Ранние христианские ереси кратко

Обновлено: 30.06.2024

Период после Аристотеля можно считать периодом заката античной философии. С чем это связано? Частично – со сломом традиционной греческой полисной структуры под влиянием сначала македонского (IV в. до н.э.), а затем и римского (II в. до н.э.) завоевания Греции. Другой причиной стал закат Афин – города, где философская мысль той поры бурлила наиболее ярко. Наконец, идейной причиной стало возникшее христианство, приход и укоренение которого на греческой земле частично подготовила в том числе и поздняя античная философия.

Что характерно для трех ее школ, стоиков, скептиков и эпикурейцев? Во-первых, как когда-то софисты, эти философские школы вновь отказываются от поиска Абсолюта. Это характерно для эпикурейцев, не имевших конечной целью нахождение теоретической истины, не ставивших перед собой задачу получить некое чистое знание. Это характерно и для скептиков, считавших, что вещи недоступны для нашего понимания, что добро и зло, красота и безобразие есть лишь произвольные человеческие установления, и поэтому необходимо воздерживаться от суждений об этих предметах. Лишь стоики верили в мировой разум (логос), пронизывающий своим дыханием (пневмой) бескачественную материю (хюлэ). Логос у них неразрывно связан с материей, направляя ее развитие и образуя космос. Первостихией космоса, согласно стоикам, является огонь. Стоики учат о цикличности космоса: мир родился из первоогня, в нем же он и погибнет. После этого мирового пожара вновь разовьется мир конкретных единичных вещей. От необходимости, царящей в мире, уклониться невозможно. Как видно, в физике стоиков, с их учении о космосе, видно серьезное влияние учения Гераклита. В физике же эпикурейцев сильно влияние демокритовского учения об атомах и пустоте. По большому счету, учения этих школ о космосе являются вторичными, в них нет новых оригинальных идей.



Итак, внимание на конкретном человеке, на его счастье и несчастье – вот как идейно готовили эпикурейцы, стоики и скептики греков к будущему принятию христианства, центром которого являлась проблема греха и спасения человека.

Раннехристианское учение и его отношение к философии (I – II в. н.э.)

Христианство стало фактом всемирной истории в I в. н.э. Благодаря деятельности учеников Иисуса Христа оно быстро распространилось в пределах Римской Империи. И, хотя до IV в. н.э. христианство оставалось гонимой опасной сектой, его влияние на мировоззрение жителей греко-римского ареала было весьма велико. Поэтому кратко рассмотрим основные черты раннего христианства, изложенные в Библии и Предании Церкви:

1. Живой Бог, единый в трех Лицах, сотворил из ничего мир и человека как венец творения.

2. Человек был сотворен биологически бессмертным для постоянного общения с Богом, для любви в семье и наполнения земли потомством, для творческого господства над природным миром.

3. Однако человек согрешил, выбрав самому определять, что для него есть добро и что есть зло; тем самым он лишился биологического бессмертия, стал бояться общения с Богом, повредились его отношения в семье, и он стал зависим от неумолимой природной необходимости. Началась история человечества – история конфликтов, распрей, войн.

4. Бог не оставил попыток вернуть к себе согрешившее человечество и создал особый народ, который должен был находиться под прямым управлением Божьим – еврейский народ.

5. Однако евреи грешили и предавали Бога, как и прочие народы, не слушали и убивали Божьих посланников – пророков; и Бог наказал евреев рассеянием среди других народов.

6. Перед самым рассеянием среди евреев родился Сын Божий – безгрешный богочеловек Иисус Христос; Христос до 30 лет рос в послушании родителям, затем начал свое земное служение, в ходе которого проповедовал близость Царства Божьего, призывал и обучал учеников, исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых.

7. Через 3,5 года своего служения Иисус Христос был распят на кресте при прокураторе Понтии Пилате за то, что будучи человеком, объявляет себя Богом и по зависти иудейской религиозной верхушки; однако в Его смерти был Божественный замысел: взять на себя и смертью искупить грехи всех верующих в Него; на третий день Иисус воскрес из мертвых.

8. На 50-й день после воскресения Христа на учеников сошел Дух Святой, и из группы трусливых, непонимающих и предающих своего Учителя людей они превратились в смелых проповедников Евангелия, исполненных сверхъестественными дарами Духа Святого.

9. По проповеди учеников-апостолов образовалась христианская Церковь, ждавшая второго пришествия Учителя, единодушно пребывавшая в молитве, изучении Слова Божьего, обладавшая сверхъестественными духовными дарами и быстро распространявшаяся.

10. Однако со временем Церковь стала меньше ждать возвращения Христа, стала больше думать о земном, чем о небесном, и, как следствие этого, исторически сверхъестественные проявления в Церкви стали убывать, а начались естественные человеческие разделения, распри, политика; Бог судил Свою Церковь, допуская ее исторические поражения.

11. В конце человеческой истории Христос придет на землю второй раз для окончательного суда и разделения праведников и грешников; перед этим произойдет резкая поляризация сил добра и сил зла.

Чтобы понять, с какими ересями пришлось бороться христианству и христианской философии, выясним далее основные типы этих ересей.

Основные ереси в раннем христианстве (II-VII в. н.э.)

Все существовавшие тогда, да и сейчас тоже, христианские ереси можно разделить на три класса:

Эти ереси, будучи официально побежденными на Вселенских Собрах в IV–VII в. н.э., фактически были господствующими в христианской культуре. Средневековая культура, например, – это время господства монофизитской ереси. Потому в ней Бог был бесконечно велик, а человек – безнадежно ничтожен. Наоборот, европейская культура Нового Времени, вплоть до наших дней, есть культура арианская. В ней личность человека имеет абсолютную ценность, а Бог – великий учитель нравственности. Все три ереси, в той или иной мере проявились в исламе.

Апологетика и патристика (II–VII в. н.э.)

Иустин Философ (III в.)занимал среди апологетов прямо противоположную позицию относительно философии. Он считал, что языческая философия может помочь прийти к христианской вере, поскольку говорит о едином Боге, пусть и философским языком. Умер мученической смертью во время гонений императора Диоклетиана, потому назван еще и Иустин Мученик.

Дионисий Ареопагит (VI в. н.э.)

Тема 6. ПОЗДНЯЯ АНТИЧНАЯ И РАННЯЯ

Стоики, скептики, эпикурейцы (IV в. до н.э. – II в. н.э.)

Период после Аристотеля можно считать периодом заката античной философии. С чем это связано? Частично – со сломом традиционной греческой полисной структуры под влиянием сначала македонского (IV в. до н.э.), а затем и римского (II в. до н.э.) завоевания Греции. Другой причиной стал закат Афин – города, где философская мысль той поры бурлила наиболее ярко. Наконец, идейной причиной стало возникшее христианство, приход и укоренение которого на греческой земле частично подготовила в том числе и поздняя античная философия.

Что характерно для трех ее школ, стоиков, скептиков и эпикурейцев? Во-первых, как когда-то софисты, эти философские школы вновь отказываются от поиска Абсолюта. Это характерно для эпикурейцев, не имевших конечной целью нахождение теоретической истины, не ставивших перед собой задачу получить некое чистое знание. Это характерно и для скептиков, считавших, что вещи недоступны для нашего понимания, что добро и зло, красота и безобразие есть лишь произвольные человеческие установления, и поэтому необходимо воздерживаться от суждений об этих предметах. Лишь стоики верили в мировой разум (логос), пронизывающий своим дыханием (пневмой) бескачественную материю (хюлэ). Логос у них неразрывно связан с материей, направляя ее развитие и образуя космос. Первостихией космоса, согласно стоикам, является огонь. Стоики учат о цикличности космоса: мир родился из первоогня, в нем же он и погибнет. После этого мирового пожара вновь разовьется мир конкретных единичных вещей. От необходимости, царящей в мире, уклониться невозможно. Как видно, в физике стоиков, с их учении о космосе, видно серьезное влияние учения Гераклита. В физике же эпикурейцев сильно влияние демокритовского учения об атомах и пустоте. По большому счету, учения этих школ о космосе являются вторичными, в них нет новых оригинальных идей.

Итак, внимание на конкретном человеке, на его счастье и несчастье – вот как идейно готовили эпикурейцы, стоики и скептики греков к будущему принятию христианства, центром которого являлась проблема греха и спасения человека.

Раннехристианское учение и его отношение к философии (I – II в. н.э.)

Христианство стало фактом всемирной истории в I в. н.э. Благодаря деятельности учеников Иисуса Христа оно быстро распространилось в пределах Римской Империи. И, хотя до IV в. н.э. христианство оставалось гонимой опасной сектой, его влияние на мировоззрение жителей греко-римского ареала было весьма велико. Поэтому кратко рассмотрим основные черты раннего христианства, изложенные в Библии и Предании Церкви:

1. Живой Бог, единый в трех Лицах, сотворил из ничего мир и человека как венец творения.

2. Человек был сотворен биологически бессмертным для постоянного общения с Богом, для любви в семье и наполнения земли потомством, для творческого господства над природным миром.

3. Однако человек согрешил, выбрав самому определять, что для него есть добро и что есть зло; тем самым он лишился биологического бессмертия, стал бояться общения с Богом, повредились его отношения в семье, и он стал зависим от неумолимой природной необходимости. Началась история человечества – история конфликтов, распрей, войн.

4. Бог не оставил попыток вернуть к себе согрешившее человечество и создал особый народ, который должен был находиться под прямым управлением Божьим – еврейский народ.

5. Однако евреи грешили и предавали Бога, как и прочие народы, не слушали и убивали Божьих посланников – пророков; и Бог наказал евреев рассеянием среди других народов.

6. Перед самым рассеянием среди евреев родился Сын Божий – безгрешный богочеловек Иисус Христос; Христос до 30 лет рос в послушании родителям, затем начал свое земное служение, в ходе которого проповедовал близость Царства Божьего, призывал и обучал учеников, исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых.

7. Через 3,5 года своего служения Иисус Христос был распят на кресте при прокураторе Понтии Пилате за то, что будучи человеком, объявляет себя Богом и по зависти иудейской религиозной верхушки; однако в Его смерти был Божественный замысел: взять на себя и смертью искупить грехи всех верующих в Него; на третий день Иисус воскрес из мертвых.

8. На 50-й день после воскресения Христа на учеников сошел Дух Святой, и из группы трусливых, непонимающих и предающих своего Учителя людей они превратились в смелых проповедников Евангелия, исполненных сверхъестественными дарами Духа Святого.

9. По проповеди учеников-апостолов образовалась христианская Церковь, ждавшая второго пришествия Учителя, единодушно пребывавшая в молитве, изучении Слова Божьего, обладавшая сверхъестественными духовными дарами и быстро распространявшаяся.

10. Однако со временем Церковь стала меньше ждать возвращения Христа, стала больше думать о земном, чем о небесном, и, как следствие этого, исторически сверхъестественные проявления в Церкви стали убывать, а начались естественные человеческие разделения, распри, политика; Бог судил Свою Церковь, допуская ее исторические поражения.

11. В конце человеческой истории Христос придет на землю второй раз для окончательного суда и разделения праведников и грешников; перед этим произойдет резкая поляризация сил добра и сил зла.

Чтобы понять, с какими ересями пришлось бороться христианству и христианской философии, выясним далее основные типы этих ересей.

Основные ереси в раннем христианстве (II-VII в. н.э.)

Все существовавшие тогда, да и сейчас тоже, христианские ереси можно разделить на три класса:

Эти ереси, будучи официально побежденными на Вселенских Собрах в IV–VII в. н.э., фактически были господствующими в христианской культуре. Средневековая культура, например, – это время господства монофизитской ереси. Потому в ней Бог был бесконечно велик, а человек – безнадежно ничтожен. Наоборот, европейская культура Нового Времени, вплоть до наших дней, есть культура арианская. В ней личность человека имеет абсолютную ценность, а Бог – великий учитель нравственности. Все три ереси, в той или иной мере проявились в исламе.

Апологетика и патристика (II–VII в. н.э.)

Иустин Философ (III в.)занимал среди апологетов прямо противоположную позицию относительно философии. Он считал, что языческая философия может помочь прийти к христианской вере, поскольку говорит о едином Боге, пусть и философским языком. Умер мученической смертью во время гонений императора Диоклетиана, потому назван еще и Иустин Мученик.

Дионисий Ареопагит (VI в. н.э.)

Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие (1-3 вв.)

Второе тысячелетие не изменило положения вещей. Отклонений от христианской истины, разделений и сект появилось гораздо больше, чем в первом тысячелетии. Некоторые течения, враждебные Православию, отличаются не меньшей страстностью прозелитизма и вражды к Православию, чем это наблюдалось в эпоху Вселенских соборов. Это говорит о том, как необходимо быть бдительными в хранении Православия. Особой бдительности в оберегании догматов требует ныне вышедший из кругов внецерковного христианства, неприемлемый для Православной Церкви, ложный путь для достижения доброй цели — пренебрежение догматической стороной христианкой веры для осуществления единства всего христианского мира.

Иудействующие

Назореи веровали в Божество Иисуса Христа, но настаивали на исполнении Моисеева закона христианами из иудеев, не требуя этого от не иудеев христиан (умеренные евиониты). Евиониты-гностики. Учение их возникло из учения иудейской секты ессеев, живших за Мертвым морем (раскопки в Кумране), объединенного с элементами христианства и гностицизма. Ессеи считали себя хранителями чистой религии, открытой Адаму, но впоследствии затемненной иудейством. Ев.-гностики признавали восстановление этой религии Христом, как носителем Божественного Духа; элемент гностический выражался во взгляде их на материю, как на злое начало, и в проповеди сурового аскетизма.

Гностицизм

В основе гностических систем лежат идеи создания высшего религиозно-философского знания, путем объединения греческой философии и философии ученого Александрийского иудея Филона с восточными религиями, особенно, с религией Зороастра. Таким путем гностики вырабатывали разнообразны системы, предполагавшие безусловное решение всех вопросов бытия. Метафизическим построениям они придавали фантастические символические формы. Познакомившись с христианством и даже приняв его, гностики не оставили своих фантастических построений, пытаясь соединить их с христианством. Так возникли многочисленные гностические ереси в христианской среде.

Гностики апостольского века

Керинф, александриец; его учение — смесь гностицизма с евионитством. Жил некоторое время в Эфесе, когда там пребывал ап. Иоанн Богослов.

Докеты признавали только призрачное человечество во Христе, так как считали плоть и материю, вообще, злом. Их обличал ап. Иоанн Богослов в своих посланиях.

Николаиты (Апокалипсис 2:14-15) исходя из гностических требований умерщвления плоти, допускали распутство.

В послеапостольское время

Маркиониты (по имени Маркиона, сына сирийского епископа, предавшего своего сына отлучению за гностицизм). Создатель ереси, Маркион, учил, что миром управляет, с одной стороны, благой Бог, начало духовное, а с другой стороны — сатана, как властитель материи. В Иисусе Христе, по учению Маркиона, сошел на землю Сам благой Бог, принявший на Себя призрачное тело. Маркиониты учили о недоступности познания Бога. Ересь держалась до 6-го столетия.

Манихейство

Ересь антитринитариев

Эта ересь, носившая также название монархиан, возникла на почве философского рационализма; еретики не признавали учения о трех Лицах в Боге. Она имела две ветви: динамитов и медалистов.

1) Динамиты ложно учили, что Сын Божий и Дух Божий есть Силы Божественные. (К ним принадлежал Павел Самосатский, еп. в Антиохии, 3-й век).

2) Медалисты, вместо учения о Троичности Лиц, ложно учили об откровении Бога в трех последовательных формах; их называли также патрипассианами, так как они приводили мысль о страданиях Бога Отца. (Видным представителем этой ереси был Савеллий, б. пресвитер Птолемаидский, в Египте).

Монтанизм

(Учение хилиазма держались, кроме монтанистов, и некоторые другие ереси, как напр., евиониты. Склонны были к этому учению и некоторые учители Церкви до 2-го Вселенского собора, на котором хилиазм был осужден).

4-9 вв. Арианство

Арианская ересь, долго и сильно волновавшая Церковь, имела своим первоначальным виновником александрийского пресвитера Ария. Арий, родившийся в Ливии и бывший слушателем богословской Антиохийской школы, избегавший всякой отвлеченности в истолковании догматов веры (в противоположность созерцательному духу и мистической склонности школы Александрийской), чисто рассудочно истолковывал догмат о воплощении, опираясь на понятие о Едином Боге, и стал ложно учить о неравенстве Сына Божия с Отцом и о тварной природе Сына. Его ересь захватила Восточную половину империи и, несмотря на осуждение на первом Вселенском соборе, держалась почти до конца 4-го столетия. После первого Вселенского собора продолжали и развивали арианство:

Аномеи, или строгие ариане,

Аэций, бывший диакон Антиохийской церкви, и.

Евномий, бывший до отлучения епископом Кизикским. Аэций и Евномий довели арианство до последних еретических выводов, развив учение о иной природе Сына Божия, не подобной природе Отца.

Ересь Аполлинария Младшего

Аполлинарий Младший — ученый человек, бывший епископ Лаодикийский (с 362 г.). Он учил, что богочеловечество Христа имело в себе не полную человеческую природу — признавая трехсоставность природы человека: дух, неразумную душу и тело, он утверждал, что во Христе только тело и душа человеческая, но Ум — Божественный. Большого распространения эта ересь не имела.

Ересь Македония

Македонии, епископ Константинопольский (около 342 г.), ложно учивший о Святом Духе в смысле Ариевом, а именно, что Святой Дух есть служебное творение. Его ересь осуждена на втором Вселенском соборе, который по поводу этой ереси и был созван.

(На втором Вселенском соборе были преданы также анафеме ереси евномиан, аномеев, евдоксиан (ариан), полуариан (или духоборцев), савеллиан и др.).

Пелагианство

Пелагий, родом из Британии, мирянин, аскет (нач. 5-го в) и Целестий пресвитер отрицали наследственность Адамова греха и переход вины Адама на его потомков, считая, что каждый человек рождается невинным и только, благодаря нравственной свободе, легко впадает в грех. Пелагианство осуждено на третьем Вселенском соборе вместе с несторианством.

Несторианство

Еретики именовали Пресвятую Деву Марию Христородицею, а не Богородицею. Ересь осуждена на третьем Вселенском соборе.

Ересь Монофизитов, или ересь Евтихия

Ересь монофизитов возникла в среде александрийских монахов и была реакцией на несторианство, умалявшее Божественную природу Спасителя. Монофизиты считали, что человеческая природа Спасителя была поглощена Его Божественной природой, и потому признавали во Христе только одну природу.

Кроме престарелого Константиноп. архимандрита Евтихия, давшего начало этому неправославному учению, ее защищал Диоскор, архиеп. александрийский, насильственно проводивший ересь эту на одном из соборов, благодаря чему сам собор получил название разбойничьего. Ересь осуждена на четвертом Вселенском соборе.

Ересь Монофелитов

Монофелитство было смягченной формой монофизитства. Признавая две природы во Христе, монофелиты учили, что во Христе одна воля, а именно, воля Божественная. Сторонниками этого учения были некоторые, впоследствии подвергшиеся отлучению константинопольские патриархи (Пирр, Павел, Феодор). Поддерживал его Гонорий, папа Римский. Учение это отвергнуто, как ложное, на шестом Вселенском соборе.

Иконоборчество

Протопресвитер Михаил Помазанский — один из величайших богословов нашего времени — родился 7 ноября 1888 г. (в канун Архистратига Михаила), в селе Корысть Ровенского уезда Волынской губернии. Родители его происходили из потомственных священнических семейств. Девяти лет о. Михаил был отдан в Клеванское Духовное Училище. По окончании Училища о. Михаил поступил в Волынскую Духовную Семинарию в Житомире, где на него обратил особое внимание Владыка Антоний Храповицкий.

С 1908 г. по 1912 г. о. Михаил учился в Киевской Духовной Академии. В 1918 г. женился на Вере Ф. Шумской, дочери священника, которая стала его верной и неразлучной спутницей. С 1914 г. по 1917 г. о. Михаил преподает церковно-славянский язык в Калужской Духовной Семинарии. Революция и последовавшее закрытие духовных школ вернули его на родину на Волынь, которая тогда входила в состав Польши. С 1920 г. по 1934 г. о. Михаил преподавал в Ровенской русской гимназии. В те же годы он сотрудничал в церковных издательствах. В 1936 г. он принимает священство и причисляется к клиру Варшавского Собора первым помощником протопресвитера. Эту должность он занимал до 1944 г. После окончания войны о. Михаил четыре года прожил в Германии.

В процессе становления церковного аппарата и установления канона руководители христианских общин всё решительнее и решительнее отказывались от социально-политической направленности раннего христианства. Это вызывало со стороны значительной части христиан протест, находивший своё выражение в виде различных ересей. Естественно, что первые христианские ереси могли возникнуть не раньше середины II в., так как до того времени отсутствовали и церковь и принятое вероучение. От многочисленных последующих еретических учений ереси II в. и частично III в. отличаются тем, что они выступали против устанавливаемых, а не уже установленных положений христианской догматики.

Несмотря на существенные различия в характере отдельных ранних ересей, все они имели кое-что общее. Все эти ереси выступали против епископата. Большинство из них в той или иной форме отстаивало идеи первоначального христианства. Социальной опорой массовых еретических движений были, насколько это можно проследить по дошедшим до нас скудным источникам, низы христианских общин: рабы, вольноотпущенники и свободная беднота. Ранние ереси принято подразделять на три большие группы: монтанизм, иудео-христианство и гностицизм; последние две в свою очередь делились на множество подгрупп.

Критика гностиками евангельского мифа о богочеловеке подрывало наиболее действенное оружие христианской проповеди в массах, абсолютно безразличных к философским спекуляциям гностиков. Вот почему церковь, заимствовавшая довольно много от гностиков, всё же вынуждена была в конце концов осудить это учение, как еретическое.

Обзор основных еретических учений II в. показывает, что раннее христианство возникло не из общины апостолов, как это утверждает церковная традиция, а формировалось в процессе ожесточённой борьбы за существование между многочисленными сектами. Ереси II в. выступали, как правило, не против, а именно в защиту верований своих предшественников — древнейших христианских общин времени Откровения Иоанна. От этих верований отказывалась зарождавшаяся церковь, которая стремилась к примирению с императорской властью.

Сектантство и протестантизм

Обращаясь к разделениям первых веков христианства, мы неожиданно для себя обнаружим, что те лжеучения и разделения, которые имели место в первые века христианства, существуют и по сей день. Они, безусловно, трансформировались, но по сути остались те же.

Сектантство и протестантизм

Отличительной чертой гностиков была вера в то, что лишь некоторые избранные обладают знанием тех тайн, которые определяют наше спасение и просвещение. Особое положение избранных и власть тайного знания привлекали многих. Чтобы утвердить свое учение, гностики произвольно добавляли и изымали целые главы Нового Завета. Гностицизм нес в себе элементы буддизма (с которым жители Средиземноморья были знакомы со времен Александра Македонского), греческой философии, пантеизма, смеси халдейского язычества и библейских представлений.

В основе гностицизма лежит мнимое противопоставление Божества и мира, где все материальное является злом и лишь духовное — благом. Св. Троица представлялась гностиками как множество абстракций, Ветхий Завет противопоставлялся Новому, духовное отделялось от плотского. Колыбелью гностицизма явился город Александрия. Гностики разделялись на ряд сект. Христос, по их мнению, не был воплощенным Богом, а лишь одним из духовных существ, имеющих связь с Богом. Причем здесь они расходились во мнениях: одни говорили, что Иисус был простым, смертным человеком; другие утверждали, что Он не был человеком вообще, а тело, которым Он был облечен, — всего лишь призрак. Следует заметить, что гностики были настолько далеки от христианства, что, по большому счету, о них не стоит говорить как о каком-то течении в христианстве.

Сектантство и протестантизм

Так назывались еретики, заблуждение которых состояло в том, что они под влиянием восточных языческих воззрений смотрели на материю как на зло. Отрицая воплощение Сына Божия, они считали тело Иисуса Христа призрачным и учили, что страдание Его и смерть были только кажущимися, но не действительными.

Существует несколько разновидностей докетизма: учение Василида о том, что человеческий элемент во Христе не участвовал в искуплении; учение Маркиона о том, что Христос явился исключительно как дух; учение Симона о том, что телесная природа Христа была лишь видимостью, иллюзией; учение Вардесана о том, что Христос был существом сверхъестественным, обладавшим лишь чувственным образом; учение Коринфа, согласно которому во Христе было два естества, не соединенные между собой, но соединившиеся случайно.

Сектантство и протестантизм

Сектантство и протестантизм

Появились в конце II в. в Палестине. Придерживались обрядового еврейского Закона: совершали обрезание, соблюдали субботу, употребляли кошерную пищу. Таким образом, они отвергали учение апостола Павла об освобождении от соблюдения Закона. Из книг Нового Завета евиониты признавали только Евангелие от Матфея и Откровение Иоанна Богослова.

Сектантство и протестантизм

Основатель его, Арий, был родом из Ливии. Он, как и гностики, отрицал Божественность Иисуса Христа. По мнению Ария, Христос — не Бог, а первый и совершеннейший из сотворенных Богом существ, Он выше всех ангелов и архангелов, но ниже Бога Отца. Подчеркивая тварность Христа, Арий утверждал, что, несмотря на Его преимущество перед небожителями, все же был на часах истории момент, когда Он родился, а посему Он — не Бог. При императоре Феодосии Великом был созван II Вселенский Собор (381 г.), на котором арианская ересь была окончательно осуждена.

Сектантство и протестантизм

Еретики ІІ~III вв.; учили, что всякое бытие имеет единое начало, единого Бога, тем самым умаляя значение догмата о Пресвятой Троице. Они отрицали ипостасное бытие Сына и Святого Духа, понимая Святую Троицу как три последовательных проявления одного Божества. Монархиане отстаивали Божескую монархию, отчего и получили свое название. Этой точки зрения придерживались византиец Фе- одот, Аремон, Праксей, Ноэт, Эпигон (II в.).

Сектантство и протестантизм

Учит, что Бог в Самом Себе, находясь в состоянии совершенного покоя, является чистой монадой, чуждой всякого различия. Однако, покидая для творения состояние молчания и покоя, Он является в трех разных формах — Отца, Сына и Святого Духа. В Ветхом Завете Бог дал Закон, в Новом — Он предстал спасающим Сыном и продолжает являться как Дух. Когда открылся в мире Отец, не было ни Сына, ни Святого Духа, и Отец перестал существовать, когда открылся Сын. С началом откровения Духа перестал существовать Сын. Настанет время, когда Дух закончит свое откровение и возвратится в Божественную монаду, куда возвратились Отец и Сын.

Сектантство и протестантизм

В 238 г. перс Мани провозгласил собственное учение, но преследуемый зороастрийскими жрецами вынужден был покинуть Персию и уехать на восток к границам Индии и Китая. Мани написал около шести сочинений, сохранившихся в отрывках, приведенных у арабских авторов.

Учение Мани о будущей жизни предполагает двойной дуализм — добра и зла, с одной стороны — духа, и материи, с другой. Тела уничтожаются полностью, никакого телесного воскресения не существует. Несмотря на жестокие гонения, манихейство довольно широ.ко распространилось в III и IV вв. и просуществовало на востоке до XI в.

Сектантство и протестантизм

Император Константин трижды разбирал этот спор, но в 316 г. окончательно подтвердил законность решения в пользу Цецилиана. На этом конфликт не закончился. К донатистам примкнул - и ряд других епископов. Секта донатистов, возникшая во времена Константина, существовала в продолжение трех столетий. Впоследствии среди донатистов возникли разногласия и распри, и в их среде появились противоборствующие группы. Активно боролся с ересью донатистов блаженный Августин.

Сектантство и протестантизм

Пелагий — первый богослов-британец. Его настоящее имя Морган, а имя Пелагий он получил в монашестве. Пелагий учил, что в каждом человеке уже со дня его рождения на земле живет сила, необходимая для того, чтобы совершать волю Божию, и, развивая в себе эту силу, человек может достичь вершин святости и даже безгрешности. Это учение Пелагия является антиевангельским, так как он исключил из него искупительную жертву Христа и действие Святого Духа. Он утверждал, что Адам и Ева своим грехом запятнали только самих себя и что никакого первородного греха в человеке нет, а с самого младенчества в нем имеется сила Божия, для святости, которую нужно развивать подвижнической жизнью. Блаженный Августин активно включился в борьбу с пелагианством, полупелагианством, и на Оронтском Соборе в 529 г. эта ересь была осуждена.

Сектантство и протестантизм

Избранный в 428 г. патриархом Константинопольским Несторий был крайне нетерпим к сектантам. Однако сам впал в ересь, проповедуя, что мать Иисуса Христа нельзя называть Богородицей, а только Христо- родицей, так как Она родила не Бога, а человека, с которым помимо Нее соединилось Слово Божие, предвеч- но рожденное от Отца, а человек Иисус был лишь обителью Божества и средством нашего спасения; по наитию Святого Духа этот человек стал Христом, т.е. помазанником, и Слово Божие пребывало с Ним в особом относительном соединении.

Все это вызвало бурю негодования против Нестория. К воротам Константинополя был прибит свиток,
обвиняющий Нестория в ереси. Он был сослан в монастырь св. Евпрепия близ Антиохии, а затем Ибис в Египте, где вскоре и скончался.

Сектантство и протестантизм

В V в. в восточной части христианской Церкви возникло ложное учение о том, что хотя Христос имел две природы — Божественную и человеческую, но Божественная Его природа якобы совершенно поглотила Его человеческую природу. По мнению монофизитов, во Христе было одно Божественное естество, а человеческое — лишь кажущимся. Это учение было осуждено на IV Вселенском Соборе в 451 г. в городе Халкидоне. V Вселенский Собор, состоявшийся в 553 г. в Константинополе, подтвердил решение IV Собора по монофизитам.

Однако решение Халкидонского Собора не было принято в Египте, Армении и отчасти в Сирии и Палестине. Непринятие Халкидонского догмата вскоре привело к образованию самостоятельных монофизитских Церквей. Так, в 536 г. был избран первый патриарх Коптской Церкви в Египте. В 1948 г. от нее отделилась автокефальная Эфиопская Церковь. Со временем все монофизитские Церкви стали Церквами определенных этнорелигиозных групп. Монофизитские Церкви отличаются в чинопоследованиях литургии в соответствии с традициями и некоторыми внешними формами.

Сектантство и протестантизм

Основная заслуга борьбы против монофелистства принадлежит греческому богослову, преподобному Максиму Исповеднику, который говорил о двух природах Христа и, соответственно, о двух Его волях.

Споры продолжались, и в 680 г. император Константин IV Погонат созвал VI Вселенский Собор в Константинополе, который осудил монофелитство как ересь. Собор утвердил, что во Христе следует исповедать две естественные энергии и две естественные воли, из которых человеческая следует Божественной, но не уничтожается ею.

Монофелиты основали Маронитскую Церковь, получившую свое название от монастыря св. Марона, в котором они скрывались от преследований. Маронитскую Церковь возглавляет патриарх, резиденция которого находится в Ливане.

Сектантство и протестантизм

Основателем этой секты, возникшей в VII в., был некто Константин, родом из Армении. Однажды у него остановился диакон и подарил ему рукописи четырех Евангелий и четырнадцати посланий апостола Павла. Это был редчайший подарок, так как простым верующим держать у себя Библию не разрешалось. Константин стал произвольно толковать прочитанное, вследствие чего впал в еретические заблуждения. Он полностью отверг Ветхий Завет, таинства, крестное знамение, церковную иерархию. Он нашел единомышленников, которые именовали себя павликианами, поскольку Константин считал себя последователем апостола Павла.

Секта продолжала распространяться, создавая все новые поселения своих приверженцев. Ее вожди Карвеас и Хирохир (871 г.) в союзе с мусульманами совершали набеги на Византию и занимались грабежами.

Алексей Фаворский

Посоветуйте каноническую книгу о древних ересях, где можно кратко, но в то же время в деталях прочитать о всех ересях до 7 Вселенского Собора.

Сектантство и протестантизм

Алексей, попробуйте тут поискать нужную информацию.

Наталья Вечкутова

В первые века были ещё безголовые, их так называли потому что они собирались без епископа, и Игнатий Богоносец осуждал это в своих посланиях, когда писал что собираться на молитву и причастие нужно только с епископом

Сектантство и протестантизм, можно ссылку на догматику Армянской Апостольской Церкви, где говориться, что """Божественная Его природа совершенно поглотила Его человеческую природу""" - если найдете, в этот же день приму православие )))
А если нет такого исповедания, то пожалуйста уберите эту информацию, вводящую людей в заблуждение.

Читайте также: