Путь золотой середины конфуция кратко
Обновлено: 04.07.2024
Если не брать во внимание полулегендарную японскую императорскую линию, то самую длинную в мире родословную имеет семья китайского просветителя Конфуция. И если бы не старания его потомков, философские достижения Конфуция, возможно, давно канули бы в лету.
2500 лет назад, живя в разных странах, Конфуций преследовал единственную цель: распространить своё духовное и социальное учение среди знати каждого государства.
К сожалению, несмотря на его бесконечные усилия и странствия, лишь немногие из правителей всерьёз прислушивались к советам Конфуция, продолжая междоусобные сражения и плетение интриг друг против друга.
У Конфуция, чьё китайское имя Кун Цю, был единственный внук, Кун Цзи, в учебниках истории упомянутый как Цзы Сы. Цзы Сы, внук Конфуция, превыше всего ценил искренность и постоянство.
Даже в юном возрасте Цзы Сы был любознателен и разделял тягу деда к духовной истине. Однажды Цзы Сы увидел, что Конфуций сидит в полном одиночестве и время от времени глубоко вздыхает. Он обратился к деду:
Однажды ученик Конфуция Мэн-цзы попросил у Цзы Сы совета относительно искренности. Цзы Сы сказал:
Цзы Сы на это возразил:
Добродетельное и культурное правление
Когда его спросили, почему он сделал такой вывод, Цзы Сы ответил:
Однажды Ху Му Бао, уроженец Лу, посоветовал Цзы Сы более реалистично относиться к окружающему миру и не быть столь нравственным в любой ситуации.
Цзы Сы на это ответил:
Настоящее богатство и истинное благородство
Цзы Сы путешествовал по странам и проповедовал нравственные принципы. Его уважали многие правители и любил народ. Правитель Му из Лу попросил его стать премьер-министром страны, но Цзы Сы вежливо отказался, желая посвятить себя просветительству. Хотя Цзы Си всю жизнь провёл в бедности, он верил, что смысл богатства и благородства заключается в следующем: не просить милостыню у других — это значит быть богатым; не унижаться — значит быть благородным.
Поэтому, если кто-то не просит милостыню и не унижается, то такого человека можно считать богатым и благородным. Предложение правителя он посчитал лестным и достойным для того, кто стремится к славе, но отметил, что для того, чтобы привлечь действительно превосходного человека, высокого положения и щедрой оплаты недостаточно.
Работа содержит 1 файл
ПУТЬ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ.docx
Если мы будем исходить из реальности, рассматривать превращения во времени и пространстве и умело использовать эту методологию, то при определенных условиях вопросы о том, как соответствующим образом выполнить работу, как сохранить равновесие между противоречиями, как сделать так, чтобы рациональное не превращалось в свою противоположность, как укрепить хороший порядок, могут быть решены на основе этой методологии.
В общем на духовной культуре китайской нации, как с лицевой, так и с обратной стороны, лежит отчетливое клеймо идей Конфуция. Поэтому ни в коем случае нельзя упрощенно подходить к огромному влиянию Конфуция и его идей на историю Китая.
Младший современник Лао-цзы Конфуций (ок. 551 — ок. 479 до н.э.) отдает традиционную для китайской культуры дань Небу как творцу всех вещей и призывает беспрекословно следовать судьбе, но главное внимание уделяет сознательному конструированию необходимых для нормального функционирования общества социальных связей.
Деятельность Конфуция, как и Лао-цзы, приходится на трудный для китайского общества период перехода от одной формации — рабовладельческой, к другой — феодальной, и в это время было особенно важно не допустить крушения социальных устоев. К этой цели Конфуций и Лао-цзы шли разными путями.
1 Лунь юй. — Гл. 2, 3.
2 Там же. — Гл. 15, 17.
3 Там же. — Гл. 2, 14.
Цель ритуала — добиться не только внутрисоциальной гармонии, но и гармонии с природой. «Ритуал [основан на] постоян-
1 Луньюй.-Гл. 13,23.
2 Там же. — Гл. 6, 27.
3 Древнекитайская философия: В 2 т. / Сост. Ян Хин Шун. — Т. 2, с. 121.
5 Луньюй. — Гл. 3, 17.
6 Там же. – Гл. 2, 5.
7 Там же. — Гл. 1, 12.
8 Там же. — Гл. 8, 2.
Лао-цзы, по преданию, уехал из Китая на запад (в Индию), и эта легенда отражает его близость к индийской мысли. Но и наиболее точно выразивший дух китайского народа Конфуций тоже потерпел неудачу в распространении своих взглядов. Сходство между Лао-цзы и Конфуцием в том, что оба они в соответствии с архетипом китайской мысли искали постоянства, но Лао-цзы на-
1 Древнекитайская философия: В 2 т. / Сост. Ян Хин Шун. — Т. 2, с. 12.
3 Лунь юй. — Гл. 1, 16.
4 Там же. — Гл. 8, 14.
5 История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко, с. 72.
6 Там же.
7 Луньюй. – Гл. 2, 5.
Мо-цзы
Взгляды Мо-цзы были очень популярны в IV—IIIвв. до н.э., но потом реализм Конфуция все же победил в практичной душе китайца. Учение Конфуция также устремлено к идеалу, но идеалу нравственного самосовершенствования. Мо-цзы был социальным утопистом и хотел принудительного внедрения всеобщего равен-
1 Лунь юй. – Гл. 4, 8.
2 Мо-цзы. — Гл. 7 (любое изд.).
Контрольные вопросы
2. В чем основные отличия китайской культуры от индийской?
3. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?
4. Каково значение ритуала в китайской культуре?
6. Каковы представления об общественном устройстве в Древнем
Китае?
7. Какое значение имеет китайская культура для становления филосо
фии?
Рекомендуемая литература
Антология мировой философии: В 4т. / Ред.-сост. В.В. Соколов. — М., 1969.— Х- 1. —Ч. 1.
Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. — М., 1966.
Древнекитайская философия: В 2 т. / Сост. Ян Хин Шун. — М., 1972, 1973.
История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. — М., 1989.
Глава 4 СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Младший современник Лао-цзы Конфуций (ок. 551 — ок. 479 до н.э.) отдает традиционную для китайской культуры дань Небу как творцу всех вещей и призывает беспрекословно следовать судьбе, но главное внимание уделяет сознательному конструированию необходимых для нормального функционирования общества социальных связей.
Деятельность Конфуция, как и Лао-цзы, приходится на трудный для китайского общества период перехода от одной формации — рабовладельческой, к другой — феодальной, и в это время было особенно важно не допустить крушения социальных устоев. К этой цели Конфуций и Лао-цзы шли разными путями.
1 Лунь юй. — Гл. 2, 3.
2 Там же. — Гл. 15, 17.
3 Там же. — Гл. 2, 14.
Цель ритуала — добиться не только внутрисоциальной гармонии, но и гармонии с природой. «Ритуал [основан на] постоян-
1 Луньюй.-Гл. 13,23.
2 Там же. — Гл. 6, 27.
3 Древнекитайская философия: В 2 т. / Сост. Ян Хин Шун. — Т. 2, с. 121.
5 Луньюй. — Гл. 3, 17.
6 Там же. – Гл. 2, 5.
7 Там же. — Гл. 1, 12.
8 Там же. — Гл. 8, 2.
Лао-цзы, по преданию, уехал из Китая на запад (в Индию), и эта легенда отражает его близость к индийской мысли. Но и наиболее точно выразивший дух китайского народа Конфуций тоже потерпел неудачу в распространении своих взглядов. Сходство между Лао-цзы и Конфуцием в том, что оба они в соответствии с архетипом китайской мысли искали постоянства, но Лао-цзы на-
1 Древнекитайская философия: В 2 т. / Сост. Ян Хин Шун. — Т. 2, с. 12.
3 Лунь юй. — Гл. 1, 16.
4 Там же. — Гл. 8, 14.
5 История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко, с. 72.
6 Там же.
7 Луньюй. – Гл. 2, 5.
Мо-цзы
Взгляды Мо-цзы были очень популярны в IV—IIIвв. до н.э., но потом реализм Конфуция все же победил в практичной душе китайца. Учение Конфуция также устремлено к идеалу, но идеалу нравственного самосовершенствования. Мо-цзы был социальным утопистом и хотел принудительного внедрения всеобщего равен-
1 Лунь юй. – Гл. 4, 8.
2 Мо-цзы. — Гл. 7 (любое изд.).
Контрольные вопросы
2. В чем основные отличия китайской культуры от индийской?
3. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?
4. Каково значение ритуала в китайской культуре?
6. Каковы представления об общественном устройстве в Древнем
Китае?
7. Какое значение имеет китайская культура для становления филосо
фии?
Рекомендуемая литература
Антология мировой философии: В 4т. / Ред.-сост. В.В. Соколов. — М., 1969.— Х- 1. —Ч. 1.
Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. — М., 1966.
Но также самой большой проблемой определяется что такое мировозрение?
Мировозрение- это совокупность взглядов на мир.
Онтология как раздел философии.
Онтология- ( учение, наука)- учение о сущем, учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающая фундаментальные признаки бытия, его наиболее общие сущности и категори, его принципы, структуру и закономерности.
Основные вопросы: "Что существует"?
Основные понятия: бытие, структура, св-ва, формы бытия, пространство, время, движение.
°Основным предметом онтологии является сущее;бытие , которое определяется как полнота и единство всех видов реальности : объективной , физической ,субъективной , социальной и виртуальной. Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух ( духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную ,живую и социальную материю°Бытие, как то, что можно мыслить,противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать обытии. Однако в классической метафизике подбытием понимается Бог. Человек, как бытие,обладает свободой и волей .
5. На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям философов, Платон ответил: "Потому что одни знают, что им нужно, а другие этого не знают". - Кто знает, что нужно?
Во времена Сократа существовали не только придворные музыканты и поэты, но и придворные философы. Это развлекало властителей и позволяло им чувствовать себя комфортнее, ощущая рядом постоянно работающий интеллект. Во времена правления Дионисия придворным философом был Аристипп - ученик Сократа, который много у него перенял, но добавил и кое-что от себя. К знаменитой фразе Сократа "Я знаю, что ничего не знаю" он добавлял: ". кроме своих ощущений". Приятные ощущения и комфорт ему очень нравились, и многие его считали прихлебателем, который жил за счет власти, за пазухой власти, не производя ничего ценного и ни в чем себе не отказывая. Он доказывал, что все лучшее, что есть в человеке и способно двигать его вперёд, не зависит от формы его жизни. Лохмотья или пурпур - все едино, и выбор здесь делается сообразно личным вкусам. Этим он оправдывал свой выбор, т.к. его учитель Сократ придерживался других взглядов. Он долгое время был привязан к репутации своего учителя, но стремился совсем к другой жизни. Про Аристиппа и правившего тогда Дионисия сохранилось несколько забавных историй:
Когда Аристипп в первый раз пришел к Дионисию, тот спросил, зачем он пожаловал. Аристипп ответил:
- Я хочу поделиться тем, что у меня есть, и поживиться тем, чего у меня нет.
Дионисий сказал:
- Почему все время вы, философы, ходите к дверям богачей, а богачи к вашим дверям не ходят?
Аристипп подумал и ответил:
- Потому что мы знаем, что хотим, а вы не знаете.
И добавил:
- Врачи тоже ходят к дверям больных, но всякий бы предпочел быть здоровым, чем больным.
6. Философия конфуцианства: каков "путь золотой середины" Конфуция?
Читайте также: