Пути решения преступности в россии кратко

Обновлено: 01.06.2024

Виды преступности - это отдельные, относительно самостоятельные структурные составляющие преступности, являющиеся предметом изучения криминологов. А. И. Долгова указывает, что криминологами было предложено множество оснований для выделения в общем массиве преступлений неких групп; это выделение может производиться как на основе формальных критериев (пол, возраст, основная мотивация преступника и т.д.), так и исходя из сферы общественной жизни, в которой проявляется преступность, которой она наносит ущерб (экономика, политика, государственное управление) [5]. По сфере общественной жизни, в которой проявляется преступность и которой она наносит ущерб, выделяются: организованная, политическая, экономическая, налоговая, таможенная, государственная, компьютерная, экологическая преступность, коррупция, преступный оборот наркотиков, преступность на почве ненависти. В зависимости от признаков личности преступника выделяют следующие виды преступности: преступность несовершеннолетних, военнослужащих, женская, преступность мигрантов, профессиональная, рецидивная, бело-воротничковая и синеворотничковая преступность. По характеристикам вины преобладающей преступной мотивации выделяют следующие виды: корыстная, насильственная, неосторожная преступность и терроризм. Предметом специального анализа может становиться также преступность в отдельных странах и регионах: преступность в России, в Российской империи, в РСФСР, в США, в Европе, в Африке, в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Австралии, в Океании, в странах Латинской Америки, в Москве [6]. Но также выделяются и другие виды преступности: насильственная, корыстная, организованная, наркотическая, рецидивная, профессиональная, женская, пенитенциарная и преступность несовершеннолетних [7].

Серьезной проблемой в этом свете является проблема противодействия такому сложному, изменчивому и многогранному явлению, как преступность. Справедливо отмечая, что изменившаяся преступность требует изменения идеологии борьбы с ней, многие исследователи данной проблемы (как криминологи, так и социологи) первой и основной задачей видят не полную ликвидацию преступности и всех причин и условий, её порождающих, что невозможно в обозримом будущем даже теоретически, а установление жесткого социального контроля над преступностью. Максимально жесткого, исходя из современных возможностей общества. Контроль должен строиться, опираясь не только и, может быть, даже не столько на силовые методы и приемы, сколько на интеллектуальный потенциал, нацеленный на создание научно обоснованной, теоретически грамотной и практически выполнимой программы борьбы с преступностью. Такой контроль предполагает государственный контроль (профессиональная работа соответствующих органов), общественный контроль (контроль гражданского общества над деятельностью всех государственных институтов власти) и законодательный контроль (разработка и принятие соответствующих законов, их эффективное действие). Некоторыми зарубежными учёными был проведён обзор основных исследований, проведенных в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии и странах бывшего советского блока. Не претендуя на полновесный сравнительный анализ, она концентрируется на 4 главных областях: политической экономии нелегальной активности; насилии, в особенности гражданском и санкционируемом государством; последствиях распространения организованной преступности и коррупции; и правоохранительных органах как неотъемлемой части проблемы преступности. В связи с этим столкнулись с угрозами в свой адрес при проведении и опубликовании результатов своих работ - все это лишь подтверждает тот факт, что научные исследования являются мощным орудием воздействия на социальные проблемы. Исследования, полностью отвечающие академическим требованиям, совершенно далеки от академичности в своём содержании. Большинство мировых насущных проблем содержат в себе криминальный компонент: масштабная незаконная миграция, терроризм, разрушительные региональные конфликты и подъем глобальной теневой экономики. За прошедшее десятилетие глобализация увеличила частоту и объём такой деятельности.
На данный момент эта проблема стоит серьезно перед развивающимися странами, статистика показывает, что большему влиянию подвергаются и страны переходного периода. В данных государствах отсутствуют ресурсы и институты, способные бороться со сложной и всепроникающей преступностью, подрывающей устойчивое экономическое развитие и, в крайних случаях, дестабилизирующей обстановку и снижающей авторитет власти.

Библиографический список:

1. Гаухман Л. Проблемы борьбы с организованной транснациональной преступностью / Л. Гаухман, В. Кувалдин, С. Максимов и др. // Законность. - 1995.
2. Гуров А. И. Организованная преступность в СССР / А. И. Гуров // Погружение в трясину : (Анатомия застоя) / Сост. и общ. ред. Т. А. Ноткиной.
3. Гуров А. И. Профессиональная преступность : прошлое и современность / А. И. Гуров. - М. : Юрид.лит., 1999.
4. Карпец И. И. Современные проблемы уголовного права и криминологии : учебник для вузов / И. И. Карпец. - 2003.
5. Криминология : Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. - М., 2007. - С. 487.
6. Криминология : Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - М., 2007. - 912 с.; Криминология : Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. - 734 с.
7. Миненок М. Г. Корысть : Криминологические и уголовно-правовые проблемы / М. Г. Ми-ненок. - Спб., 2001.
8. Шипунова Т. В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение (взгляд социолога) // кандидат социологических наук, доцент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. ■

Целью настоящей работы было изучение криминогенного состояния нынешнего российского общества, и динамики её развития. Это определило постановку следующих задач:
1) Определение понятия преступности, и предпосылок её проявления;
2) Изучение состояние и тенденции развития преступности в современной России;
3) Выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономической деятельности;

Содержание

Введение 3
1. Проблема преступности в современной России 4
1.1. Понятие преступность, и предпосылки её проявления. 4
1.2. Состояние и тенденции развития преступности 8
в современной России.
1.3. Причины и условия преступности в сфере экономической деятельности. 17
1.4. Профилактика преступности 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

правоведение.docx

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Кафедра «Философия и

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по правоведению на тему:

преподаватель студент группы ЭКд

Блохин Владимир Белобородова Вероника

Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ

1. Проблема преступности в современной России 4

1.1. Понятие преступность, и предпосылки её проявления. 4

1.2. Состояние и тенденции развития преступности 8

в современной России.

1.3. Причины и условия преступности в сфере экономической деятельности. 17

1.4. Профилактика преступности 25

Список использованной литературы 30

Сегодня в российском обществе проблема преступности привлекает к себе большое внимание, как ученых, так и общество в целом. Это объясняется тем, что одним из следствий системного кризиса общества, вызванного деструктивными социально-экономическими и политическими изменениями последних десятилетий, стала практически неконтролируемая эскалация преступности. Масштабы и темпы роста преступности превратили её в одну из самых серьёзных угроз не только безопасности отдельной личности, но и стабильности и устойчивости российского государства.

В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии преступности. Криминогенный потенциал нынешнего российского общества весьма высок. Нынешняя криминализация российского общества явилась результатом экспансии рынка. Общая картина такова, что наступающий рынок, который не мог не быть "диким", как бы подмял под себя и деформировал государство и общество. Весьма интересно проследить за основными тенденциями развития преступности и её особенностями.

Целью настоящей работы было изучение криминогенного состояния нынешнего российского общества, и динамики её развития. Это определило постановку следующих задач:

1) Определение понятия преступности, и предпосылок её проявления;

2) Изучение состояние и тенденции развития преступности в современной России;

3) Выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономической деятельности;

4) Рассмотрение наиболее эффективных методов профилактик преступности;

Объектом исследования является проблема преступности в современной России.

Предметом исследования является Состояние и тенденции развития преступности в современной России.

1. Проблема преступности в современной России

1.1. Понятие преступность, и предпосылки её проявления.

Преступлением признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние. Нарушение норм морали могут быть серьёзными и несерьёзными, сознательными и несознательными. Все серьёзные нарушения, сознательны они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делеквентному поведению.

К преступлению относится мошенничество, хищение, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, автокражи, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

Районы города, где чаще других происходят преступления называют креминагенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные и делинквентные поступки, - группам риска. К ним относиться, в частности молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости.

Креминагенность рассматривается в качестве социального явления, которое в процессе, криминализация реализуется через поведение людей. В данном случае носит деструктивный для общества характер1. И проявляется через их криминальное поведение. Численность таких людей (которая в разных обществах различна) зависит от социального состава населения. Его структура определяет некую абстрактную возможность противоправных действий тех или иных социальных групп. Например, вероятность преступности среди беспризорников и бомжей больше, чем среди ухоженных детей из обеспеченных семей и среди людей, живущих в благоустроенных квартирах. Если это так, то наличие в составе населения тех или иных "групп риска" и численность таких групп позволяют говорить о "криминогенном потенциале" общества. Естественно, что этот потенциал зависит от "социального портрета" имеющихся групп, от их социального статуса и материального положения, оттого, как, где и чем они живут, чем занимаются.

Если говорить о безработных, то надо различать дне разных категории; 1) полностью безработных (включая состоящих на учете в службах занятости) и 2) фиктивно занятых, которые в связи с невыплатами зарплаты являются кем-то вроде полубезработных. Кримнногенность второй категории в принципе больше, чем первой, так как они продолжают находиться на предприятиях и имеют возможность использовать его ресурсы для выживания. Отсутствие нормальной работы и нормальной оплаты труда у миллионов таких работников стимулирует массовые хищения на предприятиях. Хищения были и в СССР, но нынешняя беспрецедентная ситуация невыплаты зарплаты сделала хищения не только массовыми, но и как бы социально правомерными. Достаточно напомнить об отнюдь не единичных случаях, когда специалисты по уникальной технике, включая и оборонную, продают ценные данные иностранным фирмам и, если там не содержится сверхсекретной информации, их действия не вызывают особого осуждения.

Криминогенную роль играет и "социальное дно". Эта категория включает самые разные социальные слои, от беспризорных детей и подростков до бомжей и нищих. Какой-либо официальной статистики численности этой категории нет; есть лишь косвенные данные по отдельным составляющим. По-видимому, растет преступность за счет бомжей, нищих и других групп "социального дна", точных данных об этом нет. Весьма криминогенной категорией являются беженцы из "горячих точек" бывшего СССР. Например, появление в городах России беженцев из разных районов Кавказа и внедрение их в сферу рыночной торговли породило новые формы противоправного поведения в этой сфере: создание кордонов, препятствующих свободному проникновению на рынки; взимание дани с русского населения за торговлю на рынках; поборы с тех, кто отказался от участия в криминальных сделках и др. Во всем этом участвуют работники местных правоохранительных органов: сложившаяся ситуация вполне устраивает их, они кормятся за ее счет.

Из изложенного здесь можно отметить, что нынешняя криминализация российского общества явилась результатом экспансии рынка. Общая картина такова, что наступающий рынок, который не мог не быть "диким", как бы подмял под себя и деформировал государство и общество. Преступность, как и другие социальные феномены, есть порождение общества, социальных отношений, условий бытия и существенно зависит от них. Поэтому краткое описание социальной ситуации поможет лучше понять состояние и тенденции преступности, а также перспективы ее развития. Трагедия современной России имеет давние корни. Россия никогда не была демократическим государством, никогда не была правовым государством. Менялись деспотические режимы – княжеский, царский, императорский, советский, но народ оставался бесправным, забитым, нищим, влача рабское существование. Это понимали лучшие представители российской интеллигенции. П. Чаадаев писал в 1854 г.: “По своему происхождению и по своим отличительным чертам русское рабство представляет собой единственный пример в истории: в современном состоянии человеческого общества она не знает подобного”. М. Лермонтов писал в 1841 г., уезжая на Кавказ: “Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, послушный им народ”. А. Чехов в одном из своих писем конца Х1Х в. говорил о необходимости “каплю за каплей выдавливать из себя раба”. Все прогрессивные реформы, попытки вывести страну из рабского состояния заканчивались возвратом к авторитарному или тоталитарному режиму.

Особенно трагичным для России стал ХХ в., когда страна оказалась под господством советского тоталитарного режима. За годы советской власти (1917-1987) режимом было уничтожено около 62 миллионов человек, тогда как гитлеровской Германией (1934-1945) – около 21 миллиона. Немецкие военные преступники были осуждены Международным Нюрнбергским трибуналом, советские остались безнаказанны. Советский тоталитаризм, просуществовав свыше 70 лет, укрепил рабскую психологию и породил страх, от которого трудно избавиться постсоветским поколениям.

В катастрофическом состоянии оказалась экономика: подневольный труд и “плановое” хозяйство лишены стимулов к высокопроизводительной работе, а милитаризация “съедала” все средства. Экономическая отсталость, изоляционизм, “железный занавес” нанесли непоправимый ущерб производству, медицине, образованию, науке и культуре.

В этих условиях первый “глоток свободы” – хрущевская “оттепель” и значительно более радикальная “перестройка” М. Горбачева оказали положительное влияние на всю социальную атмосферу, привели к снижению преступности, самоубийств, смертности. К сожалению, хрущевская “оттепель” сменилась “застоем”, а эйфория горбачевской “перестройки” – массовым обнищанием населения, тотальной коррумпированностью всех ветвей власти и правоохранительных органов, слиянием криминалитета, власти и бизнеса, развалом здравоохранения, образования, науки, межэтническими конфликтами, войной в Чечне.

Произошла крайняя поляризация бедных и богатых: малый коэффициент, т.е. соотношение доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее богатых, к 1999 г. достиг 1:15 по официальным данным, по мнению экспертов - 1:25, а в населении Москвы – 1:60. Официально учтенная безработица выросла с 4,8% экономически активного населения в 1992 г. до 13,3% в 1998 г. С 1999 г. усиливаются милитаризации экономики, проявления национализма, преследование независимых средств массовой информации и журналистов.

Печальным итогом являются, два фундаментальных процесса: Депопуляция населения (за счет растущего превышения смертности над рождаемостью) и “исключение” (exclusion) массы населения из активной общественной жизни как результат депрофессионализации, деквалификации, маргинализации, алкоголизации, обнищания (в 90-е гг. с доходами ниже прожиточного минимума проживало 21-28% населения), безработицы. Между тем именно “исключенные” (exclusive) составляют основную социальную базу преступности, наркотизма, алкоголизма, суицида.

1.2.Состояние и тенденции развития преступности в современной России.


Научные доклады

Как бы то ни было, но преступность является отрицательным социально-правовым явлением, которое существует в обществе и имеет свои закономерности, качественные и количественные характеристики. На сегодняшний день остро стоит проблема подростковой преступности, так как она приняла угрожающие размеры.

Причины совершения преступлений несовершеннолетних:

  1. Негативное влияние семьи.
  2. Отрицательное влияние в ближайшем окружении.
  3. Подростковое пьянство.
  4. Материальные трудности.
  5. Безнаказанность.
  6. Неблагополучная обстановка в семье.
  7. Отрицательное влияние Интернета.

Среди этих причин самой распространенной является влияние ближайшего окружения. Социализация личности играет важную роль в жизни подростка и оказывает на него как отрицательное, так и положительное влияние.

Как снизить подростковую преступность?

Выделяют следующие пути преодоления преступности у подростков:

Основной и первоначальный акцент следует сделать на индивидуальном подходе к личности подростка. Очень важно родителям проводить профилактические беседы с детьми. Ведь все начинается с семьи, в ней формируется личность подростка.

Принципы работы родителей с детьми касательно того как бороться с подростковой преступностью:

  1. Принцип ориентирования на позитив — стимулировать саморазвитие и самопознание, включение в деятельность.
  2. Принцип адекватности социального воспитания – привлечение ребенка к творческой деятельности.
  3. Принцип индивидуального воспитания – нужно не критиковать, а поддерживать. Стремиться заинтересовать ребенка к качественным изменениям в себе.
  4. Принцип социального закаливания – ребенок должен уметь высказывать свою точку зрения. Родители должны научить его преодолевать трудности, а не падать духом в затруднительной ситуации. Необходимо донести, что выход есть всегда.
  5. Принцип педагогического оптимизма — родитель должен быть заинтересованным в судьбе подростка, создавать дома ситуацию успеха и развития его в то, что он может много сделать.

Известный педагог А. С. Макаренко утверждал, что главное оружие в борьбе с преступностью подростков – это любовь и внимание родителей. Благодаря этому они не подвергаются постороннему влиянию и не испытывают случайные влечения. Но важно не переусердствовать с опекой.

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций "Подросток" и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). "Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера", – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации "Сопротивление".

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" во многих образовательных учреждениях созданы отряды "Юные друзья полиции". Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях "Службы примирения". Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. "Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики", – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной "Службы примирения" в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: "Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные "Службы примирения". Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое".

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как "Совет отцов" и "Совет бабушек" создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, "Школьный совет отцов" организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. "Школьный совет бабушек" – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

"Советы профилактики правонарушений" в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

"Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается "под ковром". Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели".

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. "В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями", – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. "Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще".

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: "У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны". Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

"Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы", – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов. И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. "Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами", – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: "Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен".

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация – форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин) придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности. "Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания" – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Документы по теме:

    – ИА "ГАРАНТ", 11 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 3 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 8 ноября 2013 г. – ИА "ГАРАНТ", 27 сентября 2013 г.

Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы. Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

Читайте также: