Рационалистическое понимание культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.

Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя мно­гие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности.

В науке насчитывается несколько сотен определений данной категории, что связано, во-первых, с трансформацией с течением времени понимания сущности культуры, во-вторых, с разнообразием походов к ее определению.

В послеримскую эпоху под культурой начинает пониматься уклад городской жизни, то есть цивилизация.

Смысл средневекового понимания культуры сводился к гармоничному сочетанию двух миров – земного и небесного.

Переход к более широкому пониманию сущности культуры, происшедший в европейском общественном сознании в XVII-XVIII ВВ., имеет принципиальное значение, поскольку с этогo времени культура становится центральным понятием европейскогo самосознания.

К XVIII-XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза - культура и цuвилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась, прежде вceгo, с материальным и технологическим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, духовным, во мнoгом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категoрия прогресса неприменима.

В XX в. под культурой стали понимать художественно-творческий процесс (искусство), а также нравы, ценности, воззрения, убеждения, бытyющие в обществе, то есть всю сферу социального самопонимания человека. Oтcюда повышенный интерес как к совершенствованию внешних условий человеческого существования, так и к внутренней природе самого человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

6. Культура как специфический мир человека.

Вся культура держится на нормах, которые человек сначала от имени Бога, а затем от имени общества формирует для себя и следит за их выполнением. Поэтому культура-это ценностно-нормативное, смысловое основание общественной жизни. Следование членов общества этим нормам поддерживает целостность и специфику данного общества. Системы социальных целей, идеалов, норм, правил передаются из поколения в поколение и обеспечивают воспитание человека, его социализацию.

Социально-значимый опыт в виде знаний, идей, ценностей всегда фиксируется в системе знаков и символов. Без символизации функционирование и развитие культуры было бы невозможным. Ранние формы верований в виде тотемизма, анимизма (см. тему VI) создали целый мир запретов, способствующих выживанию человека как существа культурного. Эти нормы вырывали человека из животного состояния и подчиняли его жизнь новым, неприродным законам, санкционированным божеством. Только животному многое можно, а человеку многое нельзя. Следование нормам, правилам не позволяет опуститься к животному состоянию. Культура, по мнению русского философа В.С. Соловьева, существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы не было ада.

Таким образом, культура-это специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире. Жизнедеятельность и ориентации человека осуществляются на основе системы ценностей, идеалов, норм, мировоззренческих построений. Эта система объединяет, сплачивает людей данного общества. Передача социально-культурного опыта совместной жизни через систему воспитания, образования, средства массовой информации, через деятельность культурных учреждений обеспечивает преемственность в культурно-историческом развитии общества.

Так как каждый народ имеет собственный социальный опыт, то существует множество культурно-исторических типов, которые ведут между собой постоянный диалог.

В конце XIX - начале XX века стало ясно, что царство разума на Земле нельзя построить на идеалах Просвещения. Противоречия, разрывы между культурой и природой, культурой и человеком не удалось ликвидировать на почве гегелевского идеализма. Происходит осознание кризиса культуры, переоценка ценностей. Кризис культуры осознается как распад ее внутреннего единства, ее идеалов и ценностей, воплощенных в рационалистической западноевропейской культуре. Разрушение классической рационалистической модели культуры, рассмотрение истории через призму уникальных событий открывало путь исследованию культуры отдельных народов. В изучении культуры утверждается ценностный подход. Культура-это не столько созданный человеком мир предметов, сколько среда значений, смыслов. Одним из результатов позитивистской философии (О. Конт) стало социологическое исследование культуры, опирающееся на эмпирические данные.

Функции культуры.

культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятель­ность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого, выделяют множество различных, но одновременно взаимосвязанных функций культуры:

адаптационная функция. Благодаря культуре, применению ее норм, ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество индивидов (семья, этнос, профессиональная группа и т.д.) приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды и к действиям других индивидов и групп;

функция целеполагания помогает человеку сформулировать социально значимые цели и, руководствуясь существующими в обществе ценностями и нормами, а в случае необходимости, дополняя и перекрывая их новыми ценностями и нормами, достигать этих целей.

человекотворческая (гуманистическая) функция состоит в развитии творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;

гносеологическая (познавательная) функция заключается в том, что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного культурой в результате взаимодействия индивидов внутри культуры и взаимодействия с другими культурами;

информационная функция заключается в трансляции социального опыта, что обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего;

коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека;

интегрирующая функция обеспечивает целостность культуры, осознание данной целостности индивидами, принадлежащими к ней. Данная функция осуществляется за счет создания системы значений, ценностей и норм, которые выступают гарантом стабильности социальных систем;

социализирующая функция культуры позволяет каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей и норм, формироваться как личность.

Рационализм как принцип культуры. Антропоцентризм (гуманизм) – способ самоопределения человека в мире в рамках рационалистического типа культуры. Свобода как главная человеческая ценность. Соотношение форм культуры в рационалистическом типе культуры. Светский характер рационалистической культуры.

Становление рационализма в Европе. Эпоха Возрождения и Новое время. Просвещение – классическое выражение духа рационалистической культуры. Расширение геоэтнической базы рационализма. Великие географические открытия и колонизация – предпосылки культурной экспансии. Формирование североамериканской цивилизации. Активизация славянского мира. Рационализм как принцип построения мировой цивилизации.

Религия в рационалистической культуре. Кризис католической церкви. Сущность Реформации. М. Лютер. Протестантизм и католицизм в современном мире. Протестантизм и дух буржуазности. Атеизм в рационалистической культуре.

Наука в рационалистической культуре. Отношение науки и религии: теория двойственной истины. Ф. Бэкон – идеолог новой науки. Гипотетический метод Н. Коперника. Экспериментально-теоретический метод Г. Галилея. Механика И. Ньютона – образец научной системы. Технический прогресс и его влияние на культуру. Новейшие научные открытия и технические достижения, влияющие на состояние культуры и цивилизации. (Расщепление ядра. Компьютерная техника. Генетика и генная инженерия.)

Философия в рационалистической культуре. Отделение философии от религии. Философия как методология культуры и правотворчества. Основные представители философии рационалистической культуры.

Влияние рационалистической культуры на общественную жизнь. Ассимиляция и партикуляризация религии государством. Идея построения общества на основе разума: Просвещение. Основные представители Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Осуществление идей Просвещения в социально-политической практике. Просвещение и массовое образование. Формирование современного правосознания.

Кризис классического западноевропейского рационализма и его осмысление в самосознании европейской культуры XIX – XX вв. (Ф. Ницше, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, З. Фрейд, К. Ясперс и др.)

Критика буржуазного общества К. Марксом. Смысл идеи коммунизма. Коммунизм как новая форма рационализма. Вовлечение России в мировой культурный процесс.

1.Культурология в системе наук о культуре и человеке. Понятие и многообразие подходов к определению культуры.

2. Функции культуры.

3. Культура и цивилизация. Осмысление данной проблемы в трудах европейских философов и современных мыслителей.

1. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998.- С. 9-19.

2. Гуревич П.С. Учебник для вузов. - М: Прект, 2003.- С. 27-54, 122-135.

3. Кононеко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. - М.: Вече; ACT, 2003.

4. Культурология: Учебник для студентов технических вузов./ Под ред. Н.Г. Багдасарь-ян.-М.:Высш. шк., 1998,2001.

5. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие./ Под ред. Г.В. Драча. - 3-е изд. - Ростов н/ Д: Феникс, 2003.- С. 47-51.

6. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М.: Высш. образо­вание, 2005.-Гл. 1,3,4.

Культурология в системе наук о культуре и человеке. Понятие и многообразие подходов к определению культуры.

Культурология - это наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести и о закономерностях культурно-исторического процесса.

В самом деле, человечество накопило огромный эмпирический материал о том, как живут люди разных культур. Мы все больше убеждаемся в том, что эти культуры разные. Но может ли современная наука ограничиться этим утверждением? Ведь современному человеку вполне достаточно побывать в другой стране, чтобы убедиться в отличается быт и обычаи других народов. Несмотря на разность культурных космосов, они в чем-то существенном сходны. Мы просматриваем некоторые закономерности, которые, оказывается, все равно присущи самым, казалось бы, несовместимым культурам. Если бы не было этих закономер­ностей, культуры развивались бы непредсказуемо, нам не удалось бы зафиксировать опреде­ленную логику их развития. Наконец, мы не получили бы представления о некоем общем феномене - культуре.

Европейская культурология развивалась в русле античных традиций и их последующего переосмысления, поэтому можно сказать, что все историческое поле культурологических идей в той или иной степени имеет перед собой образ античной культуры. Античность, Средневековье, Новое время, Новейшее время - четыре эпохи, каждая из которых по-своему понимала культуру, и это понимание вписывалось в мыслительное пространство эпохи, со­относилось с представлениями о человеке, его назначении и смысле жизни, о высших (транс­цендентальных) ценностях.

В XVIII веке, вошедшем в историю под названием эпохи Просвещения, это понятие получило достаточно устойчивое употребление, которое, по сути, ограничивается одной лишь духовной культурой (просвещенность, образованность, воспитанность человека).

Культурология еще пребывает на стадии становления; в ней нет еще достаточно раз­работанных понятий, категорий и терминологического аппарата. Тем не менее, число определений культуры растет и составляет более полутысячи.

Практически все определения культуры едины в одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей.

Когда тот или иной специалист начинает рассуждать о культуре, он видит ее по-своему, нередко через призму своей научной дисциплины и поэтому дает своеобразное ее определение. Представим себе антрополога, который наблюдает, как люди работают в поле. Он видит людей, составляющих общество. Но он видит не только их, но их поведение, видит все предметы, сделанные ими, и все изменения, которые они вносят в свое окружение. И ан­трополог, стало быть, записывает отличительные черты поведения и результаты этого пове­дения. Это и составляет культуру группы. Психолог мог бы определить культуру как сумму общественных социально значимых привычек.

В современной культурологи наиболее распространены технологическая, деятельно-стная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедея­тельности человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая концепция) культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни - должного вжизни общества, и культура рассматривается как воплощение должностного в сущее, реаль­ное.

Культуру обычно подразделяют на:

Материальная культура охватывает сферу материального производства и его про­дукты - технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги, транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты

- религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культуры часто выделяют:

- художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы;

Между материальной и духовной культурой имеется глубинной единство, поскольку:

- это результат человеческой деятельности;

- имеет духовной начало - идеи, проекты и замыслы человека;

- имеет материальное воплощение (и для художественного произведения - скульп­турного, живописного, литературного и т.д.). Примерами могут служить архитектурные по­стройки, когда они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практиче­ским целям: здание театра, храм, гостиница, иногда и жилой дом.

Между предметами материального и духовного производства имеются существенные различия: в художественном произведении главным является не материальная оболочка, но духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях нередко весьма трудно обнаружить какие-либо признаки духовности.

Сферы культуры: нравственность, религия, наука, техника, искусство.

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жиз­недеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в сис­теме социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отноше­ний людей к природе, между собой и к самим себе.

Функции культуры.

Культура выполняетнесколько жизненно важных функций:

- социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых эле­ментов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

- познавательная (гносеологическая), информационная. Культура способна накап­ливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества;

- регулятивная, или нормативная, с помощью которой культура устанавливает, ор­ганизует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых составляет не­обходимые условия для нормального существования общества;

- коммуникативная - осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей;

- ценностная, или аксиологическая - способствует формированию у человека цен­ностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают, прежде все­го, нравственные и эстетические ценности;

- творческая - находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и об­новлении уже существующей культуры;

-развлекательная, или компенсаторная, которая связана с восстановлением физи­ческих и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: функции на­копления и передачи опыта и критически-творческой функции. Они также тесно связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор из всего имеющего­ся наиболее ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно и ме­ханически, но и предполагают опять же критическое, творческое отношение. В свою оче­редь, творческая функция означает, прежде всего, совершенствование всех механизмов куль­туры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового. Традиции в культуре не исклю­чают обновления и творчества (иконопись Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черно­го, Дионисия), и порой выступают как непреложное условие для воспроизведения и выжива­ния людей (запрещение инцеста, правила гигиены и др.).

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития. Как самостоятельное направление культурология сложилась в новое время.

Содержание

Терминология

Предмет культурологии

Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

Основные школы культурологии

Общественно-историческая школа

Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

Расово-антропологическая школа

Основная идея этой школы — показать решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что обуславливает неравенство создаваемых ими ценностей. Всё поведение людей детерминировано биологическим происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино, Людвиг Вольтман, Жорж Лапуж.

Социологическая школа

В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П.А.Сорокин, Альфред Вебер.

Символическая школа

Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.

Культурология в России

Читайте также: