Раннее возрождение в италии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Неслучайно, что многие мореплаватели и учёные, которые приобрели всемирную славу в эпоху Великих географических открытий, — П. Тосканелли, X. Колумб, Дж. Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. Италия, раздробленная политически, была в тот период страной с самой развитой в Европе экономикой и культурой. В Новое время она вступила в разгар грандиозного культурного переворота, получившего название Возрождение, или по-французски — Ренессанс, потому что первоначально под ним подразумевалось возрождение античного наследия. Однако Возрождение было продолжением Средневековья не в меньшей степени, чем возвратом к античности, оно рождалось на основе высокоразвитой, утончённой и сложной культуры Средних веков.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы — Флоренция, где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503—1513 гг.) и Лев X (1513—1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.

Палаццо Веккьо. Флоренция


Палаццо Веккьо. Флоренция

Панорама Венеции


Панорама Венеции

Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Л. да Винчи. Автопортрет


Л. да Винчи. Автопортрет

Микеланджело. Купол собора Св. Петра


Микеланджело. Купол собора Св. Петра

Микеланджело. Оплакивание Христа


Микеланджело. Оплакивание Христа

Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла


Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла

Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Рафаэль. Сикстинская мадонна


Рафаэль. Сикстинская мадонна

Тициан. Автопортрет


Тициан. Автопортрет

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.

Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция


Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор

В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

Литература, театр, музыка

Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Новое понимание истории и рождение политической науки

Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика — современную историю.

Н. Макиавелли


Н. Макиавелли

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Итак,Возрождение делят на 5 этапов:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
  5. Северное Возрождение — XVI век

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения.Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Проторенессанс

Джотто .Оплакивание. Ок. 1305—1308

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 1

Джотто.Бегство в Египет.1304-1306

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 2

Джотто. Воскрешение лазаря.1304-1306.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 3

Раннее Возрождение

Мазаччо ."Чудо со статиром", около 1427-1428 года.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 4

Фра Филиппо Липпи. Мадонна дель Росси (прибл.1465)

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 5

Фра Анжелико . Ангелы подают пищу монахам.Работал во Флоренции с 1417 — Рим, 1455

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 6

Учелло. Портрет молодого человека. 1450 г.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 7

Сандро Ботичелли. Рождение Венеры.1482-1486.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 8

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 9

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 10

Микеланджело Буаноротти.Сотворение Адама.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 11

Леонардо да Винчи. Джоконда (Мона Лиза)1514 - 1515

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 12

Леонардо да Винчи. Автопортрет.После 1515

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 13

Леонардо да Винчи.Фрагмент полотна "Благовещение", 1497

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 14

Леонардо да Винчи.Портрет Джиневры де Бенчи. 1474.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 15

Леонардо да Винчи.Дама с горностаем. 1483-1490

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 16

Фрагмент полотна Леонардо да Винчи "Дама с горностаем".

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 17

Леонардо да Винчи.Рисунки.Голова женщины.1500?

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 18

Леонардо да Винчи.Мадонна Литта.1490-1491

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 19

Эскиз драпировки для сидящей фигуры

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 20

Рисунок Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 21

Из рисунков Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 22

Механизмы Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 23

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 24

Рафаэль Санти . Сикстинская мадонна. 1512-1515.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 25

Рафаэль Санти.Дама с покрывалом.1516г

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 26

Рафаэль Санти.Портрет кардинала. 1510-1512

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 27

Рафаэль Санти. Автопортрет.Фрагмент.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 28

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 29

Рафаэль Санти. Мадонна в кресле.1514год

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 30

Тициан.Динарий кесаря.1516год

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 31

Тициан.Юноша с перчаткой.1520год.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 32

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.

Паоло Веронезе . Муза лирой.1560-1561

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 33

Паоло Веронезе.Марс и Венера с купидоном и лошадью.1570-е гг.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 34

Паоло Веронезе.Сатурн(время) и История.1560-1561

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 35

Бронзино. Элеонора Толедская с сыном.Ок.1545

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 36

Бронзино.Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I, 1542

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 37

Бронзино.Элеонора Толедская. ок. 1545.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 38

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть "Северное Возрождение".

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший,Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.



В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения искали опору в античности и искусстве Проторенессанса. То, что только интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях. Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой. Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. Новое искусство, победившее в начале XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны.

В то время как во Флоренции работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые Ренессансом.

Кватроченто

С конца XIV в. власть во Флоренции переходит к дому банкиров Медичи. Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стекаются писатели, поэты, ученые, архитекторы и художники. Начинается век медицейской культуры. Первые признаки новой, буржуазной культуры и зарождение нового, буржуазного мировоззрения особенно ярко проявились в XV в., в период кватроченто.

Но именно потому, что процесс сложения новой культуры и нового мировоззрения не был завершен в этот период (это произошло позже, в эпоху окончательного разложения и распада феодальных отношений), XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это поистине век гуманизма. Кроме того, это эпоха, полная веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Ренессанса. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают тщательно изучать строение человека; в XV в. итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая уже назрела в искусстве треченто.

В формировании светской культуры кватроченто огромную роль сыграла античность. XV столетие демонстрирует прямые связи с ней культуры Возрождения.

Поездка в Рим вместе с Брунеллески чрезвычайно расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности. В творчестве мастера наступил новый период. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти — нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков, иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII—XVIII вв.

Второе поколение флорентийских скульпторов тяготело к более лирическому, умиротворённому, светскому искусству. Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа. Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400—1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Техника глазури (майолики), известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии. Лукка делла Роббиа создавал медальоны с рельефами на густо-синем фоне для зданий и алтарей, гирлянды из цветов и плодов, майоликовые бюсты Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого мастера получило заслуженное признание современников. Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435—1525).

Перед живописцем стояла задача средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нём мощные фигуры персонажей, правдиво изобразить их движения, позы, жесты, а затем масштабы и цвет фигур связать с природным или архитектурным фоном. Мазаччо не только успешно справился с этой задачей, но и сумел передать внутреннее напряжение и психологическую глубину образов.

Искусство раннего итальянского Возрождения начало зарождаться во Флоренции в течение первого десятилетия 15 века. Опираясь на прото-ренессансное искусство, включая работы таких художников прото-ренессанса как Чимабуэ и Джотто (см фрески часовни Скровеньи, особенно предательтво Христа (1305) и Оплакивание Христа (1305) – а также пред-ренессансную живопись Дуччо ди Буонинсенья) – флорентийские и другие тосканские художники, такие как Филиппо Брунеллески, Донателло, Мазаччо и Андреа Мантенья инициировали серию открытий и улучшений во всех изобразительных искусствах (архитектура, скульптура, живопись), которые фактически революционизировали публику и частное искусство в Италии и за её пределами. Это повлияло и на консервативную сиенскую школу живописи в Сиене. Хотя в конечном итоге оно распространилось по всей Италии, раннее Возрождение было сосредоточено во Флоренции и находилось под покровительством флорентийской семьи Медичи. К концу века движение достигло своего апогея в период известный как Высокое Возрождение (c.1490-1530): особенно в произведениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и Тициана.

Возвращение к классическим ценностям гуманизма

Развитие изобразительного искусства

Принятие классических ценностей и новой философии гуманизма непосредственно привело к ряду изменений в создании искусства, особенно архитектуры, живописи и скульптуры.

Архитектура

Филиппо Брунеллески (1377–1446) был самым влиятельным дизайнером архитектуры эпохи Возрождения во Флоренции в первой половины 15 века. Его исследования римской архитектуры (от римского архитектора Витрувия) и математика дали ему представление о классических методах пропорции и структуры, которые он применил к новаторским техническим достижениям, таким как его дизайн купола Флорентийского собора (Санта-Мария-дель-Фьоре), который был самым высоким из всех церковных куполов в Тоскане. Дизайн купола Брунеллески считался одним из лучших инженерных достижений со времён Римской империи. Ему также приписывают возрождение классической колонной системы, которую он изучил и освоил в Риме. Как и многие художники раннего Возрождения, он преуспел в нескольких художественных дисциплинах. Он был опытным скульптором, а также прославился своей новаторской работой в области математической или линейной перспективы, которая оказала влияние на многих более поздних художников того периода. См. также: Греческая архитектура (900–27 гг. до н.э.).

Большой реализм в живописи

Повышенный реализм в изобразительном искусстве также требовал тщательного изучения света, тени и анатомии человека. Хотя в начале и середине 15 века в этих областях были достигнуты значительные успехи, только в конце века свет и тень (сфумато) были полностью освоены такими великими художниками Высокого Возрождения, как Леонардо да Винчи.

Сюжеты картин и фресок также изменились. Хотя большинство работ были религиозными картинами иллюстрирующими иудео-христианские истории из Библии, чтобы проиллюстрировать свои гуманистические убеждения, художники раннего Возрождения также представили рассказы и персонажей из классической мифологии, таких как Венера и Марс. Примечательно, что если в раннее Средневековье все в греческом искусстве и мифологии воспринималось как язычество или ассоциировалось с язычеством, то в эпоху Возрождения это отождествлялось с просвещением.

Скульптура

В своём стремлении к большему реализму скульпторы раннего Возрождения черпали вдохновение непосредственно из классической римской и греческой скульптуры. Но они не были рабскими подражателями. Они наполнили свои свободно стоящие фигуры спектром эмоций и наполнили их энергией и мыслью. Символизм часто добавлялся, чтобы придать дополнительный смысл, в соответствии с новой идеей, что скульпторы (как и художники) были новыми творческими интеллектуалами. Величайшим скульптором этого периода был Донателло (1386–1466), который вместе с архитектором Филиппо Брунеллески и художником Томмазо Мазаччо создал три доминирующих фигуры флорентийского Возрождения.

Флорентийский баптистерий

Часовня Бранкаччи

В 1425 году Томмазо Мазаччо начал писать серию фресок изображающих жизнь Святого Петра в часовне семьи Бранкаччи, в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Величественный монументальный стиль Мазаччо – драматичный, но лишённый всякого орнамента – изображал очень реальных персонажей источающих достоинство и самоуверенность. Его фигуры изображающие изгнание Адама и Евы из Эдема известны своим реалистичным изображением тел и душевных эмоций. В 1428 году он покинул часовню до того, как серия была завершена (позже её завершил Филиппино Липпи.) и внезапно скончался в Риме через три месяца в возрасте 27 лет. Хотя он оставил после себя лишь небольшое количество работ, они считались вехами в истории искусства и вдохновляли многих художников на протяжении всего кватроченто . В последующие годы фрески капеллы Бранкаччи стали своего рода галереей и учебной школой для художников, в том числе для Микеланджело Буонарроти, чьи фрески Сикстинской капеллы находились под сильным влиянием творчества Мазаччо.

Перспектива

Помимо смелого реализма, Мазаччо был также первым художником, который понял и использовал научную перспективу. В своей фреске Святая Троица, написанной около 1428 года в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, Мазаччо воплотил некоторые идеи Брунеллески о линейной перспективе и создал убедительную иллюзию часовни – первого крупного примера линейной перспективы эпохи Возрождения.

Второе поколение художников эпохи Возрождения

Скульптура раннего итальянского Возрождения

Двумя величайшими скульпторами скульптуры раннего итальянского Возрождения были флорентийцы: Донато ди Никколо ди Бетто Барди, более известный как Донателло (1386-1466) и Андреа дель Верроккьо (1435-1488).

Лучшие работы Андреа дель Верроккьо не уступают вдохновившим их статуям Донателло. Его Давид (около 1475 г.) более изыскан, но менее глубоко продуман, чем статуя Донателло, в то время как его конная статуя кондотьера Бартоломео Коллеони (1480-е гг.) менее героична, но передаёт большее ощущение движения и чванства, чем статуя Донателло Гаттамелата Эразмо да Нарни (1444-53) в Падуе. Верроккьо был не только скульптором, но и опытным художником, руководившим одной из крупнейших мастерских во Флоренции, с многочисленными учениками, включая молодого художника по имени Леонардо да Винчи.

Леон Баттиста Альберти

Хотя его непосредственный вклад в живопись и скульптуру был относительно небольшим, важность Альберти как мыслителя и распространителя идей была не менее важна для эпохи Возрождения, чем вклад других, более известных художников.

Примечание: Работы, отражающие стиль живописи и скульптуры раннего Возрождения, можно увидеть во всех лучших художественных музеях мира. Для получения подробной информации о европейских музеях, содержащих большие коллекции живописи Кваттроченто , см.: Художественные музеи в Европе.

Подробнее о том, как движение развивалось в разных городах Италии, см.:
Искусство эпохи Возрождения во Флоренции (например, Мазаччо, Брунеллески, Леонардо да Винчи);
Искусство эпохи Возрождения в Риме (например, Рафаэль и Микеланджело Буонарроти);
Искусство эпохи Возрождения в Венеции (например, Мантенья, Беллини, Тициан, Тинторетто).

Краски, пигменты, цвета, оттенки того времени – см.: Цветовая палитра Ренессанса.

Краткий обзор традиции изображения обнажённой натуры: Обнажённые женщины в истории искусства (20 лучших) и Обнажённые мужчины в истории искусства (10 лучших).

Об эволюции визуального искусства: Хронология истории искусства.

Списки лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
Список 300 лучших масляных картин и акварелей можно найти в разделе Величайшие картины всех времён.
Список 100 лучших скульптурных работ можно найти на странице Величайшие скульптуры всех времён.

Ренессанс в Северной Европе: общие сведения о фламандской и голландской живописи: Искусство эпохи Возрождения Нидерландов. О живописи и скульптуре в Германии (1430-1580): Искусство немецкого Возрождения.

Читайте также: