Рабство это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

РАБСТВО — совокупность многообразных форм угнетения человека, в разные исторические эпохи связанных с неограниченным отчуждением от него предпосылок и результатов, целей и средств, предмета и смысла его деятельности; рабство как крайнее притеснение индивидов может выражаться в трех видах; политическом, духовном и экономическом.

В ходе истории менялись специфические черты этого отчуждения, вместе с ними преобразовывался и характер рабской зависимости. В древних индоевропейских обществах существовало противопоставление раба и свободного гражданина. Понятия рабского принуждения и свободы казались слишком очевидными для того, чтобы кто-либо усомнился в их истинности. Более того, само разграничение данных понятий служило демонстрацией осуществления идеи справедливости, основанной на том, что социальное неравенство возникает в строгом соответствии с неравенством природных законов. Именно поэтому рабство (также как, впрочем, и освобождение от него) не являлось в древности практической проблемой я обсуждалось теоретически только во имя обоснования торжества закона природы на все время и во всем — прежде всего, в истории общества, чье иерархическое строение уподоблялось иерархии “высших”, “промежуточных” и “низших” качеств человеческой натуры.

Древнегреческий язык и латынь обозначали человека, обладающего свободой, как лицо, принадлежащее роду, имеющее общее происхождение со своими соплеменниками, разделял ющее уклад их жизни и наделенное сходным с ними образом мысли — в обладании именно этими качествами было отказано рабу.В германских языках термин “рабы” относился к группе людей, исключенной из крайне замкнутой и строго оберегаемой среды равного, дружеского общения. И в том, и в другом случае раб представал чужаком, обделенным правом оставаться самим собой, — будучи исключенным из числа “своих”, он оказывался лишенным самости.

В Древней Греции Еврипид и Алкидамант отрицательно относились к тому, чтобы представлять обращение человека в рабство оправдывающим себя с точки зрения обоснования понятия свободы как такового. Однако ими не устанавливалась и не исключалась сама возможность появления рабской зависимости, поскольку они воспринимали свободу полностью независимо от того, каким образом в обществе происходит различение ее степеней, характеризующее то или иное политическое устройство.

Платон в “Государстве” полагал, что раб не должен быть в подчинении во вред себе — его существование исполнено благом только в том случае, когда он находится йод властью божественного начала: лучшие качества души должны быть взращены в нем “изнутри” или быть привиты ему “извне”. В другой платоновскойработе — в диалоге “1Ъэтет” — можно найти обратную сторону этой мысли: взращивая семена коварства, лжи и взаимных обид, рабское воспитание отравляет разум и освобождает дорогу самонадеянному преувеличению недостающей мудрости.

В Древнем Риме Катон Старший создал своего рода формулу рабского существования: рабом является существо, которое не должно знать ничего, кроме своей работы, еды, сна и обязанностей трудиться вплоть до самой смерти.

С появлением христианства произошло рождение понятия “свобода воли”, которое означало преодоление господства биологической природы человека над его духовной природой, победу души над телом. С этого момента начинается отсчет движения к преодолению рабства, поскольку “свобода воли” уже не была законным поводом для его утверждения. Хотя официальный запрет на продажу христиан в рабство язычникам был принят лишь в 583, после Маконского собора, христианское вероучение (наряду с митраизмом, иудейством, манихейством и т. д.) изначально подразумевало религиозное равенство людей. Политическая рабская зависимость в духовной сфере становилась прегрешением против человеческого права определять содержание своей деятельности и направлять ее на разрешение многотрудных задач, связанных с обретением самосознания. Если в Средневековье такое право было своеобразным божественным даром, то в Новое время оно становится даром индивидуальной самореализации. Умение сохранить оба эти дара опирается на устранение следов скрытого рабства в самом свободном состоянии..

Г. В. Ф. Гегель и некоторые его позднейшие последователи сопрягали проблему бесповоротного преодоления рабства с проблемой окончания исторического развития (см. Конец, истории). В пределах последней рабство имеет “субстанционалистское” истолкование, независимо от смены эпох представая воплощением несправедливости, свойственной “естественному состоянию”, полное избавление от остаточных форм данного состояния возможно, с точки зрения Гегеля, после того, как место древнего понятия “судьба” занимает понятие “политика”. В результате этого, с одной стороны, возникает перспектива освобождения индивидуального духа (намеченная в христианстве), ас другой — перспектива осуществления свободы индивидов в государстве. Совмещение обеих перспектив предполагает приближение конца исторического процесса, знаменующего собой уничтожение “моментов” рабской зависимости в любых обществах с наступлением эпохи современности.

К. Маркс понимал под рабством модель производственных отношений, соответствующую “античному способу производства” и отличающуюся тем, что при ней собственностью становятся не только средства производства, но и сами производители. Он выдвигал “историцистскую” интерпретацию этого явления, отождествляя его с особым — рабовладельческим — общественным строем и представляя использование труда рабов исключительно как старейшую разновидность эксплуатации. Квинтэссенция марксовского исследования рабства заключается, т. о., в обнаружении его экономической природы.

Во времена античности возможность развития феномена рабской зависимости скрывалась в сохранении дуалистической оппозиции между областью “внутреннего” (относящегося к способу существования, присущего определенному этносу) и областью “внешнего” (причисляемого к способам существования чужеродных и поэтому вредоносных этносов). В Средневековье и Новое время не исчезла эта оппозиция, но изменилось содержание: “внутренним” оказалось психологическое или духовное бытие человека, “внешним” — его социальное или мирское бытие. Однако в любую историческую эпоху теоретическое и, прежде всего, практическое решение проблемы рабства происходило при выделении такой практики (или практик), для которой отсутствует необходимость разделения ее эндогенных и экзогенных источников или, иными словами, необходимость того, чтобы представить ее либо проявлением “естественных” глубинных мотиваций, либо продуктом губительных окружающих условий.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

гнет, кабала, кабальщина, крепостничество, невольничество, неволя, оковы, путы, угнетение, узы, холопство, цепи, ярем, яремщина, ярмо

Смотреть что такое РАБСТВО в других словарях:

РАБСТВО

Содержание: Источники рабства. — Рабство у современных дикарей и варваров. — Рабство у арийцев и в Индии. — Рабство в Китае. — Рабство в Египте. — Рабс. смотреть

РАБСТВО

исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-р. смотреть

РАБСТВО

РАБСТВО, -а, ср. 1. Состояние, положение раба. Обратить в р. кого-н.(сделать рабом, рабами). 2. перен. Состояние полной зависимости,подчиненности. В рабстве у своего чувства. Духовное?. 3. Рабовладельческийстрой. Во времена рабства. смотреть

РАБСТВО

рабство ср. 1) Общественный строй, основанный на владении рабами (1). 2) Состояние, положение раба (1,2). 3) перен. Эксплуатация, угнетение одних людей другими. 4) перен. Полное подчинение чьему-л. влиянию или какому-л. увлечению.

РАБСТВО

рабство с.slavery; (состояние раба тж.) servitude, bondage, thraldom быть в рабстве (у) — be held in servitude (by) отмена рабства — abolition of slave. смотреть

РАБСТВО

рабство Неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчиненность, плен. См. неволя. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. рабство неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчиненность, плен; рабская зависимость; путы, крепостничество, невольничество, узы, холопство, ярмо, оковы, угнетение, цепи, гнет, ярем. Ant. свобода Словарь русских синонимов. рабство невольничество, неволя, кабала / как символы рабства: оковы, цепи; путы, узы (книжн.) см. также угнетение 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. рабство сущ. • неволя Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. рабство сущ., кол-во синонимов: 15 • гнет (19) • кабала (8) • кабальщина (3) • крепостничество (1) • невольничество (3) • неволя (21) • оковы (10) • путы (9) • угнетение (27) • узы (13) • холопство (21) • цепи (7) • ярем (9) • яремщина (2) • ярмо (11) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: гнет, кабала, кабальщина, крепостничество, невольничество, неволя, оковы, путы, угнетение, узы, холопство, цепи, ярем, яремщина, ярмо. смотреть

РАБСТВО

РАБСТВО, исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при к-рой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-. смотреть

РАБСТВО

Рабство Содержание: Источники рабства. — Рабство у современных дикарей и варваров. — Рабство у арийцев и в Индии. — Рабство в Китае. — Рабство в Египт. смотреть

РАБСТВО

первая исторически возникшая и наиболее грубая форма эксплуатации, при к-рой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина. смотреть

РАБСТВО

• Δου̃λος, δουλοσύνή, Состояние личной неволи у греков было разнообразно как по своим причинам, так и по своим проявлениям. Так, мы встречае. смотреть

РАБСТВО

один из древнейших правовых институтов, представляющий собой право собственности (частного лица, общины, государства) на человека как на вещь. Обычными. смотреть

РАБСТВО

(Slavery). Состояние вынужденной и полной зависимости от коголибо. Рабство было общепринятым в Древнем мире; оно играло значительную роль в экономической и социальной жизни. Обычно рабами становились те, кто потерпел военное поражение. Часто в рабство попадало, вместе с воинами, все население побежденной страны. Работорговля стала краеугольным камнем в грекоримском мире, достигнув своего пика во II в. до н.э. В 100 г. до н.э. главный рынок рабов находился в Делосе, куда ежедневно свозили и там же продавали десятки тысяч рабов. После палеетинского похода император Тит продал в рабство девяносто тысяч евреев. Рабы различались между собой по своему статусу. Одни составляли "бригады", работавшие на полях и в шахтах; другие были ремесленниками и даже управителями. Нередко рабы были гораздо зажиточнее свободных работников. Римские законы защищали рабов и обеспечивали им определенные права, даже обладание частной собственностью, так что порой раб мог выкупить себя и свою семью (Деян 22:2728). К I в. число рабов в Римской империи увеличилось настолько, что это стало создавать проблемы. Нередко вспыхивали восстания, рабовладельцев все чаще охватывали страхи и подозрительность. Если раб нападал на хозяина, казнили всех рабов в доме. Начиная со 136 г. около 70 тыс. восставших рабов Сицилии четыре года противостояли Риму. Воеставших рабов, вплоть до эпохи христианских императоров, распинали. Однако ктото должен был исполнять гражданские обязанности, включая военную службу, и потому между 81 и 49 гг. до н.э. были отпущены на волю 500 тыс. рабов, хотя все население столицы составляло в то время 800 тыс. человек. Среди вольноотпущенников в Риме было много иудеев, принявших римские имена; это видно из надписей в катакомбах. В ВЗ. В ВЗ рабство рассматривалось как законный общественный институт; но в Израиле оно было гуманнее, чем в других странах Ближнего Востока. Поскольку в Израиле использование труда наемных работников оказалось экономически выгоднее, рабство не получило здесь широкого распространения. Рабы обычно исполняли обязанности по хозяйству и работали вместе с членами семьи на полях. Приобретали их разными способами: просто покупали, брали как плату за долги, получали по наследству, наконец, брали как военнопленных. В ВЗ есть примеры того, как отец продает дочь(Исх21:7; Неем5:5), вдова продает детей (ЗЦар 4:1), люди продают себя (Лев 25:39; Втор 15:1217). Человека можно освободить, купив его (Лев 25:4855), отпустить на волю, согласно закону субботнего года (Исх 21:111; Втор 15:1218), юбилейного года (Лев 25:855), в случае смерти хозяина (Быт 15:2). Рабы считались членами семьи; если они были евреями, они обладали правом на субботний отдых и участие в религиозных праздниках. У них могла быть собственность, даже собственные рабы. Часто жена и наложницарабыня пользовались совершенно одинаковыми привилегиями. Раб был защищен от жестокого обращения, особенно против действий, угрожавших его жизни (Исх 21:20). Человек, укравший раба, подвергался суровому наказанию (Исх 21:16). Израильский народ пережил египетское рабство, и опыт Исхода играет существенную роль как в ВЗ, так и в НЗ. Столь же значительное место он занимает в теологиях освобождения. В НЗ. В ранней Церкви отсутствовала критика рабства как общественного института. Однако отношения раба и хозяина видели поновому (Флп), поскольку в глазах Божьих " нет раба, ни свободного" (Гал 3:28), и оба несут ответственность перед Богом (Еф 6:59). Межличностные отношения были пересмотрены в категориях духа Христова и Его Царства. Полноценный результат этого процесса проявился только в эпоху Реформации, когда стала утверждаться библейская истина о личном достоинстве человека. В церковной истории. В первые христианские века рабство было общераспространенным явлением, о чем сохранились многочисленные свидетельства. Существовал запрет на крещение рабов, если хозяин не был христианином. Раб не мог быть рукоположен, если хозяин (непременно христианин) не давал ему вольную. Раб не мог жениться или уйти в монастырь без разрешения хозяина. Рабов нередко освобождали на Пасху, когда люди праздновали Воскресение Христово. Несмотря на попытки Юстиниана (52765) запретить рабство, число рабов снова выросло; после падения империи они были закрепощены. Крестовые походы укрепили рабство обеих противоборствующих сторон Рим служил центром работорговли, а Венеция продавала мусульманам даже рабовхристиан. В XV в. возникла торговля рабами, гл. обр. во владениях Португалии. Открытие Америки потребовало труда чернокожих, что привело к расцвету работорговли. Около пятнадцати миллионов рабов привезли в Америку, в основном в ВестИндию и Юж. Америку. Однако, хотя и редко, христиане протестовали против рабства. Квакеры (1671), Моравские братья, методисты, евангелики в Англии и Америке отстаивали моральные нормы, не совместимые с таким злом. Трактат против рабства написал Дж. Уэсли. К сожалению, консервативные голоса в церквях высказывались против аболиционизма; свет открывался им слишком медленно. Эти силы часто сочетались с политическими и экономическими интересами, связанными с сохранением института рабства; возможные последствия подобной политики в полной мере не сознавались. Благодаря усилиям таких евангелических лидеров, как Г.Шарп, У. Уилберфорс и Т.Кларксон, в 1807 г. в Британии, а в 1827 г. в Британской империи рабство было отменено. В янв. 1808 г. Американский конгресс также запретил работорговлю, хотя торговля рабами между отдельными штатами и рабовладение процветали попрежнему. В США Католическая и Протестантская епископальная церкви не заняли определенной позиции в вопросе о рабстве; большинство других церквей разделилось во мнениях, примкнув к позициям Севера и Юга. W.N.Kerr (пер. Ю.Т.) Библиография: G. W. Barnes, The AntiSlavery Impulse; D. В. Davis, The Problem of Slavery in Westem Culture and The Problembf Slavery in the Age of Revolution; M.I. Finley, ed., Slavery in Classical Antiquity; J. Mendelsohn, Slavery in the Ancient Near East; W. L. Westermann, The Slave Systems of Greek and Roman Antiquity; T. Wiedemann, Greek and Roman Slavery. См. также: Аболиционизм. . смотреть

РАБСТВО

(Авдут) У всех без исключения народов существовал в древности институт Р. Оно не только было дозволено, но составляло необходимую основу существовани. смотреть

РАБСТВО

РАБСТВО

РАБСТВО

Ра́бство плантационное на территории Америки, форма эксплуатации в виде прямого насильственного принуждения к труду непосредственных производителей — р. смотреть

Продолжаем тему рабства, в прошлой статье я писал об одном из худших процессов человеческой истории, а именно о трансатлантической работорговле. Сегодня дополню эту печальную историю, рассказав об истоках.Более древние системы рабовладения конечно же тоже были далеко не подарком судьбы, но торговля рабами в Америке взяла, пожалуй, всё худшее от предшественников.

Начнём с известного института рабства, а именно с античной Греции. Греки считали, что рабство вполне себе естественный процесс, т.к. большинство рабов были варварами. Многие соседние народы действительно проигрывали грекам в областях культуры, политической жизни, экономики и конечно же военного дела (что и стало решающим фактором). Одним из основных маркеров для различения населения был именно язык. Аристотель, который несмотря на свои многочисленные заблуждения был очень влиятельным полагал, что некоторые люди - рабы по своей природе.

Аристотель говорил "Очевидно, что одни естественно являются свободными, а другие - естественно рабами, и по отношению к последним рабское отношение столь же полезно, как и справедливо"

Эта идея, несмотря на свою бредовость тысячу лет оставалась популярной. Греки конечно сильно распространили идею рабства, но римляне подняли её на совершенно новый уровень. Рабы составляли около 30% всего населения Рима, что схоже с населением Америки на пике рабства, римляне также изобрели плантации, где они заставляли огромное количество рабов работать на огромных фермах - латифундиях, огромных землевладениях, специализирующихся на выращивании культур на продажу (зерно, виноделие и производство оливкового масла), также набирали популярность гладиаторские бои.

Мир иудеев и христиан, тоже к этому приобщился, т.к. в Библии достаточно строк, оправдывающих рабство, в частности, по отношению к африканцам. Особенно часто цитировался момент в Бытие, где Ной проклинает Ханаана

Это было основанием для рабства в следующие века. Были сформировано 2 идеи

1. Рабство может быть наследственным и передаваться из поколения в поколение.

2. Рабство - результат людского греха

Обе идеи служили мощным основанием для удержания целом расы в цепях.

Но не только эти древние цивилизации послужили основанием для последующих событий. арабы были первыми кто привозили африканцев к себе в качестве рабов. Мусульмане различали их по цвету кожи, народ Туарегов до сих практикует подобный подход, пусть и в ограниченном масштабе. Рабов было настолько много, что в 865 году на территории государства Аббасидов (ближний восток) они приняли подняли серию восстаний, которое было настолько разрушительным, что даже убедило арабов в том, что плантационное рабство римской модели того не стоит.

Уже к новому времени идею о естественном рабстве объединили со словами из библии. Испанцы и португальцы имели самую тесную связь с исламским миром, поэтому они были первыми из европейцев, кто сделал из продажи людей крупный бизнес. Логично, что иберийцы первыми увидели расизм по отношению к чёрным и именно они помогли определить настрой трансатлантического рабства, принципы унаследованные от сложного сплетения рабовладельцев, живших до них.

В итоге события XVI - XVIII веков стали кульминацией многовекового развития рабства. Хочется повесить ответственность на одну группу людей, но обвинить одних то же самое, что оправдать других. К сожалению многие люди полагали, что человек может быть всего лишь собственностью, мы лишь можем не повторять их ошибок.

Рабство

Рабство — это система общественных отношений, в которой принципы права собственности применяются к человеческим существам, позволяя отдельным лицам приобретать, владеть и распоряжаться другими людьми. Раб по закону считается собственностью или имуществом своего господина или хозяина и лишен всех или большинства прав, обычно принадлежащих свободным людям.

Абсолютное запрещение рабства, работорговли, а также институтов и обычаев, сходных с рабством, как наиболее тяжких преступлений против свободы личности является общей нормой международного публичного права, прочно утвердившейся и в качестве правового обычная, и в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями. Запрет на работорговлю и рабство также закреплен в международных конвенциях, посвященных конкретно данной тематике, а также в многосторонних договорах и декларациях, касающихся основных прав и свобод человека.

История рабства.

Самые ранние формы рабства зародились еще в Месопотамии около 69 века до нашей эры, когда общины во время войн захватывали в плен своих врагов и принуждали их насильно работать. Обращение в рабство и использование рабского труда в широком масштабе стало практиковаться в 26 веке до нашей эры древними египтянами, совершавшими набеги вверх по Нилу для захвата и порабощения туземных племен. Римская империя обратила в рабство многие завоеванные ею народы. В 1-м веке до нашей эры рабы составляли почти 40% населения Рима.

Второе тысячелетие ознаменовалось появлением новой формы рабства, известной как крепостное право. Бедное сельское население практически полностью попало в крепостную зависимость. В некоторых странах положение зависимых крестьян мало отличалось от положения рабов: власть землевладельца была абсолютной. Крепостные обрабатывали господскую землю, платили оброк и исполняли множество разных повинностей, начиная с работ по ремонту хозяйских построек и заканчивая военной службой.

В течение 19-го века был заключен ряд многосторонних договоров, направленных на развитие международного сотрудничество в борьбе с работорговлей, важнейшим из которых был Генеральный акт Брюссельской конференции по борьбе с работорговлей 1890 г. К концу 19-го века запрещение рабства и работорговли стало рассматриваться в качестве нормы международного обычного права.

Тем не менее в отдельных частях мира рабство, как в своей традиционной форме, так и в виде различных институтов и обычаев, сходных с рабством, продолжает существовать и поныне, несмотря на практически всеобщее признание государствами договоров, предусматривающих обязательство обеспечить его полную отмену.

Определение рабства имеет первостепенное значение для международного сообщества в его усилиях по эффективному искоренению этого явления.

Международная организация труда (МОТ) определяет рабское положение работника по следующему списку признаков: выполнение работы вопреки собственному желанию; нарушение законных трудовых прав; отсутствие возможности уволиться; ограничение физической свободы; наличие на рабочем месте надсмотрщиков; применение к работнику физического насилия.

Основные международно-правовые документы по борьбе с рабством и работорговлей.

Основными международными договорами, касающимися работорговли и рабства, являются Конвенция о рабстве 1926 г., с изменениями, внесенными Протоколом 1953 г., и Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.

Согласно ст. 99 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. каждое государство должно принимать эффективные меры для предотвращения и наказания перевозки рабов на судах, плавающих под его флагом, и для предупреждения противозаконного пользования его флага для этой цели. Раб, нашедший убежище на борту любого судна независимо от его флага, ipso facto свободен. Кроме того, согласно ст. 110 военные корабли и другие суда, находящиеся на государственной службе, имеют право останавливать, посещать и обыскивать любое торговое судно в открытом море, если существуют разумные основания подозревать, что данное судно занимался работорговлей.

В последнее время свобода от рабства или подневольного состояния стала частью международной системы защиты прав человека. Она гарантируется в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; в ст. 6 Американской конвенции о правах человека 1969 г.; и в ст. 5 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.

Конвенции, направленные на защиту прав женщин и детей, в частности, обязывают государства-участники принять все необходимые меры для пресечения торговли женщинами и детьми во всех их формах.

Одним из последних документов в этой области является Протокол 2000 г. о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

Рабство и работорговля также запрещаются статьей 4 Дополнительного к Женевским конвенциям 1949 г. протокола II 1977 г., касающегося защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов.

Рабство как международное преступление.

Существует единодушное мнение о том, что, как и пиратство, рабство является международным преступлением. Государства обязаны предотвращать рабство и привлекать к ответственности причастных к нему лиц. Любое государство, которое в рамках государственной политики дозволяет рабство или не проявляет должных усилий для его предупреждения и наказания причастных к нему лиц, считается нарушителем международного права

В месте с тем, рабство также относится к преступлениям международного характера. Следовательно, частные лица и другие негосударственные субъекты, вовлеченные в работорговлю и рабство, несут уголовную ответственность непосредственно по международному праву и, в соответствии с принципом универсальной юрисдикции, могут быть судимы и наказаны любым государством, задержавшим подозреваемых.

Современные формы рабства.

Практики, сходные с рабством, такие как долговая кабала, крепостное право, принудительный труд, а также продажа и эксплуатация женщин и детей, уже давно включены в повестку дня международных органов, особенно МОТ, и запрещены в международных конвенциях по борьбе с рабством и многосторонних договорах в области прав человека и основных свобод.

Долговая кабала.

Долговая кабала — наиболее распространенная форма современного рабства, от которой страдают миллионы взрослых и детей во всем мире, в том числе многие трудящиеся-мигранты. Долги работников, трудящихся на фабриках, кирпичных мануфактурах и шахтах, часто передаются следующему поколению. Практика долгового рабства все еще распространена в таких странах, как Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан и Шри-Ланка.

В ст. 1, п. a Дополнительной конвенции об упразднении работорговли. долговая кабала определяется как:

положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не зачитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен.

Долговая кабала возникает, когда человек берет у недобросовестных заемщиков деньги или имущество в долг, который не в состоянии погасить. Оплата работы в счет погашения долга не только не позволяет выплачивать задолженность, но зачастую даже не достаточна для его существования.

Некоторые страны принимают специальные меры для предотвращения кабального труда; например, Индия и Пакистан выплачивают долги лиц, признанным в качестве кабальных работников, а также создают условия, при которых освобожденные от кабального долга работники не могут получить другой заем, возвращающий их в положение должника.

Крепостное состояние.

Крепостное состояние — форма рабства, при которой в соответствии с законом, обычаем или соглашением одно лицо должно жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, выполняя для него определенную работу, или за вознаграждение или без такового, и не может изменить это состояние. Крепостное право широко применялось в Европе в средние века, вплоть до эпохи Позднего Возрождения – 16-го и 17-го веков. Крепостное состояние являлось наследственным и охватывало целые семьи на постоянной основе.

Принудительный или обязательный труд.

Принудительный труд также запрещен в ряде глобальных и региональных документах по правам человека. Можно утверждать, что запрет принудительного труда является нормой общего международного права.

Принудительное замужество и торговля женщинами.

Продажа или принуждение женщин к вступлению в брак или передача женщин за вознаграждение между отдельными лицами или группами лиц являются одними из самых старых форм рабства. Женщины нередко похищаются или покупаются в бедных странах и продаются в развитых, где их заставляют насильно трудиться, вступать в браки или заниматься проституцией. Исторически принудительное замужество и торговля женщинами не получали такого же широкого внимания, как другие формы рабства. Тем не менее, торговля женщинами вызывает все более глубокую обеспокоенность мирового сообщества.

Эксплуатация, перевозка и принудительный труд детей.

Статья 1, п. d Дополнительной конвенции об упразднении рабства в определении практик, сходных с рабством, включает:

любые институты или обычаи, в силу которого ребенок или подросток моложе восемнадцати лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда.

Похожие записи

Свобода мысли и слова — это фундаментальная свобода человека, которая предполагает право беспрепятственно формировать,

Коллективные права или права солидарности — совокупность прав и свобод человека, особенность которых заключается

Рабство является исторически одной из первых форм эксплуатации человека и его труда. К тому же, исследователи отмечают не только первоначальность этого явления, но еще его жестокость и грубость. Рабовладельцы не отказывали себе в том, чтобы издеваться над рабами, проявлять к ним самые крайние формы жестокого отношения, считая их своей собственностью. В рабстве раб, наряду с орудиями производства, в действительности являлся собственностью своего владельца: владелец мог продавать раба, покупать его снова, обменивать его на различные вещи первой необходимости, а также всячески эксплуатировал и заставлял осуществлять самую сложную работу, за которую никогда бы не взялся сам господин.

Иное историческое определение дали рабству другие исследователи этого феномена. Они назвали его не просто явлением: рабство – это состояние общества, в котором допускается возможность нахождения одних людей (рабов) в собственности у других людей (господ). Господин полностью владеет рабом и его жизнью, распоряжается его телом, может продавать его, может позволять некоторые поблажки и допущения, если сам этого захочет. Будучи собственностью другого человека, раб не принадлежит самому себе. Он не может распоряжаться собой, выбирать свое будущее, настоящее времяпровождение. У него не может быть желаний освободиться, поскольку он полностью под контролем господина и должен подчиняться лишь его воле.

Рабство возникло естественным путем, как считают историки и исследователи. В обществе всегда были люди, которые обладали меньшими правами и свободами, а также люди, которые могли эти пользоваться. Они осознавали, что бесправные могут трудиться и осуществлять любую деятельность лишь за право выжить. Человек, который по тем или иным причинам попадал в рабство, не имел никаких прав, к тому же у него не было экономического стимула к тому, чтобы осуществлять свою деятельности. Таким образом, рабы осуществляли работу только по прямому принуждению, подвергались различным испытаниям:

  • Их клеймили, чтобы отметить их низшее, унизительное место в обществе;
  • Рабов заставляли заниматься самым ужасным трудом, за который никогда бы не взялся ни один господин или человек, обладающий правами;
  • Раб находится в полной собственности своего господина, не может самостоятельно покинуть его или землю, за которой он закреплен;
  • Рабы носили определенную одежду, ошейники, чтобы их положение было подчеркнуто также внешними признаками.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, раба приравнивали к вещи, и никто не предполагал, что раб может изменить свой статус и избавить от этих атрибутов.

В целом, в истории есть несколько случаев, когда рабов освобождали, и они получали возможность развиваться, подниматься по карьерной и экономической лестнице вверх. Но в подавляющем большинстве случаев рабы оставались рабами без прав и свобод, их дети продолжали дело родителей, и это клеймо переходило из поколения в поколение.

Особенности рабства в истории человечества

Рабство появилось еще в период разложения первобытнообщинного строя. Затем оно легло в основу рабовладельческого строя, просуществовавшего довольно значимый период человеческой истории. В основном было несколько источников, с помощью которых в обществе всегда были рабы:

  1. Иноплеменники, которые были захвачены в плен во время военных действий или действий, которые предпринимались специально для того, чтобы осуществить набег и разорить некоторые территории;
  2. Соплеменники, которые были обращены в рабство за невозможность уплачивать налоги и долги, а также в качестве наказания за совершенные преступления – воровство, убийства;
  3. Естественный прирост рабской силы;
  4. Работорговля, которая была отлажена по всему миру.

Что касается классического рабства, то его расцвет был достаточно кратковременным. В самой природе рабского труда были заложены причины, по которым он все равно завершит свое существование и переродится в более современные формы. Например, рабы испытывали отвращение к работе, которую они исполняли, и такое отношение не могло не привести к экономической неэффективности рабства. Такие условия требования в лучшем случае модификации рабской зависимости, изменения условий взаимоотношение раба и его владельца. Так, рабство постепенно угасало из-за уменьшения потока рабов, из-за того, что они постоянно бунтовали и выступали за свои права, при этом отказываясь от осуществления своей работы. Рабовладельцы были попросту вынуждены искать новые формы эксплуатации, чтобы поддерживать экономический баланс и благосостояние.

Таким образом, начали появляться новые формы мотивации раба, ведь рабовладельцы стремились заинтересовать его в собственной деятельности. Это стало фактором, который повысил эффективность эксплуатации. Многие рабы закреплялись за своей землей и постепенно начали сливаться с колонами. Исторически этот момент стал переломным, обусловленным экономическими причинами. Он привел к фактическому стиранию различий между рабами и колонами. Рабство очень широко распространялось по всему миру, народы использовали различные способа владеть человеком, его жизнью, но при этом относиться к нему так, чтобы он не чувствовал видимого угнетения. Развивались новые формы рабства, некоторые из которых стали исторически закрепленными, а некоторые быстро угасали. Фактически, рабство исчезло только в 20 веке, последней страной стала Америка из-за некоторых документальных расхождений.

Читайте также: