Раннехристианский период в византии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Раннехристианское искусство – исторический тип европейского искусства в период, границы которой условно определяются от момента призвания в 313 г. Римским императором Константином (306-337) прав христианской религии до начала формирования художественного стиля византийского искусства в VI в. Однако чаще всего под раннехристианским искусством понимается искусство Западной Европы этого периода. Его главными центрами были города Рим, Милан и Равенна, с 404 г. ставшая резиденцией императоров Западной Римской империи.

Развитие западноевропейского искусства Раннего Средневековья (начало V –серед X) было тесно связано с принятием христианства, которое повлекло за собой создание монастырей, ставших центрами духовной жизни Западной Европы.

Византийское искусство (от. греч. Bysantion – город в Малой Азии) – историко-региональный тип искусства.

История византийской культуры охватывает несколько периодов:

- раннехристианский период так называемой предвизантийской культуры (I – III вв.);

- иконоборческий период (VIII – первая половина IX вв.);

- поздний период (вторая половина IX-X вв.);

Для Византийского искусства были характерны глубокая религиозность, строгие нормы и каноны. Довольно часто живописцы воплощали в своих произведениях представление о Вечных и Божественных началах.

VII в Западной Европе ознаменовано господством монументально-декоративной живописи, наиболее ценными образцами, которые стали фрески и живописные мозаики римской церкви Санта – Мария Антиква.

В это время появляются первые картины священного содержания – иконы.

2. Храм Св. Софии в Константинополе. 532-537 гг.

3. Капитель храма Св. Софии. Мрамор, резьба.

Искусство раннего средневековья.

Средвековое искусство – исторический тип искусства. Большинство историков искусства ограничивают период средневековья V в. и рубежом XIV-XV вв. – эпохой итальянского возрождения, что несколько уже общеисторической периодизации.

Особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, с ее догмами, отсюда аскептичность. Религия и ее общественный институт – церковь – была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры.

Церковь Санта – Мария Маджоре в Риме IV. Церковь св.Павла – Сан Паоло фуори де мура, построенная при Константине , но перестроенная после 386 года.

Росписи христианских храмов отличались от живописи античности не только техникой, но главным образом содержанием. Христос –учитель, в окружении учеников, апостолов и евангелистов.

Со временем объемные фигуры сменяются более легкими и невесомыми, как в мозаиках арки, церкви Санта Мария Маджоре. Позы становятся статичнее, живописное пятно уступает первенствующую роль линии.

Наконец со временем появляется и разномасштабность фигур, композиция теряет глубину, сохраняя только два плана, как в мозаике. Вознесение Христа в апсиде церкви Козьмы и Дамнана в Риме (526-530).

Романское искусство.

Стены храмов романского периода часто украшались не только росписями, но еще и ткаными коврами нерелигиозного содержания. До наших дней дошел в первозданном виде ковер из собора Байе (ХI в.), сюжет которого посвящен завоеванию Англии норманнами. На ковре вышита шерстяными нитками восьми цветов вся история похода Вильгельма Завоевателя.

В книжной миниатюре широко распространенной была тема Апокалипсиса (откровение апостола Иоанна Богослова, записанное в Новом завете), которая особенно выразительно трактовалась испанскими живописцами.

Тициан (1477-1576 гг.) – выдающийся итальянский мастер Позднего Возрождения. Его картины праздничны, величественны, в то же время персонажи реальны. Динарий кесаря, 1518г. (Даная. Эрмитаж. Санкт-Петербург).

Особенно знамениты портреты Портрет Пьеро Аретино (1545г.) Якопо Страда (1567-68гг.).

Немецкий художник Альберт Дюрер (1471-1528гг.) В 1498г. создал знаменитый цикл, состоящий из 15-ти гравюр на тему Апокалипсиса. Все эти произведения отличаются сложнейшим сочетанием, библейской символикой и мистической экспрессией. Портрет венецианки (1506г. Берлин. Государственный музей)

Хуберт Ван Эйк (1366-1426гг.) и Ян Ван Эйк (1380-1441гг.) Нидерланды. Роспись Гентского алтаря (1426-1432г.)

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ


Баптистерий в Парме Дверь собора в Трое (Италия)


Замок в Лоше (Франция) Кан. Церковь Ла Трините


Майнц. Собор Санкт-Мартин-унд-Санкт-Штефан Палаццо Ла Дзиза в Палермо


Собор в Ле-Пюи (Франция) Собор св. Петра и св. Павла в Крушвице (Польша)


Соборный комплекс (Пиза) Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Испания)


Церковь монастыря Мария Лах (ФРГ) Церковь Сен-Сернен в Тулузе


Церковь Сент-Этьенн в Невере (Франция)

Готическое искусство.

Готика от названия германских племен готов. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению, и религиозным по тематике, оно было соотнесено с вечностью с высшими силами. Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора воплотившая торжественность дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность германских построек, облегчить стены и своды.

Собор Нотр-Дам де Пари (1163-14 век ) Париж Франция собор в Реймсе (1211-1130) Франция

Английский готический собор отличался обилием украшений как снаружи так и внутри здания, Его длинную центральную часть обычно венчала высока башня (на фасаде башни не возводились ) Собор Солсбери 1220-1258 Англия

Памятниками готической архитектуры Германии являются соборы Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кельне

Собор святого Вита 1344 Прага, Чехия

Дворец дожей 9-16 века Венеция Италия Домский собор Рига Латвия

Живопись

Шартрский собор Витраж 12-13 век

Богоматерь с младенцем Франция

В эпоху готики большое развитие получила миниатюрная живопись

Книжная миниатюра этого времени стала основным видом искусства готика

Псалтырь Людовика Святого 13 век

Час со слов герцога Берринского Автор Поль Лимбург.

ГОТИКА (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.

Раннехристианское искусство
Вплоть до правления Константина Великого мало что можно с уверенностью сказать о христианском искусстве. Единственным достаточно полным источником соответствующих сведений служат росписи римских катакомб, где находятся захоронения ранних христиан. Но это, по-видимому, лишь одна из существовавших в то время разновидностей христианского искусства.

Катакомбы.
Погребальный ритуал и обеспечение безопасности захоронений имели для первых христиан большое значение, поскольку их вера основывалась на ожидании вечной жизни в раю.

Церковь Сан-Апполинаре-ин-Классе, Равенна

Архитектура
Здания представляли собой новый тип сооружения — раннехристианскую базилику — послуживший основой развития церковной архитектуры в Западной Европе. Раннехристианская базилика, как это видно на примере церкви Сан-Аполлинаре-ин-Классе поблизости от Равенны, представляет собой результат слияния архитектурных форм, характерных для зала собраний, храма и частного жилища. Для этого типа зданий характерно также присущее истинным произведениям искусства своеобразие, и свойственные им черты не могут быть объяснены только исходя из соответствующих архитектурных прототипов. Освещение посредством верхнего ряда окон с двумя боковыми нефами, апсида и деревянная крыша напоминают о языческих базиликах времен империи. На иллюстрации показан вид церкви с запада. Расположенное при входе помещение,— нартекс, заменило атриум,—окруженный колоннадой двор, снесенный еще в давние времена. Круглая коло-кольня-кампанилла была пристроена в средние века. (Многие церкви, выстроенные по типу базилики, имеют также трансепт — поперечный неф — пересекающий главный под прямым углом, благодаря чему здание имеет в плане форму креста. Этот элемент часто отсутствует, как, например в церкви Сан-Аполлинаре.) Такой тип зданий как базилика, ставший уже традиционным для римской архитектуры, прекрасно подходил для церквей времен императора Константина: он обеспечивал наличие большого внутреннего пространства, требующегося для христианского богослужения, и вызывал в то же время необходимые ассоциации, связанные с традиционным использованием таких построек, что имело важное значение, поскольку христианству был официально присвоен привелегированный статус. Но здание церкви есть нечто большее, чем просто место, где собираются верующие.

Для того, чтобы максимально приспособить базилику для этой новой функции, были внесены некоторые изменения, и ее планировка получила новый ориентир. Им стал алтарь, размещенный перед апсидой в восточном конце главного нефа. В отличие от языческих базилик, обычно имевших боковые входы, вход в церковь был перемещен к западному торцу. Таким образом, в христианской базилике главной стала ориентация вдоль продольной оси, напоминающая, как это ни странно, храмы древнего Египта.

Мозаики
Стремительное развитие христианской архитектуры должно было неизбежно сказаться на раннехристианской живописи и привести к масштабным переменам поистине революционного характера. Внезапно возникла потребность покрывать огромные площади стен изображениями, достойными их монументального обрамления. Понадобилось не только усвоить существовавшее художественное наследие, но и преобразовать его традиции так, чтобы добиться максимального соответствия новой архитектурной и духовной среде. В ходе этого процесса возник новый замечательный вид изобразительного искусства — раннехристианская настенная мозаика, в значительной степени потеснившая существовавшие до того методы выполнения настенных росписей.

Раннехристианская мозаика как бы отрицает то, что поверхность стены — сплошная и плоская. Для того, чтобы создать за ней иллюзию нереального мира, светящееся мерцающим светом царство, населенное бесплотными существами или символами. В произведениях сюжетного характера мы так же видим, как новое содержание преображает идущую от времен римской античности традицию иллюзионизма в живописи, и стены нефов раннехристианских базилик заполняются длинной чередой мозаик, воспроизводящих сцены, взятые из Ветхого или Нового завета

Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г.. Мрамор, 1,18 х 2,44 м; музей Петриано, собор Св. Петра, Рим

Наиболее выдающейся постройкой того времени является церковь Сан-Витале, построенная в 526— 547 гг., имеющая в плане форму восьмиугольника и увенчанная центральным куполом, что наводит на мысль о древнеримских термах, как о возможном архитектурном предшественнике такого рода постройки. Церковь Сан-Витале примечательна богатством интерьера, впечатляющего своей объемностью. Под верхним рядом окон в стене главного нефа расположена серия полукруглых ниш, захватывающих территорию боковых нефов; они как бы объединяются, создавая новое, необычное пространственное решение. Боковые нефы сделаны двухэтажными — верхние галереи (хоры) предназначались для женщин. Новая, более рациональная конструкция сводов позволила разместить по всему фасаду здания большие окна, заполняющие светом его внутренние объемы. Неординарность внешних архитектурных форм соответствует богатому внутреннему декору очень просторного интерьера. При сравнении Сан-Витале с церковью Сан-Аполлинаре-ин-Классе, Другой равеннской постройкой того же времени, нас поражает, насколько они различны. От продольной оси, типичной для раннехристианской базилики, почти ничего не осталось. Начиная с правления Юстиниана, храмы с центральным расположением купола становятся преобладающими в странах, исповедующих православие, настолько же, насколько прочно базилика укоренится в архитектуре средневекового Запада.

Файл:Hagia-Sophia-Grundriss.jpg

Храм Св. Софии в Стамбуле. Среди дошедших до нас константинопольских памятников эпохи правления Юстиниана выдающееся место занимает построенная в 532—537 гг. церковь Св. Софии, т. е. Божественной Мудрости (Айя-София, как ее называют на Востоке). Это уникальный шедевр архитектуры того времени и одно из величайших проявлений созидающего гения человечества (илл. 113, 114). Храм пользовался такой славой, что в памяти людей даже сохранились имена его создателей — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. В архитектурном отношении это постройка переходного типа между сооружениями раннехристианского зодчества и новыми византийскими храмами. От первых сохранилась в плане продольная ось, но центральным элементом главного нефа служит огромный купол. С подкупольным пространством соединяются, превращая неф в овал, две огромные ниши с полусферическим верхом, к которым примыкают, как в церкви Сан-Витале, меньшие полукруглые ниши. Таким образом, купол размещен как бы между двумя симметричными половинами здания. Посредством четырех арок он опирается на громадные колонны, образующие в плане квадрат. Так что расположенные под этими арками стены лишены несущей функции. Переход от образуемого основаниями арок квадрата к нижнему краю купола осуществляется с помощью сферических треугольников — так называемых парусов. Этот архитектурный прием обеспечивает сооружение более высокого и легкого купола, причем с применением метода строительства более экономичного по сравнению с применявшимися прежде (в частности, при сооружении Пантеона и Сан-Ви-тале), когда купол опирался на барабан — круглый либо многогранный. Сам план здания, использование главных несущих столбов-опор, масштабность постройки — все это вызывает в памяти базилику Константина (см. илл. 89), самое грандиозное сооружение со сводчатыми перекрытиями в архитектуре Римской империи и величайший памятник времен правления императора, которым Юстиниан не мог не восхищаться. Таким образом, храм Св. Софии как бы объединяет Восток и Запад, прошлое и будущее в единое могучее целое.

Император Юстиниан со свитой

Распятие. Мозаика церкви монастыря в
Дафни. Вторая половина 11 в.


Богородица с младенцем на резном троне

Раннехристианский период охватывает II–V вв. Произведения I в. до наших дней не дошли. Раннехристианское искусство возникло и развивалось на территории Римской империи параллельно с языческим античным искусством, многое от него усваивая и приспосабливая на свой лад.

Первые христианские культовые сооружения появились только в IV в., так как до 313 г. христианство не являлось официально признанной религией. Большинство первых сооружений не сохранилось: одни сгорели или были разрушены во время войн, другие были перестроены, как первый собор Св. Петра в Риме. Обозначилось два типа христианских построек: центрические и базиликальные.

Базилика Святого Димитрия в Салониках. Греция

Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. Италия

Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. Италия. В основе плана мавзолея – равноконечный крест. На месте пересечения ветвей креста расположено подобие башни, отмечающее центр здания и как бы собирающее к нему его отдельные части. Внутри рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами.

Центрические сооружения – это сооружения, план и объемно-пространственная структура которых выстроены симметрично относительно их геометрического центра. К центрическим сооружениям относятся здания, представляющие в плане круг, квадрат, равноконечный крест (греческий крест), правильной формы многоугольник (например, шестигранник или восьмигранник).

Мавзолей Галлы Плацидии. Интерьер. Равенна. Италия

Мавзолей Галлы Плацидии. Интерьер. Равенна. Италия. В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов. Апостолы изображены в сенаторских тогах, их рука поднята вверх в традиционном сенаторском жесте приветствия.

Скромное снаружи, здание мавзолея поражает в интерьере роскошью и красотой своего убранства. Нижняя часть стен отделана полированными мраморными плитами. Своды и люнеты (участки стен с полукруглым завершением, обрамленные сводами) покрыты чудесными мозаиками, набранными из цветного стекла – смальты. Мерцание смальт преображает пространство этого миниатюрного сооружения. Таким образом, акцент переносится теперь с внешнего вида на интерьер культового здания.

Византия

Византия – средневековое христианское государство, возникшее в восточной части некогда единой Римской империи и просуществовавшее с конца IV в. до середины XV в. В ее состав входили земли Балканского полуострова, Малой Азии; в пору своего наивысшего могущества она владела территориями на Ближнем Востоке, в Египте, Италии и Причерноморье. Основные источники, питавшие ее культуру, – наследие греческой античности и молодая христианская культура.

Древнегреческое искусство с его стремлением к соразмерности частей и целого, красоте и гармонии, совершенством форм и линий высоко ценилось в Византии и во многом определяло приоритеты зодчих и художников. Большую роль играли также искусство восточных провинций и образ античного Рима, точнее, могучей Римской империи, наследниками которой себя мыслили византийцы. Вплоть до конца Средневековья Византия именовалась империей ромеев, т.е. римлян. Поэтому не удивительно, что в самом грандиозном и прославленном византийском сооружении – храме Святой Софии, премудрости Божией – его создатели стремились превзойти знаменитые постройки языческого Рима: Пантеон и базилику Максенция.

Собор Святой Софии. Стамбул. Турция

Собор Святой Софии. Стамбул. Турция. За пять лет (532 – 537) зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета воздвигли по указу императора Византии Юстиниана этот величественный храм, настоящее чудо инженерной мысли и подлинный триумф идей христианского богословия и нового мироощущения.

На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской. В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 г. император Юстиниан – начал строительство великого храма, которое было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 г. здание было освящено константинопольским патриархом. В 1453 г. храм был превращен в мечеть по приказу султана Мехмеда II.

Снаружи храм прост и строг. Акцент переводится на внутреннее пространство, великолепие которого было поистине ослепительно. Впоследствии, уже во времена турецкого владычества, храм дополнили четыре минарета. После сильного землетрясения храм пришлось укрепить контрфорсами. Внутреннее пространство храма рассчитано не столько на движение, сколько на предстояние и созерцание. Архитекторы создали эффектный контраст между затененными галереями нижнего яруса и центральным подкупольным пространством.

Интерьер храма Святой Софии. Стамбул. Турция

Интерьер храма Святой Софии. Стамбул. Турция. Эта идея восхождения мысли от земного к небесному нашла выражение во всем композиционном решении храма. Его основные объемы постепенно ступенями поднимаются вверх, группируясь вокруг купола как смыслового центра. С востока и запада к куполу примыкают два полукупола, которые в свою очередь дополняются тремя меньшими по размеру полукуполами. Наличие полукуполов призвано было уменьшить давление свода на опоры и арки.

Храм совмещает два типа сооружения – базиликальный и центрический. Здание имеет три нефа, вытянутые с запада на восток. Боковые – двухэтажные, центральный – перекрыт куполом, расположенным над центральной его частью. Купол поддерживают четыре гигантские опоры, соединенные четырьмя арками. Переход от них к барабану – цилиндрическому основанию купола – осуществляют четыре паруса (сферические треугольники с изогнутой поверхностью). Мотив арки, взятый из римской архитектуры, повторяется многократно в решении интерьера (окна, аркады галерей). Он достигает апогея в величавом взлете четырех арок, поддерживающих барабан купола. Окна в его основании расположены так часто, что купол кажется парящим в воздухе.

Ложа султана, декорированная братьями Фоссети

Диаметр купола – 31.5 м, невысокий барабан прорезают 40 окон, расположенных вплотную друг к другу и дающих обилие света

Диаметр купола – 31.5 м, невысокий барабан прорезают 40 окон, расположенных вплотную друг к другу и дающих обилие света. Его лучи, контрастируя с поверхностью стен и купола, создают эффект парения последнего.

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Впоследствии ведущим типом церковного здания в Византии стал крестово-купольный храм в различных его вариантах. Известный в Византии и ранее, он окончательно утверждается в таком качестве с VIII–IX вв. Именно этот тип здания заимствуют многие страны православного мира, в том числе и Древняя Русь. Крестово-купольный храм относится к центрического типа сооружениям. В основе его – план равноконечного креста, который позже будут называть греческим. На месте пересечения его ветвей вверху покоится купол, установленный на круглом в сечении объеме – барабане.

Стены барабана прорезаны окнами. Переход от круглого основания барабана к квадратной в плане центральной ячейке храма, над которой расположен купол, помогают осуществить уже упомянутые паруса, либо тромпы (их поверхность не плавно изогнута, как у парусов, а имеет в середине резкое углубление). Ветви (рукава) креста четко выявлены в объемно-пространственном решении храма, они обычно перекрыты цилиндрическими сводами. Крест заключается в квадрат – между рукавами креста в нижней зоне строятся дополнительные ячейки. С запада обычно пристраивается притвор (нартекс). Снаружи купол зрительно собирает архитектурные массы к центру, доминирует в его композиции. В интерьере центральное подкупольное пространство также является доминирующим.

Церковь Романа Ликапина, или Мирелейон в Константинополе. Бодрум-Джами. Турция

С востока храм дополняет апсида центрального нефа, в которой размещается алтарная часть храма. Боковые нефы могут иметь свои апсиды. Алтарную часть начинают отделять алтарной преградой с завесами, впоследствии на нее будут ставить иконы, что приведет к созданию иконостасов. Постепенно сложилась и система живописного убранства такого храма. Одни из ярких примеров крестово-купольного храма – церковь Романа Ликапина, или Мирелейон в Константинополе (совр. Бодрум-Джами), главная церковь (кафоликон) монастыря Осиос Лукас в Фокиде, церкви Панагия Горгоепикоос (известна также как Малая Митрополия) и храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (известен как Капникарея) в Афинах и др.

Византийские храмы украшала монументальная живопись – мозаика и фреска. Скульптурный декор сводился к орнаментальной резьбе, изредка в храме могли быть рельефы: предпочтение отдавалось живописи, поскольку ее средствами можно было сделать более легкими и бестелесными, что соответствовало новым идеалам. К тому же скульптуры, особенно статуи, вызывали воспоминание о языческих идолах.

Церковь Богородицы Капникареи. Афины. Греция

Интерьер главной церкви (кафоликон) монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Греция

Интерьер главной церкви (кафоликон) монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Греция. В куполе принято было размещать изображение Христа Вседержителя (Пантократора) в окружении Сил Небесных. В простенках окон поддерживающего купол барабана размещали изображения апостолов (либо архангелов). В парусах (или тромпах) – евангелистов. Однако здесь могли разместить и сюжетные сцены, как это можно видеть в данном случае. На столбах изображали фигуры святых – столпов христианской веры, а на восточных столбах могла быть помещена еще и сцена Благовещения. Западная стена часто отводилась под изображение сцены Страшного суда.

Капители колонн. Интерьер церкви Сан-Витале в Равенне. Италия

Капители колонн. Интерьер церкви Сан-Витале в Равенне. Италия. При взгляде на эти изящные детали возникает ощущение, что они почти не несут на себе никакой нагрузки.

Светская архитектура Византии, особенно Константинополя, также была пышна и великолепна, но от нее почти ничего не сохранилось. Археологи раскопали фундаменты знаменитого Большого константинопольского дворца и часть его напольных мозаик.

Церковь Малая Митрополия в Афинах. Греция

Церковь Малая Митрополия в Афинах. Греция. Каменные храмы в Византии были достаточно редки. На смену камню приходит узкий кирпич-плинфа. Но были и исключения. Так, церковь Малая Митрополия не только сложена из каменных блоков, но и включает обломки античных зданий и рельефов, использованных и как строительный материал, и для украшения стен храма. На западном фасаде, особенно богато орнаментированном, можно видеть византийские рельефы с фигурами двух львов по сторонам креста и различных животных, а также античный фриз со знаками зодиака, символизирующими месяцы. Углы фасада украшены коринфскими капителями.

Собор Сан-Марко в Венеции. Италия

Собор Сан-Марко в Венеции. Италия. Красота, великолепие и совершенство византийского искусства оказались притягательными для многих. Оно оказало влияние не только на искусство восточнохристианских стран. Византийских мастеров приглашали арабские правители, они работали в странах Западной Европы. В западноевропейском искусстве вообще можно встретить немало откровенных подражаний византийским образцам.

Интерьер собора Сан-Марко в Венеции. Италия

Интерьер собора Сан-Марко в Венеции. Италия. Собор Сан-Марко в Венеции был не только украшен мозаиками, причем при участии самих византийских мастеров, но и получил редкие для храмовой архитектуры Западной Европы купола.

Поверженный вождь варваров. Напольная мозаика из Большого константинопольского дворца. VI в.

Поверженный вождь варваров. Напольная мозаика из Большого константинопольского дворца. VI в. Мозаика Большого дворца набрана из известняков различной породы, мрамора и смальты (синей, зеленой и желтой). Общая гамма красок, в которой преобладают оттенки красного, синего, зеленого, желтого, коричневого и серого, а также белые и черные цвета, неяркая. В ней еще сильно чувствуется традиция античного колоризма с его легкими и прозрачными полутонами.

Девушка с кувшином. Напольная мозаика из Большого константинопольского дворца. VI в.

Девушка с кувшином. Напольная мозаика из Большого константинопольского дворца. VI в. Вся половая мозаика воспринимается как огромный ковер, заполненный декоративными мотивами. Она обрамлена широким бордюром из сочного, чисто античного типа аканфа, между побегами которого виднеются маски, фигурки различных животных, фрукты и цветы, поражает разнообразие и живость запечатленных на ней сцен: охота на зайцев, кабанов, львов и тигров, мирно щиплющий траву горный козел, доение коз, табун лошадей, пасущие гусей дети, восседающая с ребенком на коленях молодая мать, рыбак с удочкой, Пан с Вакхом на плече, несущая кувшин женщина.

Кормление осла. Напольная мозаика из Большого константинопольского дворца. VI в.

Кормление осла. Напольная мозаика из Большого константинопольского дворца. VI в. Мозаика пола Большого дворца представляет из себя случайно уцелевший фрагмент светского искусства, процветавшего при дворе византийских императоров. По ней можно составить лишь отдаленное представление о богатстве и блеске этого антикизирующего искусства.дворца. VI в.

О необычайной роскоши дворца известно по старинным описаниям. Богатое убранство призвано было подчеркнуть могущество Византии и ее василевсов, как здесь по-гречески именовали императоров.


Сирия: Кальб-Лузе, 3-нефная базилика с опорами среднего нефа из столбов, фасад с 2 башнями

В III столетии распад Римской империи удается сдерживать лишь с помощью войск покоренных народов. Властные и правовые претензии поэтому все больше перемещались в провинцию. Каракалла в 212 г. был вынужден предоставить всем свободным жителям империи права гражданства, Александр Север — наследственные ленные поместья пограничным войскам. Да и наиболее значительные правители II и III вв. происходили не из Рима, а из провинции.

Сплачивающее и одновременно разобщающее влияние оказывало распространение новых религий из захваченных провинций. Особым успехом христианство пользовалось у бедняков. Ко времени Диоклетиана управлять сложным административным аппаратом империи можно было только 4 императорам. Рим как столица терял свое значение. Константин перенес в 330 г. столицу в провинциальный, но гораздо более удобный Византий.

В 313 г. Миланским эдиктом о веротерпимости Константин гарантировал свободу всех религиозных культов. Христианство, еще при Диоклетиане кроваво преследовавшееся, при Константине получило ряд привилегий и государственных прав, однако испытало также и императорское вмешательство в догматические вопросы. Как столица Рим, хотя и отходит по сравнению с Константинополем на второй план, переживает в этот период, наряду с Палестиной, Триром и др. городами, бурный расцвет церковного строительного искусства.

Рим, продольные сооружения:

  • латеранская базилика 5-нефная, архивольты, поперечный притвор, апсида длиной 130 м;
  • церковь Апостолов, базилика с опорами среднего нефа из столбов, 3- нефная, без поперечного притвора;
  • базилика Иерусалимин Сессориано ;
  • базилика Сан-Петриин Ватикане.

Константинополь: первый храм Св. Софии, начат в 326 г.;

Вифлеем; церковь Рождества, 43; Иерусалим, церковь Гроба Господня;

Трир, двойная базилика, после 324 г., на прямоугольном основании 105 х 135 м, 110; аула или тронный зал, т. н. базилика. С 1856 г. евангелическая церковь, зал 73 х 28,5 м, высота 33 м.

Особенности базилик времен Константина

— осевая последовательность помещений: атрийнартекс — 3-5 нефов — санктуарий

— развитие Т-образного плана

— отказ от сводов, взамен плоское перекрытие с кессонами или открытая стропильная конструкция

— архитрав или архивольты над колоннами продольных нефов

— стены, менее стабильные, из кирпича, туфа, реже тесаного камня

— сполии античных зданий: колонны и капители, при необходимости укорачивавшиеся или удлинявшиеся; также антаблемент над колоннами, позже огрубленные имитации античных образцов или выходившие из употребления формы по коринфскому образцу. Колонны часто без энтазиса

— небольшие окна, часто неостекленные, завешанные тканью или закрытые с отверстиями из алебастра или мрамора, 40′

Эпигоны Константина способствовали строительству все более великолепных святилищ в городах и мемориальных сооружений на кладбищах за пределами городов. История монашества началась с отшельника Антония.

Милан. Церковь Сан-Лоренцо Маджоре, 45; Рим. Церковь Сан-Клементе, 43 Константинополь. Первый храм Св. Софии, освящен в 360 г.

Феодосий I Великий провозглашает христианство государственной религией, Он — последний единовластный император. При его сыновьях в 395 г. происходит окончательное разделение империи: Гонорий получает захиревший Западный Рим, который вскоре падет под нашествием германцев, Аркадий — все более самостоятельную Восточную Римскую, впоследствии Византийскую империю.

Рим. Базилика Сан-Паоло фуори ле Мура; Милан. Сант-Эквилино, конец IV в. Кьюси. Базилика, ок. 400 г. Сполето. Сан-Сальваторе, конец IV в., санктуарий с крестовым сводом

V век. С крушением границ империи в 404 г. начинается падение Западного Рима. Однако в V в. в Риме появляются многие значительные храмы. Продольные сооружения: Титулус Эмилиане ; Титулус Сабине ; Титулус Алосголорум сеу Эудоксиа ; Санта- Марие Майор, Центрические сооружения: расширение Латеранского баптистерия ; Сан-Стефани суль Целио.

Императоры Западного Рима правят в разных резиденциях. Гонорий переносит свою резиденцию из незащищенного Милана в окруженную болотами Равенну.


Сирия: Кальб-Лузе, 3-нефная базилика с опорами среднего нефа из столбов, фасад с 2 башнями

VI век. Проходит под знаком Юстиниана I, правителя Восточной Римской империи в 527-565 гг. Он изгоняет готов из Италии, уничтожает вандалов в Северной Африке и восстанавливает империю. Основанные при нем сооружения — кульминация раннехристианского зодчества и одновременно почва для укоренения византийской архитектуры.

Константинополь церкви Св. Сергия и Ваш, 45; Апостолов, 47; Св. Софии, 47; Св. Ирины, начата в 532 г., купольно-эмпорная базилика; Греция: бази/ю- ка Филиппи, до 540 г.; Малая Азия: Эфес, базилика Иоанна, 47; церковь Марии; Италия: Градо, собор, крещальня и церковь Санта-Мария делле Грация; Рим, Сан-Лоренцо фуори ле Мура, базилика с эмпорами; Истрия: Паренцо, Евфразиана; Сирия: см. с. 49\ Палестина, Египет, Северная Африка: см. с. 49, Галлия: Вьенна, в стиле Меровингов, 56.

В VTI в. арабы захватили между 640 и 650 гг. Египет, Сирию и северную Месопотамию. Византийская империя сосредотачивается вокруг греческих земель и становится эллинистической. Римско- латинские и семитские влияния вытесняются. С обеднением Константинополя церкви и монастыри города приходят в упадок, 12 из них еще продолжают действовать как мечети.

Читайте также: