Задание 22 егэ русский теория кратко

Обновлено: 25.06.2024

Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка). Подробный анализ заданий по русскому языку в 11 классе. За правильное выполнение данного задания можно получить максимум 1 балл.

Пример исходного текста, на основе которого будут выполняться задания 22–26:

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 22

Задание 22 (пример с объяснением)

  • 1) По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости.
  • 2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.
  • 3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.
  • 4) Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.
  • 5) Мужество в мирной жизни проявляется в преодолении мелочного, самолюбивого страха.

Ответ: ___________.

Объяснение выбора правильного ответа

Анализ высказываний:

2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.
В высказывании приведены детали, в которых можно ошибиться: с гор спускаются и на санках, и на тобогане, и на скелетоне, а переплывают и озера, и пруды. А разбивают не только стёкла, но и ноутбуки, и телефоны… Важно также уточнить: смог ли мальчик признаться в проступке. Читая текст, отметьте эти детали.

3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.
Читая текст, уточните: речь идёт о герое войны или другом человеке, герой заступился или не заступился за оклеветанного друга.

4) Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.
В данном высказывании утверждается, что страх многолик. А в тексте? Страх бывает только на войне или возникает и в мирной жизни?

Анализ текста:

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22 Анализ текста

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

Чаще всего выпускники не видят ошибок, в которых главное подменяется второстепенным или искажается концептуальная информация. Но иногда небрежное чтение текста приводит и к пропуску ошибок в фактических деталях.

Затем приступайте к чтению текста, особенно уделяя внимание фрагментам, соответствующим предложениям из задания, сопоставляя детали и проверяя синонимичность лексических замен. Например, в предложении По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости. Местоимение мы заменено местоимением те, отрицание не страшимся – контекстным синонимом бесстрашных, отрицание не страшимся – синонимичным утверждением испугается. Слова поменялись, а смысл остался. Важно не принять эти замены за искажение смысла.

Правила, которые необходимо повторить

Задания на определение соответствия или несоответствия высказывания содержанию текста включают разные виды искажения информации: есть ошибки фактуальные – это неточности в описании события, места, времени, поступков, деталей внешности; и ошибки концептуальные – ошибки в оценке событий, явлений, героев, авторской позиции.

Таблица. Ошибки в понимании содержания текста

Вид ошибки

Пример

Тренировочные задания (самопроверка)

№ 1. Прочитайте название рассказа Б. А. Ганаго. Предположите, о чём может быть этот рассказ.

Правильный ОТВЕТ: Поздно может определять время дня, участие в каком–либо деле, в судьбе человека, его здоровье; может быть связано с дорогой – опозданием на транспорт.

№ 2. Прочитайте полное название рассказа Б. Ганаго. Что изменилось в направлении Ваших мыслей?

Правильный ОТВЕТ: Поздно может определять время дня, участие в каком–либо деле, в судьбе человека, его здоровье; может быть связано с дорогой – опозданием на транспорт. Знак вопроса привносит оттенок надежды во все указанные смыслы.

О чём могло быть пари между директором и учениками? Кто мог предложить это пари? Ответ: ___
Как Вы думаете: что произойдёт дальше? Ответ: ____

Правильный ОТВЕТ: В школе пари может заключаться по поводу учёбы или поведения. Ученики могли всё–таки остановить директора, директору могло стать плохо со здоровьем.

№ 4. Прочитайте второй фрагмент рассказа.
Впрочем, сути и глубины пари никто из подростков не сознавал. Им казалось, что директор отстал от эпохи и своими призывами тормозит бег веков. Сегодня другие ритмы, а старик пытается вернуть прошлое. Последние метры давались ему особо тяжко. Директор побледнел и с трудом глотал воздух. – Не вызвать ли врача? – забеспокоились прохожие. Однако директор дополз. Но ликования не было. Побеждённые виновато опустили глаза. Идея пари родилась в бурной словесной схватке. Директор убеждал: – Дети-маугли, не слышавшие с рождения слов, теряли способность к человеческой речи. Подобная угроза нависла и над современными детьми. Подростки, выросшие в джунглях компьютерной цивилизации, не читавшие книг, могут потерять удивительный дар превращения слова в образ.

Где родилась идея пари? Что утверждает директор? Как он доказывает свою позицию? Приведите его аргументы. Что могли ответить ученики? Ответ: ___
Как Вы думаете: что произойдёт дальше? Ответ: ____

Правильный ОТВЕТ: Идея пари родилась, видимо, на уроке или на перемене во время спора о необходимости чтения. Директор считает, что без чтения литературы дети потеряют дар понимания слова. Для доказательства он приводит образ Маугли не из сказки Р. Киплинга, а из реальной жизни. Компьютерная культура также исключает слова из общения, как и джунгли.
Ученики спорили, значит, возражали, говорили, что через Интернет они получают огромное количество информации, могут общаться с разными людьми, поэтому компьютер – это вовсе не джунгли. Директор приводил новые аргументы.

№ 5. Прочитайте третий фрагмент рассказа.
Читая, мы проживаем многие жизни. Бесценный духовный опыт великих людей становится нашим. Мысли и чувства, накопленные веками, передаются нам, обогащают нас. Человек познаёт мир не только формально логически, но и эмоционально–образно, обобщённо постигая суть эпох. Порой его перебивали: – Зачем нам это надо?! Но он продолжал: – При превращении букв в слова, в ряд образов, событий создаются мысленные фильмы, возрастают творческие силы. Мы становимся творцами! Нам уже не нужны видеоклипы, мелькание которых парализует наше внимание и зомбирует нас, уничтожает личность. Чтение – таинственное соприкосновение с душой автора, с его наследственной памятью. Он своим духом либо возвышает, либо низвергает нас до биологического уровня, до животных, низменных инстинктов. Образы, рождённые при чтении, будут жить в нас до конца наших дней, влияя на наши мысли и поступки.

Отметьте аргументы учителя. Убедил ли директор учеников? Как Вы думаете, в современном мире любая ли книга способна принести пользу человеку? Ответ: ____
Как Вы думаете: что произойдёт дальше? Ответ: ____

Правильный ОТВЕТ: Директор доказывает пользу именно художественного чтения как восполнение эмоционального и житейского опыта человека (проживание многих жизней), присвоение мудрости прошлых поколений, накопленных трудом и подчас страданиями людей. Чтение – это ещё и процесс сотворчества, соприкосновение с духом автора.
Директор предупредил учеников, что книга может нанести и вред читателю, если преподносит отрицательные образы в привлекательном виде.
Каждый стоял на своей позиции. Словами убедить учеников не удалось. Тогда директор решил: надо, чтобы ученики просто начали читать, и тогда сам процесс и его результат убедят детей в необходимости чтения литературы. Директор предложил заключить пари на условиях подростков.

Вы смотрели: ЕГЭ Русский язык. Задание 22: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка и/или онлайн-тест).

img

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку 2022. Теория и практика. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Материалы для подготовки к ЕГЭ:

Содержание:

Сложность 22 задания ЕГЭ заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.

↑ Формулировка задания в демонстрационном варианте ЕГЭ

Возможны и другие формулировки задания:

  • Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?
  • Какие из высказываний противоречат содержанию текста?
  • Какие из высказываний не противоречат содержанию текста?
  • В каком предложении выражена основная мысль? и др.

↑ Алгоритм выполнения задания 22

2) Прочитайте текст.

3) Прочитайте текст еще раз, проверяя достоверность каждого предложения. Не надейтесь на удачу. Главная ошибка всех выпускников – это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл.

4) Проверьте фактические ошибки. Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, "незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали.


Что такое содержание теста? Если ответить кратко, то это основная суть изложения, то есть фабула.

Содержание – это сложная структура мыслей - главных, второстепенных, дополнительных. Оно облачено в особую лингвистическую форму и подчинено определённым целям.

Делаем вывод, что под содержанием понимается основная суть произведения, то, о чём данный текст. Прочитав какую-то книгу, желая привлечь к ней внимание, вы рассказывает , о чём она, то есть кратко передаёте содержание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Подготовка к ЕГЭ Задание 22. Функционально-смысловые типы речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к ЕГЭ Задание 22. Функционально-смысловые типы речи

Подготовка к ЕГЭ Задание 22. Функционально-смысловые типы речи

Задание Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера о.

В 22 задании ЕГЭ вам необходимо выполнить два основных действия: определить т.

В 22 задании ЕГЭ вам необходимо выполнить два основных действия: определить тип речи в указанных фрагментах понять, какое из высказываний верно, а какое — нет.

Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится.

Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали.

Рассуждение - последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, пол.

Рассуждение - последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле( например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе. Рассуждение может быть развернутым и кратким.

Задание 1

1) В предложениях 20-22 представлено рассуждение. ДА НЕТ (20)Разгадка, видимо.

1) В предложениях 20-22 представлено рассуждение. ДА НЕТ (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей - островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью.

2) Предложения 2-4 включают описание. ДА НЕТ (2)3десь каждый домишко гордится.

2) Предложения 2-4 включают описание. ДА НЕТ (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый - себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

НЕТ ДА 3) Предложения 9-10 содержат повествование. (9)Небо над головой у мен.

НЕТ ДА 3) Предложения 9-10 содержат повествование. (9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть.

4) Предложение 24 разъясняет суждение, высказанное в предложении 23 текста. Д.

4) Предложение 24 разъясняет суждение, высказанное в предложении 23 текста. ДА НЕТ (23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.

5) Предложения 11—14 не содержит последовательных действий героя. НЕТ ДА (11).

5) Предложения 11—14 не содержит последовательных действий героя. НЕТ ДА (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги. (14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.

Задание 2

1) Предложения 12—13 объясняют содержание предложения 11. НЕТ ДА (11)На Кольк.

1) Предложения 12—13 объясняют содержание предложения 11. НЕТ ДА (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

2) В предложении 20 содержится описание. ДА НЕТ (20)Деревья, выступавшие из п.

2) В предложении 20 содержится описание. ДА НЕТ (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак.

3) В предложениях 1—2 представлено повествование. НЕТ ДА (1)Чаще всего челове.

3) В предложениях 1—2 представлено повествование. НЕТ ДА (1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа.

4) Предложение 31 включает описание состояния человека. ДА НЕТ (31)Сердце его.

4) Предложение 31 включает описание состояния человека. ДА НЕТ (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц.

5) В предложении 27 содержится вывод из 26-го. ДА НЕТ (26)Денег, потраченных.

5) В предложении 27 содержится вывод из 26-го. ДА НЕТ (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю.

Задание 3

1) В предложениях 1−2 представлено рассуждение. НЕТ ДА (1)Вечером молодой пас.

1) В предложениях 1−2 представлено рассуждение. НЕТ ДА (1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

2) Предложение 18 объясняет содержание предложения 17. ДА НЕТ —(17)Мне не мяс.

2) Предложение 18 объясняет содержание предложения 17. ДА НЕТ —(17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

3) В предложении 20 содержится описание. ДА НЕТ (20)Туман тугими лентами покр.

3) В предложении 20 содержится описание. ДА НЕТ (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах.

4) В предложениях 38−40 содержится объяснение того, о чём говорится в предлож.

4) В предложениях 38−40 содержится объяснение того, о чём говорится в предложении 36. ДА НЕТ (Зб)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала. —(37)Стой, стой, миленькая, стой! — шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца.

5) В предложениях 19—21 содержится только описание. НЕТ ДА (19)Ранним утром.

5) В предложениях 19—21 содержится только описание. НЕТ ДА (19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы.

Задание 4

1) В предложениях 1−3 представлено рассуждение. ДА НЕТ (1)Владимир Солоухин в.

1) В предложениях 1−3 представлено рассуждение. ДА НЕТ (1)Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может. (2)Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. (З)Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный.

2) В предложениях 8−9 содержатся аргументы, подтверждающие тезис в предложени.

2) В предложениях 8−9 содержатся аргументы, подтверждающие тезис в предложении 7. ДА НЕТ (7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. (8)Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. (9)А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек.

3) В предложениях 25−27 содержится описание. НЕТ ДА (25)Чем опасна замена кни.

3) В предложениях 25−27 содержится описание. НЕТ ДА (25)Чем опасна замена книги фильмом? (26)Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения.

4) В предложении 30 представлено суждение, подтверждающее тезис в предложении.

5) В предложении 11 содержится вывод из 10. НЕТ ДА (10)В целом мы были и, хоч.

Задание 5

1) В предложениях 1−3 содержится описание. ДА НЕТ (1)Кустарник и мелколесье.

1) В предложениях 1−3 содержится описание. ДА НЕТ (1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (З)Молчаливые заросли.

2) В предложении 7 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении.

2) В предложении 7 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 6. ДА НЕТ (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось? (7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью.

3) В предложениях 10−16 представлено рассуждение. ДА НЕТ (10)Дело не новое, о.

3) В предложениях 10−16 представлено рассуждение. ДА НЕТ (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых — наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?!

4) В предложениях 43−44 представлено повествование. НЕТ ДА (43). В деле, где.

4) В предложениях 43−44 представлено повествование. НЕТ ДА (43). В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном — о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу.

5) В предложении 24—25 не содержится ответ на вопрос, поставленный в предложе.

5) В предложении 24—25 не содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 23. НЕТ ДА (23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)3асыпали соответствующие учреждения письмами.

Читайте также: