет крепостного зодчества. Монастыри как крепости.

- Использовали традиции владимирской архитектуры : пять-шесть глав, вытянутый план, перспективные порталы, узкие окна, полузакомарное покрытие, по фасаду аркатурно-колончатый пояс. Новое : открытое крыльцо с балдахином.

- В 16 в. используются типы храмов :

1) распространенный тип архитектуры – объемы (восьмерики), вырастающие один из другого (6).

2) Шатровый тип храмов строят в камне (раньше – в дереве). Это вертикаль, состоящая из нескольких объемов (четверик, восьмерик); шатер с маленькой главкой и крестом; килевидные кокошники (8).

3) Столпообразный тип храма – пять и более отдельных восьмигранных столпов, соединенных между собой папертями (приделами с лестницами). Средний – самый большой столп, различная высота столпов, живописная асимметричность композиции (9).

4) Крестово-кульпольный тип – массивные, громадные по размерам храмы – символ силы церкви и самодержавия.

3. Перестраивается Московский Кремль. XI—XX вв . Это резиденция государя. Краснокирпичные стены, башни с двурогими зубцами.

4. Успенский Собор в Московском Кремле. 1475-79 . Много от владимирской архитектуры. Нет хор, поэтому внутри большая зала – светский характер.

5. Архангельский Собор в Московском Кремле. 1505-08. Подобен ренессансному палаццо. Закомары украшены пышным декором.

6. Колокольня Ивана Великого. 1505-08. Тип - поставленные один на другой восьмерики. Арки-проемы для окон.

7. Грановитая палата. К.15 в. Крестовые своды опираются на центральный столп.

8. Вознесенская церковь в селе Коломенском. 1532 . Первая каменная шатровая церковь.

9. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве . 1555-1561. Посвящен взятию Грозным Казани, в день Покрова. Шатры и главы у столпов, сказочный декор и формы храма, многоцветная роспись (в 17-18 вв.).

1) ¼ 17 в. – сильны традиции 16 в. в архитектуре;

2) 40-80 гг 17 в. – поиск и расцвет нового стиля: типичный для 17 в. тип храма - асимметричная группировка масс, усложнение форм, сплошной декор стен, раскрашенный; храмы окружены папертями, крыльцами, приделами, с шатровой колокольней; гармонирующие с ландшафтом; праздничность образа.

10. Церковь Покрова в Филях. Нарышкинское барокко. 1693-95 . По заказу бояр Нарышкиных. Вертикальный, изящный, ажурный силуэт. Колонки на ребрах граней, обрамления окон и дверей.

В Москве не встретишь таких древних памятников, как в Новгороде или Владимире. Сооружений XII — середины XV века в Москве практически не сохранилось. Каменное строительство начинает вестись в 20-х годах XIV века (при Иване Калите): первый Успенский собор (трехапсидный храм, напоминал Георгиевский собор Юрьева-Польского), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь Иоанна Лествичника (1336), — ничего этого не сохранилось.

Древнейший сохранившийся памятник московской земли — Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400). Он напоминает Покрова на Нерли, но уже намечается несоответствие внутренней структуры и фасадного членения, прясла симметричны, а глава смещена к востоку. Сверху ложные своды между центральными.

Можно также упомянуть Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры — четырехстолпный храм, без хор, с типичными раннемосковскими капительками и еще более сильным смещением барабана к востоку.

Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры (1436) построена во владимирских традициях, но пояса уже не резные. Колокольная часть имеет псковский облик. Колонны тяжелые с кокошниками.


Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле

Общий вид Успенского собора, что на Городке, в Звенигороде Московской области

Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре

Святодуховская церковь в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде Московской области

Яркий пример раннемосковской архитектуры — Спасский собор Андроникова монастыря (1420-1427). Это первый дошедший до нас памятник на территории Москвы. Его отличают повышенные центральные прясла, повышенные подпружные арки. Раньше он был трехглавым.

В середине XV века почти ничего не строится, в связи с Большой феодальной войной. В 1470 году Иван III женится на Софье Палеолог, с которой в Москву попадают греки-строители; также Иван приглашает итальянских мастеров. В это время развивается теория Москвы как третьего Рима, в связи с чем, в частности, идет активное строительство и реставрация. Уже упоминавшийся нами подрядчик Василий Ермолин организует строительство в Московском Кремле, возобновляет храмы на Воздвиженке, на Торгу, а также во владимиро-суздальской земле. В целом начиная с этого времени можно говорить не об искусстве отдельных школ, как в предыдущий период, а о русском общенациональном искусстве.

С конца XV века итальянцы приносят новые приемы, детали, но не копируют Италию, а развивают русские традиции; также их приемы переосмысливают местные мастера. Для строительства храмов часто приглашают псковских зодчих, а декоративное убранство фасадов и барабана выполнялось в основном в традициях владимиро-суздальской школы. Отличительной московской деталью стали килевидные кокошники вокруг барабана главы, что придавало зданию динамичность и объемность; средняя арка фасада возвышалась над боковыми.



Собор Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле

Собор Рождества Богородицы Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря Московской области

Успенский собор в Архиерейском дворе Ростова

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Сергиевой лавре

В 1474 году Иван III велел строить в Кремле Успенский собор по образцу владимирского, но шире и длиннее. Из Италии был приглашен Аристотель Фиораванти. Он возвел собор из белого камня и специального, особо прочного кирпича. Четырнадцать равных по ширине и высоте прясел завершались одинаковыми полукружиями закомар. Длина собора почти равна ширине и достигала 40 м. В храме не планировалось галереи. Храм был разбит на 12 равных квадратов, сторона которых равнялась ширине средней апсиды Успенского собора во Владимире. Апсиды были вдавлены в массив здания, боковые апсиды заполнялись пилонами, лишь среднее полукружие воспринимается как продолжение нефа. Элементы Успенского собора Московского Кремля затем часто цитируются, как в постороенном итальянцами Спасо-Преображенском соборе в Ярославле — там круглые окна, ордерные элементы на русской основе; Лужецком монастыре, Успенском соборе Дмитрова. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре (середина XVI в.) тоже типа московского, но колонны не круглые и имеется оригинальный пятичастный алтарь. Или Успенский собор в Ростове (шестистолпный, три прясла на центральном фасаде и на боковых, аркатурно-колончатый пояс), который отличает ясность и пропорциональность.

Долгое время Москва была деревянной и из камня сперва стали строить соборы, а потом уже дома и усадьбы. Из-за смутного времени, длившегося пару десятилетий и сопровождавшегося разгромами и пожарами, строений до XV века в Москве почти не осталось. Но мы можем проследить историю московской архитектуры и попробовать понять, почему же именно русское узорочье начали считать русским стилем.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Зодчество было деревянным и каменным. Я предлагаю окунуться в каменный. Москва объединила несколько архитектурных традиций. Одна из них была Суздальско-Владимирская, а другая Псковско-Новгородская.

В русском стиле XII века мы узнаем отголоски романского зодчества:

Раннемосковская архитектура времен Ивана Калиты появилась в те времена, когда у Москва начала богатеть и объединять вокруг себя княжества. Первые каменные храмы построены в Москве в первой трети XIV века. В самой Москве, к сожалению, зданий этого времени не сохранилось, но они являлись продолжением традиций Владимиро-Суздальской архитектуры. После татаро-монгольского нашествия она стала проще, но такой же выверенной и ровной.

Посмотрите на картинку ниже. Кокошников над порталами не было ни во Владимиро-Суздальской, ни в Псковско-Новгородской архитектуре. Возможно, они азиатские, но стали характерными именно для московской архитектуры:

Так выглядел московский стиль того времени.

Перенесемся во времена Дмитрия Донского и его детей. Конец XIV - начало XV века и мы видим очень похожую архитектуру:

В XV веке итальянские мастера привозят на русскую землю архитектуру ренессанса. Кремлевские соборы - Успенский, Архангельский.

Во всех пропорциях - арки, капители, пилястры, сдвоенные арки, композиции из круглых окон и полураковинки под скосами крыши - все из Италии.

Собор Святителя Петра в Петровском монастыре, как и Архангельский собор Московского Кремля, был построен под руководством Алоизио Ламберти да Монтиньяна (Алевиз Новый). Собор идеальный по структуре и подчиняется законам архитектуры Ренессанса.

В XVI веке из Москвы уезжают итальянские мастера и строительство продолжают русские мастера, которые у них учились. Они использовали приемы Ренессанса, хотя немного их упростили.

Это же направление прослеживается и в начале XVII века. Довольно скромно для царской резиденции, и продолжает стиль XVI века.

И вдруг к середине XVII века пошла импровизация.

РУССКОЕ УЗОРОЧЬЕ

Строить массово сооружения из кирпича начали только в середине XVII века. И архитектура того времени очень любопытна, если приглядеться. Например, церковь Георгия в Ендове.

Три окна совершенно разные - одно пошире, другое поуже, третьему места вообще не хватило, поэтому там обрезанная имитация вместо окна. Разные пропорции фронтонов, а сами фронтоны безжалостно разрезают карнизы, что было невозможно ни в одном европейском архитектурном стиле. Ось симметрии первого этажа не совпадает с осью симметрии второго этажа. Это и есть суть русского узорочья - для этого стиля не существовало никаких правил и норм. Сам стиль еще не до конца исследован, но он давал почти абсолютную свободу творчеству без рамок.

Куда делась симметрия? Куда исчезли пропорции?

Считается, что это отражение Смутного времени. Ведь архитектура - это зеркало того, что происходит в обществе, в стране, в мире. 20 лет разорения и пожаров, после которых Москва восстанавливалась, не прошли незаметно. За это время появилось поколение зодчих, у которых не было учителей - они всему учились сами.

Мы смотрим на Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках и видим похожую картину. Здесь романские арки перекликаются с мавританскими узорами, над парными полуколоннами, разделяющими окна, почему-то появляется имитация окна?

То же самое мы видим в Храме Рождества Богородицы в Путинках:

Идет ось симметрии, при этом снизу два окна, а сверху три. В этом нет никакой логики.

Еще один пример - Церковь Всех Святых на Кулишках. После реставрации ее нессиметричность явно подчеркнули. Обратите внимание на окна второго этажа и декоративные элементы.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

И здесь окно не просто разрезает карниз, но и цепляет наличник второго этажа.

Ряд сверху, где кирпичи стоят ребром, называется "поребрик", а над ним бегунок - зигзагообразная линия. Этот прием в Москву приехал из Пскова в XV веке. Причем здесь зигзаг становится то быстрым, то медленным и размеренным.

Заглянув в Церковь Святого Владимира в Старых Садах обнаруживаем ту же картину - архитектор не спланировал окна, чтобы они не задевали друг друга:

Если приглядеться, то у Храма Николая Чудотворца в Пыжах все наличники разные:

И окна со стороны алтаря:

Кстати, белыми храмы стали позже. В XVII веке декор был в синих и зеленых цветах - цветах неба, воды и зелени.

Многие считают, что именно в XVII веке зарождается истинная русская архитектура, потому что наконец-то нет европейского влияния. Хотя на самом деле в этой архитектуре можно считать азиатское влияние. Поэтому сегодня это одна из тем для споров.

Когда в XIX веке встал вопрос, что является русской архитектурой, глаз упал именно на эти кокошники и шатровые колоколенки.

Отсюда пошли цитаты в архитектуре ГУМа и Исторического музея. Там уже все ровно, но детали берутся из узорочья XVII века.

А напоследок покажу еще одну всем известную красавицу - Спасскую башню Московского Кремля.

СПАССКАЯ БАШНЯ

Один из символов нашего города, как оказалось - наполовину итальянка, а на вторую англичанка.

Нижняя часть была построена в 1491 году под руководством итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. У нее не было декора, не было башни и шпиля, она имела четырехгранную форму и была в два раза ниже, ведь итальянцы строили не украшение города, а цитадель - оборонительное сооружение.

В XVI веке во время восстановления Москвы после 20-летнего разорения и пожара, когда у власти уже была династия Романовых, первое что было построено - это верхушка Спасской башни. Причем, верхушку создает шотландский зодчий и инженер Христофор Галовей. Именно он придумал куранты и отчасти русский, отчасти готический облик башни.

Многие и не задумываются, что эти башенки и пинакли - это поздняя, но самая настоящая европейская готика:

Спасская башня интересна еще и тем, что именно на ней были установлены одни из древнейших часов-курантов. У первых курантов не было стрелок. На циферблате было всего 17 часов. Днем стрелка двигалась в одну сторону, а ночью в другую.

Скоро весна и мы обязательно еще прогуляемся по Москве в поисках интересных и неожиданных архитектурных решений.

А в этой прогулке нам помог Александр Иванов — краевед, гид, исследователь и историк Москвы.

Около 1400 года был построен Успенский собор в Звенигороде. Здание расположено на территории древнего укрепления и поэтому обычно называется собором на Городке. Это самый древний полностью сохранившийся памятник московского зодчества. Собор представляет собой сравнительно небольшую одноглавую трехапсидную церковь с четырьмя широко расставленными столбами. В северо-западном углу в толще стены находится лестница, ведущая на хоры. Здание из белого камня. Общая композиция Успенского собора близка памятникам владимиро-суздальского зодчества. Эти традиции отражены и в позакомарном завершении фасадов, и в тонких колонках на лопатках, и в перспективных порталах, и в профилировке цоколя. Вместе с тем имеются и заметные нововведения. Вместо аркатурно-колончатого пояса поперек фасадов проходит тройная лента белокаменной резьбы растительного характера, архивольты порталов и закомары имеют четкие килевидные заострения. Пол несколько приподнят над уровнем земли, и поэтому цоколь имеет довольно значительную высоту, а к порталам ведут ступени. Ступенчато повышающаяся конструкция сводов и отвечающий этой конструкции усложненный верх: четыре дополнительных диагональных закомары и кокошники в основании барабана. Наружные лопатки храма не отвечают внутренней конструкции храма, а расположены равномерно по фасаду здания. В 1422-1423 годах был построен собор Троице-Сергиева монастыря. Он также полностью повторяет Успенский собор Звенигорода. Сравнительно невысокое и массивное здание кажется стройным благодаря тому, что все его формы – стены, столбы, барабан – имеют небольшое сужение кверху. Между наружными членениями здания, осуществленными с помощью узких плоских лопаток, и опорными подкупольными столбами виден заметный разрыв: столбы сдвинуты к востоку, что никак не отражено на фасадах. Завершающие фасады закомары не отвечают реальному положению сводов и являются, по существу, ложными. Кроме диагональных закомар собор имеет еще и примыкающие к барабану закомары второго яруса, отвечающие конструкции ступенчато повышающихся арок. В основании барабана нет кокошников, а размещен в нем прямоугольный пьедестал. В соборе отсутствуют хоры. Имеется еще один памятник, вероятно, относящийся приблизительно к тому же времени, к 1й четверти 15 века – это Никольская церковь в селе Каменском на реке Наре. Церковь очень небольшая, белокаменная, бесстолпная, почти кубическая по объему, с тремя апсидами. Она сильно перестроена в верхней части. В углах ее квадратного в плане интерьера размещены пилоны, поддерживающие арки параболической формы. Угловые паруса в суживающийся кверху конусообразный свод, сужающий основанием кольца барабана. Наружные стены церкви гладкие; они не имеют лопаток или членений. Порталы перспективные, но они имеют на один уступ меньше, чем порталы Успенского собора Звенигорода; завершаются они килевидными архивольтами. В 14-начале 15 веков строительство в Москве осуществлялось по заказу московских великих князей. Сравнение сохранившихся сооружений той поры показывает, что их возводили разные строительные артели. Кремлевская церковь Рождества Богородицы и собор в Звенигороде, несомненно, строила одна и та же артель мастеров. Собор Саввино-Сторожевского монастыря, по-видимому, возвели строители из той же артели, но менее опытные. Однако собор Троице-Сергиева монастыря выдает руку совершенно других мастеров. Завершающим звеном развития московского зодчества стал Спасский собор Андроникова монастыря. Построен в 1425-1427 годах. Здесь при сохранении той же схемы четырехстолпного плана полностью переработана вся композиция здания. Большой подъем подпружных арок высоко поднимает барабан и создает основу второго яруса закомар трехлопастного очертания, с крупными кокошниками, повернутыми по диагонали. В основании стройного барабана главы – венок меньших кокошников. Угловые членения здания резко опущены, что создает ступенчато-башнеобразную структуру. Впечатление стройности и высоты еще более усиливают высокий цоколь и лестницы, ведущие к порталам.

Успенский собор.

Архитектура времени правления Михаила Федоровича.

Около 1400 года был построен Успенский собор в Звенигороде. Здание расположено на территории древнего укрепления и поэтому обычно называется собором на Городке. Это самый древний полностью сохранившийся памятник московского зодчества. Собор представляет собой сравнительно небольшую одноглавую трехапсидную церковь с четырьмя широко расставленными столбами. В северо-западном углу в толще стены находится лестница, ведущая на хоры. Здание из белого камня. Общая композиция Успенского собора близка памятникам владимиро-суздальского зодчества. Эти традиции отражены и в позакомарном завершении фасадов, и в тонких колонках на лопатках, и в перспективных порталах, и в профилировке цоколя. Вместе с тем имеются и заметные нововведения. Вместо аркатурно-колончатого пояса поперек фасадов проходит тройная лента белокаменной резьбы растительного характера, архивольты порталов и закомары имеют четкие килевидные заострения. Пол несколько приподнят над уровнем земли, и поэтому цоколь имеет довольно значительную высоту, а к порталам ведут ступени. Ступенчато повышающаяся конструкция сводов и отвечающий этой конструкции усложненный верх: четыре дополнительных диагональных закомары и кокошники в основании барабана. Наружные лопатки храма не отвечают внутренней конструкции храма, а расположены равномерно по фасаду здания. В 1422-1423 годах был построен собор Троице-Сергиева монастыря. Он также полностью повторяет Успенский собор Звенигорода. Сравнительно невысокое и массивное здание кажется стройным благодаря тому, что все его формы – стены, столбы, барабан – имеют небольшое сужение кверху. Между наружными членениями здания, осуществленными с помощью узких плоских лопаток, и опорными подкупольными столбами виден заметный разрыв: столбы сдвинуты к востоку, что никак не отражено на фасадах. Завершающие фасады закомары не отвечают реальному положению сводов и являются, по существу, ложными. Кроме диагональных закомар собор имеет еще и примыкающие к барабану закомары второго яруса, отвечающие конструкции ступенчато повышающихся арок. В основании барабана нет кокошников, а размещен в нем прямоугольный пьедестал. В соборе отсутствуют хоры. Имеется еще один памятник, вероятно, относящийся приблизительно к тому же времени, к 1й четверти 15 века – это Никольская церковь в селе Каменском на реке Наре. Церковь очень небольшая, белокаменная, бесстолпная, почти кубическая по объему, с тремя апсидами. Она сильно перестроена в верхней части. В углах ее квадратного в плане интерьера размещены пилоны, поддерживающие арки параболической формы. Угловые паруса в суживающийся кверху конусообразный свод, сужающий основанием кольца барабана. Наружные стены церкви гладкие; они не имеют лопаток или членений. Порталы перспективные, но они имеют на один уступ меньше, чем порталы Успенского собора Звенигорода; завершаются они килевидными архивольтами. В 14-начале 15 веков строительство в Москве осуществлялось по заказу московских великих князей. Сравнение сохранившихся сооружений той поры показывает, что их возводили разные строительные артели. Кремлевская церковь Рождества Богородицы и собор в Звенигороде, несомненно, строила одна и та же артель мастеров. Собор Саввино-Сторожевского монастыря, по-видимому, возвели строители из той же артели, но менее опытные. Однако собор Троице-Сергиева монастыря выдает руку совершенно других мастеров. Завершающим звеном развития московского зодчества стал Спасский собор Андроникова монастыря. Построен в 1425-1427 годах. Здесь при сохранении той же схемы четырехстолпного плана полностью переработана вся композиция здания. Большой подъем подпружных арок высоко поднимает барабан и создает основу второго яруса закомар трехлопастного очертания, с крупными кокошниками, повернутыми по диагонали. В основании стройного барабана главы – венок меньших кокошников. Угловые членения здания резко опущены, что создает ступенчато-башнеобразную структуру. Впечатление стройности и высоты еще более усиливают высокий цоколь и лестницы, ведущие к порталам.

МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА. РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО. РЕНЕССАНСНЫЕ ЧЕРТЫ В

№ слайда 1

МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА. РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО. РЕНЕССАНСНЫЕ ЧЕРТЫ В АНСАМБЛЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. НОВЫЙ ТИП ШАТРОВОГО ХРАМА.

В архитектуре Древней Руси конца XIV – начала XV в., так же как в иконописи, пол

№ слайда 2

Одним из подобных храмов является собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова м

№ слайда 3

Одним из подобных храмов является собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1410-1427).

Традиционный кубический объем с притвором, четырьмя опорами, тремя нефами и трем

№ слайда 4

Традиционный кубический объем с притвором, четырьмя опорами, тремя нефами и тремя апсидами увенчан единственным куполом. Купол покоится на необычно высоком тонком барабане с щелевидными окнами. Замкнутое, скупо освещенное внутреннее пространство позволяло верующим полностью отрешиться от окружающего мира и его забот.

Архитектурные и декоративные особенности собора указывают на его принадлежность

№ слайда 5

Во второй половине XV столетия в русской архитектуре стали заметны новые строите

№ слайда 6

Во второй половине XV столетия в русской архитектуре стали заметны новые строительные тенденции, получившие в тот же период развитие в Италии под названием ренессансные. Женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог стала причиной появления в Москве итальянских зодчих с их новыми строительными приемами, что нашло отражение при грандиозной перестройке Московского Кремля. Ренессанс – французское название переломной исторической эпохи в развитии итальянского, а затем всего европейского искусства XV-XVI вв., ориентированного на античность и греческий ордер.

В первую очередь известняковые стены были заменены кирпичными и возведены башни

№ слайда 7

В первую очередь известняковые стены были заменены кирпичными и возведены башни – Беклемишевская, Водовзводная, Тайницкая, Спасская и другие. Стремясь создать резиденцию, которая соответствовала бы мощи и великолепию его царства, Иван III в 1475 г. приступил к сооружению нового Успенского собора.

Сооружение Успенского собора было поручено архитектору Фиораванти, прозванному з

№ слайда 8


№ слайда 9

Несмотря на внешнее сходство, московский собор, обогащенный ренессансными деталя

№ слайда 10

Несмотря на внешнее сходство, московский собор, обогащенный ренессансными деталями, производит совершенно другое, новое для культового зодчества впечатление. Особую компактность и строгость силуэта обеспечивают равные по ширине и высоте прясла с закомарами, что отражает новый способ организации внутреннего пространства. Суровую гладь стен оживляет аркатурный фриз, расположенный ниже середины здания и визуально усиливающий его массивность. Тот же эффект дают близко поставленные купола. В целом собор выглядит величественно и нарядно.


№ слайда 11

Еще наряднее и великолепнее Успенский собор изнутри. Для скрепления стен и сводо

№ слайда 12

Еще наряднее и великолепнее Успенский собор изнутри. Для скрепления стен и сводов Фиораванти использовал железные связки взамен традиционных деревянных. Это позволило облегчить давление сводов и организовать внутреннее пространство храма по-новому. Во-первых, нефы стали более широкими и равными по высоте и длине. Во-вторых, массивные столбы, поддерживающие свод, были заменены легкими и тонкими колоннами. А отсутствие хоров и возможность охватить взглядом пространство храма целиком от входа создает впечатление небывалого простора.

Почти светское изящество приобрела царская усыпальница – Архангельский собор, пе

№ слайда 13

Почти светское изящество приобрела царская усыпальница – Архангельский собор, перестроенный Алевизом Фрязином Новым в 1508 г.

Сохранив традиционные формы русского пятиглавого храма с хорами, Алевиз Новый в

№ слайда 14

Сохранив традиционные формы русского пятиглавого храма с хорами, Алевиз Новый в наружном убранстве применил пышные архитектурные детали итальянского ренессансного палаццо. Сходство с двухэтажным ренессансным дворцом собору придают, во-первых, пояс-карниз, делящий стену; во-вторых, пилястры коринфского ордера вместо традиционных лопаток; в-третьих, роскошные раковины в закомарах. Богатая резьба порталов также не оставляет сомнений в ее стилевой принадлежности к венецианскому Возрождению. Однако все эти ренессансные детали так органично соединились с русскими архитектурными формами, что не нарушают внешнее восприятие храма как традиционно православного.

Дальнейшая эволюция московской архитектурной школы пошла по пути уникального спл

№ слайда 15


№ слайда 16

Основной объем коломенской церкви представляет собой высокий, квадратный в плане

№ слайда 17


№ слайда 18

Не только стремительная вертикаль храма, но и декор свидетельствует о разрыве с

№ слайда 19

Не только стремительная вертикаль храма, но и декор свидетельствует о разрыве с византийской традицией. Мощные пилястры, оформившие все выступающие углы коломенского храма, антаблемент над ними, капители напоминают о классическом ордере; прорисованные по плоскостям стен четверика треугольники – о западноевропейской традиции; геометрическая вязь кирпичной кладки шатра – об арабо-мусульманской. Шатровое завершение, восходящее к русскому язычеству, придает храму, построенному из белого камня, легкость и воздушность.


№ слайда 20

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Вопросы Творческое задание 1. Каким образом архитектура храма

№ слайда 21

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Вопросы Творческое задание 1. Каким образом архитектура храма отражает ключевые идеи времени? 2. Какие архитектурные и декоративные элементы соборов начала XVI в. свидетельствуют о преемственности московского зодчества от владимиро-суздальского и ренессансного? 1. Составьте рассказ в любом жанре с обязательным включением в него описания храмов: собора Св.Софии в Константинополе, церкви Покрова на Нерли, Успенского собора Московского Кремля, церкви Вознесения в Коломенском. 2. Подготовьте презентацию о соборах Московского Кремля.

Читайте также: