Семантический синтаксис н д арутюнова кратко
Обновлено: 17.05.2024
Изучение смысловой организации простого предложения
В современном славянском языкознании предложение изучается не только со стороны его формальной организации, но и со стороны "смысловой формы", организации содержания.
Традиционный идеал синтаксического описания в XIX в. и в первой половине XX в. не предполагал обращения к смысловой стороне предложения. Как объект синтаксиса рассматривались лишь те элементы смысла предложения, которые непосредственно связаны с его формой, в частности значения, различающие синтаксические конструкции, образованные лексически родственными словами разных грамматических разрядов (ср.: Он болеет. - Он болен. - Ему больно) или разными формами одного и того же слова (ср.: Он работает. - Ему работать). По верному замечанию Н.Д. Арутюновой, "будучи разделом грамматики, синтаксис старался не выходить за пределы собственно грамматических категорий".
С середины 60-х годов этот идеал изменился. Сознание необходимости анализа смысла предложения в его целостности, а следовательно, обращение к вещественному содержанию предложения, составляет характерную черту современной науки.
Развитие семантического синтаксиса предложения связано с учением о значении языковых единиц, которое во второй половине XX в. развивается так активно, что дает основание говорить о "семантическом взрыве" в лингвистике. Для современной семасиологии характерны некоторые общие черты, которые проявляются и в учении о значении слов, и в учении о значении предложения. Важнейшая из них - глобальный подход к значению без ограничивающего стремления отделить в нем грамматическое от лексического и заниматься тем и другим по отдельности, рассматривая их как принципиально разные типы значения, сосуществующие в содержании значимой единицы языка.
На этой основе происходит сближение учения о лексической семантике и семантического синтаксиса. В лексикологии это проявляется в том, что при изучении значения слова привлекаются лексико-синтаксические преобразования предложений, включающих это слово. А в семантическом синтаксисе это проявляется в том, что при изучении значения предложения привлекается лексическая семантика входящих в предложение слов, прежде всего тех, которые составляют его предикативный центр. Таким образом, изучение смысловой организации предложения в современной науке ведется и со стороны лексикологии (лексической семантики), и с позиций собственно семантического синтаксиса.
Для сближения синтаксиса и лексикологии найдены теоретические основания. Анализ семантики предложения выдвинул положение о том, что в одном из своих аспектов предложение, подобно слову, является номинативной единицей. В теории словосочетаний структура предложения Девочка выменяла у мальчика грушу на пирожное представляется как соединение ряда номинативных единиц - слов и словосочетаний девочка, выменяла грушу, выменяла у мальчика, выменяла на пирожное. В семантическом синтаксисе все приведенное предложение рассматривается как обозначение события, участники которого (предметные понятия, актанты) вовлечены в действие. Различие между словом и предложением в номинативном плане усматривается в том, что предложение - сложный, полный знак, непосредственно соотнесенный с событием, ситуацией, слово же - знак частичный, соотносимый с ситуацией только при включении его в предложение.
Современное состояние учения о семантике предложения в отечественной науке характеризуется многообразием подходов. Широко представлены исследования, авторы которых идут к смыслу предложения от его формальной организации. Характерные черты этого направления проявляются в работах Н.Ю. Шведовой.
Н.Ю. Шведова исходит из того, что "разграничение предложений разных семантических структур должно проверяться и корректироваться их грамматическими характеристиками". Реализуя этот принцип на материале однокомпонентных номинативных предложений, она убедительно показывает, что "ни один из семантических типов не может быть установлен на основании лишь одного признака - лексической семантики номинатива" (главного члена номинативного предложения). Ту же мысль Шведова высказывает и при анализе других структурных схем предложений. Поэтому в ее описании семантические структуры, выделяемые всегда в границах отдельных структурных схем предложений, различаются по комплексу признаков - собственно грамматических (способы выражения субъекта, система регулярных реализаций, парадигма предложения, синтаксико-смысловые отношения с другими грамматическими типами предложений) и лексических (лексическая семантика слов, занимающих позиции компонентов структурной схемы).
Другое направление объединяет исследования, ориентированные на структуру события, ситуацию как денотат предложения. Оно представлено многочисленными работами, проведенными на материале разных языков. Одним из первых в этом направлении начал работать (на материале русского языка) Т.П. Ломтев, понимавший содержание предложения как "систему с отношениями", центром которой является выразитель отношений - предикат, задающий места для предметов, определяющий их количество и характер. Это направление в разных его модификациях представлено во многих работах. В центре внимания исследователей находятся отображаемая в предложении ситуация, фрагмент действительности и ее семантическая модель - пропозиция.
Особое место среди исследователей семантического синтаксиса занимает Н.Д. Арутюнова. Поддерживая по многим исходным положениям второе направление, она привлекает внимание к тому, как отражается в предложении осмысление мира человеком, и основной задачей изучения смысла предложения считает "выделение логико-синтаксических "начал", т.е. тех отношений, которые, будучи непосредственно связаны со способами мышления о мире, в то же время причастны к грамматическому строю языка". В связи с этим Арутюнова обращается к анализу таких предложений, которые отражают мыслительные операции, состоящие в установлении отношений бытийных (экзистенции), тождества (идентификации), именования (номинации) и характеризации. При выделении и анализе этих предложений используются идеи теории референции.
В славянском языкознании предложение в последнее время все более активно изучается не только со стороны формальной организации, но и со стороны смысловой формы, организации содержания.
В середине 70-х г.г. ХХ в. стали говорить о вспышке интереса лингвистов к семантике предложения. История семантического синтаксиса создавалась работами А.А.Шахматова, А.М.Пешковского, В.Г. Дмитриевского, В.П.Сланского, Т.П.Ломтева, Ю.Д. Апресяна, Т.Б. Алисовой, В.Г.Гака, Е.В.Падучевой, Н.Д.Арутюновой и др.
Мысли о том, что синтаксические единицы и категории имеют значение и об автономности семантического синтаксиса, довольно новые и далеко не общепризнанные. Идея создать цельное учение об устроенности смысла предложения со своей системой понятий и терминов восходит к предложению чешского лингвиста Ф.Данеша выделить в синтаксисе три уровня, или три синтаксиса: формальный, коммуникативный (актуальный) и семантический, которые не изолированы друг от друга, а тесно связаны между собой.
Семантический синтаксис возник при изучении формы предложения и только потом стал расширяться. Семантический синтаксис изучает тот смысл предложения, который определяется не условиями речи, а собственно языковыми фактами. Типизирована может быть не только форма предложения, но и его смысл.
Задача семантического синтаксиса - выявление типов смысловой организации предложения, выделение семантических структур предложения.
Семантическая структура предложения - это его абстрактное языковое значение, представляющее собою отношение семантических компонентов, формируемых взаимным действием грамматических и лексических значений членов предложения.
У всех 4 предложений
одинаковая структурная схема ' N1 Vfsin 3
Данные предложения имеют и типовую семантику: отношение между субъектом и его предикативным признаком. Различие состоит в смысле предложений, которое создается семантикой слов: 1) отношение между субъектом и его конкретным действием; 2) отношение между субъектом и его эмоциональным состоянием.
Т.о., в предложении формируется новое, более конкретное, чем семантика его схемы, или образца, но тоже абстрактное значение, которое и называется семантической структурой предложения.
Следует различать понятия семантика схемы и семантическая структура предложения.
Общая семантика структурных схем этих предложений - наличие процессуального состояния. Различие заключается в их семантической структуре. В первом ряду представлено бессубъектное процессуальное состояние природы, а во втором - субъектное процессуальное состояние лица. Эти значения являются типовыми и принадлежат целым классам предложений.
ПОЭЗИЯ | ЛИНГВИСТИКА | ЭСТЕТИКА запись закреплена
- Логический анализ языка: Арутюнова Н.Д.
(30 книг и сборников одним постом)
ЛАЯз - проблемная группа, созданная в 1986 при Институте языкознания РАН по инициативе и под руководством докт. филол. наук, а с 1990 члена-корр. РАН Н.Д.Арутюновой, представляющая направление лингвистических исследований, в котором используются методы и категории логики и концептуального анализа языка в его отношении к мышлению и знанию.
Теоретическая лингвистика не была отделена от разработки процедур формального анализа, необходимых для практических целей автоматического анализа текста, нашедших позднее применение в компьютерных операциях с языком. Более того, теория языка в известной мере была им подчинена.
Выбор логического подхода к описанию языка был мотивирован тем, что в основе языка лежит единая и неизменная система человеческого мышления, доступ к которой возможен только через анализ естественных языков, сколь бы разнообразны ни были их структуры и их звуковой облик. Не случайно у истоков логической мысли лежит анализ языка: сам термин логика, введенный стоиками, обозначал словесное выражение мысли (logos). В ранних греческих грамматиках категории логики и их языковые аналоги обозначались одними и теми же терминами: onoma означало и имя существительное, и субъект суждения (подлежащее предложения), слово rhema могло быть отнесено и к глаголу как части речи, и к предикату суждения (сказуемому). Таким образом, обращение к логическим основаниям языка, как считал организатор группы, должно было способствовать преодолению или уменьшению методического и концептуального разброса в подходах к языку и приближению к его сущности. Это оправдалось лишь отчасти.
Диапазон лингвистических исследований в 1980–1990-е годы неукоснительно расширялся. После длительного периода преобладания структурного подхода к языку, исключавшего обращение к природе человека, началась вторичная гуманизация лингвистики. В фокус ее интересов вошло отражение в языке всего духовного содержания и опыта человека, не ограниченного ментальной сферой, но включающего весь его внутренний образ – эмоциональные состояния, этические принципы, процессы чувственного и эстетического восприятия мира. Одновременно был сделан акцент на прагматическом аспекте функционирования языка, и прежде всего на коммуникативных целях высказываний.
Н. Д. Арутюнова многократно выступала с лекциями и работала в университетах Германии, Австрии, Испании, Италии, Румынии, Швеции, Китая и других стран.
В круг научных интересов Н.Д. Арутюновой входят: структура испанского языка; проблемы морфологической теории, теоретического синтаксиса; вопросы теории коммуникации, диалога; логико-семантические концепции; стилистика и семиотика, структура текста; философский и концептуальный анализ языка.
Книга посвящена лингвистическим, логическим и философским проблемам изучения понятий: правда, свобода, память, долг, милосердие и др. Анализ представлен на материале древних и современных языков, принадлежащих разным ареалам и типам культуры.
В книге рассматриваются две основные темы: будущее в языке и будущее языка. Особое внимание уделено лексическим и грамматическим средствам выражения предстоящих событий. В этой связи анализируются виды модальности в значениях слов и грамматических форм. Специально рассматриваются ирреальные действия: планы, перспективы, мечты и замыслы. В отдельный раздел выделен анализ семантики предчувствий и сновидений, предсказаний и пророчеств. В качестве материала для анализа использованы древние и современные языки, преимущественно индоевропейские. В статьях описывается и разъясняется символика представления значений в современной литературе и поэзии.
- Арутюнова Н.Д.(ред.) - Понятие судьбы в контексте разных культур.-1994
Судьба — одно из основных понятий жизненной философии человека. Оно универсально и в то же время варьируется в широком диапазоне. В книге понятие судьбы рассматривается в контексте разных культур, разных систем знаний и разных языков.
Для культурологов, философов и филологов.
В сборнике публикуются материалы конференции "Истина и истинность", состоявшейся в Институте языкознания РАН в мае 1994.
Тема сборника - проблемы, связанные с концептом истины (объект философии и логики) и с истинностной оценке в языке, логических,
философских, религиозных и художественных системах, в народной культуре и афористике.
Концепт "истины" рассматривается в контексте смежных с ним категорий этики, права, суда и справедливости, знания и веры.
От текста к смыслу, от нормативных явлений к аномалиям, от логической структуры дискурса к его стилевым особенностям, от общих свойств языка к лингвоспецифическим явлениям - таково общее направление исследования, представленного в книге. В ней рассмотрены: основные типы лексического значения, обусловленные логико-коммуникативной функцией слова, их взаимодействие в тексте, тропы (сравнение, метафора, метонимия), порожденные функциональными сдвигами, семиотические концепты (символ и знак), роль метафоры в описании внутреннего мира человека. Далее, анализируются механизмы номинализации предложений и их следствие: отделение мира событий и процессов от логического пространства фактов и пропозиций, организованного истинностным значением. В книге рассмотрены основные способы выражения истинностной оценки в русском языке в разных прагматических ситуациях. Особое внимание уделено бытийным и безличным предложениям, отражающим некоторые особенности русского национального сознания.
В книге публикуются статьи филологов и философов, посвященные проблемам этической теории и отражению этических концептов в разных языках, национальных культурах и художественных мирах. Авторы анализируют такие понятия, как вина, грех, долг, закон, совесть, стыд, справедливость и др. Большое внимание уделено истории становления этических концептов в русском языке и в русской народной культуре. В книге рассмотрены виды деонтической модальности, определяющие специфику морального дискурса — религиозного и светского (бытового, официального, художественного). Авторы выявляют разные способы — явные и скрытые, грамматические и лексические, вербальные и невербальные — выражения этической и этикетной оценки в культурах Запада и Востока.
В Приложении помещены статьи, освещающие логико-лингвистические идеи модистов — наиболее яркой школы средневековой спекулятивной грамматики.
В книге анализируются модели времени, представленные в разных языках, культурах и видах дискурса (фольклоре, поэзии, художественной прозе). Особое внимание уделено различным способам концептуализации времени, отраженным в темпоральной семантике ("словам времени", префиксам, предлогам, частицам и другим модификаторам). Концепт времени рассматривается также в историческом, логическом и аксиологическом аспектах.
Для языковедов, филологов, философов и культурологов.
- Арутюнова Н.Д.- ЛАЯз.Адресация дискурса.-2012
(отсутствует)
Книга посвящена семантике предложения. В ней на материале русского языка раскрываются закономерности формирования семантической структуры предложения, зависимость значения слова от его коммуникативной функции, выделяются и описываются типы логико-синтаксических отношений в их взаимодействии с такими категориями, как референция имени, его значение и коммуникативная перспектива высказывания.
- Арутюнова Н.Д. - Типы языковых значений:Оценка.Событие.Факт.-1988
(в формате djvu)
Монография освещает широкий круг языковых и теоретических проблем, относящихся к области семантики, синтаксиса и прагматики. В центре внимания находится предложение (высказывание) в его связи со структурой мышления, человеческой жизнью, ситуациями речи.
Для широкого круга лингвистов – специалистов по общему языкознанию, русскому языку и логическому анализу языка.
Cемантический синтаксиc — раздел синтаксиса, изучающий отвлеченно-семантическое наполнение структурных элементов предложения. Cемантика здесь мыслится как качественно иная по отношению к лексической; начало изучению грамматической семантики синтаксических структур было положено в работах Ш.Балли, Э.Бенвениста, Т.Н. Шмелевой, Е.В. Падучевой, Г.А. Золотовой и других синтаксиситов, продолжено в трудах Г.П. Немца, И.А. Нагорного и др.
Активное развитие семантического синтаксиса связано с новым "лингвистическим поворотом" - обращением к "человеку в языке", по словам Эмиля Бенвениста. Антропологический поворот был подготовлен прежде всего работами В. Фон Гумбольдта, провозгласившего зависимость языка от человека; его идеи и положения были развиты и дополнены Э.Бенвенистом, А. Вежбицкой, Н. Хомским. С появлением "порождающей грамматики" и теории глубинных структур Ноама Хомского структурный подход перестал доминировать в лингвистике, и наука круто повернула к семантике, а через нее к когниции и психологическому аспекту в языке. Современная наука придает семантике огромное значение, распространяя теорию значения на достаточно, казалось бы, далекие от семантического аспекта: на традиционный - структурный - синтаксис, морфологию, применительно к которой использовалась категория грамматического значения, фонетику (область науки фоносемантики) и т.д.
В синтаксисе область семантических исследований является закономерным продолжением разработок Фердинанда де Соссюра, разделившего язык и речь (т.е. структуру и индивидуальное ее применение), В. фон Гумбольдта о языке как "сетке", сквозь которую человек видит мир, структуралистов.
Модус - одна из ключевых категорий семантичекого синтаксиса.
Итак, под модусом в современной лингвистике принято понимать субъективно-оценочный компонент семантики предложения, совокупность смыслов, привносимых говорящим в объективное содержание высказывания.
Семантический синтаксис - перспективная область приложения усилий лингвистического сообщества. Это закономерное продоолжение коммуникативно-функциональных устремлений грамматистов и философов (особенно философов языка) ХХ века.
Трансформационная грамматика является одной из областей семантического подхода к языку. разработана в трудах Е.В. Падучевой ("О семантике синтаксиса", "Семантика нарратива" и другие)и основана на идее синтаксической синонимии в системе языка. Два или несколько высказываний представляются синонимичными в синтаксическом отношении, если при варьировании синаксической структуры сохраняют общий типовой смысл, наприме: "Книга, подаренная мне отцом" - "Книга, которую подарил мне отец" - "Подаренная мне отцом книга".
Автором теории универсальной грамматики является известнейший американский лингвист Ноам Хомский. В ряде работ ("Синтаксические структуры", "О природе и языке" и др.) Хомский (другой вариант написания фамилии - Чомски) приводит мысль о существовании ряда глубинных семантических структур - смыслов в сознании каждого человека, которые организуют мыслительную деятельность в целом и свойственны носителю любого языка. Иными словами, говорящему свойственен определенный комплекс смыслов, предопределенных самой системой языкак как средства коммуникации. Соответственно с этим существует универсальная грамматика (с приоритетом синтаксиса), которая кодифицирует данные глубинные смыслы, выявляет их.
Хомский выдвинул комплекс идей относительно соотношения мышления и языка. Так, он выделяет универсальную грамматику, основанную на совпадении описанных выше мыслительных категорий в различных языках, и частные грамматики, фиксирующие индивидуальную языковую способность и личный языковой опыт.
Читайте также: