Бердяев о своеобразии российской цивилизации кратко

Обновлено: 28.06.2024

Цель исследования: исследование творческого наследия Н. А. Бердяева и значений результатов данного исследования для изучения менталитета русской цивилизации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение проблемы национального характера в трудах Н. А. Бердяева.
2. Изучение современного прочтения Н. А. Бердяева, в связи с чем, выделение продуктивных и устаревших положений его подхода к проблеме национального характера.
3. Определение значения работ Н. А. Бердяева для современного изучения менталитета русской культуры.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема русского национального характера в творчестве Н. А. Бердяева
1.1 Соотношение понятий менталитет, ментальность и национальный характер
1.2 Антиномичность, как важнейшая черта русского характера в творчестве Н. А. Бердяева
1.3 Основные типологические черты русского национального характера в трудах Н. А. Бердяева
Глава 2. Н.А. Бердяев о соотношении культуры и цивилизации
2.1 Концепция развития цивилизации Н.А. Бердяева
2.2 Значение работ Н. А. Бердяева для современного исследования в области менталитета русской культуры
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Характерные черты русской цивилизации философии Бердяева.docx

Проанализировав такие важные черты русского характера, как потребность в целостных учениях, тоталитарность и максимализм в их восприятии и, выявив их религиозные корни, Бердяев показал, как эти качества отобразились в событиях ХХ века. Неоднократно, в своих трудах, посвященных теме русского национального характера, в качестве характерной черты русского народного типа Бердяев выделяет апокалиптичность и радикализм.

Подытоживая мысли Бердяева о таких чертах русского характера, как апокалиптичность и радикализм, можно отметить, что мыслитель, подчеркивал их негативную роль в судьбе русского народа. Не отрицая достижений русской культуры, философ говорит, что в некоторые периоды отечественной истории им препятствовали радикализм и апокалиптичность, присущие революционному сознанию русских. Отсюда вывод Бердяева о необходимости искоренения в русском характере разрушительных черт, несовместимых с творческим началом, с высшими ценностями культуры.

Вывод: несмотря на то, что работы Бердяева, посвященные теме национального характера, полны его субъективных суждений, зачастую фактически неподкрепленных никакими доказательствами, они представляют огромный интерес при изучении менталитета русской культуры, так как выражают стремления к осознанию русского национального характера и русской истории через специфику русских идейных, религиозных, политических, культурных традиций.

Глава 2. Н.А. Бердяев о соотношении культуры и цивилизации

2.1 Концепция развития цивилизации Н.А. Бердяева

Направление подвига — преодоление смерти. Философская идея естественного бессмертия, выводимая из субстанциальности души, бесплодна. Ибо она проходит мимо трагизма смерти. Бессмертие должно быть завоевано. Борьба со смертью во имя вечной жизни есть основная задача человека. Основной принцип этики может быть сформулирован следующим образом: поступай так, чтобы всюду во всем и в отношении ко всему утверждать вечную и бессмертную жизнь, побеждать смерть. Так, перефразируя категорический императив Канта, формулирует Бердяев центральную идею русской философии — идею смысла жизни
Бердяев — противник революции. Всякая революция — беда, смута, неудача. Удачных революций не бывает. Ответственность за революцию несут и те, кто ее совершил, и те, кто ее допустил. Успех революции и ее подавление одинаковы по последствиям: упадок хозяйства и одичание нравов. В стихии революции нет места для личности, в ней господствуют начала безличные, это стихийное бедствие, как эпидемия и пожар.

В своих сочинениях Н. А. Бердяев раскрывает собственное видение культуры и цивилизации. Именно с культурой, а не с политикой и экономикой, философ связывал достижение обществом своих целей.

Любая культура, по его мнению, имеет:

- благородное духовное происхождение, которое является результатом работы духа над природными стихиями;

- символическую, знаковую, а не реалистическую форму выражения;

- индивидуальное и неповторимое проявление своей сущности.

В культуре, по мысли философа, ценится:

- неразрывная связь с великим прошлым;

- преемственность в развитии.

В противоположность культуре цивилизации, согласно Бердяеву, присуще:

- отсутствие благородного происхождения, древних источников;

- машинная, техническая основа;

- буржуазный, демократический путь развития,

- ориентация всех своих успехов и завоеваний на временный поток, отказ от вечности.

Особым, только в России существующим социальным образованием, была интеллигенция. Одиночество Чацкого, беспочвенность Онегина и Печорина – явления, упреждающие её появление. Она вербовалась из разных слоев – сначала из дворянской, потом из разночинной среды. Это не социальный, а идеалистический класс, замечал Бердяев. Класс людей, целиком увлеченных идеями и готовых идти во имя своих идей в тюрьму, на каторгу и на казнь. Основной чертой интеллигенции была беспочвенность.

Н. Бердяев об исторической самобытности России - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Н. Бердяев об исторической самобытности России" 2015, 2017-2018.

Одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины XX века был Н. А. Бердяев (1874 - 1948), написавший сотни работ, посвященных различным проблемам философским, социологическим, политическим, проблемам искусства, морали.

Центральная идея всей философии Бердяева - проблемы творчества. В отличие от ортодоксальной религии, он полагал, что смысл и цель человеческой жизни не исчерпываются личным спасением. Человек призван к творчеству, к продолжению творения мира. Творчество требует свободы. В отличие от Бога, человек, по Бердяеву, нуждается в материале, продукт человеческого творения — книги, статуи, картины, социальные институты, машины, культурные ценности. Поэтому, полагал, он, созданный Богом мир не завершен, он продолжает твориться, но уже человеком, который должен быть свободным от насилия, подавления, от превращения в часть машины, винтик, подчиняющийся только внешнему давлению и приказу. Поэтому он считал внешнее освобождение человека от политического гнета и экономической эксплуатации недостаточным.

Начав свою теоретическую деятельность как марксист, Бердяев разрывает с этим учением, хотя и сохраняет на всю жизнь понимание его места в истории мысли и полемизирует с марксизмом практически во всех своих работах.

Большое место в философии Бердяева заняла проблема культуры. Культура, по Бердяеву, не осуществление нового бытия, а осуществление новых ценностей, живой процесс, реальная судьба народа. Культура характеризуется естественной слаженностью, многообразием, богатством связей и оттенков. Цивилизация же - это переход от творчества ценностей к самой жизни. Цивилизация механична, она обезличивает жизнь, коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество.

Таким образом, в философском наследии Н. А. Бердяева были поставлены самые животрепещущие вопросы российской мысли и жизни. Именно поэтому творчество этого видного русского мыслителя, чьи сочинения замалчивались на его родине более семидесяти лет, вызывают такой живой и растущий интерес.

2. Революция и ее влияние на судьбу России.

В своей концепции революции 1917 г. Бердяев сосредоточился на освещении ее места в истории России. Международные аспекты революции не являлись предметом его специального рассмотрения. Тем не менее в свете общих исторических представлений мыслителя можно заключить, что он вполне осознавал всемирно-историческую масштабность этого события. В соответствии с этими представлениями русская революция стала важным шагом на пути движения человечества к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, который и является концом всей его истории.

3. Национальный характер и судьба России.

Таким образом, анализ русского национального характера и раскрытие его роли в судьбах России явились несомненной заслугой Бердяева. На наш взгляд, Бердяев своим творчеством восполняет существенный пробел в теоретическом осмыслении жизни нации, поскольку во многих исследованиях и ныне не уделяется должного внимания проблемам национального характера, национального духа, национальной идеи. Принципиальное значение имеют его взгляды на вопросы перевоспитания национального характера, пути достижения его зрелости. Бердяев стремился показать роль каждой отдельной личности в духовном созревании нации. Без утверждения суверенитета личности, без ее неустанной работы над собой не может совершенствоваться национальный характер, возродиться великая Россия.

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

2. Введение в философию. Ч.I. – М.: Политиздат, 1989.

3. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Издательство СПбГУ, 1995.

4. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высшая школа”, 1991.

5. Могильницкий Б.Г. Н.А.Бердяев о русской революции // Новая и Новейшая история. – 1995. - №6. – С. 54 – 67.

6. Муромов А.А. Русская идея: проблема, суждения // Вестник МГУ. Социология и политология. – 1998. - №3. – С. 104 – 111.

7. Новиков А.И. История русской философии. – СПб.: Лань, 1998.

8. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”, 1995.

9. Сикорский Б.Ф. Н.А.Бердяев о роли национального характера в судьбах России // СПЖ. – 1993. - №9-10. – С. 58 – 71.


Во времена хаотизации мира полезно сконцентрироваться на собственном развитии. Оставив в стороне афганские события и их (без сомнения) далеко идущие последствия, обратимся к наследию одного из выдающихся русских философов - Н.А.Бердяева. Одной из его последних книг была "Русская идея" (1946 г.).

Бердяев полагал, что особенностью русского народа является совмещение в себе восточного и западного потока истории. Это часто совмещает противоположности и ведет к противоречиям. Он не является ни чисто европейским, ни чисто азиатским народом. В самой основе лежат два противоположных начала: огромная стихия пространств и аскетическо-монашеское православие. В России не было резких социальных граней, она никогда не была страной аристократической и не стала буржуазной в западном понимании.

Для русской истории характерна прерывность. Бердяев выделяет пять периодов: Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская и Россия советская. При этом он предполагает, что будет ещё новая Россия.

Начало XIX века, Александровскую эпоху, автор полагает одним из самых интересных периодов петербургской России: эпоха масонских лож, Священного союза, Отечественной войны, декабристов, Пушкина. Русское дворянство в своем верхнем аристократическом слое создало первое освободительное движение в России. Для России характерно и очень отличает её от Запада то, что у нас не было и не будет значительной и влиятельной буржуазной идеологии. Русская литература носит моральный и скрытно-религиозный характер.

Русская интеллигенция есть особое духовно-социальное образование, существующее лишь в России. Это идеалистический класс, готовый во имя своих идей в тюрьму и на казнь. При этом идеи от Гегеля до Маркса становились у них догмами и приобретали религиозный характер. Она жила в резком конфликте с государственной властью. Родоначальником русской интеллигенции был Радищев, для которого главным было не государство, а благо народа. Интеллигенция всегда стремилась выработать в себе целостное миросозерцание, в котором истина сочеталась бы со справедливостью. Поразительна двойственность немецкого влияния в России. Проникновение немцев в государственность было вредным, а влияние немецкой философии - в высшей степени плодотворным. В частности, из Гегеля было выведено примирение с действительностью ("Всё действительное разумно"), хотя Гегель решительно утверждал господство общего над частным, универсального над индивидуальным, общества над личностью.

Русским людям всегда было свойственно чувство особенной судьбы России и её народа. Уже Одоевский обличал буржуазность Запада и иссякание духа. Русское мышление гораздо более тоталитарно и целостно в отличие от западного, более дифференцированного. Религиозная вера лежит в основе всякой цивилизации. Возникшая из насилия завоеваний государственность и рассудочная отвлеченность Римской католической церкви совершенно чужды православной Руси. Русские менее законники, чем западные люди, для них содержание важнее формы.

Первым выразил протест против мещанства Запада ещё Герцен. Он увидел в Европе исчезновение личности, средневекового рыцаря заменил лавочник. Он писал, что в середине XIX века началось разложение Европы. Герцен верил, что русский мужик спасет мир от торжествующего мещанства, которое он видел у рабочих Европы. Первым о многообразии культур высказался Данилевский, позже это повторил Шпенглер.

На Западе мысль и знание очень дифференцированы, все распределено по категориям. Русская религиозная философия предполагает соединение теоретического и практического разума, достижение целостности в познании, в ней нет рационалистической рассеченности. Философская мысль в России была религиозной, моральной и социальной: её центральной темой была судьба человека в обществе и истории. Человечность является одной из главных черт русского народа. Жалость к падшим, униженным и оскорбленным, сострадательность – очень русские черты.

Христианский Запад истощил свои силы в разнообразной активности. В России раскрытие творческих сил человека в будущем. Социализм глубоко укоренен в русской природе, потому что русский народ не знал римских понятий о собственности. Все надеялись, что Россия избежит неправды и зла капитализма, минуя капиталистический период в экономическом развитии. Первоначально в русском социализме было решительное преобладание социального над политическим. Лишь с образованием Народной воли в конце 70-х годов XIX века движение стало политическим и перешло к террористической борьбе.

Люди Запада уверены в священности и универсальности традиций греко-римской культуры, полагая весь остальной мир варварским. Русский народ есть народ конца исторического процесса, он стремится не к совершенной культуре, а к совершенной жизни.

Тема о власти и оправданности государства является очень русской темой. Идеология анархизма была создана высшим слоем русского дворянства (Бакунин, Кропоткин, Толстой). Русские сильнее, чем западные люди, чувствуют зло и грех всякой власти, не любят государства и не склонны считать его своим. При этом любовь к вольности парадоксально сочетается с готовностью служить образованию огромной империи. В России никогда не было либеральной идеологии, вдохновлявшей и имевшей влияние. Русская свобода – это скорее анархизм, а не либерализм. Бакунин был категорическим противником всеобщего избирательного права и полагал, что наиболее силен правительственный деспотизм, опирающийся на мнимое представительство народа.

Основной ошибкой непротивления злу насилием по Толстому Бердяев полагает отрицание факта того, что добро действует в тёмной и злой мировой среде, поэтому вынуждено действовать не прямолинейно и использовать злые средства. Истина часто опасна, поэтому вся общественная жизнь людей основана на полезной лжи. Прагматизм лжи - очень русское явление.

Русский народ очень одаренный, но у него сравнительно слабый дар формы. Сильная стихия опрокидывает всякую форму, и на Западе это представляется варварством. Буржуазное общество боится устремленности к грядущему свету, противоречащему социально-устроительному характеру цивилизации. Это конец мира неправды и уродства и начало мира правды и красоты. У русских слабо иерархическое чувство, русский народ - наименее мещанский, наименее прикованный к ограниченным формам быта и наименее дорожащий установленными формами жизни, в нем всегда есть устремленность к чему-то бесконечному. Русская идея - невозможно индивидуальное спасение, все ответственны за всех. Русское мессианство не имеет ничего общего с замкнутым национализмом.

Русская православная религиозность выработала тип русского человека: с его недовольством этим миром, с душевной мягкостью, с недовольством могуществом этого мира и устремленностью к миру иному. Россия несет всему миру братство людей и свободу духа. Великая русская духовная культура может быть свойственна только огромной стране, огромному народу. И во враждебном окружении Россия не могла не оформиться в иной форме, чем империя. Поэтому русский народ -колонизатор.

Русские-максималисты, поэтому то, что в мире представляется утопией, в России наиболее реалистично. Революция в России могла быть только социалистической, потому что либеральное движение не имело опоры в народных массах и было лишено вдохновляющих идей. Марксизм есть совершенно неподходящая идея для революции в аграрной стране с отсталой промышленностью, но он был приспособлен к русским условиям и русифицирован. Мессианство пролетариата было отождествлено с русской мессианской идеей. Революция создала самое большое угнетение, но искренне верила, что это временное средство для достижения высшей цели. Русский коммунизм есть извращение русской мессианской идеи, это момент внутренней судьбы народа и должен быть изжит самим русским народом. В русском народе всегда было богатырское начало, русские искания всегда носят духовный характер. Русская идея есть идея соборности и братства людей и народов. Русские ищут не столько организованного общества, сколько общности и общения, у него есть большая цельность. Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ устремлен к Граду Грядущему, связанному с огромной русской землей, и она в него войдет. Для этого необходимо пережить эпоху, в которой будет новое откровение об обществе.

Читайте также: