Рационализм эпохи просвещения кратко

Обновлено: 05.07.2024

XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда и др., во Франции — в ра­ботах Ф. Вольтера, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, в Германии — в произведениях Г. Лессинга, И. Гердера, молодого Канта и Г. Фихте.

как правило,связываетсяс идейными устремленя. ., ^

прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей с;

своего развития. Для него характерны возвеличивание человечен;

индивида как активного, свободного и равноправного существа, исто­рический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в п знании и преобразовании природы.

В этом смысле противоположным рационализму понятием яв­ляется иррационализм. Он выдвигается на авансцену истории в период кризиса общественных структур. Представителям иррационализма в большей мере присуща пессимистическая оценка познавательных и деятельно-преобразовательных возможностей человека, отрицания исторического и социального прогресса, скептицизма и агностицизм. Об иррационализме речь пойдет при характеристике философии кон­ца XIX — середины XX в. Для философии эпохи Просвещения, как уже отмечалось ранее, характерноумонастроение рационализма.

Однако, общая позиция представителей разных философских школ, течений и направлений эпохи Просвещения не исключала различного решения ими как мировоззренческих вопросов, так и конкретных проблем теории познания. Поэтому при анализе методо­логии рационализма наряду с вычленением общих положений, необ­ходимо акцентировать внимание и на различии учений.

Весь рационализм при построении философской теории исхо­дит из установки о подобии и конечном совпадении разума и резуль­татов человеческой деятельности. На основе этой установки харак­теристики субъективной деятельности человека и, прежде всего, че­ловеческая сознательность (рациональность, целесообразность), были взяты ими в качестве прообраза, модели всего миропорядка. Мир предстает в рационалистических системах законосообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводящимся.

Но в конкретной интерпретации устройства этого мира пред­ставители различных мировоззренческих ориентации обнаружи­вают различные подходы.Идеалистический рационализм мисти­фицирует рациональный аспект взаимоотношений человека с ми­ром и стремится доказать, будто бы разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективизаций. В этих учениях разум как специфическая, сущно-стная характеристика человека отделяется от его обладателя, за­тем наделяется самостоятельным существованием, то есть объек­тивируется. В результате получается образ субстанции, по своим основным характеристикам аналогичной деятельности человека, в которой неразрывно связаны цель и средство, результат и дейст­вие, реализация и замысел.

Механистический материализм, и сенсуализм в философии эпохи Просвещения

Фатализм, вера в предопределенность всего существующего вопреки общей тенденции философии эпохи Просвещения приводи­ли к выводу о предопределенности всего существующего, к пассив­ному подчинению человека всему тому, что совершается в окружаю­щей его действительности.

Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельнос­ти предопределяет и гносеологический оптимизм материализма 3CVIII в. Его представители убеждены в неограниченности познава­тельных возможностей человека. Не существует ничего, чего люди "яе могли бы понять, заявляет Гельвеций. То, что для наших дедов было удивительным, чудесным и сверхъестественным фактом, счановтся лля нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого, мы знаем, вторит ему Гольбах. Таким образом, материалисты XVIII в., несмотря на некоторые нюансы, в целом, .разделяют основные установки философии своей эпохи.

Тема 8

Эволюция британского эмпиризма конца XVII- середины XVIII века:

XVIII век вошел в историю как эпоха Просвещения. Именно в этот период развивается общественная мысль, обеспокоенная взаимоотношениями народа и государственной власти. Философия этого периода окончательно отказывается от схоластического наследия, встает на позиции материализма, рационализма, атеизма.

Эпоха Просвещения началась с тотального сомнения в существовании Бога или, по крайней мере, в его непосредственном участии в мирских делах. Именно на этой почве в Англии началась критика религии с точки зрения деизма (деизм — философское учение, согласно которому, мир сотворен Богом, который более не принимает участие в его делах) (Герберт Чербери, Джон Толанд, Антонии Коллинз). Однако среди просветителей были как деисты, так и откровенные материалисты.

Наиболее ярко дух Просвещения нашел свое выражение во Франции. Здесь можно говорить о двух этапах просветительской философии.

Именно Вольтер является основоположником философии истории, согласно которой, историю королей, сражений и проч. должна заменить история развития цивилизации.

Второй этап (40—80-ее гг. XVIII в.) связан с деятельностью энциклопедистов Жана Д`Аламбера (1717—1783) и Дени Дидро (1713—1784)и других просветителей — Жюльена Ламетри (1709—1751), Клода Гельвеция (1715—1771), Поля Гольбаха (1723—1789), Жан-Жака Руссо (1712—1778).

Для философии Просвещения характерен рационализм как общее направление. Рационализм понимается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настроения определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа.

Разум рас­сматривается в рационалистических системах в качестве источника всей субъективной деятельности человека. Человек — это разумное существо.

Можно выделить два направления рационализма эпохи Просвещения:

Идеалистический рационализм мисти­фицирует рациональный аспект взаимоотношений человека с ми­ром и стремится доказать, будто бы разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективизации. Разум, таким образом, принимает черты субстанции, наделяется самостоятельным существованием, то есть объек­тивируется.

Представители же материалистического рационализма субстанциональное, законосообразное устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами.

XVIII век вошел в историю как эпоха Просвещения. Именно в этот период развивается общественная мысль, обеспокоенная взаимоотношениями народа и государственной власти. Философия этого периода окончательно отказывается от схоластического наследия, встает на позиции материализма, рационализма, атеизма.

Эпоха Просвещения началась с тотального сомнения в существовании Бога или, по крайней мере, в его непосредственном участии в мирских делах. Именно на этой почве в Англии началась критика религии с точки зрения деизма (деизм — философское учение, согласно которому, мир сотворен Богом, который более не принимает участие в его делах) (Герберт Чербери, Джон Толанд, Антонии Коллинз). Однако среди просветителей были как деисты, так и откровенные материалисты.




Наиболее ярко дух Просвещения нашел свое выражение во Франции. Здесь можно говорить о двух этапах просветительской философии.

Именно Вольтер является основоположником философии истории, согласно которой, историю королей, сражений и проч. должна заменить история развития цивилизации.

Второй этап (40—80-ее гг. XVIII в.) связан с деятельностью энциклопедистов Жана Д`Аламбера (1717—1783) и Дени Дидро (1713—1784)и других просветителей — Жюльена Ламетри (1709—1751), Клода Гельвеция (1715—1771), Поля Гольбаха (1723—1789), Жан-Жака Руссо (1712—1778).

Для философии Просвещения характерен рационализм как общее направление. Рационализм понимается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настроения определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа.

Разум рас­сматривается в рационалистических системах в качестве источника всей субъективной деятельности человека. Человек — это разумное существо.

Можно выделить два направления рационализма эпохи Просвещения:

Идеалистический рационализм мисти­фицирует рациональный аспект взаимоотношений человека с ми­ром и стремится доказать, будто бы разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективизации. Разум, таким образом, принимает черты субстанции, наделяется самостоятельным существованием, то есть объек­тивируется.

Представители же материалистического рационализма субстанциональное, законосообразное устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами.

XVII - XVIII вв. в истории Западной Европы именуются эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда и др., во Франции — в ра­ботах Ф. Вольтера, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, в Германии — в произведениях Г. Лессинга, И. Гердера, молодого Канта и Г. Фихте.

Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просве­щения являетсярационализм. В прошлой теме мы уже встречались с рационалистическим учением Р. Декарта. В отношении учения Декар­та термин рационализм употребляется для характеристики гносеологических и логико-методологических установок. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом смыслерационализм противо­стоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм придает решающее зна­чение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпи­ризм на первое место в познании выдвигает опыт. Однако в истории философии имеет место и более широкий подход к понятию рациона­лизм. Тогда он рассматривается как широкое идейно-теоретическое течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настрое­ния определенных социальных классов, слоев, групп на определенном этапе общественного развития. А на основе этих умонастроений он вы­рабатывает определенные методологические установки для ориента­ции человека в практической деятельности и познании. Рационализм, как правило, связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исто­рический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в по­знании и преобразовании природы.

В этом смысле противоположным рационализму понятием яв­ляется иррационализм. Он выдвигается на авансцену истории в период кризиса общественных структур. Представителям иррационализма в большей мере присуща пессимистическая оценка познавательных и деятельно-преобразовательных возможностей человека, отрицания исторического и социального прогресса, скептицизма и агностицизм. Об иррационализме речь пойдет при характеристике философии кон­ца XIX — середины XX в. Для философии эпохи Просвещения, как уже отмечалось ранее, характерноумонастроение рационализма.

Однако, общая позиция представителей разных философских школ, течений и направлений эпохи Просвещения не исключала различного решения ими как мировоззренческих вопросов, так и конкретных проблем теории познания. Поэтому при анализе методо­логии рационализма наряду с вычленением общих положений, необ­ходимо акцентировать внимание и на различии учений.

Весь рационализм при построении философской теории исхо­дит из установки о подобии и конечном совпадении разума и резуль­татов человеческой деятельности. На основе этой установки харак­теристики субъективной деятельности человека и, прежде всего, че­ловеческая сознательность (рациональность, целесообразность), были взяты ими в качестве прообраза, модели всего миропорядка. Мир предстает в рационалистических системах законосообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводящимся.

Но в конкретной интерпретации устройства этого мира пред­ставители различных мировоззренческих ориентации обнаружи­вают различные подходы.Идеалистический рационализм мисти­фицирует рациональный аспект взаимоотношений человека с ми­ром и стремится доказать, будто бы разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективизации. В этих учениях разум как специфическая, сущностная характеристика человека отделяется от его обладателя, за­тем наделяется самостоятельным существованием, то есть объек­тивируется. В результате получается образ субстанции, по своим основным характеристикам аналогичной деятельности человека, в которой неразрывно связаны цель и средство, результат и дейст­вие, реализация и замысел.

и никогда не может быть уничтожена (Гольбах П. Избр. философ. I произв. В 2-х тт. Т. 1.— М., 1963.— С. 88, 504). Вечное пространственно-временное существование материи и ее непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII в. несомненным фактом.

Механистический материализм

Учение французских материалистов о внутренней активности мате­рии, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоева­нием философской мысли XVIII в.

Основу всех процессов природы, с их точки зрения, составляет материя с присущим ей свойством движения. Природа получает своё движение от себя самой, ибо она – великое целое, вне которого ничто не может существовать. Материя вечно движется, покой относителен, движение есть необходимый способ её существования и источник всех её свойств. Пространство и время – формы существования материи. Нет ничего, чего нельзя было бы познать.

Фатализм, вера в предопределенность всего существующего вопреки общей тенденции философии эпохи Просвещения приводили к выводу о предопределенности всего существующего, к пассивному подчинению человека всему тому, что совершается в окружающей его действительности.

У французских материалистов ещё не было понимания того, что биологическая форма движения материи (жизнь) и социальная форма (развитие общества) обладают своими особыми законами, которые не сводятся к законам физической формы движения материи. Это было обусловлено ещё слабым развитием биологических и социальных наук.

Материализм XVIII в. был ещё и метафизическим, он не содержал в себе идею развития. Движение и изменение в мире, согласно ему, - это некоторый вечный круговорот – возникновение и уничтожение, созидание и разрушение; в целом же мир неизменен. Такое понимание ещё отсутствовало у французских материалистов.

В учении об обществе французские материалисты выступали против учения провиденциализма и отстаивали положение о том, что движущей силой истории человечества служит не Бог, а человеческий разум, прогресс просвещения. Они доказывали возможность существования высоконравственного общества, состоящего из атеистов. Это учение, а также положение о несостоятельности всех верований и догматов религии, особенно сильно шокировали их современников. Главные труды Гольбаха и Гельвеция были сожжены по решению парижского парламента.

Просветители отрицали христианский догмат об изначальной греховности человека и его испорченности. Они полагали, что моральные и интеллектуальные качества человека формируются в результате воспитания.

Как мощное идейное движение Просвещение наиболее ярко проявилась в Англии, Германии, во Франции. Зародившись в Англии, оно набирает силу во Франции (40-е гг. XVIII в.). Если в Англии просветители были озабочены сохранением завоеваний своей буржуазной революции, то французские просветители фактически подготовили революцию 1789 г., основываясь на опыте Англии. Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо вышли из различных социальных слоев, но их объединила ненависть к абсолютизму, требование равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по родовитости и знатности. Причина общественного неблагополучия коренится, в первую очередь, в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Отсюда, своей главной задачей они считали пропаганду знаний, направленную на воспитание смелости мысли, независимости суждений.

Распространению Реформации в Англии способствовали на столько религиозные мотивы, сколько политические интересы монархии, желавшей независимости от опеки римско-католической церкви. Англия стала родиной европейского Просвещения, и после революции и гражданских войн, когда сгладились резкие общественные противоречия, в том числе и в религиозной сфере (по представлению Дж. Локка религиозная толерантность не должна была распространяться ни на католиков, признающих супрематство иноземного государя, ни на атеистов), развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Англиканская церковь не противопоставляла себя Просвещению, и это позволило в какой-то степени сохранить общественное равновесие, отвечать идеалу веротерпимости и быть образцом общественного прогресса. Все основные тенденции английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.

Политическая программа Английского Просвещения

Его роль в Просвещении определялась духом сомнения, скептицизма, вольнодумства, подталкивая молодое поколение к политической борьбе. Не случайно появился такой мировоззренческий концепт – вольтерианство.

Учение Ж.-Ж. Руссо сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Правильное воспитание, материальное и политическое равенство, прямая зависимость морали и политики и требование подчинения личности благу общества – вот ценностные основания руссоизма. Руссо считал естественным состояние полной изолированности индивида (человек ни добр, ни зол). Общество превращается в арену борьбы лишь с появлением собственности, а отсюда – неравенства. Для прекращения такой борьбы необходимо государство. Поскольку государство возникает на основе общественного договора, граждане вправе расторгнуть его в случае злоупотребления властей. Учение Руссо послужило политической основой для якобинцев в годы Французской революции 1789, и оно оказало огромное влияние на современную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры.

Программа просвещенного абсолютизма

«Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим разумом без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им…

Экономическая и политическая раздробленность страны была характерной особенностью этого исторического периода, поэтому идея национального единства доминировала в творчестве просветителей.

Философия немецкого просвещения формировалась под влиянием Х. Вольфа, популяризатора учения Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватывающую основные области философского знания. Культ разума сочетался у него с христианской верой. Он был убежден, что распространение доступной философии, образования приведет к решению сложных социальных вопросов. Инициатором публичного обсуждения новых идей выступил в Пруссии король Фридрих Великий (1740 – 1804). В дискуссии принял участие профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант. Предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе вещей природы, а установление законов человеческого разума и его границ.

Кант обосновал правовые формы и методы борьбы, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают насилие в построении справедливого государства. Г. Лессинг обосновывает тезисы о единстве человеческого рода и высоко оценивает роль христианства в человеческой истории, выделяя в нем моральную сторону. В творчестве И.Г. Гердера высказываются мысли о движении человека к совершенству и гуманности как о естественной цели и законе человеческого развития.

В истории Западной Европы XVIII в. называется эпохой Просвещения. Одной из черт философии Просвещения является рационализм. Рационализм – гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. Рационализм противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм придает решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место в познании выдвигает опыт. Однако в истории философии есть и более широкий подход к понятию рационализма. Он рассматривается как идейно– теоретическое течение, выражающее взгляды определенных социальных групп. Рационализм связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.

Противоположным рационализму понятием является иррационализм. Он выдвигается в период кризиса общественных структур. Представителям иррационализма присуща, в основном, пессимистическая оценка познавательных и деятельно-преобразовательных возможностей человека, отрицание исторического и социального прогресса, скептицизм и агностицизм.

Эпоха Просвещения – это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, науки, техники, культуры, просвещения и образования.

Материалистический рационализм дал материалистическое объяснение устройства мира. Вечное пространственно– временное существование материи и ее непрерывное движение – основа философии материалистов XVIII в.

Для понятия души закона нужно обратиться к естественным, географическим условиям жизни, климату, ландшафту.

Монтескье различал три формы правления: республика, монархия, деспотия (правление без закона и правил).

Идеи Монтескье о свободе и разделении властей были использованы при разработке Декларации прав человека и гражданина во Франции и Декларации независимости в США.

Читайте также: