Билеты по административному праву с ответами кратко

Обновлено: 28.06.2024

Общее понятие управления.
Государственное управление: сущность, функции, механизм.
Исполнительная власть. Понятие, место в механизме властей.
Исполнительная власть и государственное управление.
Общественные отношения, регулируемые административным правом, их классификация.
Место административного права в правовой системе РФ.
Понятие и содержание административно-правовых норм.
Виды административно-правовых норм.
Реализация административно-правовых норм.
Основные черты административно-правовых отношений.
Субъекты административно-правовых отношений.
Административно-правовой договор (соглашение.
Основы административно-правового статуса граждан.
Права, обязанности и гарантии прав граждан в сфере государственного управления.
Способы защиты прав граждан в государственном и муниципальном управлении.
Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
Виды органов исполнительной власти.
Принципы построения системы органов исполнительной власти.
Субъекты исполнительной власти.
Государственная должность и государственная служба.
Понятие государственной службы и её принципы.
Категории и группы должностей государственной службы.
Государственный служащий: понятие, функции, виды.
Основы административно-правового статуса государственных служащих.
Административно-правовое регулирование поступления на государственную службу, её прохождение, прекращение государственной службы.
Ответственность государственных служащих.
Основы административно-правового статуса (негосударственных предприятий и учреждений.
Понятие и виды общественных объединений.
Основы административно-правового статуса общественных объединений.
Понятие, виды назначение форм управления.
Правовые акты управления: понятие и юридическое значение.
Виды правовых актов, их классификация.
Подготовка, согласование, принятие, опубликование, вступление в силу правовых актов управления.
Требования, предъявляемые к актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.
Понятие и назначение методов управления.
Виды методов: критерии классификации, их система.
Административно-правовое принуждение: сущность, виды.
Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении.
Контрольные полномочия президента РФ.
Контроль органов законодательной (представительной власти.
Контроль органов исполнительной власти. Административный надзор.
Органы судебной власти и законность в управлении.
Общий надзор прокуратуры.
Понятие и признаки административного правонарушения, его юридический состав.
Система административных наказаний.
Административная ответственность организаций (юридических лиц.
Понятие и цели административного процесса.
Понятие и виды административных производств.
Задачи и структура производства по делам об административных правонарушениях.
Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Особенности административно-правового регулирования.
Понятие и содержание административно-правововых норм.
Юридические факты в административном праве.
Виды административно-правовых отношений, их классификация.
Предмет науки административного права; её соотношение с другими науками.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Понятие и основы классификации органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления.
Правовые основы организации органов местного самоуправления.
Система полномочий органов местного самоуправления.


Оглавление

  • Предмет административного права (отношения административно-правового регулирования)
  • Источники административного права
  • Функции административного права
  • Понятие и метод административного права
  • Административное право в правовой системе России и соотношение его с другими отраслями права
  • Субъекты административного права: понятие и виды
  • Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений
  • Понятие управления как сферы применения норм административного права
  • Исполнительная государственная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и.
  • Характерные особенности государственного управления как вида государственной деятельности
  • Структура сферы деятельности исполнительной власти
  • Контрольная общегосударственная деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Предмет административного права (отношения административно-правового регулирования)

Понимание предмета административного права очень разнообразно, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе либо по форме выражения, а именно — отношения:

а) в которых реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) внутриорганизационные, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры (в частности, назначение нижестоящих прокуроров);

в) возникающие с участием субъектов местного самоуправления.

Практика государственно-управленческой деятельности и анализ соответствующих норм административного права позволяют классифицировать управленческие отношения по ряду критериев.

Так, в зависимости от особенностей их участников выделяют обычно следующие их наиболее типичные виды:

а) между субъектами исполнительной власти и гражданами — наиболее широкий и значительный круг управленческих отношений, в рамках которого исполнительная власть выполняет большого социального значения деятельность по реализации в сфере государственного управления, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, осуществляет защиту их законных интересов;

б) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

в) между субъектами исполнительной власти и негосударственными организациями различного типа;

г) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

д) между субъектами исполнительной власти и подведомственными им государственными предприятиями, учреждениями и организациями;

е) между субъектами исполнительной власти различного уровня (федеральными, региональными, территориальными, соподчиненными и несоподчиненными, межотраслевыми и отраслевыми, и т. п.).

Поэтому административное право не регулирует отношения между гражданами, между общественными объединениями и внутри них, так как в них отсутствует специальный субъект — непременный атрибут регулируемых административным правом отношений, т. е. тот или иной субъект исполнительной власти (исполнительный орган).

Значит, предмет административного права включает две группы общественных отношений управленческого характера: отношения, непосредственно связанные с осуществлением государственного управления, т. е. с реализацией исполнительной власти, и иные отношения, в частности внутриорганизационные, возникающие в процессе деятельности других государственных органов (вспомогательная группа).

Внешние отношения выражают практическое осуществление функций управления поведением тех, кто по своему статусу не обладает чертами субъекта исполнительной власти (граждане, общественные формирования различного типа, государственные предприятия, учреждения и организации) по отношению к управляющему органу (должностному лицу) административно-правового регулирования.

Содержание и назначение внутренних (внутрисистемные или внутриорганизационные) отношений — взаимодействие между находящимися в соподчинении исполнительными органами, так как субъекты исполнительной власти образуют единую систему. Здесь возникают отношения по поводу формирования звеньев системы, определения их структуры, организации работы каждого звена, распределения обязанностей, прав и ответственности между ними и т. п. Они существуют не для удовлетворения собственных интересов, а для функционирования в рамках своего назначения в различных областях хозяйственной, социальной, культурной и иной жизни страны.

Таким образом, в обобщенном виде предмет административного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе практической реализации исполнительной власти.

1. Исполнительная власть и государственное управление.

В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

Исполнительная власть должна быть подзаконной . Её главное предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат, силовые министерства и ведомства. [ Всё это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти ] Поэтому в демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной власти.

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности.

Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий:

1)Административное расследование: (формальные моменты продцедуры)

n возбуждение дела;

n установление фактических обстоятельств;

n процессуальное оформление результатов расследования;

n направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

2)Рассмотрение дела: (сбор и анализ информации)

n подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

n анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

n принятие постановления;

n доведение постановления до сведения.

3)Пересмотр постановления: (проделанная работа фиксируется в документе)

n обжалование, опротестовывание решения;

n проверка законности постановления;

n вынесение решения;

n реализация решения.

4)Исполнение постановления: (материалам дается ход)

n обращение постановления к исполнению;

n фактическое исполнение;

n окончание исполнения (дела).

1. Предмет и метод административного права.

АП – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать – приятная сторона) вплоть до его смерти (опять же необходимо зарегистрировать – неприятная сторона) на протяжении всей жизни ( ZB ., каждый день по дороге в институт переходя улицу в неположенном месте мы вступаем в А.П/о). Известно, что отрасли права определённым образом отличаются друг от друга.

В советское время право систематизировалось по предмету и методу, в то время как на Западе в развитых странах первоначальное деление права имело иной характер (от римских юристов – на частное и публичное). В СССР отрицалась возможность подобного деления, т.к. отрицалась частная собственность и возможность конфликта между частным лицом и обществом Þ всё право считалось публичным. Сейчас нами оказался перенят западный способ деления права, и АП в соответствии с ним относится к публичному.

Следующая ступень деления права – уже внутри самой подсистемы публичного права на отрасли – по предмету и методу.

Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений. Þ Предмет АП : т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП – это управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления, т.е. регулирует управленческие отн-я.

Признаки управленческих отношений :

1) Управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и социальных.

2) Управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе. [Управление оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы]

3) Наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления.

4) Управление может быть как внутрисистемным, так и внешнесистемным Þ различают (1) внутри- и (2) внешнеорганизационные отношения в АП и, соответственно, в управлении. [ 2) – основные отношения, т.к. любой субъект управления существует не для самосовершенствования, а для воздействия на другие элементы ] В социальном управлении объект воздействия – поведение людей.

5) Властные полномочия субъекта управления. [ В советской науке они считались необязательными, т.к. считалось, что к административным отношениям относятся также отношения между подвыпившим человеком, чинящим безобразия на коммунальной кухне, и законопослушным гражданином, имеющим право вынудить этого человека такого рода бесчинства прекратить (т.е. законопослушный гражданин, не имея власти над подвыпившим человеком по должности, всё же вынуждает его прекратить); однако на это можно возразить, что тот же самый подвыпивший человек при определённых обстоятельствах на одном из иностранных языков, обычно используемых на коммунальной кухне, может предложить законопослушному гражданину покинуть кухню Þ А.П/о должны всё-таки быть вертикальными. Хотя в определённых случаях они могут быть и горизонтальными, ZB .: президент своим указом поручает различным ведомствам заняться одной и той же проблемой ( Полисинодизм – по М. А. Исаеву) ® тогда эти ведомства работают над ней на равных условиях; но даже при таких условиях для того, чтобы результаты этой их совместной работы были положительными, её необходимо опр. образом организовать и упорядочить, и организационные ф-и должно взять на себя определённое ведомство – обычно первое в общем их списке, – которое и осуществляет мягкое неформальное руководство ]

6) Наличие специального субъекта – органа государства, осуществляющего управленческую деятельность.

Однако при определении предмета АП мало просто сказать, что оно регулирует управленческую деятельность, как это было принято в советское t. Важно тж. учитывать:

1) Новую организацию власти в РФ.

2) Новые отношения государства и граждан (охраняемые приоритеты).

3) Новые экономические основы государства.

1) В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не было органов власти – только органы управления. В РФ нет органов государственного управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются управлением.

2) Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское время основным приоритетом была действующая идеология и её институты, то сейчас, по крайней мере, продекларировано, что основной охраняемый приоритет – наши права, и гражданин даже вправе предъявить иск государству в случае ущемления его прав) Þ появилась новая группа отношений – отношения между государством и частным лицом и защита частных лиц от государства [ Хотя для защиты этих отношений мало просто это продекларировать; важно установить институт защиты граждан от произвола публичной власти – от уровня этой защиты зависит, можно ли охарактеризовать это гос-во демократическим или нет Þ важно, чтобы законы исполнялись точно. В связи с этим возникает вопрос о регулировании другой сферы – сферы подготовки нормативных актов: без жёстких процедур принятия нормативных актов фавориты, ZB ., президента могут подавать ему на подписание указы – а уж он их, несомненно, подпишет, и даже не глядя, – защищающие непосредственно их интересы, а не интересы народа, если даже последним они и не противоречат (Наш президент ближе к Богу, чем к народу. (И не по состоянию здоровья!)) ] – и именно эти отношения в развитых западных странах являются предметом АП.

3) Изменились экономические отношения, появились различные формы собственности. [В СССР все хозяйствующие субъекты находились в собственности государства, которое и регулировало создание предприятий, назначение их руководителей, определяло характер производства, поставщиков продукции, круг покупателей, цены. Сейчас предприятия выведены из-под такого контроля государства [ результатом чего явилось снижение качества продукции – не выполняются стандарты и т. д. ] Þ сфера управления значительно сокращена (за государством остались лишь функции контроля и т.д. – регистрация, лицензирование. ) [ хотя аппарат государства, наоборот, только вырос – в два раза по сравнению с СССР ] . Те же тенденции и в социально-культурной сфере – нет больше цензуры (которая поддерживала нравственность [хотя и с идеологической окраской])

Т.о., поменялся субъект управления, сократилась сфера управления, поменялось содержание управления и появились новые правовые отношения. А, значит, определения предмета АП на сегодня нуждается в значительной корректировке и должно выглядеть приблизительно следующим образом:

АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные отношения?).

Человек – существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку существует человеческое общество. Они появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранить.

Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.

Главные признаки метода АП :

- юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;

- права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности сторон;

- защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права участников, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти, права и интересы могут также защищаться в судебном порядке.

В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой режим ориентирован на способы правового регулирования: дозволение (гражданское право), запрещение (уголовное право), обязывание (АП строится на нём).

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности

Представления о предмете административного права в отечественной науке очень разные и даже с практической точки зрения сложно договорится о том, в каких случаях применяются нормы административного права. В этой части доктрина административного права существует сама по себе и практика сама по себе.

Основную конкуренцию Административному Праву составляет Гражданское Право (оно регулирует имущественные отношения и в качестве их субъектов ГК указывает государство и в итоге получается, что часть вопросов, которые по своей природе могли бы быть отнесены к предмету регулирования Административного Права оказываются в области Гражданского Права).

Классическое и наиболее бесспорное суждение относительно предмета Административного Права - административные отношения- это отношения, связанные с реализацией (властных) полномочий органов исполнительной власти (здесь есть много НО, это самый общий, глобальный тезис). Реализация властных полномочий делает эти отношения публично-правовыми, а специальный субъект (органы исполнительной власти) позволяет формально отграничить эти отношения от любых других отношений.

Глобально административное право существует, как и другие отрасли публичного права, с главной целью - установить границы, рамки, пределы,

а также механизм осуществления властных полномочий. В этом конституционно-правовой и вообще правовой смысл административного права. Если говорить об Административном Праве, то чаще всего его изучают в усеченном виде делая акцент на том, что Административное право должно обеспечить контроль за деятельностью государственной власти. Этот контроль с конституционно-правовой точки зрения ориентирован на защиту частных лиц от возможного произвола со стороны государственных органов.

Право существует для того, чтобы реализация власти не превращалась в произвол, а граждане и организации были защищены юридическими нормами, защищены по крайней мере правовой определенностью в том, что им можно ждать от государственных органов, в каких пределах они могут давать им предписания, в каких пределах госорганы могут ограничивать их свободу. Защита от произвола конституционно обеспечивается тем, что за исполнительной властью осуществляется контроль со стороны законодателя, устанавливающего рамки и границы осуществления исполнительной власти и со стороны судов, которые осуществляют юридический контроль за действиями органов исполнительной власти.

Обществознание. Если говорить об особенностях самой исполнительной власти, то есть ряд характерных признаков, которые явно отличают ее от власти судебной и законодательной

1) С организационной точки зрения исполнительная власть более жестко структурирована, выстроена по вертикали,

2) Если говорить о содержании исполнительной власти, то это содержание связано с выполнением исполнительной властью двух основных полномочий.

- с одной стороны исполнительная власть наделена полномочиями по исполнению законов

-Распоряжение государственными ресурсами (кроме финансов) (для того чтобы она могла осуществлять 1-ое полномочие, ей предоставляются ресурсы. Никакая из других властей не имеет тех огромных ресурсов государства, которые имеет власть исполнительная.

Да, разумеется, в области финансов полномочия исполнительной власти ограничены полномочиями парламента,

но монополия на государственное принуждение принадлежит Исполнительной власти, распоряжение госаппаратом - это большей частью система исполнительной власти, распоряжение государственным имуществом осуществляется исполнительной властью)

Особенности исполнительной власти. С одной стороны исполнительная власть гораздо мощнее по своим возможностям, чем законодательная и судебная, с другой стороны Исполнительная Власть выполняет в общей структуре госаппарата и системе разделения властей второстепенную роль.

Дело в том, что исполнительная власть- это административно-управленческий аппарат (он не должен сам по себе определять цели своей деятельности. Они должны определяться в соответствии с концепцией демократической государства гражданами, действующими через своих представителей в законодательном органе, т.е. законодательная власть должна определять направления государственной политики, а исполнительная власть должна реализовывать эту политику). Юридически любые полномочий ИВ возможны только в пределах делегированного законодателем,

только законодатель определяет в каких случаях, какие меры могут предприниматься. ИВ не может самостоятельно ввести скажем лицензирование и т. д. В итоге рамки для исполнительной власти чаще всего задаются властью законодательной.

Долгое время по традиции административная деятельность, которая носит общий, универсальный, систематический характер рассматривается как реализация функций государственного управления. Причем понятие государственного управления используется не только в отечественном праве. В Германии понятие государственного управления фигурирует как основная задача, функция исполнительной власти. Но понятия управления у нас и в Германии различаются.

В нашей стране мы связаны пониманием государственного управления, которое сложилось в советском праве. Представление о государственном управлении было предопределено марксистским представлением о роли государства в обществе, о целях и задачах государства. Государство в обществе подобно дирижеру - государство всех координирует, всеми управляет, обеспечивает движение общества к светлому будущему итд. в этом отношении государство почти не ограничивалось в пределах своего вмешательства. Государство, особенно в экономике, практически полностью организовывало деятельность хозяйствующих субъектов, оно всеми командовало, и была плановая экономика и административно-командная система, которая предполагает, что государство выполняет ту самую организующую, управляющую роль в обществе (в том числе - в экономической системе).

Это представление о том, что государство должно всех организовывать и всеми управлять сильно и сегодня, и только недавно начало преодолеваться (хоть уже больше 15 лет живем с конституцией, которая предполагает совершенно иной подход).

КРФ предполагает, что государство должно вмешиваться минимально, оно организовывать никого не должно, каждый субъект должен действовать самостоятельно, государство должно быть ограничено определенными функциями. Сейчас себе пробивает дорогу идея о том, что в нормальном либеральном экономически, демократическом государстве, эта самая государственная власть, государство должно выполнять ограниченный набор функций.

Для того, чтобы сдать экзамен рассмотрим функции государства. Основные функции прямого вмешательства государства это –

1) функции по обеспечению безопасности

2) по Оказанию государственных услуг.

При этом, если более широко рассматривать,

что обязано делать государство по конституции, то мы увидим, что государство обязано гарантировать гражданам, те права, которые закрепляются конституцией, должно выполняя определенные социальные функции обеспечивать равномерное развитие отраслей, например, экономики, но при этом государство должно действовать косвенными, а не прямыми методами (например, если государство хочет, чтобы развивалась автопромышленность, то оно должно не просто запрещать ввоз иностранных автомобилей, а хотя бы экономически стимулировать развитие отечественной автопромышленности). Этот взгляд предполагает существенное уменьшение роли государства в экономике, сужение его экономических функций и по возможности ограничение прямого вмешательства государства, которое бы координировало и управляло всеми гражданами и организациями. Получается так, что исполнительная власть должна действовать в тех ограниченных пределах, в которых законодатель допускает прямое вмешательство в целях защиты конституционных ценностей. Взгляд на управление здесь совсем другой.

Предмет административного права испытывает еще одну очень негативную традицию воздействия со стороны советского административного права. Речь идет о том, что советское административное право вторгалось в не правовые вопросы, а именно занималось теорией государственного управления, анализировало, например, в каких случаях можно использовать прямые или косвенные методы воздействия на экономических субъектов, что эффективнее итд. Естественно, это мало имеет отношения к праву.

Мы будем по возможности рассуждать о том, что касается именно правовых категорий, в каких правовых рамках и формах государство реализует свою власть, (если мы смотрим на систему лицензирования, мы не оцениваем ее не с точки зрения целесообразности, а анализируем как именно реализуется механизм лицензирования с точки зрения полномочий, процедур, гарантий защиты итд.).

Читайте также: