Р парк и э берджесс подход к конфликту кратко

Обновлено: 04.07.2024

Становление, институционализация и развитие социологии в Соединенных Штатах на рубеже веков связаны прежде всего с Чикагской школой социологии. Ее центральной фигурой с полным основанием считается Роберт Эзра Парк. Правда, не он был основателем социологического факультета в Чикаго (это заслуга А. Смолла и У. Томаса), но именно ему этот университет обязан появлением еще одной из многочисленных своих школ в области социальных наук - социологической.

Ни одному изизвестных американских социологов до Парка не удалось создать своей социологической школы, способной развиваться и оказывать идейное влияние на протяжение многих десятилетий.

Р. Э. Парк родился 14 февраля 1864 г. в графстве Люцерн, штат Пенсильвания. Первые восемнадцать лет провел в провинциальном городке Ред-Уинг на берегу Миссисипи (Миннесота). Закончив среднюю школу десятым учеником в классе (из тринадцати), он не получил от отца средств на дальнейшее образование в колледже. Тогда Роберт заработал их на железной дороге и поступил в университет Миннесоты на естественный факультет. Однако через год сменил университет Миннесоты на Мичиганский и естественный факультет - на филологический, где стал изучать классические языки, а также немецкий, французский и английский. Здесь же Парк посещал лекции по логике Дж. Дьюи, оказавшего значительное влияние на социально-философские взгляды Парка.

В 1910 г. Парк и Вашингтон посетили Европу, стремясь поднакомиться с положением беднейших классов в Европе, в центре их внимания были аграрные и национальные вопросы. За шесть недель путешествия они побывали в Англии, Дании, в Риме, Неаполе, на Сицилии, в Праге, Вене, Будапеште, Берлине, Кракове и остановились у русской границы, пересечь которую им не было разрешено.

Первый курс, который читал Роберт Парк на социологическом факультете Чикагского университета, был посвящен проблемам негров в Америке.

Схема городского развития по Парку: рост населения и интенсификация миграции, усиление конкуренции между людьми, разделение труда и формирование социальных институтов.

Обособленность иммигрантских организаций от образцов американской жизни не препятствует американизации, но как раз способствует преодолению новичками этой обособленности.

Предпринятые Парком в 1929-1933гг. путешествия по Азии (Япония, Китай, Филиппины, Ява, Индия), на Гавайи и в Южную Африку пополнили его теоретические выводы новым социологическим материалом. Особо Парк выделял здесь общий процесс выхода рас и народов из различного рода изоляции - географической, экономической и культурной. Результатом этого глобального этносоциального процесса на индивидуальном уровне является формирование нового типа личности, характерного для современного развития цивилизации, - маргинальной личности (это новое для социологии понятие получило свое первое теоретическое обоснование в статьях Парка).

Маргинальный человек неизбежно является индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами.

Вернувшись из Азии в 1933 г., Парк оставил факультет в Чикагском университете. Между 1934 и 1944г. он преподавал в университетах Чикаго, Мичигана, Фидс-университете, в Гарвардской воскресной школе, в молодежном центре Чикаго, не связывая себя постоянным курсом лекций ни с одним из университетов. В 1936г. он переехал из Чикаго в Нэшвилл, где и жил до последнего дня своей жизни - 7 февраля 1944 г.

Последние годы своей жизни Парк посвятил систематизации своих теоретических разработок (новой редакции учебника, в частности) и определению своего методологического принципа в социологии - социальной экологии. Он планировал написать монографию по социальной экологии совместно со своим учеником Р.Маккензи, к работе над которой они приступили в 1936г. Парк придавал огромное значение этой работе, полагая, что она положит начало новой науке. Однако книга так и не была написана из-за личных недоразумений соавторов.

Вместо того чтобы вести себя просто и естественно, в соответствии с каждым природным импульсом, мы стремимся приспосабливаться к принятым моделям и воспринимать себя соответственно с тем или иным социально принятым образцом.

Именно на одной из международных конференций по проблемам негров, которая проходила в 1912 г., Парк познакомился с У. Томасом, преподававшим тогда в Чикагском университете. Тот уговорил его прочесть в этом учебном заведении какой-нибудь лекционный курс для студентов. Ученый согласился с этим предложением и выбрал в качестве темы своих выступлений проблему положения негров в США. В дальнейшем всё внимание Парка будет сконцентрировано главным образом на двух проблемах — расовые отношения и городская среда. Обе эти проблемы станут рассматриваться им в ракурсе исследования коллективного поведения, которое, по мнению ученого, и должно составлять основной предмет социологии.

Формулируя свою концепцию социальной эволюции, американский социолог представляет ее как продукт взаимодействия природы индивида с окружающей его социальной и естественной средой. Неслучайно общество, согласно Парку, имеет помимо социального (культурного) уровня, еще и биотический уровень, лежащий в основе всего социального развития. Причем главной движущей силой этого развития является конкуренция, которая в процессе эволюционирования общества от биотического к социальному уровню, принимает различные формы: от борьбы за выживание через конфликт и адаптацию до ассимиляции. Поскольку социальная эволюция содержит в себе четыре стадии, то, соответственно, любой социальный организм имеет четыре основных порядка: 1) экологический (пространственное, или физическое взаимодействие), 2) экономический, 3) политический, 4) культурный.

Определенный вклад Парк внес и в совершенствование методики эмпирических исследований, особенно в наиболее распространенные в то время методы — наблюдение и интервью. И все же значительно большие заслуги в этой области имеет, несомненно, другой крупный представитель Чикагской школы — Эрнест Берджесс (1886 — 1966), который разработал прикладной вариант социально-экологической теории применительно к исследованию жизни города. Будучи учеником Томаса, Парка и Мида, он в то же время становится представителем первого поколения американских социологов, получивших докторскую степень уже в университетах США, а не в Германии.

В монографическом исследовании предполагалось использование таких методов, как анализ личных документов и биографий, интервью, что, по мнению Берджесса, должно было способствовать раскрытию внутреннего мира человека — его чаяний и надежд, его стремлений и упований. Кроме того, американский социолог один из первых осваивает и применяет новейшие статистические методы и обработку полученных данных с помощью компьютера.

Распространение эмпиризма в американской социологии имело и другие важные последствия. Оно породило у исследователей искреннее стремление к объективности и истинную скромность в своих выводах. Обязательным стало согласование теоретических разработок с массой накопленных фактов.

Однако эмпирическая социология имела и слабые стороны, связанные с некритическим подходом к собственной методологической базе. В результате многие исследования стали походить на простой набор фактов, совершенно лишенный всякого теоретического осмысления. Да и сама теория оценивалась некоторыми эмпириками исключительно по ее полезности в проводимом ими исследовании. Но, как известно, ни изолированные теоретические выкладки, ни набор голых фактов не составляют науки.

Парк выделил основные четыре типа взаимодействия:

Любое социальное явление в обществе проходит эти типы взаимодействия и связано с природной средой, в которой оно развивается. Для Парка определяющим становится экологический подход, т. е. взаимодействие индивида с социальной и природной средой. Быстрый рост Чикаго как города мигрантов предполагал смешение форм, привычек, установок социального взаимодействия и давал совершенное поле для исследовательской деятельности.

В результате коллективных действий индивидов происходит объединение индивидов, через разделение труда образуются социальные институты. Такова концепция городского развития , которую предложил Парк . То, насколько индивид свободен в коллективных действиях и может открыто самовыражаться, выбирать статус в социальной иерархии, свободно передвигаться и конкурировать за место в экономике, определяет значимость человека в обществе. Маргинальная личность есть продукт культурного процесса и есть результат освобождения от локалистских традиций, уверен Парк, поэтому, хоть и маргинальная личность или группа не полностью включены в социальное образование, зато способны образовывать новые сообщества. Возникшее изначально соревнование за ресурсы и лучшие условия порождает конфликт социального взаимодействия среди индивидов или групп. Конфликт – основная стадия в переходе к новым условиям общества.

Проводя эмпирические исследования отклоняющегося поведения, преступности, семейной организации, способов адаптации индивидов к городской индустриальной среде, Парк и другие представители Чикагского университета внесли концептуальные знания в области социологии города, способов социального взаимодействия и сотрудничества индивидов. Парк впервые исследует механизмы социального контроля, которые эффективны в результате использования символических средств городской среды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Теория социального научения: когнитивный вызов

ЛЕКЦИЯ № 9. Понятие социального конфликта и возможные пути его разрешения

ЛЕКЦИЯ № 9. Понятие социального конфликта и возможные пути его разрешения Конфликт – открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет

Теория социального научения

Теория социального научения Предисловие В этой книге я предпринял попытку ввести анализ человеческого мышления и поведения в унифицированные теоретические рамки. Ведь то, какие именно аспекты психологического функционирования подвергаются более тщательному

21. Понятие и типология социального конфликта

21. Понятие и типология социального конфликта Конфликт – открытое столкновение противоположных позиций.На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре.Стадии протекания конфликта:1) потенциальное формирование противоречий;2) осознание участниками своих

Теория социального научения

Теория социального научения Теория социального научения, предложенная в 1977 году, – одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии. Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления,

Лев Выготский (1896–1934) Важность социального взаимодействия

Лев Выготский (1896–1934) Важность социального взаимодействия Лев Выготский родился 17 ноября 1896 года в белорусском городке Орша тогдашней Российской империи. В 1917 году он окончил юридический факультет Московского университета, а в 1924?м интерес к психологии привел его

Тема 2. Характеристика конфликта как социального феномена

Тема 2. Характеристика конфликта как социального феномена Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика. Именно эти характеристики конфликта и находят свое освещение

Теория социального научения

Теория социального научения Многое из того, чему мы научаемся в этой жизни, не требует от нас каких — либо внешних усилий и получения ощутимого вознаграждения. Мы наблюдаем за окружающими, слушаем, читаем и посредством этого косвенно учимся повторять за другими то, что

Джулиан Роттер: теория социального научения

Джулиан Роттер: теория социального научения В то время, конец 1940–х — начало 1950–х годов, когда Джулиан Роттер начал создавать свою теорию, наиболее значимыми направлениями были психоаналитическая и феноменологическая теории личности. По мнению Роттера, оба этих подхода

Теория социального научения: основные концепции и принципы

Теория социального научения: основные концепции и принципы В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных. Эти

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология)

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Социальный конфликт – это конфликт больших социальных групп, возникший на основании социального противоречия. В современном мире происходит обострение и увеличение числа социальных противоречий, что ведет к повышению

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Г. ЗИММЕЛЯ

Чикагская социология после Парка

Эта школа возникла на базе факультета социологии Чикагского университета и включала прежде всего его преподавателей и студентов, а также выходцев с факультета, работавших в других университетских центрах США.

Формированию школы благоприятствовал целый набор условий. — В этой связи важны следующие контексты:




Социальный контекст: стремительное развитие американского общества вообще и города Чикаго в частности, создававшее множество социальных проблем (в Чикаго эти проблемы были представлены предельно выпукло); реформистские умонастроения в американском обществе; широкий интерес общественности к социальным проблемам; потребность в социально-научной интерпретации этих проблем; авторитет социальных наук (в том числе социологии), доверие к ним, готовность финансировать социальные исследования.

Непосредственно значим для формирования школы интеллектуальный климат факультета, сложившийся к середине 10-х гг. во многом благодаря А. Смоллу и У.А. Томасу.

С 1914 г. по приглашению Томаса на факультете стал читать лекции Р.Э. Парк. – Удачная комбинация талантов Томаса и Парка была разрушена в 1918 г. скандальным увольнением Томаса из университета. — Обстоятельства этого увольнения: различные точки зрения. — После этого Парк сближается с младшим коллегой по факультету Эрнестом Уотсоном Бёрджессом (1886-1966). — Их взаимодополнительность и ключевая роль в руководстве чикагской исследовательской программой. — Объединяющим интеллектуальным центром для Чикагской школы был все-таки Р.Э. Парк.

Чикагская социология после Парка

Эта школа возникла на базе факультета социологии Чикагского университета и включала прежде всего его преподавателей и студентов, а также выходцев с факультета, работавших в других университетских центрах США.

Формированию школы благоприятствовал целый набор условий. — В этой связи важны следующие контексты:

Социальный контекст: стремительное развитие американского общества вообще и города Чикаго в частности, создававшее множество социальных проблем (в Чикаго эти проблемы были представлены предельно выпукло); реформистские умонастроения в американском обществе; широкий интерес общественности к социальным проблемам; потребность в социально-научной интерпретации этих проблем; авторитет социальных наук (в том числе социологии), доверие к ним, готовность финансировать социальные исследования.

Непосредственно значим для формирования школы интеллектуальный климат факультета, сложившийся к середине 10-х гг. во многом благодаря А. Смоллу и У.А. Томасу.

С 1914 г. по приглашению Томаса на факультете стал читать лекции Р.Э. Парк. – Удачная комбинация талантов Томаса и Парка была разрушена в 1918 г. скандальным увольнением Томаса из университета. — Обстоятельства этого увольнения: различные точки зрения. — После этого Парк сближается с младшим коллегой по факультету Эрнестом Уотсоном Бёрджессом (1886-1966). — Их взаимодополнительность и ключевая роль в руководстве чикагской исследовательской программой. — Объединяющим интеллектуальным центром для Чикагской школы был все-таки Р.Э. Парк.

Читайте также: