Рационалистические и иррационалистические трактовки бытия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие бытия выступает системообразующим принципом философской картины мира. Бытие — одно из фундаментальных понятий, которое задает широкий спектр смыслов, от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие человек пытается осмыслить свое место в мире.

Первый аспект проблемы бытия связан с постижением противоречивого единства бытия в природе, как целостного бытия вещей.

Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира.

Третий связан с идеей реальности, которая имеет внутреннюю логику развития и предшествует сознанию.

Вопрос о понимании бытия и его соотношении с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.

Бытие — философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно, независимо от человеческого сознания, воли и эмоций. Проблема интерпретации бытия и его соотношения с сознанием находится в центре философского мировоззрения.

Будучи чем-то внешним по отношению к человеку, предопределенным, бытие накладывает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. В то же время бытие является источником и условием всех форм человеческой деятельности. Бытие — это не только рамки, границы деятельности, но и объект человеческого творчества, постоянно изменяющееся бытие, сфера возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Трактовка бытия претерпела сложное развитие. Его общей чертой является противостояние материалистического и идеалистического подходов. Первый из них трактует основания бытия как материальные, второй — как идеальные.

Можно выделить несколько периодов в трактовке бытия.

Первый период — это мифологическая трактовка бытия.

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

Ряд направлений в современной философии пытается переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит из анализа человеческого существования.

В истории философии первая концепция бытия была дана древнегреческими философами 6-4 веков до н.э. — досократиками. Для них бытие совпадало с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

Вопреки сложившемуся в античности мнению, Парменид не отрицал чувственный мир вообще, а лишь доказывал, что для его философского и научного постижения одной чувственности недостаточно. Он считал разум критерием истины, но отвергал органы чувств из-за их неточности.

Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека - Основные философские подходы к пониманию бытия

Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека — Основные философские подходы к пониманию бытия

Основные философские подходы к пониманию бытия

Другие античные философы рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика у Гераклита — это концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в рамках материального космоса и представляет собой в основном круговорот материальных стихий — огня, воздуха, воды и земли. Здесь философ использует знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, потому что в каждый момент она все новая.

Бытие фиксируется в отношении к небытию, причем противопоставляется бытие по истине, открывающейся в философском размышлении, и бытие по мнению, которое есть лишь ложная, преображенная поверхность вещей.

Для Платона красота жизни и реального бытия выше красоты искусства. Бытие и жизнь — это подражание вечным идеям, а искусство — это подражание бытию и жизни, то есть имитация имитации.

Для объяснения того, что существует, Аристотель привел четыре причины:

сущность и суть бытия, в силу которых каждая вещь такова, какова она есть (формальная причина);

материя и субъект (субстрат), то, из чего что-то возникает (материальная причина);

движущая причина, начало движения;

целевая причина, то, ради чего что-то осуществляется.

Интерпретация бытия в рационалистической и иррационалистической философских традициях

Спиноза сделал центральной темой своей онтологии тождество Бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование любого другого начала, и, таким образом, как причину самой себя. Признавая реальность бесконечно разнообразных индивидуальных вещей, он понимал их как совокупность модусов — единичных проявлений единой субстанции.
Качественную характеристику субстанции Спиноза раскрывает в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя ограниченный человеческий разум может обнаружить только два из них — протяженность и мышление.

В своем натуралистическом взгляде на человека как часть природы Спиноза утверждал, что тело и душа взаимно независимы в силу онтологической независимости двух атрибутов субстанции. Спиноза сочетает этот взгляд с материалистической тенденцией в объяснении мыслительной деятельности человека: зависимость мышления человека от его телесности обнаруживается, по Спинозе, на стадии чувственного познания. Чувственное познание, по мнению Спинозы, часто приводит к заблуждению; будучи неадекватным отражением объекта, оно в то же время содержит элемент истины.

Рационализм Спинозы был наиболее силен, когда он противопоставлял понимание как единственный источник достоверной истины чувственному познанию.

Важной особенностью концепций бытия в новое время является то, что для них характерен субстанциальный подход к бытию, когда фиксируются субстанция (неразрушимая, неизменная субстанция бытия, его предельное основание) и производные от субстанции акциденции (свойства), преходящие, изменчивые.

С различными модификациями все эти особенности в понимании бытия встречаются в философских системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка (Великобритания), французских материалистов, физике Р. Декарта.

Но метафизика Декарта является истоком другого способа интерпретации бытия, в котором бытие определяется в русле рефлексивного анализа сознания, то есть анализа самосознания, или в русле понимания бытия через призму человеческого бытия, культурного бытия, социального бытия.

Отправной точкой философских рассуждений Декарта является сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающего все виды знания. Однако сомнение — это не убеждение агностика, а лишь предварительный методологический прием. Можно сомневаться в том, что внешний мир существует, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение, в любом случае, существует. Сомнение — это один из актов мышления. Я сомневаюсь, потому что я мыслю. Если, следовательно, сомнение является действительным фактом, то оно существует только потому, что существует мышление, потому что я сам существую как мыслитель.

Важная особенность концепций бытия в новое время

Отправной точкой философских рассуждений Декарта является сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающего все виды знания. Однако сомнение — это не убеждение агностика, а лишь предварительный методологический прием. Можно сомневаться в том, что внешний мир существует, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение, в любом случае, существует. Сомнение — это один из актов мышления. Я сомневаюсь, потому что я мыслю. Если, следовательно, сомнение является действительным фактом, то оно существует только потому, что существует мышление, потому что я сам существую как мыслитель.

Для И. Фихте подлинное бытие — это свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное бытие — продукт этой деятельности. У Фихте впервые предметом философского анализа становится культурное бытие, бытие, созданное человеческой деятельностью.

Философия Фихте основана на убеждении, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретико-созерцательному отношению к нему. Сознание не дано, а дано, порождает само себя. Его очевидность опирается не на созерцание, а на действие; оно не различается интеллектом, а утверждается волей. Осознай свое Я, создай его актом этого осознания — таково требование Фихте. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу.

В ряде философских концепций подчеркивается особая форма бытия — человеческое существование.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

ОНТОЛОГИЯ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Фихте, Шеллинг и Гегель, опираясь на открытие Кантом трансцендентальной субъективности, отчасти вернулись к докантовской рационалистической традиции построения онтологии на основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т.е. моментом, когда мышление выявляет свое тождество с бытием. Однако характер отождествления бытия и мысли (и соответственно онтологии и гносеологии) в их философии, делающей содержательной основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантовским открытием активности субъекта. Именно поэтому онтология немецкого классического идеализма принципиально отличается от онтологии Нового времени: строение бытия постигается не в статичном созерцании, а в его историческом и логическом порождении, онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.

1. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980;

2. Он же. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986;

3. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988;

5. Основы онтологии. СПб. 1997;

6. Гайденко П.П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура. – В кн.: Три подхода к изучению культуры. M., 1997;

7. Она же. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997;

8. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998;

9. Куайн У. Вещи и их место в теориях. – В кн.: Аналитическая философия; становление и развитие. М., 1998;

10. Деннет Д. Онтологическая проблема сознания. – В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998;

11. Gilson E. Being and Some Philosophers. Toronto, 1952;

12. Huber G. Das Sein und das Absolute. Basel, 1955;

13. Diemer Α. Einführung in die Ontologle. Meisenheim am Glan, 1959;

14. Logik and Ontology. N. Y., 1973;

15. Trapp R. Analytische Ontologie. Fr./M., 1976;

16. Ahumada R. A History of Western Ontology: From Thales to Heidegger. Washington, 1979;

17. Parts and Moments: Studies in Logic and Formal Ontology. Münch., 1982;

18. Wolf U. Ontologie. – Historisches Wörterbuch der Philosophie. Hrsg. J.Ritter, K.Grunder, Bd. 6. Basel – Stuttg., 1984, S. 1189–1200;

19. How Things Are, Dordrecht[a. o.], 1985;

20. Schonberger R. Die Transformation des klassischen Seinsverständnis. Studien zum neuzeitlichen Seinsbegriff im Mittelalter. B. – N. Y., 1986.

Платон и Аристотель

Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.

Что такое онтология?

Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.

Что изучает онтология?

Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.

Формирование онтологической мысли

В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.

К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.

Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.

В понимании неоклассической философии, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. В информатике и некоторых других научных дисциплинах онтология рассматривается также как система формализации области знаний с целью получения хорошо организованной и однозначно интерпретируемой картины, показывающей совокупность накопленных данных и их взаимосвязей.

Онтология у Платона

Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:

  • Идея, существующая в идеальном мире. Идея не возникает и не исчезает, не меняется со временем, ничего не впитывает и сама не становится частью чего-либо. Идея никак не ощущается и существует только в мысли.
  • Материальный объект, подобный идее. Он существует в физическом мире, создан на основе идеи и носит её имя. Объект движется, меняется и не может существовать вечно. Он воспринимается через ощущения.
  • Пространство или физический мир. Пространство вечно и служит местом для материальных объектов, но само находится за пределами ощущения и воспринимается через умозаключения.

Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.

Онтология у Аристотеля

Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.

Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.

Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.

Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское учение, согласно которому основу познания человеком мироздания составляет разум, и он же определяет поведение людей. Наиболее яркими рационалистами в истории философии являлись Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель.

Иррационализм – философское учение, которое утверждает об отсутствии или ограниченности роли разума в познании, а основное внимание иррациональным способам постижения бытия - инстинктам, догадкам, интуиции, откровениям. Наиболее яркими философами этого направления являются Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер.

Рациональное познание – это процесс приобретения знаний о предметах и явлениях посредством рассудка и разума, выявляющего частные элементы объекта познания, анализирующего и синтезирующего их, выстраивающего логические умозаключения и теоретизирующего. Рациональное познание – это познание путем умозаключений и теоретизирования с привлечением абстрактных понятий.

Например, Гегель – один из наиболее известных защитников рационального метода познания - указывал, что рациональность - это разумность, т е. умение мыслить в логических категориях.

Успехи рационального познания проявились прежде всего в научных открытиях, в становлении и развитии научно-технического прогресса. Рационалисты никогда не отрицали существование эмоциональной сферы человеческого разума, но могли согласиться с каким-либо влиянием этой сферы на процесс познания.

Иррационализм базируется на вполне обоснованном представлении о том, что разум – это еще не весь человек, но только его часть. В человеческом интеллекте (мозге) заложено еще нечто, что оказывает самое непосредственное влияние на процесс восприятия и познания человеком мира.

Значительный вклад в философию иррационализма внес крупный немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900). По мнению Ницше существование абсолютных истин является чистейшим вымыслом. Таких истин не существует. Всякое знание это набор выгодных для разных людей жизненных перспектив, которые могут быть изменены при изменении обстоятельств, как, например, в зависимости от политических целей, идеологических установок, размеров гонораров.

В 20 веке огромный вклад в дальнейшее развитие философии иррационального внес психоанализ, родоначальник которого австрийский писхиатр Зигмунд Фрейд своими исследованиями открыл огромный пласт того, что скрывается в человеке за пределами его разума и сознания – бессознательного. Благодаря этим исследованиям стало понятно, что духовная сферы человека гораздо сложнее, чем было принято думать раньше.




Ключевой для философии З. Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления. По Фрейду научное и художественное творчество – это сексуальная энергия, сублимированная (превращенная) в научную или творческую активность. Чем сильнее такая энергия – тем большие успехи могут ожидать ученого или творческого работника.

Сегодня высказывается мнение о том, что реальный процес познания не осуществляется как чисто рациональный. В нем всегда присутствуют иррациональные элементы: предрассудки, эмоции, подсознательные влечения, интуиция, мистические озарения и т.д. Было признано, что разуму недоступны те формы познавательной деятельности, которые неотчуждаемы от личности конкретного человека и связанны не с логическим мышлением, а с его догадками, интуицией и т.п. Современная философия уже не признает безусловного приоритета рационального перед формами иррационального познания, и наряду с научным знанием, признается существование религиозного, мистического, оккультного, художественного и др. видов нерационального знания. Для того, что избежать жесткого противопоставления рационального и иррационального, в современной философии принято говорить о различных типах рациональности. С этой точки зрения иррациональное является одной из разновидностей рационального. И такая точка зрения также правильна, поскольку иррациональное – это все равно продукт человеческого мышления, разума.

21. философский подход к познанию человека ( понимание философской антропологии, ее представители , основные подходы к пониманию природы и сущности человека, биологическое и социальное в природе)

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, [[Социология|социологии]

В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух Божественный, делая его своим достоянием. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы. Символы — это и наука, и религия, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.

Биологическое направление философской антропологии

Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу). Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

Функциональное направление философской антропологии

Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, искусство, язык и т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческую деятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

Читайте также: