Орошение полей у берегов нила кратко

Обновлено: 04.07.2024

Орошаемое земледелие начало возрождаться лишь при иранской дина­стии Сасанидов (224-651 гг. н. э.). Однако настоящий подъём произошёл в эпоху Арабского халифата (750-1258 гг.), когда города Багдад, Басра и Куфа превратились в крупные культурные и торговые центры. Это было время строительства новых плотин, шлюзов, водохранилищ, каналов, водоподъём­ных устройств и водяных мельниц. Арабы оставили научные труды по искус­ству орошения. И опять развитую земледельческую культуру безжалостно уничтожили завоеватели - на этот раз монголы, вторгшиеся сюда в 1 258 г. Водорегулирующие дамбы и оросительные системы были разрушены - это привело к тому, что паводки вновь стали неконтролируемыми.

Там, где 8 тыс. лет назад процветала первая сельскохозяйственная ци­вилизация, сейчас простирается бесплодная пустыня. Ученые справедливо и метко полагают, что чрезмерная эксплуатация этих земель привела к такому печальному результату.

Земледелие Египта.Государства, возникшие на берегах Нила в конце IV тысячелетия до н. э., обладали богатыми природными ресурсами и уни­кальными возможностями орошаемого земледелия. У древних египтян зем­леделие достигло высокой степени развития. В отдельных источниках опи­сывается техника виноделия, земледельческие орудия

В Египте, как и в Месопотамии, основой земледелия было налаженное ирригационное хозяйство. Почвы, формирующиеся на аллювиальных отло­жениях великой африканской реки, были и остаются одними из плодород­нейших в мире. Ежегодные разливы Нила снабжали поля водой и приносили ил, способствуя восстановлению истощенных почв. Объяснения явлениям природы, изменениям в поведении Нила египтяне находили в мифах об Оси­рисе и Исиде.

Осирис — бог растительности, умирающей и воскресающей природы. Его сестра и жена Исида - богиня плодородия и воды. Вместе они научили людей обрабатывать зем­лю, выпекать хлеб, строить города. Однако их брат Сет, олицетворение сил зла и бог пустыни, желая занять место Осириса, убил его, расчленил на 14 кусков и разбросал их по всему Египту. Исида собрала тело мужа и оплакала его. Хотя вернуть к жизни Оси­риса не удалось, у них родился сын Гор. Он победил Сета и воскресил отца. Однако Оси­рис не вернулся на землю, а воцарился в мире усопших.

Земледельческие обрядовые праздники, которые отмечали в течение всего года, были тесно связаны с культом Осириса и Исиды. Древнеегипетский год состоял из 12 ме­сяцев и делился на три периода: время разлива Нила (современные июль-ноябрь), время посева (ноябрь-март), время жатвы (март-июль). Начало года почти всегда оно совпа­дало с появлением на небосводе звезды Исиды-Сотис (Сириуса). После 70-дневного от­сутствия эта самая яркая звезда показывалась в восточной части горизонта. По древне­египетскому календарю, созданному в IV тысячелетии до н. э., этот день считался пер­вым в году. Вскоре после этого происходил подъем воды в Ниле, который объясняли тем, что богиня, находясь в верховьях реки, оплакивает мужа.

Наиболее низкий уровень воды в Ниле приходился на конец первой декады мая. С июля вода равномерно поднималась до конца первой декады сентября, пока не достигала наибольшей высоты. Нил выходил из берегов и заливал широкую пойму. Поперёк русла за­ранее строили невысокие дамбы и таким образом делили реку на отдельные бассейны. Вода держалась в них по несколько недель. Вместе с ней на поля поступал плодородный ил — превосходное естественное удобрение.

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

В ноябре, после того как земля достаточно пропитывалась влагой, поля засевали. А в апреле уже созревал урожай. Начало его сбора отмечали праздником жатвы. Сам фараон срезал ритуальный сноп. В этот период начинали дуть жаркие ветры из пусты­ни, и к середине мая уровень воды в Ниле становился наименьшим. Сотис исчезал с гори­зонта. Египтяне верили, что это Сет вновь убил Осириса и безраздельно господствует в мире.




Большие масштабы приняли ирригационные работы после образования около III тысячелетия до н. э. древнеегипетского государства: сооружались плотины, которые должны были задерживать воду на полях, проводились ка­налы для орошения засеянных полей, устраивались дренажные каналы, осу­шавшие болота и заболоченные участки. Получила широкое распространение так называемая бассейновая система орошения. Наполнение бассейнов про­изводилось при помощи канала, голова которого находилась выше по тече­нию. Когда почва в одном бассейне достаточно напитывалась влагой, откры­вали шлюз, ведущий в соседний бассейн. Сами бассейны делились валиками на квадраты, в которых вода стояла, пока ил не оседал слоем толщиной до 1 мм. Орошение в долине Нила и постройка ирригационных систем требовали огромного человеческого труда. Для того чтобы уменьшить затраты, конст­руировались различные приспособления, в частности водоподъемники.

При уборке урожая египтяне срезали только сами колосья, а стебли злаков стояли на поле нетронутыми. Благодаря этому, землю не вымывала вода, не выдувал ветер и, что немаловажно, при разливе Нила между ними задерживался ил. Таким образом, и сохранялось плодородие почвы.

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

В эпоху освоения меди предки египтян приступили к постоянной обра­ботке земель в пойме Нила. С. М. Скорняков отмечает, что Древний Египет (II тысячелетии до н. э.) по уровню своего развития не отличался от государ­ства Шумер. Отмечалась сложная система ирригации. К началу III тыс. до н.э. соху уже применяли всюду. Древние египтяне высоко ценили изобрете­ние сохи. В археологической литературе представлены изображения сох древнего и среднего царств (рис. 15).


Почву рыхлили мотыгой или деревянной сохой, запряженной быками. Позднее орудия были усовершенствованы. Во взрыхленную землю бросали семена и пускали на пашню скот, который копытами втаптывал их в почву, увлажненную и удобренную илом разливающегося Нила. Эти первобытные способы земледелия сохранились в Египте вплоть до V в. н. э. В отдельных случаях для запашки семян использовалась соха. Нередко наконечники мо­тыг были каменными, как, например, в северо-месопотамской Хассупе (рис. 16). Для этой цели применяли и рог, и кость (рис. 17).

Весьма близок и набор злаков, возделывавшихся в двух древнейших центрах земледелия. Из летописей, папирусов, из рисунков на стенах пещер и пирамид можно узнать, что вкус хлеба человек познал впервые на берегах великой реки Нил. Относится это время к четвертому-пятому тысячелетию до новой эры. А может быть, и раньше. Наиболее подробно о хлебопечении

Орошаемое земледелие начало возрождаться лишь при иранской дина­стии Сасанидов (224-651 гг. н. э.). Однако настоящий подъём произошёл в эпоху Арабского халифата (750-1258 гг.), когда города Багдад, Басра и Куфа превратились в крупные культурные и торговые центры. Это было время строительства новых плотин, шлюзов, водохранилищ, каналов, водоподъём­ных устройств и водяных мельниц. Арабы оставили научные труды по искус­ству орошения. И опять развитую земледельческую культуру безжалостно уничтожили завоеватели - на этот раз монголы, вторгшиеся сюда в 1 258 г. Водорегулирующие дамбы и оросительные системы были разрушены - это привело к тому, что паводки вновь стали неконтролируемыми.

Там, где 8 тыс. лет назад процветала первая сельскохозяйственная ци­вилизация, сейчас простирается бесплодная пустыня. Ученые справедливо и метко полагают, что чрезмерная эксплуатация этих земель привела к такому печальному результату.

Земледелие Египта.Государства, возникшие на берегах Нила в конце IV тысячелетия до н. э., обладали богатыми природными ресурсами и уни­кальными возможностями орошаемого земледелия. У древних египтян зем­леделие достигло высокой степени развития. В отдельных источниках опи­сывается техника виноделия, земледельческие орудия

В Египте, как и в Месопотамии, основой земледелия было налаженное ирригационное хозяйство. Почвы, формирующиеся на аллювиальных отло­жениях великой африканской реки, были и остаются одними из плодород­нейших в мире. Ежегодные разливы Нила снабжали поля водой и приносили ил, способствуя восстановлению истощенных почв. Объяснения явлениям природы, изменениям в поведении Нила египтяне находили в мифах об Оси­рисе и Исиде.

Осирис — бог растительности, умирающей и воскресающей природы. Его сестра и жена Исида - богиня плодородия и воды. Вместе они научили людей обрабатывать зем­лю, выпекать хлеб, строить города. Однако их брат Сет, олицетворение сил зла и бог пустыни, желая занять место Осириса, убил его, расчленил на 14 кусков и разбросал их по всему Египту. Исида собрала тело мужа и оплакала его. Хотя вернуть к жизни Оси­риса не удалось, у них родился сын Гор. Он победил Сета и воскресил отца. Однако Оси­рис не вернулся на землю, а воцарился в мире усопших.

Земледельческие обрядовые праздники, которые отмечали в течение всего года, были тесно связаны с культом Осириса и Исиды. Древнеегипетский год состоял из 12 ме­сяцев и делился на три периода: время разлива Нила (современные июль-ноябрь), время посева (ноябрь-март), время жатвы (март-июль). Начало года почти всегда оно совпа­дало с появлением на небосводе звезды Исиды-Сотис (Сириуса). После 70-дневного от­сутствия эта самая яркая звезда показывалась в восточной части горизонта. По древне­египетскому календарю, созданному в IV тысячелетии до н. э., этот день считался пер­вым в году. Вскоре после этого происходил подъем воды в Ниле, который объясняли тем, что богиня, находясь в верховьях реки, оплакивает мужа.

Наиболее низкий уровень воды в Ниле приходился на конец первой декады мая. С июля вода равномерно поднималась до конца первой декады сентября, пока не достигала наибольшей высоты. Нил выходил из берегов и заливал широкую пойму. Поперёк русла за­ранее строили невысокие дамбы и таким образом делили реку на отдельные бассейны. Вода держалась в них по несколько недель. Вместе с ней на поля поступал плодородный ил — превосходное естественное удобрение.

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

В ноябре, после того как земля достаточно пропитывалась влагой, поля засевали. А в апреле уже созревал урожай. Начало его сбора отмечали праздником жатвы. Сам фараон срезал ритуальный сноп. В этот период начинали дуть жаркие ветры из пусты­ни, и к середине мая уровень воды в Ниле становился наименьшим. Сотис исчезал с гори­зонта. Египтяне верили, что это Сет вновь убил Осириса и безраздельно господствует в мире.

Большие масштабы приняли ирригационные работы после образования около III тысячелетия до н. э. древнеегипетского государства: сооружались плотины, которые должны были задерживать воду на полях, проводились ка­налы для орошения засеянных полей, устраивались дренажные каналы, осу­шавшие болота и заболоченные участки. Получила широкое распространение так называемая бассейновая система орошения. Наполнение бассейнов про­изводилось при помощи канала, голова которого находилась выше по тече­нию. Когда почва в одном бассейне достаточно напитывалась влагой, откры­вали шлюз, ведущий в соседний бассейн. Сами бассейны делились валиками на квадраты, в которых вода стояла, пока ил не оседал слоем толщиной до 1 мм. Орошение в долине Нила и постройка ирригационных систем требовали огромного человеческого труда. Для того чтобы уменьшить затраты, конст­руировались различные приспособления, в частности водоподъемники.

При уборке урожая египтяне срезали только сами колосья, а стебли злаков стояли на поле нетронутыми. Благодаря этому, землю не вымывала вода, не выдувал ветер и, что немаловажно, при разливе Нила между ними задерживался ил. Таким образом, и сохранялось плодородие почвы.

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

В эпоху освоения меди предки египтян приступили к постоянной обра­ботке земель в пойме Нила. С. М. Скорняков отмечает, что Древний Египет (II тысячелетии до н. э.) по уровню своего развития не отличался от государ­ства Шумер. Отмечалась сложная система ирригации. К началу III тыс. до н.э. соху уже применяли всюду. Древние египтяне высоко ценили изобрете­ние сохи. В археологической литературе представлены изображения сох древнего и среднего царств (рис. 15).


Почву рыхлили мотыгой или деревянной сохой, запряженной быками. Позднее орудия были усовершенствованы. Во взрыхленную землю бросали семена и пускали на пашню скот, который копытами втаптывал их в почву, увлажненную и удобренную илом разливающегося Нила. Эти первобытные способы земледелия сохранились в Египте вплоть до V в. н. э. В отдельных случаях для запашки семян использовалась соха. Нередко наконечники мо­тыг были каменными, как, например, в северо-месопотамской Хассупе (рис. 16). Для этой цели применяли и рог, и кость (рис. 17).

Весьма близок и набор злаков, возделывавшихся в двух древнейших центрах земледелия. Из летописей, папирусов, из рисунков на стенах пещер и пирамид можно узнать, что вкус хлеба человек познал впервые на берегах великой реки Нил. Относится это время к четвертому-пятому тысячелетию до новой эры. А может быть, и раньше. Наиболее подробно о хлебопечении

Орошением полей в Древнем Египте принято считать перемещение воды вызванное разливом Нила на отдаленные от устья реки территории, при помощи искусственных каналов, которые были прорыты вглубь страны.

За счет этого, поля получали не только влагу, но и полезный речной ил.

Практически вся сельскохозяйственная деятельность Египтян зависела от уровня разлива Нила. Благодаря постройке специальных измерительных зданий — Ниломеров, можно было предсказывать количество урожая, а также просчитывать пополнение казны за счет податей с полученного урожая и зерна.

Сельское хозяйство было основным занятием в Египте, и центральное правительство тщательно следило за сохранением оросительных каналов.Чтобы наилучшим образом использовать воды реки Нил, египтяне разработали системы орошения. Орошение позволило египтянам использовать воды Нила для различных целей. С помощью каналов египтяне отводили воды от тех земель, которые подвергались наводнениям и приводили воду на те поля, где ее было недостаточно. Орошение также использовалось для снабжения египтян питьевой водой. Самое раннее упоминание орошения полей относится к 3100 г. до н.э.

Очень многое сохранилось до наших дней о жизни древних египтян: гигантские пирамиды, скульптуры, статуэтки, саркофаги, множество надписей и рисунков.

Легенды

Термины

Иероглифы — древние рисуночные знаки египетского письма
Осирис — бог загробного царства в древнеегипетской мифологии
Ном — город в Древнем Египте
Фараон — правитель Древнего Египта
Мумия — сохранённое бальзамированием тело
Саркофаг — гробница для захоронения
Шадуф — приспособление для подъёма воды из реки или колодца
Амон-Ра — бог солнца, главный бог древних египтян
Тот — бог мудрости в Древнем Египте
Анубис — божество Древнего Египта, проводник душ умерших в загробный мир. Обычно его изображали с головой шакала и телом человека;
Пирамиды — древнеегипетские культовые сооружения. Фараоны Древнего Египта строили себе гробницы в виде пирамид
Сфинкс — фигура с телом льва и головой человека в головном уборе фараона
ном — административная единица в Древнем Египте
Мумификация — процесс создания мумии из тела умершего человека или животного, происходящий в специальных условиях
Мемфис — первая столица объединённого Верхнего и Нижнего Египта

События

1. Строительство пирамиды фараона Хеопса

На западном берегу Нила находятся огромные гробницы - пирамиды фараонов. Перед ними большой Сфинкс с телом льва и головой человека. Самой высокой была пирамида Хеопса. Она выстроена 2600 г. до н.э., её высота 150 м. Строилась 20 лет. Пирамида сложена из каменных блоков. Для строительства пирамид нужно было много людей.Трудились ремесленники, каменотесы и те, кто затаскивал огромные каменные плиты. Рабочие сменялись каждые 3 месяца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовиться к 4 заданию по ВПР 5 кл. по истории.

Образование единого государства в долине Нила. Египет был разделен на два царства Северное и Южное. Царь Южного Египта носил белую корону, а царь Северного красную. О войнах между ними рассказывает египетский РЕЛЬЕФ – выпуклое изображение на камне. Примерно за 3000 лет до н.э. Царь Южного Египта подчинил северный и объединил страну. Повелителя всего Египта стали называть ФАРАОН.

Разливы р.Нил. Нил берет свое начало в Центральной Африке, у его истоков начале лета идут сильные дожди и тает снег. Все эти потоки устремляются в реку неся с собой ИЛ . Накануне разлива Нила река уменьшалась, но с каждым днем вода прибывала и затопляла всю долину. В ноябре Нил возвращался в прежнее русло. После разлива почва становилась мягкая и плодородная.

Правление Эхнатона. Фараон Эхнатон не хотел мириться с огромной властью жрецов. В 14 в. до н.э. объявил, что единственным богом является солнечный диск (Атон). Эхнатон построил целый город в честь бога Атона. Но после смерти Эхнатона жрецы восстановили свою власть, а город был разрушен. Женой Эхнатона была царица Нефертити.

Строительство пирамиды фараона Хеопса. На западном берегу Нила находятся пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Пирамиды охраняет большой Сфинкс, с телом льва и головой человека. Первая пирамида была построена в честь фараона Джосера. А пирамида Хеопса самая высокая построена 2600 г. до н.э., её высота 150 м. Для строительства пирамид нужно было много людей. Народ изнемогал от такого непосильного труда. Трудились ремесленники, каменотесы и те, кто затаскивал огромные каменные плины. Рабочие сменялись каждые 3 месяца.

Завоевания Тутмоса III. При ФАРАОНЕ Тутмосе III были совершены самые крупные завоевания египтян. Около 1500 г. До н.э египтяне захватили Нубию, также успешны были походы в Азию, а граница Египта доходила до р.Евфрат .

Военные походы фараонов. Фараоны посылали войска на юг, запад и северо-восток. На юге находилась страна Нубия, которая была богата золотыми рудниками, на западе жили ливийские племена, у которых были огромные стада овец и коз, на северо-востоке находился Синайский п-ов, богатый медной рудой. Фараоны хотели завладеть богатствами соседних стран и снаряжали военные походы. Войско состояло из пехоты (крестьяне, ремесленники) и боевых колесниц, которыми управляли вельможи и фараон.

Орошение полей у берегов Нила. Египтяне строили земляные насыпи, которые отделяли одно поле от другого. Т.о. вся страна была поделена на квадраты, в них вода задерживалась и оседал плодородный ил. Для полей, которые были далеко от реки, копали каналы. Земля была готова к пахоте. Орошение полей требовало совместного труда всех крестьян.

Обожествление фараона. Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солдна. Они верили, что Амон-Ра – царь среди богов, а фараон его сын, царя среди людей. Египтяне молили фараона о хорошем урожаи, чтоб разливы Нила происходили в одно и тоже время. Все должно было подчиняться фараону и люди, и сама природа.

Разливы р.Нил. Нил берет свое начало в Центральной Африке, у его истоков начале лета идут сильные дожди и тает снег. Все эти потоки устремляются в реку неся с собой ИЛ . Накануне разлива Нила река уменьшалась, но с каждым днем вода прибывала и затопляла всю долину. В ноябре Нил возвращался в прежнее русло. После разлива почва становилась мягкая и плодородная.

Читайте также: