История создания сказки пропала совесть салтыков щедрин кратко

Обновлено: 04.07.2024

Главные герои

  • Совесть — несчастная, забитая, никому не нужная, является тяжким грузом для людей, которые не хотят жить честно.

Другие персонажи

  • Пропойца — горький пьяница, опустившийся человек, который ничего не хочет менять в своей жизни.
  • Прохорыч — владелец кабака, который спаивал бедный народ поддельным алкоголем.
  • Арина Ивановна — жена Прохорыча, смекалистая женщина.
  • Ловец — квартальный надзиратель, привыкший присваивать чужое добро.
  • Ловчиха — супруга Ловца, умная и хитрая.
  • Самуил Давыдыч Бржоцкий — крупный финансист, еврей, привыкший обманывать людей.

Краткое содержание

А между тем несчастная совесть лежала на обочине дороги — истерзанная, оплёванная, всеми позабытая. Прохожие при виде её брезгливо морщились и старались отшвырнуть от себя подальше, словно какую-то заразу. Лишь жалкий пропойца отважился подобрать совесть в надежде получить за неё немного выпивки.

Заключение

Сатирическая философская сказка учит быть честным, порядочным человеком и жить по совести. Если каждый будет следовать этому принципу, то мир изменится в лучшую сторону.

Всем этим людям совесть не нужна. Утратив ее, все они почувствовали облегчение, им стало легче жить. Совесть здесь показана как старая, грязная тряпка, к которой не хочется прикасаться.

Автор показывает нам собственный взгляд на совесть. По его мнению, она способна делать человека лучше, заставляет его различать добро и зло, удерживает от дурных поступков. Даже самые лживые и циничные люди обнаруживают в себе что-то хорошее, когда обретают совесть. Пьяница плачет горькими слезами, трактирщик уговаривает посетителей своего заведения отказаться от пьянства. Рыночный воришка бросает воровать и пытается делать добрые дела, а финансист горит желанием вернуть все обманом полученные деньги. Но все эти порывы не дают никакого результата, ведь в этом обществе царит извращенная мораль, и все хорошее там считается лишним, не нужным.

С горькой иронией автор пишет о людях, которых не радует такая находка, как совесть. Они передают ее друг другу, как обузу, и ни в одних руках она не задерживается. Ведь каждый спешит делать зло, воровать, обманывать, никто не хочет оставить ее себе. Это больное общество, а болезнь вызвана отсутствием совести.

М.Е. Салтыков-Щедрин видел все недостатки существующей системы, он понимал, что все проблемы России следует решать радикально, путем уничтожения старых законов и создания новых. Он критиковал правовые порядки, которые совершенно не отвечали требованиям гуманизма и справедливости. Однако и нравственности автор придавал огромное значение. Причем он считал, что воспитывать в людях любовь, добро и сострадание следует с детства. Недаром измученная совесть просит дать ей покой в сердце обычного русского ребенка.

Именно молодое поколение способно изменить жизнь к лучшему. Но для этого оно должно вырасти честным, милосердным, справедливым. В сердцах молодых людей должна жить совесть, причем она должна занимать там почетное место. Тогда и жизнь станет совсем другой.

Анализ 2

В сказке, пользуясь эзоповской манерой изложения, Салтыков-Щедрин изображает абстрактное понятие совести через конкретный образ. За прямым смыслом высказывания читаются на втором плане подлинные мысли автора о природе человеческого бытия. Салтыков-Щедрин считал совесть проводником к нравственным законам жизни, к вере в Бога, дающей путь к спасению. Совесть мешает комфортно жить, заставляет мучиться от содеянного. Но люди, лишенные совести, развращены вседозволенностью, неосознанно склонны к самоуничтожению. Начиная духовно деградировать, они живут, хватая, как животные, лишь свой кусок, истребляя друг друга ради личной выгоды.

В сказке совесть, выброшенная за ненадобностью из человеческих душ, в образе дряхлой ветошки мытарствует по всем слоям русского общества. Брошенная на дороге и затоптанная ногами прохожих, истерзанная, оплеванная, попадает она сначала к пьянчужке, который, не выдержав внезапного прозрения о своей никчемной жизни, избавляется от этой тягостной ноши, подсунув ее знакомому кабатчику. Тот начинает страдать оттого, что наживается на спаивании народа, пытается вылить все вино в канаву и перебить бутылки и посуду. Его практичная жена, спасая источник наживы, подсовывает эту непотребность в карман мундира квартальному надзирателю. И у того начинаются проблемы, он стал стыдиться брать мзду с торговцев, и даже сам стал отдавать деньги тем, у кого отбирал. Интересно, что, обретя совесть, он становится посмешищем для обывателей. Дальше побывала совесть у еврейского ростовщика-финансиста, в чьем счастливом семействе даже дети умело и с удовольствием считают деньги. Но он, заподозрив обман, ловко сплавил ее в генеральский благотворительный фонд, где совесть вообще потерялась.

Бесприютная совесть, перебывав у многих, не находит себе пристанища, нет ей нигде места. Она просится, наконец, в чистое детское сердце у последнего своего постояльца – мещанина, надеясь, что с этим ребенком, и она вырастет. Тем самым Салтыков-Щедрин показывает, что совесть может выжить только в невинной душе, незапятнанной стремлением к греховным наслаждениям и наживе.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Пропала совесть

Популярные сегодня темы

Человек – основная составляющая общества. Он не может существовать и формироваться самостоятельно. Принятые решения, изменение жизненных ценностей, зависит от окружения.

Главным персонажем повести является Гриша Печорин. Это уникальнейший человек, которого никто не смог изучить досконально. Такие героические личности можно встретить в любом истерическом промежутке.

Работа над сказками

Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения. Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет - с 1869 по 1886 год.

В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Пропала совесть", "Дикий помещик"). В 1880 году была опубликована одна сказка ("Игрушечного дела людишки").

Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин создал в течение 4 лет - с 1883 по 1886 год.


Публикация в журналах

Свои первые сказки Салтыков-Щедрин напечатал в журнале "Отечественные записки". Однако в апреле 1884 года журнал был закрыт из-за проблем с цензурой.

Далее в 1884 году 3 сказки были опубликованы в сборнике "XXV лет" ("Сборник, изданный Комитетом общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым"). Затем с 1884 по 1886 год сказки публиковались в журнале "Русские ведомости".


Сказки, запрещенные цензурой

Сказки "Медведь на воеводстве", "Орел-меценат" и "Вяленая вобла" при жизни писателя не были опубликованы из-за жесткой цензуры. Они распространялись подпольно в России и за рубежом.

"Медведь на воеводстве" и "Орел-меценат" были опубликованы в России в 1906 году (в "Полном собрании сочинений". Сказка "Вяленая вобла" вышла в печать в "Полном собрании сочинений" 1933—1941 гг.


Сказка из архива

Сказка "Богатырь" была затеряна в архивах и также не была опубликова при жизни писателя. Впервые "Богатырь" был опубликован лишь в 1922 году в журнале "Красный архив".

Сборники сказок

Из-за цензурных гонений Салтыков-Щедрин не смог издать полное собрание своих сказок. В сентябре 1886 г. вышел в печать неполный сборник сказок писателя - "23 сказки".

В октябре 1887 года вышло второе издание этого сборника. Писатель дополнил это издание "Рождественской сказкой".

Список сказок в порядке публикации

Такова история создания сказок Салтыков-Щедрина, интересные факты об истории написания, список сказок в порядке публикации,


салтыков щедрин произведения

О писателе

Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.

сказка пропала совесть

Проблема собственного несовершенства

Писатель не раз обращается в своих произведениях к теме сказки. И вот перед читателем необычная ситуация – из жизни общества пропадает совесть. Что же стало с людьми? Они стали чувствовать себя свободнее, но не стоит заблуждаться и путать окрыляющее чувство свободы с чувством вседозволенности, порождающем хаос, агрессию и злобу. Исчезает человеческое в самом человеке, именно то, что должно отличать в нем существо думающее, созидательное, чуждое разрушению и краху.

пропала совесть салтыков щедрин анализ

Собственный выбор, или Сила одной капли

Путешествие совести продолжается, но скорее всего это было мытарство, которое несет за собой страдания, скитания. Совесть попадает к Ловцу. Автор не дает имя своему персонажу, а ограничивается лишь прозвищем, тем самым подчеркивает сущность этого человека. В чем же его вина? В отличие от двух первых персонажей, один из которых губил себя, а другой – других, то в этом случае грех Ловца велик и тяжел, он – взяточник.

пропала совесть салтыков щедрин проблема

Осмысление понятия совести

Обращаясь к словарям, мы находим определение понятию совесть. Совесть – это чувство и понятие одновременно, чувство ответственности за свои поступки сплетается воедино с осознанием тех моральных принципов, на которых должно держаться здоровье общества. Эта способность, позволяющая различать хорошее и плохое, должна прививаться с младенческих лет. Родители – это своего рода проводники в мир, которые учат ребенка любить добро и ненавидеть зло, а дети в свою очередь, боясь потерять любовь и благосклонность своих родителей, четко и быстро впитывают и усваивают именно те понятия, которые дают отец и мать.

Возложенные надежды

краткое содержание пропала совесть салтыкова щедрина

Заключение

Читайте также: